бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государство франков

Государство франков

П Л А Н

Введение 2

Возникновение государства у франков 2

Формирование феодального общества и государства франков. 4

Государственный строй франков. 10

Франкская империя в VIII—IX вв. 14

Заключение 16

Литература. 16

Введение

На огромной территории Римской империи было рассеяно множество

варварских племен: готы, франки, бургунды, аламанны, англосаксы и пр.

Римляне все чаще использовали германцев в качестве наемных солдат и

поселяли их на своих границах. В V в. высшие звания римских магистратов

стали носить вожди варварских племен, возглавлявшие союзные Риму армии,

которые заключили соглашение о переходе под власть Рима.

Упадок императорской власти, все возрастающая непопулярность римского

правления создавали благоприятные условия королям—союзникам Рима для

расширения полномочий, для удовлетворения их политических претензий. Они

часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти,

взимали налоги с местного населения и пр.

Вестготы, например, поселенные Римом в качестве своих федератов в 412

году в Аквитании (Южная Франция), впоследствии расширили территорию своего

Тулузского королевства за счет территориальных завоеваний, признанных в 475

году римским императором. В 507 году это королевство было покорено

франками. В 476 году власть в Западной Римской империи была захвачена одним

из варварских военачальников Одоакром. Он был убит в 493 году основателем

королевства остготов Теодорихом I, установившим свое единоличное правление

во всей Италии. Это королевство пало в 555 году. Возникали и поглощались в

результате кровавых войн, междуусобиц и другие "племенные государства"

варваров.

Но особую роль в Западной Европе суждено было сыграть салическим

(приморским) франкам, входившим в союз германских племен, сложившийся в III

в. на северо-восточной границе Галлии, провинции Римской империи.

Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481— 511 гг.), в

результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в

союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от

среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, утвердившись как

представитель римского императора, становится властителем земель,

повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он

приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного

населения и пр.

Галлия, однако, еще долго сохранялась под сенью Восточной Римской

империи (Византии). Только в VIII в. титул римского императора был присвоен

франкскому королю Карлу Великому. Благодаря влиянию Рима и римской

христианской церкви Галлия вопреки географической раздробленности сохраняла

на протяжении веков своеобразное единство, превратившись в ходе длительного

эволюционного процесса в ту Франконию, которая стала прародительницей

будущей Франции и Германии, а также территориальной первоосновой развития

западной христианской цивилизации.

Возникновение государства у франков

Для Галлии пятое столетие явилось временем глубоких социально-

экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима (территория

почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое прояввление глубокий

кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов,

крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений

иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В

итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами,

франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из

этих германских племен в конечном я юге оказались наиболее сильными

салические франки (возможно, от Sala так называлась в древности одна из рек

нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V -

начале VI в. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до

переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.

Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной

знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное

количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовыми франками,

хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже не

испытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своей

новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником

всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли.

Последние делились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное

пользование отдельных семей.

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по

численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская

аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых

интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской

знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать

при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в

своих руках захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов.

Прежняя родоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать

не могла. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой

организации с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной во

главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни

страны, хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты

прежнего строя франков. Формируется новая "публичная власть", которая уже

не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из

вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных

учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе.

Утверждение новой публичной власти было связано с введением

территориального разделения населения. Земли, заселенные франками стали

делиться на "паги" (округа), состоявшие из более мелких единиц - "сотен".

Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым

доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее население

многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское

административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных

лиц зависит от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их

военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством

была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом

Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому

образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и

господствовавшей в Галлии, католической церкви.

Формирование феодального общества и государства франков.

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского

государства. Глубинные же причины становления франкской государственности

коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом

расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно

возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало

в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется

многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных,

феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов

феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на

себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений

племенной демократии.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с

конца V до VII в. и с VIII до середины IX в.). Рубеж, разделяющий эти

периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену

Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой

социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в

ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в

форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной

земельной собственности, двух основных классов феодального общества:

замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами

класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого

крестьянства — с другой. На смену относительной централизации

раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения

эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и

франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе

военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе

франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков,

относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не

получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-

франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак

раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков других

социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и

полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими,

сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с

происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к

которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые

различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской

дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее

ярко выражались в системе денежных возмещений, которые служили охране

жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц — полусвободные литы,

жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов.

Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в

личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать

в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в

военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть

освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество.

За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу,

например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся имущественном расслоении

франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или

дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел

мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности

общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши,

о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само

понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она

лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по

наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовых

различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в

первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод —

отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков —

сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в

основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а

с другой — земельного держания зависимых от них крестьян.

Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе

завоевательных войн VI—VII вв., когда в руки франкских королей, служилой

аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-

римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той или

иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право

распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель,

скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии,

которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских

частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и

взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило

создание новых, феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной

Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее

разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание).

Расслоение "рядовых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в

силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения

общинной земли.

Процессы феодализации в VI—VII вв. на юге Галлии не получили столь

бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации

здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской

знати, продолжал широко использоваться труд рабов и колонов, но глубокие

социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счет

повсеместного роста крупного церковного землевладения.

V—VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного

идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь

возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом

братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.

Население Галлии под духовным воздействием священнослужителей,

возглавляемых епископами, стало воспринимать все больше христианские

догматы, идею искупления, полагаясь на заступничество святых отцов ради

обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн,

разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования

религиозного сознания внимание людей естественно концентрировалось на таких

вопросах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед

чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах,

собирая и накапливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные

пожертвования, в том числе и земельные. Рост церковного землевладения

начался с земельных отказов церкви от Хлодвига.

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано

или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это

время не была еще политическим образованием, не имела единой организации,

представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами,

из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший

впоследствии звание папы римского.

В деятельность церкви в качестве "христовых наместников" на земле все

больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне

нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали

церковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по

проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанском

церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть

введен в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением

Орлеанского церковного собора в 549 году было окончательно закреплено право

королей контролировать назначение епископов.

Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной

власти, когда епископы и другие религиозные деятели заседали в

правительственных органах, а гражданская администрация на местах

осуществлялась епархиальными управлениями.

При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функций стало

неотъемленной частью пути к почету, пройдя который, приближенные короля

становились местными правителями — графами и епископами одновременно;

нередки были случаи, когда епископы управляли городами и окружающими их

сельскими поселениями, чеканили деньги, собирали подати с земель,

подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.

Сами же епископы, владея большими церковными хозяйствами, стали

занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии, чему

способствовали и незапрещенные браки священников с мирянами,

представителями феодальной верхушки.

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII— IX вв. В это

время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к

повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к

утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных

магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов.

Начавшийся с VI—VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся

распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в

котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из

повиновения местной знати или сопротивления населения взиманию налогов. К

тому же к концу VII в. франки потеряли ряд земель и реально занимали

территорию между Луарой и Рейном.

Одной из попыток решить проблему укрепления государственного единства в

условиях повсеместного неповиновения центральным властям стал церковный

собор "прелатов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году. Эдикт,

принятый собором, призвал к "пресечению наисуровейшим образом мятежей и

наглых вылазок злоумышленников", грозил наказанием за "хищения и

злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах",

но одновременно ограничивал и право гражданских судей и сборщиков налогов

на церковных землях, закладывая, таким образом, законодательную основу их

иммунитета. Епископы к тому же по решению собора должны были впредь

избираться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права

одобрять результаты выборов.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их

земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления

новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных

связей могло произойти в это время усиление королевской власти и

восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали

проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним

королевской короны в 751 году.

Реформа Карла Мартелла

Майордом Карл Мартелл (715— 741 гг.) начал свою деятельность с

усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих

политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он

воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных

должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали

раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное

держание — бенефиции (от лат. beneficium — благодеяние, милость) при

несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот,

кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или

измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал

землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили

оброк. Использование такой же формы пожалований другими крупными

землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета—вассалитета

между крупными и мелкими феодалами.

Расширению феодального землевладения в VIII в. способствовали новые

захватнические войны, сопровождавшая их новая волна франкской колонизации.

Причем если во франкской колонизации VI—VII вв. принимала участие в

основном верхушка франкского общества, то к колонизации VII—IX вв.,

происходившей в значительно больших размерах, были привлечены зажиточные

аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс

феодалов.

С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению

процесса расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев

и класс зависимых от них крестьян, широкое распространение получают

отношения покровительства, господства и подчинения, возникающие на основе

особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие

отношений покровительства большое влияние оказал римский институт —

клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков были

вызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью

экономической самостоятельности мелкокрестьянского хозяйства, разоряемого

войнами, грабежами феодалов. Покровительство влекло за собой установление

личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов,

так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные

участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных

повинностей, уплаты оброка и пр.

В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами

в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама

крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви

были монастыри, а светской знати — укрепленные замки, которые становились

вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества

сеньоров.

Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в

отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда были

непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный

участок коммендируемого, как это имело место в случае договора

самозакабаления. Но раз попав под такое покровительство, свободные

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.