бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности

Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности

Омский Государственный Университет

Кафедра первобытной истории

Курсовая работа на тему:

Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической

общности

Выполнила

Руководитель

Омск, 1998

Оглавление:

Введение

Глава 1. Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира

Глава 2. История развития саргатской культуры. Образование саргатской

общности

Глава 3. Контакты саргатской культуры с образованиями скифо-сибирского

мира.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В последнее время появилось достаточно много материалов по изучению

саргатской культуры. Отношения данной культуры с ее южным соседом -- скифо-

сибирской культурно-исторической общностью -- достаточно хорошо изучено

такими крупными учёными, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева, Н.В.

Полосьмак, А.И. Мартынов, В.П. Алексеев и многими другими.

Но, к сожалению, мало внимания уделялось динамике развития этих

отношений, что является достаточно интересным объектом для изучения, так

как могло повлиять на исторические судьбы племен, в эту общность входивших.

Курсовая работа является общим обзором фактов, по которым можно

определить степень вхождения саргатской культуры а скифо-сибирскую

культурно-историческую общность на разных этапах ее развития.

Целью данной работы является выяснение динамики отношений саргатской

культуры и скифо-сибирского мира.

Для достижения данной цели автором работы были поставлены следующие

задачи:

1) Краткое изложение истории скифо-сибирского мира в период

существования варгатской культуры.

2) Изучение саргатской культуры, сложения и развития саргатской

культурно-исторической общности.

3) Изучение связей саргатской культуры с культурами, входившими в

скифо-сибирскую общность.

4) Выяснение степени вхождения сагратской культуры в скифо-сибирскую

культурно-историческую общность.

Соответственно, каждой задаче соответствует глава работы.

Для написания данной работы были в основном использованы труды таких

специалистов по саргатской культуре, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева,

Н.В. Полосьмак, А.И. Мартынов, В.П. Алексеев. В ходе ознакомления с данной

проблемой были также использованы статьи В.И. Матющенко, Л.И. Погодина,

Н.П. Довгалюк, Б.В. Мельникова и других.

В связи с многочисленностью трудов, посвященных данной проблеме,

некоторые явления обозначаются несколькими терминами. Во избежание путаницы

в терминологии хотелось бы расшифровать некоторые термины:

Общность -- несколько археологических культур, в которых изначально

или на определенном этапе развития появляются общие признаки. В нашем

случае это формы керамики, оружие, конская сбруя, предметы "звериного

стиля", обрад захоронения.

Если термин "общность" применяется относительно материальной культуры

определённых образований, то термин "мир" в данной работе применим в

контексте выяснения развития отношений между культурами.

Глава 1.

Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира

Во второй половине I тыс. до н.э., "как удачно отметил М.Б. Щукин,

евразийское пространство было как бы структурировано, образуя систему

взаимосвязанных "культурных миров". Он выделяет их 7 --

1) эллинско-римский;

2) кельтский (латенская культура);

3) латенизированные культуры Северной Европы (протогерманцы);

4) франко-гето-дакийский "мир" -- Рприкарпатье и север Балканского

полуострова;

5) "мир" лесных (балтский и балтско-славянских) культур восточной

Европы;

6) "мир" финно-пермских племён;

7) степной (скифо-сакско-сарсматский, ираноязычный),

кочевнический.

Л.Н. Корякова высказала мысль о добавлении к этому перечню "следующих

образований:

8) "мир" лесостепи, "сариатизирующийся" (угорских и иренских

культур Зауралья и Западной Сибири (саргатская,

большереченская));

9) большой угро-самодийский "мир" лесных культур Урала и Западной

Сибири.

Эти ареалы имели свои центры, и между ними существовали отношения

различных уровней". Авторы убеждены, что "к концу I тыс. до н.э. почти не

осталось (или осталосьь очень мало) культур, которые развивались

изолированно"[1].

Скифо-сибирская общность -- обширнейшее культурно-историческое

образование, сложившееся в сер. I тыс. до н.э. в степях Евразии -- издавна

притягивала к себе исследователей своим резким отличием от мира, его

окружавшего, и неким внутренним сходством. По словам А.И. Мартынова, "Скифо-

сибирский мир... выступает перед нами как явление в высшей степени

своеобразное и весьма значительное в мировой истории. Фактически мы имеем

дело с еще не познанной нами во всём её разнообразии цивилизацей степного

пояса Евразии. Основной составной частью этой цивилизации были культурно-

исторические цкнности скифов, савроматов, саков, населения долин Горного

Алтая, тагарской культуры, горных долин Тувы. На востоке этот мир

заканчмвается в Ордосе"[2].

Как пишет А.И. Мартынов, "Скифо-сибирское культурно-историческое

единство ака своеобразная культурно-историческая общность сложилась в конце

VI - начале V вв. до н.э. и просуществовало в степях Евразии как

историческое явление до конца II в. до н.э., включая в себя скифские,

савроматские, меотские племена Европейской части СССР, саков Средней Азии,

племена Алтая, Тувы, тагарские племена на Енисее, другие жители Монголии и

вступившие в определённые контакты на обширном пространстве степного пояса

Евразии, охватывавшем на западе территорию степей Причерноморья, вплоть до

Дуная, степного Прикавказья и Поволжья, а на востоке степи южного

Приуралья, Казахстана, Южной Сибири и Мредней Азии"[3].

Традиционно общие черты культур скифо-сибирского мира оценивают по

наличию в материальном ее выражении так называемой "скифской триады",

состоящей из трех элементов: вооружения, конской сбруи и предметов

"звериного стиля". Если рассматривать этот вопрос подробнее, то в "скифскую

триаду" входят: "1) вооружение: трёхгранные, трёхлопастные втульчатые

наконечники стрел с шипом и без него, коротколезвийные кинжалы с

бабочковидным или почковидным перекрестьем и валиковым навершием

(классический пример -- скифский меч-акинак); 2) конская сбруя -- бронзовые

удила и псалии с определённой формой отверстия для крепления; 3) бронзовые

предметы иак называемого звериного стиля (олени с подогнутыми ногами,

развевающимся рогом и другие изображения стилизованных животных в

определённой канонической манере)"[4].

"Скифская триада" определяет только основные черты в содержании

культур скифо-сибирского имра, подобные признаки могуи иметься и у культур,

ничего общего с данным образованием не имеющих и к нему не принадлежащих.

Но отталкиваясь от триады, можно определить и ещё ряд признаков. К ним

можно отнести "общие в ряде случаев приемы устройства погребальных

сооружений, их архитектурно-конструктивные черты, схожие элементы в обряде

погребения.

Из групп предметов можно указать на конструкимвную и смысловую

близость бронзовых солярных бляшек и так называемых "зеркал" и "скифских

котлов", значительное сходство некоторых групп керамики, а из орудий труда

-- на сходство кельтов, бронзовых серпов азиатских степей"[5].

Сходство на основе совокупности всех этих признаков дает нам

возможность определить принадлежность той или иной культуры к скифо-

сибирскому культурно-историческому единству.

Безусловно, подобное сходство между культурами не может быть случайным

и должно быть обусловлено многими факторами. По мнению А.И. Мартынова,

наиболее значимыми были следующие: территориально-географический,

этнический факторы и мировоззренческое единство. Автору данной работы также

кажется важным наличие транспорта -- лошадей и лёгкх повозок. Рассмотрим

эти факторы.

"Территориально-географический: Скифо-сибирское культурно-историческое

единство сложилось на территории степей и лесостепей Евразии от

Причерноморья и Дунайской равнины на западе до Средней Азии и Забайкалья на

востоке. С севера это образование ограничено поясом лесов, с юга --

горами"[6].

В плане хозяйственного развития подобное расположение и контакты с

Европой "давало раннее распространение производящей экономики, прежде всего

-- раннего скотоводства в сочетании с приречным земледелием.

В степях изменилась по отношению к неолиту направленность экономики и

культурных связей (раньше они были связаны с бассейнами рек, теперь идут

вдоль степей), т.е. раньше связи распространялись вдоль, теперь -- поперёк.

Этнический фактор. Степной пояс Евразии был зоной традиционного

обитания древнего европеоидного населения. При всей сложности и пестроте

населения степей в I тыс. до н.э., очевидно, сыграло свою роль преобладание

населения индоиранской группы, прежде всего, его идейно-мифологической и

хозяйственно-экономической основе, постоянное поддерживание культурных и

экономических связей между отдалёнными частями этого единства"[7].

Транспорт. Обширнейшая равнинная территория степей, на которой

сложился скифо-сибирский мир, своим размером являлась достаточно серьезным

препятствием для контактов между племенами, достаточно отдалёнными друг от

друга. Но всвязи с тем, что все племена, в эту общность входящие,

занимались в основном кочевым скотоводством, это препятствие постепенно

исчезало. При дальних перекочёвках, безусловно, со стадом кочевали и люди.

Несмотря на всю обширность степи, она не безгранична, и контакты между

кочевниками, сеасала, возможно, случайные, а заием и намареные, были

неизбежны. С течением времени контакты усиливались благодаря транспорту --

верховым лошадям и лёгким повозкам. Т.о., возможность относительно быстро

передвигаться длостаточно серьёзно повлияла на появление скифо-сибирской

общности.

"Мировоззренческое единство: наряду с местными культами... сложились

общие, имеющие древнюю подоснову в культах предков, животных, Солнца,

растительных сил природы -- древе жизни, а позднее, в VI-III вв. до н.э.,

культ огня. Они отражали представления о мире, Вселенной, идее борьбы добра

и зла, обожествления Солнца и других сил природы, таинства круговорота сил

в природе"[8].

По мнению автор работы, искусство также входит в понятие

мировоззренческого кдинства. К тому же искусство скифо-сибирского мира и

его основа -- звериный стиль -- являлись новообразованием. Важной его

особенностью являлись металлические (бронзовые, золотые) или деревянные

ищображения животных, сопровождавшие людей, как выясниловь после раскопок

курганов пахырыкской культуры, в течение всей жизни людей и изготовлявшихся

не только из металла и дерева, как предполагалось раньше, но и из кости,

кожи. Изображениями животных была вышита одежда, они же были вытканы на

коврах.

Распространение звериного стиля по ввсей территории степей Квразии,

безусловно, не могло произойти само собой, без каких-то дополнительных

факторов, способствовавших его внедрению, то есть без образования

определеного мировоззренческого единства. По мнению А.И. Мартынова и В.П.

Алексеева, этому способствовали следующие обстоятельства: "новый тип

хозяйства, связанный с внедрением полукочевого и кочевого быта, и вызванная

им подвижность населения, развитие в широком масштабе контактов,

экономического обмена; общность происхождения других этнгосов-носителей

скифо-сибирской общности"[9]. Но, как указывают те же авторы, "при всем

сходстве исходных форм в искусстве звериного стиля в каждом конкретном

случае выделяются большие регионы развития скифо-сибирского звериного

стиля, весьма значчительно различающиеся между собой уву по ведущему

образу, так и по художественной манере передачи"[10], что, на взгляд автора

данной работы, связано с различными путями развития, ращзличным этническим

момтавом и др. Конкретизируя, в искусстве скифо-сибирского мира можно

выделить дыв большихз территориальных пласта: скифо-тагарский, в котором

ведущим образом был образ летящего оленя со стилизованным

гипертрофированным развевающимся рогом (этот тип был распространен на

территории степей от Скифии через Северный Кавказ, степи Южной Сибири и

Центральной Азии) и территорию савромато-сакского Горного Алтаяна юго-

восток, где были распространены сюжеты хищника и борьбы травоядного и

хищника.

Сходство по многим факторам позволяет определить некое культурно-

бытовое "среднее арифметическое" для всех культур, входящих в скифо-

сибирское единство, или набор типов, характерных именно для данного

образования, который можно определенным образом систематизировать.

Определение этого общего для скифо-сибирского мира изложено А.И.

Мартыновым и В.П. Алексеевым в учебном пособии "История и палеоантропология

скифо-сибирского мира".

Категориями, в которых этими авторами выяслено сходство, являются:

язык, типы хозяйства, поселений, жилищ, архитектурные каноны. Рассмотрим из

подробнее.

По предположению А.И. Мартынова и В.П. Алексеева, язык скифов и других

племен скифо-сибирского мира принадлежал к североиранской языковой

группе[11].

Среди населения скифо-сибирского мира выявлены следующие типы

хозяйства: кочевой -- у скифов-кочевников, царских скифов, савроматов и

саков; яйлажный горно-долинный, характерный для районов Алтая, Тувы, Тянь-

Шаня, Памира. Основой хозяйства этого типа было скотоводство в высуогорных

условиях, сезонные перекочевки из долин в горы и обратно. Третий тип,

скотоводческо-земледельческий, оседлый, характерен для тегерской культуры,

скифов-пахарей, культур погнраничных лесостепных районов. Основные занятия

этих объединений -- пойменное земледелие, пастушеское скотоводство[12].

В культурах скифо-сибирского мира выделяют 3 типа поселений:

укепленные поселения -- городища с остатками долговременных жилищ,

значительным культурным слоем, долговременные неукрепленные поселки --

более характерный, массовый тип. Такие поселки, как и временные, сезонные

жилища пастухов (летники) и поселения горняков, расположены, как правило,

рядом с удобными для земледелия пойменными приречными долинами. Отличие

летников в том, что культурный слой на их месте практически

отсутствует[13].

Основа архитектурных канонов скифо-сибирского мира -- квалратная

постройка жилых посмещений и погребальных камер[14]. Несмотря на это, типы

жилищ в вышеуказанных культурвх чуть более разнообразны. А.П. Мартыновым и

В.П. Алексеевым выделяется 4 их типа: ребленные наземные четырехугольные

деоевянные, сложенные из камня и глины или глинобитные, полуземлянки,

открытые на скифских поселениях, известные у тагарцев, и юртообразные

постройки.

Жилища связаны с хозяйственным комплексом, разщмеры из приближенно

равны 14-18 м2, что свидетельствует о том, что люди жили семьями[15].

Кроме вышеуказанных категорий, по котрым можно доказать общность

культур скифо-сибирского мира, А.П. Мартынов и В.П. Алексеев выявляют еще

сходные общественные структурные категории.

Основу общества скифо-сибирского мира составлял обширный класс рядовых

общинников -- основных производитеолей материальных благ и основной силой

при выполнении крупных общественных работ.

Противоположное, высокое, социальное положение занимала аристократия.

Вряд ли она сформировалась как класс с четко выраженной эксплуататорской

направленностью. Ее можно усматривать в присвоении части общинного продукта

через поборы (полюдье), эксплуатацию обедневших общинников на общественных

работах по возведению погребальных сооружений, направленных на возвеличение

роли правителей. Ячно, что эта категория не была единой: здесь и верховные

представители знати, и родовая аристократия, и представители

лидерствовавших родов и племен. Они были связаны еще со старой родовой и

племенной структурой, их гражданское, военное и идеологическое лидерство

было обеспечено традицией и новыми преобразованиями формирующейся власти.

Вго всех обществах выделяются воины. В погребениях они прослеживаются

по снаряжению, особым зна4кам -- нашивкам на обувь, как. например, у

тагарцев.Эта категория ближе всех стояла к аристократии и составляла ее

опору.

В связи со специялизацией в сфере ремесленного проихзводства

формируется слой ремесленников, связанных, как уже отмечалось, с теми

видами работ, которые носили общественный характер и требовали высоких

профессиональных навыков.

Также во всех обществах в небольшом количестве зафиксированы рабы.

Наличие их отмечается в письменных источниках и погребальных комплексах

знати.

Можно выделить также общность скифо-сибирского мира на основе

экономики. В этой области базисом циылизации было экстенсивное скотоводство

в различных формах в зависимости от конкретных природно-географическитх

условий. Подсобную роль играло пойменное орошаемое земледелие,

развивавшееся в силу ограниченности территории по экстенсивному пути,

широко распространенное ремесленное производство. а том числе и такие

отделившиеся и требовавшие высокой специализации сферы деятельности. как

горнорудное, металлическте производство, строительное, ирригпционное дело.

По мнению большинства исследователей, образования скифо-сибирской

общности стояли на сходных ступенях социального развития. Сходна также была

их материальная культура, мировоззрение.

На основе вышеизложенных критериев, по мнению автора данной работы,

можно достаточно четко определить степень принадлежности конкретной

археологической культуры к скифо-сибирской общности.

Глава 2

История развития саргатской культуры. Образование саргатской общности

"Поселения племен саргатской культуры представлены городищами (Горная

Бития, Богдановка, Каргановка, Кушайлы, Карташово и др.) и неукрепленными

селищами (Коконовка, Новотроицкое, Пустынное и др.), в ряде случаев

имеющими мощный культурный слой. Городища расположены преимущественно на

мысах между оврагами, у реки, с напольной стороны защищены одним или

несколькими валами и рвами" [16].

"Современные исследования со всей очевидностью показали, что саргатская

культурв играла ведущую роль в формировании ситуации начала делезного века

от Урала до Барабы. Во всех районах ее распространения памятники

характеризуются известным своеобразием, редко выходящим, правда, за рамки

довольно устойчивой системы, обозначенной ее основными признаками. Эта

система сформировалась к V в. до н.э. в недрах переходного периода, когда

трансформировалась база традиций, восходящих еще к эпохе бронзы и

формировалась база новых хозяйственных структур и связей"[17] -- пишут М.И.

Дэир и Л.Н. Корякова.

Безусловно, саргатская культура как доминирующее образование

западносибирской лесостепи сформировалась не сразу. Разаитие и становление

ее шло в несколько этапов. Л.Н. Корякова выделяет следующие:

"предсаргатский" (VII-VI вв. до н.э.), саргатско-гороховский (V-III вв. до

н.э.), саргатский (II в. до н.э. -- II-III вв. н.э.) и позднесаргатский

(III-V вв. н.э.)"[18].

Но просто определение хронологических рамок каждого этапа для

определения места саргатской культуры в скифо-сибирском культурно-

историческом единстве может дать слишком мало полезной информации. Поэтому

остановимся на характеристике этих периодов.

"Несомненно, лесостепные племена на ранних этапах своего развития

воспринимали многие достижения в военной сфере от южных кочевников. Однако

уже во второй половине I тыс. до н.э. саргатцы не только усваивали, но и

вносили свой вклад в общий прогресс развития военного дела"[19] -- пишет

Л.Н. Корякова. По мнению автора работы, такую схему можно распространить и

на остальные достижения степной цивилизации. То есть, на предсаргатском

этапе шло восприятие саргатцами культуры степняков, а на последующих этапах

начали развиваться партнерские отношения.

"В V-IV вв. до н.э. в этнической истории гороховского и саргатского

населения приняли участие отдельные савроматские, раннесарматские и сакские

группы населения. Присутствие их документируется появлением в погребальном

обряде меловой подсыпки, шатровых перекрытий, использованием при перекрытии

могил хвороста, устройством в могильных ямах по периметру или вдоль одной

из стенок канавок для размещения в них погребального инвентаря. В самом

инвентаре проявлением сако-сарматских элементов можно считать прямоугольные

жертвенники на ножках (савроматский тип) и овальные без ножек, краскотерки,

характерные для Приаралья и Центрального Казахстана. Под влиянием сармат и

саков в культурах лесостепи Западной Сибири распространены аналогичные

сакским и сарматским предметы вооружения -- бронзовые и железные

наконечники стрел, кинжалы, мечи, детали конского снаряжения и отчасти

зеркала и бронзовые котлы казахстанского типа с горизонтальными

ручками"[20].

Л.Н. Корякова также отмечает, что "на протяжении саргатско-гороховского

этапа формирования саргатской культуры (V-IIIвв. до н.э.), особенно в конце

III - начале II вв. н.э. идет переходный период от этапа подъема саргатской

культуры и формирования на ее основе объединения, охватывавшего практически

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.