бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные этапы развития культуры Египта

Основные этапы развития культуры Египта

Введение 2

Сложение древнеегипетского искусства (Конец 5-4 тысячелетие до н.э.) 3

Искусство времени Древнего царства (300 - около 2300 годы до н.э.) 6

Искусство времени Среднего царства (21 век до н.э. - начало 18 века до

н.э.) 8

Искусство времени Нового царства Искусство времени XVIII династии (16-15

века до н.э.) 11

Искусство времени Эхнатона и его приемников (Амарнское искусство) (первая

половина 14 века до н.э.) 13

Искусство второй половины Нового царства (14-11 века до н.э.) 15

Искусство позднего времени. (11 век - 332 год до н.э.) 17

Заключение 20

Введение

Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно

проследить на огромном протяжении времени - свыше четырех тысяч лет. Уже

благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства

представляет большой интерес, так как можно выяснить пути сложения и

развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых

обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в

жизни египетского рабовладельческого общества.

Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными

памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что

многое было создано египетским народом в истории человечества впервые.

Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный

своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства

изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно

владели искусством обработки разнообразных пород камня. Об этом ярко

свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов - пирамиды,

обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огромные

обелиски, колоссальные монолитные статуи, весившие до тысячи тонн. Египтяне

путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого

совершенства и художественные ремесла - резьбу по дереву и кости, различные

виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и

самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных

тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием

изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью

выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца

использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового

дерева.

Огромной заслугой египетского искусства было раскрытие внутреннего мира

человека, его чувств и переживаний. Темой многих сцен было горе родных и

друзей, оплакивающих смерть близкого человека, ужас бегущих от египетских

колесниц врагов, нежная взаимная любовь членов семьи.

Существует одна характерная особенность египетского искусства - длительное

следование принятым в древности образцам. Причина этого явления заключается

в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих основных общих

чертах вместе со сложением классового рабовладельческого общества,

закрепили как не подлежащие изменению формы древнейших памятников

египетского искусства, имевшие религиозное назначение. Поскольку на

протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем

подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы

этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало

развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло остановить это

развитие целиком.

Сложение древнеегипетского искусства

(Конец 5-4 тысячелетие до н.э.)

. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим

временам, но сравнительно последовательную картину о слагавшемся здесь

обществе мы можем представить себе, начиная с 5 тысячелетия до н.э. По

найденным в раскопках предметам, остаткам селений и погребениям видно, что

человек тогда жил здесь в условиях первобытнообщинного строя, основанного

на примитивном земледелии и скотоводстве. Большое значение еще имели охота

и рыболовство. Ввиду почти полного отсутствия дождей земледелие в Египте

возможно только благодаря ежегодным длительным нильским разливам.

Пропитывая влагой землю, воды Нила оставляли на ней слой ила и создали

столь плодородную почву, что даже при обработке ее примитивными орудиями

можно было получать больше продуктов, чем это было нужно для прокормления

людей, непосредственно занятых земледелием. Это создавало возможность для

раннего появления эксплуатации чужого труда. Отдельные общины начали

применять для работ по искусственному орошению полей рабов - вначале еще

немногочисленных, что обострило развитие имущественного неравенства внутри

общин. Появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата

угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев.

Между общинами длительное время шли войны из-за земель, каналов и рабов. Во

второй половине 4 тысячелетия образовались два больших государственных

объединения, Северное и Южное, а около 3000 года до н.э. Юг подчинил себе

Север. Возникло единое египетское государство.

Как и всюду, в долине Нила человек сначала жил в ямах и пещерах и устраивал

навесы и шатры из натянутых на шестах шкур и плетенок. Постепенно появились

хижины, слепленные из комков глины или сплетенные из тростника и обмазанные

глиной, в которых верхушки тростников связывались наверху, образуя крышу.

Жилища вождей племен и племенные святилища вначале делались таким же

образом, как и хижины, и выделялись лишь размерами. На кровле святилища или

в его ограде укрепляли фетиш - изображение почитавшегося здесь духа.

Позднее для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец. Перед жилищем

устраивали двор, обнесенный оградой, а позже - стеной.

Погребения вначале также имели форму простой овальной ямы, выстланной

циновками в подражание жилищам людей. То, что первоначальные формы жилищ,

святилищ и гробниц имели между собой много общего, объясняется тем, что все

они мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Отсюда понятно,

почему и позже в архитектуре Древнего Египта обнаруживается известная

общность в планировке и оформлении дома, храма, гробницы, равно как понятна

и связь в развитии погребений доклассового периода с развитием жилищ. Так,

по мере освоения кирпича могилы делаются прямоугольными и обкладываются

кирпичом. Такие гробницы появляются у наиболее обеспеченной верхушки

общества, рядовые же общинники по-прежнему погребались в овальных ямах.

Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившего различие в

форме жилищ, отразилось и на различии погребении. Особое внимание

обращалось на оформление могилы вождя общины, поскольку считалось, что

"вечное" существование его духа обеспечивало благоденствие всей общины. В

Иераконполе была найдена гробница такого вождя, глиняные стены которой были

уже покрыты росписью.

При раскопках могил в них находят не только скелеты людей, но и ряд

предметов - сосуды, статуэтки и пр. Это было связано с верой в посмертное

существование умершего, которое представлялось продолжением земного. Для

обеспечения этого существования родные ставили в могилу сосуды с пищей и

питьем и предметы домашнего обихода.

Все эти вещи показывают постепенное развитие техники в трудной борьбе

первобытного человека с природой и людьми, изменения в жизни общины,

своеобразное осмысление человеком явлений окружавшего его мира. Отсутствие

знаний подлинной связи явлений, "бессилие дикаря в борьбе с природой",

породившее "веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.", вызвало фантастические

объяснения явлений окружавшего человека мира. Возникшие уже в этот период

верования и обряды определили характер художественных изделий, находимых в

древнейших гробницах.

Самыми ранними из них являются глиняные сосуды, сделанные от руки, часто

лощеные. По краям некоторых сосудов идет неровная полоса черного цвета,

которая получалась оттого, что при обжиге сосуд ставился кверху дном, и его

верхний край оказывался в огне. Встречаются сосуды с несложными белыми

узорами, четко выделяющимися на красном фоне глины, покрытой красной охрой

или гематитом.

Постепенно формы сосудов становятся разнообразнее; меняются и содержание

росписей и их техника. Росписи выполняются уже красной краской по

желтоватому фону. В этих росписях отражались заупокойные и земледельческие

обряды. Часто мы видим на них плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, с

людьми, совершающими культовые действия, причем главную роль играют женские

фигуры, что было связано с восходящей еще к матриархату ведущей ролью

женщины. Подобные же представления отражают и женские статуэтки из глины и

кости, явно относящиеся к культам плодородия. Очень близко к росписям на

сосудах и содержание стенной росписи из гробницы вождя в Иераконполе,

показывающее, по-видимому, загробное странствование души умершего; часть

сцены здесь связана и с охотничьими обрядами. Охота еще не потеряла своего

значения, отзвуки древних охотничьих обрядов нашли выражение и в особых

пластинках из серо-зеленого шифера, имеющих форму рыб, страусов, различных

зверей и предназначавшихся для растирания красок во время обрядов.

Образы людей и в росписях и в примитивных скульптурах охарактеризованы в

самой общей и условной форме; передаются лишь черты, наиболее существенные

для характеристики данного образа. Так, у статуэток жриц или богинь особо

выделен ритуальный жест поднятых рук, у статуэток, связанных с культом

плодородия, подчеркнуты половые органы и т. д., несущественные же для

определения подобного образа черты разрабатывались меньше, а иногда и вовсе

не обозначались (детали лица, ступни ног). Животные, птицы, ладьи, деревья

также передавались в самых общих чертах, но при этом таких, которые лучше

других позволяют узнать изображение.

Памятники более позднего времени свидетельствуют об изменении

художественных требований, явившемся следствием иной ступени развития

общества, культуры, мировосприятия. Образы передаются отчетливее, чаще

соблюдаются пропорции, композиции приобретают известную организованность.

Примерами нового этапа в развитии египетского искусства являются тонкие

каменные плиты с рельефными изображениями битв между общинами. Характерной

чертой этих рельефов является стремление возвеличить такого предводителя,

который изображался поражающим врагов, в виде льва или- быка.

В подобных памятниках уже намечается известный отбор образов и приемов,

которые затем, повторяясь на аналогичных произведениях, постепенно

становились обязательными. Этому содействовал культово-официальный характер

этих памятников, предназначавшихся для увековечивания побед.

Постепенное усиление такого отбора наряду с продолжением освоения новых тем

и новых средств передачи становится важнейшей чертой последующего этапа

развития древнеегипетского искусства. В процессе становления классового

общества и образования единого рабовладельческого государства перед

искусством встают иные задачи, которые так же определяют его роль при новом

общественном строе, как определяется при нем роль религии, которая отбором

верований, мест и предметов культа, сложением ритуала, характером мифов

становится на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и

его главе - фараону. Подобный путь проходит и искусство, призванное отныне

в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать

рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему

назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и

способствовало образованию канонов, которые становятся тормозом в

дальнейшем развитии египетского искусства.

.

Искусство времени Древнего царства

(300 - около 2300 годы до н.э.)

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты

Нила, недалеко от современной египетской столицы - Каира. Мемфис, один из

древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры.

Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской

литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес

огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был

временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы

государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и

характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно

сложились основные типы архитектурных памятников.

В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже

во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки -

гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность

культовых сооружений и в особенности гробниц было связано с древнейшими

верованиями.

Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство

царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Именно

здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих.

Построенная вблизи Мемфиса (на месте современного селения Саккара около

Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов,

не отличавшегося еще стройностью общей планировки. Этот ансамбль был

расположен на искусственной террасе, окруженной массивной высокой стеной,

облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла

как бы из семи масштаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера

примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях

впервые был широко применен в качестве основного строительного материала

камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение:

здесь нет свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых

зодчий не решается их отделить. Здания ансамбля воспроизводят в камне

формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в

виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях,

выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера важна и по своей

декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и четкие,

величественные в своей простоте канне-лированные стволы с плоскими плитами

абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в форме

раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы

алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев - блестящими зелеными

фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким

образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно характерным для

своего времени памятником, замечательным свидетельством интенсивной работы

мысли и творческого дерзания. Еще не были найдены присущие каменному

строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка

всего ансамбля, но уже было осознано и осуществХено основное - здание

начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского

монументального зодчества.

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению

храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени,

в частности, появляется новый тип зданий - так называемые солнечные храмыю

Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри

стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам

объект культа - колоссальный каменный обелиск. Его верхушка обивалась

позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился

огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым

проходом с воротами в долине.

.

Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой

сфинкс Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала,

которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в

виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были .добавлены из

соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его

высота - 20 м, длина - 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый

платок, на лбу высечен урей - священная змея, которая, по верованиям

египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная

борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено

в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на

гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты

фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона,

должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой

мощи правителей Египта.

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи,

покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были

выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В

Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа - и более

распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству

врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном,

оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и

два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой

по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с

вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были

минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная - из красной

охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта,

меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры. Росписи в ряде случаев

отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей

из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних

птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются нежной

зеленью растений

В период Древнего царства большое значение получило художественное ремесло.

Сосуды из различных пород камня - алебастра, стеатита, порфира, гранита,

яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других

полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из

ценных пород дерева - кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из

золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно

обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины - таков

лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже

вырабатывались в течение Древнего царства. Изделиям художественного ремесла

Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и

четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства данного периода.

Таковы контуры и высоких каменных цилиндрических сосудов для хранения

благовоний, и неглубоких больших блюд, и различных ваз. Эта строгость и

благородство линий не отвлекают внимания от главной прелести таких сосудов

- чудесно обработанного камня, из которого они сделаны. Пестрота брекчии,

причудливые сочетания сливочных, белых, желтоватых волнистых полос

полусквозящего алебастра, то параллельных, то неровных, матовые зеленые или

темно-серые оттенки шифера - все это как бы подчеркивается самой формой

ваз.

Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях

художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности

декоративного использования данных материалов; красота полированных

поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала

были освоены в ремесле, а затем использованы в зодчестве и скульптуре. С

другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством,

являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения

профессионального искусства.

Искусство времени Среднего царства

(21 век до н.э. - начало 18 века до н.э.)

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях

отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно,

использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть

законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих

владык Древнего царства.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в

виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот

же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав

связь с гробницами предков, - шаг достаточно трудный, если учесть

мировоззрение древних египтян.

Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего

царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.

Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии и их

взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-

VI династий.

Однако вследствие изменившихся экономических условии сооружение гигантских

каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и

технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились,

например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным материалом

служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки

пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных каменных стен,

расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой

стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен,

промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком.

Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг с другом

деревянными креплениями. Такая облицовка в основном только и сдерживала

здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что эти пирамиды

в настоящее время представляют собой груды развалин. Разумеется, в момент

сооружения пирамид недостатки техники были скрыты облицовкой, и внешне

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.