бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая: Производство по делам об административных правонарушениях

Курсовая: Производство по делам об административных правонарушениях

Томский государственный университет

Юридический институт

Кафедра административного права

Производство по делам

об административных правонарушениях

Курсовая работа студента 2 курса

ОЗО ЮИ ТГУ Мрачковского В.В.

Томск – 1999

План.

I. Общая характеристика производства по делам об

административных правонарушениях.

II. Возбуждение дела об административном правонарушении и

административное расследование по делу.

III. Рассмотрение дела об административном правонарушении и

вынесение постановления по делу.

IV. Обжалование, опротестование и исполнение постановлений о

наложении административных взысканий.

I. Общая характеристика производства по делам об

административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях является составной

частью административно-юрисдикционного процесса. Административно-

юрисдикционный процесс представляет собой принудительную деятельность,

которая регулируется нормами административного права, и который включает в

себя следующие части или производства:

1. по делам об административных правонарушениях;

2. по применению мер административного пресечения и восстановления;

3. по применению правовых мер общественного воздействия;

4. применению мер дисциплинарного воздействия на основе норм

административного права;

5. применению мер материальной ответственности на основе норм

административного права.

Производство по делам об административных правонарушениях можно

охарактеризовать как институт административного права, включающем в себя

нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов и лиц по применению

административных взысканий за административные правонарушения.

Административно-процессуальные нормы, входящие в институт производства по

делам об административных правонарушениях регулирует порядок реализации

соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс

осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью

административных взысканий.

В КоАП содержится основная масса правил производства по делам, но не все.

Административно-процессуальные нормы, не вошедшие в КоАП условно можно

поделить на две группы.

Первая – установленные законами РФ специфические правила

рассмотрения отдельных категорий дел, которые вносят изменения в общий порядок

производства по делам об административных правонарушениях.

Вторую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирующих нормы

КоАП положений, содержащихся в подзаконных актах. В качестве примера можно

рассмотреть нормы, уточняющие положения КоАП, которые утверждены министром

внутренних дел РФ 23 марта 1993 г. Данные нормы содержаться в инструкции по

организации в ОВД производства по делам об административных правонарушениях ПДД

и обязывают сотрудников МВД при составлении протокола объявлять гражданину

время и место рассмотрения дела (п.2.5), оформлять протоколом задержание

транспортного средства.

Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой

разновидность исполнительно-распределительной деятельности, поэтому в ней

действуют общие принципы управления:

· законности,

· демократизма,

· оперативности.

Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной

деятельности принципы:

ü объективной истины,

ü обеспечения права на защиту.

Выяснение объективной истины по делу – основная задача административного

производства. Этот принцип обязывает должностных лиц, расследующих и

рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в

том виде, в каком они существовали в действительности.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к

ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей

невиновности, а также приведения обстоятельств, смягчающих его вину.

Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция

добропорядочности гражданина и ее юридический вариант – презумпция

невиновности.

Решение задач административного производства осуществляется посредством

доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформления и

исследование доказательств.

Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий.

Во-первых, она содержит данные о наличии или отсутствии административного

правонарушения, виновности лица в его совершении и иных обстоятельствах,

имеющих значение для правильного разрешения дела.

Во-вторых, так как порядок сбора доказательств определен

законодательством, то доказательства могут быть использованы в административном

производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников,

предусмотренных законом.

В научной литературе принято делить доказательства по разным критериям на

первоначальные и производные, прямые и косвенные, положительные и

отрицательные, обвинительные и оправдательные. Представляется очень важной и

группировка доказательств в зависимости от источника соответствующих

сведений.

Во-первых, это данные, получаемые от различных лиц, чаще всего участников

производства: правонарушителя, потерпевшего, свидетелей, т.е. информация

переданная людьми, которые непосредственно участвовали в исследуемом деянии,

были его очевидцами, имеют какие-либо сведения о нем. Другой разновидностью

данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и иных принятых в

обществе способов информационного воздействия, является заключения экспертов,

мнения специалистов.

Во-вторых, вещественные доказательства и документы, являющиеся

материальными носителями информации. Основные способы обнаружения и приобщения

материальных источников доказательств – досмотр, изъятие и другие. Формами,

используемыми в процессе доказывания, являются протокол об административном

правонарушении, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещей и т.д.

В-третьих, непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать

административные проступки. Например, инспектор ГИБДД увидел нарушение ПДД. В

административном процессе использование подобных доказательств обеспечивает его

оперативность.

Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по

своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и

объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. При этом он

руководствуется законом и правосознанием.

Роль и значение, содержание и объем полномочий, формы и методы участия

органов (должностных лиц) и граждан в деле различны. Их можно условно

разделить на несколько групп:

1) Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать

властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу

дела.

2) Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к

ответственности, потерпевший и его законные представители (родители,

усыновители, опекуны, попечители, адвокаты). В отличие от субъектов первой

группы, никто из представителей данной группы не обладает властными

полномочиями.

3) Лица и органы, содействующие осуществлению производства: свидетели,

эксперты, специалисты, переводчики, понятые.

4) Особая группа участников производства – общественные организации,

товарищеские суды, трудовые коллективы, администрация по месту работы, учебы

или жительства правонарушителей. В ряде случаев такие участники производства

должны быть уведомлены о мерах административного воздействия, принятых к

виновным. Они могут ходатайствовать о сокращении срока лишения права.

Производство, как и всякая деятельность, осуществляется во времени, всегда

имеет временные рамки. В связи с этим важным принципом производства является

оперативность: дела должны решаться быстро, в возможно более сжатые сроки.

Срок – это установленный нормативным актом отрезок времени, исчисляемый по

заранее установленным правилам. Законодатель не только устанавливает размеры

сроков, но и закрепляет правила их подсчета, ставит их исчисление в

зависимость от тех или фактов.

Во-первых, нужно знать размер срока. В большинстве случаев нормами права

определены отрезки времени, в течение которых действия должны быть

произведены (3 часа, 10 дней, 2 месяца и т.д.). Хотя и редко, но в КоАП

встречаются неопределенные сроки. Например, в ст.238 КоАП сказано, что

доставление правонарушителя в милицию, штаб добровольной народной дружины

''должно быть произведено в возможно короткий срок''.

Во-вторых, очень важно знать, с какого момента течет срок. Законодатель

связывает его начало с каким-либо юридическим фактом, чаще всего с

определенным действием. Например, совершение процессуальных действий

уполномоченными должностными лицами (составление протокола, вынесение

постановления и т.д.), лицами, привлекаемыми к ответственности (подача

жалобы, уплата штрафа и т.д.).

В-третьих, установлены правила определения окончания сроков, различаются их

прекращение и пропуск (истечение). Известно, что сроки определяют время, в

которое должно быть совершено действие, а значит, их течение прекращается,

если действие произведено своевременно. И, наоборот, если действие в течение

установленного времени совершено не было, значит, срок истек, пропущен. В

порядке исключения законодатель разрешает его восстановить (ст.268 КоАП).

Моментом истечения срока по общему правилу является окончание суток, на

которые падает последний день.

Среди большого разнообразия сроков следует различать общие и специальные.

Так, в ч.1 ст.257 КоАП установлен общий срок рассмотрения дел – 15 дней со

дня их получения, а в ч.2 названы специальные и более короткие временные

рамки рассмотрения некоторых категорий дел. Точно также существуют общие и

специальные сроки задержания.

Наибольшее значение имеет деление сроков по их юридическому значению на

процессуальные, давностные и принудительного воздействия. С помощью первых

закрепляются отрезки времени, в рамках которых уполномоченные должностные

лица и органы обязаны осуществить определенное процессуальное действие

(рассмотреть жалобу, довести постановление до сведения, направить

постановление до исполнения и т.д.). нарушение процессуальных сроков

производство по делу не прекращает.

Иное дело давностные сроки. Если они истекли, производство по делу должно

быть прекращено, а принятые акты утрачивают юридическое значение, становятся

недействительными. Законодательству об административной ответственности

известны три срока давности: привлечения к ответственности, исполнение

постановления, погашение наложенного взыскания.

II. Возбуждение дела об административном правонарушении и

административное расследование по делу.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется

поэтапно. Отдельные этапы продвижения дела называются стадиями производства.

Они отличаются друг от друга итоговым процессуальным решением, конкретными

задачами, производными от общих задач производства по делу, кругом органов и

лиц, участвующих в производстве, порядком выполнения процессуальных действий.

К ним относятся:

¨ возбуждение уголовного дела и его административное расследование;

¨ рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение

постановления по делу;

¨ обжалование и опротестование по делу;

¨ исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Существуют и другие системы классификации стадий производства по делам об

административных правонарушениях.

Осуществление первой стадии преследует такие цели, как выявление

правонарушения, его пресечение, возбуждение дела, обнаружение и закрепление

доказательств, принятие мер, обеспечивающих рассмотрение дела и

последовательное исполнение постановления о наложении административного

взыскания.

Итоговым документом стадии производства является протокол об административном

правонарушении (ст.234 КоАП). Хотя, составление протокола не всегда

обязательно. Так, при совершении административного правонарушения, за которое

установлено административное взыскание в виде минимального административного

штрафа (например, одна десятая МРОТ), протокол об административном

правонарушении не составляется, если лицо не оспаривает допущенное им

правонарушение и налагаемое на него административное взыскание. Он не

составляется в случаях наложения и взимания штрафа, а также при оформлении

предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушения.

Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью

обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью. В

соответствии со ст.235 КоАП в нем указывается дата и место его составления,

данные составителя протокола, сведения о личности нарушителя, место, время

совершения правонарушения и его существо, нормативный акт, предусматривающий

ответственность за данное правонарушение, фамилии, адреса свидетелей и

нарушителя, иные сведения, имеющие значение для дела.

В протоколе также фиксируются доказательства, т.е. любые фактические данные,

на основе которых устанавливается наличие или отсутствие административного

правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные

обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившем

административное правонарушение, а также потерпевшем и свидетелями, если

таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, может

отказаться от подписи протокола; в таком случае в нем делается запись об

этом. Правонарушитель имеет право предоставить прилагаемые к протоколу

объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить свои мотивы отказа

от подписи протокола.

При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его

процессуальные обязанности и права.

Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному

рассматривать дело об административном правонарушении.

Если протокол невозможно составить на месте, а его наличие обязательно, то

нарушитель может быть доставлен в милицию.

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются

процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных

правонарушениях (ст.239 КоАП). Их цель – установление личности

правонарушителя, составление протокола при невозможности его составления на

месте, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. К числу

таких мер относятся: административное задержание лица; личный досмотр;

досмотр вещей, транспортных средств; изъятие вещей и документов.

Основное условие административного задержания состоит в том, что оно

может быть применено в отношении лиц, совершивших не любые, а строго

определенные административные правонарушения, перечень которых дается в ст.241

КоАП. Однако для административного задержания мало наличия основного условия.

Оно должно сочетаться с одним из 2х дополнительных условий: когда

административный проступок нельзя пресечь иными способами либо когда протокол

невозможно составить на месте нарушения.

Для административного задержания установлены определенные сроки. Оно, как

правило, не может длиться более трех часов. При нарушении пограничного режима

или режима в пунктах пропуска через государственную границу для установления

личности и выяснения обстоятельств правонарушения задержание возможно до трех

суток с сообщением об этом письменно прокурору в течении 24 часов с момента

задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушитель

не имеет документов, удостоверяющих его личность.

Административное задержание правомочны осуществлять органы (должностные лица)

перечисленные в ст.241. административное задержание оформляется составлением

протокола, где указываются: дата и место его составления, данные составителя

протокола, сведения о личности задержанного, время и мотивы задержания. По

просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники,

администрация по месту работы или учебы, а о задержании несовершеннолетних в

обязательном порядке родители и лица их заменяющие.

Личный досмотр (ст.243 КоАП) может производиться уполномоченными на то

должностными лицами органов внутренних дел, внутренних войск Министерства

внутренних дел Российской Федерации, военизированной охраны, гражданской

авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы Российской

Федерации, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами

Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов. (в ред.

Федерального закона от 29.01.97 N 24-ФЗ)

Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с

досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей и товаров может производиться уполномоченными на то

должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской

авиации, таможенных учреждений, налоговых органов, органов пограничной службы

Российской Федерации, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов,

осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов

государственного надзора за связью, органов Государственной инспекции по

торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органов Федеральной

службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную

продукцию, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами

Российской Федерации, а также и других уполномоченных на то органов. (в ред.

Федеральных законов от 27.05.96 N 56-ФЗ, от 30.07.96 N 103-ФЗ, от 06.08.96 N

108-ФЗ) Досмотр вещей и товаров, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной

ловли, добытой продукции и других предметов осуществляется, как правило, в

присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В

случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть

подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника

(владельца). (в ред. Федерального закона от 30.07.96 N 103-ФЗ) О личном

досмотре и досмотре вещей и товаров составляется протокол либо делается

соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в

протоколе об административном задержании. (в ред. Федерального закона от

30.07.96 N 103-ФЗ)

Личный досмотр и досмотр вещей и товаров в таможенных учреждениях

производится в порядке, установленном Таможенным кодексом СССР. (в ред. Указа

Президиума ВС РСФСР от 01.10.85 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398;

Федерального закона от 30.07.96 N 103-ФЗ)

Изъятие имущества и документов (ст.244 КоАП), являющихся орудием или

непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании или

досмотре, осуществляется теми же должностными лицами, производившими

задержание или досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до

рассмотрения дела об административном задержании. После рассмотрения дела они

либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются; при

возмездном изъятии они реализуются.

Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на

состояние опьянения, задержание транспортного средства (ст.245 КоАП) –

процессуальные меры, применяемые в случаях, когда есть достаточные основания

полагать, что управляющие транспортными средствами лица находятся в состоянии

опьянения либо они не имеют права управлять этими средствами. Задержание

транспортных средств производится должностными лицами ОВД и оформляются

отдельным протоколом или же в протоколе делается соответствующая запись.

Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и

документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган

(должностному лицу) или прокурору (ст.246 КоАП).

III. Рассмотрение дела об административном правонарушении и

вынесение постановления по делу.

После окончания разбирательства по делу и составлении протокола об

административном правонарушении все материалы направляются органу или

должностному лицу, обладающим правом рассматривать и принимать постановления

о наложении административного взыскания.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

выясняются следующие обстоятельства:

1) относится ли оно к компетенции соответствующего органа или

должностного лица;

2) правильно ли составлен протокол и другие процессуальные документы;

3) извещены ли лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения;

4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

5) подлежат ли удовлетворению или отклонению ходатайства нарушителя,

потерпевшего или их законных представителей.

Поверка указанных обстоятельств должна осуществляться заблаговременно до

заседания органа, на котором будет рассматриваться дело, с тем чтобы

своевременно принять необходимые меры по подготовке к заседанию.

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об

административных правонарушениях перечисляются в разделе III КоАП. В их

числе:

1) Административные комиссии (ст.199 КоАП);

2) Администрации районов, городов, сел (ст.200 КоАП);

3) Комиссии по делам несовершеннолетних (ст.201 КоАП);

4) Главы районной, городской, областной, краевой администрации

(ст.201.3 КоАП);

5) Районные (городские) народные суды (ст.202 КоАП);

6) Судьи общих и военных судов (ст.202.1 КоАП);

7) Органы внутренних дел (ст.203 КоАП);

8) Органы (должностные лица) осуществляющие административно-надзорные

функции: государственного пожарного надзора, госгортехнадзора,

госатомнадзора, госкомсанэпиднадзора, ветеринарного надзора, антимонопольного

комитета и т.д. (ст.204 – 224 КоАП);

Следующая сторона, характеризующая стадию рассмотрения дела об

административном правонарушении, связана с лицами, участвующими в

производстве. К ним относятся:

1. Лицо, совершившее правонарушение;

2. Потерпевший;

3. Законные представители;

4. Адвокат;

5. Свидетели;

6. Эксперты;

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.