|
Курсовая: Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрацииКурсовая: Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрацииСодержание.Содержание.....................................................................1 Введение.......................................................................2 Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации................................................................ ................... 5 Способы защиты прав граждан............................................... 5 Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.................................................. 8 Право гражданина на административную жалобу....... 9 Производство по административным жалобам граждан 16 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений /действий/ органов исполнительной власти и их должностных лиц. Право гражданина на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц.......................................................................... 18 О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ......... 20 О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ................................................................. 23 О РАБОТЕ АППАРАТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ................................................................. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................27 Список используемой литературы........................................ 28
ВведениеВ демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти. Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно- правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властеотношений. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно- правовых нормах, производны от конституционных/ ст.2 Конституции РФ/, и часто конкретизируют последнее. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила / охоты, дорожного движения/. Разнообразными нормативными актами органов исполнительной власти; 1. конкретизируются конституционные права и обязанности граждан; 2 .первично предоставляются определенные права; 3. устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей; 4 .определяются органы, должностные лица, которые обязаны оказывать гражданам содействие при осуществлении прав и обязанностей. Наряду с активной нормотворческой деятельностью государственная администрация непосредственно участвует в реализации гражданами их прав и обязанностей / планирует, финансирует, контролирует эту работу, обеспечивает ее кадрами, ресурсами, методическими материалами и т.д./ защищает права и свободы граждан. Можно говорить об определенном дуализме целевых установок административного права: с одной стороны, эффективность деятельности исполнительной власти; с другой - реализация, защита прав и свобод. Основные цели административного права можно определить так. 1. создание условий для эффективной деятельности административной /исполнительной/ власти как важного инструмента обеспечения безопасности граждан, общества, государственного аппарата, страны; 2. обеспечение демократической организации исполнительной власти; 3. создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти ; 4. обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов исполнительной власти. В самом общем виде можно сказать, что административное право – управленческое право. Оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления. Административно-правовое регулирование производится путем: а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений; б) конструирования новых общественных отношений, соответствующих требованиям законов развития общества, положениям Конституции РФ; в) охраны урегулированных нормами административного и других отраслей права общественных отношений ; г) вытеснения из сферы деятельности исполнительной власти общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства. Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации Способы защиты правграждан Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует , то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации , устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом. Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан- необходимое условие становления правового государства. Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности; 1. от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц; 2. от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти. Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации. Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий являются: 1. создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных / муниципальных / органов/ суда, прокуратуры, государственных инспекций и др./, важнейшей задачей которых является защита правопорядка; 2. существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели / адвокатура, общество защиты прав потребителей /, для которых такая деятельность является важной /профсоюзы/, а также иные / средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т.п./ 3. активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права; 4. учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности , на защиту от предъявленного ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер. В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам / необходимая оборона, отказ выполнять незаконное распоряжение должностного лица и т. п./, либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность. Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, выделяет, изымает и повседневно реализует многие властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти/ суды, органы прокуратуры и др./ вместе взятые, а от одного ее неправильного действия сразу могут пострадать миллионы. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти - это, прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации. В 90-х годах ХХ века в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан на защиту. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. А возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации. В-третьих, создана новая государственная организационно- правовая форма защиты граждан – уполномоченные по правам человека РФ и в ряде субъектов Федерации. В-четвертых, с 5 мая 1998 года в Российской Федерации вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с нею любое лицо, группа частных лиц, 'которые утверждают, что явились жертвами нарушений..', вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. ' Комиссия может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. и в течение шести месяцев, считая от даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу ' /ст. 26 Конвенции/ Европейский суд по правам человека 'может принять дело к рассмотрению лишь после того как Комиссия констатировала безрезультатность усилий по дружескому урегулированию /ст.48 Конвенции/. В-пятых, ст. 30,31,33,37 Конституции РФ 1993 года были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов ,демонстраций, пикетирование. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы. Еще раз отметим, что право граждан на защиту расширено в 90-х годах. Высоко оценивая все проделанное, следует сказать ,что , к сожалению, реальная защищенность граждан зависти не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое. Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований Такое право закреплено в ст. 33 Конституции РФ; 'Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления'. В этой статье Конституции речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества . Обращения граждан к субъектам власти – главное средство реализации , защиты прав. С другой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов. Ежегодно в государственные, муниципальные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группировать: по содержанию /пенсионные, налоговые и т.д./, по авторам /индивидуальные, групповые/, по форме / устные, письменные/, по адресатам, их можно делить на первичные и вторичные и т. д. 12 апреля 1968 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР' О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан', который пока действует в России в редакции Указа от 4 марта 1980 года. Как видно из названия, сейчас в РФ различаются три вида обращений, ,предложение , заявление, жалоба. Принятый 16 декабря 1997 года Свердловской области закон « Об обращениях граждан « различает, предложения, заявления, жалобы, ходатайства. В законе использованы такие понятия: 1. предложения- обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической , политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства; 2. заявления – обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ и Свердловской области; 3. жалобы- обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями /бездействием/ и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов; 4. ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод; 5. коллективные обращения граждан- обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.
Право гражданина на административную жалобуПраво гражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы, Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности ,злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать , использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены. В гражданско-правовых отношениях, построенных на правовом равенстве, защита прав сторон обеспечивается главным образом средствами правозащиты и судебными исками. В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищается главным образом его обращениями в государственные органы, правозащитные общественные организации. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы следует поделить на два типа: - административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке; - судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК, ГПК. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными /уставными/ судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными. Сразу же необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями / ст. 109 УПК /, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и суды. Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом , не адресатом, а порядком рассмотрения. Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название – судебная жалоба - является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы: - на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции; - по делам частного обвинения; - кассационные; - надзорные; Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых –акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела. Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная жалобы. Порядок рассмотрения первых регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года в редакции от 4 марта 1980 года « О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных сил, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров , Таможенном и Налоговом кодексах, КоАП РСФСР и в некоторых иных актах. Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны. В Указе говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии служащих, о непринятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными лицами. Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, школ и других социально- культурных учреждений. К кому можно обратиться с жалобой? Ст. 4 закона « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» называет адресатов жалоб. В ней сказано: «Гражданин вправе обратиться с жалобой .либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию, должностному лицу, государственному служащему, общественному объединению». Федеральными законами предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутаты представительных органов рассматривают и проверяют жалобы граждан, а значит, общие административные жалобы могут быть направлены и этим адресатам. В принятых за последние годы актах субъектов Федерации дается широкий перечень адресатов жалоб граждан. Так, в Свердловском областном законе от 9 января 1998 года сказано: гражданин вправе обращаться: - в палаты Законодательного Собрания Свердловской области и к их должностным лицам; - к Губернатору Свердловской области, в Правительство Свердловской области, иные органы исполнительной власти Свердловской области и к их должностным лицам; - в органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области и к их должностным лицам местного самоуправления; - в органы территориального общественного самоуправления и к их руководителям; - в органы управления организаций и к их руководителям; - в иные органы и к их должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов. Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |