Список используемой литературы__________________________________
3
5
8
11
15
20
24
27
29
Введение
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности
административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть
четко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и
эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной
подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны.
Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная
территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем
государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили
значение административной власти, государственной администрации в жизни
общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан
и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной
власти, организационные основы, систему государственной администрации,
полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ,
конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством.
Административно-правовой статус - это совокупность прав и
обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом.
Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.
Правовой статус состоит из следующих элементов:
1.Структура (правовые элементы статуса): включает в себя
а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с
государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав
и свобод.
б) правоспособность;
в) дееспособность;
г) права и законные интересы граждан;
д) обязанности граждан.
2. Содержание. В содержание входит комплекс прав и обязанностей,
регламентированных нормами административного права, иначе говоря, содержание
правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между
гражданами и государством.
3. Механизм регулирования. Он включает в себя принципы правового
положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты,
ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту
совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и
обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.
Необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе
предпринимались попытки раскрыть правовой статус через элементный состав и
т.п. Непременным элементом структуры правового статуса являются права и
обязанности граждан, сейчас в этот комплекс включают и законные интересы
граждан. Некоторые исследователи категорически возражают против включения в
состав правового статуса правосубъектности.
Основные права и обязанностей граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о
гражданстве, и в определенных административно-правовых нормах.
Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и
свобод.
Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в
государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц,
гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными
органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также
ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан.
Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности
указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев
реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан. К примеру,
право на жилище реализуется посредством административно-правового акта.
1. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов
Проблеме административно-правового статуса граждан посвящена значительная
научная литература. В. И. Новоселов полагает, что гражданином следует считать
«лицо (человека), не состоящего с данным органом управления в трудовых или
государственно-служебных отношениях»[1].
Очень ценно, что автор отметил условность данного понятия: лицо считается
гражданином применительно к определенным отношениям, а не вообще. Дело в том,
что один и тот же человек (например, госсанинспектор) в одних отношениях
выступает как частное лицо (гражданин), в других — как служащий, в-третьих —
как представитель власти.
Однако рассматриваемое определение нужно уточнить. Во-первых, речь можно
вести об отношениях не только с органом управления, а вообще с любым
коллективным субъектом административного права. Во-вторых, точнее говорить
не о трудовых, государственно-служебных отношениях, а о том, что лицо не
является участником устойчивых организационных связей, членом определенного
коллектива. Таким образом, под гражданином понимается отдельное лицо,
которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией.
Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое
положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти,
урегулированное нормами государственного и административного права. Он
является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и
обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых
нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.
«Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается,
прежде всего, Конституцией Российской Федерации, актами органов
представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих
данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов
исполнительной власти»[2]. Правительство,
министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые
предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры
деятельности различных инспекций, устанавливают правила (охоты, дорожного
движения и т. д.).
Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта
являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности,
приобретенные в соответствии с нормами административного права.
«Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых,
способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность);
во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей
(дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют
праводееспособностью»[3]Административная правоспособность — это способность иметь права и
обязанности, закрепленные нормами административного права. Частично она
возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на
бесплатное обеспечение лекарствами. Будучи в принципе равной, административная
правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола,
состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других
демографических факторов. В качестве примера можно назвать воинскую
обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста,
состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. В настоящее время, когда
субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют
административное правотворчество, административная правоспособность жителей
разных регионов имеет определенные различия.
Таким образом, главные особенности административной правоспособности
заключаются в следующем: 1) она регулируется нормами административного права;
2) ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с
субъектами исполнительной власти; 3) у конкретных лиц она возникает с
момента рождения; 4) для разных лиц она не одинакова по объему.
Административная дееспособность — это способность лица своими действиями
осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные
административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с
этими нормами.
Административная дееспособность граждан РФ возникает позднее их
правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется
отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно
административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее
увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже
дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, использовать право на
жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по
делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось II лет,
в специальную школу, а с 16 лет наступает административная дееспособность.
Административная правосубъектность может быть общей и специальной.
Соответственно следует различать общий и специальный административно-правовой
статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех,
и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специальных
статусов (студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во
многих случаях специальная (ролевая) правосубъектность просто дополняет общую.
Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором
специальный статус влияет на общий, ограничивая, видоизменяя его. Например,
статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование,
на участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор
местожительства.
Административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно
расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы
федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный
выбор места жительства, учреждение средств массовой информации и др.
Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу
совести.
Законодательство закрепляет обстоятельства, при наличии которых общий, и
прежде всего административно-правовой, статус индивидуального субъекта может
быть ограничен:
1) чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);
2) если это несовместимо с их общественно полезной деятельностью (запрещение
совместной службы родственников, совмещения государственной службы с
предпринимательской деятельностью и т. п.);
3) если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим
секретности, пограничный режим и др.);
4) совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских
прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. п.).
В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются
нормативными актами, касаются неопределенного числа граждан и поэтому
являются групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи
с совершением неправомерных действий носят индивидуальный характер,
персонифицированы, являются мерами принуждения.
2. Административно-правовой статус гражданина
Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом
гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три
разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без
гражданства. Но после распада СССР и образования СНГ положение изменилось.
Согласно российскому Закону о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября
1991 г. всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить на шесть групп:
1) граждане Российской Федерации; 2) лица с двойным гражданством; 3) почетные
граждане; 4) граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме РФ); 5)
иностранцы; 6) лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных
родовых общностей есть особенности. Так, административно-правовые статусы
постоянно проживающих в России и временно прибывших иностранцев не идентичны.
В настоящее время можно говорить о трех категориях граждан России (обычных,
почетных и с двойным гражданством), о двух категориях иностранных граждан
(«ближнего» и «дальнего зарубежья») и лицах без гражданства (апатридах).
В зависимости от степени связанности гражданина при реализации им своих прав
можно различать 6 степеней (ступеней) свободы: 1. Полная свобода.
2. Свобода, связанная с обязанностью уведомления субъектов власти (явочный
порядок реализации прав).
3. Свобода, связанная с обязанностью регистрировать действия.
4. Свобода, ограниченная обязанностью получать разрешение. Субъект власти
обязан рассмотреть заявление, отказ в регистрации может быть обжалован в
судебном порядке.
5. Свобода, ограниченная дискреционными полномочиями власти при выдаче
разрешений на осуществление прав.
Правоприменительные акты, принятые на основе дискреционных полномочий,
судебному обжалованию не подлежат. А поскольку вышестоящие органы во многих
случаях вправе отменять акты подчиненных им органов только по мотивам
законности, то и обжалование дискреционных актов в административном порядке
часто не имеет смысла. 6. Полная несвобода.Анализируя законодательство
последних лет, нетрудно проследить, как идет процесс развития прав граждан.
Свобода уверенно восходит на более высокие ступени. Так, например, право на
демонстрации поднялось на вторую ступень свободы, право на
предпринимательскую деятельность —с 6 на 2(3 ступень), право заниматься
каратэ —с 5 на 1.
С точки зрения механизма реализации, можно выделить права абсолютные
(безусловные) и относительные.
К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению,
а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации,
защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени,
трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего
среднего образования.
Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно,
от воли гражданина.
Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт
государственного органа. Например, приказ о назначении на должность,
лицензия на осуществление определенной деятельности. Воля гражданина должна
быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права. Если взять
за основу повод (процессуальное основание) предоставления (признания) права,
то можно говорить о правах, которые актом субъекта исполнительной власти:
— признаются, реализуются без заявления лица, имеющего право (назначение
стипендии, присвоение военнослужащему очередного звания, вещевое обеспечение
сотрудников органов внутренних дел и т. д.);
— предоставляются (признаются) по заявлению, которое субъект исполнительной
власти обязан удовлетворить, если отсутствуют предусмотренные юридической
нормой основания для отказа (например, назначить пенсию, выдать паспорт,
лицензию, принять отставку);
— предоставляются по усмотрению субъекта исполнительной власти, реализующего
свои дискреционные полномочия (например, назначение на государственную
должность).
В зависимости от круга лиц, которым права предоставляются, и оснований их
возникновения можно различать общие и специальные права. Последние чаще
всего являются льготами, которые даются по признакам:
а) социально-демографическим (больным, многодетным, вынуж ценным переселенцам
и т. д.);
б) общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослу кащим, Героям
России, государственным служащим и др.).
С учетом территориального фактора льготы могут быть федеральными,
региональными, локальными. По содержанию различаются следующие группы прав
граждан:
1) на участие в государственном управлении. Это права: на государственную
службу; на внесение предложений; на получение необходимых документов и
информации в установленной форме; организовывать, участвовать, выходить из
общественных объединений; пресекать противоправные действия; учреждать газету
и др.;
2) на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций.
Речь идет, например, о праве получать платные блага, получать и пользоваться
бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в
трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую,
медицинскую и иную помощь;
3) право на защиту. Основные формы его реализации — административная жалоба;
жалоба (иск в суд); защита в административно- юридикционном производстве;
необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие); право на помощь
негосударственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав
потребителей, профсоюзов и др.).
Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно
выделить абсолютные и относительные.
Первые не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловно,
возлагаются на каждого (соблюдение правил дорожного движения, санитарии и т.
п.). Относительные обязанности возникают из правомерных действий,
направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности
абитуриента, читателя библиотеки, собственника автомобиля и т. д.), и
правонарушений (например, уплатить штраф).
3. Способы защиты прав граждан
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ
является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство
его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры
реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных
органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры
в связи с обращениями граждан, обеспечивает его государственным принуждением,
вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.
Если юридическими нормами закреплено субъективное право граждан, но оно не
обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени
декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав
граждан — необходимое условие становления правового государства.
Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты
личности: 1) от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий
других граждан; 2) от неправомерных и нецелесообразных действий
субъектов власти.
Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от
неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного
самоуправления.
Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений,
бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных
лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:
1) создание организационно-правового механизма и повседневная работа
уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры,
государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита
правопорядка;
2) существование и деятельность независимых от государства институтов
гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть
институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая
деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой
информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);
3) активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им
права. Учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого
числа правовых норм, здесь можно выделить и процессуальную защиту. Уголовно-
процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно
регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от
предъявленного обвинения, применяемых к нему принудительных мер.
В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются
одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам , либо
обращается за содействием к государственным и негосударственным
организациям, инициируя их правозащитную деятельность
Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране
специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по
своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений,
жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают юридическую помощь
коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах
закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже
обстоит дело в административном процессе.
Принятый 30 ноября 1979 г. Закон «Об адвокатуре СССР» установил, что адвокаты
«составляют заявление, жалобы и другие документы правового характера;
осуществляют представительство... по делам об административных
правонарушениях», они вправе «представлять права и законные интересы лиц,
обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных
организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих
вопросов...»[4] По поручению гражданина
адвокат может активно участвовать в решении жилищных, пенсионных, земельных и
многих других дел, выступать на стороне виновного или потерпевшего при
рассмотрении дел об административных правонарушениях. К сожалению, адвокатура
крайне редко включается в административный процесс.
Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы
обращений граждан. Их можно группировать по содержанию (пенсионные,
налоговые и т. д.), авторам (индивидуальные, групповые), форме (устные,
письменные), адресатам, делить на первичные и повторные и т. д.
Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все обращения граждан
следует поделить на два типа:
1) административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в
административном процессе;
2) судебные, т. е. рассматриваемые судами в процессе осуществления
правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными
словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по
которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы,
рассматриваемые судьями, являются административными.
Здесь необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве
обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями (ст. 109
УПК РСФСР), апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться
и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного исполнения
судебных решений, например, о взыскании алиментов, возмещении ущерба
поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей,
председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким
образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом,
не по адресату, а по порядку рассмотрения.
Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название —
судебная жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно
выделить жалобы:
— на административные акты, рассматриваемые в порядке административной
юстиции; — по делам частного обвинения; — кассационные.
Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие
механизм правосудия, результат рассмотрения которых — акт правосудия,
решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.
Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократического
государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных,
построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких
правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет
право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует
о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными, причины которых
различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности,
пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в
интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть
уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.
Право на жалобу является средством защиты прав и средством укрепления
законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного
выражения мнений.
Наряду с названными формами индивидуальной защиты гражданином своих прав,
законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы
защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки,
разнообразные формы публичного выражения мнений (демонстрации, митинги,
собрания, пикеты) и др.
Право граждан на защиту значительно расширено в 90-х годах. Конституцией РФ
закреплено право на международно-правовую защиту, установлен институт
уполномоченного по правам человека, право на необходимую оборону получило
развитие в праве на оружие, резко увеличились юридические возможности
судебного обжалования, возникли новые правозащитные организации.
4. Право гражданина на административную жалобу
Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и
специальная. Порядок рассмотрения общих жалоб регулируется Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. «О
порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Основания и
порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными
нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил,
КоАП РСФСР и в некоторых иных актах.
Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным,
неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее
по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого
права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему корреспондирует
абсолютная обязанность субъектов государственной власти разъяснять гражданам
их право на обжалование, принимать, регистрировать, рассматривать жалобы,
давать ответы заявителям.
Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть
любые действия, а также бездействие работников государственных органов,
предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет
жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.
В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании свободы
усмотрения, несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости,
бестактности, невнимания к критическим замечаниям, использовании устаревших
приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и
др.
Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как
самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть
направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.
Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные
административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных
актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный
орган вполне правомерны.
В юридических нормах говорится об обжаловании действий должностных лиц,
государственных и общественных органов. Действующее законодательство и
сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую
жалобу по содержанию. По форме общая жалоба может быть письменной или устной
и даже переданной по телефону, радио, индивидуальной и коллективной.
Законодательными актами установлено, что граждане вправе направлять жалобы в
компетентные органы управления, депутатам, в прокуратуру, общественные и
международные организации.
Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В
законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и
тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же, либо в
разные органы, одновременно или в разное время.
Еще одно формальное ограничение права на общую административную жалобу было
установлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г.
«Письменное обращение гражданина, — сказано в нем, — должно быть им подписано с
указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа
предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы
или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и
рассмотрению не подлежит»[5].
Но на практике не считают анонимными жалобы, если в них указаны фамилия, имя
и отчество и адрес заявителя, либо место его работы, учебы, но отсутствует
подпись. Признается, что фамилия и имя должны указываться обязательно, адрес
и место работы (учебы) — альтернативно, т. е. либо то, либо другое, а наличие
подписи не обязательно; рассматриваемая норма является общей, а потому она не
изменила специальной, например, ст. 110 УПК РСФСР, в которой сказано:
«Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого исходит»; в
ней не содержится требование указывать имя, отчество, адрес, место работы или
учебы; поступившая жалоба должна быть зарегистрирована. Не технический
работник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащей
рассмотрению. Он же вправе, если автор письма известен, порекомендовать ему
внести в обращение необходимые сведения. Если в ходе проверки будет
установлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т. д„ то производство
по ней должно быть прекращено. Организация, должностное лицо, гражданин,
привлекаемые к рассмотрению жалобы, после того как будет установлено, что
она анонимна, вправе потребовать прекращения производства по ней. Их отказ
дать пояснение, совершать какие-либо действия в этом производстве правомерен,
а действия служащих, требующих объяснений, предоставления документов и т. д„
необоснованны. Полезно было бы закрепить правило, что служащие обязаны
сохранять втайне имя и другие данные о заявителе, если он просит об этом.
Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила
установлены три исключения.
1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки,
решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. 2. Если для разрешения
обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование
дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может
быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более, чем
на один месяц.
3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах
в 15-дневный, а в местных — в 7-дневный срок. В случае необходимости срок
может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.
Если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, то третье — с ее
автором.
Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы — со дня ее
поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить
вопрос по существу. А необходимой ясности в определении момента окончания
срока нет. Очень часто на практике таковым считают дату направления ответа
заявителю или дату, когда начато исполнение. Полезно было бы более четко
установить, когда можно считать производство по жалобе законченным, учтя при
этом то обстоятельство, что исполнение может потребовать длительного времени.
В производстве по жалобам граждан выделяются четыре стадии:
1. Первичная обработка. На этой стадии получают письменные, выслушивают
устные жалобы, регистрируют их и в пятидневный срок обеспечивают первичное
движение: определяют кто и как будет работать с жалобой, либо пересылают ее в
компетентную организацию, уведомляя об этом заявителя.
2. Проверка жалобы. Здесь производится сбор необходимой информации (путем
ознакомления с документами, бесед с людьми и т. д.), ее анализ, ознакомление
с законодательством. Довольно часто проверка заканчивается составлением
справки, содержащей соответствующие выводы. Представляется, что законом
следует закрепить право заявителя знакомиться с собранными при проверке
жалобы материалами, давать дополнительные пояснения, заявлять ходатайства.
3. Принятие решения. О принятом решении сообщается заявителю, отрицательный
ответ должен быть мотивирован. Сообщение может быть письменным или устным. В
тех случаях, когда жалобы не удовлетворяются, ответ всегда должен быть
письменным[6]
4. Исполнение принятого решения. Эта стадия факультативна, она существует,
если жалоба полностью или частично удовлетворяется, и помимо принятия по ней
решения необходимо совершить действия по его исполнению.
Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще
одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую
административную жалобу, а дополняет его.
Специальная жалоба характеризуется следующими признаками:
1) наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;
2) специальными основаниями для обжалования (приказ руководителя,
постановление по делу об административном правонарушении и т. п.), прямо
названными в законе;
3) четким определением субъектов права, признанием таковыми, как правило,
лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных
представителей;
4) составлением обязательно в письменной форме, наличием адресатов жалобы
(например, ст. 267 КоАП РСФСР, ст. 411 ТК РФ);
5) специальными сроками подачи жалобы;
6) процедурными особенностями в производстве по конкретным видам жалоб;
7) специальными, более краткими, сроками ее рассмотрения.
Сопоставление общей и специальной, предусмотренной КоАП РСФСР, жалоб
позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая специальная жалоба может быть
подана только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим или от их
имени адвокатом (ст. 250, 266 КоАП РСФСР), а общая жалоба — каждым
гражданином. Во-вторых, специальная жалоба данного вида должна быть
письменной (ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР), а для общей жалобы форма не
установлена. В-третьих, адресатами специальной административной жалобы
выступают вышестоящие органы. Круг же адресатов общих жалоб значительно шире.
В-четвертых, специальная жалоба должна быть направлена адресату в
определенный срок (десять дней) со дня вынесения постановления, а для общей
сроки не определены. В-пятых, подача в установленный срок специальной жалобы
приостанавливает исполнение постановления о наложении административного
взыскания (ст. 270 КоАП РСФСР), обращение же с общей жалобой таких
последствий не влечет. В-шестых, специальная жалоба подается через орган,
вынесший постановление, который обязан в течение трех суток направить ее
вместе с делом по подведомственности (ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР). Общую жалобу
гражданин может направить по своему усмотрению прямо одному из многих
адресатов. В-седьмых, жалоба в порядке производства по делам об
административных правонарушениях рассматривается уполномоченным на то
органом в 10-дневный срок. Для разрешения общих жалоб законодательством
установлены иные сроки.
5. Право гражданина на судебную защиту
Судебный порядок рассмотрения жалоб является надежным способом охраны прав
граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются
неправомерными действиями должностных лиц. Это обусловлено тем, что дела
рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями,
которые независимы, обладают необходимой для разбирательства дел
квалификацией, а сама процедура судебного разбирательства наилучшим образом
приспособлена для выявления истины.
Жалоба подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично
участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в
судебном разбирательстве он выступает стороной, равноправной с другой
стороной по делу, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.
Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет
собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что
проверка законности действий органов власти осуществляется органом
правосудия только в ходе разбирательства конкретных уголовных, гражданских
или административных дел, в особом, процессуальном порядке. В отличие от
органов прокуратуры, суды проверяют законность действий органов власти
только при разрешении гражданских дел по жалобам, искам и при рассмотрении
уголовных дел. Суд не может провести проверку актов по своей инициативе.
Отличие судебного надзора от контроля, осуществляемого исполнительными
органами, состоит и в том, что суд проверяет законность властного акта, а
субъекты административной власти часто проверяют и законность, и
целесообразность действий. Субъекты контроля наделены широкими возможностями
для реагирования на нарушение законности, а суд вправе только отменить или
изменить незаконный акт, взыскать ущерб, вынести частное определение или
возбудить уголовное дело. Надзор является разновидностью контроля, он
состоит в проверке только законности действий, его можно понимать как
контроль за законностью.
Все формы судебного надзора за законностью административных актов следует
разделить на прямой и косвенный надзор. В тех случаях, когда
суд специально рассматривает жалобы граждан, его основной задачей является
проверка законности актов, которые он вправе отменить, изменить (прямой
надзор). При рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел суд
(судья) проверяет все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе и
законность административных актов, но не вправе отменить, изменить их
(косвенный надзор). В этом случае незаконность акта учитывается при вынесении
приговора, решения, постановления, а также служит основанием для частного
определения.
Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов
исполнительной власти — это административная юстиция или правосудие по
административным делам. Административная юстиция в Российской Федерации
характеризуется следующими особенностями: 1) это — разрешение спора между
гражданином и субъектом власти о законности действий последнего; 2) споры
разрешаются обычными судами; 3) порядок рассмотрения дел регламентируется
нормами ГПК РСФСР1 и АПК РФ.
В настоящее время следует различать два способа судебного обжалования: 1) по
общему праву и 2) на основе специальных норм. Соответственно есть общие и
специальные судебные жалобы.
Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей
юрисдикции, в арбитражные и конституционные (уставные) суды.
Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом
Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями,
внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.).
В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд,
если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных
органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий,
общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены
его права и свободы.
В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в
результате которых: — нарушены права и свободы гражданина; — созданы
препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; — незаконно на
гражданина возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к
какой-либо ответственности.
Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и
свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством
предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его
права и свободы, либо непосредственно в районный, городской суд, либо к
вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или
объединению, общественному объединению, должностному лицу. Он (оно) обязан
рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы
отказано, или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он
вправе обратиться с жалобой в суд.
По закону жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или
его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным
представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его
жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.
В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой
на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц,
нарушающих его права и свободы.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей
инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Для обращения в суд установлены следующие сроки: — три месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении его права; — один месяц со дня
получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа,
объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения
месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее
письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть
восстановлен судом.
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение)
незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет
применение к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его
нарушенные права и свободы.
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав
и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.
Судебное обжалование на основе специальных норм — исключение из судебного
обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях
жалобы тоже направляются в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения
отличаются некоторым своеобразием. Так, КоАП РСФСР установлено, что жалоба на
постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть сразу
направлена в суд; подача в установленный срок жалобы приостанавливает
исполнение постановления (ст. 266—270).
Специальные жалобы в арбитражные суды гражданами подаются, если
установленный федеральным законом для определенной категории дел досудебный
(претензионный) порядок урегулирования споров между сторонами соблюден (ст.
4 АПК РФ).
Граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 3
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации», принятого 24 июня 1994г.
[7] Статьи 96—100 данного закона урегулировали особенности
рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод
граждан.
Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной
жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом,
примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения
граждан. По итогам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд принимает
одно из следующих решений (ст. 100): «1) о признании закона либо отдельных
его положений соответствующими Конституции Российской Федерации; 2) о
признании закона либо отдельных его положений не соответствующими
Конституции Российской Федерации».
В случае, если Конституционный Суд признал закон, применяемый в конкретном
деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случае подлежит
пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями
исполнительной власти и ее должностных лиц
Одной из форм судебной защиты является предусмотренное Конституцией РФ право
граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями
государственных и общественных организаций. В ст. 1069 части второй
Гражданского кодекса РФ установлено: «Вред, причиненный гражданину или
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц
этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону
или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного
самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно
казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования».
Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный
неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее
благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав.
Ответственность наступает, если: а) совершено противоправное действие; б)
причинен имущественный вред; в) существует причинная связь между
неправильными действиями и вредом; г) ущерб наступил по вине учреждения,
органа. Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с
выполнением возложенных на работника обязанностей. Некоторые должностные
лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них
функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже если
они совершены во внерабочее время, но в интересах службы.
Под служебными следует понимать также действия, совершенные работником
организации с использованием внешних атрибутов должностного лица
(удостоверение, форма, жезл регулировщика, огнестрельное оружие и т. д.),
путем злоупотребления служебными полномочиями, превышения власти,
использования своего служебного положения.
Имущественная ответственность государства за ущерб, причиненный гражданину
незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия,
прокуратуры и суда, является специальной. Она наступает в строго определенных
случаях нарушения закона: при осуждении (1); привлечении к уголовной
ответственности (2); применении в качестве пресечения заключения под стражу
(3); наложении административного взыскания в виде ареста или исправительных
работ (4).
Статья 1070 части второй Гражданского кодекса РФ устанавливает
ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов
дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда:
«1. Вред причиненный гражданину в результате незаконного осуждения,
незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в
качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде,
незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или
исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в
случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации
или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины
должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и
суда в порядке, установленном законом.
2. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной
деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не
повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи,
возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069
настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия,
возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда,
вступившим в законную силу».
В этом случае имущественная ответственность наступает независимо от вины
должностных лиц (такое правило не распространяется на судей). Специальный
характер ответственности подтверждается и тем обстоятельством, что причиненные
гражданину убытки возмещаются за счет средств государственного
(муниципального) бюджета. Возмещению подлежат:
1) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником
средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных
действий;
2) имущество конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход
государства;
3) суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание
юридической помощи, для возмещения судебных издержек, а также иные суммы,
выплаченные в связи с незаконными действиями.
Гражданину выдается пенсия или пособие за все время, в течение которого они
незаконно не выплачивались. Одновременно восстанавливаются трудовые,
пенсионные, жилищные права потерпевшего. По просьбе пострадавшего
следственные органы прокуратура, суд обязаны в месячный срок письменно
поставить в известность трудовой коллектив или общественные организации по
месту жительства об оправдывающем гражданина решении.
Материальным основанием наступления ответственности является незаконный акт
следственных, прокурорских, судебных органов или судьи и реальный вред,
причиненный им. Но для решения вопроса о взыскании ущерба необходимо еще и
процессуальное основание— акт компетентного органа об отмене незаконного
акта, о прекращении уголовного или административного дела.
Орган дознания предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок
со дня обращения гражданина выносят постановление, которым определяют размер
ущерба. Их действия потерпевший может обжаловать соответственно прокурору
или в вышестоящий суд. А если требование о восстановлении трудовых,
пенсионных, жилищных прав не удовлетворено полностью или частично, гражданин
вправе обратиться в суд в порядке искового производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового
статуса, который регламентируется гл. 1 и 2 Конституции РФ, а также
специальными нормативно-правовыми актами по вопросам статуса гражданина. В
состав правового статуса гражданина многие авторы включают различные
элементы: права, обязанности, ответственность, правоспособность, гарантии. В
науке нет единого мнения по определению правового статуса личности. Правовой
статус гражданина, складывается из трех основных элементов: прав,
обязанностей и ответственности. В новом Федеральном законе о гражданстве
последнее определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской
Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Глава 5 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях является первой
по счету главой Особенной части Кодекса (его раздела II), ее название -
"Административные правонарушения, посягающие на права граждан". В этом ее
первостепенное место в числе других глав Особенной части.
К правам и свободам граждан, об ответственности за нарушение которых идет
речь в рассматриваемой гл. 5 Кодекса, относятся: права граждан на участие в
выборах и референдумах (ст. 5.1-5.25), право на свободу совести и
вероисповедания (ст. 5.26), трудовые права граждан (ст. 5.27-5.34, 5.40),
права несовершеннолетних (ст. 5.35-5.37), право на проведение собраний,
митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 5.38), право на
получение информации (ст. 5.39), право на социальную помощь при погребении
(ст. 5.41), права инвалидов (ст. 5.42-5.43) и право на социальное страхование
(ст. 5.44). Почти все права из приведенного перечня относятся к ряду основных
(конституционных) прав и свобод человека и гражданина, закрепленных ст. 32,
28, 37, 31, 24, 39 и другими статьями Конституции РФ. Это лишний раз
подчеркивает значимость данных общественных отношений, охраняемых нормами
административной ответственности. КоАП РФ
Если рассмотреть структуру гл. 5 КоАП РФ более детально и сопоставить со
структурой действовавшего до 1 июля 2002 г. Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях, то можно сделать вывод о том, что основная часть норм
рассматриваемой главы перенесена из старого Кодекса в новый с незначительными
редакционными поправками. Так, в гл. 5 справедливо помещены: ст. 5.26
(соответствующая содержанию ст. 193 КоАП РСФСР) "Нарушение законодательства о
свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях"; ст.
5.35 (ст. 164 КоАП РСФСР) "Неисполнение родителями или иными законными
представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию
несовершеннолетних"; ст. 5.36 (ст. 193-1 КоАП РСФСР) "Нарушение порядка или
сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче
на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей,
оставшихся без попечения родителей"; ст. 5.37 (ст. 193-2 КоАП РСФСР)
"Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под
опеку (попечительство) или в приемную семью" и ст. 5.38 (ст. 166-1 КоАП
РСФСР) "Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетировании". Это обусловливает новые акценты в определении
сущности и объекта данных правонарушений - они не просто нарушают
установленный законом порядок управления, а прежде всего посягают при этом на
важнейшие права и свободы человека и гражданина.
Из 44 статей гл. 5 более половины - 25 статей - посвящены административной
ответственности за нарушение законодательства РФ в сфере отношений, связанных
с выборами (избирательных отношений), а также организацией и проведением
референдума. Обновление за последние годы федерального законодательства о
выборах и референдумах обусловило и развитие норм об административной
ответственности за нарушение требований и запретов, установленных названным
законодательством.
Другим достаточно крупным блоком правовых норм в гл. 5 КоАП РФ являются нормы
об административной ответственности в области трудовых отношений. Блок этих
норм претерпел значительные изменения в связи с одновременными разработкой и
принятием Трудового кодекса РФ. Рассмотрение составов административных
правонарушений, закрепленных в гл. 5 нового КоАП РФ , позволяет сделать
вывод о существенном расширении перечня составов административных
правонарушений в сфере защиты прав граждан, в частности трудовых, и о
качественном изменении правовых норм в плане усиления гарантий защиты и
охраны прав граждан не только в политической (избирательных прав), но и в
социально-экономической сфере, прав работников предприятий, учреждений,
организаций, несовершеннолетних, инвалидов и других категорий граждан.
Можно предполагать, что обновленный с принятием КоАП РФ правовой механизм
защиты прав граждан путем привлечения виновных лиц к административной
ответственности будет работать более четко и слаженно, чем раньше.
Список используемой литературы
1) Административное право, учебник, Бахрах Д.Н., изд. БЕК 1997 год, Москва
2) Административно-правовой статус граждан в России, учебное пособие,
Бахрах Д. Н. 1998 год, Екатеринбург
3) Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском
государственном управлении. Саратов, 1976; С. 17.
4) Гражданин и аппарат управления. Т. 1. М., 1982. Т. 2. М., 1984; и др.
5) Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской
Федерации. Ч. 1. М., 1994. С. 80, 81.
6) Салищева Н.Г. Проблемы административного процесса / В сб.: Институты
административного права России. М., 1999. С. 227-232
7) Известия. От 04.02.1988г.
8) Конституция Российской Федерации
9) Административный Кодекс Российской Федерации
10) « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан» закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года
11)СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398. ' СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
12)Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1986. № 9. С. 3). ' ВВС СССР. 1979.
№ 49. Ст. 846; См. также: ст. 250 КоАП РСФСР.
13) www.garweb.ru
[1] Новоселов В. И. Правовое
положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976; С. 17.
[2] Гражданин и аппарат управления. Т. 1. М., 1982. Т. 2. М., 1984; и др.
[3]Алехин А. П., Козлов Ю. М.
Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1994. С. 80, 81.
[4] Высшие судебные инстанции неоднократно
разъясняли судебным органам, что отказ выполнить неправомерное требование
должностного лица не может рассматриваться как деяние, влекущее
ответственность. (См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1986. № 9. С. 3).
' ВВС СССР. 1979. № 49. Ст. 846; См. также: ст. 250 КоАП РСФСР.
[5] Известия. 1988. 4 февр.
[6] В 1979 г. во Франции был принят Закон
«О мотивации административных актов». В нем сказано: «Ст. 1. Физические и
юридические лица имею 'право быть немедленно информированы о мотивах вынесения
затрагивающих их индивидуальных управленческих решений, влекущих для них
неблагоприятные последствия... Ст. 3. Требуемая настоящим Законом мотивация
должна быть письменной и содержать изложение юридических и фактических
обстоятельств, составляющих основу решения». (Французская республика.
Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 367).
[7] СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398. ' СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.