|
Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультетавыяснению более сложной проблемы: формы земельной собственности и землевладения. Здесь же следует рассмотреть и арендные отношения, обратив особое внимание на такой вид аренды, как субаренда. Необходимо выяснить, чем было вызвано ее появление. Затем перейдите к изучению других отраслей сельского хозяйства: садоводства и скотоводства. В заключение сделайте вывод об уровне развития сельского хозяйства в древней Вавилонии. Выясняя степень развития ремесла и торговли, необходимо рассмотреть такие вопросы, как виды ремесел, оплата труда ремесленников, охарактеризовать развитие внутренней и внешней торговли, выяснить, что являлось предметом торговли, какие взаимоотношения существовали между различными категориями купцов. Особое внимание следует уделить развитию ростовщичества, определить предметы ссуды, оформление ростовщических сделок, каким образом погашался процентный долг, наконец, как законодательство относилось к ростовщику. При изучении вопроса об общественном строе древней Вавилонии необходимо разобраться в социальной структуре населения древней Вавилонии. Следует выяснить, какие группы населения можно выделить на основе анализа судебника Хаммурапи, обратить внимание на наличие двух в правом отношении категорий свободного населения, познакомиться с различными точками зрения по вопросу об их происхождении. Вопрос этот необходимо рассматривать в рамках вопроса о сельской общине. Следует определить, в какой стадии развития находилась сельская община в древней Вавилонии, каково отношение законодательства к ней. Особую важность для понимания социально-экономической структуры общества имеет вопрос о развитии рабства. Необходимо рассмотреть источники рабства, положение рабов, категории рабов, применение их труда, формы протеста рабов против эксплуатации и угнетения и заключить анализ этого вопроса выводом о характере рабства в древней Вавилонии и степени его развития. Для ответа на вопрос о семье и семейных отношениях следует проанализировать принципы оформления брачных отношений, правовые и имущественные отношения между супругами, положение женщины, детей в семье, в заключение определить характер вавилонской семьи и отношение законодательства к ней. Рассматривая вопрос о судопроизводстве и уголовном праве, необходимо остановиться на таких моментах, как организация судебного дела, пережитки обычного права, определить круг преступлений, которые карались смертной казнью, и выяснить причины столь тяжелого наказания, наконец, на страже чьих интересов стояло законодательство в древней Вавилонии. В заключении необходимо дать оценку сущности законов. Полезно при этом вспомнить характер обещаний законодателя, содержащихся во вступлении к судебнику, и проследить, как они осуществляются в основной его части. Конечный вывод по теме должен содержать ответ на вопрос: интересы какой части древневавилонского общества отражал судебник Хаммурапи. Подготовка к четвертому занятию проводится в форме обобщения данных по социально-экономическому развитию Вавилонии, изученных на предыдущих занятиях. Изучая первый вопрос, необходимо определить, в чем заключались особенности развития древневосточных обществ, чем они определялись. Особое внимание обратить на развитие рабства, положение мелкого свободного производителя, выяснить, кто являлся основным производителем материальных благ в обществе, какую роль играла сельская община и т. д. Второй вопрос требует уяснения возникновения специфической формы власти в странах древнего Востока, чем это было вызвано, в чем заключалась ее сущность и каковы основные особенности данной формы власти. По предложенным вопросам (по желанию) студенты готовят доклады. Тема 2 Проблема формирования греческого полиса. Первый этап сложения полисной организации Основным структурным элементом античной цивилизации является полис. Полис – феномен экономического, социального, политического, культурного порядка, без понимания сути которого невозможно понять античной культуры как таковой. Данное занятие посвящено начальному этапу формирования полиса, который именуют гомеровским, или периодом «темных веков». Цель занятия - установление причин, приведших к формированию нового общественного строя, его специфики от предыдущего, анализ первой стадии эволюции полиса, т. н. протополиса, на примере поэм Гомера, а также сложение (пока, в основном, на основе историографии) представления о классическом полисе и его структурных элементах, отличающих его от предыдущей стадии. 1. Феномен «темных веков» (проблема преемственности гомеровской и крито- микенской цивилизации). 2. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник. Гомеровский вопрос. 3. Хозяйственное развитие греческого общества в гомеровский период. 4. Общественный строй греческий племен. 5. Протополис и его характерные черты. 6. Полис как историко-культурный феномен. Рекомендуемый библиографический список Обязательный Гомер. Илиада /Пер.Н.И.Гнедича (любое издание). Гомер. Одиссея /Пер.В.А.Жуковского (любое издание). Практикум по истории древнего мира /Сост.Н.А.Просина и И.С.Свенцицкая. М., 1965. С. 95 – 107. История Европы. Т. 1. М., 1988. Полякова Г.Ф. От микенских дворцов к полису //Античная Греция. М., 1983. Т. 1. С. 89 – 127. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1975. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998. Андреев Ю.В. К проблеме гомеровского землевладения //Социальная структура и политическая организация античного общества. Л., 1982. Андреев Ю.В. Цари и царская власть в поэмах Гомера //Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1976. Вып. 3. Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960. Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. М., 1962. Свенцицкая И.С. Некоторые проблемы землевладения по «Илиаде» и «Одиссее» //ВДИ. 1976. № 1. С. 52 – 63. Клейн Л.С. Троянская война в эпосе и в истории //Кравчук А. Троянская война. М., 1991. С. 196 – 217. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. Кошеленко Г.А. Древнегреческий полис //Античная Греция. М., 1983. Т. 1. С. 9 – 36. Тюменев А.И. Восток и Микены //Вопросы истории, 1959. № 12. С.58 – 74. Тюменев А.И. Передний Восток и античность //Вопросы истории, 1957. № 6. Фанула Папазоглу. К вопросу о преемственности общественного строя в микенской и гомеровской Греции //ВДИ. 1974. № 4. Андреев Ю.В. К проблеме послемикенского регресса //ВДИ. 1985. № 3. Перевалов С.М. Проблема гомеровской царской власти в современной историографии //Общество и государство в древности и средние века. М., 1986. С.14 – 34. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. Л., 1985. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977. С. 18 – 41. Дополнительная литература Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982. С. 47 – 93. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, 1994. (Кн. I, гл. II: «Илиада» и гуманизм Гомера; гл. III: Одиссей и море). Методические указания При подготовке к первому вопросу важно уяснить, в чем состоит проблема преемственности, определить значение «темных веков» для последующей истории греческой цивилизации, их хронологию, уметь оперировать археологическим материалом (см. позиции Андреева, Папазоглу, Ленцмана, Тюменева, Поляковой). При подготовке второго вопроса важно уяснить суть гомеровского вопроса, его составляющие и историю проблемы. При оценке источника важно указать на его особенности и проблемы, которые встают в связи с этим перед исследователями. Анализ хозяйственного и общественного строя необходимо дать исходя непосредственно из материала источников, используя и историографический материал. Анализ источников следует начать с подборки свидетельств о хозяйственной жизни гомеровской Греции, выделить преобладающие отрасли хозяйства, раскрыть формы земельных отношений, выявить уровень развития ремесла и торговли. Рассматривая вопрос об общественном строе греческих племен, необходимо определить, какие черты роднили гомеровское общество с первобытными племенами, какие новые тенденции появились в его развитии в рассматриваемый период. Следует обратить внимание на развитие рабства и выяснить, какую роль оно играло в жизни гомеровских греков. Не менее важным является вопрос об имущественном и социальном расслоении гомеровского общества. Необходимо выяснить причины этого явления, проследить ход имущественной дифференциации на конкретном материале источников, касающихся системы управления и определить, на какой стадии развития она находилась. При ответе на пятый вопрос необходимо суммировать сведения, полученные в ходе предыдущего анализа. Кроме того, следует рассмотреть типы городов (Троя и город феаков), выделить общее и особенное, а также, используя литературу, выявить специфические черты, присущие для протополиса. Здесь важно понять, почему эта стадия именуется протополисом, чем она отличается от полиса; какие точки зрения на этот счет имеются в историографии. Ответ на шестой вопрос предполагает знание историографии проблемы и является итогом рассуждения об эволюции протополисной организации. Здесь важно выяснить, какие черты присущи полису как единому социально- политическому, экономическому и культурному феномену, который лежит в основе всей античной цивилизации. Тема 3 Классический полис и его типы Несмотря на то, что о полисе можно говорить как о феномене, который складывается на всей территории Греции в I тыс. до н. э., имеет общие предпосылки и черты, однако условия сложения варьировались, в связи с чем можно выделить различные типы полисной организации. В рамках данной темы необходимо выяснить, какие исторические типы полисов можно выделить на территории Греции и какие черты являются определяющими для такой типологии; что они имеют общего и отличного, и с чем связано то и другое. Занятие 1. Спарта в VIII - VI вв. до н. э. 1. Законодательство Ликурга и проблема возникновения спартанского государства. 2. Зависимое и неполноправное население древней Спарты. 3. Организация «общины равных» у спартиатов. Свободное население Спарты. 4. Политическое устройство Спартанского государства. Рекомендуемый библиографический список Обязательный Практикум по истории древнего мира //Сост. Н.Л.Просина и И.С.Свенцицкая. М., 1965.С.107 – 124. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса //Античная Греция. М., 1983. Т. 1. С. 194 – 216. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика //ВДИ, 1987. № 4, С.70 – 86. Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001. Печатнова Л.Г. Формирование спартанского полиса (конец VIII – начало VI вв. до н. э. ). Уч. пособие. СПб., 1998. Пикус Н.Н. Характерные черты спартанского общества и государства IX-IV вв. до н. э. //Преподавание истории в школе (ПИШ). 1953. № 5. Строгецкий В.М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте //Античный полис. Л., 1979. Дополнительная литература Поппер К. Открытое общество. Т. I – II. М., 1989. Андреев Ю.В. Спартанские всадники //ВДИ. 1969. № 4. Колобова К.М. Древняя Спарта (X – VI вв. до н. э.). Л., 1957. Печатнова Л.Г. Кризис спартанского полиса (конец V – начало IV вв. до н. э.). Учебное пособие. СПб., 1998. Лурье С.Я. О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты //ВДИ. 1939. № 1. Методические указания Спарта представляет собой один из типов греческого полиса. В связи с чем важно уяснить его характерные особенности. При подготовке к первому вопросу следует выяснить в чем состоит проблема возникновения Спартанского государства; какие археологические данные и каким образом говорят о трудностях и продолжительности процесса формирования Спартанского государства; каким образом этот процесс связан с законодательством Ликурга; какие теории существуют о личности законодателя и его законодательстве; какие внешние и внутренние факторы способствовали сложению особенностей, присущих спартанскому полису. Своеобразие образования Спартанского государства сказалось на его социальном строе. Здесь наиболее сложным является вопрос об институте илотии. Нужно знать различные точки зрения, существующие в исторической науке, относительно происхождения и положения илотов. Необходимо выяснить, в чем заключалось и чем объяснялось приниженное положение периэков. Говоря об “общине равных”, следует остановиться на причинах появления столь своеобразной организации древних спартиатов, выделить черты, которые тормозили развитие общественной жизни в Спарте, и выяснить, почему спартиаты были заинтересованы в их сохранении. Особого внимания требует работа над понятием “сиссития”. Нужно уяснить происхождение этого обычая, его социальную функцию. Здесь же следует остановиться на системе воспитания в древней Спарте. Рассматривая вопрос о политическом устройстве Спарты, следует разобраться в сущности каждого органа власти, определить, какие из них берут начало в доклассовом обществе, а какие появились позже. Необходимо также выяснить, какой реальной властью обладал каждый из государственных органов. В заключение следует сделать вывод о типе спартанского полиса, выделив его основные черты. Занятие 2. Афинский полис и становление классической демократии Данная тема рассматривается на двух занятиях, в ходе которых должны быть рассмотрены основные проблемы, связанные с формированием Афинского полиса и Афинской рабовладельческой демократии, определены основные черты обоих феноменов и показана их взаимосвязь. I. 1. «Афинская полития» Аристотеля как исторический источник. 2. Социально-экономические отношения и политический строй досолоновской Аттики. Начало борьбы эвпатридов и демоса. 3. Реформы Солона и их историческое значение. 4. Тирания Писистрата и Писистратидов. II. 1. Реформы Клисфена и их роль в становлении демократии в Афинах. 2. Политическая борьба в Афинах в первой половине V в. до н. э. 3. Афинское государство при Перикле. 4. Образование и организация Афинской морской державы. Рекомендуемый библиографический список Обязательный Аристотель. Афинская полития. М., Л. 1936. Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. Плутарх. Солон. Фемистокл. Перикл//Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т.1. Практикум по истории древнего мира. М., 1965. С.125 – 137; 146 – 160. Хрестоматия по истории древней Греции. М., 1964. С. 138 – 175; 200 – 238. Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М., Л., 1956. Яйленко В.П. Архаическая Греция //Античная Греция. М.,1983. Т. 1. С. 128 – 193. Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия //Античная Греция. Т. 1. С. 327 – 365. История Европы. Т. 1, М., 1988. Радциг С.И. Килонова смута //ВДИ. 1964. № 3. Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах //ВДИ. 1986. № 1. Радциг С.И. Килонова смута в Афинах //ВДИ. 1964. № 3. Родс П.Дж. Кому принадлежала власть в демократических Афинах //ВДИ. 1998. № 3. Строгецкий В.М. Клисфен и Алкмеониды //ВДИ. 1972. № 2. Суриков И.Е. Афинский ареопаг в первой половине V в. до н. э. //ВДИ. 1995. №1. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986. Шуллер В. Афинская демократия и Афинский морской союз //ВДИ. 1984. № 3. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. Яйленко В.П. Архаическая Греция //Античная Греция .Т.1. М., 1983. С. 128 – 193. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 68 – 88. Перевалов С.М. Проблема гомеровской царской власти в современной историографии //Общество и государство в древности и средние века. МГУ. 1986. С. 14 – 34. Маринович Л., Кошеленко Г. Становление афинской демократии //Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. С. 5 – 25. Маринович Л., Кошеленко Г. Уроки античной демократии //Там же. С. 319 – 330. Дополнительная литература Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов -на- Дону, 1994. (Кн. I. гл. VI. Солон и приближение демократии; гл. X. Перикл олимпиец; Кн. III. гл. VIII. Аристотель и живые существа). Методические указания При подготовке на первый вопрос следует прочитать “Афинскую политию” Аристотеля, проанализировать содержание, сравнить с другими источниками по данной теме и дать источниковедческий анализ труда. Для чего следует воспользоваться также работой Доватура А.И. При характеристике позиции автора следует учитывать время написания “Политии”, а также иметь представление о самом Аристотеле, его деятельности, жизни и его окружении. При подготовке второго вопроса необходимо сначала дать характеристику географического положения Аттики (с помощью карты), выяснить, как развивалось хозяйство Аттики (отрасли хозяйства, какие и почему преобладали, как это отразилось на социальной жизни аттического общества); далее определить класссовую и социальную структуру общества и рассмотреть основные этапы социальной борьбы до Солона (Килонова смута, законы Драконта). При характеристике политического строя досолоновской Аттики, в первую очередь, необходимо рассмотреть вопрос о синойкизме и знать, в чем заключается его сущность, затем следует выяснить, в чьих руках и почему сконцентрировалась политическая власть. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть все органы управления: царскую власть и тенденции ее развития, народное собрание, ареопаг, коллегию девяти архонтов. Не менее важным является вопрос о появлении навкрарий и какую роль они сыграли в становлении Афинского государства. Следует помнить, что вопрос социальных отношений данного периода является дискуссионным и здесь важно показать отличия в его понимании, существующие в историографии. Следует также помнить, что данный период - это период протополисный, и необходимо, вспомнив черты протополиса, уметь связать их с конкретно историческим материалом (анализ социально-экономической и политической организации). Из данного анализа будут ясны причины приведшие к реформам Солона. Ответ на третий вопрос должен строиться на анализе источникового материала, и в первую очередь, труда Аристотеля и биографии Солона у Плутарха, где наиболее полно представлена его реформаторская деятельность. Наряду с анализом его реформ следует отметить какую роль они сыграли в сложении афинского полиса и демократии. Прежде чем начать ответ на вопрос о тирании Писистрата в Афинах, следует выяснить, что такое “старшая тирания” в Греции, какое место она занимает в истории развития греческого полиса. Затем на конкретном материале Афин проследить становление, развитие и гибель тиранического режима. В заключение целесообразно выяснить вопрос, почему ученые считают тиранию в Греции VII-VI вв. до н. э. в целом прогрессивным явлением. Изучение вопроса о реформах Клисфена следует начать с анализа борьбы, которая развернулась в Афинах вслед за свержением тирании, выявить ее причины, рассмотреть ход борьбы и роль в ней Клисфена. Затем необходимо приступить к анализу реформ Клисфена с позиций окончательного оформления государственной организации. Особое внимание нужно обратить на создание Клисфеном территориальных фил. Разбором реформ Клисфена заканчивается вопрос борьбы демоса против эвпатридов в Афинах, поэтому в обобщающем выводе необходимо показать основные итоги этой борьбы и связь ее с формированием полиса и эволюцией демократии. Дальнейшее развитие демократии в Афинах связано с политической борьбой первой половины V в. до н. э. Необходимо проследить связь между обострением борьбы и внутренней (расцвет рабовладельческого хозяйства) и внешней (греко- персидские войны) историей Афин. Следует определить также политические группировки, боровшиеся за власть, социальный состав которых был несколько иным, чем в предшествующий период. Чем это было вызвано? Особое внимание при подготовке вопроса нужно обратить на деятельность Эфиальта. Правление Перикла называют “золотым веком афинской демократии”. При ответе на этот вопрос необходимо представить личность самого Перикла, выяснить почему стало возможным столь долгое его нахождение во главе афинской демократии, а также проанализировать все новшества проведенные им во внутренней и внешней политике. Итогом этого анализа должно стать заключение о характере афинской конституции и демократии в эпоху Перикла. В ходе ответа на последний вопрос следует показать ту роль, которую сыграл Афинский морской союз для развития афинской демократии. В заключение необходимо вычленить основные черты афинской демократии и показать ее ограниченность, а также проанализировать соотношение понятий “полис” и “демократия”. Тема 4. Римская civitas. Кризис римского полиса и республики. Занятие 1. Политическая организация римской civitas в V–II вв. до н. э. Цель занятия состоит в выяснении характера политической власти в римском полисе и его отличий от греческого. 1. Результаты сословной борьбы патрициев и плебеев и значение ее для |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |