|
Рыцарство как эстетический и нравственный идеал средних вековРыцарство как эстетический и нравственный идеал средних вековСодержание |Введение……………………………………………………………………….. |3 | |Анализ прочитанной литературы…………………………………………….. |4 | |Рыцарство……………………………………………………………………… |6 | |Снаряжение рыцарства………………………………………………………... |8 | |Жизнь рыцарства……………………………………………………………… |12 | |Рыцарский устав………………………………………………………………. |15 | |Заключение ……………………………………………………………………. |18 | |Список литературы……………………………………………………………. |19 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Введение Цель работы - раскрыть рыцарство как эстетический и нравственный идеал средних веков. Актуальность темы работы - рыцарство является одним из выдающихся элементов культуры средних веков. Зародившись тысячу лет назад, оно и по сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин. Предмет исследования – эстетический и нравственный идеал рыцарства средневековья. Объектом исследования данной работы являются рыцари средних веков. Задачи работы – показать жизнь рыцарей, их права и обязанности, возможности стать рыцарем. Работа написана описательным методом. Структура реферата: основная часть работы состоит из четырех частей: рыцарство, снаряжение рыцарства, жизнь рыцарства и рыцарский устав. В части «Рыцарство» коротко рассказывается о истории образования рыцарства и его сущность. В разделе «снаряжение рыцарства» представлены основные элементы экипировки рыцарей. Раздел «Жизнь рыцарства» раскрывает образ жизни, который вели рыцари средневековья. В четвертом разделе приведены некоторые правила из рыцарского устава. Перспективы реферата: многие писатели посвятили свои книги рыцарству – выдающемуся явлению западной культуры. Также написано множество интересных исследовательских трудов, касающихся темы рыцарей средневековья. Не является исключением и моя работа. Анализ прочитанной литературы Книга Борзова Е.П. «История мировой культуры» содержит в себе историю развития мировой культуры с самых первых ее проявлений и до наших дней. «Хрестоматия по истории мировой культуры» Гриненко Г.В. представляет собой собрание текстов по истории мировой культуры с комментариями автора- составителя. В книге охватывается период от первобытного общества до ХХ века; приволятся тексты, посвященные всем основным аспектам духовной культуры. На страницах книги Дефурно М. «Повседневная жизнь в эпоху Жанны д, Арк» представлен сложный и многоликий мир средневекового города, университеты, дворцы знати, купеческие лавки и тюрьмы, игрища, проповеди, публичные казни и торжественные выезды короля. Мир средневекового французского общества, с его печалями и радостями. В учебнике Л.М.Брагина и других «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения» с учетом новейших достижений историографии и культурологи авторами дана широкая панорама духовной, художественной и повседневной жизни Европы в XIV-XVII вв. Основное внимание уделено явлениям и процессам, определяющим своеобразие эпохи. В курсе лекций «История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение» под редакцией С.Д.Серебряного дается общее введение в проблемы изучения культуры, а затем излагается материал о средневековой культуре Западной Европы. В книге Кардини Ф. «Истоки средневекового рыцарства» раскрывается глубинная предыстория рыцарства как социального и историко-культурного явления, а также рассматриваются ее технические и военные аспекты. Прослеживается формирование идейно-религиозной концепции рыцарства, его самосознания и социальной психологии. В учебнике Карпушина С.В., Карпушин В.А. «История мировой культуры» дан обзор истории мировой культуры – от древнейших времен до наших дней. Проходящая через всю книгу тема взаимодействия культур выявляет единство мирового культурно-историческо процесса. В учебнике «Культурология» под редакцией Н.Г.Багдасарьяна удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов. В учебном пособии «Культурология» Под редакцией В.А.Фортунатовой и Л.Е.Шапошникова в живой литературной форме на конкретных примерах, взятых из истории развития национальных культур и различных сфер культуры, раскрываются основные понятия культурологии. В учебном пособии «Очерки по истории мировой культуры» под редакцией Т.Ф.Кузнецовой представлено историко-культурное развитие основных регионов мира. Динамика общественной жизни народов мира рассматривается в книге как результат взаимодействия различных форм и видов культурной деятельности. Книга Пастуро М. «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола» посвящена истории повседневной жизни Франции и Англии второй половины XII – первой трети XIII века. Рыцарь и рыцарство – главный объект книги. В учебном пособии Петрухинцев Н.Н. «ХХ лекций по истории мировой культуры» предпринята попытка выстроить в целое многовековую историю мировой культуры, рассмотреть эту культуру как сложное развивающееся во времени и по своим законам явление. В книге Порьяза А. «Мировая культура: Средневековье» освещены такие аспекты цивилизаций прошлого, как история, экономика, социальное устройство, религия, наука, искусство, повседневная жизнь. Книга «Тайны, скрытые забралом» представляет собой энциклопедию рыцарства: о его зарождении и уставах, о нравах и обычаях, о крестовых походах. Книга Хёйзинга Й «Осень средневековья» посвящена исследованию форм жизненного уклада и форм мышления в XIV-XV веках во Франции и Нидерландах. Словарь Хоруженко К.М. «Культурология. Энциклопедический словарь» представляет собой справочное издание, статьи которого раскрывают смысл главных культурологических понятий, знакомит с основными течениями и направлениями мировой культурологии и ее представителями. Книга Чернокозова А.И. «История мировой культуры» содержит интересный материал по истории мировой культуры. Автор рассматривает вопрос о влиянии личности на культурно-исторический процесс. Рыцарство Рыцарство представляло собой общественный институт, появившийся в феодальной системе примерно в 1000 году. В строгом смысле слова, рыцарь — это любой мужчина, владеющий оружием и прошедший церемонию специального посвящения. Но быть лишь посвященным — недостаточно для истинного рыцаря; необходимо еще следовать определенным правилам и вести особый образ жизни. Таким образом, рыцари — это не юридический класс, а специфическая социальная категория или, выражаясь современным языком, сообщество «профессионалов» конного боя (единственного эффективного способа военных действий вплоть до конца XIII века), умевших вести ту особую жизнь, каковой представала жизнь рыцаря. Теоретически рыцарство считалось доступным каждому получившему крещение: любой рыцарь имел право сделать рыцарем того, кого он считал достойным им быть, вне зависимости от происхождения и социального положения. Эпические песни, так называемые «жесты», изобилуют примерами простолюдинов (крестьян, лесников, свинопасов, торговцев, жонглеров, поваров, привратников и т.д.), посвященных в рыцари в награду за оказанные герою услуги. Иногда упоминаются даже простые сервы. Однако в реальности дело обстояло иначе. С середины XII века рыцари пополняли свои ряды почти исключительно за счет сыновей рыцарей и, таким образом, образовывали наследственную касту. Посвящения в рыцари простолюдинов, если не исчезли совсем, то стали событием почти уникальным. Можно назвать две причины этого явления. Первая из них заключалась в том, что процесс принятия новых членов неизбежно приводил к присвоению одним классом — земельной аристократией — привилегии на образование рыцарства, не подчинявшейся никаким правовым нормам. Вторая, возможно, более важная, связана с социально-экономическими требованиями: лошадь, военное снаряжение, церемония и празднества по случаю посвящения в рыцари стоили дорого; да и сам образ жизни рыцаря, состоявшей из удовольствий и праздности, предполагал наличие некоторого богатства, которое в ту эпоху основывалось только на обладании землей. Рыцарское звание действительно приносило честь и славу; но при этом следовало жить или за счет щедрости богатого и могущественного покровителя (что удавалось еще достаточно легко в начале XII века, но уже гораздо труднее спустя столетие), или на доходы от патримония. Многие, впрочем, придворным щедростям сеньора предпочитали получение пусть даже самого маленького феода. К 1200 году рыцари — это уже в основном сеньоры или сыновья сеньоров. Во Франции данный феномен принимает особо выраженный характер в течение XIII века, так что рыцарское звание уже практически не рассматривается как личностное, а становится наследственным качеством, доступным лишь высшим слоям аристократии. С этого времени и начинается процесс слияния рыцарства и аристократии. Снаряжение рыцарства Снаряжение рыцарства бывает наступательное и оборонительное. Приведем некоторые элементы этого снаряжения. Оборонительное вооружение: Шлем (le heaume). Шлем был довольно глубок, делался из железа или стали, кверху конусообразно суживался, имел набородник, к которому прикреплялось забрало, и внизу железный нагрудник, который отделялся от шлема и прикреплялся к нему металлическим воротничком. Забрало состояло из мелкой решетки; оно убиралось под козырек шлема и опускалось во время сражения. На шлем надевался нашлемник; короли носили в виде нашлемника корону, а рыцари различные украшения. Шишак (le bassinet d'armes). Шишак был шлем полегче, без забрала и без нагрудника; рыцарь брал его с собою и надевал, когда выходил из боя для отдыха. Шишак отличался от шлема весом, внешним видом и неподвижным наличником. Гобиссон (le gaubisson). Рыцари носили поверх рубашки гобиссон, нечто вроде длинной фуфайки из стеганой тафты или кожи с подкладкой из шерсти, пакли или волоса, чтобы ослабить удар. Это платье защищало от железных колец брони, которые могли бы вонзиться в тело даже тогда, когда броня осталась непроколотой. Панцирь, броня (le haubert ou cuirasse). Род кольчуги из стальных плотных колечек, которая покрывала рыцаря от шеи до бедер; к ней впоследствии прибавили рукава и наножники (les chausses) из колечек; стальная бляха на груди прикрывала броню; капюшон, также из колечек, висел на спине; им рыцарь накрывал голову, когда снимал шлем. Впоследствии кольчугу заменили латами, нагрудниками, наручами и набедренниками, также железными. Все части этих доспехов были так между собою скованы, что не препятствовали свободным движениям, потому что они сдвигались и раздвигались. Супервест (la cotte d'armes). Сверх брони и лат надевали нечто вроде короткого плаща-накидки без рукавов, с рыцарским гербом, часто из золотой или серебряной парчи, отороченной дорогим мехом; под ним носили шарф, или перевязь, или кожаный пояс с позолоченными гвоздями, на которые навешивался меч. Набедренники (les tassettes). Это были железные пластины, прикрепленные к броне, от пояса до половины бедер. Нарамники, или наплечники, и наколенники (epaulires et genouilleres). Это также были железные пластины, которые прикрывали плечи и колени, не затрудняя движений; первые прикреплялись к нагруднику, вторые к набедренникам. Ztfum(Vecu ou bouclier). Тот, который не употреблялся в боях, был деревянный, обтянутый кожей, железом или другим твердым материалом, чтобы выдерживать удары копья. Слово ecu происходит от латинского scutum — название, данное римлянами продолговатому, обтянутому кожей щиту. На щитах изображались гербы. Отсюда название старинной французской монеты -экю, на которой был изображен щит Франции. Вооружение оруженосца. Оруженосец не имел ни нашлемника, ни железных наручей и наножников; он носил шишак, гобиссон и стальной нагрудник. Вооружение лошади. Голову лошади тщательно закрывали или металлическим, или кожаным наголовником, грудь — железными пластинами, а бока — кожей. Кроме того, ее покрывали попоной или чепраком из бархата или из другой материи, на которых были вышиты гербы рыцаря. Оснащенные таким образом лошади назывались les chevaux bardes (латные лошади). Наступательное вооружение: Копье (la lance). Копья делались из прямого и легкого дерева, такого как сосна, липа, вяз, осина и другие; самые лучшие были ясеневые. В верхний конец копья плотно вставлялось стальное острие. Рыцарское знамя или флюгарка с длинным развевающимся концом прикреплялись к верхушке копья. Оруженосец не имел копья; он мог сражаться только со щитом и мечом. Но если он носил звание poursuivant d'armes, то мог быть в полном рыцарском вооружении, за исключением особых отличий, таких как золоченые шпоры и прочее. Меч (1а ёрёе). Он был широк, короток, крепок, заострен только с одной стороны и хорошо закален, чтоб не ломаться о латы и шлемы. Позднее мечи стали делать очень длинными, соразмерно широкими и заостренными. Эфес меча всегда был в виде креста. Кинжал (la misericorde). Это оружие носили у пояса. Название la misericorde (пощада, милосердие) дано было кинжалу, потому что в бою грудь с грудью, когда и копье и меч из-за своей длины становились бесполезными, рыцарь прибегал к этому оружию, чтобы заставить лежачего врага просить пощады. Алебарда (la hache d'armes). Колюще-рубящее оружие в виде длинного копья с насаженным на него двойным лезвием: одним как у обыкновенного топора, а другим длинным заостренным, иногда с двумя расходящимися концами. Палица или булава (la masse ou massue). Это ударное или метательное оружие состояло из толстой, в объем руки взрослого человека, дубины, около метра длиной, с кольцом на одном конце, к которому прикрепляли цепь или крепкую веревку, чтоб палица не вырвалась из рук; другой конец был окован металлом или утыкан остроконечными гвоздями; если же это была булава, то на него был насажен или прикреплен к трем цепям металлический шар. Мушкель или военный молот (le mail ou maillet et le marteau d'armes). Эти два оружия различались только тем, что оба оборота мушкеля были немного закруглены, а у военного молота один конец закруглен, а другой заострен. Кривойнож (le fauchon ou fauchard). Это оружие редко употреблялось в бою; нож был с длинной рукояткой и заострен с обеих сторон наподобие обоюдоострого серпа. Таково было оборонительное и наступательное вооружение рыцарей. Правда, оно было очень тяжелым, и надо было обладать большой физической силой, чтобы, как часто приходилось рыцарям, по целым дням не снимать такого вооружения и переносить в нем все трудности пути и битвы. Кроме того, от рыцарей требовались большая ловкость, легкость и живость, чтобы вскакивать на коня и соскакивать с него, не трогая стремени; требовалось умение владеть копьем, мечом и алебардой в том же тяжелом вооружении. Естественно, что такому искусству учились долго и с трудом и необходимо было привыкать к этому с детства. Конечно, с течением времени в вооружении рыцарей многое изменилось, в особенности когда был изобретен порох и тяжелое холодное оружие заменилось более легким огнестрельным. [15, c 31-33] Жизнь рыцарства Понятие рыцарства прежде всего связывалось с определенным образом жизни. Он требовал специальной подготовки, торжественного посвящения и не такой, как у обычных людей, деятельности. Эпическая и куртуазная литература дает нам об этом довольно подробное представление, хотя, возможно, несколько обманчивое из-за ее идеологически консервативного характера и нуждающееся в некоторой корректировке, для чего мы воспользуемся повествовательными источниками и данными археологии. Жизнь будущего рыцаря начиналась с долгого и непростого обучения сначала в родительском доме, а затем, с десяти или двенадцати лет, у богатого крестного или могущественного покровителя. Цель начального, семейного и личного образования — научить элементарным навыкам верховой езды, охоты и владения оружием. Следующий этап, более длительный и более сложный, уже представлял собой настоящее профессиональное и эзотерическое посвящение. Он проходил в группе. На каждой ступени феодальной пирамиды сеньора окружало нечто вроде «рыцарской школы», где сыновья его вассалов, его протеже и, в некоторых случаях, его менее состоятельные родственники обучались военному мастерству и рыцарским добродетелям. Чем влиятельнее был сеньор, тем больше набиралось у него учеников. До шестнадцати-двадцатитрехлетнего возраста эти юноши выполняли роль домашнего слуги или оруженосца своего покровителя. Прислуживая ему за столом, сопровождая на охоте, участвуя в увеселениях, они приобретали опыт светского человека. А занимаясь его лошадьми, поддерживая в порядке его оружие и, позже, следуя за ним на турнирах и полях сражений, они накапливали знания, необходимые военному человеку. С первого дня выполнения этих обязанностей и до момента посвящения в рыцари они носили звание оруженосца. Те из них, кому не удавалось стать рыцарями из-за отсутствия состояния, заслуг или подходящего случая, сохраняли это звание на всю жизнь, ведь называться рыцарем можно было только после посвящения. В исследуемый период ритуал посвящения в рыцари еще не закрепился окончательно, и эта церемония могла проходить по вкусам участников, как в реальной жизни, так и в литературных произведениях. Разница обряда посвящения в рыцари прежде всего зависела от того, когда проводилась церемония — в военное или в мирное время. В первом случае церемония происходила на поле боя до начала сражения или после победы, и тогда она была овеяна славой, хотя все произносили традиционные слова и производили те же самые ритуальные жесты. Церемония обычно состояла из возложения меча и символического «удара по шее» (colee). Посвящение в мирное время связывалось с большими религиозными праздниками (Пасха, Пятидесятница, Вознесение) или с важными гражданскими событиями (рождение или свадьба правителя, примирение двух суверенов). Это почти литургическое действо могло состояться во дворе замка, в церковном притворе, на общественной площади или на травке какого-нибудь луга. Будущему рыцарю требовалась особая сакраментальная подготовка (исповедь, причастие) и ночь размышлений в церкви или часовне. За церемонией посвящения следовали дни пиршеств, турниров и увеселений. Сакральный характер носило и само проведение церемонии. Она начиналась с освящения оружия, которое затем «крестный отец» посвящаемого в рыцари вручал своему «крестнику»: сначала меч и шпоры, потом кольчугу и шлем, и, наконец, копье и щит. Бывший оруженосец облачался в них, прочитывая при этом несколько молитв, и произносил клятву соблюдать правила и обязанности рыцарства. Церемонию завершал тот же символический жест «удар по шее», его происхождение и значение остаются спорными по сей день. Существовали разные способы «удара по шее»: чаще всего тот, кто совершал церемонию, стоя сильно ударял посвящаемого ладонью по плечу или затылку. В некоторых английских графствах и областях Западной Франции этот жест сводился к простому объятию или крепкому рукопожатию. В XVI веке «удар по шее» совершали уже не рукой, а посредством лезвия меча и сопровождали ритуальными словами: «Именем Бога, Святого Михаила и Святого Георгия я посвящаю тебя в рыцари». Несмотря на существование различных объяснений, сегодня в этой практике историки более склонны видеть пережитки германского обычая, по которому ветеран передавал свою доблесть и свой опыт молодому воину. Однако посвящение, главный этап в карьере рыцаря, нисколько не изменяло его повседневной жизни. Она по-прежнему состояла из верховой езды, сражений, охоты и турниров. Сеньоры, обладавшие обширными владениями, играли в ней главную роль, а вассалам с феодами победней приходилось довольствоваться крупицами славы, удовольствий и добычи. Имея равные права, в действительности рыцари не были равны. Среди них встречалось немало и таких, кто составлял нечто вроде «рыцарского пролетариата»; они получали средства для жизни, лошадей и даже оружие от сильных мира сего (королей, графов, баронов), за чей счет вынуждены были жить. Эти неимущие рыцари, богатые тщеславными надеждами, но бедные землей, — как правило, молодые люди, которые ожидали отцовского наследства или, не обладая ничем, состояли на службе у какого-нибудь покровителя. Зачастую они объединялись в лихие компании под предводительством княжеского или графского сынка и искали приключений, предлагали свои услуги от турнира к турниру, от поместья к поместью. Они первыми отправлялись в Крестовые походы или далекие экспедиции, манящие своей неопределенностью. Они стремились обольстить богатую наследницу, способную принести им то состояние, которое не могли обеспечить ни их подвиги, ни происхождение. Этим объясняется позднее вступление в брак. Возможно, именно этому сообществу молодых рыцарей, жадных до любовных и военных подвигов, и адресовались рыцарские романы и куртуазная литература. В ней они находили изображение общества, не существовавшего на деле, но того самого, которое, несомненно, пришлось бы им по вкусу. Общества, где качества, деятельность и стремления рыцарского класса почитались единственно возможными и истинными идеалами. [12, c. 64-72] Рыцарский устав Рыцари — это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои представления об идеале воина. Христианский рыцарь — это прежде всего боец за веру Христову, но рыцарь также — это верный вассал своего сюзерена (верность — одна из наиболее ценимых добродетелей эпохи), он же — защитник слабых и обиженных, он же — верный слуга своей Прекрасной Дамы. Культ Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии, не имеет аналогов в других районах мира — это чисто европейское явление. «Рыцарям вменяется в обязанность иметь страх Божий, чтить Его, служить Ему и любить Его всеми силами своими, всей крепостью своей сражаться за веру и в защиту религии; умирать, но не отрекаться от христианства». «Рыцари обязаны служить своему законному государю и защищать свое отечество, не жалея для него и самой жизни». «Щит рыцарей должен быть прибежищем слабого и угнетенного; мужест- рьщарей должно поддерживать всегда и во всем правое дело того, кто к обратится». «Да не обидят рыцари никогда и никого и да убоятся более всего злословием оскорблять дружбу, непорочность отсутствующих, скорбящих и бедных». «Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками, но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдою». «Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным; да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не возобладают над ними в ущерб правам ближнего». «Они не должны вступать в неравный бой, следовательно, не должны идти несколько против одного, и должны избегать всякого обмана и лжи». «Да не употребят они никогда в дело острия меча в турнирах и других увеселительных боях». «Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшею ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие». «Да не положат они оружия, пока не окончат предпринятого по обету дела, каково бы оно ни было; да преследуют они его денно и нощно в течение года и одного дня»... «Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству». «Да сохраняют они под своим знаменем порядок и дисциплину между войсками, вверенными их начальству; да не допускают они разорения жатв и виноградников; да наказуется ими строго воин, который убьет курицу вдовы или собаку пастуха или нанесет малейший вред на земле союзника». «Да блюдут они честно свое слово и обещание данное победителю; взятые в плен в честном бою, да выплачивают они верно условленный выкуп или да возвращаются они по обещанию в означенный день и час в тюрьму; в противном случае они будут объявлены бесчестными и вероломными». [2, c 437- 438] Заключение О происхождении рыцарства писали многие; одни относили его появление к эпохе первых крестовых походов, другие — к временам более отдаленным. Французский писатель Шатобриан считал, что оно возникло в начале VIII столетия. Я не буду входить в рассуждения по этому предмету, представив вкратце состояние Европы в эпоху расцвета и могущества рыцарства. Только в этот период оно нас по-настоящему занимает и восхищает, в дальнейшем утрачивая свой интерес, ибо вместе с успехами просвещения право сильного, которое одно только могло бороться с злоупотреблениями, заменилось порядком, установленным законной властью. Но прежде чем достичь этой эпохи расцвета, необходимо обозреть более трех веков варварства и мрака. Лас Касас Бартоломе писал: «К счастию, проходишь эту длинную и утомительную пустыню под прикрытием любезного и блестящего рыцарства. Это превосходное учреждение, это дивное усилие энтузиазма и добродетели, которое в наше время кажется только благородным безумством, было однако же во времена анархии дополнением к законам и защитою самых дорогих прав; оно было опорою вдов и сирот, прибежищем слабых, ужасом разбойников; словом, оно было даром, который небо ниспослало на землю, чтобы удержать на ней в эти времена опустошений влияние добрых начал». Список литературы 1. Борзова Е.П. История мировой культуры. 2-е изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – 672 с. 2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1999. – 669 с. 3. Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д, Арк. Пер. Васильковой Н.Ф., СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. – 320 с. 4. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов/ Л.М. Брагина, О.И.Варьяш, В.М.Володарский и др.; Под ред. Л.М.Брагиной. – М.: Высш. шк., 1999. – 479 с. 5. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций/ Под ред. С.Д.Серебряного. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 429 с. 6. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит. / Вступ. ст. В.И.Уколовой. Общ. ред. В.И.Уколовой и Л.А.Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987 – 384 с. 7. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: «Note Bene», 1998. – 536 с. 8. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г.Багдасарьян, А.В.Литвинцева, И.Е.Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 709 с. 9. Культурология: Учеб. пособие / В.А.Глуздов, И.И.Лукичева, А.А.Косьян и др.; Под ред. В.А.Фортунатовой и Л.Е.Шапошникова. – М.: Высш. шк., 2003. -303 с. 10. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с. 11. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие./Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. – М.: «Языки русской культуры», 1997. – 496 с. 12. Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола/ Пер. с фр. М.О. Гончар; Научн.ред. Т.Д.Сергеева. – М.: Мол. Гвардия, 2004. – 239 с. 13. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с. 14. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 479 с. 15. Тайны, скрытые забралом: Энциклопедический путеводитель по истории рыцарства. – М.: Современник, 2002. – 416 с. 16. Хёйзинг Й, Осень средневековья, пер. Д.В.Сильвестрова, - М.: изд-во «Наука», 1988. – 540 с. 17. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на- Дону: Издательство «Феникс», 1997 – 640с. 18. Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на- Дону, «Феникс», 1997. – 480 с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |