бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное устройство России в XVIII-XIX веках

изъятыми), сводится к тому, что Сенат отменяет отдельные распоряжения

министров, противоречащие закону, причем разъясняет смысл последнего.

Потеряв характер общего руководителя внутреннего управления, Сенат сделался

по преимуществу верховным органом административной юстиции, сохранив лишь

немного функций активной администрации: публикацию законов, некоторые дела

казенного управления (утверждение порядков и торгов), выдачу грамот на

дворянство и т. п. Сенат действует не в виду единого учреждения, а в виде

департаментов (всего 6, трех административных и трех судебных) и "общих

собраний" и "соединенных присутствий" нескольких департаментов. Как

департаменты, так и общие собрания действуют именем всего Сената. Дела

административные ведаются в департаментах I, II и герольдии. Во второй

департамент поступают крестьянские дела, по представлениям министра

внутренних дел и губернаторов и по жалобам частных лиц; в департамент

герольдии - дела о правах состояния дворянства и почетных граждан. Все

остальные административные дела поступают в первый департамент.

Со времени Петра Великого у нас существуют три системы местного

управления - бюрократическая, земская и сословная, переплетаясь друг с

другом и нередко утрачивая свой первоначальный характер: органы чисто

сословные выполняли обязанности по общему управлению; органы, по своему

происхождению земские, по служебному положению и характеру деятельности

иногда не отличались от бюрократических. Существующее административное

деление империи остановилось в общих чертах с Петра I, в первый раз

разделившего Россию на губернии. Единицами, аналогичными губерниям,

являются (преимущественно на окраинах) области, округи, отделы, а также

градоначальства. Более крупную единицу, объединяющую несколько губерний

(обыкновенно - на окраинах), составляют генерал-губернаторства. Кроме

общего деления, существуют еще особые, в целях специальных отраслей

управления (округи судебные, военные, учебные, путей сообщения, почтово-

телеграфные, таможенные, горные и др.). Некоторые из этих делений более или

менее совпадают с обще-губернским, другие построены на совершенно иных

началах (см. ниже, Административное деление России). Первой реформой

местного управления при Петре Великом было учреждение 30 января 1699 г.

Бурмистерской палаты в Москве и земских изб в городах. Состав их был

выборный. Избы собирали доходы и заведовали повинностями, лежавшими на

"купецких и промышленных людях". Управление делами города как целого, на

них возложено не было. В 1702 г. были отменены губные старосты и дела их

переданы воеводам и выборным дворянским советам, без которых воевода ничего

чинить не мог. В 1710 г. во главе губерний были поставлены губернаторы, а с

1713 г. - коллегии из губернатора и от 8 до 12 ландратов. В 1716 г.

губернии были разделены на доли, и ландраты сделаны начальниками их,

вследствие чего местная администрация опять стала единоличной. Для сбора

налогов были учреждены земские камерины, комиссары, рентмейстеры. В 1719 г.

губернии были разделены на провинции под управлением воевод, в руках

которых сосредоточились все функции управления. Подчиненность воеводы

губернатору была весьма незначительна; воевода мог даже непосредственно

сноситься с органами центрального управления. Уездную администрацию

составляли земские комиссары, писаря, надзиратели; все эти чины избирались

дворянством. Бюрократический элемент совершенно упразднил деятельность

земских изб и привел городское хозяйство в полный упадок. Петр, "дабы

рассыпанную сию храмину паки собрать", учредил по городам выборные

магистраты, а в Санкт-Петербурге - Главный магистрат (1721), заведовавшие

"не только купецкими людьми, но, яко начальство всего города, полицейскими,

хозяйственными его делами и судом". Суд вообще был изъят из рук

губернаторов и воевод и вручен выборным ландрихтерам и надворным судам. Еще

при жизни Петра наблюдается антагонизм между бюрократическим органами -

губернаторами и воеводами, которых поддерживают коллегии, с одной стороны,

и земским элементом в уездном и городском управлении и суде - с другой. При

преемниках Петра уничтожается выборный суд и судебная власть передается

губернаторам и воеводам (1727); упраздняются также и главный, и городовые

магистраты. Губернаторы и воеводы делаются единственными носителями власти;

в городах и уездах сохраняется, в виде лежащей на населении повинности,

несколько выборных должностей, поставленных в полное подчинение воеводам.

Такой порядок вещей продолжался до Екатерины II, которая сначала отдельными

мерами, а потом широко задуманной реформой пересоздала все местное

управление на началах децентрализации и самоуправления. Эта реформа была

последовательно проведена Учреждением о губерниях 1775 г. (вторая его часть

издана в 1780 г.), жалованной грамотой дворянству (1785) и грамотой на

права и выгоды городов (1785). Общий строй местного управления,

установленный этими законами и сохранившийся во многом до нашего времени,

сводился к следующему. Во главе губернии был поставлен генерал-губернатор,

наделенный, в качестве "государева наместника", весьма широкими

полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом. Действительное

управление было возложено на губернаторов; высшим в губернии учреждением

являлось губернское правление - по делам чисто административным, и казенная

палата - по делам финансовым; чины их назначались правительством;

значительная часть дел управления была передана "приказам общественного

призрения", состав которых был выборный. Уездное управление, в лице

исправников и "нижних земских судов" (чисто административное учреждение),

было тоже выборным. Выборные судебные учреждения представляли весьма

сложную организацию. Дворянство при Екатерине впервые получило

корпоративное устройство. Были учреждены губернские и уездные дворянские

собрания, для выбора должностных лиц местной администрации и суда, для

обсуждения вопросов, предлагаемых от правительства, и для заведования

сословными нуждами. Для управления сословными делами учреждались

предводители (губернские и уездные), дворянские депутатские собрания и

дворянские опеки. Города также получили сословное корпоративное устройство.

Все дела местного хозяйства и полиции были переданы "общей городской думе"

и ее исполнительному органу, "шестигласной думе"; но в то же время были

установлены городничие и полицеймейстеры, отношения которых к думе не были

твердо выяснены. Судебным органом в городе являлся выборный магистрат.

Основные начала екатерининской реформы: децентрализация, избрание

должности, самостоятельность суда были отменены или совершенно искажены при

Павле I. Происшедшие отсюда непорядки побудили Александра I, немедленно по

восшествии на престол, вернуться к началам децентрализации и самоуправления

и к екатерининским учреждениям. В течение XIX века учреждения эти

подверглись массе частичных переделок, в общем значительно изменивших их

характер. Надзор генерал-губернатора, в силу широты предоставленных ему

полномочий и их неопределенности, принял в высшей степени личный и

самовластный характер; после нескольких попыток реформировать эту

должность, она была исключена в 1837 г. из сила общих губернских должностей

и оставлена как исключение, ввиду тех или иных политических условий, лишь

на окраинах (см. VIII, 314). Общий надзор за губернскими установлениями

перешел к министрам. Полномочия губернаторов и губернских установлений были

несколько изменены обширным наказом губернаторам 1837 г. и учреждений

губернских правлений 1845 г. Дворянские выборы происходили под подавляющим

влиянием губернаторов, и выборные должностные лица по своему положению

ничем не отличались от назначенных. К концу царствования Николая Павловича

дворянские выборы свелись к обязанности дворян поставлять для нужд

администрации известное число служащих, наделенных иногда довольно важными

полномочиями. Упадок городского самоуправления дошел до невероятных

пределов. Министерства и местная администрация почти повсеместно упразднили

думы, общие и шестигласные, приняв на себя их дела или передав их

самовольно созданным учреждениям и доведя городское хозяйство и управление

до полного расстройства. В первые дни царствования императора Александра II

правительство было занято подготовкой величайшей из реформ нашего времени -

освобождением крестьян. За ней последовала реформа местного управления,

причем император Александр II остался верен принципам, которые пытались

провести Петр Великий и Екатерина II: задачей его было "по возможности

полное и последовательное развитие начала местного самоуправления", с

совершенным отделением суда от администрации. На этих началах состоялись

реформы: земская (1 января 1864 г.) и городская (16 июня 1870 г.). Общее

заведование местными хозяйственными делами вверено выборному земскому

(уездному или губернскому) собранию и городской думе, исполнительными

органами которых являются избираемые соответственным собранием или думой

управы (земские - уездные и губернские - и городские). Избирательное право

обусловлено имущественным цензом. В земстве выборы построены на сословном

начале; освобождение крестьян позволило сообщить земскому представительству

не узко-дворянский, как это было при Екатерине, но всесословный характер.

Земские и городские учреждения не были подчинены местной администрации, но

деятельность их, с точки зрения ее законности, поставлена была под весьма

властный контроль бюрократии, в лице министра внутренних дел и

губернаторов. Несмотря на существенные недостатки организации городских и

земских учреждений, они оказали весьма серьезные заслуги в деле

упорядочения местного управления и удовлетворения таких нужд населения,

которые, при всей их насущности, до тех пор находились в полном

пренебрежении (народное образование, медицинская помощь). Между земскими и

городскими учреждениями, с одной стороны, и бюрократией - с другой, вскоре

возникли столкновения, обусловливаемые различием того духа, которым

проникнуты те и другие. В значительной степени пищу для столкновений давала

неопределенность земского и городового положений: пределы ведомства

общественного управления были ими определены недостаточно ясно. Бюрократия

прибегала к систематическому и не всегда согласному с духом земского и

городового положений, все более и более ограничительному толкованию

полномочий органов самоуправления, самостоятельность которых была, таким

образом, существенно уменьшена. Крестьянские учреждения, организованные в

1861 г. (мировые посредники, их съезды и губернские по крестьянским делам

присутствия), были поставлены в положение довольно независимое от

губернаторов и состояли первоначально из лиц, сочувствовавших реформе.

Крестьянскому самоуправлению также был дан довольно самостоятельный

характер. Такой порядок вещей продержался недолго. В мировые посредники

скоро стали назначать лиц совершенно другого направления; должность эта

была дискредитирована и в 1874 г. отменена (в земских губерниях). Самое

крестьянское дело получило направление, несогласное с духом Положения 19

февраля 1861 г. Основные начала крестьянского самоуправления оставались,

однако, неприкосновенными. В царствование Александра III были пересмотрены

и земское положение (12 июня 1890 г.) и городовое (11 июня 1892 г.). В

земстве увеличено значение сословного начала: роль дворянства усилена,

крестьяне лишены права избирать гласных (они назначаются губернатором из

избранных крестьянами кандидатов). Самым существенным нововведением было

подчинение действий органов самоуправления контролю бюрократии не только с

точки зрения законности этих действий, но и с точки зрения их

целесообразности. Коренным образом изменена постановка крестьянского дела:

крестьянское самоуправление, по закону 12 июля 1889 г., поставлено под

контроль земских участковых начальников и в значительной степени подчинено

им. Крестьяне, а также лица других низших сословий, живущие в сельских

местностях, поставлены в личную зависимость от земского начальника,

имеющего право безапелляционно подвергать их взысканиям без всякого

судебного производства. Существенно увеличено, таким образом, различие

между привилегированными и непривилегированными сословиями, вообще не

только настойчиво проводимое администрацией, но нередко принимаемое за

исходную точку и при законодательных работах. Земским начальникам,

назначенным, по общему правилу, из местных дворян, дана обширная власть над

окрестным населением. Право крестьян на распоряжение надельной землей

подверглось ограничениям не только в силу административных и сенатских

толкований Положения 19 февраля 1861 г., но и в силу новых законодательных

актов (закон о переделах 8 июня 1893 г., закон о неотчуждаемости

крестьянских наделов 14 декабря 1893 г.). Правительственные органы

губернской администрации, учрежденные Екатериной, сохранились до сих пор;

но при ней они составляли одно тесно сплоченное целое, а впоследствии, с

учреждением министерств, связь между губернскими местами уничтожилась, и

почти каждое министерство имеет совершенно обособленные, ему одному

подчиненные местные органы. В видах установления большего единства, законом

22 июля 1866 г. надзору губернатора было подчинено большинство губернских

установлений. И эта мера, однако, не привела к желанной цели. За последнюю

четверть века почти по всем вопросам местного управления, подвергнутым

сколько-нибудь серьезной законодательной переработке, создавались особые

присутствия (губернские по крестьянским делам присутствия, теперь именуемые

просто губернскими, губернские по воинским делам присутствия, губернские

питейные присутствия, губернские по земским и городским делам присутствия,

губернские фабричные присутствия, губернские присутствия о подъездных путях

и тому подобное) и, кроме того, различные советы и комитеты, приблизительно

с одним и тем же составом: губернатор, в качестве председателя, губернский

предводитель дворянства, вице-губернатор, управляющий казенной палатой,

председатель суда (или прокурор), председатель губернской земской управы,

городской голова губернского города и т. п. Постановления этих

коллегиальных присутствий обыкновенно носят окончательный характер и, в

общем, значительно расширяют пределы местной власти, главным образом

губернатора, который, в виду того что большинство членов присутствий

принадлежит к местной бюрократии, приобрел в присутствиях преобладающее

влияние. Вместе с тем эти присутствия, в силу почти тождественного своего

состава, вносят некоторое единство в нашу губернскую администрацию. Низшей

общеадминистративной единицей является уезд. По мысли Екатерины II уездные

учреждения представляли построенные по тому же плану подобия губернских; но

мало-помалу все эти учреждения (кроме дворянских опек) были или закрыты,

или реформированы, или отодвинуты на задний план вновь создававшимися. В

настоящее время в уезде 4 системы учреждений, более или менее между собой

согласованных: 1) земство, заведующее местным хозяйством и довольно крупной

частью дел общего управления. 2) Уездная полиция, с исправником во главе;

до реформы уездной полиции 1862 г. исправники (а также заседатели земского

суда) служили по выбору от дворянства, теперь они назначаются губернатором.

В полицейском отношении уезд делится на станы (становые пристава). В помощь

становым приставам в 1878 г. учреждены урядники. Засим чинами полиции, но

уже не уездной, а сельской, являются сотские и десятские. 3) В судебном

отношении, а также и по надзору за крестьянским управлением уезд делится на

участки земских начальников, инстанцией над которыми (и по судебным делам,

и по административным) является уездный съезд. 4) Наконец, в уезде имеется

около десяти присутствий (по воинской повинности, по питейным делам и т.

п.), комиссий (оценочная и др.), комитетов (общественного здравия), всегда

коллегиальных, но организованных без последовательно проведенного плана и

ничем не объединенных, кроме личности председателя (уездный предводитель

дворянства). Волость, единица крестьянского управления и суда, не является

территориальным подразделением уезда, так как волости, обнимая лишь

крестьянские земли, не покрывают всей площади уезда. Волостное управление

составляют: волостной сход (из всех волостных и сельских должностных лиц и

выборных, по одному от каждых десяти дворов); волостной старшина, волостное

правление, состоящее из старшины, сельских старост и сборщиков податей, и

волостной суд. Волость состоит обыкновенно из нескольких сельских обществ,

органами которых являются сельский сход из домохозяев, составляющих данное

общество, и сельский староста. Общая группировка подданных имеет следующий

вид: характер высшего в государстве сословия, вполне обособленного от

других по правам своим, представляют члены Императорского Дома. Разделение

прочих сословий на привилегированные и податные, лежавшие в основе

дореформенного строя, с освобождением крестьян и с отменой рекрутской

повинности (1874) и подушной подати (1883 - 86) потеряло, отчасти, свое

прежнее значение. Положение дворянства не было поколеблено тем, что с 1862

г. прекратилось замещение по выбору от дворянства низших уездных должностей

и заместителей приказов общественного призрения; напротив, значение

дворянства в губернии было значительно повышено благодаря той роли, которая

была ему предоставлена в земстве, и еще больше благодаря увеличившемуся

значению должностей предводителя, в особенности уездного, сделавшегося, в

силу председательства, в значительном большинстве уездных присутствий,

центром уездной администрации. Организация городских сословий - купцов,

мещан, цеховых и рабочих людей, - в общем, осталась неизменной со времен

Екатерины, но мало-помалу пришла в совершенный упадок, так что значение

этой организации в строе государственного управления крайне ничтожно. С

1832 г. создано сословие почетных граждан (потомственных и личных);

пользуясь правами привилегированных сословий, они не имеют никакой

сословной организации. С передачей в 1866 г. государственных крестьян из

ведомства Министерства государственных имуществ в ведение Министерства

внутренних дел, все сельское население получило в общем одинаковую

организацию, со значительными, однако, отступлениями на окраинах. С точки

зрения поземельного устройства различаются следующие категории крестьян: 1)

крестьяне бывшие владельческие, получившие различное поземельное устройство

в губерниях малороссийских, юго-западных, северо-западных, в Закавказском

крае и в Бессарабии; 2) крестьяне бывшие государственные; 3) бывшие

удельные; 4) крестьяне горнозаводские и посессионные; 5) башкиры, с их

припущенниками; 6) государственные поселяне в Закавказье; 7) поселяне-

собственники (бывшие колонисты), водворенные на казенных землях; 8)

половники Вологодской губернии; 9) единоверцы и старообрядцы, водворенные

на владельческих землях в губерниях северо-западных и белорусских; 10)

бывшие вольные люди; 11) сельские вечные чиншевики.

При Петре I сделаны были первые шаги к отделению суда от

администрации: созданы были должности и учреждения, которые должны были

ведать только суд, но судебные органы поставлены были под контроль

административных. Указом 24 апреля 1713 г. в губерниях были ландрихтеры,

подчиненные губернаторам и ландратским коллегиям. В 1718 г. учреждена была

должность обер-ландрихтера (одного на всю губернию), с подчинением ему

ландрихтеров. Юрисдикция последних не была, однако, определена с точностью,

а в 1719 г. они были заменены надворными судами, подчиненными юстиц-

коллегии. Надзор за их деятельностью (а в некоторых надворных судах - и

председательствование), равно как приведение в исполнение их решений, было

возложено на губернаторов. Надворные суды предполагалось учредить в каждой

губернии, но в действительности они были учреждены только в восьми главных

городах. Одновременно с ними были учреждены в некоторых местах городовые

судьи, также подчиненные юстиц-коллегии, но уже в 1722 г. они были

уничтожены, функции же их переданы воеводам. В городах судебными

учреждениями были магистраты. Второй инстанцией являлись коллегии (в

особенности юстиц-коллегия), высшим же судом, решения которого были

безапелляционны - Сенат. После смерти Петра суд и администрация снова

соединены в одних руках. В 1727 г. надворные суды были уничтожены, а

судебные функции перешли к губернаторам и воеводам. Как гражданский, так и

уголовный суд сосредоточился в губернской, провинциальной и воеводской

канцеляриях, а в городах - в магистратах и ратушах, подчиненных

губернаторам и воеводам. По наказу 1728 г. воеводы решали гражданские и

уголовные дела без всякого ограничения; в состав их юрисдикции входили и

государственные преступления, за которые они могли приговорить к каторге и

смертной казне. Впрочем, приговоры воевод, присуждавшие к таким наказаниям,

подлежали утверждению губернаторов. В инстанционном отношении воеводская и

провинциальная канцелярии, в качестве суда первой инстанции, подчинялись

губернской канцелярии, а эта последняя - Юстиц-коллегии. Такой порядок

вещей вызывал нарекания, ярко отразившиеся в дворянских наказах,

представленных в комиссию для составления нового уложения 1767 г. и

проектировавших устройство судебных мест на началах сословном и выборном.

Екатерина II осуществила эту идею. Учреждением о губерниях 1775 г. для

дворян были учреждены суды уездный и верхний земский, для городских

обывателей - городовой и губернский магистраты, для свободных крестьян -

расправа верхняя и нижняя. Высшими в губернии апелляционными инстанциями

были палаты гражданского и уголовного суда. Сверх того были учреждены еще

совестный суд, управа благочиния и в столицах, надворные суды - нижний и

верхний. Учреждением о губерниях 1775 г. сделан был большой шаг вперед в

том отношении, что установлена была система специально-судебных учреждений;

но дальше этого начало отделения суда от администрации не шло. Деятельность

судебных мест Учреждение 1775 г. ставит под контроль губернатора,

предписывая последнему устранять волокиту и "принуждать судебные места

решать дело, но отнюдь не мешаться в производство оного". Генерал-

губернатор имел право и на последнее: ему предоставлялось приостанавливать

исполнение решений судебных мест и доносить о том Сенату, а в случаях, не

терпящих отлагательства - Верховной власти. Все судебные приговоры,

которыми обвиненные приговаривались к смертной казни или лишению прав,

прежде приведения их в исполнение обязательно представлялись на усмотрение

генерал-губернатора. Другими существенными чертами судоустройства Екатерины

II являются: отделение в апелляционных инстанциях гражданского суда от

уголовного; однообразная организация судебных мест; проведение во всех

судебных местах начал коллегиальности и (в двух низших инстанциях)

сословности; отделение от судебной части следственной, которая возложена

была в городах на управы благочиния, а в уездах - на нижний земский суд, с

исправником во главе. В 1797 г. упразднены были нижняя расправа и все места

второй инстанции (верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя

расправа). Преобразование судебной части завершено было указом 9 сентября

1801 г., введшим выборный элемент, в лице заседателей от дворянства и

купечества в палаты уголовного и гражданского суда (с 1831 г. и

председатели палат назначались по выборам). Таким образом остались три

судебные инстанции: первую составляли суды уездные, магистраты и в

столицах, сверх того, суды надворные; вторую - палаты уголовного и

гражданского суда; третью - правительствующий Сенат, из которого некоторые

дела могли восходить и на Высочайшее усмотрение через Государственный

совет. В первых двух инстанциях заседали преимущественно лица выборные от

сословий, что приводило к преобладанию канцелярии, роняющему авторитет

судей и являвшемуся одним из главных источников волокиты. Первым шагом к

преобразованию было учреждение в 1860 г. судебных следователей, благодаря

которому следственная часть из ведения полиции перешла к судебному

ведомству. Великая судебная реформа, осуществившаяся изданием Судебных

Уставов Императора Александра II, Высочайше утвержденных 20 ноября 1864 г.,

вводила суд скорый, правый, милостивый, т. е. справедливый и равный для

всех. Для достижения этой цели прежде всего необходима высоко стоящая

самостоятельная судебная власть, повсюду утверждающая уважение к закону. В

видах создания такой власти Судебные Уставы проводят начало отделения суда

от администрации, а для упрочения нравственного ее авторитета устанавливают

для занятия должностей по судебному ведомству известный ценз,

преимущественно образовательный и служебный. Той же цели служит и

предоставление общим судебным местам права представления кандидатов на

открывшиеся судейские должности. Самостоятельность судей ограждается

началом несменяемости их, с которым связано и запрещение переводов судей из

оного места в другое без их согласия. Наконец, с судебными должностями

признаны несовместными другие должности по службе правительственной и

общественной (практика признает, кроме того, несовместимость с судейскими

должностями занятий промышленностью и торговлей, а также службы у частных

лиц и компаний). В основание системы судебных мест Судебными Уставами были

положены следующие общие начала: 1) различие юстиции общей и мировой.

Общими судебными местами являются окружной суд, ведомство которого

распространяется на несколько уездов, и судебная палата, служащая высшей

инстанцией для нескольких окружных судов. Общие судебные места действуют

лишь в составе коллегий из лиц, назначенных правительством. Мировые

судебные установления состояли из единоличных, выборных от земства мировых

судей и их съездов. Связью между мировыми и общими судебными установлениями

служил единый для всего государства кассационный суд, в лице Сената. 2)

Установление по важнейшим уголовным делам суда присяжных, являющегося

лучшей гарантией независимости уголовного суда от посторонних влияний и

сохранения равновесия между обвинением и защитой. Присяжные заседатели,

привлекаемые окружным судом к участию в разрешении уголовных дел в

известные периоды заседаний (сессий), образуют особую коллегию,

самостоятельно и окончательно решающую вопрос о виновности. К ведомству

суда присяжных отнесены дела о преступных деяниях, за которые в законе

положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав. Из этого

общего правила Судебные Уставы в первоначальной своей редакции допускали

некоторые изъятия: важнейшие дела о преступлениях должности оставались в

ведомстве судов присяжных, но образуемых не при окружном суде, а при

судебной палате или Сенате; дела о преступления государственных подлежали

ведомству или судебных палат, с сословными представителями, или Верховного

уголовного суда, учреждаемого каждый раз по особому Высочайшему указу.

Сословные представители не образуют особой самостоятельно действующей

коллегии, но лишь усиливают собой состав присутствия судебной палаты. 3)

Начало двух инстанций или установление однократного пересмотра по существу

в апелляционном порядке дел, решенных окончательно мировыми судьями и

окружными судами; для первых апелляционных инстанций служат мировые съезды,

для вторых - судебные палаты. 4) Различение апелляционной поверки от

кассационного надзора за правильностью судебных решений. Решения и

приговоры второй инстанции считаются окончательными; но так как они могут

содержать в себе неправильное применение закона или существенное нарушение

обрядов и форм судопроизводства, при наличности которых судебные решения

подлежат отмене, то для рассмотрения просьб о такой отмене установлен

кассационный суд в виде двух кассационных департаментов, гражданского и

уголовного. В составе Сената, для разрешения дел по надзору за судебными

установлениями, образованы: общее собрание первого и кассационных

департаментов Сената, соединенные присутствия департаментов первого и

уголовного кассационного, а равно первого и гражданского кассационного,

соединенное присутствие первого и кассационных департаментов (позже к ним

присоединилось высшее дисциплинарное присутствие). 5) В составе судебного

ведомства Судебные Уставы образовали прокурорскую власть, построенную на

новых основаниях. В дореформенное время губернские прокуроры имели надзор

за правильным применением законов всеми присутственными местами, как

судебными, так и административными. Судебные Уставы ограничили деятельность

прокуратуры делами юстиции, вверив лицам прокурорского надзора, состоящим

при общих судебных местах и при Сенате, как поддержание обвинения в

уголовном процессе, так и наблюдение за правильным применением закона

судебными местами. Во главе прокуратуры стоит генерал-прокурор, который

вместе с тем, как министр юстиции, является и органом высшего судебного

управления. 6) Наконец, Судебными Уставами создан вновь ряд весьма важных

вспомогательных органов. Главнейшие из них - судебные пристава, нотариусы,

присяжные поверенные. В лице судебных приставов (и позднее учрежденных

судебных рассыльных) судебные места располагают самостоятельными

исполнительными органами, чем завершается система отделения суда от

администрации. Нотариат, действуя под наблюдением судебных мест, имеет

своей задачей предупреждение тяжб путем содействия правильному заключению

гражданских сделок. Введенный Уставами состязательный процесс был бы

немыслим без независимой адвокатуры, пользующейся достаточным нравственным

авторитетом. Такая адвокатура и была создана в виде состоящих при судебных

палатах корпораций присяжных поверенных. Вступление в эти корпорации

обусловлено известным цензом; организация их основана на началах широкого

самоуправления, под высшим контролем судебной власти. Введение Судебных

Уставов началось в 1866 г. образованием округов санкт-петербургских и

московских судебных палат. Дальнейшее распространение Судебных Уставов

подвигалось вперед медленно, с большими перерывами, что привело к

необходимости частичных преобразований в сохранявшихся еще судебных местах

прежнего устройства. Судебная реформа скоро вызвала реакцию, прежде всего

отразившуюся на организации следственной части; большинство судебных

следователей не было утверждаемо в должности, лишаясь, таким образом,

несменяемости. Формально изменены Судебные Уставы распоряжением 5 декабря

1874 г., которым приостановлено открытие советов присяжных поверенных,

существовавших до сих пор только в Санкт-Петербурге, Москве и Харькове. 25

мая 1874 г. введен институт частных поверенных, непосредственно подчиненных

судебным местам, при которых они состоят, и поставленных также под

дискреционную власть министра юстиции. Законом 20 мая 1885 г. существенно

ограничен принцип несменяемости судей. Законами 9 мая 1878 г. и 7 июля 1889

г. значительно сужена компетенция суда присяжных, который по целому ряду

дел заменен судом с сословными представителями. Наконец, положением 12 июля

1889 г. судебная власть по так называемым маловажным делам, наиболее,

однако, затрагивающих интересы народных масс, опять соединена с

административной и притом в большей даже степени, нежели в дореформенное

время. В уездах мировые судьи заменены земскими начальниками, являющимися

преимущественно местными органами министерства внутренних дел, от которого

зависит назначение и увольнение их, а в городских поселениях - городскими

судьями, имеющими одни лишь судебные функции и назначаемые министерством

юстиции. Выборный мировой суд уцелел лишь в столицах и 6 наиболее крупных

городах. Апелляционной инстанцией для земских начальников и городских судей

сделан уездный съезд, в судебном присутствии которого преобладают

административные элементы, а главным представителем судебного элемента

является вновь учрежденный уездный член окружного суда. Кассационный надзор

за деятельностью уездных съездов раздроблен между 36 губернскими

присутствиями, в которых единственным представителем судебного элемента

(при 5 административных членах) является председатель или член местного

окружного суда. Обширные отступления от коренных начал Судебных Уставов

допущены при распространении их действия, особенно на окраинах. Начало

таким отступлениям положено было еще в 1867 г., при образовании округа

тифлисской судебной палаты. Главные из них: определение мировых судей

министром юстиции, по соглашению с высшим в крае представителем

административной власти; расширение пределов компетенции мировых судей и

возложение на них, помимо судебных, обязанностей судебных следователей (в

виду чего в Закавказье образована особая должность помощника мирового

судьи); отсутствие суда присяжных. В 1872 г. мировые судьи по назначению от

правительства введены в 9 западных губерниях, а в 1877 г. открыты в этих

губерниях и общие суды, не исключая суда присяжных. В 1875 г. Судебные

Уставы введены в губерниях Царства Польского, где суд присяжных не

учрежден; в городах действуют мировые судьи по назначению от правительства,

а в уездах они заменены коллегиальными гминными судами, апелляционной

инстанцией для которых является мировой съезд. В 1889 г. Судебные Уставы,

без суда присяжных и с мировыми судьями по назначению от правительства,

введены в губерниях прибалтийских. В губерниях Уфимской, Оренбургской и

Астраханской мировые судьи по назначению правительства введены в 1878 г.,

общие же судебные места, но на первое время без суда присяжных, открыты в

этих губерниях, равно как и в губернии Олонецкой, лишь в 1894 г., а в 1898

г. введен в этих четырех губерниях суд присяжных. В Архангельской губернии

мировые судьи введены в 1888 г., причем обязанности мирового съезда

возложены были на местную палату гражданского и уголовного суда; в 1896 г.

в Архангельске учрежден окружной суд, причем в судоустройство внесены те

изменения, которые осуществлены в Закавказье. С теми же изменениями

судебные уставы введены в 1897 г. в Сибири (в некоторых отдаленных

местностях Сибири - Туруханском крае Енисейской губернии, Верхоянском и

Колымском округах Якутской области и пяти северных округах Приморской

области, отличающихся полным безлюдьем, - постоянные органы правосудия не

учреждены, а судейские и следовательские обязанности, в известных пределах,

возложены на старшего представителя правительственной власти, в лице

местного исправника), а законами 2 июня 1898 г. и 15 февраля 1899 г.

распространены на Туркестанский край, степные области, северо-восточные

уезды Вологодской губернии и Закаспийскую область, после чего Судебные

Уставы императора Александра II стали достоянием России на всем ее

пространстве. Ввиду разновременных и разнородных изменений, внесенных в

судебные уставы, Высочайше образована в 1894 г. комиссия для пересмотра

законоположений по судебной части; в области судоустройства комиссия

поставила себе задачей объединение разнородных судебных учреждений. Наряду

с судебными местами, образованными по судебным уставами, действуют в России

еще особые суды, имеющие обыкновенно характер частью сословный, частью

специальный, зависящий от особого рода дел, предоставленных их ведомству.

Кроме военных судов, сюда относятся: 1) духовные суды, сосредоточенные в

духовных консисториях, подчиненных епархиальному архиерею, и в Святейшем

Синоде, как высшей инстанции, и являющиеся с одной стороны судами духовного

сословия, поддерживающими в нем порядок и благочиние, с другой -

специальными судами, которым в особом круге дел (дела брачные и о нарушении

правил и уставов церкви) подведомственны и светские лица. По отношению к

лицам инославных исповеданий духовными судами являются соответствующие

учреждения их церкви. 2) Коммерческие суды, существующие в столицах,

Одессе, Таганроге, Керчи, Кишиневе и Архангельске, ведают торговые дела,

возникающие из торговых операций, возводимых в виде промысла; члены их

назначаются правительством, но старшие чины - из кандидатов, избранных

местным купечеством. 3) Крестьянские (волостные) и инородческие суды,

призванные применять обычное право. В местностях, где введено положение 12

июля 1889 г., волостные судьи, в числе 4-х, назначаются земским начальником

из кандидатов, избранных сельскими обществами; один из волостных судей

назначается уездным съездом к председательствованию в волостном суде.

Апелляционной инстанцией для волостных судов служит уездный съезд. В

прибалтийских губерниях над волостными судами поставлены верхние

крестьянские суды.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.