бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Краткая характеристика культуры Древнего Египта

саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.

Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и

замаскировывают, предварительно опечатав его печатью мекрополя.

Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока

Уджат, а на сердце –амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не

воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра:

ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному

богиней Нут.

Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку

Шу.

В воскрешении умершего примут участие все боги, связанные с

деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет, Бэс, Таурт, Месхент и Хекет.

Ка умершеко предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к

взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце,

а на другую—перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедь

отрицания»—перечесляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном

из них он не виновет.

125-я глава «Книги Мёртвых»

«Исповедь отрицания»

Я не чинил зла людям.

Я не нанёс ущерба скоту.

Я не совершил греха а месте Истины.

Я не творил дурного.

Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого пред богами.

Я не угнетал раба пред лицом его господина.

Я не был причиною недуга.

Я не был причиною слез,

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

я никому не причинял страданий.

Я не истощал припасы в храмах.

Я не портил хлебы богов.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не совершал прелюбодеяния.

Я не сквернословил.

Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.

Я не убавлял от аруры.

Я не обманывал и на пол-аруры.

Я не давил на гирю.

Я не плутовал с отвесом.

Я не отнимал молока от уст детей.

Я ни сгонял овец и коз с пастбища их.

Я не ловил в силки птицу богов.

Я не ловил рыбу богов в прудах её.

Я не останавливал воду в пору её.

Я не преграждал путь бегущей воде.

Я не гасил жертвенного огня в час его.

Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

Я не распугивал стада в имениях бога.

Я не чинил препятствий богу в его выходе.

Я чист, я чист, я чист, я чист!

Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и

боги выносят ему оправдательный приговор. Тогда грешное сердце отдают на

съедение страшной богине Амт—чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой

льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии,

покойного признают «правогласным».

«Души египтянина»

Ка. Ах. Шуит. Ба. Сах.

Ка—Двойник, подобие человека. Человек и его Ка похожи, «как две руки»,

-поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые к

верху:

Ка рождается дважды: в первый раз—вместе с человеком, и во второй—при его

жизни, когда будет изготовлена гробничная статуя Ка и жрецы совершат над

ней обряд «отверзания уст и очей», который наделит статую способностью

говорить, вкушать пищу и видеть свет.

Ка будет обитать в своём вечном жилище—в своей гробнице; туда ему будут

приносить жертвенные дворы и совершать ради него заупокойные службы.

«Проблемой Ка» египтология занималось полтора века, и за это время

учённые сделали множество ценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов

работы о Ка практически перестали появляться в печати, и « проблема Ка»

фактически была признана бесперспективной. Лишь в 1987 г. эта проблема была

разрешена русским египтологом А.О. Большаковым: как реально существующий

Двойник человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий»

в сознании других людей. Для «оживления в памяти» какого-то образа

человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный «толчок»,

напоминание,--этой целью у нас служат фотографии и этой же цели египтянам

служили гробничные изображения, в частности—статую покойного.

В эту теорию очень хорошо «вписывается» ещё одна «душа» египтянина— Ах,

буквально: «Светлый, Освещённый». Ах изображался в виде хохлатого ибиса: Но

это изображение лишь звуковой иероглиф, ни как не связанный с

представлениями об Ах. До недавнего времени о значении Ах и о связанных с

ним представлениях и верованиях египтологическая наука ничего определённого

сказать не могла. В свете же теории А. Большакова Ах есть «душа», которая,

в отличии от Ка, не рождается вместе с человеком, но которую он обретает

лишь после смерти путём ритуала «отверзания очей». Зрение, при помощи

которого «оживает» Ка, является необходимым условием потусторонней жизни,

ибо «слепая» статуя не может кормиться жертвенными дарами. Отсюда связь

солярных божеств жизнью и воскресением, а сил «тьмы» --со смертью и

небытием; отсюда и важность обряда «отверзания очей»--возвращение

способности видеть суть возвращения жизни. Эти представления позволяют

объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убиты

Осирис «воскресает» благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз.

Поскольку у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему

глаза Хора не было компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте.

Осирис был слеп как всякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новой,

«искусственное» зрение. Осирис, получивший глаз, «оживает», так как

становится зрячим. Впрочем, «искусственный» характер этого нового зрения

всё –таки даёт себя знать: обретая активность, Осирис становится царём мира

мертвых, но в мир живых не возвращается. Ах, таким образом, означает

«Зрячий».

О значении «души» Шуит («тень»), к сожалению, ничего определённого

сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта; и

некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожения Тени

грешника.

Ба—сокол с человеческой головой «жизненная сила» человека: человек

умирает, когда Ба покидает тело, выливает через рот, и оживает после

возвращения Ба в мумию. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного

нетленным: что бы Ба мог обрести смою мумию.

Мумию для Ба бальзамировщики изготавливают из Сах—мертвого

тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинит увечье телу-Сах, подлежит

каре и презрению, даже парасхит—вскрыватель трупов перед мумификаций. Он

делает на теле умершего надрез кремневый ножов—и сразу обращается в

бегство, а все присутствующие—жрецы-бальзамировщики и родственники

покойного—преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя в вдогонку камни.

Дом парасхита—«нечистое место», и всякий, кто войдёт в этот дом по какой

либо причине, должен после этого пройти обряд очищения.

Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся

проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное,--

они уничтожают мумию, что бы не настигла и не отомстила. Ба лишался своей

мумии, своего тела-

Сах. Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего—каменная статуя. А

что бы Ба узнал свою статую, она должна иметь с умершим сходство.

Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая

кара: заживо на съедение крокодилам или львам. Их Ба не получает ни мумии,

не скульптур,--и они не могут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на

веки вечные.

2.Черты правовой системы.

Древний Египет—типичная восточная деспотия с тотальной властью

государства, которая в сознании человека сливалась с фараоном, фараон—это

живое божество, предмет всеобщего поклонения, даже произносить его имя

смертным запрещалось: следовало говорить «большой дом».

Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое

законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы

древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного

происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали

характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех

правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением

справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и

моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как

«владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат - ее

символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном

суде Осириса на чаше «Весов правосудия» сердцу - душе умершего).

Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не

только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками;

не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш

у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем

(образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о

путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об

образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах

текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Таким

образом, правовые идеи и ценности отражались и воплощались как в законах,

судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в

многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях,

поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях

и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и

женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям

закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в

договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или

мужа она могла выступать свидетелем.

Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и

чиновники нередко женились на своих сестрах. По преданию, фараон Рамзес II

(XIII в. до н.э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От

своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли

еще при его жизни. О разводе и его последствиях не существует

свидетельств, вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по

закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда

дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена

становилась единственной наследницей. У древних египтян была также

возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания,

официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и

дочерей.

На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих

родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети

традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью

кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и

наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал

и пользовался только по назначению и который не мог распределять между

своими детьми. Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение

занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений

(дворов и поселений). У каждого вельможи был «домоправитель», который

отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители

ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный

надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех

провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов - они были

нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных

мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных

ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной

точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей.

Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Вначале

собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии

официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи

писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача

собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления

договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить

обряд ввода покупателя во владение.

Некоторые новации были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV

династии (720-715 гг. до н.э.), который вошел в историю как крупный

социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за

долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец,

он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без

записи доказательством могла служить клятва.

Суд и процесс.

Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было

пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам

отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка,

подделывателю документов или мер и весов отрубали одну руку.

Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древности важную роль

выполняли суды в рамках общинного самоуправления: они разрешали споры о

земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах

функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли

фараон и визир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями

сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались

его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных

делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались

с участием фараона, либо великого визира. Идеалом судебного решения

считалась "строгая справедливость", даже если речь шла о заговоре против

фараона (реальный эпизод времен Рамзеса III после 1198 г. до н.э.). В одной

из инструкций начала 2-го тысячелетия до н.э. фараон наставлял визира,

чтобы тот судил все случаи в соответствии с законом, и это значило, что

нужно уважать справедливость. В некоторых хвалебных надписях упоминается

деятельность фараона в качестве законодателя: он диктует, а приглашенный

писец записывает его установление. Законность как атрибут правления

упоминается в документах, а также в более поздних описаниях греческого

историка Геродота. При этом земная законность, согласно преданию, полностью

согласуется с законами, установленными богами. Решению дел обычно

предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение

на это, ответ и новое опровержение.

О судебной атмосфере можно составить представление по документу XIV в.,

описывающему судебную процедуру у вельможи, главного чиновника города Фивы,

древней столицы государства. У самого вельможи седалище со спинкой, рядом с

ним - жезл, под ногами и за спиной - кожаная подушка. По обе стороны от

него разложены 40 кожаных свитков с законами. Его окружают 10 вельмож,

начальники и заведующий канцелярией по приему посетителей. Наказания

выносятся «соответственно проступку». Если спор идет о земельных участках

(пашнях), то заведующему пашнями дается трехдневный срок на представление

документов.

Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и

именовались "дневниками". Это были сборники указов и прецедентов для

использования в судебной палате.

На технику изготовления законов в древнеегипетском государстве проливает

свет указ фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н.э.). В нем повествуется о

том, как, «ища благое дело для Египта, исследуя дела», фараон «самолично

говорит в виде указа», а писец с прибором и свитком записывает «согласно

всему тому, что сказал его величество». В этом же указе перечислены

критерии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие

судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Цель судейского

участия в делах управления государством выглядит очень древней по

происхождению и назначению - умиротворение конфликтующих и непослушных.

Все наказания отличались жестокостью--телесные мучения (битье) и

членовредительные действия (нанесение рваных ран), с обращением в рабство

за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне

с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику.

3. Архитектура.

Храмовые сооружения.

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип

заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-

Бахари (западный берег Нила). Первое, бросающееся в глаза новшество,

изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе -

усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас,

расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.

Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как

бы притормаживается, вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам

храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный

колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и

помещения, вырубленные в скале. К этому добавлялся нижний храмик (или

пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик

с главным заупокойным ансамблем. Дополнительными элементами этого

архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие

на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой

архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был

заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в

знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом

Ментухотепа I. Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.

Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в

целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей

грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие

масштабы; богатейшие декорации, широкое использование скульптур (свыше 250

статуй), обилие колоннад, деревья и искуственные пруды, размещавшиеся и на

террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу

центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в

ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах, посвященных

богу Амону-Ра (16-15 вв. до н.э.). Основными элементами сложного и

гармонического целого были следующие объемные и пространственные

компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по

одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами.

Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами, представляющие

собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными

архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались

огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски.

Основным средством архитектурной выразительности была колонна: в

карнакском храме их 270, в луксорском - 151. Характерная черта этих колонн

- использование растительных материалов: колонны напоминают связки

гигантских папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских

архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В

большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до

н.э.

Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая

- вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой

по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего

папируса); вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор,

обнесенный двухрядной колоннадой; третья - самая обширная, прямоугольная,

обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси

(святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта

третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские

“заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко

освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал

сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно

освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское

храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели

пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего

Египта: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в

Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), которые полностью

высечены из скального массива, включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на

фасаде.

Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов

Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.

Пирамиды.

Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального

комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным

монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом

царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном

виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего

царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид, были

мастабы. Слово “мастаба” относится уже к арабскому времени и связано с тем,

что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие

скамьи, называвшиеся “мастаба”. Общего названия пирамид в нынешнем значении

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.