бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Древняя Индия

Древняя Индия

Древняя Индия

Реферат по истории государства и права зарубежных стран

ПЛАН.

V Особенности развития государства и права. 3

Правовое положение отдельных групп населения. 4

Государственный строй. 5

Местное управление. 6

Армия. 6

Суд и судебный процесс. 7

Особенности развития государства и права.

Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей

развития заключались в том, что на востоке в отличии от запада, где частная

собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения,

отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не

занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном

характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий

для развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны

обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с

правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных

интересов, прав и свобод.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции

дре6вневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты

патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла

характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-

контрольные функции древневосточного государства. Структура замкнутых

сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла

и земледелия, слабым развитием товаро-денежных отношений составляло основу

социальной жизни Древней Индии.

Постепенно из общины выделяется привилегированная верхушка, стоявшая над

рядовыми общинниками и не участвующая в производстве. По-прежнему

владельцем-собственником земли оставалась община. Вместе с тем и

государство выступало в качестве верховного собственника земли, права

которого выражались в получении ренты-налога.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пёстрый

социальный состав общества. В них отсутствовала чёткая социально-классовая

граница (существовали различные категории зависимого населения, занимающие

промежуточные позиции между свободными и рабами). Сословно-правовой статус

индивида в обществе не совпадал с его социально-экономическим положением.

Развитие общества в Древней Индии носило свои особенности. Они связаны с

жёстким сословным делением на 4 варны (брахманов, кшатриев, шудр, вайшьев),

с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью

замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно

переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная

приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне

варн, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения.

В Индии на всех этапах её развития сохранялось определённое самоуправление

общин. Правители Древней Индии не распологали неограниченными

законодательными полномочиями. Даже в крупном государстве, как Маурьев (4-2

век до н.э.), большое значение имели коллегиальные органы государственной

власти, такие как совещательный орган при царе – раджасапха и совет

сановников – мантрипаришад.

В Древней Индии несмотря на их исторические особенности цари также

возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. Они наделялись

всесильными деспотическими полномочиями.

Правовое положение отдельных групп населения.

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего

общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.

Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов

(рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн:

брахманов (жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев,

ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало

разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд

физический отделялся от умственного, материальный от духовного,

производительный от управленческого. Здесь уже заложены основы социально-

экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого

народа.

В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный

плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный,

подаренный и раб в силу наказания. Все права над рабом предоставлялись

хозяину. Раб – не правоспособен.

Также существовали религиозно-правовые границы между кастами, например, у

каждой касты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия

высшей касты.

Владельческие права общин в Индии были неограничены. Право распоряжаться

общинной землёй: продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью

принадлежали ей. Также правящая верхушка получала часть ренты-налога в свою

пользу.

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство,

деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные,

большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в

единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-

классовой социальной структуры Древней Индии.

Государственный строй.

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в 1

тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или союзов племён в форме

племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные

образования, в которых роль государственного управления выполнял племенной

орган. Это были монархии, в которых главенствующую роль выполняли брахманы,

в которых политическое господство осуществлялось военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (раджи) выполняли простейшие

функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд,

распоряжались фондом земель и собирали ренту-налог. В некоторых

государственных образованьях власть раджи была выборной. Со временем

утвердился наследственный принцип получения власти. При выборных монархах

вся власть сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления

власти раджи, совет старейшин выполнял совещательную функцию при монархе –

паришат. Но зависимость правителя была неизменной.

Многие города складывались в результате войн, покорения ряда племён и

народов (империя Маурьев – война Кошалы и Магатхи + разгром Александром

Македонским). В империи Маурьев (расцвет в 3 в. д.н.э.) складывается

централизованная монархия.

Центральный административно-военный аппарат в индии был слаб. Причина –

сохранение важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Всё

это даёт утверждать, что власть древнеиндийских царей не была

деспотической.

Существовала так называемая группа царских чиновников. Они выполняли

разные функции и поручения (надзор за судоходством). Все они назначались

царём. Вместе с тем существовала практика передачи чиновничьих должностей

по наследству, чему способствовала кастовая система.

Местное управление.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением

царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. В

функции правителя провинции входила защита её территории, охрана порядка,

сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемая окружным

начальником («думающим о всех делах»). В его обязанности входил контроль

над сельской администрацией. Он получал доход «с города».

Артхашастра выделяет 4 вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200

и 10 селений. Жалование давалось управителю начиная с 10 деревень. Это

свидетельствует о том, что староста деревни-общины не был царским

чиновником. В его обязанности входили сбор налогов, наблюдение за порядком

в общине. На общинных сходках решались наиболее важные вопросы.

Армия.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабёж

других народов рассматривались как важный источник процветания государства.

Почитался царь – мужественный воин, добывающий «то, что он не имеет». Царю

переходила и большая часть награбленного имущества, остальное подлежало

дележу среди солдат.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наёмников, воинов,

поставляемых зависимыми союзниками. Армия была кастовой. В основном лишь

кшатрии могли носить оружие. Другие могли браться за оружие, когда для них

«наступает время бедствий».

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она должна была

защищать государственную целостность. Вот почему отряды помещались «среди

2, 3, 5, а также сотен деревень».

Суд и судебный процесс.

В Древней Индии существовали 2 системы судов: царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь (вместе

с брахманами и опытными советниками) или замещающая его судебная коллегия.

Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистию.

Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была

назначаться судебная коллегия из 3 судейских чинов. Кроме того специальные

судьи разбирали уголовные дела. Большая ответственность лежала на городских

властях, которые боролись с преступностью.

Большинство дел рассматривалось общинными, кастовыми судами. Неофициальные

кастовые суды сохранились в Индии до наших дней.

Судопроизводство по своему характеру процесса, что по уголовным, что по

гражданским делам, в основном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи

заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от

характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих

исполнение решения суда. Ответчик при этом не имел права выдвигать

встречного иска (искл. дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев).

Рассмотрение дела прекращалось если ответчик признавал свою вину. В

противном случае, ему давалась отсрочка для ответа: 1ый раз – 3-7 дней, 2ой

раз – 1,5 месяца с целью поиска новых доказательств. Истец должен был

оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае, он подлежал

штрафу. Бегство и истца, и ответчика – признание вины.

Действовал общий принцип: свидетель должен быть равным по социальному

статусу той стороне, в процессе относительно которой он даёт показания. Эти

требования не действовали в случае тяжких преступлений. Лжесвидетельство

считалось преступлением, наказываемым штрафом равным 10и кратной сумме иска

или изгнанием из страны.

В древности применялся суд божий – ордалии (испытание весами, огнём, водой

простой и священной и ядом). К ним прибегали при согласии обоих сторон и

при отсутствии доказательств.


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.