бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Немного о Месопотамии

оросительной системе. В частности, около города Сиппара был сооружён

большой бассейн, откуда брало начало много каналов, с помощью которых

регулировалось распределение воды во время засухи и наводнения.

Реставрировались старые и строились новые храмы. В Вавилоне был выстроен

новый царский дворец, а также завершено сооружения семиэтажного зиккурата

Этеменанки, названного в Библии Вавилонской башней, разбиты знаменитые

висячие сады. Кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные

фортификационные сооружения, чтобы обезопасить столицу от возможных

вражеских нападений.

В 562 г. до н. э. Навуходоносор II умер, и после этого вавилонская знать и

жречество начали активно вмешиваться в проводимую его преемниками политику

и устранять неугодных им царей. В течение следующих двенадцати лет на

престоле сменилось три царе. В 556 г. до н. э. трон достался Набониду,

который был арамеем в отличие от предшествовавших ему нововавилонских царей

халдейского происхождения.

Набонид стал проводить религиозную реформу, выдвигая на первое место культ

бога Луны Сина в ущерб культу верховного вавилонского бога Мардука. Тем

самым он, по-видимому, стремился создать могущественную державу, объединив

вокруг себя многочисленные арамейские племена, среди которых культ Сина был

очень популярен. Однако религиозная реформа привела Набонида к конфликту со

жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке.

В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и Персией. Воспользовавшись

тем, что мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, в том же

году Набонид захватил этот город и распорядился о восстановлении там

разрушенного там во время войны с ассирийцами в 609 г. до н. э. храма бога

Сина. Набонид покорил также область Тейма в северной части Центральной

Аравии и установил контроль над караванными дорогами по пустыне через оазис

Тейма в Египет. Этот путь имел большое значение для Вавилонии, поскольку к

середине VI в. до н. э. Евфрат изменил своё течение, и поэтому морская

торговля через Персидский залив из гаваней в городе Уре стала уже

невозможной. Набонид перенёс в Тейму свою резиденцию, поручив правление в

Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру.

Пока Набонид был занят активной внешней политикой на западе, у восточных

границ Вавилона появился могущественный и решительный противник. Персидский

царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны до

границ с Индией и имел в своём распоряжении огромную и хорошо вооружённую

армию, готовился к походу против Вавилонии. Набонид вернулся в Вавилон и

приступил к организации обороны своей страны. Однако положение Вавилонии

стало уже безнадёжным. Поскольку Набонид стремился сломить могущество и

влияние жрецов бога Мардука и пренебрегал религиозными праздниками,

связанными с его культом, влиятельные жреческие круги, недовольные своим

царём, были готовы помочь любому его противнику. Вавилонская армия,

истощённая в многолетних войнах в Аравийской пустыне, не смогла отразить

натиск во много раз превосходящих сил персидской армии. В октябре 539 г. до

н. э. Вавилония была захвачена персами и навсегда утратила свою

независимость.

[pic]

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в

мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва

ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности,

отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности

к древности, "от варварства к цивилизации" означает сложение культуры

принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первое, так

и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной

дифференциацией, становлением государственности и "гражданского общества",

с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и

обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе.

Существование какого-то рубежа, отделявшего первобытную культуру от

древней, ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю

сущность различия между этими разностадиальными культурами стали

предприниматься только в последнее время. Для догородской бесписьменной

культуры характерна симпрактичность информационных процессов, имеющих место

в обществе; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-

либо самостоятельных коммуникативных каналов; обучение хозяйственным и

ремесленным навыкам, ритуалу и т. п. строилось на непосредственном

подключении обучаемых к практике.

Мышление человека первобытной культуры можно определить как "комплексное",

с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружён в

деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности,

не способен к категориальному мышлению. Уровень развития первобытной

личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации отмеченная

симпрактичность преодолевается и возникает "теоретическая" текстовая

деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление,

учёт, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление

"гражданских" отношений в обществе создают условия для категориального

мышления и понятийной логики.

По существу в своих основах культура древности и сопутствующий ей тип

сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной

культуры и сознания. К этой новой культуре была причастна лишь часть

древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии

новый тип людей - носителей такой культуры, по-видимому, лучше всего

представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца. Люди,

управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные

строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием

будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма

и обучением смены - будущих администраторов и "учёных", первыми вырвались

из вечного круга безрефлексивного, почти автоматического сравнительно

ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому

роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в

ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач

требовались новые формы и приёмы мышления.

На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и

существовала бок о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на

различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная

культура постоянно "ионизировалась", подвергалась преобразующему

воздействию со стороны культуры древних городов, но тем не менее

благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его.

Жители отдалённых и глухих селений, многие племена и социальные группы

оказывались не затронутыми ею.

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего

общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые

формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто

интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности

принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое

характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской

цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов,

руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось

- грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные

холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь

письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных

табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов

клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи

находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая

клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким

для Египта являются пирамиды.

Письменность (клинопись).

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего

общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые

формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто

интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности

принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое

характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской

цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов,

руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось

- грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные

холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь

письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных

табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов

клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи

находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая

клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким

для Египта являются пирамиды.

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме

появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на

основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс.

до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до

Центрального Ирана использовали для учёта различных продуктов и товаров

трёхмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до

н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или

иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На

внешней стенке "конверта" иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь,

чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не

разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом,

отпадала - достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены

процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения

древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего

материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших

табличек.

Табличка с доклинописным текстом.

Конец IV - III тыс.,

Урук.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора

тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов.

Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии

унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их

осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате

чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков,

оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно

узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма,

то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном

значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило

передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т.

п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы,

однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при

записи. Они служили "памятками" и вещественным подтверждением условий

сделок, которое могло быть предъявлено в случае возникновения каких=либо

споров и разногласий. Насколько можно судить, древнейшие тексты - это описи

полученных или выданных продуктов и имущества или же документы,

регистрирующие обмен материальными ценностями. Первые вотивные надписи

также по существу фиксирую передачу имущества, посвящение его богам. К

числу древнейших относятся и учебные тексты - списки знаков, слов и так

далее.

Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки

речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи

расширяется: помимо документов хозяйственной отчётности и купчих появляются

пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники

пословиц, многочисленные "школьные" и "научные" тексты - списки знаков,

списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и

должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам

своих языков, её с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы,

семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в

Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а

около 1500 г. до н. э. жители Угарита на её основе создают свою упрощённую

слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование

финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно

более поздние алфавиты. Пилосские таблички в архаической Греции, вероятно,

также восходят к месопотамскому образцу. В I тыс. до н. э. клинопись

заимствуют урарты; персы также создают своё парадное клинописное письмо,

хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое.

Клинопись, таким образом, во многом определила культурный облик

переднеазиатского региона в древности.

Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во

второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического

могущества Вавилонии и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся

средством международного общения на всём Ближнем Востоке. Текст договора

между фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III был составлен по-

аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а

по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и

Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая

сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых

табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это

египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно)

сплошные строки клинописных текстов. 1400-600 гг. до н. э. - время

наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские

и аккадские ритуальные, "научные" и литературные тексты переписываются и

переводятся на другие языки во всём ареале клинописи.

Литература и науки.

Древнемесопотамская шумеро- и аккадо-язычная литература известна

сравнительно неплохо - сохранилась примерно четверть того, что составляло

"основной поток традиции", то есть изучалось и переписывалось в древних

школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожжённые, прекрасно

сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет

восстановлен весь корпус литературных и "научных" текстов. Обучение в

Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного

содержания - от образцов деловых документов до "художественных

произведений", и целый ряд шумерских и аккадских сочинений был восстановлен

по многочисленным ученическим копиям.

При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям

знания, существовали частные собрания "глиняных книг". Крупные храмы и

дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных

архивов большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека

ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 году при

раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание

Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не

первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная

библиотека. Царь лично следил за её комплектованием: по его приказам писцы

по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в

храмовых и частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Некоторые сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести

экземплярах. Пространные тексты составляли целые "серии", включавшие иногда

до 150 табличек. На каждой такой "серийной" табличке стоял её порядковый

номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках "книги"

размещались по определённым отраслям знаний. Здесь были собраны тексты

"исторического" содержания ("анналы", "хроники" и др.), судебники, гимны,

молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, "научные" тексты (сборники

примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты,

шумеро-аккадские словари и т. п.), сотни книг, в которых "отложились" все

знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что

мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при

изучении этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлечённых из руин дворцовой

библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного

происхождения - "литературные" обработки эпических поэм, сказок, собрания

пословиц, так и авторские, представляющие письменную традицию. Самым

выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных

исследователей, является аккадский "Эпос о Гильгамеше", в котором

повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого

существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько

более поздних аккадских версий эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался

заслуженной славой и в древности; известны его переводы на хурритский и

хеттский языки, упоминание о Гильгамеше есть и у Элиана.

Огромный интерес представляют старовавилонская "Поэма об Атрахасисе",

повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый

космогонический эпос "Энума элиш" ("Когда вверху…"). Дошла из Месопотамии и

поэма-сказка о проделках хитреца, трижды отомстившего своему обидчику. Этот

сказочный сюжет широко представлен в мировом фольклоре (тип 1538 по системе

Аарне-Томпсона). Широко распространён в мировом фольклоре и мотив полёта

человека на орле, впервые встречающийся в аккадской "Поэме об Этане".

Шумерские "Поучения Шуруппака" (середина III тыс. до н. э.) включают ряд

пословиц и сентенций, повторяющихся позже во многих ближневосточных

литературах и у античных философов.

Из произведений нефольклорного, изначально письменного, авторского

происхождения следует указать несколько поэм о невинном страдальце, так

называемую "Вавилонскую теодицею" и "Разговор господина с рабом",

предвосхищающих темы библейских книг Иова и Екклесиаста. Некоторые

покаянные псалмы и плачи вавилонян также находят параллели в библейских

псалмах. В целом можно утверждать, что древнемесопотамская словесность, её

тематика, поэтика, само видение мира и человека оказали значительное

воздействие на литературы соседних народов, на Библию и через неё - на

литературы Европы.

По-видимому, месопотамские истоки имела и арамейская "Повесть об Ахикаре"

(древнейшая запись датируется V в. до н. э.), переведённая в средние века

на греческий, арабский, сирийский, армянский и славянский языки ("Повесть

об Акире Премудром").

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика

и астрономия. По сей день мы пользуемся позиционной системой цифр и

шестидесятеричным счётом шумеров, деля круг на 360 градусов, час - на 60

минут, а каждую из них - на 60 секунд. Особенно значительны были достижения

вавилонской математической астрономии.

Самый творческий период вавилонской математической астрономии приходится на

V в. до н. э. В это время существовали знаменитые астрономические школы в

Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих

астронома: Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден,

установивший продолжительность солнечного года и ещё до Гиппарха открывший

солнечные прецессии. Большую роль в передаче грекам вавилонских

астрономических знаний играла школа, основанная вавилонским учёным Беросом

на острове Кос около 270 г. до н. э. таким образом, греки имели прямой

доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не

уступал уровню Европы эпохи раннего Возрождения.

[pic]

I. Шумерийская эпоха

Древнейшие общинные культы.

Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с

египетскими, и развитие это протекало в значительной степени параллельно.

Поэтому, хотя прямые исторические связи между Египтом и Двуречьем были

слабы, по крайней мере в раннюю эпоху, тем не менее формы религии в обеих

странах имели очень много общего; конечно, были у них и существенные

различия.

Источниками изучения религий древнего Двуречья служат чрезвычайно

многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных

при раскопках древних вавилонских и ассирийских поселений и дворцов, и

найденные там же богатейшие вещественные памятники, в том числе изображения

богов, духов и пр.

Древнейшие памятники высокой цивилизации Двуречья, основанной на

оросительном земледелии и регулировании течения рек, восходят к четвёртому

тысячелетию до н. э. Она принадлежала шумерам - древнейшему досемитическому

населению Месопотамии, этническая принадлежность которого остаётся ещё не

совсем ясной. Древние шумерийские общины - самостоятельные мелкие посёлки,

окружённые земледельческими районами, - представляли собой первичные

территориальные объединения, имевшие каждый свой общинный культ. У каждой

общины - вначале, возможно, родо-племенной - был свой местный бог-

покровитель; он считался повелителем данной местности и имел своего

служителя в лице князя общины - патеси (энси). Этот патеси был одновременно

и вождём, и жрецом.

Общинные культы шумерийцев в древнейшую эпоху - до начала третьего

тысячелетия - были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая

самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в ещё более раннее

время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. На

некоторых примерах можно как бы воочию видеть, как складывались образы

общинных (или племенных) патронов. В древнем городе Лагаше богом-

покровителем считался Нингирсу (то есть повелитель Гирсу). А Гирсу - это

был небольшой посёлок, влившийся в состав Лагаша. Другой посёлок, вошедший

в Лагаш, имел покровительницей богиню Бау. И вот, когда произошло

объединение этих посёлков, возникло представление, что богиня Бау - жена

Нингирсу.

Объединение страны и общегосударственные боги.

Уже в шумерийскую эпоху (четвёртое-третье тысячелетие до. н. э.), путём

слияния посёлков в крупные поселения и комбинирования местных

представлений о богах-покровителях, появляются общенародные божества. В

числе их особенно выделялись: Ану, Эа, Энлиль. Происхождение этих образов

неясно, во всяком случае они сложные. Ану - от шумерийского ан (небо) -

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.