бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сочинение: Статус индивилуального субъекта

Сочинение: Статус индивилуального субъекта

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение.

1. Административно-правовой статус индивидуального субъекта

2 Административная правоспособность.

3.Административная дееспособность

4.Административная правоспособность и дее­способность – составляющие

административной правосубъектности

Заключение.

Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Государственная администрация — самая большая, самая мощная часть

госу­дарственной машины. Государственной администрации прямо подчинены по­чти

все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция,

контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и

т. д. Власть, которой она обладает, — административная власть — огромная

соци­альная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому,

чтобы стра­на стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол,

злоупотребле­ния при осуществлении государственной власти приносят обществу

колоссальный вред. К сожалению, так было в России в 30-х и 90-х годах XX

века.

В демократически организованном обществе формирование и деятельность

государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы пра­вом.

И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого

госу­дарства — административное право. Особенно велико его значение в России,

где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы,

мно­гонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое

значе­ние государственной администрации (административной власти).

Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны,

реализация социальных и экономических программ, конституционных прав и

сво­бод граждан во многом зависит от деятельности государственной

администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет

административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны

закрепить оптимальные варианты создания системы исполнительных органов

государственной власти, рас­пределения компетенции между ними, комплектования

их личного состава.

1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУБЪЕКТА.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое

положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти,

урегулированное нормами государственного и административного права. Он

является составной частью общего правового статуса гражданина.

Права и обязанности личности, о которых говорится в админи­стративно-правовых

нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.

Прежде всего основы административно-правового статуса граждан Российской

Федерации устанавливаются Конституцией, актами органов представительной

власти. В форми­ровании и особенно в реализации составляющих данный статус

прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти.

Правительство, министерства, губернаторы издают немало норматив­ных актов,

которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют

процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные

правила (охоты, дорожного движе­ния, пожарной безопасности и т. д.).

Разнообразными нормативными актами органов исполнитель­ной власти:

- конкретизируются конституционные права и обязанности граж­дан;

- первично предоставляются определенные права;

- устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;

- определяются органы, должностные лица, которые обязаны ока­зывать

гражданам содействие при осуществлении прав и обя­занностей.

Наряду с активной нормотворческой деятельностью государ­ственная

администрация непосредственно участвует в реализации гражданами их прав и

обязанностей (планирует, финансирует, конт­ролирует эту работу, обеспечивает

ее кадрами, ресурсами, методически­ми материалами и т. д.) и защищает права и

свободы граждан.

Составными частями адмиинстративно-правового статуса инди­видуального

субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и

обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права.

«Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых,

способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-

вторых, спо­собность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей

(дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют

праводееспособностью».

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ.

Административная правоспособность — это способность иметь права и

обязанности, закрепленные нормами административного пра­ва. Частично она

возникает с момента рождения (право на постанов­ку в очередь на получение

жилой площади, на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение

лекарствами). Будучи в принци­пе равной, административная правоспособность

граждан не одинако­ва. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья,

образования, места жительства, национальности и других демографических

факто­ров. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность,

способ­ность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния

здоро­вья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административ­ную

правоспособность даже такого признака, как национальность лица,

свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных

народов в Российской Федерации", принятого в ап­реле 1999 г. В частности, в

нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену

военной службы альтернатив­ной гражданской службой. Влияет на

правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не

призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление

автобусами и т. д.

Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Кон­ституции России

активно осуществляют административное правотворче-ство, административная

правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1

июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100%

минимальной пенсии по старости лилипу­там, получающим пенсию (независимо от

ее вида) в органах социаль­ной защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной право­способности

следующие: она регулируется нормами административ­ного права, ее содержание

состоит в регламентации правовых способ­ностей индивидов в отношениях с

субъектами государственной ис­полнительной власти, у конкретных лиц она

возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.

3.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ.

Административная дееспособность — это способность "лица сво­ими действиями

осуществлять права, выполнять обязанности, предус­мотренные административно-

правовыми нормами, и нести ответствен­ность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает позднее

правоспособности, возраст ее наступления законом не уста­новлен. Хочется

отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражда­нина возникает именно

административная дееспособность. Ее час­тичное появление и последующее

увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже

дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на

жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по

делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому ис­полнилось 11 лет,

в специальную школу. С 16 лет наступает админис­тративная деликтоспособность

— способность нести административ­ную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная правосубъектность

индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании

повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам

предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, выезда из

России, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены

права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут

быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо

в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав

и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обсто­ятельств, при наличии

которых правовой статус, прежде всего адми­нистративно-правовой статус

индивидуального субъекта, может быть ограничен:

- чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

- если это несовместимо с его общественно полезной деятельно­стью

(запрещение совместной службы родственников, совмеще­ния государственной

службы с предпринимательской деятель­ностью и т. д.);

- если без этого невозможно обеспечить государственную безо­пасность (режим

секретности, пограничный режим и др.);

- совершение неправомерных действий (лишение правонаруши­телей водительских

прав, ограничения на приобретение ими ору­жия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанав­ливаются

нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются

групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с

неравномерными действиями носят инди­видуальный характер, персонифицированы,

являются мерами принуж­дения, их содержание определяется

правоприменительным.и актами.

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не является мерой

принуждения, а представляет собой неблагоприятные последствия правонарушения.

Так, правонарушителю может быть от­казано в выдаче лицензии на оружие,

заграничного паспорта.

4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ – СОСТАВЛЯЮЩИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ.

Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и

юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают

им право быть участника­ми (сторонами) регулируемых административным правом

управ­ленческих общественных отношений. Административная право­субъектность

слагается из двух элементов: правоспособности и дее­способности.

Административная правоспособность есть установленная и ох­раняемая

административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта

приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести

юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного

управления. Она явля­ется предпосылкой для участия физического или

юридического лица в регулируемых административным правом управленческих

отношениях (включая и деликтоспособность}.

Административная дееспособность является выражением практической способности

данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в

конкретных административно-правовых отношениях (включая и

деликтоспособность).

Правоспособность и дееспособность соотносятся как статичестичкий и

динамический признаки административной правосубъектности. На практике эти два

элемента чаще всего неразделимы. Так, для органов исполнительной власти,

должностных лиц, являю­щихся государственными служащими, административная

право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образо­вания и

закрепления компетенции органа либо назначения долж­ностного лица.

В других случаях они не совпадают. Так, административная правоспособность

граждан возникает с момента рождения, а адми­нистративная дееспособность, как

правило, по достижении 16-лет­него возраста.

Субъекты административного права могут быть индивидуаль­ными и коллективными.

Индивидуальными субъектами являются российские гражда­не, иностранные

граждане и лица без гражданства. К их числу можно также отнести

государственных служащих.

К коллективным субъектам относятся различного рода госу­дарственные и

негосударственные организации. В числе первых — органы исполнительной власти,

государственные предприятия и учреждения и их объединения, структурные

подразделения органов исполнительной влас­ти, наделенные собственной

компетенцией.

Негосударственные субъекты административного права пред­ставлены

общественными объединениями (партии, союзы, обще­ственные движения и т.п.);

исполнительные органы системы мест­ного самоуправления; коммерческие

структуры, включая частные предприятия и учреждения.

Следует учитывать, что для органов исполнительной власти ад­министративная

дееспособность является основным средством ре­ализации их административной

правоспособности. Соответствен­но участие в административно-правовых

отношениях — их пря­мая юридическая обязанность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Административное право наряду с конституционным и граж­данским правом

является одной из основных отраслей российской правовой системы. Это

объясняется прежде всего тем, что административное право — это именно та

отрасль права, которая регули­рует общественные отношения, возникающие в

процессе реализа­ции исполнительной власти, которая представляет собой одну

из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе ее

разде­ления на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции

РФ)-

В 90-х гг. XX в. в российском административном праве произошли корен­ные

изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие

политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во

всем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расши­рен,

модернизирован, стал более демократичным.

Прежде всего изменения связаны с гуманизацией административного права,

которое «повернулось лицом к человеку» и во многих источниках

конкретизировало конституционную норму о том, что «человек, его права и

свободы являются высшей ценностью». Во-вторых, в административном праве

последовательно отражено федератив­ное начало, оно стало важным средством

закрепления и развития федерального устройства, обеспечения целостности

России и самостоятельности ее субъектов. В-третьих, активно осуществляется

развитие процессуальной составляющей отрасли, ее процессуализация. В-

четвертых, в регулировании прав граждан, деятельности администрации,

властеотношений резко возросла роль законов и соответственно уменьшилась роль

подзаконных актов. В-пятых, на состояние норм административного права,

систему регулируемых ими отношений активно стали влиять Конституционный Суд

РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Комментарий к Конституции РФ . / Под ред. В.Д. Карповича. – М.Юрайт - М,

2002. 959 с.

2. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Б.

Н. Габричидзе. – М. : Дашков + К. 2003. 992 с.

3.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М Административное право РФ. – М.:

ТЕИС, 1996. 640 с.

4.Административное право России (конспект лекций) – М.: ПРИОР, 2001. – 128 с.

5.Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: НОРМА, 2000.- 640 с.

6.Козлов Ю. М. Административное право. – М.: Юрист, 1999.- 320 с.


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.