бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Доколумбовой Америки

врагами, нужно было заключать союзы с соседями. Тем, кто не желал вступать

с ацтеками в мирные отношения, вскоре приходилось биться с ними не на

жизнь, а на смерть. Впрочем, войны ацтекам были на руку. Помимо их бога

солнца множество других богов и богинь требовали регулярных приношений

кровоточащих сердец и человеческих жертв. А в качестве жертв служили

главным образом пленники. Зная о том, как поступают ацтеки с

военнопленными, враги испытывали перед ними трепет.

Так империя ацтеков начала распространяйся из Тенотчитлана, вскоре

достигнув некоторых областей современной Центральной Америки. Ацтекская

культура впитывала в себя новые религиозные представления и обычаи. В тоже

время казна ацтеков обильно пополнялась предметами сказочной роскоши —

данью, взимаемой с покорённых племён. Процветала ацтекская музыка,

литература и искусство. В журнале «Нэшнл джиографик» говорится: «По своему

поразительному мастерству ацтеки должны считаться одними из самых одаренных

скульпторов в истории». Когда пришли испанцы, цивилизация ацтеков

переживала расцвет.

[pic]

Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

Религия ацтеков

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и

богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый

Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый

Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь

ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя,

плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков,

ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли

его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя

святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм

возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие

храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч.

Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты,

песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные

драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских

религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией

и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода.

Покорение

В ноябре 1519 года мексиканский император Монтесума II мирно встретил

испанцев и возглавлявшего их Эрнана Кортеса, приняв его за ацтекского бога

Кецалькоатля, явившегося во плоти. Испанцы воспользовались гостеприимством

суеверного народа. А простодушные ацтеки дали им увидеть золотые

сокровищницы Теночтитлана. Кортес начал лихорадочно соображать, как бы ими

завладеть. Ценой немалой отваги он захватил в плен Монтесуму в его же

городе. По некоторым источникам, Монтесума практически не сопротивлялся. Во

всяком случае столицу огромной империи Кортесу удалось покорить без единого

выстрела.

Но вскоре после бескровной победы кровь все же пролилась. Кортесу

неожиданно пришлось отправиться на побережье по неотложному делу, и он

назначил вместо себя вспыльчивого Педро де Аль-варадо. Опасаясь, что в

отсутствие Кортеса жители Теночтитлана не сегодня завтра взбунтуются,

Альварадо решил их опередить. Во время праздника он зверски убил немало

ацтеков. Вернувшийся Кортес застал город охваченным волнениями. В

разыгравшейся битве, возможно, от рук испанцев погиб Монтесума. Однако по

версии испанцев, захваченного Монтесуму Кортес вывел к народу, чтобы монарх

призвал своих воинов к миру. А когда Монтесума обратился к ацтекам, они

сами же забросали его камнями. Как бы там ни было, Кортес спасся бегством

вместе с несколькими ранеными солдатами.

Обессилевший и израненный, Кортес перегруппировал свои войска. К

испанцам примкнули соседние племена, которые ненавидели ацтеков и горели

желанием сбросить с себя их иго. Тогда Кортес вернулся в Теночтитлан. Во

время последовавшей кровопролитной осады ацтеки, как сообщается, приносили

в жертву пленных испанских солдат. Воинов Кортеса это привело в ярость, и

их решимость победить любой ценой укрепилась. Как пишет один ацтекский

автор, вассальные племена, взяв инициативу в свои руки, «безжалостно мстили

за все, что сделали им мексиканцы [ацтеки], и разграбляли их имущество».

13 августа 1521 года Великий Теночтитлан пал. Испанцы вместе со своими

союзниками теперь безраздельно властвовали над мексиканцами. В «Нэшнл

джиогрэфик» отмечается: «За едва заметный промежуток истории испанцы,

вывозившие из страны золото, превратили в руины великие города и культовые

центры Месоамерики. Коренные народы были порабощены и обращены в

христианство, и империя ацтеков — последняя великая туземная цивилизация —

распалась».

Но покорение принесло с собой не только политические перемены. Испанцы

привезли ацтекам новую религию — католицизм,— и зачастую мечом насаждали ее

среди мексиканцев. Бесспорно, религия ацтеков была кровожадной и

идолопоклоннической. Однако, отнюдь не искоренив всех пережитков язычества,

католицизм самым любопытным образом слился с ацтекской религией. Тонацин,

богиню, которой поклонялись на холме Тепеяк, заменили Девой Гваделупской,

причем ее базилика стоит именно на том месте, где раньше почитали Тонацин.

(Базилику построили там, где когда-то якобы явилась Дева Мария.) Во время

священных праздников в честь Девы туземцы прямо перед базиликой ходят по

кругу, танцуя языческие танцы своих предков.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ИНКОВ

Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные

вершины Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4 300 метров над

уровнем моря, индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое

прогоняет ночной холод. Солнечные лучи уже осветили храм солнца в центре

столицы государства инков, городе Куско (что означает «центр мира»).

Засияли на солнце золотые стены храма. Засверкали в саду инков* перед

храмом отлитые из чистого золота статуи лам, викуний и кондоров. В знак

благоговения перед богом солнца индейцы, проходящие мимо храма, посылают

воздушные поцелуи. Они верят, что солнце дает им жизнь и обеспечивает их

всем необходимым,— как же признательны они за эти щедрые дары!

В XIV — XVI веках на западном побережье Южной Америки распространилась

власть могущественной «золотой империи». Благодаря руководству талантливых

архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого

уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов

современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000

километров. «Инки считали, что они завоевали почти весь мир»,— писалось в

журнале «Нэшнл джиогрэфик». А те земли, что еще оставались за пределами их

государства, не представляли, по их мнению, никакой ценности. Однако в

другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.

Кто же такие инки? Каково их происхождение?

Предшественники инков

Археологические находки свидетельствуют о том, что инкам предшествовали

другие развитые культуры. Они существовали за сотни и тысячи лет до

появления инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и

Тиауанако.

Эти древние народы поклонялись различным животным — ягуару, пуме и

рыбам. Кроме того, было широко распространено поклонение богам гор.

Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен

существовал культ сладострастия. В храме, построенном одним из племен

неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боливии),

были найдены фаллоидные предметы — им поклонялись во время ритуалов

плодородия, чтобы получить от Пача-Мама (матери-земли) хороший урожай.

Миф и реальность

Как народ инки сформировались примерно в 1200 году. Историк Гарсиласо де

ла Вега, сын испанского конкистадора-землевладельца и инкской принцессы,

пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака,

который стал первым Инкой, вместе с его сестрой (и в то же время невестой)

к озеру Титикака, чтобы они научили всех людей поклоняться солнцу. Эту

легенду до сих пор рассказывают детям в школе.

Однако если оставить мифы и обратиться к реальности, мы узнаем, что

инки, вероятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера

Титикака. Растущее инкское государство присваивало себе достижения

покоряемых племен, достраивая и совершенствуя созданные ими каналы и

террасы. Инки возводили грандиозные сооружения. Существует множество

предположений, касающихся того, как удалось инкам построить крепость-храм

Сак-саваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из

каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось

никакого скрепляющего раствора. Однако эти стены древнего Куско,

построенные из тщательно обтесанных и точно подогнанных один к другому

камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.

В храме столичного города Куско, построенном из отшлифованных камней,

жрецы совершали служение солнцу. Изнутри стены храма были отделаны чистым

золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода

монастыри, здание одного из них было реконструировано, этот монастырь

относился к храму солнца в Пачакама-ке, неподалеку от Лимы. Самые красивые

девушки, начиная с восьми лет, проходили специальное обучение, чтобы

служить «девственницами, предназначенными солнцу». Археологические раскопки

показывают, что инки совершали и человеческие жертвоприношения. Они

приносили детей в жертву апу — богам гор. На вершинах Анд были найдены

замерзшие детские тела.

Хотя ни у инков, ни у предшествовавших им племен не было письменности,

они создали специальный способ хранения сообщений — так называемое кипу.

Кипу использовалось теми, кому поручалось хранить память о различных

исчислениях и событиях и «состояло из системы шнуров различной толщины и

разных цветов. Числа и другие данные передавались узелками различных

размеров» («Археологический словарь», У. Брей, Д. Трамп).

Искусство работы с металлом

Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым

набором технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и инки.

Действительно, во многих аспектах перуанские ремесленники этого периода

были куда более искусными, чем их современники в Старом Свете, даже если

они имели точно такие же инструменты.

С помощью гладких, крепких камней, которые служили им одновременно и

молотом и наковальней, кузнецы и ювелиры выковывали из сырой заготовки

слитка первоначальную форму будущего изделия. После этого они приступали к

завершающей стадии, отбивая полученную форму молотком на рельефном шаблоне

или гравируя ее иглой. Хотя ремесленники пользовались в работе и открытыми,

и закрытыми формами для литья, холодная штамповка была наиболее

распространенной практикой. Чтобы преодолеть ломкость металла при

обработке, его иногда подвергали прокаливанию, заключавшемуся в нагревании

заготовки, что улучшало ковкость металла.

Искусство ткачества или истинное ”золото” инков

Для вторгшихся в страну испанцев золото, несомненно, было самой желанной

добычей. Но среди инков наиболее ценным сокровищем считались ткани, это

объяснялось трудоемкостью их производства. Многие слои населения были

задействованы для изготовлений одежды, начиная с крестьян, выращивавших

хлопок, и кончая теми, кто обеспечивал поступление шерсти альпак, лам и

викуний. Во всех, кроме самых элитных, домах шерстяное волокно промывалось,

прочесывалось, красилось, затем из него получали пряжу, из которой ткали

куски материи; они никогда не кроились, их просто сшивали вместе, и в

результате получалось то, что в данный момент необходимо, - от мешков для

зерна до одежды или изысканных декоративных тканей.

Большая часть населения носила простые одежды, такие, как, например,

мужская туника, сделанная из относительно тонкой хлопковой ткани или из

материи, выработанной на основе шерсти альпака, которая называлась "уаска".

Ткани тончайшей выделки, называемые "кумби", предназначались для

изготовления роскошных одежд самого Сапа Инки, членов его семьи и

привилегированных лиц, которые получали на это специальное разрешение

императора. Сделанные из тончайшего волокна, окрашенного в самые

невероятные цвета, сотканные в виде стандартных образцов с геометрическими

фигурами, такие наряды кумби сразу указывали на высокий статус того, кто их

надевал. Туника с шахматным узором и треугольником вверху, с отлично

подрубленными швами, указывала либо на выдающуюся отвагу владельца, либо на

его высокое воинские звание; ярко раскрашенную узорчатую тунику мог носить

только Сапа Инка или его наследники.

Начало конца

Около 1530 года испанский завоеватель Франсиско Писарро, узнав из

рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся туда из Панамы вместе со

своей армией — Перу в то время было ослаблено междоусобной войной.

Атавальпа, направляясь к столице, одержал победу над принцем Васка-ром,

своим сводным братом и законным наследником престола, и взял его в плен.

Писарро и его солдаты, добравшись с трудом до города Кахамарка в глубине

страны, были радушно встречены узурпатором Атавальпой. Однако испанцы,

хитростью взяв его в плен, лишили его престола и убили тысячи его воинов,

которые совершенно не были готовы к тому, чтобы дать отпор.

Однако даже плен не помешал Атаваль-пе продолжать междоусобную войну. Он

направил в Куско посыльных, чтобы убить своего сводного брата Инку Васкара

и сотни остальных членов королевской семьи. Этим он, сам того не

подозревая, сыграл на руку Писарро.

Заметив, что испанцы неравнодушны к золоту и серебру, Атавальпа пообещал

в обмен на освобождение дать Писарро столько золотых и серебряных статуй,

что ими можно было бы заполнить огромную комнату. Но план Ата-вальпы не

удался. Его опять обвели вокруг пальца! После того как обещанный выкуп был

уплачен, Атавальпа, Инка XIII, которого священники считали

идолопоклонником, был крещен как католик, а потом задушен.

Захват и убийство Атавальпы стало смертельным ударом по государству

инков. Однако индейцы продолжали бороться, поэтому «предсмертная агония»

растянулась на сорок лет.

Когда прибыло подкрепление, Писарро и его солдаты устремились к Куско,

городу несметных сокровищ инков. Движимые жаждой золота, испанцы жестоко

пытали индейцев, чтобы выведать у них тайны скрытых сокровищ, а всех, кто

пытался им противодействовать,— запугивая, заставляли молчать.

В сопровождении принца Манко II, который был братом Васкара и должен был

стать следующим Инкой (Манко Инка Юпанка), Писарро и его солдаты ворвались

в Куско и разграбили все золотые сокровища. Большую часть золотых статуй

они переплавили в слитки и отправили в Испанию. Неудивительно, что

испанские корабли, переполненные сокровищами Перу, были желанной добычей

для британских пиратов! Сам же Писарро, награбив немало добра, отправился

на побережье материка и в 1535 году основал там новую столицу, город Лиму.

Ясно увидев, насколько жадны и вероломны завоеватели, Манко Инка Юпанки

поднял восстание. Вспыхивали и другие мятежи против испанцев, но в конце

концов индейцам все же пришлось отступить и укрепиться в более отдаленных

районах. Одним из мест, где, возможно, укрывались индейцы, был

расположенный в горах священный город Мачу-Пикчу.

Последний Инка

Последним Инкой стал Тупак Амару (1572), сын Манко Инки Юпанки. В это

время в Перу правили испанские вицекороли. Вице-король Толедо решил во что

бы то ни стало уничтожить инков. Собрав большую армию, он направился в

область Вилькапампа. В джунглях Тупак Амару был схвачен. Вместе с

беременной женой его повели в Куско — их ожидала смертная казнь. Индеец из

Каньяра был исполнителем приговора. Один удар — и Инка был обезглавлен, в

этот момент раздался скорбный вздох тысяч индейцев, собравшихся на рыночной

площади. Его приближенные были замучены до смерти или повешены. Так быстро

и жестоко был положен конец правлению Инков.

Постепенно на жизни индейцев, к которым долгое время относились как к

рабам, стало отражаться влияние назначенных Испанией правителей, а также

католических монахов и священников, что имело как положительные, так и

отрицательные стороны. Многим индейцам пришлось работать на месторождениях

золота и серебра, одно из которых, серебряное, находилось в Потоси,

Боливия. Чтобы уйти от страшной действительности, индейцы начали

употреблять листья коки, которые обладают наркотическими свойствами. И

только в начале XIX века Перу и Боливия обрели независимость от Испании.

Современные потомки инков

Как же сегодня живут потомки инков? Подобно другим современным городам,

столица Перу, Лима,— шумный город с многомиллионным населением. Но в

провинциальных районах время, кажется, остановилось еще сто лет назад. Во

многих отдаленных селениях католические священники до сих пор имеют

огромное влияние. Простой индеец-крестьянин никуда не пойдет с такой

охотой, как в католическую церковь на деревенской площади. Статуи святых в

длинных одеждах, разноцветные светильники, позолоченный алтарь, свечи,

таинственные богослужения и особенно танцы и празднества — все это вносит

хоть какое-то разнообразие в его жизнь. Однако несмотря на то, что это

разнообразие, возможно, и радует глаз, крестьянин продолжает держаться и

своих прежних верований. Кроме того, многие индейцы, как и раньше,

употребляют листья коки, которым приписываются мистические свойства.

Благодаря стойкости, свойственной потомкам инков (у многих из них уже

смешанное происхождение), им удалось сохранить свои яркие традиционные

танцы и народную музыку уайно. Хотя вначале индейцы обычно настороженно

относятся к чужим, присущее им гостеприимство обязательно проявится. Те,

кто лично знаком с современными потомками инков — кто наблюдал их

каждодневную борьбу за жизнь, старался проявлять к ним интерес и ближе

познакомиться с их жизнью,— те не останутся равнодушными к их истории!

Используемая литература:

1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.

2. История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и

училищ/Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-

Мн.:Литература, 1997.

3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.

4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997. «Народы

Америки» т.2, М.,1959

5. Вайян Дж., «История ацтеков», пер.с англ., М., 1949

6. Кинжалов Р.В. «Искусство древней Америки», М., 1962

7. Соди Д. «Великие культуры Месоамерики ». М., 1985

8. «История литератур Латинской Америки», т. 1. М., 1985

9. Журнал «Пробудитесь» 1996 г.

( Термином «Месоамерика» обозначается регион, «простирающийся на юг и на

восток от центральной Мексики, в него частично входят Гватемала, Белиз,

Гондурас и Никарагуа» («The American Heritage Dictionary»). Под

месоамериканской цивилизацией следует понимать «совокупность аборигенных

культур, развившихся на территории Мексики и Центральной Америки до

появления испанских первопроходцев и до испанского завоевания в XVI

столетии» («Британская энциклопедия»).

* Слово «инка» может относиться как к верховному правителю государства

инков, так и к коренным жителям страны.

-----------------------

Туника с шахматным узором

Календарь ацтеков, вырезанный на камне весом более 24 тонн.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.