бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Специальные административно правовые режимы

Реферат: Специальные административно правовые режимы

План.

Стр.

I. Специальные административно-правовые режимы. 3

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера. 4

2. Чрезвычайное положение. 5

3. Военное положение. 9

4. Режим охраны государственной границы. 10

5. Режим секретности. 11

Список используемой литературы. 13

I. Специальные административно-правовые режимы.

Административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-

правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком,

императивным методом юридического воздействия.

Во всех административно-правовых режимах следует различать две

взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную.

Содержательная сторона - это причины и цели существования режима, его

организационные, экономические элементы, связанные с ним действия.

Юридическая сторона - кто, на какой срок, на какой территории устанавливает

режим, процедура его введения, отмены, изменения, система режимных

обязанностей и прав.

Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают

права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а

режимные ограничения должны устанавливаться только законами.

Развитие человеческого общества представляет собой, как известно, очень

сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его

жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных

противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой

возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов,

экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д.

Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия для

уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят

дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного

принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых, организационных,

экономических, материально-технических.

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных

для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным

интересам личности, общества и государства и требующих для своего

урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы

чем те, которые действуют в обычных условиях.

Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического

инструментария, можно определить как чрезвычайные (экстремальные). Они

относятся к специальным административно-правовым режимам.

Чрезвычайный режим - это специальный правовой режим жизнедеятельности

населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования

органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации уп­равления, являются:

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера.

2. Чрезвычайное положение.

3. Военное положение.

4. Режим охраны государственной границы.

5. Режим секретности.

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного

характера предусмотрены федеральным законом от 21 декабря 1994 года «О защите

населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного

характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на

опреде­ленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного

природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, ко­торые могут

повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или

окружающей природной среде, значитель­ные материальные потери и нарушение

условий жизнедеятельности людей.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая

государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного

самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение

вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти и

местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций. Основная их направленность— предупреждение таких ситуаций.

Непосредственное государственное управление в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы

исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению

чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции,

осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным

организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-

технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования

отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила

безопасности производства, техно­логических процессов, продукции, а также

правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д.

В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные

работы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России -

является

специальным федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим

государствен­ное управление и координацию федеральных органов исполнительной

власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно

образует подведомственные ему территориальные орга­ны соответствующего

профиля.

Закон определяет также права и обязанности предприятий, учреж­дений и

организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций.

Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и

необходимостью их ликвидации.

Так, при чрезвычай­ных ситуациях Президент Российской Федерации при

обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может

ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

чрез­вычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к

ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации,

других войск и воинских формирований.

МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том

числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других

чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти

и местного самоуправ­ления, предприятий, учреждений и организаций по

преодолению пос­ледствий радиационных аварий и катастроф; контроль за

осуществ­ление мероприятий в этой области; организует формирование и

достав­ку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате

чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подведомственных ему

региональных органов, можно подраз­делить на две группы:

а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направ­лены на

предупреждение чрезвычайных ситуаций;

б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их

последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение

важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.

2. Чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение действует в соответствии с Положением о нем,

утвержденным Правительством Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 457.

Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в

установленном законом порядке компетентными государственными органами. Иными

словами, существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и юридические

(правовой акт) основания возникновения данного правового режима.

Главное в его содержании:

- ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права;

- изменение системы государственной власти путем образования новых

исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставление

дополнительных полномочий.

Чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией РФ особый правовой

режим деятельности государственных органов, органов местного и регионального

самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, временно допускающий

установленные ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод

граждан, а также прав юридических лиц, возлагающий на них дополнительные

обязанности.

Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности

граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии и

эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя

при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью

граждан, или при попытке захвата государственной власти, либо изменения

конституционного строя РФ путем насилия.

Цели введения режима чрезвычайного положения:

- нормализация обстановки;

- восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав

юридических лиц;

- восстановление нормального функционирования конституционных органов власти,

органов местного и регионального самоуправления и других институтов

гражданского общества;

- оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям;

- ликвидация последствий беспорядков, эпидемий, катастроф, стихийных бедствий.

Законодательство РФ определяет основания объявления чрезвычайного положения,

дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии:

а) конкретные явления, возникновение которых создает опасность для жизни и

здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов,

имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;

б) обстоятельства, служащие основанием для объявления чрезвычайного

положения, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную

угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления чрезвычайного

положения с наступлением конкретных явлений или событий; применение

чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления реальной опасности;

задачей чрезвычайного положения будет как раз устранение такой угрозы;

в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации: общественный

порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и общества;

г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы

органы государственной власти признали, что существующие у них в силу

обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее

урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.

Условия введения чрезвычайного положения:

- стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии, эпизоотии, создающие

угрозу жизни и здоровью населения;

- массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием над гражданами,

ограничивающие их права и свободы;

- блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей,

угрожающий безопасности граждан и нарушающий нормальную деятельность органов

государственной власти и управления, местного и регионального самоуправления;

- попытка захвата государственной власти или изменения государственного строя

РФ насильственным путем;

- посягательство на территориальную целостность государства, угрожающих

изменению его границ;

- необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности

органов государственной власти.

На период действия ЧП могут вводиться следующие меры:

- установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы

передвижения по территории, где введено ЧП;

- ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

- усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих

жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

- запрещение проведения митингов, уличных шествий, митингов и демонстраций, а

также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

- запрещение забастовок.

В случае введения ЧП при стихийном бедствии, аварии, катастрофе, эпидемии,

эпизоотии, которые создают угрозу жизни и здоровью населения, дополнительно к

основным мерам принимаются следующие меры:

а) временное выселение людей из мест, опасных для проживания, с обязательным

предоставлением им стационарных или временных помещений;

б) временное запрещение строительства новых, расширения действующих

предприятий и других объектов;

в) установление карантина и проведение других обязательных санитарно-

эпидемиче-ских мероприятий;

г) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов

первой необходимости;

д) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений, организаций,

изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в

условиях ЧП продукции, иные изменения производственной деятельности,

необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;

е) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо

от форм собственности, для отведения опасности и ликвидации последствий

чрезвычайных обстоятельств;

ж) отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных

предприятий, учреждений и организаций от деятельности которых зависит

нормализация обстановки в регионе ЧП, в связи с ненадлежащим исполнением или

своих обязанностей, назначение других лиц временно исполняющими обязанности

указанных руководителей.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных

аварийно-спасательных работ, допускается привлечение трудоспособного

населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ при

условии обязательного обеспечения безопасности труда. Запрещается привлечение

несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут

отрицательно повлиять на состояние их здоровья.

Если же ЧП введено по другим основаниям, например, при попытке захвата

государственной власти насильственным путем, то дополнительно вводятся

следующие меры:

- введение комендантского часа (запрещается находиться на улице и в других

общественных местах без специально выданных удостоверений личности в

установленные часы суток);

- приостановление после соответствующего предупреждения деятельности

политических партий, общественных организаций, массовых движений и

самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность препятствует

нормализации обстановки;

- ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и

сильнодействующих химических веществ, спиртных напитков;

- временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного

оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - учебной

военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, отравляющих

и сильнодействующих химических веществ;

- введение цензуры, ограничение на выпуск газет;

- проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного

досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных

помещений и жилья граждан;

- высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной

местности, вместо их проживания или за пределы местности, где введено ЧП за

их счет;

- особые правила пользования связью;

- запрещение изготовления и распространения информационных материалов,

которые могут дестабилизировать обстановку.

Органы, осуществляющие управление на территории где введено ЧП, естественно,

сами справиться не могут. И поэтому все государственные органы, органы

местного территориального самоуправления, предприятия, учреждения,

общественные объединения и организации, а также граждане на этой территории

обязаны всячески содействовать этим органам и выполнять их решения.

Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным поло­жением.

3. Военное положение.

Возможность его введения предусмотрена также Конституцией Российской

Федерации и отнесено к компетенции Президента Российской Федерации.

Режим военного положения должен определяться федеральным конституционным

законом. Комитет по обороне подготовил к рассмотрению в первом чтении

законопроект "О военном положении", но он еще не принят.

Законопроектом предусмотрены условия, основания и порядок введения военного

положения, особенности организации государственной власти на территории

военного положения, подчинение Президенту Российской Федерации федеральных

органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, меры и

временные ограничения, применяемые в условиях военного положения, привлечение

для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил, воинских

формирований, организации гражданской обороны и правовое положение граждан в

период военного положения.

Налицо пробел в регулировании этого принципиального вопроса. Однако,

очевидно, что специфика режима военного положения заключается в усилении роли

и расширении полномочий военных орга­нов в управлении на территории, где

введено военное положение. В местностях, объявленных на военном положении,

полномочия пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти

в области обороны, охраны государственной и общественной безопас­ности

сосредотачиваются в руках органов военного управления.

Органы представительной и исполнительной власти местности, объявленной на

военном положении, обязаны оказывать содействие органам военного управления,

военному командованию в использо­вании всех возможностей для обеспечения

государственной и общест­венной безопасности.

Режим военного положения предполагает введение определенных ограничений прав

и свобод граждан, а также возложение на них обязан­ностей, которые не могут

на них возлагаться в нормальных условиях (военно-квартирная обязанность для

расквартирования воинских час­тей и учреждений, введение трудовой повинности

для военных целей и т.д.)

В условиях военного положения может изменяться организация управления

различными объектами, не имеющими военного назна­чения; мобилизуются силы и

средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и

общественного порядка под руководст­вом военного командования, у которого

сосредотачиваются в этой области функции органов государственной власти.

Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы

организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть

сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно

правоохранительных и военных органов.

4. Режим охраны государственной границы.

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий

охраны Государственной границы и включает правила:

1) в пограничной зоне:

· въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и

транспортных средств;

· хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых

общественно - политических, культурных и других мероприятий;

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во

внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:

· учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных

(надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их

плавания и передвижения по льду;

· промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.05.1999 N 105-ФЗ)

Часть 2 исключена. - Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое

ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в

порядке, предусмотренных законом. В пограничную зону включаются зона

местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше,

морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек,

озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах.

В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов,

санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений

(объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного

водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного

массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются

предупреждающие знаки.

(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным

государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона

может не устанавливаться.

(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)

Пределы пограничной зоны определяются, предупреждающие знаки устанавливаются

решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по

представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной

пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской

Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ)

В таком же порядке определяются участки (районы) внутренних вод Российской

Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия

предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в

отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются

решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по

согласованию со старшими должностными лицами органов и войск Федеральной

пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской

Федерации и подлежат опубликованию.

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ).

5. Режим секретности.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на

Конституции Российской Федерации, Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О

государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г.), Законе

Российской Федерации "О безопасности", Указе Президента РФ №1203 от 30 ноября

1995 года об утверждении "Перечня сведений, отнесенных к государственной

тайне", "Положении о Межведомственной комиссии по защите государственной

тайны" №71 от 20.01.96.

Тайну можно понимать как информацию, не подлежащую разглашению, доступ к

источникам которой должен быть ограничен ради защиты чьих-то интересов. В

зависимости от субъекта, интересы которого обеспечиваются такими

ограничениями, различают личную, коммерческую, государственную тайну. Защита

такой информации от нежелательного распространения обеспечивается нормами

морали и права.

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ

к которым может причинить вред интересам страны, государства.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его

военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение

которых может нанести ущерб безопасности страны.

Информация тесно связана с ее носителями - материальными объектами, в которых

сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде

символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Можно назвать следующие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может принести ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне,

закреплены в законодательстве;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности и иными принудительными

средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим

секретности.

Итак, секретность - важное средство обеспечения государственной безопасности.

Список используемой литературы.

1. Положение Правительства РФ № 457 "О чрезвычайном положении" от 6 мая 1994г.

2. Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14

июля 1992г.

3. Закон РФ "О государственной границе РФ" от 1 апреля 1993г.

4. Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993г.

5. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994г.

6. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом

Президента РФ от 30 ноября 1995г.

7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право

Российской Федерации. М.: «ЗЕРЦАЛО», 1997.

8. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: «БЕК», 1996.


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.