|
Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.«Культурология» Реферат по теме: «Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.» Выполнил План контрольной работы: 1. Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов 2. Пары полярных обществ как один из движущих механизмов культурного прогресса мирового сообщества. 3. Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу 60 летнего ритма. Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов Если рассматривать шестидесятилетний период истории, касающийся становления и развития Советского государства то его условно можно разделить на пять подритмов и в каждом подритме можно выделить основные элементы развития Советской культуры, в итоге мы получим таблицу, показанную на странице №2 Более детальное объяснение и описание этой таблицы приводится ниже. Архитектура Гражданская война и иностранная интервенция 20-х годов отодвигают начало работ по осуществлению крупных хозяйственных строек. В это время проводились самые необходимые восстановительные и хозяйственные работы. Одной из первых задач периода восстановления была электрификация России; план ГОЭЛРО, утвержденный в 1921г. VIII съездом Советов. По этому плану предполагалось за 10 – 15 лет построить 30 крупных электростанций. Восстанавливались и расширялись действующие заводы, построенные ещё до революции. Разрабатываются планы реконструкции городов, типовые проекты жилищ. Проектируются посёлки при промышленных предприятиях, в которых планировочное слияние элементов архитектуры жилища, общественной среды и производства рассматривается как необходимое условие гармоничного развития новой личности. Многочисленные конкурсы стали главной ареной формирования творческих позиций советских архитекторов. С 1923 г. начинается конкурсное проектирование Дворца Труда, а с 1931 г. – Дворца Советов. Реализацию обширных планов строительства ограничивала нехватка ведущих конструкционных материалов: металла, цемента. Сооружения первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923 г.) были деревянными. Но, несмотря на все сложности именно в это время возникают такие смелые по замыслу и исполнению сооружения башня радиостанции «Коминтерн» на Шаболовке (1922 г. инженер Шухов В.Г.). Очень своеобразным было творчество К.С. Мельникова. В его проекте клуба им. Русакова за образную основу объема здания принят сегмент гигантской шестерни, в «зубцах» которой части зрительного зала могли составлять единое пространство или функционировать как отдельные аудитории. В проводившейся в Париже в 1925 г. выставке Советскую архитектуру представлял павильон СССР, выполненный по проекту Мельникова и в последствии включенный в золотой фонд мировой архитектуры. Революционные идеи, могучий размах строительства в СССР стимулировали новаторство. Многие идеи, опередившие своё время, остались неосуществлёнными. В СССР приезжают прогрессивно мыслящие архитекторы Западной Европы, США. А.В. Щусеву принадлежит авторство одного из наиболее яркого проявления советской архитектуры – Мавзолея В.И. Ленина, в формах которого он попытался создать величественный памятник основателю первой социалистической страны. Возведённый сначала в дереве (1924 г.) Мавзолей был перестроен в 1930 г. В годы первой пятилетки (1929-1932 гг.) разворачивается промышленное строительство. Возводятся первые машиностроительные заводы, заводы тяжёлой индустрии, металлургические комбинаты. Их строительством решалась задача укрепления индустриальной и оборонной мощи страны. При заводах проектировались клубы, спортивные комплексы и оздоровительные центры, была разработана система культурно-бытового обслуживания. По плану ГОЭЛРО были сооружены Волховская ГЭС, ДнепроГЭС. В монументальной архитектуре плотин здания, был отражён героический труд советских людей. Скоростное строительство требовало перехода на сборное домостроение и использование металла и железобетона. Создаются первые заводы стандартных деталей и заводы железобетонных конструкций. С 1930 г. начинает строится Беломорско-Балтийский канал. По плану реконструкции Москвы начатой в 1935 г. планировалось строительство зелёных массивов парков, сливающихся с пригородными лесами (Измайловский, Сокольнический, Останкинский), ЦПКиО им. Горького на берегу Москвы-реки. Главная магистраль столицы – улица Горького была расширена и застроена жилыми многоэтажными зданиями. Опыт реконструкции Москвы использовался при проведении градостроительных работ в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, Новосибирске и других городах. За период с 1932 по 1939 г. в Москве введены в строй две очереди скоростной подземной железной дороги – метрополитена. В Московском метро был создан грандиозный подземный архитектурный ансамбль. Тенденции того времени особенно ярко проявились в украшении сооружений ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) в Москве (1937 – 1939 гг.). Богатая, насыщенная архитектура ВСХВ стала своеобразным форумом архитектурных форм и находок. В строительстве жилого сектора применялись наиболее экономичные планировочные варианты типовых секций, индустриальные способы строительства. Война принесла колоссальные разрушения стране. В развалинах лежали сотни городов, тысячи деревень, десятки тысяч промышленных предприятий, школ и больниц, сотни вузов, музеев, театров, бесчисленное множество архитектурных памятников. Главные усилия страны были направлены на восстановление самого необходимого – заводов, больниц, школ. Для ввода в строй новой жилой площади, запланированной в первой послевоенной пятилетке, необходимо было переходить к индустриальным методам строительства. Разрабатывались типовые проекты сборных жилых домов, и с 1954 г. начато строительство новых заводов железобетонных конструкций. Высшим проявлением ведущих в 50-е годы позиций в отношении художественной образности советской архитектуры стали 7 высотных домов в Москве, строившихся с 1948 по 1953 г. Эти здания придали новые масштабные соотношения и своеобразие городскому пейзажу Москвы. В планах реконструкции разрушенных городов: Минска, Киева, Волгограда и других, общегородскими центрами стали главные магистрали с системой площадей, застроенные жилыми и общественными зданиями. Продолжалось строительство метрополитена. В архитектуре станций Комсомольская-кольцевая, Новослободская, Белорусская легко узнать стиль эпохи по богатству украшений, обилию цвета, мрамора, тщательным отделочным работам. В 1955 г вступил в строй Ленинградский метрополитен. К шестой пятилетке (1954 г.) был накоплен большой и разнообразный опыт строительства типовых жилых зданий различных конструктивных систем. Жилой дом превратился в рядовой «кирпичик» новой архитектуры. Все постройки теперь решались как элементы взаимосвязанной городской среды. Свободная планировка, в противовес традиционной городской квартальной строчной застройке, решала на новом уровне комфортных требований жилые пространства города, раскрывала их, придавала живописность и динамику архитектурному пейзажу. Стадион в Лужниках (1956 г.) превратился в крупный спортивно- зрелищный центр столицы. В 1963 г. с введением в строительство микрорайонов многоэтажных зданий (9-16 этажей) освобождались территории под зоны отдыха и озеленение. Несколько микрорайонов входили в состав жилого района, в систему обслуживания которого включались крупные универсальные магазины, кинотеатр, административные учреждения. По этому плану были построены такие районы в Москве как Новые Черёмушки и Кузьминки в Москве. Но строительные работы выполнялись не всегда тщательно и в соответствии с архитектурным планом; не доводились до конца благоустройство, стихийно и неквалифицированно проводилось озеленение, в результате чего новые районы вызывали удручающее впечатление унылого однообразия. Строятся крупные широкоформатные кинотеатры. В Москве в 1961 г. зданием кинотеатра «Россия» композиционно завершился ансамбль площади Пушкина. Годом позже построены Дворец пионеров на Ленинских горах, комплекс зданий аэровокзала в Москве, Шереметьевский аэропорт, здание панорамы «Бородинская битва». В конце 60-х годов в Москве был построен ряд объектов, таких как ансамбля высотных зданий Нового Арбата, гостиницы «Россия». В1967 г. закончено строительство телевизионной башни, а затем и обширного комплекса Останкинского телецентра. В70–80-х года основное строительство перенеслось на окраины городов, ставя перед собой задачу разуплотнения центра города. Застройка резервных территорий (Ясенево, Медведково, Строгино, Южное Измайлово и др.) и реконструкция устаревшего жилого фонда предусматривались главным образом жилыми группами из многоэтажных крупнопанельных домов, обеспечивающих высокую плотность заселения. Главной задачей того времени при строительстве жилых районов – одновременное возведение жилых зданий, сооружений обслуживающей группы, осуществление полноценного благоустройства. Переход к «супермаштабным» сооружениям был уже осуществлен в Москве во время подготовки к Олимпиаде-80, когда были выстроены такие грандиозные комплексы как «Олимпийская деревня» на юго-западе столицы, крупная гостиница и административный комплекс в Измайлове, спорткомплекс «Олимпийский» на проспекте Мира и другие сооружения. Кино После победы в Октябрьской революции кино как мощное пропагандистское оружие получило всестороннюю поддержку Советского правительства. Ленин, понимая всю значимость кинематографа как одного из наиболее сильного средства политической агитации в одной из своих речей говорил, что «… из всех искусств для нас важнейшим является кино». Вопросам, связанным с кинопроизводством много времени уделяли такие политические и государственные деятели как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие. С момента образования нового государства во всех республиках страны, появляются различные государственные организации, в обязанность которых входит творческая и техническая перестройка кинопроизводства. На экран начинают выходить новые документальные фильмы, которые в годы Гражданской войны демонстрировались перед красноармейцами и крестьянами. В Москве, Петрограде, Киеве и Одессе начали выпускаться игровые агитационные фильмы такие как «Уплотнение» (1918) «За красное знамя» (1919) «На красном фронте» (1920). Как правило, в сюжеты первых игровых лент входили ситуации посвящённые борьбе с пережитками прошлого и строительству новой жизни. Одной из наиболее ярких художественных лент этой направленности стала картина, снятая в Грузии «Красные дьяволята» (1923 г. по П.А. Бляхину, режиссёр Перестиани). Для подготовки квалифицированных кадров в области кино в Москве в 1919 г. создана Первая Госкиношкола в последствии ставшая техникумом кинематографии. Возглавлял киношколу Гардин, который со своими учениками в 1921 г. снял первую полнометражную художественную картину на революционную тему «Серп и молот». Ярким проявлением молодой кинематографии стала картина режиссёра Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) в которой были применены новые методы постановки, актёрской работы и киномонтажа. С 1923 г. начался выпуск мультипликационных фильмов. Величайшим кинохудожником того времени можно считать режиссёра С.М. Эйзенштейна создавшего шедевр киноискусства фильм «Броненосец “Потёмкин”» (1925), впоследствии отмеченный на Всемирной киновыставке в Брюсселе в 1958 г. и названный из 12 выставленных фильмов лучшим фильмом всех времён. Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классическая стройность композиции отличали этот фильм. Режиссёр-новатор В.И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького «Мать» (1926) считающийся одним из лучших произведений мирового экрана. Революционной борьбе и становлению новой жизни посвящались картины режиссёра Протазанова «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927) и другие. Крупнейший украинский кинорежиссёр А.П. Довженко создал революционную киноэпопею «Звени Гора» (1928) и «Арсенал» (1929) В 20-е гг. заметно укрепилась производственная база советского кинематографа. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны – «Мосфильм», основанный в 1924 г., «Ленфильм» основанный в 1918 г. В 1928 г была создана Киевская киностудия ВУФКУ с 1958 г. Киевская киностудия им. А.П. Довженко. Одновременно в эти года создаются национальные киностудии в республиках Советского Союза и к началу 30-х гг. советская кинематография представляла собой многонациональное и самобытное искусство. К этому времени было поставлено около 1000 «немых» игровых и более 100 мультипликационных фильмов. Введение звука в кино потребовало коренной технической и творческой перестройки кинематографии. В 1929 г. в Ленинграде открылся первый в стране кинотеатр, где демонстрировали экспериментальные звуковые фильмы. Для подготовки кадров в Ленинграде в 1930 г. был создан институт киноинженеров звукового кино – ЛИКИ, в этом же году государственный техникум кинематографии преобразован в институт (ГИК, с 1938 г. – ВГИК). В 1934 г. Г.Н. и С.Д Васильевы снимают фильм-портрет по повести Д.А. Фурманова «Чапаев». Эта тема получила всестороннее развитие и на экраны выходят фильмы: «Яков Свердлов» (1940 г. режиссёр Юткевич), трилогия о Максиме «Юность Максима» (1935) «Возвращение Максима» (1937) «Выборгская сторона» (1939) режиссёров Козинцева и Трауберга «Щёрс» (1939 г. режиссёр Довженко) Создаются важные для того времени фильмы о Ленине рисующие образ вождя и получившие в последствии в советском кинематографе название Ленинианы: «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939) режиссёр М.И. Ромм, «Человек с ружьём» (1938) режиссёр Юткевич. Кроме кинопортретов вождей режиссёры снимали фильмы о простых тружениках страны. Формирование нового человека стало определяющей темой многих кинокартин того времени: первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (1931 г. режиссёр Н.В. Экк), «Семеро смелых» (1936) «Член правительства» (1940 г. режиссёры Зархи и Хейфиц) и другие. На экран выходили любимые народом кинокомедии высмеивающие пороки человека того времени и в тоже время, показывая новые черты в психологии советского человека: «Весёлые ребята» (1934) «Волга-Волга» (1938) режиссёр Г.В. Александров, И.А. Пырьева – «Трактористы» (1939) «Свинарка и пастух» (1941), К.К. Юдина – «Девушка с характером» (1939) и многие другие. В предвоенные годы создавались картины, повышающие патриотический дух и показывающие героическое прошлое советского народа, показывающие его борьбу против чужеземных захватчиков, – «ПётрI» (1937-39 гг., режиссёр В.А. Петров), «Александр Невский» (1938 г. режиссёр Эйзенштейн) «Суворов» (1941 г. режиссёр Пудовкин) и другие. Создание звукового кинематографа открыло большие возможности для экранизации произведений классической литературы. Были поставлены следующие фильмы: «Гроза» (1934 г. по А.Н. Островскому, режиссёр Петров), «Бесприданница» (1934 г. по А.Н. Островскому, режиссёр Протазанов), «Медведь»(1938) «Человек в футляре» (1939) (по А.П. Чехову режиссёр И.М. Анненский), и другие. В годы Великой Отечественной войны советская кинематография сыграла огромную роль в воспитании боевого духа и высокого патриотизма. Создавались фронтовые киногруппы, которые создавали киножурналы и специальные выпуски с мест боёв. Наиболее оперативной формой киноискусства стали «Боевые киносборники», состоявшие из короткометражных игровых новелл, документально- хроникальных очерков, посвящённых борьбе народов против немецко-фашистских захватчиков. В их создании участвовали ведущие мастера художественного кино – Пудовкин, Юткевич, Савченко, Герасимов, Козинцев и другие. Фронтовые операторы самоотверженно снимали боевые действия, подвергая свою жизнь опасности, от первых дней войны до взятия Берлина и капитуляции Японии. Документальная «Летопись Великой Отечественной войны» составила более 3,5 млн. метров отснятой киноплёнки. Продолжался выпуск художественных фильмов. Киностудии западных и центральных районов страны эвакуировались в Среднюю Азию и Казахстан: «Мосфильм» и «Ленфильм» перебазировались в Алма-Ату, где была организованна Центральная объединённая киностудия. В 1942 г. был выпущен первый полнометражный художественный фильм о войне – «Секретарь райкома» (режиссёр Пырьев). С большой страстностью решаемая тема народных мстителей-партизан продолжена и развита в фильмах: «Она защищает родину» (1943), «Радуга» (1944), «Зоя» (1944) и другие. Высокой патриотичной и нравственной силой отличались фильмы о бойцах и командирах Советской Армии, снятые по сценариям и пьесам К.М. Симонова. Трудовому героизму, неразрывной связи фронта и тыла, стойкости советских людей посвящены кинокартины: «Машенька» (1942) «В 6 часов вечера после войны» (1944) «Большая земля» (1944). Традиции довоенных историко-биографических фильмов продолжили постановки фильмов: «Иван Грозный» (1945 1-я серия режиссёр Эйзенштейн) «Кутузов» (1944 г. режиссёр Петров). Историко-революционным событиям были посвящены киноленты о Гражданской войне 1918-1920 гг.: «Оборона Царицына» (1942) «Котовский» (1943). Победоносное окончание войны выдвигает перед киноискусством новые задачи творческого отражения всенародного подвига в битве против фашизма, жизни советских людей, вернувшихся к мирному труду. Создаются киноленты: «Молодая гвардия», «Сказание о земле Сибирской» (1948). О подъёме советского киноискусства конца 50-х гг., притоке новых творческих сил, более углубленном решении военной темы свидетельствовали фильмы «Летят журавли» «Дом в котором я живу» (1957), «Судьба человека» по М.А. Шолохову (режиссёр С.Ф. Бондарчук) «Баллада о солдате» (режиссёр Г.Н. Чухрай) (1959). Психологическое раскрытие нового послевоенного поколения нашло отражение в фильмах «Чужая родня» (1956) «Дело было в Пенькове» (1958). Начатая в 30-е годы кинолениниана была продолжена документальным фильмом «Владимир Ильич Ленин» (1949) включившим все сохранившиеся кадры документальной съемки Ленина, и художественным фильмом «Рассказы о Ленине» (1957). В 50-е годы стал увеличиваться выпуск лент всех жанров. Вместе с мастерами старшего поколения с конца 50-х годов на различных студиях страны к творческой работе обратились молодые кинематографисты, главным образом выпускники ВГИКа, Высших сценарных и режиссёрских курсов. Строгий отбор выразительных средств, интеллектуальность, разносторонность, глубокий психологизм, яркая характерность стали важнейшими чертами исполнительной манеры наиболее видных представителей актёрской школы. В 60–70-е года советское киноискусство становится всё более многоплановым и углублённым в исследовании разнообразных сторон жизни общества; обогащаются выразительные средства, совершенствуется киноязык. По- прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны. Выпускаемые картины в этот период времени с большой эмоциональной силой повествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме советского народа. К наиболее ярким можно отнести работы: «Мир входящему» (1961), «Иваново детство» (1962), «Живые и мёртвые» (1964), «Отец солдата» (1965), «А зори здесь тихие…» (1972), четырёхсерийная киноэпопея «Освобождение» (1970-71 гг. режиссёр Озеров). Центральное место занимают фильмы, посвящённые современной действительности. Их отличает широкий показ жизни страны, интересно и многогранно раскрытые образы современников – рабочих, колхозников, интелегенции. В лучших из них проявилось многообразие тем, художественных манер, жанрово-стилических исканий: «Серёжа» (1960) «Доживём до понедельника» (1968) «Калина красная» (1974) «Любовь земная» (1974) и другие. О творческой зрелости советского кино 60–70-х годов свидетельствуют фильмы о революции и Гражданской войне. Литературным первоисточником многих историко-революционных картин явились известные произведения советской литературы: «Оптимистическая трагедия» (1963), «Бег» (1971), и другие. Экранизировалась также классика русской и зарубежной литературы: «Дама с собачкой» (1960), «Гамлет» (1964), «Война и мир» (1966-67) «Дон Кихот» (1967). Лучшие традиции советской кинокомедии продолжены и в значительной мере обогащены в картинах: «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1976), «Кавказская пленница» (1976), в эксцентрической комедии Быкова «Айболит-66», лирическом детском фильме режиссёра Митты «Звонят, откройте дверь» (1966) и другие. Заметных успехов достигло документальное кино, характерными особенностями которого стали высокая эмоциональность и художественность в изображении событий. Лучшие советские фильмы, подтверждают высокий авторитет кинематографии СССР за рубежом, отмечаются премиями и наградами на Международных кинофестивалях стран Европы, Америки, Азии, Африки. В стране проводятся |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |