|
Реализм в Европе 19в.Реализм в Европе 19в.План I. Возрождение и развитие реалистического направления в литературе и искусстве Франция и Англия. II. Реалистический стиль в музыкальный произведениях: оперном искусстве. Литература. I. Возрождение и развитие реалистического направления в литературе и искусстве Франция и Англия. РЕАЛИЗМ утверждается в 1830 — 1840-е Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30— 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Человеческую комедию»; Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др. Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» Проспер Меримо — мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др. В 30 — 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу. В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения, норвежских писателей: Генриха Ибсена - драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа» призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше наших сил», и стихи. Кнут Гамсун - психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. Новые формы искусства в европейской культуре 20 в. На рубеже 19-20 вв. культурологи Шпенглер, Сорокин, Швейцер, Ортега и Гассет стали говорить о кризисе культуры. На самом деле в кризисе находились экономика, политика, социальные отношения и культура. Кризис: 1. За период с 1800-1914 гг. - европейское население увеличилось в 2,5 раза. Ортегай и Гассет писал по этому поводу: «Огромные толпы народу извергаются на поверхность с такой скоростью, что не успевают пропитаться культурой». 2. Проведена четкая черта между элитарной и массовой культурой. Элитарная культура - это глубокие художественные произведения современности, чрезвычайно сложное современное искусство, для воспитания которого нужна подготовка и немалые интеллектуальные усилия. Пр: музыка Стравивского, живопись Пикассо, роман «Уилис» Джойса. 3. «Техническая болезнь» - необходимость культуры отвечать на вызов техники. Первые 20 лет 20 в. - «Прекрасная эпоха», вызванная успехами науки и техники - автомобиль, аэроплан, радио, телефон, телеграф, кинематограф... Новые формы - это попытка ответа на вызов 19 в. Бергсон (философ того времени) в «Творческой революции» пишет: «Мы не можем понять творчество. Разум искусственно разделяет мир, а потом соединяет. Разум обманывает. Нужен жизненный порыв». Сюрреализм (сюр- сверх) основывался на интуитивизме Бегрсона, бессознательности Фрейда, герменевтике (фантазия) Дильтея. Соеди-нение несоединимого, свободные ассоциации - Дали, Миро, Эрнст. Они считали, что надо разрушить мир, ломая его предполагаемую реальность, чтобы пробудить разум к сверхреальному. Кубизм - попытка выразить художественные образы в различных кубических формах (Сезан, Пикассо). Это форма, которая отражает поиск идеи.. Сам же изображаемый предмет для них иррационален, интросубъективен. Их не интересовал реальный мир, главное форма. Абстракционизм - высвобождение от формы. Основатель - Кондинский 1910 г. (Мне не понравился). Экспрессионизм - выражение. Красочность, контрастность. Бюфе, Джорж Руо «Купание в озере», «Голова клоуна» - он сам ( везде очень темные краски). Сущ. течение «Синий всадник». Фовизм («дикий») - стремление к стихийному выражению чувств. Нобизм - синтез литературного символизма и декоративной обобщенности. Дадаизм («детский лепет») - возник в Швейцарии, основоположник Траза. Выражает нечто наивное, первозданное. Поль Элюар. Европейская литература 20 в. Реализм в живописи Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый “бунт 14-ти”. Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Крамским, заявила протест против традиции, согласно которой конкурсная программа ограничивала свободу выбора темы произведения. Требования молодых художников выражали желание обратить искусство к проблемам современной жизни. Получив отказ Совета Академии, группа демонстративно вышла из Академии и организовала Артель художников по типу рабочей коммуны, описанной в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”. Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. К началу 1870-х гг. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Оно имеет своих теоретиков и критиков в лице И. Н. Крамского и В. В. Стасова, поддерживается материально П. М. Третьяковым, который в это время в основном приобретает произведения новой реалистической школы. Наконец, имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. Новое искусство получало, таким образом, более широкую аудиторию, которую в основном составляли разночинцы. Эстетические воззрения передвижников сформировались в предшествующее десятилетие в обстановке общественной полемики о путях дальнейшего развития России, порожденной неудовлетворенностью реформами 1860-х гг. Представление о задачах искусства будущих передвижников формировалось под влиянием эстетики Н. Г. Чернышевского, провозгласившего достойным предметом искусства “обще-интересное в жизни”, которое понималось художниками новой школы как требование остросовременных и злободневных тем. Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х гг. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (“Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ; “Встреча иконы” К. А. Савицкого, 1878, ТГ). Однако свойственный искусству 1860-х гг. критический пафос, сосредоточенность на проявлениях социального зла уступает место в картинах передвижников более широкому освещению народной жизни, направленному и на положительные ее стороны. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (“Приход колдуна на крестьянскую свадьбу” В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (“Бурлаки на Волге” И. Е. Репина, 1870-1873. РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (“Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди” И. Е. Репина). Стремление шире охватить различные стороны общественной жизни, выявить сложное переплетение положительных и негативных явлений действительности влечет передвижников к обогащению жанрового репертуара живописи: наряду с бытовой картиной, господствовавшей в предшествующее десятилетие, в 1870-е г.г. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (“Полесовщик” И. Н. Крамского: “Кочегар” и “Курсистка” Н. А. Ярошенко). Развивая отдельные жанры, передвижники в качестве идеала, к которому должно стремиться искусство, мыслили единство, синтез всех жанровых слагаемых в форме “хоровой картины”, где главным действующим лицом выступала бы масса народа. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. И.Е. Репиным и В.И. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И.Н. Крамского, прибегающих к иносказательной форме евангельских сюжетов для выражения сложных вопросов современности (“Христос в пустыне” И.Н. Крамского, 1872, ТГ; “Что есть истина?”, 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н.Н. Ге 1890-х гг.). Деятельными участниками передвижных выставок были В.Е. Маковский, Н А. Ярошенко, В.Д. Поленов. Оставаясь верными основным заветам передвижничества, участники ТПХВ из нового поколения мастеров расширяют круг тем и сюжетов, призванных отражать изменения, происходившие в традиционном укладе русской жизни на рубеже XIX и XX вв. Таковы картины С.А. Коровина (“На миру”, 1893, ТГ), С.В. Иванова (“В дороге. Смерть переселенца”, 1889, ТГ), А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина и др. Закономерно, что именно в произведениях младших передвижников нашли свое отражение события и настроения, связанные с наступлением новой эпохи классовых битв в преддверии революции 1905 г. (картина “Расстрел” С.В. Иванова). Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н.А. Касаткину (картина “Углекопы. Смена”, 1895, ТГ). Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923 г. Реализм в литературе Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова- Щедрина, А. П. Чехова. Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.). Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И. А. Гончарова. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов», 1859 г.); образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв», 1869 г.). Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина». На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно. Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании». Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр.) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»). Важное место в литературе 70-х гг. занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города». Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. В романе показана ложь и абсурд, лежащая в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели. Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»). Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1866–1876 гг.) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Он издавал журналы «Современник», «Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей. В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, печатал первые рассказы И. С. Тургенев, печатались Гончаров, Белинский, Герцен, Чернышевский. II. Реалистический стиль в музыкальный произведениях: оперном искусстве. В узком смысле слова понятие “реализм” означает конкретно-историческое направление в искусстве 19 века, провозгласившее основой своей творческой программы соответствие правде жизни. Термин был впервые выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х годах 19 века. Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам. Если в широком смысле реализм – общая черта в творчестве художников, принадлежащих к разным художественным течениям и направлениям, то в узком смысле реализм является отдельным направлением, отличным от других. Так, реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он, собственно, и развился. Основой реализма 19 века было резко критическое отношение к действительности, отчего он получил название критического реализма. Особенность этого направления – постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление вынести приговор негативным явлениям общественной жизни. Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества. Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий. Наиболее ярко идеи критического реализма воплотились в искусстве Франции первой половины 19 века, в творчестве Г.Курбе и Ж.Ф.Милле (“Сборщицы колосьев” 1857). Реализм в музыке Творческое содружество русских композиторов, возникшее на рубеже 50—60- х гг. XIX в., в период общественно-демократического подъема в России и расцвета русской культуры, известно также под названием Балакиревский кружок, или Новая русская музыкальная школа. Название “Могучая кучка” дал кружку В. В. Стасов. Кружок складывался в течение нескольких лет (1856—1862) вокруг М.А. Балакирева при активном участии Стасова. Раньше других (1856) сблизился с Балакиревым военный инженер по профессии, композитор и музыкальный критик Ц.А. Кюи. Зимой 1857 г. к ним присоединился офицер Преображенского полка М.П. Мусоргский, а в ноябре 1861 г. — 17-летний выпускник Морского офицерского корпуса Н. А. Римский- Корсаков. Поздней осенью 1862 г. в доме профессора С. П. Боткина состоялось знакомство Балакирева с молодым адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии А. П. Бородиным. С осени 1865 г. после возвращения Римского- Корсакова из кругосветного плавания собрания кружка стали проходить в полном составе. Общепризнанным главой “Могучей кучки” стал Балакирев. На это ему давал право огромный талант, творческая смелость, внутренняя сила и убежденность в отстаивании национально-самобытных путей развития русской музыки. Он, по словам Стасова, приехал в Петербург “целым молодым профессором... русской национальной музыки”. На собраниях “Могучей кучки” много внимания уделялось изучению лучших произведений классического наследия и современной музыки. Играли произведения Р. Шумана, Ф. Листа и Г. Берлиоза, но чаще Ф. Шопена и М. И. Глинки. Высоко ценили композиторы- “кучкисты” творчество Л. Бетховена, которого они считали родоначальником всей новой музыки. Балакиревский кружок являлся для молодых музыкантов не только школой профессионального мастерства. Здесь складывались их общественно- эстетические взгляды. На встречах читали произведения мировой классической литературы, обсуждали политические, исторические события, изучали статьи В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена. Идеологом кружка был Стасов, его влияние на мировоззрение “кучкистов” было огромно. Нередко он подсказывал балакиревцам замыслы будущих произведений: предложил Бородину написать оперу по “Слову о полку Игореве”, подал Мусоргскому мысль о “Хованщине”. Стасов посвятил деятелям “Могучей кучки” ряд статей, создал монографии о Мусоргском, Бородине, Римском-Корсакове, Кюи; в работах “Наша музыка за последние 25 лет”, “Искусство XIX века” большое внимание уделил деятельности “Могучей кучки”. “Могучая кучка” не была замкнутым кружком, ее связи с художественной жизнью всегда отличались многосторонностью. Среди единомышленников и друзей балакиревцев — А. С. Даргомыжский, сестра Глинки Л. И. Шестакова, сестры А. Н. и Н. Н. Пургольд. С участием сестер в их доме состоялось исполнение “Каменного гостя” Даргомыжского, “Бориса Годунова” Мусоргского, “Псковитянки” Римского-Корсакова. Со второй половины 60-х гг. деятельность “Могучей кучки” приняла широкий общественный размах. Этому способствовали растущие масштабы деятельности самого Балакирева. В 1862 г. он совместно с Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу, дирижировал симфоническими концертами Русского музыкального общества, в которых исполнялась музыка его товарищей по кружку. В это время крепнут связи “Могучей кучки” с московскими музыкантами — П. И. Чайковским, Н. Г. Рубинштейном и другими. Отношения, связывавшие балакиревцев с деятелями музыкальной культуры были подчас очень сложными. Они, например, недооценивали положительную роль созданной в 1862 г. консерватории, видя в ней рассадник “академизма” и “немецкого влияния”. Со временем противоречия сглаживались, но даже и на первых порах они не были непреодолимыми, так как порождала их не личная вражда, а стремление к прогрессу национальной культуры и искренняя убежденность балакиревцев в том, что данный путь — единственно верный. Членов “Могучей кучки” связывала тесная дружба, они всегда были готовы поделиться друг с другом идеями, сюжетами, прийти на помощь. Так, Балакирев и Мусоргский подсказали Римскому-Корсакову сюжеты симфонии “Ангар” и оперы “Псковитянка”; Кюи и Даргомыжский подали Мусоргскому мысль об опере “Женитьба”; Бородин подарил Римскому-Корсакову сборник алжирских мелодий, откуда были заимствованы основные темы “Ангара”; Мусоргский передал Римскому-Корсакову план музыкальной картины “Садко”. Римский-Корсаков неоднократно приходил на помощь Бородину во время работы над оперой “Князь Игорь”. После смерти своих друзей Римский-Корсаков проделал титаническую работу по завершению или оркестровке опер Мусоргского “Хованщина” (1883), “Борис Годунов” (1896), “Женитьба” (1906), оперы Бородина “Князь Игорь” (1890, совместно с Глазуновым). Всех членов “Могучей кучки” объединяло стремление продолжить дело Глинки во славу и процветание отечественной музыки. Как и у Глинки, жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они воссоздавали ее через события истории и через образы поэтических сказок и былин; через философские раздумья о судьбах Родины и яркие картины быта, через образы русских людей всех сословий и времен. Балакиревцы восхищались красотой русской народной песни. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100 — Римский-Корсаков. Любовь к русской песне отразилась и на стиле произведений самих композиторов, отличающихся ясным национальным колоритом. Живо интересовались “кучкисты” и песнями других народов России, особенно мелодиями Кавказа и Средней Азии. Демократическая направленность творчества композиторов “ Могучей кучки” выразилась и в стремлении создавать музыку яркую, доступную и понятную широкому кругу слушателей. Это было одной из причин обращения к вокальным жанрам (романс, опера), создания программных инструментальных произведений, сближавших музыку с литературой и живописью. Просветительская деятельность “Могучей кучки” и работа Бесплатной музыкальной школы наталкивались на враждебное отношение реакционных дворянско-аристократических кругов. Балакирев был не в силах противостоять им и на длительное время отошел от музыкальной и общественной деятельности. За это время его ученики и товарищи стали уже зрелыми художниками. Каждый из них пошел своим путем, и кружок распался. Однако никто не изменил идеалам “Могучей кучки” и не отрекся от товарищей. Идеи балакиревцев получили свое развитие в творческой и просветительской деятельности композиторов нового поколения. Их творчество и передовые идеи оказали большое влияние и на развитие зарубежной (в частности, французской) музыки. Литература 1. Учебник для вузов – 1986г. 2. Учебник «Новая история» Галкина С. 3. «Западно-Европейское искусство» Ильина Г.В. 4. «Эпоха реализма во Франции» Капитана М.Н. 5. Большая советская энциклопедия. 3-е создание 1975г. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |