бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Искусство в контексте культуры

Искусство в контексте культуры

Волгоградский Государственный Педагогический Университет

РЕФЕРАТ

по культурологи на тему:

Искусство в контексте культуры.

Выполнила:

студентка 1 курса

историко-экономического факультета

отделения «менеджмент организации»

Горина Ольга.

Проверила:

Суродина Н.Р.

Волгоград

2002

Содержание:

1. Искусство как форма культуры…………………………………………..3

2. Первобытная культура и первобытное искусство………………………6

3. Взгляды на происхождение искусства…………………………………...8

4. Искусство и действительность………………………………………….10

5. Список использованной литературы…………………………………...14

Искусство как форма культуры

“В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования,

неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти

магического, в чем для нас , по-видимому, только и должна проявляться

красота.”

/А. Банфи. Философия искусства/

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая

направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано

удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую

действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между

собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с

мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной

профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или

рабочего.

В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством

стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование

окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее

значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних

закономерностей структуры создаваемых произведений.

Особым видом социальной практики является собственно художественное

творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения

искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся

оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании

искусства.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм

человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и

выражает действительность в художественно-образной форме. Она является

результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно

— реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный

образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а

проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как

способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание

жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ

концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и

человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином

зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть

воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время

реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также

фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и

подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах,

жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений

искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в

исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание,

художественную критику и эстетику.

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой

деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и

различающиеся по способам его материального воплощения:

- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок,

мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических

материалов);

- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с

разнообразными тембрами, созданными природными и техническими

приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве

материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные

нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние

разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную

историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо

само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями

человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу

того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное

значение в жизни людей.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов

искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой

взаимоисключающие тенденции:

— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его

видов,

— в процессе исторического развития образовались синтетические виды

искусства (театр, архитектура),

— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов

искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились

тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее

между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства

другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз

подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе

художественной культуры.

Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде

всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани

исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства

вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может

дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать

только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из

отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании

общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс

творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты,

взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный

материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает

будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а

также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость

искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является

социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает

человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны

человеческого существа.

Первобытная культура

1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти

всей их истории;

2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами

народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной;

3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью

современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и

техническим могуществом.

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности

родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский

оратор Изократ, живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово "эллин"

является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция

не исчезла, а слово "первобытный" часто употребляют для обозначения

неразвитости, отсталости и т.д.

Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры

существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной

потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры.

Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и

неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и

"эксплуатируемых".

Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это

разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру.

Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и бережное,

отношение к ее основам.

Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал:

...в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью

чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном

счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и

полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам,

накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления,

которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное .

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло

в позднем палеолите (около 30 тыс. лет до н. э.) и отражало образ жизни и

воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и

движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев

и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты,

свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия,

развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у

племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-

Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой

мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных

охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические

фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на

рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы

П. и. связаны с разложением первобытного строя.

Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она,

образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной

культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был

ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они

служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их

вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек - их

создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность

- примитивный коллективизм.

Взгляды на происхождение искусства

Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском

учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В.

Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры.

Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия

плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где

образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая

точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали

изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на

значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это

объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны,

естественную для магических действий.

Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой

деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно

становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и

характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка,

который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно

независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по

отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней

цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В

книге "Утро искусства" академик А.П. Окладников писал, что у первобытных

художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних

переживаний, чувств и идей, творческой фантазии.

Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места

пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего

творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за

этого, может быть, вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не

только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру.

Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер,

рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.

Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка

культуры И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга). В своей книге "Человек

играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре" (1938) он

универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие

человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее

проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем

более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков,

подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает

игровое начало.

Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и

культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не

бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд.

Но разве игра - не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но

и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему

радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве

культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли

и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не

возникли?

В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину,

сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая

изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом

использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П.

Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении

внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его

творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно

постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это

совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной

культурной деятельности.

В современных условиях значительно вырос интерес к феномену культуры,

что обусловлено поиском ценностного гуманитарного содержания и смысла

жизни. Современной наукой установлено, что человек конца XX века

подчиняется законам культурной коммуникации. Осмысление и реконструкция

прошлого помогает человеку найти опору в тех культурных ценностях, которые

лежат в основе будущего развития и совершенствования культуры.

Культура понимается нами как совокупный способ и продукт человеческой

деятельности, реализующейся в процессах опредмечивания и распредмечивания,

и предстающей в связывающей эти предметы форме, а изобразительное искусство

как особый тип освоения человеком мира, образная модель мироздания и

самосознание культуры.

Изучение изобразительного искусства в контексте культуры проводится нами с

позиций влияния типа культуры на общее развитие искусства.

Общетеоретическая концепция типологического развития культуры по отношению

к кубанской культуре и изобразительному позволяет выделить характерное

преобладание канонической культуры в конце XVIII середине XIX в., а

динамической во второй половине XIX начале XX в. Отсюда, в каждый из

указанных периодов, господствовал определенный тип художественной

деятельности: в начале народное искусство, а затем профессиональное.

Искусство и действительность.

Художник создаёт произведение искусства не потому, что он отражает в

определённом образе свой внутренний мир, а потому, что его помощью выражает

потребность возвысить какую-то форму жизни до уровня всеобщей ценности,

типичной для духовности . Произведение искусства действительно является

символом, и его красота проявляется входе бесконечных поисков, которые

совершаются в нем и вне его души, обретающие духовность в её чистой форме.

Ни одно произведение искусства, как ни одно из субъективных состояний, не

реализует в себе красоту в чистом виде , абсолютно чистую идеальность,

свободную от каких либо форм реального, которые необходимы для её

гармоничности .

“Значит и эстетической жизни никогда не удаётся достичь окончательной

конкретной объективизации , собственно ценности. Последняя, кстати,

является ценностью лишь поскольку в каждом творении вскрывает наличие

идеального смысла, выходящего за пределы определённой формы.”

/А. Банфи. Философия искусства стр. 35/

Через совокупную сферу культуры общественная структура нацеливает искусство

на то содержание, которое искусство должно разработать и насытить значением

собственно исторической обстановки. Тем самым структура эта оказывает

воздействие на весь комплекс художественной реальности, на её внутреннее

строение, определяя попутно формальные проблемы, вытекающие из обновления

содержания. Очевидно, к примеру, что в конце эпохи Возрождения усиление

самостоятельности буржуазии, вызванные в этой связи изменения во взглядах

на городскую и семейную жизнь, на отношение между городом и деревней,

повышение одних ценностей жизни и обесценивание других привели к появлению

в искусстве реалистических тенденций. Вспомним в этой связи об интерьерах,

пейзаже, жанровых сценах, портрете, натюрморте. Эти жанры в свою очередь

вызвали к жизни новые композиционные схемы , новые формальные проблеме,

связанные с перспективой, светом, цветовой гаммой, от которых зависело и

появление новых ценностей в живописи .

Другой “идеальной сферой” отношений субъекта-объекта является ценность или,

скорее, ценности. Сведения их- в том, что касается искусства- к чистой

эстетической ценности, хотя и может показаться правомерным лишь при

поверхностном исследовании. В самом деле, по своей сути произведение

искусства основывается на ряде ценностей, более или менее способных к

гармоничному синтезу. Это и внимание к окружающему миру, и традиция, и

жизненность. Это и этические, технические, и собственно эстетические

ценности. Эти последние относящиеся к сложной и многогранной общественной

роли искусства, не только сами по себе являются важным аспектом, моментом,

художественной убедительности, но и лежат в основе других ценностей,

определяя проникновение в ткань произведение искусства. Общественные

ценности приобретают очевидное своеобразие в некоторых видах искусства.

Вспомним, например, архитектуру и градостроительство, театральное искусство

и малые декоративные формы. В целом присущи всем художественным сферам и

характеризуют важные качественные различия. Сопоставим наглядную

“публичность” фресковой живописи и интимность картины, вспомним, как

отличаются друг от друга социальное содержание , являющееся неотъемлемой

частью вокальной и инструментальной музыки и присущее самим инструментам.

“Не следует также забывать о том, что усиление выразительных форм и

отношений, воздействующих на наши ощущения, подчеркивание эмоциональной и

образной стороны содержание в произведении искусства ведёт к концентрации

на них внимания и оказывает влияние на основы их социальных структур и

выразительности.”

/А. Банфи. Философия искусства стр.186/

Искусство является реализацией прекрасного в произведении человека. Эта

реализация может происходить в чисто формальном плане осуществлении тех

канонов чистой красоты, которые вкус уже “опробовал ” на опыте . Но в этом

случае произведение искусства может быть искусным, но бездушным

построением, чья красота остаётся внешней по отношению к реальности

предмета, который в свою очередь, вводит её в определённые рамки. Таков

случай с декоративным искусством.

“Произведение искусства должно быть эстетически самостоятельным, должно

выглядеть как результат абсолютной – спонтанности, словно несущей в самой

себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты-

спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность,

определяющую все её аспекты.”

/А. Банфи. Философия искусства стр.189/

Такой абсолютной спонтанностью является творческая деятельность гения. Но

гений может творить лишь постольку, поскольку у него образуется в связи с

определённым понятием представление (эстетическая идея), которое не

допускает саморастворения в этом понятии, а даёт толчок к неограниченному

развитию мыслей, сопровождающийся неограниченной сменой образов, так что

обе способности души- воображение и рассудок- приходит в бесконечно

свободное движение в условиях взаимной согласованности разнообразных

мотивов, из которых тот или мной находит наибольший отзвук у зрителей.

Чистый эстетический образ не может быть создан в искусстве без всякой

увязки с идеалом, и его ценность заключена не в статическом созерцании, а в

многообразии и глубине воображения и мыслей, которые вызывает.

Список использованной литературы:

1. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.-

М.:Центр, 2001.

2. Энциклопедический словарь искусства под ред. Мишеля Лаклотта и Жан-

Пьера Кюзена. – М: «ТЕРРА», 1997.

3. Банфи А. Философия искусства . М.:”искусство”1989г. –384с.

4. Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия.


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.