|
Исламислама – Сунну. В исламском мире существует даже весьма уважаемая профессия мухаддиса – собирателя и комментатора хадисов. Мухаддисы составляли сборники хадисов, удобные для цитирования и запоминания. Хадисы состоят из двух частей: это иснад («опора»), т.е. перечисления имён пересказчиков, и матн («текст») – собственно содержание хадиса. Шииты, не признавая Сунны, тем не менее, признают хадисы, восходящие к четвёртому праведному халифу Али. Уже в начальный период существования мусульманской общины сложилось представление о пяти важнейших положениях вероучения. Это исповедание веры (шахада), молитва (салат), пост (саум), налог в пользу неимущих (закат) и паломничество (хадж). Шахада – словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лаху ва Мухаммадун расулу-л-лахи» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха»). Шахада возникла как молитвенный возглас, которым мусульмане отличали себя от язычников и иноверцев. Она является главной формулой канонической молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу. Во время сражений шахада служила мусульманам боевым кличем. Войны, павшие в битве с врагами ислама, именовались шахидами («свидетелями», «мучениками»). Шахада содержит два важнейших догмата ислама – исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада. Она утверждает, что мусульманин должен поклоняться только Аллаху и повиноваться всему, что предписано Мухаммадом от имени Аллаха. Каноническая молитва (араб. «ас-салат», перс. «намаз») совершается по строго определённому ритуалу, который сложился при жизни Пророка. Порядок моления точно не установлен Кораном и, прежде всего, основан на повторении молитвенных поз и движений Мухаммада. В зависимости от времени суток каждая молитва включает два-четыре цикла (ракат) поз и движений, сопровождаемых произнесением установленных формул. Она может совершаться индивидуально или коллективно в любом подходящем месте. Коллективная молитва предпочтительнее индивидуальной, и в пятницу полуденную молитву необходимо совершать в мечети. Порядок молитвы таков. Молящийся, совершив омовение, становится на молитвенный коврик (саджжада) лицом к Мекке и, опустив руки вдоль тела, произносит про себя или вслух формулу намерения совершить определённую молитву. Воздев руки на уровень лица, ладонями от себя, он произносит фразу: «Аллах велик». Взяв левую руку в правую и прижав их к животу, читает наизусть первую суру Корана («Фатиха» - «Открывающая») и какую-либо другую короткую суру (обычно «Ихлас» - «Очищение»). Затем, упираясь руками в колени, совершает поясной поклон со словами: «Хвала Аллаху». Выпрямившись и держа руки вдоль тела, он говорит: «Аллах услышит того, кто восхвалил Его». Затем опускается на колени, простирается ниц, касаясь земли лбом и ладонями. Выпрямившись, молящийся садится на пятки и произносит: «Аллах велик». Потом он повторяет земной поклон и формулу восхваления Аллаха, поднимается на ноги и становится, опустив руки, вложенные одна в другую. Таков один ракат. Когда моление заканчивается, он, продолжая сидеть на пятках, произносит формулу свидетельства веры, затем, попеременно поворачивая голову направо и налево, и говорит: «Мир вам и милосердие Божие». Все молитвенные формулы должны произноситься только по-арабски. При коллективной молитве женщины должны молиться отдельно от мужчин, а если это не возможно, то они становятся позади них. Больные и инвалиды могут упрощать ритуал молитвы и даже ограничиваться мысленными движениями. Обязательных ежедневных молитв пять: на рассвете (два раката); около полудня (четыре раката); между полуднем и закатом (четыре раката); на закате (три раката); ночная, перед сном (четыре раката). При необходимости можно объединять две первые и две последние молитвы. Нельзя молиться точно в полдень, а также в момент восхода и заката. В походных условиях разрешается молиться без омовения во всякое время и в любых положениях. Коллективные моления (джума) по пятницам совершаются в специально предназначенной для этого мечети, именуемой пятничной или соборной. Третье обязательное предписание ислама – пост (перс. «рузе», тур. «ураза»), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря). Пост был установлен Мухаммадом в 624 г. Он состоит не в воздержании от некоторых видов пищи, как во многих других религиях, а в полном отказе от еды, питья и любых удовольствий в светлое время суток. С наступлением темноты запреты снимаются, но верующим рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в благочестивых размышлениях, чтении Корана, хадисов, раздаче милостыни, улаживании ссор и других богоугодных дел. От поста освобождаются путешественники, воины во время битв и походов, пленные, больные, немощные, беременные и кормящие женщины и вообще все те, кому пост может принести вред. Если пост прерывается по основательной причине, то позднее он возмещается в удобное время; если же не соблюдается умышленно, то нарушивший кроме возмещения дней поста приносит покаяние и совершает каффара – соблюдает пост 60 дней подряд или прибегает к другим искупительным действиям (как правило, раздаёт милостыню беднякам). Кроме общего поста мусульманин может выдерживать пост по обету или из благочестия. Обычно для индивидуального необязательного поста избираются дни полнолуния, понедельник и четверг. Также рекомендуется поститься во время стихийных бедствий, военной опасности, солнечных и лунных затмений. В мусульманских странах открытое пренебрежение постом, предписанным Кораном (сура 2, аяты 184-186 и 188), и демонстративное его нарушение рассматривалось как богохульство, кощунственное преступление и наказываются по закону. Налог в пользу нуждающихся мусульман – обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Закат восходит к доисламской традиции выделения доли нуждающимся соплеменникам при разделе захваченной добычи. Он стал регулярно взиматься с образованием медицинской общины. Правила сбора заката были установлены в период правления халифа Умара ибн ал-Хаттаба. Закат уплачивается только взрослыми мусульманами в размере 2,5% стоимости домовладения и дохода от торговли и ремесла, а с продуктов земледелия – в размере 10% урожая. Собранные суммы должны расходоваться в том округе, где они собирались, за исключением средств, предназначенных «борцам за веру». На практике закат превратился в налог, расходуемый на нужды государства. Наряду с закатом верующим рекомендуется делать добровольные пожертвования (садака) деньгами, пищей, одеждой, предоставлением услуг и жилья, прощением долга и обязательств. Хаджж – паломничество в Мекку – хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. Тот, кто не может совершить его сам, вправе послать вместо себя «заместителя». Хаджж совершается в месяце зу-л-хиджжа (с 7 по 13 число). Именно к этому времени караваны паломников пребывают в Мекку. Хаджж начинается с обряда ихрама – приведения себя в состояние ритуальной чистоты. Символом чистоты является одежда паломника, состоящая из двух кусков белой материи: один оборачивается вокруг бёдер, другой набрасывается на плечи. Принятие ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Богу: «Вот я перед Тобой! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех святых мест в ходе паломничества. Церемония хаджжа включает в себя переход через вытянувшиеся с запада на восток долины Мина и Муздалифа возле горы Арафат (в 18 км от Мекки). С полудня до захода солнца в 9 день зу-л-хиджжа происходит центральный обряд хиджжа – Стояние у Арафата, где паломники слушают проповедь, молятся, а затем бегом устремляются в долину Муздалифа. Здесь у ярко освещённой мечети читаются вечерние и ночные молитвы. На следующий день после утренней молитвы паломники отправляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трёх столбов, символизирующих дьявола, однажды чуть было не внушившего Исмаилу славословие языческим идолам как исходящее якобы от Аллаха. Обычай же бросать камни происходит от существовавшей издавна формы наказания грешников или вероотступников. Затем следует обряд жертвоприношения животных, купленных тут же. Одновременно этот обряд совершается во всех местах проживания мусульман. Обрив голову или срезав прядь волос, что означает выход из ихрама, паломники направляются в Мекку для совершения семикратного обхода Каабы (таваф), молитва у камня, где стоял Ибрахим; они пьют из колодца Замзам. С11 по 13 число месяца зу-л-хиджжа паломники могут продолжить совершать жертвоприношения, посещать долину Мина, где бросаю камни во все три столба, олицетворяющих дьявола. Совершивший хаджж получает право носить белую чалму и почётную приставку к имени – хаджи (зелёную чалму носят только сейиды, потомки Пророка Мухаммада). Важным понятием в вероучении ислама является джихад («усилие») – борьба за веру. Пророк Мухаммад в разные периоды жизни в исполнении джихада рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они ни были, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»; бороться с неверными всегда и везде, но только не в священные месяцы. Столь разные смыслы одного понятия отражают этапы становления ислама как мировой религии. Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (араб. «масджид» – «место, где совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммада в Медину и представляла собой четырёхугольный двор с навесом вдоль стен. В середине 623 г. мечеть такого же типа была построена рядом с домом Мухаммада в самой Медине. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нём обязательно должны были отсутствовать идолы или изображения живых существ, которые могли служить объектом поклонения. Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет – башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. В последнем случае минаретам давали имена, отличавшиеся от названия мечети. Количество минаретов может быть различным. Два минарета олицетворяют две руки, возносящие молитвы к Богу. Внутри мечети делают михраб – нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом - всё равно, что стоять перед лицом Бога. Справа от михраба ставится минбар – кафедра для проповедника. В первые столетия существования ислама соборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. До 10-11 вв. в мечетях преподавали различные религиозные дисциплины. В мечети могли переночевать странники. Постепенно мечеть освобождалась от светских функций. Тем не менее, в исламе не оформилось представление о святости здания мечети, и нет обряда освящения храма. Использование заброшенного здания мечети для других целей, как правило, не считается кощунством. Для пребывания в действующей мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в особых изолированных галереях мечети. В архитектуре мечети воплощён космос мусульманина. Верхняя точка купола символизирует Единосущего; пространство купола – Дух; само четырёхугольное здание – символ земного бытия. С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия-символы: джамал – божественная, совершенная красота (купол мечети), джалал – божественное величие (минареты) и сифат – божественное имя (письмена снаружи на стенах мечети). На востоке тщательно была разработана система цветовой символики, где каждый цвет играл свою роль. Так, белый означал ислам, жёлтый – веру, тёмно- синий – божественную милость, зелёный – устойчивый покой, красный – интуитивное значение, а чёрный – страстную любовь к Богу. Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан («молитвенный призыв»): «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения». Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу: «Идите к лучшему из дел». Завершает азан фраза: «Аллах велик. Нет Бога, кроме аллаха». Верующий, услышав азан, должен остановиться и повторить его, произнося вместо четвёртой и пятой фраз формулу: «Сило и могущество только у Аллаха», а перед утренней молитвой фразу: «Молитва лучше сна» – он заменяет другой: «Ты сказал то, что истинно и справедливо». «Мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь» – таков смысл понятия шариат (буквально – «глубокое знание»). Можно сказать и так: шариат – это совокупность закреплённых Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. Речь идёт не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения каждого мусульманина. Шариат является религиозно-этической основой фикха – мусульманского правоведения, занятого определением конкретных правил поведения. Судья, отправляющий правосудие на основе шариата, именуется кади («тот, кто решает»). Выполнение обязанностей кади рассматривается как долг по отношению к общине. Кади служит всей общине, и содержание ему выдаётся из казны и доходов от общественного имущества. Оплата кади должна быть высокой, позволяющей ему беспристрастно относиться к обеим сторонам, которые судятся. Кади творит суд в судебной палате или мечети, предварительно совершив омовение и молитву. Дело должно быть рассмотрено в течение одного дня. Откладывание дела допускается лишь в исключительных случаях. Решение кади неизменно основывается на правилах шариата. В раннем исламе не было чёткого различия между вероисповедальными и правовыми установлениями, между догматикой и ритуалом. Смерть Мухаммада вызвала среди мусульман ожесточённые споры о принципах духовной и светской власти. Старинные межплеменные распри, утихшие в начальный период арабских завоеваний, вспыхнули с новой силой после заметных успехов мусульман. Прелюдией открытого раскола стало выступление недовольных воинов из частей, квартировавших в Египте, против третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана. В 656 г. он пал от рук бунтовщиков. Сразу после этого община разделилась на враждующие группировки, каждая из которых стремилась придать своим политическим интересам религиозную окраску. Можно выделить пять проблем, различные подходы к решению которых разделили ислам на течения и секты, часто непримиримо враждующие друг с другом. На первом месте по значению стояла проблема передачи верховной власти. Разногласия по данному вопросу породили течения шиитов, суннитов и хариджитов. Формирование этих направлений в основном завершилось уже в 7 в. Позже внутри движения шиитов сформировались течения исмаилитов и имамитов. Из-за различных подходов к вопросам веры в 8 в. из среды суннитов выделились течения мурджиитов и мутазилитов, а в 9 в. – движение ханбалитов. Решение конкретной проблемы предопределения и свободы воли привело к образованию в конце 7 – начале 8 вв. направлений кабаритов и джабраитов; среди последних в 8 в. выделилось направление джахмитов, а в 10 в. возникла секта ашаритов. Решение проблемы сущности Бога, Его свойств и качеств прибавило к существующим направлениям течения суфиев и мушаббихитов (8-9 вв.), а различные подходы к вопросам права, которые в раннем исламе тесно переплетались с вопросами веры, в 9 в. породили течения ханафитов и маликитов. Большинство из этих течений к настоящему времени практически утратили своё значение. Наибольшую роль играют сейчас пять направлений: шииты, сунниты, хариджиты, мурджииты и мутазилиты. Особняком стоят ордена суфиев, поскольку суфий – это не столько принадлежность к тому или иному направлению, сколько состояние души человека, посвятившего жизнь поискам Бога в своём сердце. Наиболее глубокие расхождения уже в 7 в. вызывало решение проблемы верховной власти. Здесь столкнулись две точки зрения. Сторонники одной из них (сунниты) считали, что и духовная, и светская власть должна принадлежать религиозной общине (умме), а внутри неё – тому, кого изберёт община. Их противники (шииты) отстаивали передачу сана верховного предводителя (имама) по наследству внутри отмеченного Божьим попечительством рода. Суфизм – сложная система религиозных мистических представлений, постепенно развивавшаяся из аскетизма и строгого следования заветам веры первых поколений мусульман. Суфизм основывался на сокровенном знании, благодаря которому личность получала возможность самосовершенствования и приобретала опыт борьбы с мирскими соблазнами. В основе суфийского учения заложено стремление к постижению тайн веры, а методом суфизма стало мгновенное озарение, которого способен достичь человек с помощью определённой психотехники. Суфии умеют вызывать такое состояние, при котором в сознании уже нет разделения на добро и зло, истину и ложь, веру и неверие. Понятие «суфий» вошло в словесный обиход арабов ещё до рождения ислама. Так называли живших в уединении христианских аскетов и подражавших им верующих-мирян. Со временем арабы стали отличать суфиев от собственно монахов (рахиб), потому что появились нищенствующие аскеты, не придерживавшиеся строгих правил монашеской жизни. Термин «тасаввуф» происходит, скорее всего, от слова «суф» («шерсть»); таким образом, суфий – это человек, облачённый в шерстяное одеяние (власяницу). Мусульманские аскеты переняли эту одежду у христианских отшельников. «Одеться в шерсть» на сирийском языке означало вступить в число монахов. Среди арабов-несториан (приверженцев одной из ранних христианских ересей), многие из которых обратились в ислам, был принят ритуал, предписывающий новообращённому сесть на шерстяной плащ лицом к востоку. Его духовный наставник обращался к нему со словами: «Взгляни, сын мой, этот плащ – знак могилы, и он говорит тебе: ”Ты умер для мира”». После этого новообращённый надевал плащ и носил его постоянно. Есть и другие мнения о происхождении слова «суфий». Его возводят к арабскому слову «сафва» («чистота», «святость»), к греческому «софия» («мудрость»), к еврейскому каббалистическому выражению «эйн соф» («абсолютная бесконечность»). Мусульманское летоисчисление ведётся с 16 июля 622 г. – даты переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Медину. В основе счета времени лежит лунный календарь, год разделён на 12 месяцев и продолжается 354 дня. Месяцы в исламе носят следующие названия: мухаррам, сафар, раби ал-аввал, раби ас-сани, джумада ал-ула, джумада ал-ахира, раджаб, шаабан, рамадан, шаввал, зу-л-када, зу-л-хиджжа. Лунный месяц короче солнечного, поэтому все даты лунного календаря хиджры ежегодно сдвигаются, наступая, если их определять по григорианскому (солнечному) календарю, на 11 дней раньше, чем в предыдущем году. Так, например, начало нового года в 1996 году приходилось на 19 мая, а в 1997 году – на 9 мая. Все нечётные месяцы, начиная с мухаррама, имеют по 30 дней, а все чётные начиная с сафара – по 29. Исключение составляет двенадцатый месяц зу-л-хиджжа, который в високосном году также содержит 30 дней. К числу основных мусульманских праздников относятся Жертвоприношение (Ид ал-адха), Разговение (Ид ал-фитр), День рождения Пророка Мухаммада (Маулид), Вознесение (Мирадж), Ночь предопределения (Лайлат ал-кадр) и ночь творения (Лайлат ал-бара). 1. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |