|
Версальский мирный договорВерсальский мирный договорВведение Версальско-вашингтонская система мирного урегулирования - система империалистического мира, установленная государствами победителями, главным. образом Великобританией, Францией, США и Японией, после Первой мировой войны. Основу этой системы составили Версальский мирный договор, связанные с ним договоры с бывшими союзниками Германии и соглашения, заключённые на Вашингтонской конференции 1921-22 гг. Версальский мирный договор (1919 год) - империалистический договор, завершивший первую мировую войну. Подписан в Версале 28 июня державами- победительницами - США, Британской империей, Францией, Италией, Японией Бельгией и др., с одной стороны, и побеждённой Германией - с другой. Условия договора были выработаны на Парижской мирной конференции 1919-20 гг. “Четырнадцать пунктов”- условия мира, выдвинутые президентом США Вильсоном в конце 1 мировой войны (в январе 1918 года) в противовес советскому Декрету о мире; ставил целью установление гегемонии США в международных делах. “Четырнадцать пунктов”, демагогически представленные мировой общественности в качестве программы восстановления мира во всём мире, были в действительности очередной попыткой США не допустить раздела мира без участия американского империализма. В данной работе рассматривается Версальский мирный договор, коренным образом изменивший геополитику практически всех стран и послуживший поводом для развязывания так называемых «необъявленных» войн, а так же, как считают некоторые историки и политологи – Второй мировой войны. Глава 1. Международные отношения в 1919-1929 гг. 1. Предпосылки для заключения мирного договора В ходе первой мировой войны Польское королевство, являвшееся частью Российской империи, было оккупировано войсками Германии и Австро-Венгрии. Согласно ст. III и IV Брест-Литовского мирного договора от 3 марта 1918 года между Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с одной стороны, и Россией, с другой стороны [2], ратифицированного Чрезвычайным IV Всероссийским съездом Советов 15 марта 1918 года в условиях, когда Советская власть едва родилась и была слабой, территория Польши отторгалась от России наряду с Прибалтикой, Украиной, частями Белоруссии и Закавказья. Подписанная В. И. Лениным как председателем СНК 2 (15) ноября 1917 года Декларация прав народов России, провозгласив равенство и суверенность народов России, предоставила им право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Поскольку названная декларация вступила в силу до подписания Брест-Литовского мирного договора, ее действие изначально распространялось и на народ, населяющий Польшу, ибо военная оккупация Польши как части России германскими и австро- венгерскими войсками не означала прекращения распространения российского государственного суверенитета на эту территорию [13, 58]. Однако 12 сентября 1917 года по соглашению между Германией и Австро- Венгрией приказом германского варшавского генерал-губернатора Безелера на территории Польского королевства был создан Регентский Совет, которому предписывалось осуществлять "верховную власть" в Польше, но на деле он являлся креатурой Германии и Австро-Венгрии и состоял из трех членов, назначенных германским и австро-венгерским императорами. В связи с этим советское правительство справедливо рассматривало Регентский Совет, просуществовавший до 13 ноября 1918 года, лишь как административный орган германской и австро-венгерской военной оккупации. 22 июня 1918 года, т. е. уже после заключения Брестского мира, наркоминдел России Г. В. Чичерин писал представителю польского Регентского Совета: "Поставленная в необходимость признать факт насильственного отторжения Польши от России, Советская Россия в то же время не может признать существующего в Польше так называемого Регентского Совета представителем воли польского народа. Именно потому, что Рабоче-Крестьянское Советское правительство признает за польским народом право на самоопределение, оно не может считать Регентский Совет чем-нибудь иным, как только органом германской оккупации" [16]. Ноябрьская революция 1918 года привела к свержению кайзеровской монархии в Германии и установлению Веймарской республики. 13 ноября 1918 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет заявил, что "условия мира с Германией, подписанные в Бресте 3 марта 1918 года, лишились силы и значения. Брест-Литовский договор: в целом и во всех пунктах объявляется уничтоженным. Все включенные в Брест-Литовский договор обязательства, касающиеся: уступки территории и областей, объявляются недействительными" [20]. В этот же день, 13 ноября, в Польше было сформировано правительство, провозгласившее Польшу независимой республикой и объявившее Регентский Совет стоящим вне закона, а 28 ноября советское правительство де-факто признало Польскую республику как самостоятельное государство [15]. (Военная история) Созданная в Версале система международных отношений была построена без учета интересов побежденных стран и большевистского режима. Державы Антанты сочли необходимым создать зону буферных государств между Германией и Россией — зону, ставшую «буферной только на бумаге. Пример таких стран, как Чехословакия, Польша показал, что политико-стратегические соображения оказались в конечном счете в подчинении у национально-этнических. Буферный пояс в целом не мог быть стратегически более сильным, чем составляющие его отдельные элементы-государства» [19, 45]. Регион, мыслившийся политиками Антанты как буферная зона, ныне принято называть Центрально-Восточной Европой (ЦВЕ). Этот термин вряд ли можно считать вполне удачным, но мы — следуя установившейся традиции — будем его использовать для обозначения стран Центральной Европы, расположенных к востоку от Германии. Французский геополитик Ж.Готтман назвал территории, расположенные между Германией и Россией, «приливно-отливными землями». Термин «приливно-отливные земли» довольно точно отражает геополитическую специфику региона; «речь идет не о линии на карте, подобно границам государств, но о пространстве пограничья» [14, 19]. Итак, под ЦВЕ подразумевают входившие до первой мировой войны в состав Австро-Венгрии, Германии, России польские, чешские, словацкие, венгерские земли. Как геополитическая реальность ЦВЕ существовала до начала войны в рамках единого экономического пространства упомянутых империй, территориальные параметры которых во многом определяли их международное влияние и являлись важным условием геополитического многополярного равновесия в Европе. В ходе военных действий ЦВЕ как регион прекратила существование и ее дальнейшая геополитическая судьба во многом зависела от послевоенного территориального размежевания. В 1918 г. в результате национально-освободительных и революционных движений в ЦВЕ возникли суверенные государства, факт создания которых признали западные державы. Но в период работы Парижской мирной конференции (18 января 1919 — 21 января 1920 г.) между союзниками развернулась острая дипломатическая борьба из-за установления новых границ в регионе, определявшаяся стремлением найти наилучший геополитический баланс сил для противостояния большевизму, а также противоречиями в вопросе о гегемонии той или иной державы в ЦВЕ и в Европе в целом. Премьер-министр Франции Ж.Клемансо видел в сильных Польше и Чехословакии орудия давления как на советскую Россию, так и на Германию. Великобритания сделала ставку в борьбе с большевизмом на Германию, усматривая в ней также противовес Франции; поэтому британский премьер- министр Ллойд Джордж стремился принизить в глазах союзников значимость Польши как антисоветского барьера. Позиция американского президента В.Вильсона была менее определенной: он надеялся использовать против большевиков новые государства ЦВЕ, принимал во внимание доводы многочисленной польской общины США, но был также озабочен сообщениями своего военного представителя в Варшаве о «наполеоновских» замыслах «франко- польского империализма» и постепенно склонялся на сторону Ллойд Джорджа. [7] Германия в конце войны полагала возможным изменение геополитической ситуации в ЦВЕ за счет входивших в состав Российской империи польских земель: в германских правящих кругах шла полемика о создании буферного государства из части Королевства Польского. Пограничную же с Германией зону предполагалось передать под управление немецких военных властей, освободив ее от поляков и заселив немецкими колонистами, в том числе реэмигрантами из России, что гарантировало сохранение польских западных земель в составе Пруссии. Военное поражение Германии трансформировало эти планы, но их геополитическую сущность не изменило. В декабре 1918 — январе 1919 г. обер- президент Восточной Пруссии А.Батоцкий-Фрибе заявил, что в случае подписания правительством «плохого мира» восточные провинции Пруссии станут добиваться автономии или даже отделения от Германии путем создания «Восточного государства» (Oststaat). Подобные намерения разделяли некоторые прусские политики, юнкерские и военные круги, немецкие народные советы (националистические организации) Восточной Германии, один из руководителей которых — публицист Г.Клейнов — обещал полякам равноправие и экономические выгоды от их пребывания в Oststaat. 22 мая 1919 г. депутаты Национального собрания Германии и ландтага Пруссии от восточных провинций учредили в Берлине Парламент немецкого Востока, а 25 июня предполагалось провозгласить «Восточное государство». По мнению одобрявшего проект создания «Восточногерманской республики» прусского министра внутренних дел В.Гейне, она должна была дать «шанс национального и хозяйственного сохранения восточных провинций, а в дальнейшем — после крушения польского империализма — возвращения их Германии». Сепаратистам пришлось, однако, отказаться от своих замыслов; центральное правительство было вынуждено согласиться на передачу Польше части восточных провинций Пруссии по условиям мирного договора, так как в случае отказа от его подписания Германию ожидали репрессии союзников и она могла погрузиться в хаос [8]. В правящих кругах восстановившей независимость Польши господствовали две геополитические концепции. Оформившаяся в 1918 г. группировка сторонников начальника государства Ю.Пилсудского (пилсудчики) выступала за экспансию Польши на Восток. Свои геополитические намерения Пилсудский маскировал под программу борьбы за федеративную Польшу «от моря до моря» (как минимум в границах 1772 г.), обещая автономию Украине, Белоруссии, Литве. Касаясь будущей судьбы западных польских земель, он заявил 31 октября 1918 г. побочному сыну Вильгельма II, графу Г.Кесслеру: «Поляки не станут воевать за Познань и Западную Пруссию. Если Антанта подарит им эти обе провинции, они не откажутся, но сами войны не начнут». 8 апреля 1919 г. Пилсудский в письме своему представителю на Парижской конференции, признавая часть ранее принадлежавших Польше земель «старыми немецкими колониями», предлагал добиваться обмена «сомнительного Гданьска» на Либаву (Лиепаю) и Ригу. Начальник государства, стремившийся к расширению Польши на восток, не мог допустить серьезного обострения польско-германских отношений. Ориентировавшаяся на Антанту и оппозиционная пилсудчикам группировка национальных демократов (эндеков) и примыкавшие к ней менее значительные правоцентристские политические партии, имевшие интересы на западных польских землях, активно боролись за включение последних в состав возрождаемого государства. Эндеки выступали также за инкорпорацию (без предоставления автономии) в состав Польши западнобелорусских и западноукраинских земель, что предопределило слабость позиций народных демократов в споре о западных польских границах. Ограниченные возможности Польского государства в борьбе с большевизмом и непоследовательная тактика Варшавы в вопросе о возвращении западных земель привели к тому, что пограничье ЦВЕ осталось в составе Германии. Лидеры советской России первоначально руководствовались в своих действиях концепцией мировой революции (революционной геополитикой). «Именно с этой точки зрения большевики приветствовали венгерскую, австрийскую, немецкую революции, видя в советской республике в Венгрии или Баварии не геополитические опорные точки, а идеологические опорные точки. С этой точки зрения совершенно понятен и логически оправдан Брестский мир с Германией: признавая свой военный разгром и уступая Германии наиболее развитые и богатые провинции бывшей империи, советская Россия вовсе не шла на геополитическую капитуляцию, а, как совершенно искренне заявлял Ленин, приобретала передышку перед очередным приливом мировой революции… В этом контексте уступка гигантских территорий, которые Германия даже не успела к тому времени завоевать, не имела никакого геополитического смысла. С точки зрения же нормативной геополитики новому государству нужно было так или иначе продолжать сотрудничество с союзниками. Однако традиционная геополитика для Ленина в этот период роли не играла» [18, 113]. 1.2. Принципы договора Для окончательного оформления итогов первой мировой войны в июне 1919 г. в Версале собралась международная конференция. Подписанный 28 июня мирный договор с Германией основательно перекроил политическую карту мира. Советская Россия отказалась от участия в Версальской конференции, хотя и была на нее приглашена. Но Брестский мир она аннулировала еще 13 ноября 1918 г., как только в Германии пала империя и было подписано Компьенское перемирие. Правда, России удалось вернуть лишь часть потерянных территорий. Участники Версальской конференции видели свою задачу не только в перекройке границ. Масштабы жертв и разрушений, причиненных минувшей войной, вновь поставили на повестку дня задачу создания надежной системы международной безопасности и стабильности. При этом США и ведущие европейские державы намеревались, став гарантами такой системы, упрочить свои политические позиции. Многие участники конференции видели угрозу и в социалистическом строе, рождавшемся на необъятных просторах России. После относительно бескровной Октябрьской революции в стране началась жестокая Гражданская война. Правящая большевистская партия проводила политику беспощадного подавления всяческой оппозиции режиму — “красный террор”. Опасения, что социализм распространится за пределы России, особенно усилились после создания в марте 1919 г. в Москве III (Коммунистического) Интернационала, который открыто провозгласил одной из своих главных целей мировую социалистическую революцию. Функции поддержания международной безопасности планировалось возложить на Лигу Наций, созданную еще по решению Парижской конференции (январь 1919 г.), предшествовавшей Версальской. Главными органами Лиги должны были стать Совет в составе пяти постоянных членов (США, Англия, Франция, Италия и Япония) и ежегодно созываемая Ассамблея. Президент США Вильсон, инициатор создания Лиги Наций, предложил ввести в ее устав положение о создании системы, мандатных территорий. Она позволяла странам-победительницам поделить между собой бывшие владения Германии и распавшейся Османской империи, не придавая этим землям колониального статуса, уже начинавшего дискредитировать себя. Вскоре текст устава Лиги Наций был включен в Версальский мирный договор. Однако в процессе послевоенного мирного урегулирования выявились серьезные противоречия не только между побежденными и победителями, но и в стане последних. В частности, США, Англия и другие европейские державы были обеспокоены усилением позиций Японии на Дальнем Востоке. В ходе Парижской и Версальской конференций японцам удалось закрепить за собой свои приобретения в Китае и на Тихом океане. Но в те годы США все больше ощущали себя “хозяевами” на международной арене. И до войны занимая первое место в мире, они понесли в ходе ее наименьшие потери, а общая задолженность европейских стран американцам выросла до 20 млрд долларов. Ясно было, что США попытаются извлечь выгоду из такой ситуации. Недовольство версальским вариантом урегулирования в США было столь сильным, что в марте 1920 г. Сенат отказался ратифицировать Версальский договор, и, как следствие, США даже не вошли в состав Лиги Наций — детища Вильсона. Президента разбил паралич, и спустя восемь месяцев Вильсон и демократическая партия потерпели поражение на президентских выборах. [12, 365] Австро-Венгерская империя распадалась на Австрию, Венгрию и Чехословакию. Словения, Хорватия и Босния образовали Королевство сербов, хорватов и словенцев (позже — Югославия). Своего рода шлейфом мировой войны и Версальского договора стали «малые войны»: Румынии и Сербии против Венгерской советской республики (1919), греко-турецкая война (1919-1921), советско-польская война (1920), польско- литовская война (1920), ирландские войны за независимость (1919-1921 и 1922- 1923). Многие проблемы не были решены в ходе Версальской конференции и их решению были посвящены более поздние договора: Сен-Жерменский договор (1919), определивший современные границы Австрии, Трианонский договор (1920) стран-победительниц с Венгрией, соглашения Вашингтонской конференции (1921-1922) и т.д. США в 1921 году заключили с Германией особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге наций. Президент США Вильсон, главный идеолог нового послевоенного миропорядка не был понят в своей стране, проиграл выборы и вскоре умер. Россия, которая сыграла в ходе войны значительную роль, не была представлена в Версале: ни белые силы Колчака и Деникина, ни советское правительство. Напротив, под эгидой Великобритании и Франции начал создаваться «санитарный кордон» (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния), который должен был отсечь большевистскую Россию от стран Центральной Европы. Таким образом, Германия и Советская Россия оказались наиболее ущемлены в своих правах. Версальский мир, поставивший точку в войне, должен был создать в Европе такое равновесие, которое невозможно было бы нарушить. Первая мировая должна была стать последней войной. Как известно, из этого ничего не вышло. И в этом смысле Версальский мир можно считать самым большим поражением той войны. [3, 4] Договор вступил в силу 10 января 1920. В. И. Ленин указывал, что Версальский договор — «... договор хищников и разбойников», «... неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей, и в том цивилизованных, ставит в положение рабов». Версальский мирный договор имел целью закрепление передела капиталистического мира в пользу держав-победительниц. По В. м. д. Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870); Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемую нейтральную и прусскую части Морене; Польше — Познань, части Поморья и другие территории Западной Пруссии; г. Данциг (Гданьск) и его округ был объявлен «вольным городом»; г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединён к Литве). Вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должен был быть решен плебисцитом (в результате часть Шлезвига перешла в 1920 к Дании, часть Верхней Силезии в 1921 — к Польше, южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии); к Чехословакии отошёл небольшой участок силезской территории. Исконные польские земли — на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и др. — остались у Германии. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, а по истечении 15 лет судьба Саара должна была решиться путём плебисцита. Угольные шахты Саара были переданы в собственность Франции. По Версальскому мирному договору Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации. Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций.Передел германских колоний был осуществлен следующим образом. В Африке Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании, район Руанда-Урунди — подмандатной территорией Бельгии, «Треугольник Кионга» (Ю.-В. Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку), Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку. На Тихом океане в качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора, к Австралийскому Союзу — Германская Новая Гвинея, к Новой Зеландии — острова Самоа. Германия по Версальскому мирному договору отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме, от всех договоров и соглашений с Либерией, признавала протекторат Франции над Марокко и Великобритании над Египтом. Права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие этого В. м. д. не был подписан Китаем). По договору вооруженные силы Германии должны были быть ограничены 100- тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |