бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рыцарство и монашество как образ жизни

Рыцарство и монашество как образ жизни

Финансовая академия при правительстве Российской Федерации

Реферат

по культурологии

на тему:

Выполнил: студент группы ФМ1-

4 Векшин Михаил

Научный руководитель: Никитина

О.О.

Москва 2000

Рыцарство

Вступление

Рыцарь — понятие емкое. Когда мы произносим это слово, то в абстрактном

смысле представляем себе человека чести и принципов, в конкретном —

всадника в латах, с копьем и щитом. И то и другое верно, но это лишь часть

целого. В Средние века рыцарь — четкая социальная категория: владелец

небольшого феода, низший вассал на последней ступеньке феодальной иерархии.

Но термин этот понимается историками и более широко — как феодал вообще,

иначе говоря, как представитель военно-землевладельческого сословия

Средневековья, вне зависимости от имущественного положения и знатности. И

наконец, нельзя не заметить, что понятие «рыцарство» (chevalerie) так или

иначе касается почти всех институтов Западной Европы XI—XIV веков, включая

нравы, обычаи, идеи, историографию и литературу — поэзию и прозу.

Происхождение рыцарства и время его возникновения — вопросы темные, до

сих пор вызывающие споры в специальной литературе. Одни уводят

возникновение рыцарства к Гомеру и древней Элладе, другие начинают с

«Германии» Тацита, третьи берут за исходный пункт раннее Средневековье,

указывая на «Эдды» и «Беовульфа», а кое-кто помещает рыцарство целиком в

развитый феодализм и выводит его из Крестовых походов. Не вдаваясь в

бесполезную полемику, отметим, что рыцарство как военное сословие неизменно

тесно связано со службой на коне; недаром в большинстве западно-европейских

языков сам термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник», «кавалерист»

(нем. Ritter, фр. chevalier, итал. cavaliere, ucn. caballero). Конная же

служба впервые установилась на средневековом Западе при Каролингах, точнее

при Карле Мартелле (начало VIII века), и именно за нее он стал раздавать

земельные пожалования. Эти пожалования назывались «военными бенефициями» и

позднее превратились в наследственные владения — лены или феоды, а их

держатели, соответственно, — в феодалов (рыцарей). Так сложилось феодальное

(рыцарское) сословие, ставшее господствующим классом общества.

Воспитание рыцарей. Пажи и оруженосцы

Чем более рыцарство приобретало славы, значения и блеска, тем сложнее

делался прием молодых кандидатов, жаждавших вступить в это благородное

звание. Только родовой по отцу и матери дворянин, достигший 21 года, мог

попасть в рыцари. Но одного дворянского происхождения было далеко

недостаточно; необходимость требовала строгим и суровым воспитанием с самых

юных лет приготовиться к перенесению воинских трудов, необходимо было

основательное изучение всех рыцарских обязанностей. Долгими испытаниями на

низших степенях поступавшему следовало доказать, что его мужество и

доблесть в состоянии поддержать честь и славу сословия, в которое он желал

поступить. Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось

с детства; игры и занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный

дух.

Пажи. С семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за

начальными уроками под родительским кровом дворянство, по заведенному

обычаю, отсылало своих детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось в

дружбе или родстве. Их советы и пример составляли истинное и окончательное

воспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честью

для себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образование сына.

Обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю был основан на

справедливом опасении, что родительская нежность не решится подвергать

своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимы для рыцарской

службы.

Расставаясь с сыном, иногда на долгие годы, отец благословлял его и

высказывал при этом свои последние наставления. Юноша уезжал верхом на

парадной лошади, в сопровождении старого служителя. По прибытии в замок

своего патрона, он получал звание пажа или валета. Жизнь пажа скучной не

была: пажи сопровождали патрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в

гостях, на прогулках, были на посылках и даже служили за столом.

Почтительно, с поникшим взором, молодой паж, повинуясь, учился повелевать

и, всегда храня глубока молчание, отвечать на вопросы умно. Помогая

камергеру, он обязан был устилать комнату своего патрона зимой соломой, а

летом тростником, содержать в порядке его кольчуги и конское вооружение,

приготовлять омовения странствующим рыцарям.

Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которой он не только

должен был соблюдать, как и всякий христианин, но и охранять их ценой жизни

и смерти. Преподавателем этого важного предмета юным пажам обыкновенно была

одна из самых благородных, набожных и добродетельных дам замка. Уроки

религии внушали им к священным предметам неизгладимое уважение; в то же

время кротость, любезность и достоинства преподавательниц порождали в

сердцах слушателей внимание и почтительность к прекрасному полу, что

составляло отличительную черту рыцарства. Пример дам и рыцарей, которым

пажи служили, постоянно поддерживал в них скромность и благонравие. Но

более всего старались развить в пажах почтение к величественному характеру

рыцарства и благоговение к тем доблестям, которые возводят в это звание.

Самые игры и удовольствия способствовали такому преднамеренному

образованию: они заранее приучались к разнородным турнирам и вообще к

рыцарским обязанностям. Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали

в тяжелых латах, перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть

копьем и биться с деревянным рыцарем. Вслед за воинственными играми шли

разговоры о войне, об охоте, об искусстве вынашивать птиц и дрессировать

собак. Иногда учили молодого пажа играть в шахматы или петь под

аккомпанемент лиры песню любви или военной славы.

Так проходили жизнь и воспитание пажей.

Оруженосцы. Чтобы показать молодежи назначение меча, - при переходе

пажа в оруженосцы, когда меч впервые влагался ему в руки, - совершали

религиозный обряд. Отец и мать, или воспреемники, держа восковые свечи,

подводили к алтарю вышедшего из пажей. Священнослужитель брал с престола

меч и пояс и, благословив их несколько раз, препоясывал молодого дворянина.

Оруженосцы разделялись на классы сообразно налагаемым на них

обязанностям, как то: на оруженосцев, находившихся при особе рыцаря или его

супруги (первая из должностей была выше), на комнатных оруженосцев или

камергеров, на конюших или шталмейстеров, в обязанность которых была забота

о конях; на кравчих или форшнейдеров, которые накрывали на стол, подавали

кушанья, разрезали еду и т.д.; на мундшенков, мундкохов и т. п. Почетнейшая

из должностей была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря.

В звании оруженосцев, которого обыкновенно достигали в 14 лет, молодые

воспитанники ближе допускались к своим сеньорам и свободнее участвовали в

их беседах, поэтому лучше могли изучать образцы, по которым должны были

воспитываться. Они с большим вниманием наблюдали за ними, стараясь

заслужить и привязанность и угождая благородным иностранцам и придворным

своего патрона; они стремились приобрести грацию движений, приветливость,

вежливость, Скромность, благоразумие, сдержанность в разговорах и

развязность, когда она была нужна.

Оруженосцы же содержали оружие своих господ в порядке и чистоте, на

случай надобности. И все эти различные домашние обязанности перемешивались

с военной службой. Оруженосец обязан был в полночь обойти все комнаты и

дворы замка.

Оруженосцы также облачали рыцаря в доспехи, когда это было нужно,

заодно, вооружая рыцаря, сами учились этому искусству. Если рыцарь выезжал,

оруженосцы спешили к нему с услугами: поддерживали стремя, подавали наручи,

перчатки, шлем, щит, копье и меч; латы рыцарь должен был носить постоянно..

Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч., когда он снимал их

при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становились

позади своих рыцарей и были как бы зрителями боя.

Если проходил турнир или даже бой, каждый оруженосец внимательно следил

за действиями своего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары,

поднимая его, подводя свежего коня, он помогал своему рыцарю ловко и

усердно. Оруженосцам же вверяли рыцари пленных, взятых в пылу сражения. Тут

молодой воин привыкал защищаться и побеждать и узнавал, способен ли он

переносить столько трудов и опасностей.

Домогавшийся рыцарского звания соединял в себе необходимую для этой

трудной службы силу с ловкостью и другими свойствами отличного кавалера.

Поэтому не удивительно, что и звание оруженосца было в большом почете. По

прошествии некоторого времени, проведенного молодыми людьми в исполнении

обязанностей оруженосца в замке патрона, они начинали посещать дворы своих

государей, затем в военное время находились при войске, а в мирное время

странствовали и отправляли должности послов в отдаленных краях. Таким

образом они приобретали навык владеть оружием, участвовали в турнирах и

знакомились с иноземными обычаями. Эти три рода занятий назывались les

trois metiers des armes, а исполнявший их porsuivants d'armes. Так

проходила жизнь оруженосца. Подавая на стол, следя за вооружением рыцаря,

помогая рыцарю облачаться в доспехи, участвуя в странствиях и походах

рыцаря оруженосец шел к своей главной мечте – Посвящению в рыцари.

Посвящение в рыцари

Посвящение в рыцари было для юного оруженосца таким грандиозным,

торжественным, великим событием, которое меняло всю его жизнь: простой

оруженосец превращался в члены знатного и величественного, доблестного и

отважного, честного и достойного сословия рыцарей. Посвящение запоминалось

оруженосцу на всю жизнь. Вот как оно происходило.

Оруженосец, домогавшийся рыцарского звания, просил навести о себе

справки, когда государь или грансеньор, к которому обращались с просьбой,

уверясь в храбрости, прямодушии и в других доблестях молодого poursuivant

d'armes, назначал день посвящения. Для этого избирались обыкновенно кануны

каких либо торжеств, например, объявление мира или перемирия, коронование

королей, рождение, крещение или браки принцев, большие церковные праздники

и, преимущественно, канун Пятидесятницы.

Молитвой, строгим постом и чистосердечным раскаянием в грехах новик (la

novice) несколько дней готовился к посвящению. После исповеди и

благоговейного приобщения Св. Тайн, его облекали в белую, как снег, льняную

одежду - символ непорочности, необходимой в рыцарском звании, отчего и

произошло слово кандидат (candide от candidus - белый). В этом одеянии

кандидат отправлялся в церковь на ночное бдение. Там, перед алтарем

Богоматери или своего патрона, подле надгробных памятников с изваяниями

принцев и великих воителей, преклонял он колена и, сложив руки крестом, с

поникшим взором, проводил всю ночь в молитве и размышлениях, вспоминал

усопших героев и молил Творца сподобить его такой же подвижнической жизнью

и смертью.

На рассвете приходили за ним старые рыцари, его воспреемники, т. е.

избранные стоять с ним во время посвящения, и уводили его в баню,

приготовленную, из уважения к рыцарству, великим камергером. По выходе из

бани надевали ему на шею перевязь с мечом, укладывали его в постель и

покрывали простым белым хитоном, а иногда и черным сукном, в знак того, что

он прощался со сквернами мира и вступал в новую жизнь.

В таком наряде воспреемники, в сопровождении родственников, друзей и

всех окрестных рыцарей, приглашавшихся на величественную церемонию, вводили

новопосвящаемого в церковь. Здесь священник, благословляя меч новика, читал

по-латыни псалмы и поучения.

По окончании этого обряда воспреемники уводили кандидата в комнаты, где

надевали на него сперва что-то вроде темной фуфайки, потом газовую, тканую

золотом рубашку, сверх этого легкого одеяния кольчугу и, наконец, мантию,

испещренную красками и гербами рыцаря.

В таком облаченье он являлся туда, где государь или какой-нибудь

знаменитый рыцарь должен был облобызать его. Обыкновенно это лобзание

давалось новопринятому кавалеру в церкви или в часовне; впрочем, иногда

давалось оно в зале или на дворе дворца или замка, а иногда даже и в чистом

поле. Шествие было церемониальное, под звуки барабанов, труб и рогов;

кандидату предшествовали главнейшие рыцари, нося на бархатных подушках

доспехи, которыми его вооружали по прибытии на место; только щит и копье

ему еще не вручались: он получал их после освящения. Затем совершали

литургию во имя Св. Духа. Посвящаемый выслушивал ее на коленях, помещаясь

как можно ближе к алтарю, впереди того, кто давал ему лобзание. Лишь только

кончалась обедня, - церковнослужители выносили налой с книгой рыцарских

законов, чтение которых слушали внимательно.

После этого чтения, посвящаемый становился на колени перед государем,

который произносил следующие слова: "Во славу и во имя Бога Всемогущего,

Отца, Сына и Духа Святого, жалую тебя рыцарем. Помни же, что долг твой -

соблюдать все правила и добрые уставы рыцарства - этого истинного и

светлого источника вежливости и общежития (la courtoisie). Будь верен Богу,

государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и

помощи вдовам и сирым; посещай обедню и подавай милостыню; чти женщин и не

терпи злословия на них, потому что мужская честь, после Бога, нисходит от

женщин".

Кандидат отвечал: "Обещаю и клянусь, в присутствии Господа моего и

государя моего, положением рук моих на Св. Евангелие, тщательно блюсти

законы и наше славное рыцарство".

Тогда государь вынимал свой меч, ударял им по плечу новоизбранного,

лобызал его, потом знаком повелевал воспреемнику надеть новому рыцарю

золотые шпоры - символ возлагаемого достоинства, помазать его елеем и

объяснить воспреемникам ему таинственный смысл каждой части его вооружения.

После того, как все части рыцарского вооружения надевались

воспреемниками на новопосвященного рыцаря, все церемониально выходили из

церкви, причем вновь принятый рыцарь шел сбоку давшего ему лобзание. Тогда

один из старых рыцарей подводил красивого коня, покрытого богатой попоной,

на четырех концах которой был вышит или нарисован родовой герб молодого

рыцаря; наглавник на коне был украшен нашлемником, подобным нашлемнику на

каске рыцаря.

Когда под окнами дворца герольды начинали играть в трубы, новый рыцарь,

несмотря на тяжесть доспехов, часто не влагая ноги в стремя, мгновенно

вскакивал на своего коня и гарцевал, потрясая копьем и сверкая мечом.

Немного спустя, в том же наряде показывался он на площади. Там

приветствовали его восклицания народа, который веселыми криками выражал

свой восторг от приобретения нового защитника.

Таков был обряд посвящения в рыцари при дворах королей, принцев и

грансеньоров в мирное время. Но во время войн рыцарское звание жаловалось

среди лагеря, на поле битвы, пред победой или после, в проломе взятого

приступом города.

Книга рыцарских законов

Чтобы лучше понять аспекты морального устоя рыцарства, тот образ жизни,

который они должны были вести, те идеалы, то совершенство, к которому они

должны были стремиться, следует упомянуть о книге рыцарских законов,

которые рыцари должны были строго исполнять и следовать им(но в реальной

жизни они следовали им далеко не всегда). Читались эти законы

церковнослужителем во время посвящения. Вот несколько статей из этой книги:

1. "Рыцари обязаны бояться, почитать, служить любить Бога искренно;

сражаться всеми силами за веру и в защиту религии, умирать, но не

отрекаться от христианства.

2. Они обязаны служить своему законному государю и защищать его и свое

отечество.

3. Щит их да будет прибежищем слабого и угнетенного; мужество их да

поддерживает везде и во всем правое дело того, кто к ним обратится.

4. Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорблять

злословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бедных.

5. Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение

да не руководят их поступками; но да будут они везде и во всем

вдохновляемы честью и правдой.

6. Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным; да

живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не

возобладают ими в ущерб прав ближнего.

7. Да не вступают они в неравный бой: несколько против одного, и да

избегают они всякого обмана и лжи.

8. На турнирах и на других увеселительных боях да не употребят никогда

острия меча в дело.

9. Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего

девственного и чистого доверия малейшею ложью; да сохранят они

непоколебимо это доверие ко всем и особенно к своим сотоварищам,

оберегая их честь и имущество в их отсутствие.

10. Да не положат оружия, пока не кончат предпринятого по обету дела,

каково бы оно ни было; да следуют они ему и денно, и нощно в течение

года и одного дня.

11. Если во время следования начатого подвига, кто-нибудь предупредит их,

что они едут по пути, занятому разбойниками, или что необычайный зверь

распространяет там ужас, или что дорога ведет в какое-нибудь

губительное место, откуда путнику нет возврата, да не обращаются они

вспять, но да продолжают путь свой даже и в таком случае, когда

убедятся в неотвратимой опасности и неминуемой смерти, лишь была бы

видна польза такого предприятия для их сограждан.

12. Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это

оскорбление отечеству.

13. Да сохраняют они под своим знаменем порядок и дисциплину между

войсками, начальству их вверенными; да не допускают они разорения жатв

и виноградников; да наказуется ими строго воин, который убьет курицу

вдовы или собаку пастуха, который нанесет малейший вред кому бы то ни

было на земле союзников.

14. Да блюдут они честно свое слово и обещание, данное победителю; взятые в

плен в честном бою, да выплачивают они верно условленный выкуп, или да

возвращаются по обещанию, в означенные день и час, в тюрьму, иначе они

будут объявлены бесчестными и вероломными.

15. По возвращении ко двору государей, да отдадут они верный отчет о своих

похождениях, даже и тогда, когда этот отчет не послужит им в пользу,

королю и начальникам под опасением исключения из рыцарства".

Следует также отметить, что эти законы не были пустыми словами, за их

нарушение рыцарь строго карался. Так, например, за тяжкие проступки

существовал целый обряд разжалования рыцаря: бывшего рыцаря выводили

принародно на площадь, герольд спрашивал присутствующих: «Кто этот рыцарь?»

Ему отвечали: «Это не рыцарь, а подлец, мерзавец, негодяй», затем с

«рыцаря» снимали шлем, доспехи, щит и т.д., герольды приговаривали: «Этот

щит, этот шлем, эти наручи и т.д. подлеца, мерзавца, негодяя». Раздев

полностью «рыцаря», его обливали теплой водой, полукафтанье его разрывали,

меч ломали и щит его раздробляли на 3 части. Затем виновного клали на

носилки и несли в церковь, в церкви над ним пели поминальные молитвы.

Если рыцарь провинился не сильно, то его наказывали соразмерно степени

вины: например щит его подвешивали опрокинутым к столбу, стирали герб с

него, рисовали символы бесчестия, писали вину и наконец ломали его, или,

например, за менее тяжкие преступления ограничивались рисованием на гербе

щита какого-нибудь позорного знака. Делалось все это принародно, это был

наглядный урок как молодым пажам и оруженосцам, так и зрелым рыцарям.

Жизнь рыцаря после посвящения в мирное время

Странствующие рыцари. В мирное время после посвящения молодые рыцари

как правило не оставались праздными: верные клятве вспомоществовать

утесненным и уничтожать вредные обычаи, они странствовали по долам и горам,

отыскивая приключения и везде справляясь, соблюдаются ли добрые обычаи.

Таким образом, первые годы их рыцарского звания посвящены были путешествиям

в дальние страны, к чужеземным дворам, чтоб сделаться совершенными

рыцарями. У разных народов и у отличнейших рыцарей перенимали они разные

способы переламывания копья. Чтобы испытать себя и поучиться, они

домогались чести померяться с этими мастерами своего дела.

Но полезнейшие для них уроки были на войне, где служили они

добровольно, стараясь стать на сторону правого. Они изучали также

церемониальные обычаи и этикеты каждого двора. Желание отличиться

храбростью, талантами и знанием приличий побуждало их знакомиться с

знаменитейшими принцами и принцессами, рыцарями и дамами; они старались

узнать их историю и заучивали их лучшие деяния, чтоб по возвращении на

родину передать все в поучительных, занимательных и приятных рассказах.

Кроме беспрестанных случаев участвовать на турнирах и в войне,

странствующим рыцарям приходилось иногда, в местах уединенных, наказывать

злодеяния, обуздывать насилие и быть полезными; таким образом осуществляли

они те чувства справедливости и великодушия, которые им были внушены. Часто

несколько рыцарей, собравшихся при каком-нибудь дворе, при котором их

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.