бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Древнего Востока

боялись и боготворили своих фараонов.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света.

Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера,

воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышается , как

лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам

– пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей.

Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский

собор: высота 147м (сейчас 137м), площадь – около 55 000кв.м. Пирамида

Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба

весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды

пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно и строительное искусство древних

мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что

между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была

облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами. (3, с.23(

Религия.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечной жизни

открыла потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта.

В системе заупокойных представлений все заметней становится этический

элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему

личностных ориентаций: идеалом осталось не будущее, и высшей ценностью не

настоящее, а блаженное прошлое, когда сами боги правили людьми, было и

идеалом, и высшей ценностью. В этой системе взглядов содержатся попытки

связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду

на блаженную жизнь в потустороннем мире («Беседа разочарованного со своей

душой»). Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из

смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в

этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в

этом мире, а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было

воздействовать лишь с помощью магических заклинаний. (6, с.108-109(

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культе

Египта: египтяне считали, что фараон – это живое подобие Солнца (Ра) и

после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье

ночью. (3, с.23-24(

Боги в изображении древних египтян – это существа с человеческим телом

и головами животных. Их божественность здесь изображается через образы

существ, населяющих священную природу. (2, с.119( Богов в Древнем Египте

было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог

Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог

смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне считали,

что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. В

царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы

обрести вечную и блаженную жизнь. (6, с.107( Важнейшей богиней была Исида,

жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны

был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась

Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения,

предметы. (3, с. 24(

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации

государства, усилию верховной власти и подчинения покоренных Египтом

племен. Фараон Аменхотеп IV, который правил в 1419-ок.1400гг. до н.э.,

выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога.

Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он

ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск

под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей

государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и

сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался

сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех богов были

отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы

Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя

жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре

были вынуждены пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были

восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. (3, с.24(

Литература.

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам

и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы,

сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тысячелетия до н.э.

Художественная литература представлена различными жанрами – это поучения

царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях,

повести. Одно из самых отвлеченных и абстрактных сочинений древнеегипетской

литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек,

разуверившись в смысле жизни начинает искать смерти. Душа, однако, пытается

отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную

жизнь, советует сполна насладиться земным бытием (3, с.24(

Искусство.

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать

египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтян воздвигались

высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами – рисуночным символическим

письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. Перед

заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с

телом льва и головой человека-фараона. Сфинкс олицетворял мудрость,

загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс,

выполненный в первой половине III тысячелетия до н.э., до сих пор стережет

пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз

больше человеческой, а длина тела 57м. Шедевром древнеегипетского

изобразительного искусства периода II тысячелетия до н.э. искусствоведы

считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона

Тутанхамона с его юной женой в саду. Подтверждением высокой культуры Египта

I тысячелетия до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены

Аменхотепа IV Нефертити – одно из самых прелестных женских изображений в

истории человечества. (3, с.25(

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо

плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища

и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора,

строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы

условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось

красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные,

одежды – белые. (3, с.25-26(

Наука Древнего Египта добилась определенных успехов. Активно

развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение, что

созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца.

Значительными, судя по судя по специализации врачей, были успехи медицины:

различались врачи «утробные», глазные, зубные и прочие. Была установлена

роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце XXI –

начале XIX веков до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены

древнейший в человеческой истории часы – водяные и маленькое нашейные

солнечные часики. В начале III тысячелетия до н.э. в Древнем Египте был

изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в

других государствах Средиземноморья. (3, с.26(

Египет дает нам, пожалуй, самый яркий пример той стадии становления

древней восточной культуры, где практические достижения и развитость

прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей

ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Здесь мы видим «причудливое сочетание «первобытности» со сложным…

мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию». Человек здесь уже

начинает чувствовать первые импульсы к установлению своей духовной

сущности. (2, с.120(

3. К У Л Ь Т У Р А Д Р Е В Н Е Й И Н Д И И

Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким

уровнем культуры. Индийская культура является одной из самых величественных

и оригинальных культур, сформировавшихся на нашей планете. Достижения

древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науке,

философии, вошли в золотой фонд мировой цивилизации и оказали немалое

воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и

ряда других стран.

Наука.

В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и

своеобразная наука. Со второй половины III тысячелетия до н.э. здесь

известна письменность, насчитывающая около 400 пиктографов (рисунок,

отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В древнейших

источниках сохранились упоминания об агрикультуре (удобрения, севообороте,

вредителях хлебов, орудия земледелия из железа и прочее), обработке металла

(олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии,

терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при

построении жертвенников), шахматах. (3, с.36(

Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука достигли в IV-II

вв. до н.э. – VIII в. н.э. В этот период индийскими учеными была создана

десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных

в несколько измененной форме арабскими). Были известны извлечения

квадратного и кубического корней, исчисление числа ? (3,1416…),

арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.

Астрономы довольно точно исчисляли движение небесных тел. Двенадцать

месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Каждые пять

лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в

разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о

шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания

химии позволили изготавливать кислоты, краски, лекарства, духи, цемент,

соли металлов, сложные препараты из ртути и т.д. (3, с.36(

Ученый брахман Панини (V-IV века до н.э.) осуществил обработку языка

поздневедической литературы, названного санскритом и получившего широкое

распространение в стране как важное средство общения между многочисленными

племенами и народностями.

Литература.

С конца II - начала I тысячелетий до н.э. дошли до наших дней

памятники древнеиндийской литературы – веды, созданные на древнеиндийском

(ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и

жертвенных формул. Вплотную к ведической литературе примыкают «Священные

предания», включающие сутры – руководство по древним ритуалам,

законодательству и правилам домашней жизни. (3, с.36(

Ценнейшим для изучения древнеиндийских общественно-экономических

отношений, а также культуры и науки первой половины I тысячелетия до н.э.

служит эпическая литература. Ее основными памятниками стали «Махабхарата» и

«Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н.э., но в совей основе

существовавшие уже в IV веке до н.э.

Сюжетная основа «Махабхараты» («Великой войны потомков

Бхараты»),состоящей из 107 тысяч двустиший, - борьба за власть внутри

одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков

мифического царя Бхараты. Древнее сказание о кровопролитной войне со

временем обросло множеством дополнительных эпизодов, содержащих различные

сказания и легенды, рассуждения на религиозно-философские и другие темы.

«Махабхарата», по сути, стала не поэмой, а огромным сборником

древнеиндийского эпоса. Поэма «Рамаяна» отличается большой стройностью

композиции и тщательной обработкой. Она включает в себя 24 тысячи дустишей,

повествующих о победе царевича Рамы над царем демонов Раваной. Уже более

двух тысяч лет обе эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои – Кришна

(«Махабхарата») и Рама («Рамаяна») – обожествлены и считаются воплощением

Вишну – одного из важнейших божество современного индуизма. (3, с.37(

Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные

сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью,

находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором.

На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась

драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима,

сопровождаемая комментарием сказителя; позднее заговорили и актеры.

Подлинным классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан

Калидаса (IV-V века). (3, с.37( В его драмах, сюжеты которых заимствованы

из эпоса, раскрыт внутренний мир героев.

Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная

литература, жизнеописания Будды, религиозные трактаты. О высоком уровне

древнеиндийской литературы свидетельствуют также труды по теоретическим

вопросам поэзии и литературы вообще, по тщательно разработанным грамматикам

санскритского языка и другое.

Искусство и зодчество.

Значительное значение в художественной культуре Древней Индии занимала

музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр «сангит»

выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами

танца.

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство

(ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество.

Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость

творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство

передачи движений и чувств.

Изобразительное искусство и архитектура Древней Индии обогатились

городскими постройками из кирпича и скульптурой (изображением животных,

людей, божеств), расписной керамикой, ювелирными изделиями.

Монументальность форм сочеталась с роскошью отделки, фасады дворцов

украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей отличались

неподвижностью поз, монументальностью и мощью тяжеловесных форм. Во многих

древнеиндийских текстах описываются загородные парки с искусственными

водоемами, фонтанами, а также ландшафтные парки. С распространением

буддизма стали создавать культовые сооружения – ступы, которые служили для

хранения реликвий самого Будды. Широкое распространение получила

монументальная скульптура из камня. И сегодня эти статуи поражают

монументальностью образа, законченностью и совершенством форм. (3, с.38-39(

Династия Гуптов (IV-Vвв. до н.э.) оставила искусству Индии небольшие,

гармоничные, изящные по форме храмы. Изобилие скульптуры, резьбы и росписей

свидетельствуют о богатсве и роскоши. Правдивая и меткая наблюдательность в

бытовых сценах, изображениях животных, архитектуре сочеталась с большим

декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью, красочностью, свободой

в построении многофигурных сцен, в основе которых лежали реалистические

народные тенденции. (3, с.39(

Варно-кастовый строй.

Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная

социальным происхождением и характером деятельности, завершилась

формирование замкнутых общественных групп:

- по сословиям – варны (их 4);

- по профессиональной деятельности – касты (3,5 тысячи).

В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны,

позднее их стали называть джати, делились на:

- брахманов – родоплеменная аристократия, представители знатных

жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и

управляющих государством;

- кшатрии – военная знать;

- вайшьи – часть трудового населения, занимающаяся хозяйственной

деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей;

- шудры – слуги. Их долей было безропотно служить членам других

каст. Они были бесправны и лишены собственности.

Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом

профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».

(3, с.39-40(

Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на

смешанные браки и переход их одной варны в другую. Это нашло отражение в

законах образа жизни – дхармах. (3, с.40(

Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие

индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозили экономическое,

политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия

многочисленные слои общества в нищете и невежестве.

Философия и религия.

Незыблемое деление общества на замкнутые социальные группы с разными

правами и обязанностями, с различным положением в обществе нашло свое

обоснование в религии Индии, прошедшей сложный и длительный путь своего

поэтапного формирования.

Период разложения первобытнообщинного строя определил зарождение

верования людей в могущественность природы, обожествление ее сил и явлений.

Своеобразным отражением ранней стадии индуизма стала ведическая религия.

Главным принципом этой религии было обожествление природы как целого

(сообщество богов-небожителей) и отдельных явлений природной и социальной

жизни: Индра – бог грозы, могущественный воин; Варуна – бог мирового

порядка и справедливости; Агни – бог огня и домашнего очага; Сома – бог

священного напитка. Всего к высшим ведическим божествам принято относить 33

бога. За богами не закреплялись атрибутивно определенные функции. Этой

открытостью, незавершенностью ведийской мифологии В.Н. Топоров объясняет ее

дальнейшее развитие «в направлении создания больших спекулятивных,

теологических и натурфилософских концепций». (6, с.109-110( Здесь ставятся

вопросы о едином и творении мира, о назначении человека, то есть

выдвигаются и обсуждаются вопросы космологии (устройства мира), теологии

(учения о боге), сотериологии (учения о спасении). В данном контексте

принципиальным выступает то обстоятельство, что, переходя от единства мира

к его многообразию, усматривается единый закон развертывания этого

многообразия (одновременно космический, социальный и моральный). Важность

этого закона состоит в том, что он, с одной стороны, открывает путь к

микрокосмосу – где господствует закон воздаяния за доброе и злое – карма, с

другой – включает социо-природный порядок в порядок космический. Идея

кармы, как идея вечного круговорота жизни, перерождения души (сансары)

направляли размышление о жизненном пути в русло самосовершенствования: твое

перерождение определяется суммой хорошего и плохого в жизни предыдущей. (6,

с.110( С этим многие современные ученые связывают характерные для всей

индийской культуры признание родственности всего живого в природе,

неутилитарное отношение к ней, стремление к изменению не внешнего мира, а

внутреннего – самоограничение, самосовершенствование.

Последующее формирование классового общества сопровождалось изменением

прежних верований первобытной общины. В I тысячелетии до н.э. новую стадию

развития индуизма начинает определять брахманизм. Эта религия

использовалась для оправдания общественного неравенства. В основе этого

вероучения – признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо

весь мир – всего лишь иллюзия. Подлинная реальность существования мирового

духа (Брахмы). Жрецы (брахманы) утверждали, что безропотность в труде,

покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего

возродиться в телесной оболочке более высокого общественного положения, и

наоборот. (3, с.40(

В конце I тысячелетия в результате развития ведической религии,

брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований

сформировалась одно из наиболее крупных по числу последователей религий

мира – индуизм. (3, с.41( Основных направлений индуизма два: вишнуизм и

шиванизм. Для первого характерно учение об аватарах (нисхождениях в мир)

Вишну. Канонических аватар 10. Из них наиболее значимы восьмая и девятая

аватары: в восьмом нисхождении Вишну принял облик Кришны, в девятом –

Будды. Шива, представляющий функцию разрушения, в то же время олицетворяет

и творческое начало вечно изменяющегося мира, в котором разрушение

предшествует созиданию. (6, с.111( Индуизм свидетельствует о важнейших

культурных ориентация в духовной жизни Индии: в нем почитание в

повседневных обрядах и ритуалах отводится «личным богам» - Вишну и Шиве,

покровительствующим основным сферам человеческой жизни и поддерживающим и

помогающим обращающемуся к ним за помощью человеку. (6, с.112(

В VI веке до н.э. идеологией относительно развитого рабовладельческого

общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал

одной из великих мировых религий. Его рассвет пришелся на Vвек до н.э. –

начало I тысячелетия н.э. (3, с.41(

В центре буддизма – учение о «четырех благородных истинах»: страдании,

его причинах, состоянии освобождения и пути к нему. (3, с.41( В предельно

кратком изложении они выглядят следующим образом:

1. Сущность жизни есть страдание.

2. Причина страданий – желания и привязанности.

3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желание и

привязанности.

4. Для этого существует путь внутреннего самопреобразования из восьми

ступеней (так называемый «восьмеричный путь»), ведущий к

просветлению, а через него к нирване. (2, с.129(

Следует стремиться к идеалу – нирване. Смысл нирваны в том, что она

ставит человека по ту сторону необходимости, и в этом значении нирвана

равна свободе. Однако в нирване нам открывается лишь негативная сторона

свободы – это свобода, взятая лишь как отрицание всякой зависимости,

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.