бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Грибоедов и декабристы

Грибоедов и декабристы

Ламунин Антон

Реферат на тему

Грибоедов и декабристы

Оглавление.

Оглавление. 2

Шум лагерный, товарищи и братья... 3

Глава № I 4

Глава №2 22

Заключение. 27

Литература. 28

Шум лагерный, товарищи и братья...

Значение декабризма в русской истории огромно. Вклад дворянских

революционеров в выработку общественно- полититических программ и

концепций, выработку тактики революционной борьбы, их участие в

литературной борьбе, их художественное и критическое творчество трудно

переоценить. “Декабристы проявили значительную творческую энергию в

создании особого типа русского человека по своему поведению резко

отличавшегося от того, что знала вся предыдущая русская история.

Специфическое, весьма необычное в дворянском кругу поведение значительной

группы молодых людей, находившихся по своим талантам, характерам,

происхождению, по своим личным и семейным связям, служебным перспективам, и

т.д. в центре общественного внимания, оказало воздействие на целое

поколение русских людей,”- пишет Ю.М. Лотман в своем произведении “Беседы о

русской культуре”.

Разговор же о Грибоедове и декабристах вести очень сложно. Он не

подпадает под определение Ю.М.Лотмана, так как служить Грибоедов начал

довольно поздно и к своей службе относился только как к необходимости[1].

Также постановка вопроса представляется возможность беседы на огромное

количество тем, таких как: был ли Грибоедов членом тайного общества и если

да, то какого: Северного или Южного; принимал ли Грибоедов участие в

обсуждении самой возможности вооруженного восстания 14 декабря 1825 г. и в

его подготовке; отражал ли он в своем произведении личное отношение к делу

декабристов. Я считаю, что все данные темы в той или иной форме

переплетаются, и поэтому в разговоре на тему “Грибоедов и декабристы”

следует сказать о причастности Грибоедова к восстанию 14 декабря и о его

отзывах насчет этого восстания.

Ответ на данные вопросы можно получить различными путями: исследовав

показания самих декабристов и Грибоедова, или обратившись ко мнению

биографов и исследователей жизни и творчества Грибоедова. Для того, чтобы

дать объективный ответ нужно сделать и то и другое, так как это поможет

создать более полное представление о данной проблеме и дать

аргументированные ответы на поставленные вопросы.

Глава № I

Декабрист А. П. Беляев говорил: “ ...В период с 1820 года до смерти

Александра I либерализм стал достоянием каждого мало-мальски образованного

человека. Частые колебания самого правительства между мерами прогрессивными

и реакционными еще более усиливали желание положить конец тогдашнему

порядку вещей, много также нашему либерализму содействовали и внешние

события, как-то : движение карбонариев, заключение Сильвио Пеллико

Австрией, отмененный поход нашей армии в Италию, показывавший, что и Россия

готова следовать за Австрией в порабощении народов. Имя Меттерниха

произносилось с презрением и ненавистью; революция в Испании с Риэго во

главе, исторгнувшая прежнюю конституцию у Фердинанда, приводила в восторг

таких горячих энтузиастов, какие были мы и другие, безотчетно следовавшие

за потоком. В это же время появилась комедия "Горе от ума” и ходила по

рукам в рукописи; наизусть уже повторялись его едкие насмешки; слова

Чацкого "все распроданы поодиночке" приводили в ярость; это закрепощение

крестьян, 25-летний срок службы считались и были в действительности

бесчеловечными...”.

Эти слова можно расценивать как косвенное подтверждение Беляевым факта

причастности Грибоедова к декабристам.

Рылеев ясно показывает на следствии: “C Грибоедовым я имел несколько

общих разговоров о положении России и делал ему намеки о существовании

общества, имевшего целью переменить образ правления в России и ввести

конституционную монархию”, “он из намеков моих мог знать о существовании

общества”

Отметим, что Рылеев всячески стремился выгородить Грибоедова на

следствии, и приведенные выше его признания получают поэтому особую цену.

Александр Бестужев показал, что “C Грибоедовым, как с человеком

свободомыслящим, я нередко мечтал о желании преобразования России. Говорил

даже, что есть люди, которые стремятся к этому”. Указание на наличие людей,

стремящихся к преобразованию России, есть несомненное сообщение о наличии

общества, хотя Бестужев и пытается ввести в это показание туманную

оговорку: “но прямо об обществе и его средствах никак не припомню чтобы

упоминал” . В воспоминаниях о Д. Н. Бeгичеве его племянницы Ел. Яблочковой

(в замужестве Соковниной) есть свидетельство, что “Бестужев, издатель

альманаха “Полярная Звезда”, искал знакомства с С. Н. Бегичевым, но А. С.

Грибоедов советовал ему избегать Бестужева, зная замыслы декабристов”. Не

вдаваясь в разбор вопроса о знакомстве Бестужева с С. Н. Бегичевым, учтем,

что в этом сообщении налицо бесспорное свидетельство о том, что Грибоедов

знал не только о факте существования тайного общества, но и eгo замыслах.

Но что же именно знал он о тайном обществе и его замыслах? Знал ли он о нем

вообще, в туманной и неясной форме, или его осведомленность была более

конкретной? Была ли ему известна программа и тактика декабристов, и если

да, то что именно он знал о них?

Из приведенного выше показания Рылеева видно, что о существеннейшем

моменте программы Северного общества – о перемене образа правления в России

и о введении конституционной монархии – Грибоедов знал.

Но ограничилось ли дело этим? Ведь Рылеев был республиканцем. Общий друг

Грибоедова и Рылеева Александр Бестужев показывает: “...в конце 1824 г. я

увидел в нем [Рылееве] перемену мыслей на республиканское правление”.

Грибоедов познакомился с Рылеевым в 1825 г., когда республиканские

настроения последнего были в разгаре. Может быть, Рылеев из осторожности не

открыл Грибоедову своих республиканских планов и сказал лишь о более

умеренной цели тайного общества – конституционной монархии? Нет, и это не

так. В письме к А. Бестужеву от 22 ноября 1825 г. Грибоедов пишет, что в

Крыму встретился с Н. Н, Оржицким (декабристом): “Вспомнили о тебе и о

Рылееве, которого обними за меня искренне, “по- республикански”...

Комментарием к “республиканскому” привету Рылееву от Грибоедова может

служить и то небезынтересное соображение, что Грибоедов имел дело в

Северном обществе именно с его республиканской группой: к ней принадлежали

Рылеев, Оболенский, Бестужев, фон-дер-Бригген. Оболенский осуществлял

прямую связь Пестеля с Северным обществом, был его поддержкой на севере.

Введение республики или конституционной монархии в России влекло за

собой сложную систему соответствующих государственных преобразований – это

было логическим следствием и вообще содержанием понятия “конституционная

монархия” или “республика”. И в том и в другом случаях предполагался какой-

то вид парламента, наличие депутатов от населения, какая-то форма

освобождения крестьян и система буржуазных реформ – свобода печати,

собраний, свобода совести, занятий, передвижения, суд присяжных и т. д. А.

Бестужев в своих показаниях раскрывает вопрос о введении России нового

образа правления так: “отыскать права, коими пользуются другие нации”.

Права эти были многообразны, и вопрос, например, о свободе печати был лишь

частью системы. Поэтому прямое свидетельство Бестужева о том, что Грибоедов

был сторонником свободы печати, не может не говорить об осведомленности

широко образованного в “политических науках” Грибоедова и во всей системе

искомых декабристами “прав”. Раз Грибоедов знал об этой свободе, он, надо

думать, знал и об остальных свободах.

Таким образом, надо признать, что о политической программе декабристов

Грибоедов знал довольно много даже по самым скупым и отрывочным данным,

дошедшим до нас. Фактическая же его осведомленность, вероятно, была еще

шире. Его сведения о существовании тайного общества были не туманным

знанием общего факта без деталей, а конкретной осведомленностью о

политической программе декабризма до республики включительно.

В следственной анкете Грибоедова от 4 февраля 1826 г. в пункте “а” 4

Отдела есть следующее утверждение: “Рылеев и Александр Бестужев прямо

открыли вам, что есть общество людей, стремящихся к преобразованию России и

введению нового порядка вещей; говорили вам о многочисленности сил людей, о

именах некоторых из них, о целях, видах и средствах общества”. Пункт этот

был предварен существенным указанием, что “Комитету известны мнения ваши,

изъявленные означенным лицам”. Последнего Грибоедов, сидя на гауптвахте

Главного штаба, проверить не мог, очных ставок у него с Рылеевым или

Бестужевым не было, и он, естественно, должен был учесть , что степень его

осведомленности была Комитетом проверена и пункт “a” был включен не зря.

Ответ Грибоедова был крайне суммарен: “Рылеев и Бестужев никогда мне о

тайных политических замыслах ничего не открывали”.

Знал ли Грибоедов о русском национальном характере проектируемой

декабристами республики или конституционной монархии? Несомненно.

Декабрист А. Бестужев показывает на следствии: “В преобразовании России,

признаюсь, нас более всего прельщало pyсское платье и русские названия

чинов". Знал ли Грибоедов об этом? Знал. Это видно из показания того же

Бестужева: Грибоедов “как поэт желал этого для свободы книгопечатания и

русского платья” . .

Общеизвестная защита русского платья в “Горе от ума” в монологе о

французике из Бордо соответствует этим свидетельствам. Интерес к русскому

платью и вхождение его в систему декабристских проектов засвидетельствованы

и для более раннего периода развития декабризма протоколами “Зеленой Лампы”

(“побочной управы” раннего декабристского общества – Союза Благоденствия).

В замечательной политической утопии “Сон” (А. Д. Улыбышева), которая была

прочтена на одном из заседаний “Зеленой Лампы”, изображена будущая,

послереволюционная Россия, будущий Петербург, который якобы увидел во сне

член “Зеленой Лампы”: “Проходя по городу, я был поражен костюмами жителей.

Они соединяли европейское изящество с азиатским величием, и при

внимательном рассмотрении я узнал русский кафтан с некоторыми изменениями.

“Мне кажется, – сказал я своему руководителю, – что Петр Великий велел

высшему классу русского общества носить немецкое платье, – с каких пор вы

его сняли?”

“С тех пор, как мы стали нацией, – ответил он, – с тех пор, как,

перестав быть рабами, мы более не носим ливреи господина”.

На вопрос следствия о защите русского платья Грибоедов ответил:

“Русского платья желал я потому, что оно красивее и покойнее фраков и

мундиров, а вместе с этим полагал я, что оно бы снова сблизило нас с

простотою отечественных нравов, сердцу моему чрезвычайно любезных” ..

Грибоедов, конечно, понимал, что ни республику, ни конституционную

монархию нельзя было ввести в самодержавной аракчеевской России мирным

путем. Вся система проектируемого декабристами нового образа правления

могла быть введена только посредством какой-то формы революционного

действия. Недаром и позже грибоедовская цитата из речи Репетилова – “что

радикальные потребны тут лекарства” – серьезно и в положительном смысле

цитировалась в революционной прессе. Что такое “преобразование” на языке

декабристов? Поищем это слово в речах того же Бестужева и у других

декабристов. Сторонники чисто русского языка и перевода на него слов были

среди декабристов. Пестель был одним из них.: он предлагал в “Pyccкой

Правде назвать артиллерию “бронебоем” и карре – “всебронем”, ввести русские

названия воинских чинов; Александр Бестужев был сторонником того же

направления – он предлагал назвать карниз “прилепом”, антиквария –

“старинарем” и т. д. Ища русский перевод слова “революция”, декабристы в

соответствии с латинской приставкой “re” и корнем “vol” нашли русский

перевод в двух вариантах: “пре-образование” и “пре- вращение”. Имеются

тексты, где иностранное слово “революция” употреблено наряду с русским

переводом. В одном из показаний Пестеля, где говорится о центральном

значении вопроса верховной власти и подчиненном значении остальных “добрых

планов”, мы читаем: “Добрые планы могут иметь хорошее действие влияние даже

без превращения (революции) “ тут прямо дано в скобках иностранное

значение русского слова. В другом показании он приравнивает к слову

“революция” слово “преобразование”. “Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов,

равно как предшествовавших и последовавших времен, показали... столько

революций, совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии

происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями

оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту.

Нынешний ознаменовывается революционными мыслями... Дух преобразования

заставляет, так сказать, везде умы клокотать (fait bouillir les esprits).

Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли правила и

укоренили оные в умах” . Ясно, что в данном тексте термин “преобразование”

есть русский перевод слова “революция”: четырехкратное упоминание слова

“революция” (= “революционный”) суммировано Пестелем в слове

“преобразование” Показание Бестужева: “С Грибоедовым, как с человеком

свободомыслящим, я нередко мечтал о желании преобразования России” – может

приобрести, так образом, более точный смысл. Следственный комитет к

содержанию этой терминологии не проявил никакого интереса.

В мемуарной литературе засвидетельствованы критические слова Грибоедова,

сказанные им в разговорах с декабристами: “Сто прапорщиков хотят изменить

государственный быт России”. Эти слова – несомненное доказательство

осведомленности Грибоедова о революционных замыслах декабристов, о планах

открытого выступления.

Такая широкая осведомленность Грибоедова в программных вопросах

заставляет предположить, что он был знаком и с тактическими планами

декабристов. Нельзя так много знать о программе, не задавая вопроса о

тактике. Тактика декабристов была, как известно, разная на разных этапах

развития тайного общества. В Союзе Спасения тактические планы были не ясны,

предлагалось и бурно обсуждалось цареубийство, члены жаждали действия и

приведения в исполнение своих замыслов - освобождения крестьян и

конституционной монархии. Видимо, дебатировались и вопросы дворцового

переворота. Бурные прения в Москве в 1817 г. в Хамовнических казармах в

конце концов закончились решительным отказом от этих путей. Возникший в

1818 г. Союз Благоденствия стал придерживаться новой тактики - создания в

стране “общественного мнения” в пользу переворота, считая необходимым

развернуть агитацию, “дабы общее мнение революции предшествовало”.

Разочарование в этой тактике не замедлило наступить: европейская

революционная ситуация перешла в революцию в январе 1820 г. Военные

революции в Испании, Португалии, затем в Неаполе, Пьеонте, Греции все

свидетельствовали об успехе иной тактики. Идея этой тактики уже

вынашивалась и ранее декабристами – военными людьми. Опыт Европы подтвердил

необходимость перемен. Тайное декабристское общество коренным образом

перестроилось, отвергло старую идею конституционной монархии, приняло

республиканскую программу и одновременно тактику военного переворота. “Наша

революция будет подобна революции испанской!” – восклицал Бестужев-Рюмин.

Идея военного переворота и подошла к своей реализации 14 декабря 1825 г. –

это была “революция”, произведенная “посредством войск”. С момента

ликвидации Союза Благоденствия на Московском съезде 1821 г. тактика военной

революции стала общепринятой: старый состав Союза Благоденствия, куда

принимались и штатские лица, а по уставу “Зеленой книги” должны были

приниматься даже священнослужители, купцы, мещане и свободные крестьяне,

резко изменился. Теперь тайное общество остро нуждалось в военных. А.

Бестужев показывает, что на этом этапе “некоторых принимали в члены только

для того, чтоб они служили орудиями, когда будет нужно: тем говорили

только, что их дело рубиться”..

Подведем итоги. Знал ли Грибоедов о тайном обществе? Бесспорно, да.

Грибоедов был осведомлен не только о самом факте существования тайного

общества, но и о программе его, целях политического переворота и

декабристских вариантах программы – конституционной монархии и республике,

знал и о всей системе логически вытекающих отсюда реформ, в частности

одобрительно отзывался о свободе книгопечатания и введении русского платья.

Ему было известно не одно имя заговорщика, он имел представление о

численности общества.. Он знал и о тактике военного переворота..

Необходимо отметить, каким доверием окружали декабристы Грибоедова. Они

ввели его в курс важнейших вопросов тайного общества. Возьмем, например,

такое свидетельство Трубецкого: “Разговаривая с Рылеевым о предположении,

не существует ли какое общество в Грузии, я также сообщал ему

предположение, не принадлежит ли к оному Грибоедов? Рылеев отвечал мне на

ето, что нет, что он с Грибоедовым говорил”. Какую степень доверия к

Грибоедову надо было иметь, чтобы говорить с ним на такие темы! “Он – наш”,

– говорил о нем Рылеев. Грибоедов действительно не изменил этой высокой

оценке, несмотря на тюрьму и допросы он не выдал на следствии просто

ничего, ни разу не колебавшись, ни разу не изменив принятой линии оказался

замечательным товарищем и доверие, оказанное ему , оправдано вполне.

Если на первый вопрос – знал ли Грибоедов о тайком обществе декабристов

– можно ответить утвердительно и довольно полно, то с ответом на второй

вопрос – был ли Грибоедов членом тайного общества – дело обстоит сложнее.

Почему Грибоедов не стал в 1816 г. членом “Союза спасения”,

организаторами которого были товарищ детских игр Якушкин и близко знакомый

Трубецкой? Лотман в своей работе “Беседы о русской культуре” пишет: “

Вступление в тайное общество осознавалось декабристом как переход в мир

исторических лиц . Тайное общество - союз великих людей. Поведение же

великого человека должно коренным образом отличаться от обыденной жизни

пошлого человечества. Оно принадлежит Истории и будет изучаться философами,

воспеваться поэтами.” Социальная репутация Грибоедова компрометировала его

с точки зрения Каховского и других декабристов и была основным мотивом, по

которому члены “Союза спасения”, друзья и старые знакомые “эпикурейца”

Грибоедова, не приняли его в свои ряды. В “Статуе” (уставе )“Союза спасения

“ уже во введении подчеркивалось : истинный и верный и сын отечества должен

“подвизаться на пользу общую всеми силами”. Главная цель- ликвидация

крепостного права и самодержавия, которые предполагались заменить

конституционной монархией. По всем этим статьям Грибоедов для “Союза

спасения” выглядел кандидатурой малоподходящей. Сочиняет водевили,

волочится за чужими женами. И - это следует особо - занимает непонятную,

чтобы не сказать более, позицию по отношению к крепостничеству. Нужно

признать, что по последнему пункту сомнения членов “Союза спасения” имели

под собой некоторую почву. Дело в том, что в костромских имениях, купленных

матерью Грибоедова , с 1817-го почти до конца 1820 года бунтовали

крестьяне. Волнения мужиков были настолько серьезны, что даже потребовалось

вмешательство на высшем уровне. Из воспоминаний Якушкина, часто бывавшего в

Смоленской губернии, и общавшегося со многими родственниками и

свойственниками Грибоедовых, известно, что событие получило широкую

огласку. “В Костромской губернии- писал он,- в имении Грибоедовой, матери

сочинителя “Горе от ума”, крестьяне, выведенные из терпения жестокостью

управляющего и поборами выше сил их, вышли из повиновения. По именному

повелению к ним была приставлена военная экзекуция и представлено было

костромскому дворянству определить количество оброка в Костромской

губернии, который был бы не отяготителен для крестьян. Костромское

дворянство, как и всякое другое, не будучи врагом самому себе, донесло, что

в их губернии семьдесят рублей с души можно полагать оброком самым

умеренным. На их донесение не было ни от кого возражений, тогда как всем

было известно, что в Костромской губернии ни одно имение не платило такого

большого оброка”. Стоит вспомнить, как горячо протестует Чацкий против

рабства, как остро поставлена та же проблема в незаконченных произведениях

Грибоедова “1812 год”, “Грузинская ночь”, и волей- неволей приходишь к

выводу о том, что Грибоедов в этой ситуации ведет себя по меньшей мере

странно. Никто из современников не упоминает, что Александр Сергеевич

возражал матери, пожелавшей “намолотить ржи на обухе”. Причина

“индифферентности” поведения Грибоедова не в его лживости или бездушии, она

заключается в тех отношениях между сыном и матерью, что обусловлены уже

самим появлением Александра Сергеевича на свет. Как ни горько было любящему

сыну видеть, что матушка затеяла предприятие неправедное, спорить с ней он

считал для себя невозможным. А в глазах членов “Союза спасения” молчание

это выглядело как еще один и очень весомый довод против принятия Грибоедова

в тайное общество.

Грибоедов , конечно , чувствовал отчуждение друзей и страдал от этого.

Но позже .в 1824 году, положение меняется. Грибоедов для декабристов по

многим статьям был важным приобретением. Писатель, чья пьеса обличает

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.