бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора: Шпаргалка по административному праву

Шпора: Шпаргалка по административному праву

1. Понятие социального управления

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество,

социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности.

Повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей или

общностей;

2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной

деятельности;

3. направлено на достижение определенной управленческой цели;

4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6. объект управления является подвластным субъектом, сознательно-

волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями

субъекта;

7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления:

А) государственное управление; Б) местное (муниципальное) управление;

В)общественное самоуправление

Элементы социального управления:

А) субъект управления; Б) объект управления; В) управленческие связи (прямые

связи и обратные связи).

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных

управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом

участников.

Стадии процесса управления:

А) анализ управленческой ситуации; Б) выработка и принятие решения; В)

организация и исполнение решения; Г) контроль за выполнением решения; Д)

подведение итогов, внесение корректив.

4. Предмет административного права.

Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а

также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности

общества.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

· между соподчиненными субъектами государственного управления

(вертикальные отношения);

· между субъектами исполнительной власти, не находящимися в

состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

· между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами

местного самоуправления;

· между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

· между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

· между субъектами исполнительной власти и гражданами;

· между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

· между центральными органами федеральной исполнительной власти и

исполнительными органами субъектов федерации;

· между органами исполнительной власти субъектов федерации;

· между органами исполнительной власти субъектов федерации и

исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления действия:

· внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий

органов исполнительной власти вовне;

· внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные

отношения.

5. Метод административного права.

Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих

и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового метода:

1. представляет собой определенное соотношение средства предписания,

запрета и дозволения;

2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3. чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из

участников регулируемого отношения;

4. не исключает использования диспозитивных средств;

5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих

отношений.

Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на

субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных

действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение

обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от

определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного

принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам

управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый

вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами

административного права.

6. Система административного права

Система административного права – внутреннее строение административного права

как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых

институтов и норм.

Признаки системы административного права:

· обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

· представляет собой объективное правовое явление;

· характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью

административно-правовых норм и институтов;

· включает определенные элементы;

· изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования

(управленческих отношений).

Институты административного права:

· принципов государственного управления;

· административно-правового статуса граждан (физических лиц);

· административно-правового статуса органов исполнительной власти;

· государственной и муниципальной службы;

· административно-правового статуса негосударственных (общественных)

объединений;

· административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных

субъектов управления;

· административно-правовых режимов;

· форм государственного управления;

· методов государственного управления;

· административной ответственности;

· административного процесса;

· обеспечения законности в государственном управлении;

· административно-правовых норм межотраслевого управления

(координации);

· административно-правовых основ управления в сфере экономики;

· административно-правовых основ управления в административно-

правовой сфере;

· административно-правовых основ управления в социально-культурной

сфере.

8. Понятие и виды административно-правовых отношений.

Административно-правовое отношение – урегулированное административно-правовой

нормой управленческое отношений, участники которого наделены субъективными

правами и юридическими обязанностями. Установленными данной юридической

нормой.

Особенности административно-правовых отношений:

· это властноотношения, т.е. они обусловлены неравенством участников;

· это результаты опосредования управленческих отношений

административно-правовыми нормами;

· для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями

государственно-властного характера;

· возникают связи с практической деятельностью органов

исполнительной власти;

· могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй

стороны необязательно;

· споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном

(административном) порядке;

· при нарушении требований административно-правовой нормы сторона

отношений несет ответственность перед государством;

· по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию

совместной деятельности людей и их коллективов.

Виды административно-правовых отношений:

1. По содержанию:

· Материальные – общественные отношения в сфере управления,

урегулированные материальными нормами административного права;

· Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на

основе административно-процессуальных норм.

2. По функциям права:

· Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных

административно-правовых норм;

· Охранительные – складывающиеся на основе охранительных

административно-правовых норм.

3. По характеру связей между участниками правоотношений:

· Вертикальные – отношения «власть - подчиненный»;

· Горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами

административного права.

4. По характеру юридических фактов:

· Порожденные правомерными действиями;

· Порожденные неправомерными действиями;

· Порожденные событиями.

5. В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих

отношений:

· Внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих

структур, определение принципов взаимодействия между управленческими

структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.

· Внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией

внешних функций управления.

6. В зависимости от способа защиты:

· Защищаемые в судебном порядке;

· Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

10. Юридические факты. Предпосылки правоотношения.

Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и

обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут

возникнуть.

Состав предпосылок:

1. административно-правовая норма;

2. административная правосубъектность;

3. юридический факт;

Элементы административно-правовых отношений:

1. субъекты административно-правовых отношений;

2. объекты административно-правовых отношений;

3. содержание административно-правовых отношений.

Субъекты административно-правовых отношений – участник административно-

правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью,

наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Виды субъектов административно-правовых отношений:

1. физические лица (граждане);

2. государственные органы и их структурные подразделения;

3. государственные служащие;

4. общественные (некоммерческие) объединения;

5. предприятия, учреждения, организации и др.

Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло,

изменилось или было прекращено административно-правовое отношение.

Виды объектов административно-правовых отношений:

1. предметы материального мира (земля, леса, деньги и т.п.);

2. продукты духовного творчества (литература, кино и др.);

3. личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь и т.п.);

4. поведение участников правоотношений (выражается в действиях и

бездействии);

5. результаты поведения участников правоотношений (те последствия, к

которым привело то или иное действие или бездействие).

Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и

обязанностей участников административно правовых отношений.

Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым

административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или

прекращение административно-правовых отношений.

Виды юридических фактов:

1. По порождаемым последствиям:

· Правообразующие;

· Правоизменяющие;

· Правопрекращающие.

2. По форме проявления:

· Положительные, с наличием которых административно-правовая норма

связывает возникновение правоотношений;

· Отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения

правоотношений.

3. По связи с волей субъекта:

· События – это такие факты, которые не связаны с волей участников

конкретного правоотношения;

· Действия – это такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного

из участников правоотношения.

11. Граждане и их административно-правовой статус.

Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление

положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических

обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных

административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1. принципы административно-правового статуса граждан;

2. гражданство;

3. административная правосубъектность (право-дееспособность граждан);

4. права и обязанности граждан с сфере государственного управления;

5. административная ответственность граждан;

6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой

статус граждан:

· Конституция РФ, 12.12.1993;

· Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22.11.1991;

· ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», 10.10.1995;

· ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»,

26.02.1997;

· ФЗ «Об общественных объединениях», 19.05 1995;

· Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», 28.11.1991;

· Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих

права и свободы граждан», 27.04.1993;

· ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан РФ», 19.09.1997;

· ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской

Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»,

26.11.1996;

· ФЗ «О беженцах», 19.02.1993;

· ФЗ «О вынужденных переселенцах», 19.02 1993;

· ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности», 12.01.1996;

· ФЗ «О свободе собственности и религиозных объединениях», 26.09.1996;

· Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, КоАП, Трудовой кодекс

РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное

положение гражданина в сфере государственного управления, которое

закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает

особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере

государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи,

военнослужащие и т.д.);

3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует

(фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере

государственного управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии,

семейного положения и других особенностей

.

12. Общественные объединения и их административно-правовой статус.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся

на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе

объединения.

Основные черты общественных объединений:

1. являются видом некоммерческой организации, т.к. не преследуют цели

извлечения прибыли;

2. образуются как физическими, так и юридическими лицами;

3. формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению

преследуются законом;

4. не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их

получить от государственных органов и органов местного самоуправления;

5. действуют от своего имени.

Права общественных объединений:

1. свободно распространять информацию о своей деятельности;

2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и

органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными ФЗ «Об

общественных объединениях» и другими законами;

3. проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

4. учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую

деятельность;

5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов

и участников, а также других граждан в органах государственной власти,

органах местного самоуправления и общественных объединениях;

6. осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами

об общественных объединениях;

7. выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни,

вносить предложения в органы государственной власти;

8. участвовать в избирательных компаниях в соответствии с

федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах;

9. выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в

органы государственной власти и органы ме6стного самоуправления (в случае

государственной регистрации общественного объединения как политического

общественного объединения).

Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть предусмотрены

дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Обязанности общественных объединений:

1. соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы

международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы,

предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

2. ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или

обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3. ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные

объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного

места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и

данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений,

включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

4. представлять по запросу органа, регистрирующего общественные

объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного

объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в

объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

5. допускать представителей органа, регистрирующего общественные

объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

6. оказывать содействие представителям органа, регистрирующего

общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного

объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением

законодательства РФ.

9. Структура административного правоотношения.

Административное правоотношение имеет определенную структуру. Ее элементами

являются: субъекты (участники); объект (то, по поводу чего возникли

отношения); содержание правоотношения.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны:

материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические

права и обязанности).

По вопросу о том, что является объектом правоотношения, в юридической

литературе существуют разные мнения. Одни авторы в качестве единственного

объекта любого правового отношения признают действия, поведение людей, а

другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом

(материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия,

поведение людей).

Представляется, что здесь следует учитывать наличие непосредственного и более

отдаленного объекта отношения. Непосредственным объектом административных

правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через

управляемые деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы,

информацию, продукты духовного творчества.

Субъектом права является участник общественных отношений которого юридическая

норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-

первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве

обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю,

повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим

(признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и

обязанностей, участвовать в правоотношениях).

В общей теории права распространено мнение, что всех субъектов права можно

поделить на две группы: граждане и организации. Критерий деления

представляется вполне обоснованным, а названия обеих групп — неудачными, так

как они неточно отражают круг участников правоотношений, не учитывают их

огромного многообразия.

В науке административного права полезнее было бы говорить об индивидуальных и

коллективных субъектах. С понятием «гражданин» связана определенная

совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и студентом, и

военнослужащим, и под­надзорным, т. е. иметь различный круг прав и

обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами. Эти

наслоения на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не

может. Поэтому лучше назвать первую группу «индивидуальные субъекты

административного права». Понятие «гражданин» отражает их общую

административную правосубъектность, а понятие «студент» («военнослужащий» и

т.д.)— специальную. Что же касается другой группы субъектов, то, кроме

организаций, она включает и их структурные подразделения (цех, отделение

связи, факультет), и их трудовые коллективы. Поэтому именовать вторую группу

«коллективными субъектами» административного права правильнее, такое название

более точно отражает состав этой общности и критерий классификации.

А к какому типу субъектов следует относить должностное лицо? Осуществляя свои

полномочия, оно действует не как индивид, а как орган, представитель

организации. Поскольку его действия влекут юридические последствия для

организации, они должны быть признаны действиями организации. Субъектом

правоотношений здесь выступает именно организация, а не должностное лицо,

действующее от ее имени.

14. Способы защиты прав граждан.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ

является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство

его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры

реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов,

должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с

обращениями граждан, обеспечивает его государственным принуждением,

вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты

личности:

1) от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.