|
ОК Буранпосадку тяжелых объектов; снимались жесткие требования по точности приземления; отпадала необходимость в дорогой и сложной наземной инфраструктуре (в первую очередь аэродромов); конструкция космического корабля без крыльев и оперения по сравнению с крылатым ОК конструктивно является более простой и легкой при равной прочности, имеет меньшую омываемую площадь (что снижает массу теплозащиты), более простые алгоритмы управления, что в конечном итоге приводит к большей эффективности в эксплуатации А к главному недостатку малую дальность бокового маневра при спуске. Нужна же была большая, что диктовалось элементарным соображением: в отличие от американцев с их раскиданными по всему миру авиабазами (а аварийные полосы для Шаттла сооружены по всему миру, от острова Пасхи до Марокко), у нас была только территория СССР - много, но недостаточно. И только три полосы (на Байконуре, в Крыму и у озера Ханка на Дальнем Востоке)... Сесть же на них нужно было с любого витка! Проблему пытались решить: корпус корабля стал в сечении треугольным, однако это были полумеры. В общем, схема однокилевой бесхвостки с переменной стреловидностью передней кромки крыла напрашивалась, но решающим фактором стала не аэродинамика. Как раз здесь сказалось положение догоняющих: к этому времени облик американской системы после многократных изменений был, наконец, утвержден. И сработало классическое, увы, в нашей оборонке мнение: американцы не глупее, делайте, как у них! Промежуточный вариант ОК "Буран" предусматривал установку воздушно- реактивных двигателей (ВРД). Это обуславливалось следующим: в связи с тем, что все аэродромы для посадки "Бурана" расположены на территории бывшего СССР, в течение суток возникало достаточно много витков, посадка с которых невозможна. Из этой ситуации могло быть два принципиальных выхода: расширить количество аэродромов (но "Буран" создавался как военный объект, а стратегические союзники были расположены "компактно" к границам СССР, Куба же была слишком близка к территории потенциального противника), либо повысить энерговооруженность атмосферного участка за счет установки ВРД. Конструкторы выбрали второй путь. В дальнейшем (по техническим причинам) от использования на штатном ОК "Буран" ТРД в конце концов, отказались (испытав воздушно-реактивную двигательную установку в реальных атмосферных полетах самолета-аналога БТС- 002), однако в связи с тем, что изготовление и оборудование летных образцов (первой серии) уже шло полным ходом, конструктивно-силовую схему планера менять было поздно и ниши в ХЧФ под установку двигателей зашили панелями обшивки и закрыли гибким теплозащитным покрытием. После необходимых доработок, транспортировки на космодром, испытаний и подготовки к старту, напряженный труд десятков тысяч людей завершился триумфом 15 ноября 1988 года. Основные характеристики МКС "Энергия-Буран" |Орбитальный корабль "Буран": | |РН "Энергия" (МКС в целом): | |Характеристики |Знач| |Характеристики |Знач| | |ение| | |ение| |Максимальная стартовая масса |105 | |Стартовая масса МКС, т |2375| |(в первом полете), т |(79,| | |* | | |4) | | | | |в т.ч.: запас окислителя |10,4| |Масса ракеты-носителя, т |2270| |(кислород), т | | | | | |запас горючего (циклин), т |4,1 | |первая ступень (блок "А", 4 |1490| | | | |шт.), т |,4 | |Масса полезного груза, | | |в т.ч.: запас окислителя |886,| |выводимого в ОК на орбиту | | |(кислород), т |8 | |H=200 км: | | | | | |с наклонением i=50.7 , т |30 | |запас горючего (керосин |341,| | | | |РГ-1), т |2 | |с наклонением i=97 , т |16 | |вторая ступень (блок "Ц", 1 |776,| | | | |шт.), т |2 | |Посадочная масса ОК: | | |в т.ч.: запас окислителя |602,| | | | |(кислород), т |3 | |номинальная, т |82 | |запас горючего (водород), т |100,| | | | | |7 | |максимальная, т |87 | |Двигатель блока "А" (РД-171, | | | | | |11Д521): | | |Масса полезного груза, | | |тяга на уровне моря, тс |740 | |возвращаемого с орбиты в ОК: | | | | | |максимальная, т |20 | |тяга в вакууме, тс |806 | |номинальная, т |15 | |удельный импульс на уровне |308,| | | | |моря, с |5 | |Экипаж, человек: | | |удельный импульс в вакууме, с|336,| | | | | |2 | |на этапе летных испытаний (при|2 | |Двигатель блока "Ц" (4 | | |наличии катапультных кресел) | | |шт.РД-0120,11Д122): | | |максимальный (без катапультных|до | |тяга на уровне моря, тс |147,| |кресел) |10 | | |6 | |Продолжительность полета: | | |тяга в вакууме, тс |190 | |номинальная, сут |7 | |удельный импульс на уровне |353,| | | | |моря, с |2 | |максимальная (с |30 | |удельный импульс в вакууме, с|454,| |дополнительными баками), сут | | | |7 | |Диапазон возможных наклонений |50,7| |Геометрические характеристики| | |орбит, |...1| |МКС: | | | |10 | | | | |Высота орбиты: | | |общая длина, м |58,7| | | | | |65 | |рабочая круговая, км |250 | |максимальная ширина, м |23,9| | |... | | |2 | | |500 | | | | |максимальная, км |1000| |максимальная ширина на |24,5| | | | |установщике, м |0 | |Перегрузки, g: | | |Геометрические характеристики| | | | | |РН в целом: | | |при выведении на орбиту |3 | |длина, м |58,7| |(максимальная) | | | |65 | |при спуске в атмосферу (по |1,6 | |максимальный поперечный |17,6| |номинальной траектории) | | |размер, м |5 | |Аэродинамическое качество: | | |Геометрические характеристики| | | | | |первой ступени: | | |на гиперзвуковых скоростях |1,5 | |длина, м |39,4| | | | | |6 | |при посадке |5 | |диаметр баков, м |3,92| |Максимальная величина бокового|1700| |Геометрические характеристики| | |маневра при спуске, км | | |второй ступени: | | |Посадочная скорость: | | |длина, м |58,7| | | | | |65 | |средняя (при посадочной массе |312 | |диаметр баков (без |7,75| |82т), км/ч | | |теплоизоляции), м | | |максимальная, км/ч |360 | |Кратность использования | | | | | |(ресурс): | | |в первом полете, км/ч |263 | |первая ступень, полетов |10 | |Маршевый двигатель | | |вторая ступень, полетов |1 | |орбитального маневрирования | | | | | |17Д12: | | | | | |тяга в вакууме, тс |8,8 | | | | |удельный импульс в вакууме, с |362 | | | | |Геометрические характеристики:| | | | | |общая длина, м |36,3| | | | |7 | | | |в том числе фюзеляжа, м |30,8| | | | |5 | | | |ширина фюзеляжа |5,50| | | |(максимальная), м | | | | |Размах крыла, м |23,9| | | | |2 | | | |высота на стоянке, м |16,3| | | | |5 | | | |шасси, база/колея, м |7,00| | | | |/12,| | | | |79 | | | |длина отсека полезного груза, |18,5| | | |м |5 | | | |диаметр отсека полезного |4,70| | | |груза, м |? | | | |Кратность использования |100 | | | |(ресурс), полетов | | | | Применение "Бурана". А) Боевые космические комплексы. В конце 60-х - начале 70-х годов в США были начаты работы по исследованию возможности использования космического пространства для ведения боевых действий в космосе и из космоса. Правительство СССР рядом специальных постановлений (первое вышло в 1976 г.) работы в стране в этой области поручило кооперации организаций-разработчиков во главе с НПО "Энергия". В 70-80-е годы был проведен комплекс исследований по определению возможных путей создания космических средств, способных решать задачи поражения космических аппаратов военного назначения, баллистических ракет в полете, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача достижения необходимых характеристик указанных средств на основе использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с перспективой развития этих средств при ограничении по производственным мощностям и финансированию. Для поражения военных космических объектов были разработаны два боевых космических аппарата на единой конструктивной основе, оснащенные различными типами бортовых комплексов вооружения - лазерным и ракетным. Основой обоих аппаратов явился унифицированный служебный блок, созданный на базе конструкции, служебных систем и агрегатов орбитальной станции серии ДОС-7К. В отличие от станции служебный блок должен был иметь существенно большие по вместимости топливные баки двигательной установки для обеспечения маневрирования на орбите. Боевые космические комплексы - полезная нагрузка ОК "Буран" Обозначения: 1 - приборно-топливный отсек; 2 - агрегатный отсек; 3 - бортовой комплекс специального вооружения Выведение космических аппаратов на орбиту предполагалось осуществлять в грузовом отсеке орбитального корабля МКС "Буран" (ракетой-носителем "Протон" на экспериментальном этапе). Предусматривалась дозаправка баков на орбите при помощи средств, также доставляемых к аппаратам в ОК МКС "Буран". Для обеспечения длительного срока боевого дежурства на орбите и поддержания высокой готовности космических комплексов предусматривалась возможность посещения объектов экипажем (два человека до 7 суток). Боевая космическая самонаводящаяся ракета-перехватчик [pic] Меньшая масса бортового комплекса вооружения с ракетным оружием, по сравнению с комплексом с лазерным оружием, позволяла иметь на борту КА больший запас топлива, поэтому представлялось целесообразным создание системы с орбитальной группировкой, состоящей из боевых космических аппаратов, одна часть из которых оснащена лазерным, а другая - ракетным оружием. При этом первый тип КА должен был применяться по низкоорбитальным объектам, а второй - по объектам, расположенным на средневысотных и геостационарных орбитах. Для поражения стартующих баллистических ракет и их головных блоков на пассивном участке полета в НПО "Энергия" был разработан проект ракеты- перехватчика космического базирования. В практике НПО "Энергия" это была самая маленькая, но самая энерговооруженная ракета. Достаточно сказать, что при стартовой массе, измеряемой всего десятками килограммов, ракета- перехватчик обладала запасом характеристической скорости, соизмеримой с характеристической скоростью ракет, выводящих современные полезные нагрузки на орбиту ИСЗ. Высокие характеристики достигались за счет применения технических решений, основанных на последних достижениях отечественной науки и техники в области миниатюризации приборостроения. Авторской разработкой НПО "Энергия" явилась уникальная двигательная установка, использующая нетрадиционные не криогенные топлива и сверхпрочные композиционные материалы. В начале 90-х годов, в связи с изменением военно- политической обстановки, работы по боевым космическим комплексам в НПО "Энергия" были прекращены. К работам по боевым космическим комплексам привлекались все тематические подразделения Головного конструкторского бюро и широкая кооперация специализированных организаций-разработчиков военно- промышленного комплекса страны, а также ведущие исследовательские организации Министерства обороны и Академии наук. Для поражения особо важных наземных целей разрабатывалась космическая станция, основу которой составляла станция серии ДОС-7К и на которой должны были базироваться автономные модули с боевыми блоками баллистического или планирующего типа. По специальной команде модули отделялись от станции, посредством маневрирования они должны были занимать необходимое положение в космическом пространстве с последующим отделением блоков по команде на боевое применение. Конструкция и основные системы автономных модулей были заимствованы с орбитального корабля "Буран". В качестве варианта боевого блока рассматривался аппарат на базе экспериментальной модели ОК "Буран" (аппараты семейства "Бор"). Военная целевая нагрузка для ОК "Буран" разрабатывалась на основании специального секретного постановления ЦК КПСС и Совета Министров. Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса (1976г.) Боевая космическая станция с ударными блоками на базе ОК "Буран" 1 - базовый блок; 2 - центр управления боевыми блоками; 3 - многоразовый транспортный корабль "Заря"; 4 - модули боевой станции с прицельными комплексами; 5 - боевые модули (на базе фюзеляжа ОК «Буран») Вот как описывает применение боевой космической станции С.Александров в своей статье "Меч, ставший щитом" ("Техника-молодежи",4'98):"...Тот же базовый модуль, как на орбитальной станции Мир, те же боковые (уже не секрет, что на Спектре, например, предполагались испытания оптической системы обнаружения ракетных пусков... А стабилизированная платформа с теле- и фотокамерами на Кристалле чем не прицел?), но вместо астрофизического Кванта модуль с комплексом боевого управления. Под шариком переходного отсека еще один переходник, на котором висят четыре модуля (на основе бурановского фюзеляжа) с боевыми блоками. Это, так сказать, исходное положение. По тревоге они отделяются и расходятся на рабочие орбиты, выбираемые из следующего соображения: чтобы каждый блок вышел на свою цель в тот момент, когда над ней будет пролетать центр управления. Фюзеляж Бурана используется в этом проекте по принципу не пропадать же добру: большие запасы топлива в объединенной двигательной установке и очень хорошая система управления позволяют активно маневрировать на орбите, при этом полезный груз боевые блоки находятся в контейнере, скрытые от любопытных глаз, а так же неблагоприятных факторов космического полета. Что существенно в контексте стратегического сдерживания эта система оружия нанесет прицельный, хирургический удар даже в том случае, если будет уничтожено все остальное. Как атомные подводные лодки, она способна переждать первый залп!" Боевой ударный модуль космического базирования: 1 - стыковочный узел; 2 - носовая часть фюзеляжа (НЧФ); 3 - переходный отсек; 4 - герметичный модуль кабины; 5 - носовой блок двигателей управления; 6 - средняя часть фюзеляжа (СЧФ); 7 - хвостовая часть фюзеляжа (ХЧФ); 8 - створки отсека полезного груза с панелями радиационного теплообменника Б) Проекты целевого использования орбитального корабля "Буран" Согласно техническим заданиям Министерства обороны и отраслевым программам в НПО "Энергия" были разработаны технические предложения и эскизные проекты по решению конкретных задач в реальных направлениях применения ОК "Буран". Предусматривалось использовать ОК "Буран" для транспортно-технического обслуживания (ТТО) и ремонта орбитальных комплексов и космических аппаратов. Так, например, транспортно-техническое обслуживание орбитальным кораблем "Буран" комплекса "Мир" - его дооснащение (доставка модулей, энергоустановок и др.), многоразовое использование модулей и оборудования (их возвращение для профилактики и ремонта), доставка на Землю результатов работ - позволяет существенно повысить эффективность комплекса. Как разновидности задачи ТТО были рассмотрены диагностирование неисправных аппаратов, как на орбите, так и после их возвращения с помощью ОК "Буран", а также оценка возможности их ремонта и повторного использования. Применительно к аппаратам космической разведки исследована возможность возвращения двух неисправных аппаратов и принятия решений по их дальнейшему использованию. Детально проработано использование ОК "Буран" для развертывания и сборки больших конструкций. Это направление имеет принципиальное значение для создания космических антенн, солнечных энергоустановок и др. Обоснован эксперимент по отработке антенны космического радиотелескопа КРТ-30 и экспериментального космического комплекса наблюдения в составе бортового модуля на ОК "Буран". Особую роль ОК "Буран" может иметь для выведения и отработки на орбите особо дорогостоящих КА. Чтобы уменьшить технический риск и предотвратить значительный ущерб в случае потери, например, уникального аппарата космической разведки или выхода из строя его целевой аппаратуры, было предложено и проработано решение о создании по принципу максимальной преемственности конструктивных, компоновочных и технических решений экспериментального образца (ЭКА), выводимого и обслуживаемого по программе отработки кораблем "Буран". Такое решение позволяло обеспечить: | |контроль всех основных этапов функционирования ЭКА; | | |контроль операций по раскрытию крупногабаритной антенны РАС | | |и проведение оперативного ремонта при ее отказе; | | |проверку работоспособности ЭКА перед самостоятельным | | |функционированием для гарантированного выполнения задач | | |эксперимента; | | |проведение ремонтно-восстановительных работ на борту ЭКА; | | |возвращение на Землю особо ценных частей ЭКА для диагностики| | |и повторного использования. | Аналогично исследовано использование ОК "Буран" для выведения на орбиту и отработки тяжелой экспериментальной энергоемкой радиолокационной станции 91А6-П. Незаменима роль ОК "Буран" при проведении специальных исследований, а также ряда научных и технологических экспериментов. В качестве начального этапа практического использования ОК "Буран" для научных исследований планировалась постановка и проведение на его борту уже во время второго полета экспериментов по исследованию микроатмосферы, микроускорений и характеристик излучений с помощью научной аппаратуры многоразового использования. Это направление оценивалось как весьма значительное, особенно при комплексном решении научно-исследовательских и технических задач. Уникальные энергетические возможности ОК "Буран" (до 60 кВт), уровень микрогравитации (10-4...10-5g) и другие характеристики функционирования на орбите, а также возможность возвращения и многократного использования оборудования позволили организовать на борту промышленное производство и доставку на Землю биопрепаратов и полупроводниковых материалов высокой стоимости. Проектные исследования этого направления на основе конкретных биоустановок ("Рекомб-2", "Ручей-2", "Поток") и технологических установок ("Кратер-АГ", "Малахит") показали целесообразность его реализации уже в ходе летных испытаний. В результате этих разработок и исследований были разработаны принципы и научно-технические направления создания и эксплуатации любых многоразовых космических аппаратов. Разработкой и исследованиями целевого применения ОК "Буран" занимались В.Г.Алиев, Б.И.Сотников, П.М.Воробьев, В.Ф.Садовый, А.В.Егоров, С.И.Александров, Н.А.Брюханов, В.В.Антонов, В.И.Бержатый, О.В.Митичкин, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |