|
Обрядовая поэзиявозможность отдыха, наполняя его поэзией. Среди семейно - бытовых обрядов основное место занимает свадебный обряд. У русских предсвадебные обряды включали в себя: сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник. Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший брат жениха; нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты. Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых песен. Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели её, дом, хозяйство; до этого они разузнавали о семье невесты, её зажиточности; интересовались мнением односельчан о невесте и её семье. Родители невесты тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда всё было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки и угощали пряниками и конфетами. Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире, когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками. Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорённости, заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и женить невесту и жениха. Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в сопровождении "бояр", т.е. близких людей - родных и подруг, обходила село и приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных. Великая неделя заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл - очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же будущую жизнь молодых. Перед самой свадьбой собирался девишник. Это весьма поэтическая и эмоциональная часть обряда. Невеста прощалась с родителями и подругами, прощалась с "красотой", т.е. с венком или украшенным деревцем - символами девичества. Девишник заканчивался расплетением косы, что у восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных - обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей семьи на брак. На следующий день после свадьбы или через день молодожёны посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали, желали им счастья, принимали приветливо и заботливо. Так к ним должны были относиться все в течении всей их жизни. Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя: приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой; всё заканчивалось прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением её отцом и матерью. В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров: величальные, корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры. Величальные песни По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям - это один из самых ярких жанров. По своему происхождению - это магические песни. Строгой закреплённости величальных песен в обрядах не было. Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они рисуют участников свадьбы. Ой - свашенька пылка, Пылкай поскорей, Не мучь нашу девку: Наша девка нежна, В городе зродилося, Калачами кормилася, Мёдом поилася! Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы: свадебные чины (жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д.) и гости новобрачных. Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое содержание, также жанрово обусловлена. . Первую композиционную форму величальных песен представляют песни- описания: они строятся на основе прямого изображения внешности величаемого и выражаемого к нему отношения. Как у тысяцкого головка - Ровно маковка в огороде; А у тысяцкого бородка - Ровно медянка на блюдце! . Второй формой является вопросно-ответная форма; обыкновенно песня начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем следует ответ, в котором изображается внешность величаемого. - Ещё кто у нас на свадьбе маленек, - Да маленек? - Да Пётр у нас на свадьбе всех помене… . В начале песен идёт риторическое восклицание, восхваляющее величаемого, а затем - основная часть, разъясняющая, почему же величаемый человек вызвал такое восхищение. Тысяцкий хорошенек! - На тысяцком рубашка мовчановская, Как на тысяцком штаны бархатные… . Песни-обращения: от начала и до конца обращение к величаемому: - Уж ты винная ягодинка, Удалой добрый молодец! У тебя же, у молодца, У тебя лицо белое, Примени к снегу белому!… . Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо из участников свадьбы… - Княгиня - душенька! - Скажи, пожалуй, нам, - Про свою гостейку! - У меня свет гостейка ( Такая-то) Во любви позвана, Во чести посажена! . Повествовательная часть плюс монолог или диалог. Повествовательная часть имеет три разновидности: ( обычно изображается условный пейзаж и несколько персонажей, один или два из которых обязательно величаемые, а другие - выражают своё отношение к ним. На луге, луге стояли три роты, Три роты восины: Посредь роты ходит - Свет Андрей Николаевич! На нём шуба соболья, Она крыта парчою, Что парчою голубою! Как бояре-то спросят: - Господин наш полковник, - Тебя кто шубой дарил? - Али тесть, али тёща, Что дарил государь царь. ( в повествовательной части - пейзаж; о величаемом человеке рассказывают или птицы или животные. На дубочке два голубчика сидят, Они воркуют, говорят: - Не было такого молодца (Ивана Васильевича) Ни в Казане, ни в городе! Появился такой молодец у нас: Он со тысячи на тысячу ступает. ( символическое описание величаемого при помощи параллелизма: Что у светлого у месяца Отрастали золотые рога, Как у князя новобрачного Отрастали косы русые По могучим по плечикам! Соезжались князья да бояры, Его кудрям дивовалися: - Ещё что это за кудерьки, Ещё что это за русые! . Начинается с небольшой символической картины, переходящей затем в изображение величаемого. Чёрная ягода смородинка Прилегала по круту Бережку! - Прилегали кудри русые Ко тому лицу белому, Ко тому ль лицу румяному Что (такого-то); Русые кудри по плечам лежат, Брови чёрные, как у соболя, Очи ясны, как у сокола! . Символическая часть плюс реальная. Различие разновидностей этой формы: а) в основе построения лежит параллелизм. б) прямое разъяснение символа. а) Эта ягодка сладка, Земляника хороша! Почему она сладка, Почему хороша? - Потому она сладка, Потому хороша - На угорышке росла, Против солнышка цвела - На восточной стороне! б) Во саду было, во садику, Во зелёном виноградику, Здесь катились два яблочка, Два яблочка, два садовые, Садовые, медовые; Врозь по берегу катилися, Словно сахар рассыпалися! 1. Среди величальных песен встречаются такие, которые совмещают в себе несколько композиционных форм. - Чарочка моя серебряная, На золотом блюдечке поднесённая! - Кому чару пить, кому выпивать? - Пить чару, выпивать чару Александру, Александру Михайловичу, Наталье, Наталье Семеновне! - На здоровье, на здоровье, на здоровьице им. 2. на композиции некоторых песен ощущается влияние композиции, больше характеризующей другие жанры фольклора, особенно лирическую песню. 3. Особенность композиции во многом объясняется и характером их исполнения. Величальные песни пелись за вознаграждение, поэтому выработалась специальная форма - дополнение к величальным песням. Песни - дополнения исполнялись за величальной песней: Как у дружечки бородка! - За то его цари любят, Господа-то почитают, На большо место сажают! Слышишь ли, дружка? Тебе песню поём, Тебе честь воздоём, Воеводой называем! - Воевода ты наш, воевода, Крепок ты наш содержитель! Иногда величальные песни начинались с них или песенки - дополнения разбивались на части: Спасибо, дружинушко, Спасибо, хоробренький, Что хорошо игриц даришь! Дружинушко хорошенький, Дружинушко пригоженький! Где-то ты хорошился! Чи в меду, чи в патоке, Чи в наливном яблоке? Подари, дружинушка, Подари, хоробренький, Не рублём, полтиною - Золотою гривною! Художественные средства величальных песен, как и композиция, достаточно сложны и разнообразны. Величальные песни исполнялись хором. Итак: 1) в центре внимания находился человек, его характеристика; 2) все образы величальных песен можно разделить на две группы: на собственно свадебные; между ними есть определённая взаимосвязь - намечаются соотношения образов девушки и невесты, холостого парня и князя жениха и т.д. Особенно стоят образы вдовы и вдовца. 3) Все образы (кроме вдовы и вдовца) создаются по одной схеме: изображаются внешность, одежда, богатство и т.д. 4) Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются: они своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определённости. 5) Основным принципом создания образов - принцип идеализации, находящийся в прямой зависимости от главной функции величальных песен как жанра - функции величания того или иного участника свадьбы. 6) Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования художественных общефольклорных средств. Корильные песни. Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли её до этого времени. Чтобы не лишится этого расположения, надо было представить вхождение невесты в чужую семью как проявление насилия со стороны жениха. Идёт старик с волоку, Несёт пестерь с воробу На Васькину голову: Чирей с овин Да короста с блин, Ниточек с моточек Да чирей на носочик, Чашка вкруг - Да чирей в пуп! Акцент в ней не на изображение человека, а на тех бедах которые призываются на его голову. Корильные песни исполнялись только в доме невесты Выйди-ка, свекровья горбатая, Встреть-ка невесту богатую! Выдь-ка, свекровь сопливая, Встреть-ка невесту счастливую! В отличие от величальных песен, корильные создают комическо- сатирический портрет величаемого, смеются над человеческими пороками. Предметом изображения является человек - его внешность, одежда, отношение к нему окружающих - принцип гротеска. Гротеск не знает только низкого и только высокого. Он мешает противоположности, сознательно создавая остроту противоречий и играя одной лишь своеобразностью… Сам шестом Голова пестом, Уши ножницами, Руки грабельками, Ноги вилочками, Глаза дырочками! (про жениха) В корильных песнях возникает целая галерея портретов нищих, воров, обжор, пьяниц, дураков: Дружка-вор, дружка-вор, Дружка - воровьи глаза! По своим моральным качествам персонажи корильных песен противопоставлены персонажам величальных. Бестолковый сватушко! По невесту ехали, В огород заехали, Пива бочку пролили, Всю капусту полили, Верее молилися: - Верея, вереюшка! Укажи дороженьку По невесту ехати! Характеристика персонажей. 1) возрастная характеристика и семейное положение персонажа никак не сказываются на его изображении; 2) образы обнаруживают очень большое сходство, а потому очень слабо различаются между собой. Вполне определённо можно говорить о мужском и женском персонажах. Например: песни дружке и тысяцкому отличаются только адресатом. Тысяцкий - неумоя, Сватушка - кукомоя! Сунься в лоханку - умойся, На тебе рогожку - утрися, На тебе лопатку - молися! Не гнися, дружка, не гнися, Вот тебе лавочка - садися, Вот тебе помои - умойся, Вот тебе помело - утрися, Вот тебе заслонка - молися! 3) корильные песни выработали довольно устойчивый тип песни, в котором адресатом является не один человек, а коллектив. (членам свадебного поезда) Уж что вы, бояре, не белы пришли? Чёрны, как вороны, широки бороды! Сходите в кузнецы, скуйте топоры, Бежите во темны леса, Нарубите осинник, нажгите пепелу, Сварите щёлоку - умойте головы, Купите бороны - расчешите бороды. 4) окружающий персонажей мир изображался фантастическим, ярким, существующим как бы вне реального пространства и времени. Корильная песня активно использует, например, приметы не городского, а крестьянского быта, причём нередко заглядывают в её тёмные уголки. В них употребляются такие детали, чтобы оттенить наиболее непривлекательные качества адресата корильных песен и выразить к нему отрицательное отношение. Описательность - главная композиционная особенность, так как "ругая" человека, создавали, прежде всего, его портрет. У тебя - у богатины На горбу грибы выросли, На затылке - обабочки, На загривке - синявочки! Ты - горохово пугало: Шалаболы болтаются, Тебя кони пугаются! Сравнительно редко используется композиционная форма "повествовательная часть + монолог". Идёт дружка на порог, А косым глазом В печь заглядывает: Густа ль капуста, Да велик ли горшок каши. - Ой, иди, дружка, пройди, А мы тебя давно ждали, Лисицами двор слали, Сенцы - коврами, Избу - девицами! Вот тебе лавочка - садися, Когда не нажрался: Вот тебе корочка - подавися! Встречаются и песни - диалоги: У нашего подженишника Расчёсаны кудри: А знать, его черти скубли! - А за что его драли, - А за что его лупили? - Что нам мёду не купили! Способы описания персонажей. 1.способ прямого описания Как на дружке кафтан - Чёрт по месяцу таскал! Как на дружке сапоги - Они с искорками! Они с искорками- Пальцы выскакали! 2. изображение участника свадьбы при помощи описания его поступков. Как Иван-то господин Да всё по миру ходил, Да всё по миру ходил, Суму новую носил; Как у нас-то ночевал, Он на печке спал; Он на печке спал, Он на полку взглянул; Он на полку взглянул, Блинов стопу стянул. 3. изображение персонажа через описание тех событий, в которых он или участвует, или может принять участие; события эти случаются или могут случиться обязательно не по его вине. Уж ты, тысячко, не садись к окну Ох, сегодня у нас перелёт совы: Полетит сова из окна в окно, Сядет она прямо на голову, Спустится сова потом на бороду! 4. сами поющие накликают на голову того человека, которому поётся песня, разные беды, невзгоды. Не (у)мытка дружко, Не (у)мытко! - Помойте их киселём, Оботрите его помелом, Положите его под полом, Покройте его корытом, Ой, тем корытом немытым! В любой корильной песне используется или один, или два, или три, а то и все четыре способа описания. В зависимости от этого они могут быть и двухчастными, и трёхчастными, и четырёхчастными. Корильные песни пародировали употреблявшийся в величальных песнях композиционный приём "вопрос - ответ", наполнив его другим содержанием, текст которых строился при помощи ряда вопросов, соединяющихся попарно - "по смыслу". - В огороде у нас не лук ли? У нас тысяцкий не глуп ли? - В огороде у нас не мак ли? У нас тысяцкий не дурак ли? Антитеза - принцип оформления корильных песен. Как у нашей-то свашеньки хорошая шаль А у вашей-то свашеньки - мережа на голове; Как у нашей-то свашеньки пальто хорошее, А у вашей-то свашеньки - рыболовная гуня! Отрицание Друженька не хорошенький, Друженька не пригоженький! Как на дружке-то кафтан Чёрт по месяцу таскал! Художественные средства: оксюморон и эвфемизм. Оксюморон показывает несуществующие в действительности предметы - способствует созданию более яркой, запоминающейся картины. …Да и наша сваха богата: У нашей-то свахи три рубахи: Да перва-то рубаха дубовая, Да друга-то рубаха смоляная, Да третья-то рубаха крапивная… Эвфемизмы также способствуют более яркому, но не прямому изображению участника свадьбы и отношения к нему: скрытая ирония, юмор становится основой подтекста. Александр, не гляди под стол! - У нас нет мослов… А ботинки поросячьи: Шубка рявкает, Шапка бряхнет А ботинки заскагочут! Лирические песни Свадебные лирические песни обрядовы по своему назначению, в выражении или вполне определённого обрядового чувства, настроения. Песни, воспроизведя обряды, могли создавать необходимый обрядово - эмоциональный колорит свадьбы. Свадебные лирические песни были обращены к совершаемым обрядам, но исполнители стремились выразить в песнях, прежде всего своё отношение к ним. По эмоциональному содержанию свадебные лирические песни подразделяются на две противоположные группы (отрицательные, положительные). Свадебные события могут быть расположены в определённом порядке: они дают представления о взаимоотношениях молодых до свадьбы, во время свадьбы и после неё в определённой последовательности и оценка - указывает на её цикличность. 1) цикл - главное действующее лицо - невеста. Смысл песен заключается в том, чтобы как можно ярче, глубже и эмоциональнее представить трагическую судьбу девушки - невесты. Берегись, белая рыбица, Хотят тебя рыболовнички поймать, Во шёлковые тенеты посадить, На двенадцать штук тебя разрубить, На двенадцать блюд тебя разложить. События развиваются последовательно, со всё возрастающей драматической напряжённостью. Самая последняя песня, которая венчает эту группу, рассказывает о просьбе девушке. - Выкупи меня, матушка, из неволи! - Что будет дать, дитятко? - Сто рублей… - Негде взять, дитятко! 2) цикл. Также есть начало и конец. Но героев два - жених и невеста. Молодец спрашивает дорогу в её терем: Ох, ты глупый, добрый молодец! Уж, какая в терем дороженька? Дороженька в чисто поле - Широко, прераздольное! Здесь девушка радостно встречает весть о замужестве. Конец в этой группе не является неожиданным - когда уже муж спрашивает невесту, кто ей мил больше всех из роду: - Мил мне, милёшенек Иванушка в дому! - Это-то, Машенька, правда, твоя, - Это-то, Машенька, истинная! Объектом изображения в лирических свадебных песнях являлся обряд, но главным, ради чего создавались эти песни, было обрядовое чувство - выражения эмоционального отношения к свадьбе как к факту действительности. Тема свадьбы проходит через все свадебные песни. Среди свадебных лирических песен выделяются: а) лирические любовные (отношения до свадьбы) б) лирические семейные (после свадьбы). а) Через быструю речку лежит дубовая дощечка, Что никто по этой дощечке, здесь никто не хаживал, Что никто не хаживал, никого не важивал! Перешел детинушка, перевёл девчоночку… б) Перешёл Данила-сын, Перевёл Настасьюшку, Перевёмши, целовал, Целовамши миловал… Перевод через реку и платок-подарок - символы брака. Свадебная лирическая песня рассказывает о каком-нибудь одном событии из ряда событий, которые должны произойти или уже произошли с женихом и невестой. 1) изображение событий - строго объектизировано (повествование в третьем лице единственного или множественного числа). 2) Не нарушалась временная последовательность их исполнения в обряде - зависит от логики развития обряда и чувства. Формы композиционного строения. 1) повествовательная часть + монолог или диалог. Не бывать бы ветрам, да повеяли, Не бывать бы боярам, да понаехали, Травушку-муравушку притолочили, Гусей-лебедей разогнали, Красных девушек поразослали, Красную Анну-душу в полон взяли, Красную Михайловну в полон взяли, Стала тужить, плакать Анна-душа, Стала тужить, плакать Михайловна, Князь стал унимать, разговаривать, Да Иван-то стал унимать, разговаривати: - Не плачь, не тужи, свет Анна-душа, Не плачь, не тужи, Михайловна, Я тебя, Анна-душа, да не силой брал, Я ж тебя, Михайловна, да не неволею. 2) диалог Среди свадебных лирических песен нет песен построенных при помощи монолога - было бы трудно различать песни и причитания. - Матушка! Вьётся сокол над воротами, Сударыня! Вьется, ясен над тесовыми! - Дитятко, Настасья-свет, ты взойди на двор, Милое, Михайловна, на широкий двор! - Матушка! Вьётся сокол - на двор летит, - Сударыня! Вьётся ясен - на широкий двор! - Дитятко, Настасья-свет, войди в горницу, - Милое, Михайловна, во столовую! - Матушка! Вьётся сокол - в горницу летит, Сударыня! Вьется ясен - во столовую! 3) символическая часть + реальная. Два ряда образов: а) условные (образные); б) реальные. Поэтому изображаются две поэтические картины: условная и реальная. Как летал, летал сокол, Как летал, летал ясен - Да по тёмным по лесам, По высоким по горам; Как искал, искал сокол Соколиное гнездо, Соколиночку себе Златокрыльчатую, Сизоперчатую, Как просилась соколинка: - Отпусти меня, сокол, Отпусти меня, ясен, На свою волю летать, к своему тёплу гнезду, К малым деточкам! Как ездил, ездил Фёдор - Он по всем городам, Он по разным деревням, Как искал, искал Петрович Себе суженую, Себе ряженую. Как нашёл, нашёл Фёдор В Онеге-городе У Ивана во дому, У Романовича в терему Красну девицу душу Лизавету хорошу; Как просилась Лизавета: - Отпусти меня Фёдор, - Свет Петрович господин, - На свою волю гулять, В гости к батюшке, Ко сударыне-матушке! Свадебный обряд, который был объектом изображения в песнях, представлял собой действие - со своим началом, кульминацией и финалом. Необрядовая лирика не изображала действие. Но самым важным аргументом эволюции необрядовой лирики, по сравнению с обрядовой, является выработанный ею новый тип композиции, который описал С.Г.Лазутин, - "цепевидный". Песни с "цепевидной" композицией строятся на ассоциациях, полутонах. Свадебные лирические песни не знают такой композиции. В лирических необрядовых песнях, например, большую роль играет изображение "авторского" (исполнительского) переживания и непосредственной оценки событий действующими лицами - персонажами песни. В лирической - и особенно протяжной - песне присутствует голос как бы "стороннего" наблюдателя, своеобразного судьи её персонажей, который и высказывает своё мнение о них. В свадебной лирической песне нет и слов показывающих "авторское" (исполнительское) отношение к изображаемым событиям, которое в лирических необрядовых песнях выражается преимущественно в зачинах: Ты не стой, древо, над рекой, Не рони-ко листья на воду! Ты не плачь, не плачь Марьюшка, О родимой сторонушке! В лирических необрядовых песнях большую роль играют также концовки. Их функция подобна функции зачина: они являются "авторскими" пояснениями к изображаемым в песне событиям, их оценкой - положительной или отрицательной. Свадебные же лирические песни не имеют концовок: песни всегда начинаются с непосредственного изображения какого-либо события, им же и кончаются. Итак, лирические свадебные песни строятся при помощи пяти композиционных форм, с одной стороны, сближающих эти песни с необрядовой лирикой, с другой - отличающих их от неё. Сходство двух разновидностей лирики объясняется общностью функций, различие же - тем, что свадебные песни связаны с обрядами. Можно выделить три вида экспозиции свадебных лирических песен: 1. символическая - всегда начинает свадебную песню с символической картины или образа Долго, долго сокол не бывал, Долго, долго ясен не бывал, Видно, сокол на горы летал, Видно, ясен, высоко летал! - Долго, долго (имя рек) не бывал и т.д. 2. условно-поэтическая- активно использует метафору и другие виды иносказания, начиная песню изображением жизни человека. На горе, горе, на высокой, на крутой Город стоял, город каменный; В этом городу сила войска стоит; Силой силён, воеводой грозен Свет Иван, Свет Семёнович; Хочет город взять и т.д. Как и в первой, так и во второй песне используется условная образность, иносказание, однако в первом случае оно сложное, требует затем объяснения, во втором же - простое, но всё-таки иносказание, так как обстановка действия и персонажи, участвующие в этом действии, так же условны, как и образ ясного сокола, который "летал на горы". Иносказание же, как представляется, в лирических свадебных песнях создаётся при помощи приёмов гиперболизации и идеализации. 3. Третий тип экспозиции во многом сближает свадебные песни с другими песенными жанрами необрядовой лирики. Колотился, колотился сват у ворот, Колотился, колотился сват у новых, Просит он, просит он своё суженоё, Просит он, просит он своё ряженное: "Уж и подайте вы мне моё ряженое". Свадебные обряды, начинающие повествование с символической части, могут иметь эту часть в разном объёме. Самой большой символической частью может быть такая, которая изображает целостную картину всего события, происходящего на свадьбе. Возможны и такие символические экспозиции песен, в которых свадебные события рисуются не полностью, а частично. Символические образы чаще всего начинают песню, но иногда они встречаются в середине текста; например - в начале: Не долго веночку на стеночке висеть, Не долго свет Аннушке во девушках сидеть… и в середине: Расти, расти, вербушка, век без меня, Живи, живи, матушка, век без меня! Параллелизм в сочетании с символическим изображением свадебных событий широко используется в свадебной лирической песне. Летал голубь, урковал, Ко терему припадал - Што в тереме говорят… Говорили красны девушки души Про удалого добра молодца… Рядом с параллелизмом в свадебных лирических песнях употребляется другой композиционный приём - приём ступенчатого сужения образа. Как и параллелизм, чаще всего он встречается в экспозиции песен. Например, в песне: При путе, при дороженьке, При широкой, проезжей - Тут стоял нов, высок терем. Что во том ли новом тереме Все покои изукрашены И диваны изуставлены… Часто употребляющимся композиционным приёмом в свадебных лирических песнях являются обращения. Они могут быть символическими и несимволическими. Приведём примеры символических обращений: 1) Бел заюшка-горностаюшка, Почто тебя долго времечко нету? 2) Ах, ты яблонь, ты яблонь, Садовая моя! Я садила тебя… 3) Ты камочка, ты камочка моя, Ты, камка да мелкотравчатая! Не давалась ты развёртываться Ни атласам, ни бархатам… Примерами несимволических обращений могут служить такие: 1) Вы яхонты, голубые, граненые! Полежите малёхонько… 2) Уж вы дары мои, дары, Тонки, белы, полотняны… 3) Ты труба ли моя, трубонька, Ты труба ли моя золотая! Воструби, трубонька, поранее… Как параллелизм сопровождается символическим изображением действительности, так и обращения всегда сопровождаются тавтологией. Тавтология в обращениях служит тому, чтобы возможно точнее представить тот объект, к которому обращаются. В обращении могут повторяться одни и те же слова - здесь мы имеем дело со своеобразным повтором: Ах ты, яблонька, моя яблонька Уж ты яблонька раскудрявая… Тавтология взаимодействует с палилогией. Значение палилогии в поэтической системе лирических свадебных песен не ограничивается только композиционной функцией: она часто используется в тех случаях, когда также нужно внести в изображение предмета какое-то новое качество, новый признак. Например: Подломили зало новое, Зало новое, со гостиною, Растопили чару золотую, Золоту чару, со финиксами. Такой же задаче в свадебных лирических песнях служит и другое художественное средство - синонимия, активно взаимодействующая с параллелизмом. Как правило, уточняются два понятия - или действие, или предмет, или то и другое одновременно. В зависимости от этого синонимизируются чаще всего три части речи: глагол, существительное и прилагательное. Невеста, например: Сидит - не улыбнётся, С подружками - не рассмеётся! Или поезжане говорят: - Мы были у княгини, Побывали у первобрачной… Характерным художественным средством свадебных лирических песен является также эпитет. Например: На край моря синего, Тут стояла верба золота, По корень вербы золоты Обегали чёрны соболи, Посредь вербы золоты Облетали ясны соколы, Как поверх вербы золоты… Итак, свадебные лирические песни являются, с одной стороны, оригинальным жанром свадебного фольклора, отличаясь от величальных и корильных песен как своей доминирующей функцией, так и поэтическим содержанием, художественной формой, с другой - представляют собой своеобразный жанр народной лирики. Список используемой литературы. 1. Н.И.Кравцов "Славянский фольклор" Московский госуниверситет, 1976 г. 2. "Русское народное поэтическое творчество" Под редакцией А.М.Новиковой Московский госуниверситет, 1976 г. 3. Ю.Г.Круглов "Русские свадебные песни" Москва, Высшая школа, 1978 г. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |