|
Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба ''Отрада''в Отраду и положен в склеп за гробом Графини Елизаветы Ивановны и рядом с братом Графом Александром. (с. 244). "В 1821 г. в Отраду возвратилась семья Давыдовых ... Отрада была все так же прекрасна, прорубленный лес открывал вид на усыпальницу, и местность от этого не пострадала. Кое-где однако виднелись следа упадка. Сад около дома уже не был содержим в прежней чистоте. Граф изредка ездил верхом, ходил много и бодро и всегда пешком взбирался на гору в церковь. Для более продолжительных прогулок он садился в низенькую колясочку, которая катилась с помощью людей, сменявших друг друга, и им он указывал необходимые поправки, когда замечал упущения". "Я гулял 2 вер. в саду перед домом ..." В 1826 г, умер Григорий Влад. - 2 сын Гр. Влад.Григорьевич новое завещание (с.297) Примечание x) С 1855 г. ему (Владим.- Петров. Давыдову) и его потомствус.присвоена по Высоч. повелении фамилия графа Орлова-Давыдова. Граф сам давал своему внуку уроки геометрии и заставлял при себе, по правилам науки, измерять части Отрадинского парка. (с. 307) Т.II. "Граф Влад. Григорьевич совершил еще в 1828 г. акт, которым обеспечил состояние своих шести внучек Паниных и Давыдовых, назначив им разныя благоприобретенныя недвижимыя: имения в Ярославской, Владимирской, Нижегородской губерниях. Относительно же главной части своего имения Граф не сделал никакого распоряжения. Зять его, граф Никита Петрович Панин, напоминал ему о завещании, как видно из письма Графа Панина 1829 года, на которое ответа Графа Влад. Григ. не последовало; но памятная записка была найдена по смерти его в его карманной книжке о том, что он должен удосужиться, чтоб разсмотреть бумаги по духовному завещанию. Из того ... можно заключить, что Граф Влад. Григ. заблагоразсудил, чтоб его имение было разделено полюбовно между наследниками, что и свершилось". (с.336,337). т.1. Гр. Вл. Григ, родился 8 июля 1743 г. "... обмен верховых вотчин Графов Орловых на имения, Высочайше пожалованных им в нынешних Сибирской и Самарской губерниях". (с.79). том I Глава VI. Вступление в общее с братьями владение имениями. Женитьба Графа Владим. Григ. ... (1768 г.). Предки Орловых, ... были Тверские помещики. Имения ихкак родовые, оставшиеся за обменом на Высочайше пожалованныя им земли, так и самыя эти земли были несколько лет в общем владении у пяти братьев. Граф Влад. Григ. как участвовавший в оном, был уже с 1768 года одним из небольшого числа крупных русских собственников. (с. 182). Впоследствии он сделался единственным владельцем родового имения, которое он по-видимому особенно дорожил. Четыре старшие брата продали его младшему брату Графу Владимиру в 1782 году. Старшие братья имели отдельные собственности. Иван - в Симбирской губ» (Ус о лье). Графу Григорию - в год воцарение Императр. - Гатчинская Мыза и мраморн. дворец в Петербурге. Оба эти дара выкуплены Екатериной II после смерти Григория Орлова на уплату домов. Гр. Алексей - в Сибмирской, Московской, Воронежской и др. губ. Гр. Федору - в Симбирской губ. Жена Влад. Григ. - Елизавета Ивановна Штакедьберг, фрейлина. (с. 183). Путешествие Влад. Григ. по России - 1770 г. Граф обедает в Серпуховском уезде, в селе Семеновском, у Петра Федоровича Нащокина ..." аналог: чтение Свияги у г.Свияжска. (с. 202). х Примечание. "... Несколько лет после (путешествия по Волге) Граф, разводя парк свой в серпуховском имении, устроил там русло для течения вода из двух ключей при такой тонко-исчисленной нивеллировке, что один ручей течет в нескольких шагах разстояния в противную сторону к другому ручью и один ручеек проведен таким образом на 1000 сажен против течения реки Лопасни, в которую она впадает. Этот фокус ( ) противен всем правилам садоводства, которое имеет целью подражать природе, а не идти ей наперекор; но фокус этот является именно в городе Симбирске и может быть Граф Орлов захотел воспроизвести в своем парке своеобразное течение Свияги..." (с. 211). "... из Хатунской огромном дачи Граф Алек. Григорьевич подарил Гpaфy Владимиру часть, из которой последней и устроил свою осадьбу в разстояиин, как сказано в этом письме, около 5 верст от Хатуни". (с. 298). Усадьба Семеновское - Отрада. Выписки из исторической записки НПО "Мособлреставрация". В.Г. Орлов. 1762 г. - переворот, царствование Екатерины II. С 1762 г. учится за границей до 1766 г. До возвращении в Россию директор Академии наук. В середине 70-х годов XVIII в. выходит в отставку. "Неизвестно имя зодчего, составившего проект основных усадебных построек". "Усадебный дворец - сооружение оригинальное. В самой планировке его заметно смешение принципов барокко в классицизма. Центральная, прямоугольная в плане часть дворца отличается классицистическим расположением анфилад, разделенным центральным коридором, в то время как планировка помещений в торцовых частях здания – свободная, даже причудливая - барочная. И в обработке фасадов чувствуется тяготение к барочному декору..." "В середине XIX в. здание дополнено двумя угловыми крыльцами со стороны подъезда и оригинальными ротондами с лестницами и сквозными колоннадами на уровне второго этажа, украсившими парковый фасад дворца ... "Вероятно» недостроенный 8 этаж шел в проекте какое-то особое оформление, расчитанное на восприятие с дальнего расстояния ..." В интерьерах - лепные карнизы, изразцовые печи, наборный паркет. Плафоны расписывал К.Брюллов. "Расположенные в один ряд со стороны главного дворцового фасада флигели (XVIIIв.), службы (XVIII-XIX в.в.), а также вынесенные вперед жилые корпуса для прислуги (II половина XIX в.), лаконичны в своем убранстве b благодаря единству декоративных мотивов хорошо вписываются в общий ансамбль служебных построек. Со стороны паркового фасада к дворцу примыкают два симметрично расположенных корпуса оранжерей. Они выстроены по проекту М.Д.Быковского, использовавшего в их архитектуре ренессансн. элементы, а в декоре — лепные и терракотовые рельефы. На плоских кровлях оранжерей были устроены открытые террасы ... Два павильона (конец XVIII в.), расположенные по углам дворцового комплекса со стороны парка л обращенные главными фасадами к реке. Усадебные ограды» выполненные в XIX в. по эскизам Боссе … Никольская усадебная церковь - в конце 1770-х годов. Руководил строительством крепостной архитектор Бабакин. Церковь - 2-х ярусное сооружение: из собственно церкви (с нижним теплым Владимирским прадедом) и колокольни, объединенных между собой высокой, прямоугольной в плане трапезной. Алтарная часть по высоте и ширине равна трапезной, в плане прямоугольная. "Восьмигранный световой барабан с ребристым куполом у Никольской церкви обработан пилястрами с коринфскими капителями" (оформление - близко по стилю к барокко). «В 1835 г. архитектором Жилярди к Никольской церкви были пристроены два боковых предала. Их убранство созвучно облику всего сооружения». Аналогичные по типу ц. - храмы XVIII в, в подмосковных селах Киеве-Спасском и Свитине. Нередкое для рубежа XVIII-XIX в.в. сочетание классицизма с псевдоготикой хозяйственных построек характерна и для Отрады: у самого шоссе, проходящего мимо усадьбы, обращает на себя внимание причудливое сооружение - бывшая кузница (конец XVIII в.). К центральной, прямоугольной в плане части ее примыкают с боков две восьмигранные пристройки. Мотив стрельчатых окон дополняется стрельчатыми завершением прясел основных фасадов здания. Также прием контрастного сочетания белокаменных элементов декора с краснокирпичным фоном стен. Этот же прием применен в декоративной обработке других хоз.построек, амбара и двух теплиц, расположенных, как и кузница, в стороне от центрального ядра усадьбы. "Однако, несмотря на все сходство Отрада с английскими усадьбами, отрадненский парк является произведением русского паркового искусства, типичным для конца XVIII столетия". В 1832-1885 гг. по проекту Жилярди был возведен мавзолей рловых «садовые затеи»- гроты, руины, беседки. Свербеев Д.Н. Записки, т.2, с.129, 1899 г. «Призвал я лучщего в те время архитектора, и указал он мне место на высокой горе, построить тут трехэтажный барский замок и церковь. План мне полюбился» однако исполнил я его не совсем в точности. Церковь на высокой горе, на открытом от лесов месте, построил, а для постройки дома спустился пониже, к берегу реки, между лесами... Начавши строить, я опять не послушался архитектора - вместо трех, выстроил только два этажа». "Лучшим ш всех подмосковных соседей был граф Владлиир Григорьевич Орлов. Он не был. родовитэе других серпуховских помещиков .,., но всех жх прев ос ход, ш.., богатством, несравненно высоким перед всеми образованием и достоннш глубокого уважения своим характером". (с. 128) Врангель Н.Н. Венок мертвым. Сиб. 1913 г. Стр. 60. "... у графа Орлова, в его и ода основной Отраде, находился садовник Питерман, живший шесть лет в имении". "... у графа Орлова в Отраде "полезные" ремесла были нередко соединяемы с приятными искусствами в одних и тех же лицах: ином, работавший в столярной утром, являлся вечером актером в театре. Музыка играла во время стола, а по субботам, вечером, давались инструментальные и вокальные концеры. 15. В Отраде» однако, высшие должности не ограничивались музыкой, Между дворовыми людьми находились и архитектор, л жжво-писец, был человек особо приученный поджидать в определенный час появления на небе звезда ия,: планет и о том докладывать; были и доморощенные поэты, наконец, было лицо, исполнявшее должность богослова". Стр.61. "... Наблюдал за постройкой дома гр. Владимира Орлова в имении Отрада некий Бабакин, но так как граф был им недоволен, то в домовом приказе его от 1796 г-, читаем: "высечь Бабакина за то, что он, несмотря на запрещение, снял кружла из под свода и вторично уронил свод в кузнице". С.Кондаков. Отрада ("Столица и усадьбы")» 1917 г. 33-88» 30 августа "Большой дом-дворец с различными службами, оранкереями, английским парком и другими затеями барских усадьб ХУШ в. строился не торопясь, крепко, солидно. Вместе с домом он (В.Г.Орлов) воздвиг в имении церковь во имя Св. Владимира. Отрадьиский дом, поставленный внизу холма, на котором белеет церковь, до сих пор, сохранил свой первоначальный характер, хотя в сто с лишним лет своего существования подвергался некоторым перестройкам (...) Имя автора планов осталось неизвестным. Но исполнителем, по всей вероятности, был крепостной Бабакин, упоминаемый в приказе, относящемся к 1796 г. (.,,). По обеим концам главного корлуоа расположены больвшз открытые веранды, устроенные на крышах оранкерей, тесно примыкающих к главному фасаду и слегка выступающих отдельными крылами, отсюда открывается чудный вид на искусно разбитые цветники, с пышнши клумбами, большой фонтан, дающий струю в высоту дома и составляющий предмет особой гордости Отрады, за речкой начинается парк с боскетами, беседками, прудами и поэтическими развалинами (...) 16. Главные оранжереи, размещенные дальше, через дорогу вдоль реки, обращены на юг, а с севера их защищает высокий сосновый лес. Оне славятся отличными персиками, которые доспевают уже в конце апреля (...) Расположение отрадинского парка носит следы сильного впечатления, произведенного на графа Владимира английским садовым искусством, о котором он писал в своем дневнике, что в " расположения садов англичане стараются подражать природе и скрыть работу, которая необходима и часто бывает много труднее, чем в регулярных. В сих садах все разбросано - инде лесок, инде кустарник, инде лужок... На садоводство граф Владимир обращал особое внимание и для разбивки сада и парка был приглашен иностранец Питер-ман, а для составления общего плана всей местности в 1787 г. был вызван из Царицына английский садовник- специалист. Из обильных ключей были проведены ручьи в большие четырехугольные и круглые пруды, из которых особенно живописен лебединый, окруженный высокими деревьями, с островком посередине, где разводились форели, стерляди и сиги. По преданию эти друды копали пленные турки под наблюдением крестьянина Морозова (...) В своем увлечении садоводством граф Владимир доходил до таких мелочей, что выписывал из Москвы соловьев для оживления отрадинских садов, а для придания большего сходства с излюбленными английскими парками завел оленей (...). В парке, среди разбросанных то тут, то там беседок, павильонов, находится живописная ферма. Между холмом, где стоит приходская церковь, а рядом маленькая, круглая, в виде ротонды, Успенская церковь, служащая усыпальницей графов Орловых, и внизу лежащим дворцом, лицом к нему стоят высокий цоколь с бронзовым бюстом Екатерины II (...) Одне из ворот, ведущие к дому, сторожат большие чугунные львы, стоящие на массивных кирпичных столбах; другие,, выходящие в парк, украшены екатерининскими орлами. Сад около дома окружен великолепной чугунной решеткой в Версальском духе. В нескольких минутах ходьбы от дома, в конце густой аллеи начинается деревня, соединенная с парком сооруженным графом Владимиром высоким железным мостом (...). 17. Морозов В.Б. и Ольсен Б.О. ЭКСКУРСИИ В ПОДМОСКОВЬЕ 1924 г. И –19/318 стр. 19-20. Отрада (Орловых), Серпуховского у., б 14 верст. от ст.Михнево. Усадьба выполнена в стиле английских загородных дворцов братом екатерининского фаворита Г.Орлова. Громадшй дом с оранжереями и флигелями. Внутри росписи работы крепостных и большой плафон К. Брюллова (?). Сохранилась часть убранства, в том числе пять хороших мраморных бюстов Орловых. Интерес представляют две итальянские майолики эпохи Возрождения, эллинистический живописный портрет, античные вазы и пр. Среди раскинутых на большом пространстве хозяйственных построек любопытна готическая сторожка (?). Церковь XVIII в. и ротонда-мавзолей, где погребены все пять братьев Орловых, представляющая последнее творение Д.Жилярди (1832 г.). В парке, изобиловавшем прежде различными затеями, сохранились беседки (руинированная колоннада над могилой собаки с мраморной плитой) и многочисленные пруды, в середине парка протекает река Лонасня. Морозов В.Б. и Ольсен Б.О. ЭКСКУРСИИ И ПРОГУЛКИ В ОКРЕСТНОСТИ МОСКВЫ. М.-Л., 1926 г. стр. 9. Балтийская линия. № 139 стр. 27. Отрада - в 12 км от ст. Михнево Рязан-ско-Уральской жел. дороги ... Большая роскошная усадьба, принадлежавшая Орлову-Давыдову. 18 В громадном доме-дворце в настоящее время помещается усадебный музей, содержащий много предметов убранства, мебели, портретов и т.д. Около дома большое кол-во хоз. Построек: флигеля, оранжереи, сторожка в готическом стиле и т.д. В прекрасном парке, расположенном на р.Лопасне, сохранились беседки, павильон, колоннада, пруды и т.д. Церковь XIХ в. и мавзолей - cсоздании знаменитого зодчего Жилярди. Е.А.Белецкая, 3.К.Покровская Д. И. Жилярди М., Стройиздат, 1980 год Стр. 126. «В 1832 г., в год отъезда из россии на родину в Швейцарию, Д. И.Жилярди создает проект своего последнего сооружения б России - мавзолея в Отраде. Отрада - усадьба в Семеновском близ Серпухова, принадлежала графу В.Г.Орлову, одному из известных во времена Екатерины II братьев Орловых, приближенных императрицы. Она была приобретена В.Г.Орловым в 70-х гг. XVIII в. после удаления Орловых от царского двора и ко времени работы в ней Д.И.Жилярди представляла собой одну из интереснейших подмосковных усадеб, ансамбль которой с обширным английским парком раскинулся на берегах р. Лопасни. Усадьба славилась своми оранжереями и системой водоснабжения, оленямж, соловьями и рыбами, редких пород в прудах. Здесь работали знаменитые садовники. Один из весьма просвещенных людей своего времени, В.Г.Орлов (в 1770- ые годы – директор Академии наук) собрал здесь большую библиотеку, коллекцию картин и скульптуры. 19. Главный дом, обширный и добротный, с многочисленными службами и церковь были построены в 1770-ые годы, но отделка и достройка их продолжались в течение всей жизни В.Г. Орлова. В семейных архивах конца ХУШ - начала XIX века среди построек усадьбы упоминается фамильная усыпальница графов Орловых, называемая "ротондой». Помимо членов семьи В.Г. Орлова в ней были захоронены к тому времени четыре брата Орловых и среди них герои Русско-Турецкой войны Алексей (Орлов-Чесменский) и Федор, а также фаворит Екатерины II – Григорий Орлов. Судя по описаниям, ротонда, "скрытая со всех сторон сосновой рощей, стояла в парке на склоне холма между барским домом у его подножия и церковью - на вершине. Строительство новой усыпальницы было предпринято в связи со смертью в 1831 г. хозяина усадьбы В.Г.Орлова, прожившего там более 50 лет, последнего представителя всего поколения графов Орловых, в прошлом столь знаменитого. К проектированию этого сооружения и был привлечен Д.И.Жилярди. С родом Орловых Жилярди, возможно, уже был, знаком по строительству конного завода в Хреновом - Воронежском жмении графа А.Г.Орлова - Чесменского. Как свидетельствуют документы, Жилярди поручили "выстроение церкви вместо существующей ныне ротонды», которая к тому времени обветшала и, вероятно, не отвечала характеру мемориального сооружения 3-го рода Орловых. В январе 1832 г. дочь графа А.Г.Орлова-Чесменского добилась разрешения Синода на перезахоронение праха отыа и его братьев Федора и Григория, тела которых были перзвезены в Юрьев монастырь, близ Новгорода. Усыпальница в Отраде приобрела более интимное назначение. Проект мавзолея был составлен Д.И.Жилярди в самом начале 1832 г., 5 марта того же года, как гласит надпись на проекте, он был утвержден в Петербурге Филаретом Московским. Закладка мавзолея-церкви во имя "Успения Пресвятой Богородицы» состоялась 16 июня 1832 г. ... Документы указывают, что архитектор Жилярди многократно посещал Отраду и руководил всеми строительными работами и отделкой здания. Однако можно предполагать, что с самого начала строительства работы в Отраде, как и другие постройки этого времени, Доменико Жилярди из-за плохого состояния здоровья передал своему двоюродному брату и ученаку Александру Осиповичу Жилярди. Во всяком случае его имя встречается в архивных документах по строительству мавзолея уже с лета 1832 г. Александр Жилярди работал в Отраде и после постройки мавзолея. Так, в середине 1830-х годов он перестраивал церковь, занимался рзмонтно- строительными работами в барском доме, составлял проекты школы и богадельни. На строительстве мавзолея и других объектах Отрады постоянно находился "архитектурний помощнж" Жилярди – Иван Мартьянов. В отделке здания принимал участие С.-П. Кампиони. 1. ЦГАДА. Ф. 1273 Орловых- Давыдовых. Быблиографический очерк графа В.Г.Орлова, составленный внуком его графом В.Л.Орловым-Давыдовым, т.1, Спб, 1837. 2. ЦГАДА; ф. 1273, оп. 1. № 1089. л. 22. 3. ЦГАДА; ф. 1273, оп. 1, ч. IV, д. 2946, л. 1. 4. ГНИМА, PI 887 и PI 935 5. ЦГАДА, ф. 1273, оп. 1, ч. 1, д. 1089 л. 39, 71, ч. IV, д. 2950, л. 1-13. 6. Старые архитектурные проекты планов и фасадов и профилей, церквей, домов, хоз. Строений, заборов, ворот и решеток в стиле ампир Александровского времени, собранные со старинных изданий 1809, 1812, 1824 гг. и изданные В.М.Владимировым. Спб, 1913, вып. 1, № 6, А, вып. 2, № 6,В. Греч А. Кузьминки – Подмосковные музеи, вып. 6, М.-Л., 1925 г. Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955 г. В ГИМе хранится картина неизвестного художника первой половины XIX в. Семеновское-Отрада. Вид от церкви на дом, реку Лопасню и парк. Воспроизведена в книге «… в окрестностях Москвы», М., Искусство, 1979, № 87. ЧАСТЬ 5 МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУКОПИСНОГО ОТДЕЛА БИБЛИОТЕКИ ИМ. В.И.ЛЕНИНА Рукописные отдел библиотеки им. В.И.Ленина 1. ф. 219, оп. 4, 13. План имений Орловых-Давыдовых чертежами и акварелью. 3 л. 2. ф. 219, 4, 33. Орлов-Давыдов В.П. Предписание отрадинской вотчинной конторе относительно лесного хозяйства. 1859 г. 2 л. 3. ф. 219, 5, 48. Сметы на устройство водопровода в Отраде. 1839 г. 11 л. 4. ф. 219, 5, 60. Тулин Ф.Я. Управляющий Отрадой. Предписание леснику. 1872 Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |