|
Первоисточник по культурологии Л. Толстой. Путь жизниПервоисточник по культурологии Л. Толстой. Путь жизни|О вере |Для того чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать - что он | | |должен и чего не должен делать. Для этого ему нужна вера. Вера –| | |знание того, что такое человек и для чего он живет на свете. | | |(стр. 9) | |Истинная|Этому учили во все времена самые мудрые люди всех народов. | |вера |Учения этих мудрых людей в самом главном сходятся к одному. Это | | |одно учение для всех людей и есть настоящая вера. | | |По мнению Л. Н. Толстого только истинная вера отвечает на такие | | |вечные вопросы, как смысл жизни, что такое окружающий мир и т. | | |п. (стр. 9) Он пишет, истинная вера, только та, в которой нет | | |сомнений. «Есть две веры:… вера в человека, и таких вер много, | | |и… вера в бога, и такая вера одна для всех людей» | | |«Верить – значит доверять…, не спрашивая о том, отчего это так и| | |что из этого выйдет. Такова истинная вера» Человеку, узнавшему | | |истинную веру, всё становится ясно и на душе весело. (стр. 10) | | |Автор считает, что жизнь человека без веры – жизнь животного. | | |Если человек или даже целый народ живет плохо, то это только | | |оттого, что они потеряли веру, не знают «истинного закона | | |жизни». Чем яснее понимают люди веру, тем лучше их жизнь.(стр. | | |12) | |Истинная|«Вера у разных людей и в разные времена может быть разная, но | |вера – |любовь у всех и всегда одна и та же. Истинная вера одна – любовь| |любовь |ко всему живому. (Ибрагим Кордовский) Любовь дает людям благо, | | |потому что соединяет человека с богом.» По мнению Толстого, | | |достигнуть вечности – соединится с богом духом – можно не | | |молитвами, а только любовью. (стр. 11) | |Ложная |Вера, учащая, что надо отказаться от этой жизни ради жизни | |вера |вечной – ложная вера. (Индийская Вамана Пурана) (стр. 11) | | |Толстой пишет, что закон бога прост и ясен, но всегда ложные | | |учителя поучали людей «признавать богом, то, что не есть бог и | | |законом бога, то, что не есть закон бога». Посему не стоит | | |верить ничему, что не сходится с любовью к богу и ближнему.(стр.| | |13) Вера истинна не оттого, что она старая: чем дольше живут | | |люди, тем яснее становится им истинный закон жизни. (стр. 13) | | |«У всех народов всегда были такие люди, которые говорили…, что… | | |они одни знают истинный закон бога… Кроме того, люди эти | | |записывали свой закон в книги и уверяли народ., что в книгах | | |этих всё истинно, что книги эти внушены и написаны самим богом. | | |Всё это неправда. Закон божий открывается… равно всякому | | |человеку, если он хочет узнать его… Все же книги дело рук | | |человеческих, и во всех может быть полезное, и вредное, и | | |истинное, и ложное». (стр. 13) | | |Для того чтобы познать истинную веру, человеку, прежде всего, | | |надо отказаться от той веры, которой он слепо верил и проверить | | |разумом всё то, чему его научили с детства, пишет Толстой. (стр.| | |14) | |О |Молитвы, храмы, обряды – это обман бога, а бога обмануть нельзя,| |внешнем |обманываешь только себя. Настоящая вера – всегда жить доброю | |богопочи|жизнью, всегда поступать с ближним, как хочешь, чтобы поступили | |тании |с тобой, а не в том, чтобы исполнять церковные обряды и обычаи –| | |пишет Толстой, – достигается истинная вера только наедине с | | |собой. (стр. 15) «…Учение Христа в том, что между богом и людьми| | |не может быть посредников и что нужны для жизни не дары богу, а| | |наши добрые дела». (стр. 16) | |Желание |Толстой пишет, что если человек держится веры в надежде на | |награды |какие-то блага в будущем, то это не вера, а расчет. И расчет | |за |неверный. Потому что истинная вера дает благо только в настоящем| |добрую |и не может ничего дать в будущем. (стр. 16) | |жизнь – |Разница между истинной верой и ложной в том, что при ложной | |не |человек хочет, чтобы за его жертвы и молитвы бог угождал | |истинная|человеку, а при истинной человек хочет только одного: научиться | |вера |угождать богу – считает писатель. (стр. 17) | |Разум и |«Мы не разумом доходим до веры. Но разум нужен для того, чтобы | |вера |поверять ту веру, которой учат нас». Мы должны сами своим | | |разумом проверить то, чему нас учили прежде; принять то, что | | |согласно с разумом, а все остальное откинуть – считает Толстой. | | |(стр. 18) «Самый закон жизни не может изменяться, но люди могут| | |всё яснее и яснее и понимать его, и научиться тому, как в жизни | | |исполнять его». (стр. 19) | |О Душе |«…Неосязаемое, невидимое, бестелесное начало, отделенное телом | | |от всего остального и сознаваемое нами собою, мы называем | | |душою». Толстой пишет, что душа – это непременное «я», которое | | |есть в человеке не зависимо от его возраста. Человек верно и | | |вполне знает только свою душу, а не окружающий мир, считает | | |писатель. (стр. 20) | | |«Если человек не сознает в себе свою душу, это не значит то, что| | |в нем нет души, а только то, что он не научился ещё сознавать | | |душу в себе» | | |«…Чего мы только не умеем! Чего не можем! Но чего-то, и самого | | |важного, всё-таки не хватает нам... Не знаем того, кто живет в | | |нас. Если бы мы знали и помнили то, что живет в каждом из нас, | | |то жизнь наша была бы совсем другая». (По Гр. Сковороде) (стр. | | |21) Душа, пишет Толстой, была, есть и будет всегда. Она – тверже| | |всего. (стр. 22) | | |«Каждый из нас особенный от всех других людей человек… и в | | |каждом из нас… живет одно и тоже духовное существо…» (стр. 23) | | |Неправильного говорить, что разум, душа, любовь – от тела, пишет| | |Толстой. Тело только лишь нужно для души, но начало жизни не в | | |теле, а в душе. | | |«…Кроме жизни телесной, которая была и будет, мы знаем в себе | | |ещё другую жизнь: жизнь духовную… Эта-то жизнь и есть настоящая | | |жизнь. И хорошо человеку, когда он живет этой духовной, а не | | |телесной жизнью». (стр. 24) | |О |В каждом человека живут два человека, считает писатель, один | |совести |слепой, телесный, а другой – зрячий, духовный. Телесный человек | | |делает что-то, а зрячий, духовный – одобряет или не одобряет, то| | |что делает слепой человек. Зрячую, духовную часть человека | | |называют совестью. Совесть – как компас: пока человек делает все| | |правильно, она молчит; но стоит человеку поступить неправильно –| | |совесть покажет человеку, куда и насколько он сбился. «…Совесть-| | |голос того единого существа, которое живет во всех» (стр. 24-25)| |Божестве|«Бога никак нельзя понять умом. Мы знаем, что он есть, только | |нность |потому, что знаем его не умом, а тем, что сознаем его в себе. | |души |Для того, чтобы человеку быть настоящим человеком, ему надо | | |сознавать бога в себе. Спрашивать, есть ли бог, всё равно, что | | |спрашивать: есть ли я? То, чем я живу и есть бог». По мнению | | |Толстого, «живет» не какой-то конкретный человек, а «духовное | | |существо» - душа. Человек – только средство для проявления души.| | |(стр. 27) | | |«Я то же, что и бог, но только он – он, а я – я» (Магомет) | | |Толстой пишет, что каждый человек слышит голос, и этот голос | | |управляет всеми людьми, но никто никогда не видел того, кто | | |говорит. И если человек станет повиноваться этому голосу, тем | | |ему будет лучше, потому что этот голос – голос бога в человеке. | | |(по Эмерсону) Когда говорят: «спасать душу», по мнению Толстого| | |это неверно – душа бессмертна; душу надо очищать для того, чтобы| | |бог лучше проходил через нее. (стр. 29) | |Жизнь |Толстой пишет, если человек будет делать то, что требует от него| |человека|тело: добиваться славы, богатства и т. д., то жизнь его будет | |только в|адом; если же он будет добиваться смирения, любви – то чего | |душе |хочет душа – рай наступит у человека в душе. (стр. 31) | | |Толстой считает, что жизнь телесная – жизнь человека | | |приговоренного к смерти. А при жизни духовной смерть человеку не| | |страшна, он может быть свободен духом, даже если чем-то | | |ограничен физически. (стр. 32) | |Душа |Все люди отделены друг от друга своими телами, но все соединены | |объединя|тем одним духовным началом, которое дает жизнь всему. И чтобы | |ет людей|соединиться со всеми людьми, что по мнению автора – большое | | |благо, надо думать не о единении людей, а о единении этого | | |духовного начала. (стр. 33) | | |Автор пишет, что человек познает всё на свете двумя способами. | | |Первый, когда человек осознает себя отдельным существом, тогда | | |ко всем остальным он не может чувствовать ничего, кроме, | | |равнодушия, ненависти, злости, зависти. Другой способ – когда | | |осознает связь со всеми остальными живыми существами, при этом | | |они кажутся нам частью самого себя, и потому мы страдаем вместе | | |с ними, любим их. «Живи для тела, и ты один среди чужих; живи | | |для души, и тебе все родня». (стр. 34) | | |Толстой пишет, что благодаря тому, что во всех один и тот же | | |дух, и все люди равны. И относиться надо ко всем одинаково, с | | |осторожностью и уважением. А если человек не видит в другом | | |духа, который соединяет всех людей мира, то живет он как во сне.| | |Живет по-настоящему только тот, кто во всяком ближнем видит и | | |себя и бога. (стр. 35) | |Духовное|«…Делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали». | |начало |«Человек не потому выше животных, что может мучить их, а потому,| |одно во |что он способен жалеть их. А жалеет человек животных потому, что| |всем |чувствует, что живет в них то же, что живет и в нем». (стр.36) | |живом |«…Чем больше в человеке жалости, тем лучше для него» | | |«Не убий относиться не к человеку только, но и ко всему живому».| | |Толстой пишет, что поскольку человеку ни в чем не дано достичь | | |совершенства, человек не может жить, не причиняя смерти другим | | |существам. Дело человека, однако, к этому стремиться. (стр. | | |37-38) | |Люди |Толстой пишет, что на свете много людей, которые думают, что они| |будут |– всё, а другие – ничто. И жить таким людям тесно, и умирать | |жить |мучительно, потому что в них умирает все, чем они жили. Но есть | |лучше, |другие люди «разумные и добрые», которые понимают, что жизни | |когда |других людей и животных также важна, как и их собственная. Этим | |осознают|людям легко жить и умирать. (по Шопенгауэру) (стр. 38) | |свое |«Счастье свое человек находит только в служении ближним. А | |духовное|находит он счастье… потому, что, служа ближним, он соединяется с| |единство|тем духом божиим, который живет в них». (стр. 39) | | |«Чем больше живут люди, тем всё больше и больше понимают они то,| | |что жизнь их только тогда истинная и счастливая, когда они | | |признают свое единство в одном и том же духе, живущем во всех». | | |(стр. 41) | |О боге |Бог, пишет Толстой, - это нечто бестелесное, дающее жизнь, | | |связанное с нашим телом. Это мы называем душой, это же | | |называется и богом. (стр. 43) | | |Толстой пишет, что искать бога в храмах – бессмысленно; найти | | |бога можно только в себе. Бог – некое духовное существо, которое| | |есть во всех людях. (стр. 44) «Люди разно говорят про бога, но | | |чувствуют и понимают его одинаково». (стр. 46) | |Воля |«Мы узнаем бога не столько разумом, сколько тем, что чувствуем | |бога |себя во власти его…» (стр. 48) «Чем больше человек исполняет | | |волю бога, тем больше он знает его». «Бога мы не можем знать. | | |Одно, что мы знаем про него, - это его закон, волю его…» (стр. | | |49) | | |«…Спасение всегда одно, и верное: перестать думать о боге, а | | |думать только об его законе и исполнять его, любить всех…» (стр.| | |50) | |Бога |«Чувствовать бога в себе можно и нетрудно. Познать же бога, что | |нельзя |он такое, - невозможно и ненужно». (стр. 50) | |понять |Толстой пишет, что не стоит познавать бога, надо стараться | |разумом |исполнять его волю. «Бог, которого мы познали, уже не бог: | | |познанный бог уже становится таким же конечным, как мы сами. | | |Бога нельзя знать. Он всегда непознаваемый.» (По Вивекананде) | | |Толстой пишет, что его жизнь – стремление к богу, и если бы он | | |понял, достиг его, то и жизни бы не стало. Однако хоть он не | | |может понять его, он знает направление к нему. И знать бога | | |больше автору, в теперешней жизни, не нужно. Любая попытка | | |воображения, что он познает бога удаляет его от бога и | | |прекращает приближение его к богу. (стр. 51-52) | |О |«Бог есть. Нам не нужно этого доказывать. Доказывать бога – | |неверии |кощунство отрицать его – безумие. Бог живет в нашей совести, в | |в бога |сознании всего человеческого, в окружающей нас вселенной…» (стр.| | |54) | | |«Нет бога только для того, кто не ищет его.» (стр. 53) | |Любовь к|«Любить ближнего может только тот, кто любит бога, того бога, | |богу |который во всех людях. Так что непонятна не любовь к богу, а | | |непонятна любовь к ближнему без любви к богу». (стр. 54) | |О любви |«…Соединяется душа с богом все большим и большим сознанием в | | |себе бога, с душами же других существ – все большим и большим | | |проявлением любви».(с.55) | | |«Любить можно только совершенство. и потому для того, чтобы | | |любить, надо одно из двух: или считать совершенным то, что | | |несовершенно, или любить совершенство, то есть бога. Если | | |считать совершенным, то, что несовершенно, то ошибка рано или | | |поздно окажется, и любовь кончится. Любовь же к богу, то есть к | | |совершенству, не может кончиться». (стр. 55-56) | | |«Бог есть любовь; пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в | | |нем. Бога никто не видит нигде; но если мы любим друг друга, то | | |он пребывает в нас, и любовь его в нас свершилась…» (По I посл. | | |Иоанна, IV) | | |«…Любить всех людей кажется трудно. Но кажется трудным каждое | | |дело, когда не научился его делать… Также надо учиться и тому, | | |чтобы любить всех людей. И выучится этому нетрудно, потому что | | |любовь людей друг к другу вложена нам в душу». (стр. 56) «…Для | | |того, чтобы люди любили нас, надо не угождать им, а надо только | | |приближаться к богу. Только приближайся к богу и не думай о | | |людях, и люди полюбят тебя». | | |«Тот, кто говорит, что любит бога, но не любит ближнего, тот | | |обманывает людей. Тот же, кто говорит, что любит ближнего но не | | |любит бога, тот обманывает самого себя». (стр. 57) | |Душа |Толстой пишет, что подобно тому, как предметы притягиваются к | |человека|земле, так же и души притягиваются друг к другу и к богу. «Живы| |без |все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть | |любви |любовь в людях…» | |страдает|«Все беды людей не от неурожая, не от пожаров, не от злодеев, а | | |только от того, что они живут врозь. А живут врозь они потому, | | |что не верят тому голосу любви, который живет в них и влечет их | | |к единению». «…Как только человек начнет жить духовно, так ему | | |становится странно, непонятно, даже больно, зачем он отделен от | | |других людей, и он старается соединиться с ними. А соединяет | | |людей только любовь». (стр. 58-59) | | |«Жизнь каждого человека только в том, чтобы становиться … лучше.| | |И чем люди становятся лучше, тем они ближе соединяются друг с | | |другом. А чем ближе соединяются люди, тем жизнь их лучше».(стр. | | |59) | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |