Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
Кафедра истории Отечества и культурологии
Реферат на тему:
"Конструктор космических кораблей С.П. Королёв"
Выполнил: студент группы ВМ-211
Нуйсков А.Д.
Проверил: Филимонов М.А.
Уфа – 2001.
Содержание
стр.
Введение
3
Детство
4
Устремленный к цели
6
Строить ракеты и летать на них
7
На пользу человечеству
8
Тяжелые испытания
9
Главный конструктор
11
Ракеты С.П. Королёва
12
Начало космической эры
22
Заключение
24
Список использованной литературы
25
". То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь
дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра
– свершением.
Нет преград человеческой мысли!"
С.П. Королёв.
Введение
Выбранная мною тема “Конструктор космических кораблей С.П.
Королёв” характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего
государства – эру освоения космического пространства, первый спутник земли,
первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос,
многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно
связано с именем академика Королева Сергея Павловича, первого Главного
конструктора ракетно-космических систем.
Думаю все жители СССР безмерно радовались и гордились тем, что начало
космической эре положено гражданином Страны Советов, Великим инженером,
Конструктором, Ученым, Организатором, Человеком – Сергеем Павловичем
Королевым.
Самая характерная черта Королева – громадная энергия. Этой энергией он умел
заражать окружающих. Он был человеком очень решительным, часто довольно
суровым. Королев – это сплав холодного рационализма и мечтательности. Сергею
Королеву больше, чем кому-либо другому, принадлежит заслуга в том, что
космический век стал реальностью.
Наряду с величайшими достижениями в науке и технике, С.П. Королев подготовил
целую плеяду ученых и специалистов, которые продолжили его дело. Создание
советской школы ракетостроения – только часть вклада Королева в исследование
и освоение космического пространства. Вся его жизнь – пример настойчивого и
терпеливого подбора, воспитания и учебы коллективов высшей квалификации,
технически смелых и самоотверженно преданных делу специалистов.
Детство
Сережа Королев родился в 1906 году на Украине, в г. Житомире в семье
преподавателя словесности. Отец Павел Яковлевич Королев – с отличием закончил
Нежинский историко-филологический институт и получил звание учителя гимназии.
Однако совместная жизнь с матерью Марией Николаевной Москаленко не сложилась
с самого начала. Вскоре, после переезда в Киев, родители разошлись. Сережа
воспитывался в семье родителей матери в г. Нежине. Дедушка и
бабушка очень любили внука, души в нем не чаяли. Мария Николаевна в это время
исполнила давнишнее свое желание – поступила на Высшие женские курсы.
В Нежине в 1911 году Сережа впервые увидел полет на аэроплане русского
летчика Уточкина. Грохочущая огромная птица потрясла воображение
впечатлительного мальчика и дала в душе такие ростки, которые через десять
лет навсегда всем существом завладели Сергея Королева.
Отца Сережа не помнил. Его воспитывали мать – учительница и отчим Григорий
Михайлович Баланин – инженер[1]. В 1917
году Сережа вместе с матерью переехали в Одессу к отчиму, где тот получил
работу. В 1921 году в Одессе появился отряд гидросамолетов ГИДРО-3 Главного
управления Военно-воздушного Флота. Сергей с замиранием сердца наблюдал за их
полетом над морем и, конечно, мечтал хоть раз подняться на них в небо. Случай
свел подростка с механиком гидроотряда Василием Долгановым – старше его года на
четыре. Сережа с интересом наблюдал, как ловко новый знакомый копался в моторе,
объясняя ему, что к чему. После первой “лекции” началась и “практика”. Отныне
все летнее время он проводил в гидроотряде, помогая готовить самолеты к
полетам. Изучив мотор, Королев стал незаменимым, безотказным помощником. За это
его полюбили все механики и летчики[2].
Среднее общее образование ему получить сразу не удалось – не было условий.
Окончил профессиональную двухгодичную строительную школу. Учился Сережа
прилежно, увлеченно. Классный руководитель говорил про него матери Марии
Николаевне: “Парень с царем в голове”.
Все это время он не прерывал знакомства с механиком Долгановым и летчиками из
гидроавиационного отряда. По протекции Долганова, Сергей однажды поднялся в
воздух, да еще в гидросамолете, который вел сам командир. Юноша решил стать
летчиком. Вскоре за Сергеем закрепилась слава настоящего механика. Полет
следовал за полетом. Сергей от полетов никогда не отказывался
[3].
Было в эти годы еще одно пристрастие у Сергея Королева. Часами он трудился в
школьной производственной мастерской, где изготавливались деревянные изделия.
“Столярная школа” очень пригодилась Сергею, когда он начал строить планеры.
В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом построить свой
Воздушный флот. На Украине родилось Общество авиации и воздухоплавания
Украины и Крыма (ОАВУК).
Сережа сразу стал членом этого общества и начал заниматься в одном из его
планерных кружков. Читал рабочим лекции по планеризму. Знания по планеризму,
истории авиации юноша приобретал самостоятельно, читая все книги, в том числе
и на немецком языке, которые только мог достать. Немецкий язык Сергей
Королев, благодаря отчиму и преподавателю стройпрофшколы Готлибу Карловичу
Аве, который все уроки вел на немецком языке, знал довольно прилично. Знание
языка прочно закрепилось за ним на всю жизнь.
Когда в мастерских ОАВУК началось строительство планера конструкции знаменитого
военного летчика К.А. Арцеулова, в работе над ним принял участие и Сергей
Королев. В апреле 1924 года он участвовал в работе первой конференции
планеристов Одессы[4].
В это время в мае в Москве произошло событие весьма важное для истории
космонавтики: основано первое в мире Общество изучения межпланетных сообщений
(ОИМС). Почетными членами его были избраны Ф.Э. Дзержинский и К.Э.
Циолковский. Основной задачей этого общества было содействие работе по
осуществлению заатмосферных полетов с помощью реактивных аппаратов и других
научно обоснованных средств”.
Надо отметить, что в конце XIX и в начале XX века в России наблюдался интерес
к окружающему звездному миру. Его подпитывали фантасты. Овладевая умами, они
способствовали появлению научных и технических идей. Мало кому известный
русский исследователь К.Э. Циолковский создал космический труд “Исследование
мировых пространств реактивными приборами”, опубликовав его в 1903 году. В
нем ученый впервые разработал теорию реактивного движения и на ее основе
доказал, что ракета на жидком топливе предложенной им схемы способна достичь
скорости, необходимой для преодоления земного тяготения.
В те, далекие для нас годы, люди зачитывались фантастической повестью “Вне
Земли” К.Э. Циолковского и особенно романом А. Толстого “Аэлита”. К кинотеатрам
и клубам, где показывали фильм по этому произведению, выстраивались длинные
очереди. Зрители горячо аплодировали инженеру Мстиславу Лосю и недавнему
красноармейцу Алексею Гусеву, отважившимся отправиться на Марс. Это было
фантастикой. Но жил реальный Лось, разработавший космический корабль-аэроплан,
– наш соотечественник Фридрих Артурович Цандер, последователь идей
Циолковского. Другой инженер, Юрий Васильевич Кондратюк, теоретик космонавтики,
обдумывал труд “Тем, кто будет читать, чтобы строить”. Но Сергей Королев еще не
читал ни Циолковского, ни Цандера, ничего не слышал о Кондратюке. Все они
войдут в его жизнь позднее, снискав его глубокое уважение
[5].
Таким образом, по окончании школы Сергей работал плотником, крыл крыши
черепицей, позднее перешел на станок, на производство. Трудовой стаж Главного
конструктора начался с шестнадцати лет. “Я буду строителем... но только
самолетов”, – говорил в те годы Королев. Мария Николаевна в душе противилась
увлечению сына, выражая опасения по поводу опасности избираемого им жизненного
пути. Рассудительный отчим напротив спокойно относился к нему. В отчиме Сергей
находил поддержку своим устремлениям[6].
Устремлённый к цели
Сережа мечтал получить высшее образование, мечтал об учебе в Военно-воздушной
академии в Москве. Но туда принимались лица, отслужившие в Красной Армии и
достигшие 18 лет. Сергею могла помочь справка из Одесского Губотдела ОАВУК о
представлении в авиационно-технический отдел проекта сконструированного им
безмоторного самолета К-5, который вместе с ходатайством за сына привезла
руководству академии Мария Николаевна. Однако неопределенность с приемом в
московскую академию оставалась. И Сергей решил поступить в Киевский
политехнический институт, где в это время предполагалось начать подготовку
авиационных инженеров на механическом факультете.
Среди студентов механического факультета Сергей считался одним из самых
молодых и образованных. Одновременно работал. Кем только не был Сергей в эти
годы: и разносчиком газет, и грузчиком, и столяром, и кровельщиком. Но все же
еле сводил концы с концами. В письме к матери в Одессу Сергей писал: “Встаю
рано утром, часов в пять. Бегу в редакцию, забираю газеты, а потом бегу на
Соломенку, разношу. Так вот и зарабатываю восемь карбованцев. И думаю даже
снять угол”.
В институте существовал планерный кружок. За его работой следили и помогали
многие видные ученые, преподававшие в КПИ. Сергей Королев стал его членом.
Трудился он, как и все много и увлеченно. Часто по ночам. Спал Королев порой
прямо в мастерской на стружках. Он любил работать и слыл мастером на все
руки. После него никогда и ничего не переделывали.
Планеры, построенные в институтских мастерских, участвовали в международных
соревнованиях, получая самые высокие оценки. У кружковцев при этом
существовало правило: кто строил планер, тот и летал на нем.
Был построен учебный планер КПИР-3, в него вложил долю своего труда и Королев.
Сергей летал на нем. Один из полетов едва не стоил ему жизни. На границе
площадки – пустыре, где испытывались планеры, из кучи мусора торчала
водопроводная труба. Сергей не заметил и посадил планер на... нее. Удар
оказался достаточно сильным. Королев на какое-то время потерял сознание.
Несколько дней отлеживался[7].
Строить ракеты и летать на них
В 1926 году, отучившись два года в КПИ, Сергей Королев перевелся в Москву в
специальную вечернюю группу по аэромеханике МВТУ. Днем работал то в КБ, то на
авиационном заводе, вечером учился. К этому времени переехали в Москву мать с
отчимом.
Всеми силами Королев стремился в авиацию. Едва поступив в МВТУ, Сергей сразу же
включился в работу студенческого кружка АКНЕЖ – Академический кружок им.
Николая Егоровича Жуковского. С лекциями в нем выступали инженеры, ученые
[8].
Авиация все шире расправляла свои крылья. Молодежь страстно рвалась в небо. В
январе 1927 года в районе Горок Ленинских состоялось торжественное открытие
Московской планерной школы. Ее курсантом стал и Сергей Королев. Он много и
охотно летал, осваивая новые типы планеров. От полета к полету росло летное
мастерство курсантов, а вместе с ними мужали и их характеры. Без таких
качеств, как целеустремленность, ответственность, хладнокровие, выдержка,
летчику не обойтись. Сергею пришлось нелегко, но это была хорошая школа.
В марте 1927 года Сергей с отличием окончил планерную школу. Одного он уже
добился, он научился летать на планере. Дальше его задачей было набраться
знаний и ...строить самолеты.
С особенным нетерпением Сергей Королев ждал лекций знаменитого уже в ту пору
тридцатипятилетнего авиационного конструктора Андрея Николаевича Туполева. Он
читал студентам курс по самолетостроению. Для студентов Андрей Николаевич –
непререкаемый авторитет. Ведь его самолеты к тому времени уже бороздили небо
[9].
В мае 1927 года на международной выставке межпланетных аппаратов Сергей впервые
познакомился с работами Ф.А. Цандера и брошюрой К.Э. Циолковского “Исследование
мировых пространств реактивными приборами”. Книги, чертежи, схемы, кустарные
модели - все, что демонстрировалось на выставке, задело сознание Королева. С
этого времени он стал более пристально относиться к ракетам и полетам в космос
[10].
Однако все его помыслы все еще поглощали самолеты и планеры. Производственную
практику студент выпускного курса МВТУ Королев проходил в Центральном
аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), в Конструкторском бюро А.Н. Туполева.
В это время он уже работал на авиационном заводе в Филях. Одновременно
готовил дипломный проект, решив сконструировать легкомоторный двухместный
самолет СК-4, выжав из него все возможное.
Проект самолета СК-4, рассчитанного на рекордную дальность полета, оказался
оригинальным, продуманным до мелочей и проработанным на уровне зрелого
специалиста. Руководителем проекта стал А.Н. Туполев, подписав его впоследствии
с первого предъявления. Такого в практике студентов не случалось. Строгость и
скрупулезность конструктора были известны. Одобренный А.Н. Туполевым проект
одномоторного двухместного самолета СК-4 затем был построен и испытан
[11].
В сентябре 1929 года Сергей Королев и его коллега Сергей Люшин предъявили на
VI Всесоюзные планерные состязания в Коктебеле необычный планер, примерно на
50-90 кг тяжелее собратьев. В то время считалось, что чем меньше планер, тем
лучше. Пробный полет на “Коктебеле” совершил К.К. Арцеулов, доложив членам
технической комиссии: “Планер удачно сбалансирован. Хорошо слушается рулей.
Можно допустить к полетам”. На планере “Коктебель” двадцатидвухлетний Королев
установил рекорд парения. Более четырех часов парил он в воздухе.
В октябре 1930 года на Всесоюзном слете планеристов С.П. Королев выступил с
новым планером СК-3, названным им “Красная звезда”. Нагрузка на квадратный
метр у него была большей, чем у “Коктебеля”, – 22,5 кг. Данные планера были
настолько необычными, что ставилась под сомнение возможность самого парения в
воздухе. Однако именно на нем впервые в истории авиации летчик-испытатель
В.А. Степанченок – опытный летчик-планерист в свободном полете совершил
знаменитую петлю Нестерова.
Королев на состязаниях не присутствовал, его неожиданно свалил тяжелый тиф. В
результате осложнения появились сильные головные боли, потребовалась операция
по трепанации черепа. Она прошла успешно, но осталась тяжким испытанием не
только для Сергея, но и для всех, кто его любил.
После болезни организм Королева оказался настолько ослабленным, что ему
пришлось на несколько месяцев оставить работу. Но едва стало легче, Сергей с
увлечением принялся за труд К.Э. Циолковского “Реактивный аэроплан”.
С. Королева по-прежнему интересовала авиация, но стремление найти средства
летать выше, быстрее, дальше вплотную подвели его к мысли заняться
исследованием возможностей реактивного движения. Он был согласен с К.Э.
Циолковским: “За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов
реактивных, или аэропланов стратосферы”[12]
.
На пользу человечеству
В марте 1931 года Сергей Павлович Королев вернулся на работу в ЦАГИ, совмещая
работу в Группе изучения реактивного движения (ГИРД). Она была создана в
августе 1931 г. при Бюро воздушной техники Центрального совета Осоавиахима
(ДОСААФ) в год 75-летия со дня рождения К.Э. Циолковского. ГИРД стал тем
центром, куда стекались все интересующиеся ракетной техникой. Руководителем
ее был назначен Ф.А. Цандер, сыгравший важную роль в разработке теоретических
и практических вопросов космоплавания. Технический совет возглавил С.П.
Королев. Возраст сотрудников, за небольшим исключением, не превышал двадцати
пяти лет. Размещался ГИРД в заброшенном подвале в доме 19 на Садово-Спасской
улице.
Мысль о создании реактивных двигателей волновала в те годы многие умы и за
пределами СССР. Но первый, основной толчок дал Константин Эдуардович
Циолковский, именно ему принадлежит идея рождения реактивного двигателя,
работающего на жидком топливе. В 20-х годах работы в этом направлении вели
немецкий ученый Оберт, американский профессор Годдард и другие.
Работа гирдовцев увенчалась успехом. 17 августа 1933 года на Подмосковном
полигоне Нахабино в небо умчалась первая советская ракета ГИРД-09 конструкции
М.К. Тихонравова на жидком топливе. Ракета поднялась на высоту 400 метров,
продолжительность полета составила 18 секунд. Но эта удача заставила гирдовцев
окончательно поверить в свои силы. К сожалению, Ф.А. Цандер, который был душой
всего дела, старт ракеты так и не увидел. Незадолго до этого 28 марта его не
стало, он скончался от тифа, находясь на отдыхе в Кисловодске. Специальным
постановлением ЦС Осоавиахима присвоил ГИРДу имя Ф.А. Цандера
[13].
В 1933 году сбылась, наконец, мечта энтузиастов ракетного дела о создании
единого ракетного центра. Отсекая все бюрократические препоны, личным приказом
по Реввоенсовету М.Н. Тухачевского, с глубоким пониманием относившегося к
принципиально новым работам, ГИРД и ленинградская Газодинамическая лаборатория
(ГДЛ) были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ).
Начальником института был назначен И.Т. Клейменов (начальник ГДЛ), его
заместителем по научной работе – С.П. Королев. Ему присвоили должностное звание
дивизионного инженера (по современным понятиям - звание генерал-лейтенанта
технических войск). Высокое звание в 26 лет!
[14]
В это же время С.П. Королев и М.К. Тихонравов были удостоены высшей наградой
оборонного общества - знаком “За активную оборонную работу”.
В 1934 году вышла в свет первая печатная работа С.П. Королева “Ракетный полет в
стратосфере”. “Ракета является очень серьезным оружием”, – предупреждал автор в
своей работе. Экземпляр книги Сергей Павлович послал К.Э. Циолковскому. Вскоре
в Осоавиахим пришло письмо от Циолковского с отзывом на труд Королева: “Книга
разумная, содержательная и полезная”. Ученый лишь сетовал, что автор не сообщил
своего адреса и лишил его возможности лично поблагодарить за книгу
[15].
Тяжёлые испытания
В те годы народному энтузиазму не было предела. Постепенно создавалась прочная
научно-техническая база для энтузиастов ракетного дела. Но в это же время стал
складываться культ личности Сталина. Чувствовалось и приближение войны.
Внимание многих ученых все более сосредоточивалось на вопросах обороны.
Приходилось откладывать в сторону многие чисто научные замыслы. Королев мечтал
вплотную заняться ракетопланом, но его задуманному тогда не суждено было
осуществиться[16].
Не все шло гладко во вновь созданном институте. Выявились разногласия
относительно первостепенных задач Ракетного института между
И.Т. Клейменовым и С.П. Королевым, в результате которых Королева сместили на
рядовую должность старшего инженера.
Осенью 1937 года, волна репрессий и произвола, захлестнувшая страну,
докатилась и до РНИИ.
Среди других “военных заговорщиков” был расстрелян
М.Н. Тухачевский. Началась чистка ближнего и дальнего их окружения. Был
арестован и помещен за тюремную решетку начальник Центрального
конструкторского бюро (ЦКБ-29), специально созданного народным комиссариатом,
А.Н. Туполев. В этом закрытом ЦКБ оказался не по своей воле не только
Туполев, но и арестованные по навету “враги народа” – знаменитые в
авиационном мире конструкторы В.М. Мясищев, В.М.
Петляков, Р.Л. Бартини и другие. В Москве, на улице Радио, для них
переоборудовали в тюрьму семиэтажное здание ЦАГИ, выделив комнаты для жилья и
конструкторской работы. Специалисты здесь работали не за страх, а за совесть,
понимая – дело их необходимо стране, и свято веря, что скоро разберутся и
убедятся в их невиновности.
В РНИИ первым ощутимые удары этой неумолимой волны почувствовал С.П. Королев.
В середине 1938 года Королев был арестован и приговорен к десяти годам
заключения в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. Во второй половине
1940 года после многочисленных ходатайств, в том числе знаменитых летчиков
В.С. Гризодубова, М.М. Громова и А.Н. Туполева, в группу Туполева был
переведен и С.П. Королев.
Работал Сергей Павлович, по воспоминаниям “сокамерников” неистово, быстро,
органически влившись в общее дело. Он участвовал в строительстве пикирующего
бомбардировщика под руководством самого Туполева, которого считал самым
уважаемым авиационным учителем. Здесь в ЦКБ встретил он начало войны,
эвакуировавшись затем вместе со всеми в Омск. Королев просился летчиком на
фронт, но Туполев, к тому времени уже освобожденный из заключения, еще лучше
узнавший и оценивший его, не отпустил, сказав: “А кто будет строить самолеты?”
[17]
Королев как губка впитывал в себя все новое, что появлялось в авиастроении,
не теряя надежды, что приобретенный опыт ему пригодится. Вскоре Королева
назначили заместителем начальника сборочного цеха по Ту-2. Это было большое
доверие. Но мысль о создании реактивного самолета не покидала его. Тогда он
еще не знал, что, несмотря на все трудности, в феврале 1940 года в нашей
стране прошли летные испытания первого ракетного планера с жидкостным
ракетным двигателем. Правда, он был ведом самолетом-буксировщиком. Но это был
очень важный факт и первый шаг в развитии реактивной авиации. До этого полета
подобного опыта мировая практика еще не знала. Он оказал положительное
влияние на полеты с реактивными двигателями. В 1942 году был поднят первый
самолет с реактивным двигателем. Пилотировал его летчик-испытатель Григорий
Бахчиванджи. Сейчас во всех направлениях земного шара летают широко известные
самолеты конструкции Андрея Николаевича Туполева, Сергея Владимировича
Ильюшина, Олега Константиновича Антонова. Многоместные пассажирские лайнеры
покоряют воздушное пространство со скоростью до тысячи километров в час. Эта
скорость достигнута благодаря применению тепловых двигателей, работающих на
принципе использования реактивной тяги.
Возможность же сделать много больше для развития реактивной техники была еще
задолго до войны, но, к сожалению, среди крупных военных специалистов в то
время не все понимали великого будущего реактивного двигателя. Легко
представить, как изменился бы ход войны, если бы реактивные самолеты,
артиллерийские реактивные установки были бы запущены в производство за два-три
года до начала фашистского нашествия на нашу Родину. Войну меньшей кровью могли
бы выиграть[18].
Между тем С.П. Королева освободили из заключения в августе 1944 года.
В это время он уже работал вместе с В.П. Глушко в Казани на авиационном
моторостроительном заводе. Отрабатывали жидкостные реактивные двигатели в
качестве ускорителей боевых самолетов. Уже тогда их применение давало
увеличение скорости на 180-200 километров в час.
Шла война, и о возвращении домой в Москву думать было рано. Лишь в августе 1945
года он навсегда покинул Казань[19].
Главный конструктор
По возвращении в Москву Королева включили в группу по изучению немецких
трофейных ракет “ФАУ”. В сентябре 1945 года он в составе других специалистов
вылетел в Берлин. Сергей Павлович понимал, что, наконец, реально приступает к
осуществлению дела всей своей жизни. С.П. Королев как специалист, лучше
других знавший все проблемы ракетостроения вскоре был назначен научным
руководителем всей программы по изучению трофейной техники.
В октябре он был извещен о награждении орденом “Знак почета”. Не зря трудился
всю войну, Родина оценила его заслуги[20]
.
В Москве тем временем шла подготовка сессии Верховного Совета СССР, где
предполагалось рассмотреть и вопросы обороны страны, среди которых
определенное внимание уделялось ракетной технике. В мае 1946 года было
принято важное решение о создании отечественной ракетостроительной
промышленности. В подмосковных Подлипках начал формироваться научно-
производственный центр по разработке ракет на жидком топливе. В августе этого
же года находящемуся в Германии Королеву пришло сообщение о назначении его
начальником отдела и Главным конструктором баллистических ракет дальнего
действия этого вновь созданного центра. Одновременно были назначены главные
конструкторы двигателей, систем управления, радиосистем, наземного
оборудования и т.д., которые вошли в Совет Главных конструкторов. Начинался
третий период деятельности С.П. Королева.
Творческая работа этого коллектива позволила создавать одну ракетную систему
за другой. Появившиеся в 1946-1957 годах различные типы ракет дальнего
действия были для своего времени выдающимися образцами ракетной техники. В
августе 1957 года триумфально прошли летные испытания первой в мире
межконтинентальной баллистической ракеты, открывавшей дорогу в космос.
В 1947 году С.П. Королеву было поручено доложить о разработке ракеты Сталину.
Перед входом в кабинет его предупредили, чтобы он не задавал никаких вопросов,
был предельно краток. Небольшую папку с листками конспекта взять с собой не
разрешили. Сталин ответил на приветствие, но руки не подал. Сталин был внешне
сдержан, трудно было понять, одобряет ли он то, что говорил Королев, или нет.
Но эта встреча все же сыграла положительную роль
[21].
Ракеты С.П. Королёва
13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и
производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В
соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех
групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2,
работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт
“Нордхаузен”, главным инженером —техническим руководителем которого был
назначен С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую
ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с
дальностью полета до 600 км.
Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным
конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было
создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 г.
выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у
Фау-2, дальностью полета: до 3000 км. В 1948 г. С. П. Королев начинает
летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в
1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Эта ракета отличалась от немецкой
значительно большей надежностью. Параллельно С. П. Королев ведет разработку
новой баллистической ракеты Р-2 с дальностью полета 600 км. Ракета Р-2 имела
несущий бак горючего, более удобную для эксплуатации компоновку и, самое
главное, отделяющуюся в полете боевую головную часть. Кроме этого, ракетная
двигательная установка была существенно доработана с целью увеличения ее тяги,
а система автономного управления обладала вдвое большей точностью стрельбы.
Ракета Р-2 сдана на вооружение в 1951 году, т. е. всего лишь на год позднее
ракеты Р-1[22].
Совместно с практическими работами над ракетным оружием в НИИ-88 под научным
руководством С. И. Королева были начаты широкомасштабные проектно-
экспериментальные исследования по темам H-I, Н-2, Н-3 с целью создания
научно-технического задела для разработки качественно новых БР.
Но теме Н-1 проводились экспериментально-теоретические исследования основных
технических проблем, связанных с реализацией проекта ракеты Р-3, имеющей
дальность полета 3000 км: необходимо было обеспечить устойчивость полета
ракеты бесстабилизаторной (аэродинамически неустойчивой) схемы и получить
данные о поведении кипящего жидкого кислорода в термонеизолированном несущем
баке окислителя в процессе движения на активном участке траектории при
повышенных внешних теплопотоках в массу жидкого кислорода. На основе
конструктивных решении ракеты Р-2 с использованием ее форсированного
двигателя была создана одноступенчатая экспериментальная БР Р-ЗА
бесстабилизаторной схемы с дальностью полета 1200 км. Успешные летные
испытания данной ракеты дали основание Министерству обороны принять ее на
вооружение в 1956 г. с ядерной боевой частью как Р-5М. Это была первая
отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита
страны.
По теме Н-2 были выполнены исследования возможности и целесообразности
создания баллистических ракет, работающих на стабильных высококнпящих
компонентах топлива (при использовании в качестве окислителя азотной кислоты
с окислами азота). В результате была подтверждена возможность создания таких
ракет и выполнен эскизный проект первой отечественной БР Р-11 с дальностью
полета 250 км и стартовой массой вдвое меньшей, чем у Р-1. Однако с учетом
экологической токсичности азотных окислов и меньших энергетических
характеристик стабильного жидкого топлива по сравнению с топливом на основе
жидкого кислорода и керосина, а также возникших тогда серьезных проблем с
разработкой ракетных двигателей с необходимой тягой (большей 8 г), устойчиво
работающих на этих компонентах топлива, было признано целесообразным
применять азотнокислотный окислитель с окислами азота для БР со сравнительно
малой дальностью полета. При создании же ракет с большей дальностью полета, и
особенно межконтинентальных, было рекомендовано в качестве окислителя
использовать жидкий кислород. Этому направлению развития ракетной техники
Сергей Павлович оказался верен на протяжении всей своей творческой
деятельности.
Министерство обороны поручило ОКБ-1 НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и
С. П. Королев блестяще решил указанную задачу, применив только что созданный
для зенитной ракеты 8-тонный двигатель А. М. Исаева и впервые использовав
жидкостный аккумулятор давления для подачи топлива в камеру сгорания.
На основе Р-11 С. П. Королев разработал и сдал на вооружение в 1957 г.
стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в
заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету, он
приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Изменения были
более чем серьезные, так как делалась новая система управления и
прицеливания, а также обеспечивалась возможность ведения стрельбы при
довольно сильном волнении моря с надводного положения ПЛ, т. е. при сильной
качке. Таким образом, Сергей Павлович создал первые баллистические ракеты на
стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и
явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного
вооружения.
Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в Златоуст, в СКБ-385,
откомандировав туда из своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего конструктора
В.П. Макеева вместе с квалифицированными проектантами и конструкторами, заложив
тем самым основу для создания уникального центра по разработке баллистических
ракет морского базирования[23].
в НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под руководством
С.П. Королева с целью определения облика и параметров межконтинентальных
ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с необходимым
экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных решении.
Исследования по теме Т-1 переросли в опытно-конструкторскую работу (главный
конструктор С.П. Королев), связанную с созданием первой двухступенчатой
межконтинентальной ракеты Р-7 пакетной схемы, которая и в настоящее время
удивляет своими оригинальными конструктивными решениями, простотой
исполнения, высокой надежностью и экономичностью. Ракета Р-7 совершила первый
успешный полет в августе 1957 г.
В результате исследовании по теме Т-2 была показана возможность разработки
двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой была
чисто ракетной и выводила вторую ступень —крылатую ракету — на высоту 23 — 25
км. Крылатая ступень с помощью прямоточного воздушно-ракетного двигателя
продолжала полет на этих высотах со скоростью 3 М и наводилась на цель с
помощью астронавигационной системы управления, работоспособной и в дневное
время[24].
В дальнейшем С. П.Королев разрабатывает более совершенную компактную
двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя
используется переохлажденный жидкий кислород) и сдает ее (шахтный вариант Р-9А)
на вооружение в 1962 г. Позже параллельно с работами над важными космическими
системами Сергей Павлович начал первым в стране разрабатывать твердотопливную
межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его
смерти. На этом ОКБ-1 С. П. Королева перестало заниматься боевой ракетной
тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем
и уникальных ракет-носителей[25].
Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королев, как сейчас видно,
стремился к большему — к покорению космического пространства и космическим
полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949 г. совместно с
учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А
путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с
помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно.
Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического
пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли,
поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости,
перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка
средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса — было
произведено около семи десятков таких пусков. Этим Сергей Павлович
заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса человеком.
В 1955 г. еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7 С. П. Королев, М. В.
Келдыш, М. К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в
космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ).
Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из
состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным
конструктором и директором которой назначается С. П. Королев. И уже 4 октября
1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории
человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране
высокий международный авторитет.
Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических
станций С. П. Королев разрабатывает на базе боевой ракеты семейство
совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. Таким образом,
вклад С. П. Королева в развитие отечественной и мировой пилотируемой
космонавтики является решающим.
Из сказанного видна особо значимая роль С. П. Королева как генератора многих
неординарных идей и прародителя выдающихся конструкторских коллективов,
работающих в области ракетно-космической техники. Можно только удивляться
многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии.
Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных
ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже
представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть
Сергея Павловича не прервала творческий полет его мыслей
[26].
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.