бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции культурология

Лекции культурология

введение

Курс культурологии дает знания о сущности, системе, культуры.

1)Становление понятия культура от Античности до начала 20в. Ответ--В

древнем мире Латинское. Слово культура означало возделывание земли, Познее

в трудах Цицерона

встречается полный расклад термина Культура Культура Аними первод

совершенствование души.Со временем в Романском и других языках слово

культура начинает употребляться как близкое к значением

образование,умение,почитание.

В современных словарях Культура означает а)Совокупность достижений и

творчества того или инного народа.б)Характерные особенности жизни и

деятельности определенных человеческих общностей.в)Степень

совершенствования человеческих достижений в той или иной степени(культура

речи,культура труда, и т.д.) Тот или иной вид сельскохозяйственных

растений.(Бахчевые итд).

Сначала попытки осознанать что такое Культура пытались сделать Французские

Философы,однако до 1века слово культура лишь употреблялось как синоним к

близким понятиям.По Шилеру культура состоит в гармонии и примерении

физической природе человека.У Гегеля сущность культуры определяется не

преодолением биологических начал в человеке,а духовным приобщением

индивидума к мировому целому,включая себя как природу,так и

историю.Немецкий эстетик Гумбольдт применил Гегелевские понятия духа к

культуре.Язык по Гумбольду - это деятельность духа.

Итог Культурологической мысли-Распространение в Европе понятия культура

нашли религиозный характер.

Тема:Русская культурологическая мысль

до и после 1917г.

Культурологическая мысль в России развивалась с опозданием и имеет ряд

особенностей.

Культурология в россии развивалась также как и на западе она делала первые

шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим

образом связано с видением мира.

Русский народ отличался патриотизмом.Революционные катаклизмы в России

оказывали огромное влияние на развитие культуры, все повороты в россии

отразились на ее культуре.

Соловьев (поэт, критик) он проповедовал утопический идеал всемирной

теократии,оказал большое влияние на русский идеолизм и символизм.

Данилевский-публицист и естествоиспытатель - он выдвинул теорию

обособленных культурно-исторических типах, которые развиваются подобно

биологическим организмам.

Бердяев определил становление отечественной идеологии.

В условиях непремеримой вражды между капитализмом и социализмом Бердяев

сделал попытку объективно оценить на сколько и та и другая форма сознания

отвечает релегиозному культурному идеалу человечества.

Бердяев уделил огромное внимание разработке таких основополагающих тем для

нашей дисциплины как культура и познания.

Также огромный вклад в развитие Отечественной культурологии внесли такие

известные люди как Федоров,Франк,Шестов и другие.

Основные культорологические школы 20 в.

Основные школы сложившиеся в течении 20в.

Можно выделить 4 направления в культурологии.1Общественно историческое.

2Натуралистическое 3Социологическое 4Структурно-символическое.

Общественно-историческое направление--имеет наиболее давнии классические

традиции и восходит к Канту,Гумбольту группируя возле себя историков и

философоф.Ее видными представителями в Зап.Европе были Шпенглер,а в России

Донилецкий.

Шпенглер-немецкий философ идеолист представитель Философии жизни. Развил

учение о культуре,как о множестве замкнутых органов. Концепция Шпенглера

проникнута ирроционалистическим фактором судьбы.

Тоенби--выдвинул идеологическую теорию круговорота сменяющих друг друга

локальных цивилизаций,кждая из которых проходит аналогичные стадии роста

возникновения,развития.

Натуралистическое направление.Ее главная черта это стремление подчеркнуть

биологическую обусловленность культуры значительно приувеличив ее. Это

направление обьединяет медиков,психологов,биологов. Культура представляется

им таким же приспособлением человека,как в окружающей среде,так и в

животном мире. Наиболее яркие представители направления.

Фрейд-австрийский врач,психолог основатель психоанализма (научное

направление стремящееся применить психологические концепции) Фрейд и его

последователи рассматривали культуру как проекцию индивидуальной психики.

Исходя из учений Фейда,Фрейдизм стремится свести формы культуры и соц.жизни

к проявлениям первичных влечений.Половой инстинкт Фрейда обозначил термином

либидо--главная направляющая сила человеческого влечения.Юнг-

психиатр,Философ,идиолист основатель аналитической психологии.Развил учение

о количественном и бессзознательном(в образах которого видил источник общей

человеческой символики в том числе мифов и сновидений) Цель психотерапии по

Юнгу-это осуществление индивидуализации личности. Юнг оказал влияние на

культурологию сравнительно елиговедению.Нюредс-австрийский зоолог вместе с

Немецким и Голандским ученымиТИМБЕРГЕНОМ и ФРИШЕМ стали создателями левой

науки ЭТОЛОГИИ изучающей поведение животных в естественных условиях.

Перенеся наблюдения накопленные Этологией на человека ЛОРЕКС и его

коллеги разработали теорию инстинктивных основ человеческой культуры. К

натуралистической коле примыкает Аглийский ученый малиновский --основатель

так называемого функционального направления в этнографии основная идея

Малиновского состоит в том что культура первоначально зародилась как ответ

на элемент биологической потребности человека.

Социологическое направление,представители Элеот-англо-американский поэт и

критик модернизского направления автор книги "Заметки к определению

культуры".Элеот считал что исчерпанность сознательной энергии чел-ва может

быть преодалена лишь на путях поддержки культурных элит.

Сорокин-русско-американский историк,социолог.Он выдвиннул 3 возможных типа

культуры.1Чувственный(преобладает истина чувства) 2Идециональный (где

преобладают сверх чувственные ценности) 3Идеолистический ( представляет

некий синтез чувств и идеоналистического,где чувства уравновешиваются

верой,наукой,интеллектом,интуицией.

Динамика общества и культуры.

Вебер-нем экономист,социолог автор труда "Соц история культуры".Он

разрабатывал концепцию социальной истории и культуры,на которой ход истории

определяется процессом дух.творчества осуществляемого интеллектуальной

элитой.Парсонс-амер социолог.Его теория культуры сводится к тому что все

духовное-это материальное достижение людей, которое мы обьединяем понятием

культура она является результатом общественно-обусловенных действий на

уровне двух систем социальной и культурной.

Символическая концепция.-самая молодая самая влиятельная из современных

школ,которая сложилась в результате могучего развития средств массовой

информации.Ученые пришли к мысли что у истоков человеческой культыры лежит

свойственная лишь человеку способность создовать знаки его реальности и

передовать их во времени и пространстве.Представители напр-я

Кисирет-нем философ автор труда "Философия символических форм". Он подходет

к культуре с позиции семиотики.К.Леби-Строс-фран этнограф и

социолог,создатель структурной антропологии.Мысль Леби-строса сводится к

тому что все мы так или иначе живем условностями и мифами,все больше

отделяющей нас от реальной жизни.Культурообразующая специфика мифа

обьесняет в равной степени как прошлое так и настоящее и будущее.

Науки получившие развитие в 19в.

В последней трети 19в стали развиваться многочисленные новые науки, такие

как Антропология,Этнография,Социология,Психология,Этнопсихология,

Семиотика,Демография,Фрейдизм,Информатика.Антропология-наука о

происхождении и эволюции человека.Этнография-эта наука научила с пониманием

относится к материальным и духовным достижениям чел-ка,как мыслящего и

духовного существа.Не зависимо от того к какому этносу он принадлежит

(большому или маленькому).Социология-наука об обществе как целостной

системе помогает культуроведению правильно понять всю гамму духовных и

материальных проявлений.Соц.психология-эта наука изучает закономерное

поведение и деятельность людей принадлежащих к отдельным

соц.группам.Этнопсихология-помогает обьяснить разнообразие той или иной

национальной культурыы.Демография-также имеет прямое отн к развитию

культуры.Фрейдизм-психологическое учение созданное выдающимся австрийским

врачом,психиатором Фрейдом и его последователями.Семиотика-это наука

занимающаяся исследованием знаков и знаковых систем.

Место и функции культуры в обществе.

Предначертанные культуре задачи-связывать людей в единое целое.

Функции культуры.1Функция приспособления людей к среде.2Познавательная

3Комуникативная 4информационная 5Регулятивная 6Оценочная 7Разграничение и

интеграции человеческих групп. 8 Человеко-творческая ф-я.

1Мыслители считают самой древней и общей для человека и животного мира

функцией.2Позновательная функция находит свое выражение в науке,научном

поиске.3Функция обеспечивает историческую приемственность и передачу

соц.опыта. У человека нет другого пути сохранения,приумножения,накопления

духовных богатств как только через культуру.Каналом передачи информации

является духовное и материальное богатство.5Регулятивная функция

проявляется как система норм и требований общ по всем своим членам,во всех

областях их жизни и деятельности. Древнейшим соц.институтом формирующим и

поддерживающим нормы морали-церковь,ее различные религии и конфессии.

Основные заповеди крупнейших религий мира во многом совпадают т.е. носят

обще-человеческий характер. Следующим уровнем на котором осуществляется

регулятивная функция культуры яв-ся нормы права.Нормы права основываются на

нормах морали,подробно излагаются в конституциях и законах.При этом они

обретают не только нравственную,но и юр/силу. Неотьемлемой частью культуры

где проявляется ее нормативная сторона,наряду с моралью и правом выступают

обычаи и обряды.

Обычай-устойчивая система поведения чел-ка в разных сферах жизни и в разных

ситуациях,ставшая нормой передающегося из поколения в поколение.

Обычай-весьма устойчивый и консервативный-он сопровождает народы в течении

веков несмотря ни накакие общ потрясения.Обычаи в гораздо большей степени

национально-окрашены, сохраняют неповторимую самобытность, выражают душу

народов.Помимо норм морали,права обычаев и обрядов регулятивная функция

культуры проявляется и в нормах поведения на работе в быту,в общении,в отн

к природе,к этому уровню относятся правила воспитанности,этикета,личной

гигиены,культура общения с людьми и т.д.

Культура как общее человеческое достояние.

1Современное достижение культуры.2Сущьность культуры 3Деятельность как

способ развития культуры 4Культура как историческая категория.

1Существует более 100 определений культуры,как простых так и сложных

понятий.Самое распространенное понятие культуры--совокупность достижений

общ в рез-те материального и духовного развития.Но в тоже время культура

представляет собой непрерывный творческий акт,единственный способ

существования чел-ва. При этом культура-это сложное исторически

развивающеяся система норм и взаимоотношений сложившихся за 100 тыс.лет

внутри биологического вида Homo sapiensa и направлена на его выживание и

его совершенство. Следует помнить что понятие культура семиаспектное.

-Результат -Процесс -Деятельность -Способ -Отношение -Норма -Система.

Главным обьектом и субьектом яв-ся сам человек.Вторым обьектом культуры

помимо человека выступает природа,окр мир,который представляет

экологический аспект культуры.Культура яв-ся основным отличительным

признаком разделяющим чел-ка и окр природный мир.

2Сущность культуры следует искать там где кончается природа и начинается

человек,как средство мыслящее,нравственное. Наглядней всего культура

воплощается в материальных продуктах человека мысли и его руках. Думется

что культура выростает на материальной основе неуклонно расширяя ее.

Философское понимание культуры-сущностью культуры является гуманизм в самом

широком смысле этого слова. Всемирное культивирование в каждом из нас общих

человеческих ценностей, интеллектуальной,этнической и эстетической сферы

т.е.служение истине добру и красоте.Признавая чел-ка и субьектом и обьектом

высшим мерилой культуры нельзя допускать противопоставления людей друг с

другом, а тем более разжигать м/д ними вражду.Одна из важных задач культуры

-это преодоление всех видов внутри видовой вражды и создание более

человеческой сферы.

3Гуманистическая суть культуры-эта деятельность должна быть всегда

направлена на благо чел-ка.Развитие культуры всегда заключалось в

достижении не только внешних полезных для людей результатов,но и в

совершенствовании личности самого человека. Культуру как целостную систему

обычно принято делить на 2 категории.-МАТЕРИАЛЬНУЮ

-ДУХОВНУЮ. Материальная культура охватывает всю сферу мат.проиводства

деятельности человека и ее результаты,орудие труда предмет повседневного

обихода,искусство,литература.Научные ценности проверенные практикой

человеческого знания наиболее обьективны и устойчивы во времени и лишины

национальной или классовой окраски.Национальной науки нет как нет

национальной таблицы умножения.(Чехов).Художественные ценности-или ценности

искусства-это продукция такой области духовной ценности,где работают все

психические силы чел-ка,не только разум,но прежде всего чувства. Предмет

Искусства это нетолько внешний мир и нетолько отн м/д людьми,но и

внутренний мир чел-ка.Национальные ценности-занимают важное место в жизни

любого народа и отдельно взятойличности.(Пушкин,Толстой). Нац.ценности-это

все то из чего складывается специфика культуры того или иного

народа.Локально-групповые ценности-сравнительно небольшие группы людей как

по месту жительства,так и по возврасту.Важнейшей и самой древней

группой,основой общества является семья.Индивидуально-личностные ценности-

включает в себя предметы и идеи особенно близкие отдельно взятому человеку.

Культура во времени и пространстве.

1Диахронный подход и синхронный поход к культуре. Диахронный подход где

рассматривается ее развитие во времени,она выдвигает перед исследователями

2 проблемы. Во-первых,предположить соответствующюю переодизацию культурного

процесса. Во-вторых вскрыть механизмы позволяющие культуре не только

развиться,но постоянно наращивать свой потенциал. Культурология тесно

связана с историей и она использует сложные схемы историографии.

1 этап - каменный век-древнейший период в развитии человечества.На

протяжении каменного века люди научились добывать огонь искусственным

путем.2этап Каменный век он делится на 3 подэтапа.Палеолит(когда появился

человек предпологают что и была приручена собака).Мезолит(когда были

изобретены лук и стрелы).Неолит(когда человек перешел от присвоения плодов

земли к их выращиванию и скотоводству,когда появились зачаткиискусства,

наскальные рисунки,скульптуры из каменных бивней мамонта.

На следующем этапе развития чел-ва-медный век-охватывающий 2-3тыс летие до

н.э.Укрепляется родовой строй,наравне с каменными деревянными орудиями

появляются медные орудия труда. Расширяется мотыжское земледелие.

Развиваются элементы Пиктографии (рисуночное письмо).К медному веку

относится - изобретение колеса.

Бронзовый век-это время рассцвета древнейших мировых цивилизаций. Среди

которых одно из наиболее известных Др.Египет.Культура Др.Египта зародилась

еще во времена ПАЛЕОЛИТА-и обогатило человечество достижениями в обработке

золота и серебра,появление стекла, развивается письменность, появляются

зачатки алгебры,геометрии,использование календаря год делился на 365дней.

В середине 1тыс до н.э.возникла обработка железа.Железный век середина 1тыс

летие в этот период появляется металлургия,изготовляются железные орудия

труда для земледелия и обработке строй.материалов.

Средневековье(период зарождения и разложения феодализма в Зап.Европе с

начала 5 по середину 8 в).Отличительные черты культуры средневековья как

природа духовного регресса,отказ от признания самоценности чел.личности.

Эпоха возрождения или ренесанс-понятие имеющее прямое отн к культуре.Именно

к этой эпохе отн имена Л.ДА ВИНЧИ,К.КОЛУМБА, КОПЕРНИКА и др гении

человечества. Главные отличительные черты эпохи возрождения:Возрождение

культуры средневиковья,защита гуманистических материалов на более высоком

уровне вера в безграничные возможности человека.Век просвещения-его

главными лчагами былиФранция, Германия и Англия. Главным политическим

итогом просвещения стала великая французская революция(1789) со всеми

последствиями для западной культуры. В россии век просвещения воплотился в

творчестве М.ЛОМОНОСОВА. Деятели просвещения боролись за установление

"царства разума",за политическую свободу граждан,Равенство.Большое значение

они придавали знаниям.

Приемственность как фактор развития культуры.

Одним из основных свойств культуры яв-ся приемственность.В самом общем

смысле приемственности это способность культуры передоваться во времени,

приобретая новые качества.Пример:От античности до наших дней.Вся западная

юриспруденция основывается на римском праве.

Приемственность в духовной сфере обеспечиваетсч прежде всего языком.

Существует известное понятие о том что культура переходит из поколения в

поколение.В этой формуле заключен большой смысл.Культурные изменения

осуществляются гораздо медленнее,чем меняется поколение,по мере того как

сменяется одно поколение другим.Таким поколением в нашей истории было

поколение ВОВ. Духовное единство данной возврастной группы складывается в

молодом возврасте.

Реализуя свои способности в постоянном споре с "ОТЦАМИ" именно "ДЕТИ" в

конечном счете двигают вперед КУЛЬТУРУ.

Искусство как чувственная сфера культуры.

1Общее понимание искусства.2Искусство среди древнейших сфер культуры.

3Классификация искусства.4Направление,стиль,течение искусства.

Важнейшей частью культуры яв-ся искусство.Искусство-это специфический вид

обьединяющий людей,формирующий сознательного человека в духовной

деятельности для которой харктерно восприятие и передача другим людям.

2Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связана сдругими

ее проявлениями такими как религия,мораль,политика,Средства массовой

информации.Искусство как бескорыстное стремление к некому нематериальному

идеалу,искусство сохраняет наиболее тесные связи срелигией. Это обьясняется

не только общностью их происхождения,но прежде всего тем, что обе эти

стороны Дух.Жизни человека религия и искусство относятся к его

эмоциональной чувственной сфере.

Искусство всегда считалось могучим средством исправления человеческого

несовершенства.

Нравственность и красота-это категории дополняющие друг друга.Однако они не

всегда находятся в идеальном синтезе.

В облсти искусства существовали произведения совершенные по форме,т.е.

красивые но весьма далекие от норм морали.

Во взаимоотношениях м/д политикой и искусством явно ощущается скрытое

противостояние.Попытка всегда связана с определенным групповым эгоизмом, в

то время как настоящее искусство обычно политически бескорыстно и

осуществляется из любви к человеку.

Обладая огромной силой воздействия на сознание искусство становится

орудием в безнравственных политических интересах. Плодотворным результатом

взаимодействия техники и искусства было изобретение аппаратов и

приспособлений благодаря которым появилось кино,TV, и т.д.

3 Современная классификация выделяет и такие разновидности искусства, как

ИЗО, музыкальное,декоративно прикладное и др.

ИЗО воздействует визуально т.е. через зрительное восприятие. Произведения

изобразительного искусства как правило воздействуют на предметнуую или

материальную форму и не изменяются во времени и пространстве.К ним отн

Живопись, Скульптура, Графика.

МУЗЫКА--Вид искуства расчитанный на слуховое восприятие, этот вид является

прямым и особо активным действием на чувства людей.

В отличии от ИЗО


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.