бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Греческая цивилизация

Греческая цивилизация

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра истории и культурологии

Реферат

на тему

Греческая цивилизация

выполнил студент 1 курса

физического факультета группы РФ-2

Носырев А.В.

научный руководитель

Короткий Н.С.

Краснодар, 1998.

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой

истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации

сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк

прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим

чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся

преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация

— не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась,

некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже

тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о

чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым

расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего

тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая

позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание

греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII

- V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма

государства — первая в истории демократии. В науке, философии,

литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения

древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.

Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду

сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать

исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем

непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся

фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку

уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки

объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой

культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории”

Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта.

Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою

философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной

теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был

финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов,

заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а

также знания по геометрии и астрономии.

Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно

Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся

представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать

восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает

несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и

культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое

заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между

своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности

восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того

или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на

Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал

консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ.

Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было

присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро

отдать другим народам свои собственные достижения.

Современная наука дает и другие объяснения происхождения

древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда”

в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и

метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с

другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге

историка А. И Зайцева “Культурный переворот в Древней Греции VIII - V

вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения, опровергающие

расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины

величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории

Греции, а в конкретной исторической действительности первого

тысячелетия до н. э.

Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая

цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура

базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы

развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда

не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию

и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации

является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его

пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и

мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в

представлении греческой цивилизации являются отражением один другого —

это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в

другом”.[1]

Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок

развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как

прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.

Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах

духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре,

скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку,

которую некоторые исследователи называют “мышлением по способу греков”.

У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.

Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие

дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные

кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого

рода дворец — средоточие сложной экономической военной и религиозной

жизни. “Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные

поступления (в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства),

дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей

продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу”.[2] Возглавлял

деятельность такого дворца царь-жрец (ванака). Основная функция царя

заключалась в сохранении “священного порядка в природе”. Человек в

такой системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея

божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у

древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих

ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал.

Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации.

Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой

аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя —

“басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою

родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения,

чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении

диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать

отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны

в Эфире и в царстве ликийском пространном”.[3] Нормами жизни человека в

микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд.

Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.

Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся

демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма

государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией

личной свободы гражданина было право частной собственности на средства

производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с

возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного

распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право

непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики

государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации

экономической и политической власти в руках одной личности, семьи,

сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то,

что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч)

обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только

в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого

государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и

частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не

говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму

категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и

римлянами.

Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала

античная скульптура. Заимствованная греками из древней и

рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации

Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и

схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей

индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи,

характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан

демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные

оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе

символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать

динамику отношений полноправных граждан полиса.

Греческая архитектура также была сращена с динамичными

общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили

по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале

были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста

благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса —

агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и

экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала

обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных

нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это

здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра,

стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в

частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на

монументальный характер греческой общественной архитектуры

классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать

сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного

гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры

древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где

индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли

гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С

эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы

царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания

вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических

полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и

канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались

уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся

представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка).

Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и

оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права

на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной

собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все

большего наступления императорской центральной власти на права

муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения

Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации

и приходили в упадок.

Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и

римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в

значительной степени будут определять развитие европейской и мировой

литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные

века дописьменного эпоса, в частности “Илиады” и “Одиссеи” Гомера,

ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях

античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового

времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку

его естественная среда — аристократическая община — уступает свои

позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою

потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде

литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие

мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и

многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма,

а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие

драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан.

Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия

(политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического

искусства — ораторского, для проявления которого было достаточно

поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных

празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и

одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме

них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не

умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и

римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.

Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения

литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть

историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа

которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта

и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся

вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается

осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других

сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в

римской культуре.

В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в

классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия,

астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные

соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника.

Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками,

поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский

труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника.

Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры

и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил,

расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили

их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в

подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая

каменоломни и метеллургические предприятия), водном хозяйстве

(трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха.

Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают

применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные

мельницы.

К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система

образования — общее образование или энциклопедическое образование,

энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни

христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем

(гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование).

Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой

интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и,

являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые

нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными

источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.

Список использованной литературы

Энциклопедический словарь юного историка М.,”Педагогика-пресс”,1993

Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима

М., “Высшая школа”,1990

Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971

Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону,”Феникс”,1994

Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-

на-Дону, “Феникс”,1997

-----------------------

[1] Боннар

[2] Античная Греция, т.1 Становление и развитие полиса. М.,1983. с.90-91

[3] Гомер. Илиада /Пер. Н.И.Гнедича. М.,1960 / VI, 208 - 210


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.