бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура ранних человеческих цивилизаций (Контрольная)

следует назвать критику традиционных представлений и установлений общества,

в том числе и религии, со стороны софистов. Софистические идеи более всего

распространились среди верхушки общества. Не зря народное мнение Афин в

"деле гермокопидов" считало виновниками святотатства Алкивиада и его

друзей, людей того же круга. Вместе с тем нельзя преувеличивать масштабы и

глубину этого кризиса. Именно в обстановке упадка старых представлений

рождались новые религиозные идеи. В частности, в это время становится

популярной идея о личной связи человека с божеством. Ее мы встречаем,

например, у Еврипида, в общем весьма негативно относившегося к традиционным

взглядам. Возрастает значение новых культов, например бога врачевания

Асклепия. Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их

функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в

Элладу иноземных культов, фракийских и азиатских. Для религиозного сознания

эпохи характерно также распространения мистицизма.

ФИЛОСОФИЯ

В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия,

сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители

стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит

Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы

V в. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит,

например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально

представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц

("семян"), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума

означала радикальное противопоставление источника движения инертной

материи; она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие

философской мысли (идеи "первичного толчка" в философии нового времени).

Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех

вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу,

состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не

изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как и у

Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом - организующим

принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов

благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской

физики до XVII в.

Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении

Левкиппа из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы

атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял

космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав

универсальную философскую систему.

Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве

гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на

вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому

брошенному им

слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]

Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию

познания, исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа"

вещей (атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с

помощью мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие

истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое

место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.

Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,

наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия

Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и

естественных наук.

В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,

материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-

прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в

собственно Элладе.

Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую

универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить

единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными

продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины

V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в

центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте

немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").

Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим

усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении

числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных

политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,

необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и

обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, -

естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая

причина рождения софистического движения - логика внутреннего развития

самого знания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов

покоились, в сущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей

умозрительными. Чем далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых

концепций множество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных

наук с такими генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв

между натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился

общественный скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого

скептицизма и стали софисты.

Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки

зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам

Сократ - не только софист, но даже и глава их.

Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,

ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]

Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом,

противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало

их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен

учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни

греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал

необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой

сфере жизни,

"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и

упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо

воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,

c.44] -

откуда делались и политические выводы: руководство государством - это

тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта

концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам

афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого

гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для

олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с

демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК

V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы

деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в

сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались

и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного

характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой

характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного

уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к

отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту

между ними.

А) Медицина.

Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с

деятельностью Гиппократа.

Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что

греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма

существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий,

знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и

целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны,

но совершенно отличны друг от друга.

В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп

врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных

спекуляций. Им

противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам

настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их.

Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими

учениками, то есть Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на

наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его

истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются

от произвольных предложений и постоянной константой считают разум.

Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только

Косская школа основала медицину как науку. [N.6]

Б) Математика.

В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается

математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом

профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому

философскому направлению. Важным для развития математики было создание

дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа

исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в

арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также

значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим

правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.

С) Историография.

Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на

смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи

ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и

соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,

создающий своей

политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю,

которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии

стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к

Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал "отцом истории".

Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.

Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной

афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов,

Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его

карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел

поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная

ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий

очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго

ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой

метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно

считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в

том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все

чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид

пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым

естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,

с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым

на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные

события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что

обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и

иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль

отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их

способность осознать направление исторического процесса и действовать в

соответствии с ним.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении

V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой

лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;

тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу

классического полиса жанр литературы.

Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой

в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но

отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал

актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с

его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия,

актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за

сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные

приходы роли разных лиц; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу

лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.

Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не

менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений

менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]

Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая

лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров,

как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец

греческой аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического

рода). Стиль Пиндара отличается торжественностью, пышностью, богатством

изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще связь с образной

системой фольклора.

Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида

также относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно

стремление

приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям жизни.

Ему чужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная тема -

доблесть, но понимается она уже по-иному, не как совокупность традиционных

качеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте,

соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых

лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характерно, что среди

дифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаются

афинские предания, особенно о Тесее.

ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию

несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее

аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр

занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на

современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально

раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие

Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие

навигации после зимних ветров [N.4,с.111]), когда в течение трех дней с

утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего

года. Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более

демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто

стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно

своего наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее

демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем

народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр

был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников.

Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть

граждан,

организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий;

со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты

билетов. Театральные представления носили состязательный характер,

ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан,

определяло победителя.

ТРАГЕДИЯ

Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и

указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние

трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем

собственно драматические произведения. Только на рубеже VI и V вв. трагедия

приобретает свой классический облик.

В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с

внешними врагами, борьбу за политическое равенство и социальную

справедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех

крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.

Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на

протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и

склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала

существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков,

которое имела в V в., имена ее посредственных создателей оказались почти

забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в

школах и переписывались из столетия в столетие.

КОМЕДИЯ

Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где

протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать

пародийно-

мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес. Античные

авторы, однако, предпочитали называть эти пьесы драмами, ибо в них почти

никакой роли не играл хор. Несколько позднее появились комедии и в Афинах,

где официальное признание они получили позднее, чем трагедии: на Великих

Дионисиях комедии стали ставиться в 488-486 гг., а на Ленеях - около 448г.

"Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительно

своеобразное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо

сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем,

стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла

карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив

при этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры. [N.4,с.155]

Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась

от сицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая

современность, злободневные вопросы политической и культурной жизни полиса,

в ней чрезвычайно силен обличительный пафос. В аттической комедии эта

обличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретными

лицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явлений

и граждан служит, как правило, карикатура. Осмеиваемые лица практически

всегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнует

истинный облик героя. Наконец, сюжет комедии носит нередко фантастический

характер. Бурная политическая жизнь Афин давала обильный материал для

развития комедии. Наиболее выдающиеся ее представители - Кратин, Евполид и

Аристофан, но, к сожалению, от произведений первых двух дошли только

фрагменты, а из 44 комедий Аристофана сохранились полностью лишь 11.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого

изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших

периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство

высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в

середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и

переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах

искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа

между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и

раннеклассическим искусством.

А) Искусство Ранней классики.

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в

развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами

деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный

Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями

освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический

характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он

свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней

классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали

его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время

интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных

произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур

- куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры

стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре

оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного

декора.

Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали

такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о.

Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По

скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить,

как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от

архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно

характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало

совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства.

Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней

классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению

личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой

задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики

выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.