бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Русский музей- культурный центр XIX века

Русский музей- культурный центр XIX века

Русский музей- культурный центр XIX века

Дворцы, как и люди, имеют дни рождения. 17 апреля 1819 года считается днем

рождения Михайловского дворца. Исторический день. Представители русской

элиты закладывали камни в фундамент нового дворца. Гениальный автор проекта

дворца, определенного Александром I для своего младшего брата великого

князя Михаила Павловича, был Карл Росси.

Ускорившиеся процессы развития российской государственности и культуры в

XIX веке привели в России к пробуждению национального самосознания. Нация

жаждала приобщения к трудному делу самопознания, реализуемого духовной

элитой государства. В XIX веке это явление приобретало массовый характер.

Медленно и постепенно в обществе созревала мысль о необходимости создания

государственного музея национального искусства.

Зал русской живописи открыли в Эрмитаже в самом начале XIX века. На

протяжении бурного века он пополнялся первоклассными произведениями. Но и к

90-м годам XIX века весьма неполным оставалось Эрмитажное собрание. Понятно

почему. Один зал не давал достаточного представления об истории и о

современном этапе развития отечественного изобразительного искусства. Об их

взаимосвязанности.

Поэтому 13 (25) апреля 1895 года был издан Именной высочайший указ «Об

учреждении особого установления под названием "Русский музей императора

Александра III"». Сказано в указе "о представлении для сей цели

приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему

флигелями, службами и садом". Так в конце века истинная драгоценность

русской архитектуры стала домом для не менее дорогостоящих произведений

отечественного изобразительного искусства.

Первоначальное положение о Русском музее предусматривало наличие в нем трех

отделов! Первый посвящался памяти Александра III. Второй назывался

"этнографическим и художественно-промышленным". Художественный отдел должен

"обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников".

Свои двери музей распахнул 7 (19) марта 1898 года и стал первым в России

государственным музеем русского искусства.

К моменту открытия его собрание включало 445 живописных работ, 111

произведений скульптуры, 981 графический лист (рисунки, гравюры и

акварели), а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию

христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства

древней Руси). Сейчас коллекции музея насчитывают около 400 000 экспонатов.

В них представлены произведения всех основных направлений и школ

отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ

век. Ежегодно в стенах музея проходит около 30 временных выставок, ко

многим из них издаются каталоги, альбомы, буклеты.

Ныне музей размещается в четырех зданиях, расположенных в историческом

центре Санкт-Петербурга. Это - Строгановский и Мраморный дворцы,

Михайловский (Инженерный) замок и главное здание музея - Михайловский

дворец с корпусом Бенуа.

Говоря о, наверное, любом музее нельзя не упомянуть о его экспозициях и

коллекциях, так как именно они в конечном итоге, а не история и события,

происходящие с тем или иным музеем, определяют культурное наследие и

культурную ценность предаваемую и раскрываемую для нас. Государственный

Русский Музей стал «культурной Меккой» для жителей Европы XIX века и пронес

это гордое звание до наших дней. Об этом лучше любых слов «говорят» его

коллекции.

Древнерусская живопись

Среди коллекций русской иконописи Государственному Русскому музею наряду с

Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве принадлежит одно из

главных мест. Его собрание насчитывает более 5 тысяч икон XII- начала ХХ

вв.

Первые иконы поступили в музей из Академии Художеств в Петербурге, в

которой с середины XIX в. существовал Музей Христианских древностей. В их

числе были иконы из частных собраний известных собирателей древностей -

М.П.Погодина и П.И.Севастьянова.

Залы № 1,2,3,4 полностью отданы этому виду живописи. Здесь представлены

иконы из Новгорода, Москвы, Пскова, Ярославля, Вологды. В этих залах тебя

пропитывает истинно Русский Православный дух.

Основные работы, на которые необходимо обратить внимание – приложение 1

Древнерусское прикладное искусство

Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и

мелкой пластики, принадлежащее музею стоит в одном ряду с коллекциями

крупнейших музеев страны - Оружейной палаты в Москве и Загорского историко-

художественного музея-заповедника. Оно является одним из значительных

собраний древнерусского искусства в мире. Его материалы дают представление

об этапах развития русского прикладного искусства на протяжении столетий -

с IX по XIX век. Коллекция музея включает ценнейшие памятники древней

культуры, среди которых есть и давно вошедшие в научную литературу, и

малоизвестные замечательные произведения русских мастеров.

Уникальной частью собрания являются древнейшие произведения домонгольского

искусства, представляющие художественные традиции Киева. Это

преимущественно предметы личного употребления - украшения, исполненные из

благородных и простых металлов, литые амулеты-змеевики, бронзовые кресты-

энколпионы и тельники, миниатюрные каменные иконки. Среди них - жемчужиной

собрания является Киевский клад 1887 года, зарытый в ограде Михайло-

Златоверхого монастыря, вероятно, в 1240 году, в пору завоевания города

татаро- монгольским войском. Украшения клада - подвески к женскому

головному убору - колты, ожерелье-рясны и венчик-очелье - шедевры искусства

перегородчатой эмали на золоте, которым славилась Русь вслед за Византией.

В составе другого комплекса, найденного в Киеве в 1889 г., оказалась

золотая диадема с изображением деисуса, одна из регалий, использовавшихся в

княжеском церемониале.

Основные работы, на которые необходимо обратить внимание – приложение 2

Живопись

Русский музей с самого момента своего создания рассматривался, прежде всего

как собрание отечественной живописи. Ныне в его коллекции около 15 тысяч

произведений живописцев XVIII-XX веков. К моменту же открытия музея его

коллекция насчитывала около четырехсот полотен. Ядро собрания составили

поступления из трех основных источников - Эрмитажа, Академии художеств и

императорских дворцов - Зимнего в Петербурге и пригородных.

В числе полотен, составивших основу Русского музея при его формировании,

большинство представляло именно период XVIII - первой половины XIX века.

Например, среди восьмидесяти полотен Русского отдела Эрмитажа, полностью

переданного новому музею, выделялись произведения К.П.Брюллова ("Последний

день Помпеи") и Ф.А.Бруни ("Медный змий"); И.К.Айвазовского ("Девятый вал")

и Г.И.Семирадского ("Фрина на празднике Посейдона"); В.Л.Боровиковского

("Портрет Муртазы-Кули-хана") и А.А.Иванова ("Явление Христа Марии

Магдалине").

Произведения, этапные для характеристики русской школы живописи этого

периода пришли в музей и в числе 122 полотен, переданных Императорской

Академией художеств, Это такие яркие произведения своей эпохи как "Портрет

Евграфа Давыдова" кисти О.А.Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева,

исполненные Ф.Я.Алексеевым, "Сусанна и старцы" П.В.Басина, "Гумно"

А.Г.Венецианова, "Фортуна и нищий" А.Т.Маркова. Существенный вклад в

формирование коллекции Русского музея внесли произведения, переданные из

Зимнего, Царскосельского Александровского и Гатчинского дворцов. Вмести с

ними в музей пришли работы К.П.Брюллова (например, "Портрет графини Юлии

Павловны Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини"), "Черкес" и

"Башкир" А.О.Орловского, "Девушка на сеннике" А.Г.Венецианова, "Гитарист" и

"Девочка с куклой" В.А.Тропинина, "Сватовство майора" П.А.Федотова.

Раздел портретной живописи XVIII века существенно дополнила приобретенная у

наследников в 1897 году коллекция А.Б.Лобанова-Ростовского. Среди

нескольких десятков холстов, в нее входивших, необходимо отметить портреты

И.И. и Е.А.Лобановых-Ростовских работы И.П.Аргунова, "Портрет А.Д.Ланского"

кисти Д.Г.Левицкого, произведения многих иностранных мастеров, работавших в

России в XVIII веке, - И.-Г.Таннауера, Г.-Х.Гроота, П.Ротари, Ж.-Б.Вуаля и

других.

Таким образом, уже к моменту открытия музей обладал представительным

собранием живописи художников национальной школы. Досадные пробелы,

образовавшиеся в нем и с сожалением отмечавшиеся еще современниками, были

связаны с тем, что действия правительства по созданию первого

общегосударственного русского музея никак нельзя назвать последовательными.

Многие произведения живописцев XVIII века, составлявшие гордость

национальной школы, оставались в императорских дворцах, почти не

приобретались произведения современных мастеров неакадемического

направления.

Тем не менее, активная деятельность крупных представителей отечественной

культуры, входивших в совет художественного отдела, таких как Альберт

Н.Бенуа, П.А.Брюллов, К.В.Лемох и особенно П.И.Нерадовский, хранитель

художественного отдела с 1909 года, и опиравшихся на содействие

коллекционеров и знатоков М.П.Боткина, Александра Н.Бенуа, И.Э.Грабаря,

обеспечила поступление в музей высокохудожественных произведений мастеров

XVIII века - А.П.Антропова ("Портрет М.А.Румянцевой"), И.Я.Вишнякова

(портреты Сарры и Вильгельма Ферморов), Д.Г.Левицкого ("Портрет

А.С.Протасовой"), Ф.С.Рокотова ("Портрет Е.В.Санти" и "Портрет Л.Ф.Санти"),

В.Л.Боровиковского ("Портрет Е.Н.Арсеньевой"), значительных полотен кисти

живописцев первой половины XIX столетия ("Портрет А.Ф.Фурман", "Портрет

О.А.Рюминой", "Портрет К.И.Альбрехта" О.А.Кипренского; ряд эскизов,

исполненных А.А.Ивановым).

В зале № 14 находится самое известное произведение художника Брюлова -

«Последний день Помпеи». Он писал свой шедевр 11 месяцев, и оно сразу же

произвело в мире фурор.

На своем полотне Брюлов изобразил трагедию гибнущего народа. На фоне

рушащихся храмов, объятого огнем неба, падающих мраморных статуй можно

видеть людей, которые по разному проявляют себя в сложившейся ситуации -

одни из них рвутся к спасению, другие покоряются судьбе. В этих людях

стихия пробуждает любовь и героизм, инстинкт и самоотверженность.

Скульптура

Исключительная ценность коллекции русской скульптуры в ее обширности и

высоком художественном качестве составляющих ее произведений. В ней

представлены полные комплексы работ почти всех известных русских ваятелей,

что создает возможность для внимательного изучения всех этапов развития

отечественной пластики. В собрании музея работы из мрамора, гранита,

дерева, воска, терракоты, бронзы, чугуна, гипса, выполненные в различных

техниках - рубкой, лепкой, литьем, гальванопластикой.

Станковая скульптура - бюсты, статуи, композиции - это, бесспорно, основа

коллекции. Наряду с ними представлены и образцы монументального искусства.

В их числе исполненный М.-А. Колло портрет Петра I, который был использован

Э.-М. Фальконе при создании "Медного всадника", группа Б.-К. Растрелли

"Анна Иоанновна с арапчонком", гипсовая модель несохранившегося памятника

Александру I для Таганрога работы И.П.Мартоса.

Неотъемлемую часть собрания составляет декоративная скульптура, украшавшая

архитектурные комплексы Петербурга и его пригородов.

Можно выделить поистине уникальные коллекции - мраморы Ф.И.Шубина и

М.И.Козловского, Б.И.Орловского и И.П.Витали, Н.С.Пименова и

Ф.Ф.Каменского; терракоты И.П.Прокофьева и И.П.Мартоса; воски Ф.П.Толстого;

дерево А.С.Голубкиной, С.Т.Коненкова, А.Т.Матвеева. Большую ценность

представляют бронзовые отливы, исполненные под руководством Б.-К.

Растрелли, а также работы известных русских литейщиков И.Баженова,

В.Можалова, В.Екимова, П.Клодта, К.Робекки, К.Миглиника, В.Гаврилова. В

собрании имеются изделия крупнейших литейных мастерских Петербурга и

заводов Урала. Иногда произведения выдающихся русских скульпторов, в

особенности анималистов XIX века, повторяются в собрании в отливах разных

фирм, что дает возможность рассмотреть особенности и качество литья,

проследить его историю.

Начало коллекции русской скульптуры было положено при основании музея,

когда в 1897-1898 годах в него передали отдельные произведения из Эрмитажа

и Академии художеств. До 1917 года коллекция скульптуры насчитывала всего

184 произведения.

Рисунок и акварель

Начало графической коллекции Русского музея восходит ко времени его

открытия. В этот день в двух залах Михайловского дворца были представлены

картоны, эскизы росписей, акварели К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, А.Е.Егорова,

К.П.Бегрова и других мастеров первой половины Х1Х века.

Из 979 акварелей и рисунков, экспонировавшихся в первое время в музее,

почти половину составляли графические листы, подаренные княгиней

М.К.Тенишевой. В этом превосходном собрании находились произведения

О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, П.А.Федотова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина,

В.А.Серова, а также членов Общества русских акварелистов. В последующие

годы М.К.Тенишева дополнила свой дар, передав музею еще 196 рисунков,

созданных художниками объединения "Мир искусства" М.А.Врубелем,

Л.С.Бакстом, К.А.Коровиным и другими.

Гравюра

В коллекции русской гравюры хранится одно из наиболее полных собраний

печатной графики с начала XVIII века до наших дней, общей численностью

около 80 000 единиц. Это отдельные листы, серии и альбомы, географические и

игральные карты, книжные иллюстрации, карикатуры, лубки. плакаты, афиши,

наконец, уникальное собран6ие гравированных досок - металлических и

деревянных. Эти произведения дают представление практически обо всех

печатных техниках как классических: гравюра на дереве (ксилография), на

металле (гравюра резцом, офорт, пунктир, акватинта, черная манера, лавис,

сухая игла), литография - в один, два и несколько камней (цветная

литография), так и появившихся сравнительно недавно (монотипия,

литогравюра), связанных с этапом становления промышленной печати

(хромолитография, гелиогравюра) и, наконец, новейших техниках от гравюры на

картоне и целлулоиде до лазерной печати.

Собрание отдела гравюры дает возможность проследить все этапы развития

этого вида искусства в России. Довольно полно представлена гравюра XVIII

века. Причем, такие значительные мастера, как А.Ф.Зубов, М.И.Махаев,

Е.П.Чемесов - не только в оттисках, имеющих зачастую разные состояния, но и

авторскими формами - медными досками. В собрании имеются доски, с которых

печатался один из последних шедевров классической резцовой гравюры - серия

видов императорских загородных резиденций - Гатчины, Павловска,

Петродворца. Они выполнены на рубеже XVIII - XIX веков выдающимися русскими

мастерами А.Г.Ухтомским, братьями К.В. и И.В. Ческими, С.Ф.Галактионовым,

главным образом, по оригиналам Семена Щедрина. А также металлические доски

Ф.П.Толстого, с которых в 1820 - 1840-х годах были напечатаны очерковые

рисунки - иллюстрации к поэме И.Ф.Богдановича "Душенька".

Довольно полно представлена русская сатирическая графика, связанная с

Отечественной войной 1812 года, а также издания основанного в 1820 году

Общества поощрения художников. Эта организация сыграла большую роль в

развитии и распространении литографии в России. В коллекции наряду с

другими листами представлено лучшее издание Общества - большая

литографированная серия "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1821 -

1826 гг.), выполненная на камне в основном С.Ф.Галактионовым, А.П.Брюлловым

и К.П.Беггровым. Листы последнего имеются и в превосходной авторской

раскраске.

Среди мастеров ранней литографии с большой полнотой представлено творчество

А.О.Орловского.

Декоративно-прикладное искусство

Собрание произведений декоративно-прикладного искусства Русского музея

является одним из самых значительных в мире, оно составляет свыше 35 тысяч

экспонатов. В него входят коллекции фарфора, стекла, фаянса, изделий из

драгоценных и цветных металлов, текстиля, церковных облачений, мебели,

резьбы по дереву и по кости.

Основа коллекции была заложена предметами обстановки Михайловского дворца,

а также произведениями прикладного искусства из пригородных царских

резиденций, из дворцов петербургских аристократов - Юсуповых, Шуваловых,

Шереметьевых, Строгановых. В музее хранятся вещи, принадлежавшие многим

представителям царского дома от Петра I до Николая II.

Самая обширная в собрании декоративно-прикладного искусства - коллекция

фарфора, она составляет почти треть его фондов. В ней представлены все

основные этапы развития русского фарфора, начиная с изделий

Д.И.Виноградова. Причем коллекция виноградовского фарфора, основная часть

которой происходит из собрания великого князя Николая Николаевича Романова

младшего, на сегодняшний день является крупнейшей в мире. В коллекции

представлены, хотя бы частично - первыми образцами, все царские сервизы со

времени Елизаветы Петровны до Николая II. В фондах музея собраны изделия

Императорского фарфорового завода и многочисленных частных производств,

связанных с именами Гарднера, Корнилова, Кузнецова, Попова, Сафронова и

других.

Полнотой и высоким уровнем отличается музейное собрание русского

художественного стекла. В нем, например, есть уникальные изделия XVIII

века, предметы являвшиеся некогда собственность Петра I, Анны Иоанновны,

Екатерины II и других российских правителей, а также лучшая коллекция

произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Украшением обширного собрания фаянса и майолики служат многочисленные

работы М.А.Врубеля, среди которых выделяется один из первых созданных им

каминов.

В собрании художественных тканей наиболее примечательны коллекции

колокольцовских шалей, шитых золотом шелковых платков, церковных облачений,

а также изделий Петербургской шпалерной мануфактуры, среди которых

знаменитая шпалера "Полтавская баталия".

Раздел мебели имеет своей основой предметы из убранства Белого зала и

других интерьеров Михайловского дворца. Здесь представлены все, начиная с

петровской эпохи, периоды развития мебели, причем, на образцах созданных по

эскизам таких замечательных архитекторов как Б.Г.Боссе, К.И.Росси,

В.П.Стасов, А.И.Штакеншнейдер.

Для более точного понимания вклада Государственного Русского Музея в

развитие и становление культуры необходимо проанализировать особенности

русской живописи XIX века.

Русская живопись первой половины XIX века.

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и

реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия

художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым

попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам

классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические

сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки

академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема.

Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы классицизма,

художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Это не

только отразилось в привычных уже жанрах – портрете и пейзаже, - но и дало

толчок к рождению бытовой картины, которая оказалась в центре внимания

мастеров второй половины столетия. Пока же первенство оставалось за

историческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и

здесь за формально классицисстическим «фасадом» скрывались романтические

идеи и темы.

Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в

европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й пол. 19 вв.

Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в

идеологии Просвещения и общественном прогрессе. Романтизм противопоставил

утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе

и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и

гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной

действительности - основа романтического мировосприятия и искусства.

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение

сильных страстей, изображение сильных страстей, одухотворенной и

целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы

соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны

души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к

национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и

культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину

мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли

выражение в идеологии и практике Романтизма.

В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и

графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например, ложная

готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном

искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной»

культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор)

и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно

вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова,

А. Иванова и других крупных художников XIX в.

Кипренский Орест Адамович [13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, около

Копорья, ныне в Ленинградской области — 17 октября 1836, Рим], русский

художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма,

известен как замечательный портретист. В картине «Дмитрий Донской на

Куликовом поле» (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание

канонов академической исторической картины. Но рано областью, где его

талант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становится

портрет. Первый его живописный портрет («А. К. Швальбе», 1804, там же),

написанный в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным и

драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, — проявившееся в

умении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерные

образы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерность

оттенить, — крепнет. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А.

Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П.

Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все — Третьяковская

галерея). Художник все чаще обыгрывает возможности цветовых и светотеневых

контрастов, пейзажного фона, символических деталей («Е. С. Авдулина», около

1822, там же). Даже большие парадные портреты художник умеет сделать

лирически, почти интимно непринужденными («Портрет лейб-гусарского

полковника Евграфа Давыдова», 1809, Русский музей). Его портрет молодого,

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.