|
Курсовая: Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украиныпять лет с момента прекращения депутатских полномочий, связанного с совершением/ такого деяния. В случае, когда лицо уволено с должности или иным образом отстранено от выполнения функций государства за нарушение им специальных ограничений, предусмотренных статьей 5 Закона, такой срок составляет один год со дня его увольнения (иного отстранения от выполнения функций государства). В случае совершения иных правонарушений, связанных с 1 коррупцией, предусмотренных статьями 6, 9—11 Закона, срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, законодательством Украины не установлен. Его следовало бы установить в пределах, предусмотренных статьей 39 КоАП Украины. Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционного деяния и иного правонарушения, связанного с кор-1) рупцией, является производной от административной ответствен-1 нести за такие же правонарушения. Она применяется на основа-! нии постановления суда о привлечении к административной ответственности за эти правонарушения и в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 7, частью 2 статей 8 и 9, частью 3 статей 10 и 11 Закона «О борьбе с коррупцией». , 28. Основания и порядок привлечения лица к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного деяния или ; иного правонарушения, связанного с коррупцией, определяются нормами иных законодательных актов Украины в части, не противоречащей Закону «О борьбе с коррупцией». раины предусматривают обязательное получение письменного объяснения от лица, совершившего дисциплинарный проступок, а в случае необходимости — проведение служебной проверки, срок который не может превышать двух месяцев. О наложении дисциплинарного взыскания издаётся приказ прокурора, с которым работник ознакамливается под роспись. С приказом могут быть ознакомлены работники соответствующей прокуратуры, а также, при необходимости, личный состав органов прокуратуры Украины. 54. Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Украины каких-либо особенностей дисциплинарного производства, по сравнению с положениями КЗоТ Украины и Закона «О государственной службе» не установлено. 55. Во Временном дисциплинарном уставе Вооружённых Сил Украины данный порядок регламентируется достаточно подробно. Статьями 87—111 устава предусмотрено проведение дисциплинарного расследования, установлен срок его проведения (5 суток), определены лица, которым можно или нельзя поручить его проведение, указаны порядок принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания и его оглашения. 56. Как следует из статей 222, 232 КЗоТ Украины, обжалование дисциплинарного взыскания в виде увольнения с должности любого государственного служащего, кроме судей, прокурорско-следственных работников и имеющих классные чины работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, производится в районном (городском) суде в порядке, установленном статьями 233—241' КЗоТ Украины. 57. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона «О статусе судей», судьями обжалуется не сам факт увольнения с должности, а лишь решение квалификационной комиссии о наложении дисциплинарного взыскания. Обжалование производится в течение 10 дней в Высшей квалификационной комиссии судей Украины. 58. Работником прокуратуры Украины приказ об увольнении его с должности может быть обжалован в Верховный Суд Украины в месячный срок со дня ознакомления с приказом, как указано в части 2 статьи 16 Дисциплинарного устава прокуратуры Украины. 59. В соответствии со статьями 40, 43 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Украины, при увольнении со службы по инициативе администрации работник милиции обжалует неправомерные действия начальников у вышестоящих должностных лиц, а в случае отклонения ими его жалобы — обращается в суд. В органах внутренних дел жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца; в случае необходимости проведения специальной проверки этот срок может быть продлён ещё на один месяц.
60. Согласно действующему порядку, установленному в статьях 118—122 Временного дисциплинарного устава Вооружённых Сил Украины, военнослужащий подаёт жалобу о его незаконном увольнении со службы непосредственному начальнику того лица, чьим решением он был уволен, а в случае отклонения им жалобы — в военный суд. 61. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона «О борьбе с коррупцией» государственный или выборный орган, после получения постановления суда о наложении административного взыскания на лицо, совершившее правонарушение, связанное с коррупцией, вправе самостоятельно решать вопрос об увольнении виновного с должности или об ином его отстранении от выполнения функций государства. При этом факт совершения указанного правонарушения считается установленным. Служебным расследованием (проверкой) могут устанавливаться лишь отдельные обстоятельства совершения коррупционного правонарушения, связанные с нарушением служебных (трудовых) обязанностей лица, причины совершения правонарушения и условия, ему способствовавшие. По окончании расследования соответствующим государственным органом (должностным лицом) не может быть принято решение о Применении к виновному другого вида дисциплинарного взыскания, кроме увольнения с должности, поскольку последнее предусмотрено как единственно возможный вид дисциплинарного взыскания за корруп- ционные правонарушения. Если решение суда о наложении административного взыскания за коррупционное правонарушение опротестовано в установленном законом порядке, то государственный орган (должностное лицо) обязан приостановить принятие решения об увольнении с должности до вступления в силу постановления суда. 62. Увольнение лица с должности за совершение коррупционного правонарушения должно производиться на основании статьи 41 КЗоТ Украины. 63. Согласно части 7 статьи 32 Закона «О статусе народного депутата Украины», народный депутат Украины в течение пяти лет после окончания его полномочий не может быть в порядке дисциплинарного взыскания уволен с работы по инициативе владельца предприятия, организации, учреждения или уполномоченного им органа; с воинской службы, службы в органах Министерства внутренних дел. Службы безопасности Украины — по инициативе командования, исключён из колхоза другого кооператива, учебного заведения, понижен в должности или в звании без предварительного согласия Верховного Совета Украины. Аналогичное положение в отношении действующего народного депутата Украины законодательством не установлено и установлено быть не может, поскольку, согласно статье 4 Закона «О статусе народного депутата Украины», народный депутат Украины осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не имеет права занимать другие должности в государственных органах и, их аппарате. В этой связи следует признать, что в том случае, если народный депутат Украины, в нарушение действующего законодательства, всё же занимает должность государственного служащего, к нему как к государственному служащему могут применяться любые меры дисциплинарного взыскания, в том числе увольнение с должности без предварительного согласия на это Верховного Совета. 64. Законом «О статусе депутатов местных Советов народных депутатов» не запрещено привлекать депутатов местных Советов к дисциплинарной ответственности за нарушения, допущенные ими по месту их основной работы (депутаты местных Советов, согласно статье 5 данного Закона, не имеют права занимать должности глав местных государственных администраций, их заместителей, руководителей их структурных подразделений, а также являться прокурорами, судьями и арбитрами, но, согласно статье 4 этого же Закона, осуществляют свои полномочия, не порывая с другой служебной деятельностью). Следовательно, руководители депутатов местных Советов, работающих постоянно в других государственных органах, вправе привлекать их к дисциплинарной ответственности за совершение любых дисциплинарных правонарушений, в том числе и содержащих признаки коррупционных, независимо от привлечения или непривлечения таких депутатов к административной ответственности за коррупционные правонарушения. 65. Невозможность привлечь к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений других лиц, которые пользуются так называемым правом неприкосновенности (например, судей), в случаях, когда, скажем, установленный законодательством двухмесячный срок для привлечения лица к административной ответственности истёк, не исключает их привлечения к дисциплинарной ответственности в общем порядке, поскольку коррупционное правонарушение всегда содержит в себе признаки дисциплинарного, а установленный Законом «О борьбе с коррупцией» порядок привлечения лица к ответственности за коррупционное правонарушение предусматривает дисциплинарную ответственность не как основную, а как производную. 66. Закон «О борьбе с коррупцией» не исключает возможности привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности до возбуждения административного производства по факту совершения коррупционного правонарушения, когда руководитель принимает меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения с должности на основании проведенного внутреннего расследования. Кроме того, принятие таких мер не освобождает руководителя от других его обязанностей, предусмотренных статьей 10 Закона «О борьбе с коррупцией».
67. Административная и уголовная ответственности за коррупционные правонарушения являются взаимоисключающими видами, при этом к административной лицо может быть привлечено лишь в том случае, если не имеется оснований для его привлечения к уголовной ответственности. Основанием уголовной ответственности за коррупционные правонарушения может явиться лишь наличие в деянии лица состава преступления, предусмотренного определёнными статьями УК Украины. Это могут быть статьи 165, 166, 168, 172, 176, 176», 254, 2542, 2543, предусматривающие ответственность за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, получение взятки, вынесение судьями заведомо неправосудного решения, приговора, постановления или определения, вмешательство в разрешение судебных дел, а также ряд других статей УК Украины. 68. Гражданско-правовая и материальная ответственности за коррупционные правонарушения являются дополнительными видами ответственности и могут применяться лишь при наличии | соответствующих оснований. Основания гражданско-правовой ответственности предусмотрены Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами Украины, законами «О собственности», «О залоге», «Об авторском праве и смежных правах», «Об охране прав на промышленные образцы», «Об охране прав на изобретения и полезные модели», «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Декретом Кабинета Министров Украины «О страховании», другими законодательными актами Украины, основания материальной ответственности — главой 9 КЗоТ Украины и Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый государству, утверждённым Постановлением Верховного Совета Украины от 23 июня 1995 года. Гражданско-правовую ответственность при совершении коррупционных правонарушений государственный служащий или иное лицо, уполномоченное на выполнение функций государств ва, обязано нести, например, в случае причинения им физического, морального или имущественного вреда физическим и юридическим лицам и в других случаях (см. комментарий к ст-ям 13 и 15 Закона). 69. Материальную ответственность лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, в случае совершения им кор рупционного правонарушения, может нести в случае, если, на пример, это правонарушение связано с причинением вреда учреждению излишними денежными выплатами, или с непринятием руководителем мер по предупреждению расхищений и т.п. (статья 133 КЗоТ Украины), с незаконным увольнением подчинённого (пункт 8 статьи 134 КЗоТ Украины), с нарушением военным начальником установленного порядка учёта, сохранения, использования и перевозки военного имущества (статья 11 Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый государству) и в других случаях, предусмотренных законодательством (см. комментарий к статьям 13, 15 Закона). 70. Частью 1 статьи 15 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлено общее правило, согласно которому военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Эта же статья предусматривает, что на общих основаниях указанные лица несут ответственность лишь за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, за совершение корруп-ционных деяний и иных правонарушений, связанных с коррупцией, неправомерное использование государственного имущества, непринятие мер по частному определению суда или частному постановлению судьи, по представлению органа дознания, следователя или протесту, предписанию или представлению прокурора, за уклонение от исполнения законных требований прокурора и контрабанду. В части 2 статьи 3 Закона «О борьбе с коррупцией» подчёркнуто, что военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, за совершённые коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, несут административную ответственность на основаниях и в порядке, предусмотренных этим Законом, а также дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственности в соответствии с требованиями действующего законодательства, если эти виды ответственности подлежат применению в связи с совершёнными ими правонарушениями. Таким образом, никаких исключений в порядке привлечения к ответственности и в выборе видов и мер ответственности при совершении коррупционных правонарушений для военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных и лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, законодательство Украины не предусматривает. 71. В части 3 статьи 15 КоАП содержится положение о том, что в случае нарушения военнослужащими, военнообязанными во время прохождения сборов, а также лицами рядового и начальствующего составов органов внутренних дел правил дорожного движения, охоты и рыболовства и других правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15 КоАП (в том числе коррупционного правонарушения), органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административное взыскание, могут передавать материалы о правонарушении соответствующим органам для привлечения виновных к дисциплинарной ответственности.
Создается впечатление, что указанное положение составляет коллизию с положением, содержащимся в части 2 статьи 3 Закона «О борьбе с коррупцией», однако к коррупционным правонарушениям оно не применяется, поскольку, согласно правилам разрешения коллизий, должны применяться нормы, категорически устанавливающие определённые правила обязательные для исполнения, т.е. нормы части 2 статьи 3, статей 7—12 Закона «О борьбе с коррупцией», а не нормы, предусматривающие не обязательность, а лишь возможность определённого поведения. Кроме того, не может действовать норма части 1 статьи 15 КоАП, в соответствии с которой на военнослужащих и иных перечисленных в этой статье лиц штраф не налагается, поскольку Законом «О борьбе с коррупцией» штраф предусмотрен в качестве единственно возможного административного взыскания, в том числе в отношении указанных лиц. 72. В части 2 статьи 15 КоАП предусмотрено, что другие, кроме указанных в части 1 этой статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях. Например, судьи и прокурорско-следственные работники несут дисциплинарную ответственность не только за нарушение государственной трудовой дисциплины, но и за совершение любых действий, порочащих звание работников суда или прокуратуры (мелкое хулиганство, мелкое хищение государственного или коллективного имущества и т.д.). Подобное положение может быть установлено и для работников других государственных органов. Так, согласно Закону «О связи». Кодекса торгового мореплавания Украины, Лесного кодекса Украины, работники государственной связи, члены экипажей морских судов Министерства транспорта Украины и рыболовецких судов Министерства рыбного хозяйства Украины, работники государственной лесной охраны несут дисциплинарную ответственность на основании ведомственных уставов (положений) о дисциплине. Следовательно, они могут нести дисциплинарную ответственность за такие административные правонарушения, как, скажем, нарушение правил охраны водных ресурсов, незаконное использование земель государственного лесного фонда, нарушение правил китобойного промысла, наруше-ние правил охраны линий и вооружений связи и другие. — Однако это не означает, что распространение на каких-либо лиц действия специальных уставов (положений) о дисциплине влечёт их ответственность за совершение коррупционных правонарушений на основании этих уставов (уоложений) либо других нормативно-правовых актов. Статья 3 Закона «О борьбе с коррупцией» исключает возможность иного порядка привлечения к административной ответственности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, за совершение ими кор-рупцйонных правонарушений, кроме того, который установлен этим Законом. I ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЯНИЯ И ИНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОРРУПЦИЕЙ Статья 7. Ответственность за совершение коррупционных деяний Совершение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, какого-либо из указанных в статье 1 настоящего Закона коррупционных деяний, если оно не содержит состава преступления, влечет административную ответственность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан и увольнение с должности или иное отстранение от исполнения функций государства. Таким лицам запрещается занимать должности в государственных органах и их аппарате в течение трех лет со дня их увольнения. Совершение коррупционных деяний, предусмотренных настоящим Законом, народным депутатом Украины, народным депутатом Автономной Республики Крым, депутатом или председателем местного Совета народных депутатов влечет административную ответственность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и досрочное прекращение депутатских полномочий или увольнение с выборной должности. Решение о даче согласия на привлечение их к административной ответственности за совершение коррупционных деяний и досрочное прекращение депутатских полномочий или увольнение с выборной должности принимается соответствующим Советом на пленарном заседании. Порядок привлечения народного депутата Украины к ответственности в этих случаях определяется Законом Украины «О статусе народного депутата Украины*. Таким лицам запрещается баллотироваться в депутаты или на выборные должности в государственные органы в течение пяти лет со дня прекращения депутатских полномочий или увольнения с должности и занимать должности в государственных органах и их аппарате в течение трех лет со дня прекращения депутатских полномочий или увольнения с должности. Примечание. Под иным отстранением от исполнения функций государства в настоящем Законе понимается досрочное прекращение депутатских полномочий или увольнение с выборной
должности, а равно увольнение с военной службы военного должностного лица (кроме военнослужащих срочной службы). 1. В данной статье установлены административные и дисциплинарные санкции за совершение коррупционных деяний, предусмотренных статьей 1 Закона «О борьбе с коррупцией», если эти деяния не содержат состава преступления, и порядок применения этих санкций к некоторым специальным субъектам коррупционных деяний. 2. Специфика двойной (административной и дисциплинарной) ответственности государственных служащих и иных лиц, выполняющих функции государства, обусловлена тем, что выполнение общеобязательных правил, охраняемых нормами Закона «О борьбе с коррупцией» входит одновременно в круг их служебных (трудовых) обязанностей. Невыполнением (нарушением) этих правил они совершают одновременно и административный, и дисциплинарный проступок, в связи с чем возникает основание для одновременного наложения административного |аи дисциплинарного взысканий. ,..-. ^ 3. Административная ответственность за совершение кор *рупционных деяний состоит в применении к лицам, их совер- ! [г шившим, штрафа в размере от 25 до 60 необлагаемых налогом — минимумов доходов граждан... В соответствии с Указом Президента Украины от 3 февраля 1995 г. «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519», необлагаемый минимум доходов граждан с 1 февраля 1995 года составлял 1 млн 400 тыс.карбованцев в месяц. С 1 октября 1995 г. необлагаемый минимум доходов граждан, согласно Указу Президента Украины от 21 ноября 1995 года «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519», составляет 1 млн 700 тыс.карбованцев в месяц (т.е. в настоящее время размер указанного штрафа вен 42,5—85 млн крб.). 4. Штраф является одним из традиционных видов административного взыскания, которые рассчитаны прежде всего на сдерживающий эффект — предупреждение в будущем новых подобных правонарушений как со стороны данного лица, уполномоченного на выполнение функций государства (специальное предупреждение), , так и иных лиц данной категории (групповое предупреждение). ._1 Штраф как административное взыскание является мерой воздействия на психический статус и имущественное положение I правонарушителя. Его следует отличать от штрафа, как одного 1из видов гражданско-правовых санкций, которые направлены на обеспечение исполнения договорных обязательств, а также от .штрафа как одного из видов уголовного наказания, отличающегося специфическим порядком установления и применения. 5. В данной статье штраф определяется в относительно-определённом размере, т.е. с указанием минимально и максималь но возможных сумм взыскания. При наложении штрафа на конкретного нарушителя суду, таким образом, предоставляется возможность учесть характер совершённого коррупционного деяния, личность лица, его совершившего, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Характер коррупционного деяния определяется наступившими последствиями, размером и'спецификой причинённого государству, государственному органу, каким-либо юридическим и физическим лицам вреда, особенностями способа совершения этого деяния и т.д. Учёт сведений о личности — лице, совершившем корруп-ционное деяние, и степени его вины — предполагает установление случайности или преднамеренности поведения этого лица; выяснение, является ли такое поведение определяющим его антиобщественную поведенческую установку, образ жизни; выяснение мотивов и целей такого поведения. Обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, совершившего коррупционное деяние, суд может признать чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение им вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причинённого вреда; совершение правонарушения при стечении тяжёлых личных или семейных обстоятельств, т.е. смягчающие обстоятельства, которые признаются таковыми статьёй 34 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а также иные (например, совершение коррупционного деяния впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, под влиянием принуждения или в силу служебной зависимости и т.д.). Обстоятельства, отягчающие ответственность лица, совершившего коррупционное деяние, исчерпывающе перечислены в статье 35 Кодекса Украины об административных правонарушениях. К ним относится, например, совершение коррупционного деяния группой государственных служащих и др. 6. При совершении лицом двух коррупционных деяний, предусмотренных одним или обоими пунктами части 2 статьи 1 Закона, административный штраф должен налагаться в пределах, предусмотренных статьей 7 Закона. Данное положение вытекает из статьи 36 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в соответствии с которой, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (в данном случае — судом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьёзное правонарушение из числа совершённых (в данном случае санкции равны). 7. В соответствии со статьей 27 Закона «О статусе народного депутата Украины» народный депутат Украины не может быть подвержен мерам административного взыскания, налагаемым в
судебном порядке, без его письменного согласия либо согласия Верховного Совета Украины, а в период между сессиями Вер- ' ховного Совета Украины — Президиума Верховного Совета Украины с последующим утверждением Верховным Советом Ук- I раины. По окончании срока полномочий бывший народный депутат Украины может быть привлечён к административной ответственности за нарушение закона, совершённое им в период исполнения депутатских полномочий в том же порядке, что и действующий народный депутат Украины. Согласно статье 29 Закона «О статусе депутатов местных Советов народных депутатов», депутат местного Совета не может быть привлечён к мерам административного взыскания, налагаемым в судебном-порядке, без предварительного согласия соответствующего Совета. 8. Порядок применения к народному депутату Украины, народному депутату Автономной Республики Крым, депутату или председателю местного Совета мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, установлен Законом «О ; порядке получения согласия Совета народных депутатов на при-' | влечение депутата к ответственности». Данный порядок статьёй | 7 Закона «О борьбе с коррупцией» не отменяется. Решение о даче согласия на привлечение депутатов к" административной ответственности за совершение коррупционных деяний принимается соответствующим Советом на пленарном заседании. Рассмотрение этого вопроса вносится в повестку дня сессии Совета на основании представления соответствующего прокурора по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Такое представление может быть внесено прокурором по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью высшего уровня или Генеральным прокурором Украины. Эти же лица имеют право отозвать внесенное таким же прокурором низшего уровня представление. Совет рассматривает указанное представление не позднее, чем в месячный срок. В этот период при необходимости могут быть истребованы у прокурора дополнительные материалы. Мотивированное решение об отказе в даче согласия или о даче согласия на привлечение депутата к административной ответственности соответствующий Совет принимает квалифицированным (двумя третями) большинством голосов, о чём в трёхдневный срок уведомляет прокурора, направлявшего представление. В случае поэтапных отказов сельского, поселкового, городского (города районного значения), районного в городе Совета в даче согласия на привлечение депутата такого Совета к административной ответственности за коррупционное деяние, соответствующий прокурор входит с представлением в районный или городской Совет, затем — в Верховный Совет Автономной Республики Крым или областной Совет, и, наконец. Генеральный прокурор Украины — в Верховный Совет Украины. В случае дачи соответствующим Советом согласия на привлечение депутата к административной ответственности последующее административное производство осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьей 12 Закона «О борьбе с коррупцией». О результатах рассмотрения дела об администра- ^тивном правонарушении судьёй соответствующий прокурор в трёхдневный срок обязан проинформировать Совет, давший согласие на привлечение депутата к такой ответственности. 9. Подобной неприкосновенностью обладают не только депутаты. - В соответствии со статьей 30 Закона «О Конституционном Суде Украины» на судей Конституционного Суда распространяются гарантии неприкосновенности, установленные для народных депутатов Украины. Они могут быть лишены её только с согласия Верховного Совета Украины. Судьи Конституционного Суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвержены каким-либо иным мерам, которые •ограничивают их права и свободу, а также мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без предварительного согласия Верховного Совета Украины. Как следует из статьи 13 Закона «О статусе судей», судьи не могут быть подвержены мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия органа, избравшего судью на должность. Согласно статье 22 Закона «Об арбитражном суде», арбитры не могут быть подвержены таким же мерам без согласия Верховного Совета Украины, а в период между сессиями — Президиума Верховного Совета Украины. 10. Кроме того, невозможность привлечения перечисленных лиц к административной ответственности за совершённое кор-рупционное деяние не исключает их привлечения к дисциплинарной ответственности за это деяние, если такие лица являются субъектами дисциплинарной ответственности (см. комментарий к статье 3 Закона). Дисциплинарная ответственность за совершение корруп-щионных деяний заключается в увольнении лица, уполномоченного на выполнение функций государства, с должности либо в /ином отстранении его от выполнения функций государства. | 12. Правовыми основаниями увольнения государственного | служащего с должности за совершение коррупционных деяний, | а также иных правонарушений, связанных с коррупцией, явля-' ются положения статьи 147 КЗоТ Украины, статьи 16 и пункта 1 2 статьи 30 Закона «О государственной службе». / В соответствии со статьей 147 КЗоТ Украины за нарушение трудовой дисциплины (которая, вообще, согласно статье 139 КЗоТ включает в себя обязанность работать честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа,
беречь собственность и т.д.) к работнику могут быть применены лишь такие виды взысканий, как выговор и увольнение (для отдельных категорий работников — некоторые иные, если они предусмотрены специальными уставами или положениями о дисциплине). На основании пункта 2 статьи 30 Закона «О государственной службе» государственный служащий увольняется с должности в случае несоблюдения им связанных с прохождением государственной службы требований, предусмотренных статьей 16 этого же Закона. В соответствии с этой статьей государственный служащий не имеет права совершать действия, предусмотренные статьями 1 и 5 Закона «О борьбе с коррупцией», а также иные действия, препятствующие нормальному функционированию государственного органа, в котором он работает. 13. Статьёй 14 Закона «О государственной службе» установлены особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих. Дисциплинарные взыскания к ним применяются за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступки, которые порочат их как государственных служащих или дискредитируют государственные органы, в которых они работают. 14. В соответствии с Законом «О государственной службе» и ,' статьями 41, 43 и 43' КЗоТ Украины, согласие профсоюзного I органа на увольнение государственного служащего с должности по указанным выше основаниям не требуется. '\ 15. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с должности, как предусмотрено статьями 147' и 148 КЗоТ Украины, при- / меняется органом, которому предоставлено право принятия на ^ работу (избрания, утверждения и назначения на должность) данного государственного служащего, а также вышестоящим органом. Такое дисциплинарное взыскание должно быть применено непосредственно после поступления в данный государственный орган постановления судьи о наложении административного штрафа за коррупционное деяние (см.комментарий к статье 12 Закона), но не позднее одного месяца со дня поступления такого постановления, не считая времени-освобождения государственного служащего от работы в свлучае временной нетрудоспособностью или нахождения его в отпуске. При этом, согласно пункту^ статьи 40 КЗоТ Украины, государственный служащий можетбьггь уволен с работы по инициативе администрации в случае неявки его на работу в течение более четырёх месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам, а так/'' же случаев утраты трудоспособности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, когда должность сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности). народных депутатов, т.е. не могут являться субъектами корруп-ционных деяний и иных правонарушений, связанных с коррупцией, и, соответственно, быть отстранёнными от выполнения функций государства (см. комментарий к статье 2 Закона). 22. В примечании к статье 7 Закона «О борьбе с коррупцией» говорится об увольнении с военной службы военных должностных лиц — военных начальников, а также иных военнослужащих, которые занимают штатные должности в аппарате органов управления воинских формирований, профессионально занимаются деятельностью по практическому выполнению функций государства, связанных с охраной и защитой государственного строя, законности и правопорядка, обороны Украины от внешней агрессии, участием в борьбе с нарушениями международного правопорядка, помощью населению в случаях стихийных бедствий, кризисных ситуаций и т.п., и получают за это вознаграждение (содержание) в денежной и натуральной форме (см. комментарий к статье 2 Закона). 23. В случае привлечения народных депутатов Украины, народных депутатов Автономной Республики Крым, депутатов и председателей местных Советов народных депутатов к административной и дисциплинарной ответственности за совершение кор-рупционных деяний, повлекших их отстранение от выполнения функций государства, им запрещается баллотироваться в депутаты или на перечисленные выше выборные должности в государственные органы в течение пяти лет со дня прекращения депутатских полномочий (освобождения от должности председателя местного Совета), а также занимать должности в других государственных органах и их аппарате в течение трёх лет со дня прекращения депутатских полномочий (освобождения от должности председателя местного Совета). 24. Отстранение от выполнения функций государства не следует путать с отстранением от выполнения полномочий по должности, предусмотренным статьей 22 Закона «О государственной службе». Последнее применяется только по единоличному решению руководителя государственного органа, в котором работает государственный служащий, как временная мера (срок такого отстранения не может превышать времени, необходимого для проведения служебного расследования, но не более двух месяцев), которая может быть отменена, и лишь при невыполнении служебных обязанностей, которое повлекло отрицательные последствия, предусмотренные статьей 22 указанного Закона. Кроме того, статьёй 147 УПК Украины предусмотрена такая мера, как отстранение обвиняемого от должности, которая применяется руководителем государственного органа (иным должностным лицом) во исполнение постановления следователя, санкционированного прокурором или его заместителем, может быть отменена только постановлением следователя (прокурора) и применяется лишь в случае привлечения должностного лица к уголовной ответственности за должностное преступление или за иное преступление, когда это лицо может негативно влиять на ход предварительного или судебного следствия. 25. Ответственность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, за совершение коррупционных деяний, не содержащих признаков преступления и не влекущих уголовной ответственности, не ограничивается административной и связанной с ней дисциплинарной ответственностью, установленными настоящей статьёй. Как известно, гражданско-правовая и материальная ответственность являются, применительно к коррупционным деяниям и иным правонарушениям, связанным с коррупцией, самостоятельными видами ответственности и вопрос о привлечении к ним виновны» лиц при' наличии для этого оснований разрешается в соответствии с действующим законодательством. --—• Кроме того, законодательством Украины предусмотрены дополнительные неблагоприятные последствия для лиц, совершивших коррупционные деяния, которые можно признать специфическим видом юридической ответственности, поскольку они предполагают обеспечиваемую государством юридическую обязанность правонарушителя испытать принудительное лишение определённых ценностей. Согласно части 5 статьи 37 Закона «О государственной службе», части 16 статьи 32 Закона «О статусе народного депутата Украины», пункту 4 статьи 43 Закона «О статусе судей», части 10 статьи 50' Закона «О прокуратуре», части 2 статьи 5 Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел», государственные служащие, народные депутаты Украины, судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, военнослужащие и лица начальствующего и рядового составов органов внутренних дел, отстранённые от выполнения функций государства в связи с осуждением за умышленное преступление, совершённое с использованием своего служебного положения, либо в связи с совершением коррупцией -ного деяния (именно коррупционного деяния, а не любого правонарушения, связанного с коррупцией), и члены их семей лишаются права на получение льготных пенсий, предусмотренных перечисленными законами, и пенсии им назначаются на общих основаниях, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении».
Заключение . Исследовав законодательство Украины на тему коррупции можно сделать вывод что оно не совершенно . Некоторые моменты требуют значительных доработок . По моему мнению ответственность за совершения коррупционного деяния слишком мягкая , что соответственно и толкает государственных служащих на совершение их . Также на мой взгляд проблема существует в корне, т.е. лицо обвиненное в совершении коррупционного деяния с легкостью может найти (своего человека) в органах рассматривающих его дело , который соответственно постарается сделать все чтобы дело было прекращено. На мой взгляд должен быть создан орган по борьбе с коррупцией непосредственно подчиненный Министру Внутренних Дел ( на первом этапе ) . Сотрудники данного органа должны быть социально защищены , они должны получать должное денежное вознаграждение чтобы коррупции было сложнее пробраться в их ряды . Соответственно они должны иметь ряд широких полномочий для того чтобы исполнять свои функций. На самом деле коррупция очень страшная вещь которая тормозит развитие общества государства и отдельны лиц . Хотя размышления по поводу силового органа, имеющего широкие права для борьбы с коррупцией , непосредственно подчиненному МВД весьма не реальны ,так как будут существовать масса причин для его (не существования). [1] Комментированный Закон Укр. «О борьбе с коррупцией» 1 Уч. Пособие «Уголовное право Украины» Коржанский. К.1998г. 1 Комментированный Закон Укр. «О борьбе с коррупцией» 1 Закон Украины «О гос. Службе» от 1994г. 2 Гражданский Кодекс Украины. 1 «Научно –практический комментарий Уголовного Кодекса Украины» К.1994г. 1 Закон Украины «Об административной ответственности» изд. К.1997г. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |