бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Несохранившиеся памятники Ульяновска

Несохранившиеся памятники Ульяновска

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Несохранившиеся памятники Ульяновска»

Выполнила:

Научный руководитель:

ЗАХАРОВА Наталья

Владимировна

Ульяновск, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ 6

ГЛАВА 2. ОБЗОР НЕСОХРАНИВШИХСЯ ПАМЯТНИКОВ СИМБИРСКА 8

2.1. Несохранившиеся культовые здания Симбирска. 8

2.2. Несохранившиеся общественные здания и рядовая (жилая) застройка

города. 23

2.3. Несохранившиеся природные памятники Симбирска. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

ВВЕДЕНИЕ

История нашего города в достаточной степени богата и событиями, и

интересными объектами, и невозможно в одном историческом исследовании дать

полное представление обо всем городе в целом. Поэтому целесообразнее

ограничиться рассмотрением одной темы и рассказать о несохранившихся

памятниках Симбирска-Ульяновска.

Бесценными для потомков «свидетелями» исторических событий являются

здания и сооружения, а так же памятные места города и его окрестностей, в

большинстве своем давно уже вошедшие в границы современного Ульяновска. В

городе имеется значительное количество памятников архитектуры и

градостроительства, представляющих собой как отдельные здания и сооружение,

так и целые комплексы. Нередко одни и те же здания и сооружения являются

одновременно памятниками архитектуры и памятниками истории.

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что сейчас многие говорят

о восстановлении утерянных ныне архитектурных памятников, особенно

культовых зданий. В 1930-х годах, когда Симбирск уже носил свое новое имя –

Ульяновск, были уничтожены практически все культовые сооружения, которые

являлись не только архитектурными памятниками прошлого, но и просто

украшением города. В последнее время интерес к истории в целом, и к

памятникам истории, культуры, архитектуры и градостроительства в частности,

возрос. Недавно администрацией города принято решение о восстановлении

Троицкого собора, находившегося на Соборной площади (ныне площадь 100-летия

со дня рождения В.И.Ленина). Много говорят и о восстановлении природных

памятников Ульяновска, например, реки Симбирки.

Значимость данной работы заключается в попытке показать несохранившиеся

архитектурные и природные памятники Симбирска – Ульяновска, в попытке

привлечь внимание к этой проблеме. В конце 1960-х годов необратимо исчезла

старая застройка целых улиц: Минаева, К.Либкнехта, Ульяновых

(соответственно бывших Солдатской, Лисиной, Стрелецкой). К сожалению,

нельзя сказать, что на сегодняшний день мы не имеем фактов неоправданного

сноса старых зданий и памятников нашего города. Взять хотя бы снос старых

домов на улицах Красноармейской, Радищева, Мира ради постройки элитных

домов и коттеджей. Или снятие декоративной чугунной решетки со сквера на

улице Гончарова. Разумеется, жизнь идет вперед, и невозможно придерживаться

полного невмешательства в застройку исторического центра, но делать это

надо как можно более деликатно и разумно, соблюдая историческую

преемственность, не нарушая целостности градостроительных и природных

структур.

По отдельным архитектурным и градостроительным ансамблям, комплексам и

объектам города ранее публиковались статьи и книги, однако проводимые в

разные годы многими авторами исследования каждый раз добавляли новые

материалы о памятниках, значительно расширявший наше представление о них.

В изученной мною литературе, больше внимания уделено сохранившимся

архитектурным памятникам, исторической застройке города. Описание

несохранившихся памятников представлено лишь культовыми сооружениями –

соборами, церквями и мечетями. Так называемой рядовой (жилой) застройке,

несохранившейся в наше время, внимание уделено мало, а ведь именно рядовая

застройка, складывавшаяся на протяжении десятилетий, наиболее полно

отражает жизнь общества и время, в котором она появилась. Ещё меньше

внимания уделено природным памятникам Ульяновска, не дошедшим до нас.

Больше всего информации об архитектуре нашего города можно почерпнуть из

книг Б.В. Аржанцева, где много написано о несохранившихся культовых

памятниках архитектуры. Краеведческий путеводитель-справочник В.Н. Ильина

отражает не только культовую архитектуру разных конфессий, но и

захоронения, находившиеся на территории города.

Целью моей работы является собрать воедино информацию о самых выдающихся

несохранившихся памятниках Симбирска – Ульяновска, не только культовых, но

и несохранившихся общественных зданий города, а так же рядовую (жилую)

застройку города. Под несохранившимися памятниками следует понимать не

только разрушенные здания, но и здания кардинально поменявшие свой внешний

вид в связи с перестройкой, как, например, Дом Гончарова или мусульманская

мечеть. В краеведческой литературе теме несохранившихся общественных зданий

не уделено должного внимания. Постараться собрать сведения по

несохранившимся природным памятникам Ульяновска.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ

Творцом истории всегда и везде является народ. Памятники истории и

культуры – свидетели нашего прошлого – отражают полностью народом путь.

К сохранению памятников истории и культуры разные народы на протяжении

всей истории относились не одинаково. В некоторые эпохи на них не обращали

внимания и представляли доживать свой век, в другие эпохи приспособляли для

новых нужд, не заботясь о сохранении их художественных достоинств, но в

отдельные периоды возникала потребность сознательного сохранения памятников

ушедших поколений.

В дореволюционной России не существовало специального законодательства об

охране памятников истории, архитектуры, искусства и других видов

памятников. Попытка ввести какие-либо нормы, направленные на сохранение

памятников, встречала противодействие, так как памятники в своём

большинстве были собственностью частных лиц. Лишь Строительный Устав

(обязательный для исполнения) запрещал снос зданий, возведённых до XVIII

века, или ремонт, ведущий к их искажению. Некоторое значение имели также

инструкции Археологической комиссии, запрещающие самовольные раскопки

курганов, древних поселений и так далее.

Передовые круги русской общественности настойчиво добивались издания

закона направленного на охрану памятников архитектуры и искусства. В начале

XX века в столице и некоторых губерниях были образованы Общества защиты и

сохранения памятников искусства и старинны.

После Великой Октябрьской революции Советское правительство предпринимает

ряд мер по охране памятников старины. В 1918 году были приняты и

опубликованы первые законодательные акты по охране памятников. Забота об

исторических и культурных ценностях была возложена на Народный комиссариат

просвещения, а точнее на созданную при нём Всероссийскую комиссию по делам

музеев и охране памятников искусства и старины. К началу 1922 года в

Наркомпросе было создано Главное управление научными, художественными и

музейными учреждениями Академии центра (Главнаука) с отделом по делам

музеев и охраны памятников, в его ведении находились все учреждения,

занимавшиеся охраной памятников. При губернском отделении народного

образования также были созданы отделы охраны памятников.

После революции Советское Правительство издало ряд законов, по которым

памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляли

художественно и исторической ценностей. Политика правительства была

направлена на создание новых памятников вдохновителям и лидерам революции,

борцам за свободу народа: Марксу, Энгельсу, Радищеву, Халтурину,

Робеспьеру, Ленину. Подобное происходило по всей России, и особенно в

Симбирской губернии, как на родине Ленина. Здесь, как нигде в России, с

рвением уничтожались культовые сооружения, ради памятников революционным

деятелям.

В 20-х годах были национализированы многие музеи галереи, из Троице-

Сергиевской лавры был сделан музей.

В 1932 году был создан Межведомственный комитет по охране памятников при

Президиуме ВЦИК, на который возлагалось общее наблюдение за выполнением

постановлений правительства по вопросам охраны памятников и разрешение всех

вопрос об их использовании, переделках или разработки отдельных памятников.

Далее полномочия по охране памятников старины постоянно передавались в

различные комитеты, как на местном и государственном уровне. Это приводило

к путанице и утрате памятников искусства и архитектуры из-за ненадлежащей

работы комитетов и не должному отношению к памятникам царской России.

ГЛАВА 2. ОБЗОР НЕСОХРАНИВШИХСЯ ПАМЯТНИКОВ СИМБИРСКА

2.1. Несохранившиеся культовые здания Симбирска.

Культовое зодчество Симбирска уходит своими истоками к первому периоду

становления города, сопутствовало его последующему развитию и было тесно

связано с его застройкой и планировкой, историей и культурой, социальными и

экономическими условиями формирования.

В первое время с момента основания города в Симбирской десятине уже

числилось 18 церквей и 3 часовни. В этот период при основании селения,

прежде всего, строили церковь, затем возле неё «усад» для помещика и избы

для крестьян. Церкви и монастыри Симбирска вместе с церквами Симбирского

уезда составляли Симбирскую десятину в качестве церковно–административного

округа патриаршей области; в десятины платилась определенная дань

патриарху. В последующем Симбирская губерния была причислена к Казанской

епархии и управлялась казанским архиереем. И только 10 февраля 1832 года

(по старому стилю) состоялось учреждение самостоятельной Симбирской

епархии.

К 1832 году в Симбирской губернии было 603 церкви, а в Казанской – 406

приходских церквей. В состав Симбирской епархии вошли все 10 уездов

губернии.

Предполагалось открыть в Симбирске свою семинарию. Духовная консистория

первоначально была размещена в ветхом двухэтажном корпусе около ворот

Покровского монастыря, а архиерей – в монастырских настоятельных кельях. В

1844году у княгини Хованской для архиерея был куплен каменный двухэтажный

дом на Венце. Этот дом был построен дедом княгини, бывшим симбирским

губернатором Александром Васильевичем Толстым. Консистория какое-то время

помещалась в деревянном флигеле на одной из усадеб, а в 1859 году для неё

был построен двухэтажный кирпичный дом.

В 1898 году в городе насчитывалось 3 собора, 2 монастыря, 11 приходских

и 15 домовых церквей.

Культовое зодчество в Симбирске было уникальным явлением, которое нужно

рассматривать в градостроительстве и архитектуре с нескольких сторон

одновременно.

Во-первых, это была система наиболее активных общественных центров

города, динамично развивающаяся и чутко реагирующая на любые изменения.

Если возрастало количество прихожан, то число обслуживающих их церквей

увеличивалось. Причем этот рост часто приводил к увеличению престолов в том

или ином храме. Так в Воскресенской (Германовской) церкви количество

престолов достигало пяти, а в Спасо-Вознесенском соборе – шести. В то же

время подгорная древняя Успенская церковь в связи с уменьшением населения

под горой и неудовлетворительными гидрогеологическими условиями местности

была в 1724 году закрыта вместе с Успенским монастырем, а состав их

служителей перевели в Покровский монастырь.

Во-вторых, система культовых объектов в плане города была расположена не

хаотично, а с определенной закономерностью, придающей пропорциональность,

стройность и красоту градостроительной композиции как города в целом, так и

его отдельных частей.

Этот аспект исследований долго оставался в стороне от внимания

современных архитекторов и градостроителей, что нарушало принципиальную

преемственную связь между поколениями градостроителей и отрицательно

сказывалось на формировании облика города, особенно в его исторической

части.

В-третьих, функциональное зонирование мест размещения культовых объектов

учитывало целый ряд факторов: исторических, иерархических,

градостроительных, территориальных и так далее.

С каждым годом всё актуальнее становится задача восстановления утраченных

историко-культурных ценностей, накопленных веками, созданных умом, сердцем

и руками наших предков.

Троицкий собор (Приложение 1). Историко-мемориальное значение собора в

первоначальном замысле прямо связывалось с важнейшим событием в истории

России и Европы с победой над французами и последующим заключением мира.

Троицкий собор был построен в 1827 – 1841 годах. В сильный пожар 1864

года уничтоживший большую часть города, собор обгорел и был восстановлен в

1868 году 25 – 26 августа 1912 года (по старому стилю) Троицкий собор был

одним из центров города, где отмечался 100-летний юбилей Отечественной

войны 1912 года.

Собор не только являлся главным архитектурным объектом Соборной площади,

но и объединял всю застройку тогда ещё небольшого города, а также создавал

вместе с вертикалями двух других соборов и ряда церквей выразительный

высотный силуэт Симбирска.

После Октябрьской революции и в первые десятилетия Советской власти

Троицкий собор и ряд других объектов культового зодчества были внесены в

список памятников, охраняемых государством.

Автор проекта Троицкого собора – архитектор Михаил Петрович Коринфский.

Он учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, затем в Академии

художеств. Во время учёбы в Академии у известного зодчего А.П. Ворнихина в

1809 – 1811 годах. М.П. Коринфский проходил практику на строительстве

Казанского собора, дома графа Строганова, дачи Зиновьева и других. С 1813

по 1851 года архитектор проектировал и строил по своим проектам разные

здания и сооружения в Нижегородской, Пензенской, Симбирской и Казанской

губерниях. В Арзамасе по его проекту сооружен Воскресенский собор (1814 –

1842 гг.).

В 1816 году МП. Коринфский разработал проект собора Александра Невского в

Симбирске, который 7 сентября 1824 года был утвержден императором

Александром I.

Архитектурно-художественные особенности храма: его необычная, круглая в

плане форма с четырьмя прямоугольными колонными портиками, ориентированными

по сторонам света и завершёнными треугольными фронтонами, с таким же

круглым над ними световым барабаном, украшенным по периметру 24 колоннами и

12 арочными окнами и увенчанным стройным куполом с фонариком и ажурным

крестом, - производили неизгладимое впечатление своим изяществом и

монументальностью.

Глава собора, благодаря ступенчатому очертанию кровли, расположенной ниже

световой ротонды, как бы постепенно вырастала из основного объема храма,

создавая органичный образ всего сооружения.

Коринфский ордер колонн с развитыми капителями, арочные ниши на фасаде

между портиками создавали сложную игру света и тени, придавая всему

сооружению черты пластичности и скульптурности.

Собор представлял собой центрическую структуру храма-ротонды со

сводчатыми покрытиями и в этом качестве развивал тему таких известных

сооружений древнего и нового времени, как Пантеон в Риме или Казанский и

Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге.

Интерьер храма полностью соответствовал его внешнему облику. Центральная

часть представляла собой четыре пилона треугольной формы, декорированными

полуколоннами коринфского ордера. На пилоны опирались подпружные арки,

поддерживающие световой барабан-ротонду, завершённые сферическим куполом.

Главный вход был расположен с западной стороны и оформлен восьмиколонным

портиком на высоком цоколе с парадной наружной лестницей; аналогично были

оформлены два других входа с южной и северной сторон.

С восточной стороны располагался алтарь в прямоугольном помещении,

оформленном снаружи и внутри коринфскими колоннами, подобно другим

портикам. Все четыре боковые части, примыкающие к средней, были перекрыты

цилиндрическими сводами. Внутреннее помещение храма, за исключением алтаря,

имели преимущественно круглые очертания стен. В нишах стен предалтарной

части были устроены лестницы и две верхние галереи.

В целом внутренняя планировка храма позволяла свободно ориентироваться в

его пространстве, насыщенном скульптурами, живописью, предметами

религиозных обрядов, четырёхъярусным иконостасом, рядом икон и так далее.

Судьба собора в советское время связана с беспечностью и нецелесообразной

его эксплуатацией в качестве архивохранилища, в результате чего в 1930-х

годах он обгорел и без достаточных оснований был снесен.

Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры в своем

письме местному горсовету рекомендовал сохранить собор с использованием его

в качестве культурно-просветительского учреждения с сохранением внешнего

облика. Однако местный горсовет в своём ответе рассказал о том, что собор

сильно повреждён после пожара и за неимением средств на его восстановление

будет в ближайшее время снесён.

Итак, инициатива восстановления собора после пожара исходила от

центральных органов, это представляло собой вполне достаточную предпосылку

для активизации местной инициативы, которой горсовет не воспользовался, так

как не оценил по достоинству этот памятник.

Недавнее решение администрации города и восстановлении Троицкого собора

следует считать целесообразной, так как он возродит ансамблевое единство

целого ряда зданий периода классицизма, позволит восстановить исторический

облик центральной части города и может быть использован в различных

культурно-просветительских целях.

Николаевский собор (Приложение 2). История Николаевского собора уходит

своими корнями к возникновению города. В 1648 году одновременно со

строительством деревянной крепости, внутри её, была сооружена соборная

Свято-Троицкая церковь, тоже деревянная. В 1694 году в результате пожара

церковь, а также размещавшийся рядом с ней базарный ряд сгорели.

В 1702 – 1712 годах строится каменный Свято-Троицкий собор. Это название

сохранилось за ним до 1844 года, а после открытия нового Троицкого собора

его переименовали в Николаевский.

Историко-мемориальное значение Николаевского собора, прежде всего,

связано с основанием города, так как храм был возведён по принципу

преемственности на месте одной из древнейшей в Симбирске Свято-Троицкой

соборной церкви. Впоследствии Николаевский собор включал в себя церковь

Иоанна Воина, основанную в память войны 1853 – 1856 годов, в которой, в

свою очередь, хранились церковные реликвии симбирского ополчения

Отечественной войны 1812 года.

Вплоть до 30-х годов XX века Николаевский собор имел статус памятника

культуры и находился под охраной государства.

По структуре архитектурной композиции большинство соборов и церквей

Симбирска состояли из храмовой части, трапезной и колокольни, вытянутых с

запада на восток. Такой приём застройки был характерен и для жилых

сооружений старого Симбирска.

Собор был сооружён по византийским образцам, прямоугольным в плане с

апсидой в виде трёх полукружий с восточной стороны. Четырёхъярусная

колокольня пристроена в 1855 – 1857 годах к западной стороне собора по

проекту Морозова.

Храмовая часть представляла собой крестово-купольную систему с темя

продольными и поперечными пролётами. Храм четырёхсторонний, на столпы

опирались подпружные арки, несущие среднюю часть со световым барабаном и

сводом, завершённым центральной главой. Четыре меньшие главки на глухих

барабанах располагались по углам. В целом собор был пятиглавым с

четырёхскатной крышей. Стены храма разделялись лопатками, декоративными

парными колонками по высоте и завершёнными тремя архивольтами на каждой

стороне. Верхние части стен храма были прорезаны тремя оконными проёмами.

В 1892 году гражданский инженер В.Л. Ивановский разработал проект

реконструкции одноэтажной пристройки с северной стороны собора,

осуществлённой в последующие годы. В 1894 году под алтарём собора была

строена небольшая церковь. В верхнем уровне нижних подпружных арок храма у

его западной стороны расположились хоры.

Пол в храме и притворе был чугунный, в алтаре – деревянный, под алтарём в

церкви – асфальтовый. Общая длина собора с запада на восток составляла

около 45 метров, наибольшая ширина – порядка 23 метров.

Ещё раз отметим, что Николаевский собор своей историей был связан с

основанием Симбирска, долгое время служил его главным храмом, а

впоследствии являлся важнейшим историко-мемориальным и архитектурно-

градостроительным памятником, взятым под охрану государства в советское

время. Утрата памятника – следствие бесцеремонного и пренебрежительного

отношения к историко-культурному наследию, особенно сильно проявившегося в

Ульяновске в 30-е годы XX века.

Спасо-Вознесенский собор (Приложение 3). Спасо-Вознесенский собор был

основан в 1844 году на основе приходской церкви, сооруженной во второй

половине XVII века; тогда она была однопрестольной и деревянной.

В 1694 году церковь построена заново тоже одноэтажною, деревянной и

двухпрестольной. В 1729 – 1730 годах она вновь перестраивается и становится

уже каменной, двухэтажной и трёхпрестольной.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.