бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное управление и административное право

Государственное управление и административное право

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Выполнила студентка гр.

97-61

Фасхетдинова З. Р.

Принял:

КАЗАНЬ 2000

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

Понятие государственного управления. Особенности государственно-управляющих

воздействий. 4

Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы

и структура. 5

Объективные основы и субъективный фактоР государственного управления. 6

Системные характеристики государственного управления. Социальный механизм

его формирования и реализации. 7

Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы.

Применение принципов. 8

Законность в государственном управлении: сущность, способы обеспечения. 9

Объекты государственного управления: понятие, виды, организация,

закономерности, управленческие возможности. 10

Функциональная структура государственного управления: сущность и виды

функций, их организация. 11

Организационная структура государственного управления. Целостность

управления и разделение осуществления власти. 12

Социальная эффективность государственного управления 13

Источники и факторы рациональности государственного управления:

универсальные и специфически российские. 14

Местное самоуправление как подсистема государственного управления. 15

Управленческая культура: понятие, структура, способы формирования. 15

заключение 16

Список литературы: 18

ВВЕДЕНИЕ

Административное право занимает особое место в системе правового

регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом

управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие

границы правового регулирования - деятельность государственной

исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого

характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная

деятельность других государственных органов, связанных с функцией

управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных

организаций, учреждений и предприятий.

Административное право охватывает широкий круг общественных

отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в

процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную

связь административное право имеет с государственным правом, которое

составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает

ведущее место. Административное право тесно связано также и с

гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения

имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы

гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда

стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы

административного права касаются имущественных отношений, которые

базируются на административной подчиненности одной стороны другой

(например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у

административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных

отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего

как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют

государственно-служебные отношения.

Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным

и другими отраслями права.

Таким образом, анализ взаимодействия административного права с

другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть

сфера государственного управления. Другими словами административное

право регулирует общественные отношения в сфере государственного

управления.

Понятие государственного управления. Особенности государственно-управляющих

воздействий.

Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и

регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность

людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся

на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть

целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность

- наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием

людей.

Свойства государственного управления:

В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на

государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества,

даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой

государством международной политики.

Объективно, системно, организовано.

Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-

правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей

страны. ГУ - это управление в масштабе общества, призванное создавать и

закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов),

поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию

определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения

любых видов человеческой деятельности.

ГУ, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. ГУ

субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно,

наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет

объективно целесообразные формы (структура и процесс).

ГУ существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых

объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их

практическому удовлетворению.

Цепь социального механизма формирования и реализации ГУ:

ПОТРЕБНОСТИ - ИНТЕРЕСЫ - ЦЕЛИ - РЕШЕНИЕ (воля) - ДЕЙСТВИЯ - РЕЗУЛЬТАТЫ

ГУ по отношению к управляемым объектам в широком смысле можно

рассматривать как:

| | | |

|субъект управления |взаимодействие |общественная система |

|(управляющая система) |(подсистема прямых и |(подсистема элементов |

| |обратных связей) |общества, подверженных ГУ) |

В узком смысле преимущество будет на стороне субъекта, а объекты

только воспринимают его действия и трансформируют их в процесс собственного

функционирования.

|субъект |воздействие |управляемые объекты |

На схемах видны прямые и обратные управляющие воздействия, которые

занимают центральное место в ГУ. В прямых связях выделяют управляющие

воздействия и те элементы ГУ, которые связаны с их формированием и

реализацией.

Особенности управляющих воздействий:

Момент целепологания (выбор цели идеального состояния ресурсов и др.).

Организационное (количество людей для реализации определенной цели).

Момент регулирования в рамках данной организации данных людей для

достижения конкретных целей.

Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы

и структура.

Правовое регулирование государственного управления - это деятельность

государства по организации государственных органов и установлению правил их

функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение

целепологания, функций, организационных структур и управленческой

деятельности государственных органов.

Предмет правового регулирования:

1. Отношения между государством (его органами) и обществом, благодаря

которым формируется государственно-управляющее воздействие.

2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу

распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой

для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных

органов вообще и в сфере управления в частности.

3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-

управленческие процессы - либо по причине профессионального несения

государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при

решении каких-либо своих проблем.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов,

средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в

гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее

элементы.

Способы правового регулирования:

- позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности

совершать определенные положительные действия;

- запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от

совершения действий определенного рода ;

- дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные

действия.

Формы правового регулирования (должны быть согласованы как по своему

характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему

правового регулирования государственного управления:

Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок

ведения тех или иных дел.

Указы и распоряжения Президента.

Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты

компетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства);

б) общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций)

субъектов федерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и

т.д.); г) местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы

городов и районов, уставы местного самоуправления);) локальные

(внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами

местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней

управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные

инструкции)

Структура правового регулирования должна быть такой, чтобы каждому из

элементов ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его

сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:

а) законодательное регулирование;

б) нормативное определение ряда элементов государственного управления

посредством органов районного и городского государственного управления и

местного самоуправления;

в) внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих

процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и

специальной компетенции;

г) самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где

можно непосредственно выразить волю населения;

д) правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее

по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать

и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в

государственном управлении.

Объективные основы и субъективный фактоР государственного управления.

Государственное управление - это практическое, организующее и

регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность

людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся

на властную силу.

В качестве объективных основ государственного управления следует

назвать:

Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на

земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф,

водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие

им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие

длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей,

типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды

коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции,

обычаи и менталитет.

Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором

(сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной

жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России

такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община

товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией

в рамках территории определенного сообщества людей может и должна

рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой

единственную материальную (техногенную ) основу существования общества.

Система экономических отношений - данная систем а соединяет

производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает

воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг,

необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного

человека

Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов,

социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что

духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий

материальное закрепление духовного, превращение его в историческое

наследие.

Научно-технический прогресс.

Субъективный фактор государственного управления

Любое государственное решение выдает человек, следовательно это

решение несет субъективный фактор и олицетворяет собой сознание в действии,

определенное слияние мыслительного и практического процессов. То есть -

сознание и деятельность.

Система элементов субъективного фактора: “потребности - интересы -

цели - воля - нормы - мотивы (установки) - стимулы” в рамках этой системы

формируется и реализуется ГУ. Характеристики субъективного в области ГУ:

Субъективный фактор в своем составе имеет элементы различного уровня

развития потенциала, по-разному соотносящихся и взаимодействующих между

собой.

Развитие субъективного фактора представляет собой сложный процесс, в

котором все элементы и свойства преобразовываются неравномерно, при

противоречивом подчас влиянии друг на друга, они по-разному и в

неодинаковой мере отражают объективную действительность, по-разному

поддаются ее влиянию и столь же различны их собственная устойчивость,

самостоятельность, способность к изменениям.

Различные элементы и свойства субъективного фактора с разной силой,

целенаправленностью и рациональностью влияют на объективную

действительность, последствия влияния их также многообразны - от

конструктивных, созидательных до негативных, разрушительных.

Системные характеристики государственного управления. Социальный механизм

его формирования и реализации.

Для государственного управления системное представление его

компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое

и методологическое значение.

Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и

объектами государственного управления, из-за чего система субъектно-

объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая

подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) -

общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных

государственному управлению).

В узком смысле система субъектно-объектных зависимостей включает в

себя: субъект управления - воздействия - управляемые объекты, где

преимущество находится на стороне субъекта управления.

Система субъектно-объектных зависимостей обуславливает и предполагает

присутствие трех элементов: субъекта управления (СУ) или его отдельного

управляющего компонента (государственного органа, должностного лица,

участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего

воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности

организаций, учреждений, предприятии, отдельных граждан (в том числе и

входящих в состав субъекта управления).

СУ

федеральный уровень

региональный уровень

уровень местного самоуправления

управляемый объект деятельность людей по производству материальных

социальных и духовных продуктов

Социальный механизм формирования и реализации государственного

управления это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов,

процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного

управления (его компоненты) “схватывает” потребности, интересы и цели

общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих

решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на

государственную власть. Он может быть выражен через следующую цепь:

“потребности - интересы - цели - решения - действия - результаты”.

Существование, развитие, содержание и формы, направления и смысл

совершенствования ГУ определяются объективными потребностями общества.

Общественные потребности в управлении проявляют себя прежде всего как

управленческие интересы людей, их коллективов, общностей, в целом общества.

Объективные потребности в управлении, выраженные через управленческие

интересы, порождают и обуславливают управленческие цели. Цели управления

закрепляются в управленческих решениях - социальных актах, в которых в

логической форме выражены действия управляющих звеньев, необходимые для

достижения поставленных целей.

Чтобы решения практически осуществлялись, нужны конкретные действия по

практической реализации соответствующих решений.

Реализация управляющих воздействий, выраженных в управленческих

решениях, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в

удовлетворении общественных потребностей в государственном управлении.

Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы.

Применение принципов.

Принцип ГУ представляет собой закономерность, отношение или

взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов

государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную

в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем

правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по

управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.

Общесиситемные принципы ГУ - общеуниверсальные закономерности (их

применение):

Принцип объективности государственного управления обусловливает

необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям

объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-

исторических) и реальным возможностям общественных сил.

Принцип демократизма - воспроизводит народовластие в государственном

управлении. Предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями

жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления.

Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Обусловливает

необходимость законодательного определения основные аспектов целей,

функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.

Принцип законности государственного управления: установление в

государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения

правовых актов.

Принцип разделения власти в государственном управлении.

Принцип федерализма государственного управления - позволяет развивать и

укреплять местное управление, вовлекать в управленческие процессы

значительное число граждан.

7. Принцип публичности государственного управления.

Втрое основание систематизации связано с анализом и научной

характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые

организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура,

процесс). Структурные принципы подразделяются на:

1. Структурно-целевые; 2. Структруно-функциональные; 3. Структурно-

орагнизационные; 4. Структурно-процессуальные.

Третье основание классификации принципов: Специализированные принципы:

принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы

информационного обеспечения государственного управления и т.д.

Систематизация принципов (Г.А.Атаманчука):

Общественно-политические - сформулированы в результате познания социальной

природы ГУ общих закономерностей и основных особенностей его развития;

Функционально структурные - абстрагированные посредством исследования

взаимодействий компонентов субъекта и объекта ГУ и раскрывающих

закономерности структуры государственных управляющих воздействий;

Организационно-структурные - отражают характер, закономерности и специфику

орг. структуры ГУ, служат отправными моментами при его формировании;

Государственно-управленческой деятельности - раскрывают закономерности,

отношения и взаимосвязи методов, форм управленческой деятельности

государственных органов при формировании и реализации управленческих

функций и поддержания собственной жизнедеятельности.

Госслужащие должны соизмерять свои поступки и действия с принципами ГУ.

Законность в государственном управлении: сущность, способы обеспечения.

Закон (в широком смысле) не может существовать без законности -

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.