|
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитиеЗатем по караванному пути буддизм постепенно распространился в Китай, далее двинулся в Японию, Юга—Восточную Азию и страны Индокитая. Сейчас мы знаем, как глубоко внедрился буддизм во всех этих странах. Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. То есть самая активная и самая непосредственная роль в распространении буддизма принадлежит именно Великому шелковому пути. Буддизм был не единственным учением, попавшим в Среднюю Азию и Китай о Запада. Наряду с зороастризмом здесь имели место несторианское христианство и манихейство. Несторианцы бежали в Среднюю Азию и Китай от преследований, которые начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявлены православной церковью в Сирии ересью, в частности, они считали, что Иисус был рожден человеком, а затем уж стал мессией (Христом). Китайцы называли христианство "учением света" и отличали его от зороастризма, который они обозначали как "учение огня". В Китае зороастризм не получил широкого распространения и оставался большей частью религией чужеземцев. Манихейство, "учение о двух принципах", имело в противоположность этому большой успех. Оно сочетает в себе элементы зороастрийских и христианских религиозных представлений. Характерным также является строгий дуализм, утверждаемый двумя непримиримыми принципами Добра и Зла. Запрещенное в Персии в III в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане, а начиная с VIII в. нашло многочисленных сторонников в Средней Азии среди уйгуров. Период его расцвета длился вплоть до Х в. Отношение китайцев к манихейцам большей частью зависело от их отношений с уйгурами, а они, в свою очередь, были жизненно важными для функционирования торговли на Великом шёлковом пути. В период после Х в. манихейство в западной части Центральной Азии было окончательно вытеснено исламом, а в восточной части — буддизмом. Но этот путь, соединявший многие страны, способствовал только миграции религий, параллельно с этим шёл столь же активный культурный взаимообмен, в том числе письменности и музыки. Средняя Азия всегда отличалась своеобразием музыкального искусства. А её выгодное географическое положение в период функционирования Великого шёлкового пути способствовало оживлению и в сфере её музыкальной жизни. Средняя Азия выступала не только посредником, но и активным участником процесса музыкального взаимообогащения народов. Политическая обстановка, сложившаяся в регионе, в результате которой Средняя Азия, Восточный Туркестан и Северная Индия вошли в государственное объединение Кушанской империи (I— IV вв.), государства эфталитов (V— сер. VI вв.), Тюркского каганата (сер. VI— VII вв.), способствовала установлению наиболее тесных контактов с восточными странами. В этот период усиливается их этническая и культурная общность, укрепляются связи с Китаем. В монографии Э.Шефера "Золотые персики Самарканда" приведены данные о разнообразных дарах императорскому дворцу, а также о широкой торговле. Это знаменитые среднеазиатские кони и собаки — очевидно охотничьи, пользовавшиеся широким спросом в придворной среде. С охотничьими забавами связан был привоз в Китай ловчих соколов, а также гепардов. Из Хорезма поступали меха пушных зверей — соболей, белок, лисиц, куниц, бобров, зайцев, ' привозились также выделанные шкуры козлов, а из тюркских стран — войлочные изделия и доспехи из лошадиной кожи. В Китае ценили иноземное вино, и хотя к VIII в. изготовление его уже было здесь освоено, из Чача (Ташкентский оазис) в эту пору привозилось вино, приготовленное "по иранскому способу". Из Тохаристана доставляли лекарство "читрагандха" — средство от ран и кровотечений, представлявшее смесь целебных смол и трав. В качестве лекарственных препаратов упоминается "терновый мед" — всем известная верблюжья колючка, сладкий сок которой обладает целебными свойствами. Значение Великого шелкового пути не исчерпывалось торговым обменом и оседанием вдоль его магистралей тех или иных изделий в качестве посольских даров или предметов рынка. Шелковый путь в огромной мере способствовал ретрансляции технологических достижений. Так, шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были монополией Китая, в V—VI вв, продвинулись в Среднюю Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техника изготовления стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, проникла в Иран и Среднюю Азию, а в V в. её освоили в Китае. Существует версия приобретения западным миром знаний об изготовлении шёлка. Это произошло посредством того, что на современном языке можно было бы назвать промышленным шпионажем. Китайская принцесса в 420 или 440 гг. должна была выйти замуж за правителя Хотана и не хотела отказываться от шёлка вдали от своей родины. Поэтому спрятав личинки . шелкопряда в своей прическе, она пронесла их контрабандой в Хотан. Так началось изготовление шёлка за пределами Китая, хотя поначалу и в малом объёме. Из Средней Азии в Византию личинки шелкопряда, а вместе с ними основы изготовления шёлка, попали, спрятанные в дорожном посохе несторианского монаха. Таким образом была разрушена монополия Китая на производство шёлка. ВШП и Арабский халифат В VII в. н.э. на Аравийском полуострове образовалось новое государство — Арабский халифат, начавшее вести завоевания, благодаря которым уже в VIII в. н.э. оно занимало территорию от берегов Атлантики до Средней Азии. Буддийские храмы в Средней Азии были превращены в мечети. Арабский язык стал государственным и литературным языком. Обязанность каждого мусульманина совершить в течение жизни хадж (паломничество) в священный город Мекку помогала развивать пешеходные и торговые дороги. Базируясь сначала в Дамаске, а затем в Багдаде новая империя добилась высоко развитой торговли между Индией и Китаем, с одной стороны, и славянскими странами, Византией и Европой, с другой. Политические волнения не нарушали торговой активности и культурных контактов в пределах мусульманского мира. Мусульманские торговцы активно действовали на караванных путях и утвердились в торговых центрах далеко за пределами их собственной империи, Мусульманские коммерческие общины можно было найти от Испании до Китая, а торговля между Китаем и Монголией перешла целиком в их руки. Власть Арабского халифата в Средней Азии пала в конце девятого столетия. Период IX—XII вв. в Средней Азии в политическом плане был периодом существования нескольких централизованных государств — Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджукидов и Хорезмшахов. А что касается уровня культурного развития, то период IX—XII вв. получил в исторической литературе определение "восточного ренессанса". Относительное спокойствие в этот период способствовало экономическому и культурному развитию региона. К восточно-западной торговле была добавлена интенсивная торговля с районами Волги через Хорезм. Самарканд стал значительным городом Средней Азии. Рынки были переполнены товарами со всех концов света: Персии, Индии, Китая. Огромным спросом пользовались шелковые и хлопчатобумажные ткани Зарафшанской долины. А медеплавильщики славились своими лампами и котлами. Из Самарканда также вывозили стремена, удила, ремни, платки, орехи. Особенно большое значение имело производство бумаги, секрет изготовления которой был ранее известен только в Китае. По мнению английского историка Хильды Хукхэм, секрет изготовления бумаги был раскрыт самими китайскими мастерами — бумагоделами, которые были захвачены в плен в битве при Таласе (751 г.) и затем привезены в Самарканд. Самаркандские мастера— бумагоделы освоили искусство выделки писчей бумаги и в дальнейшем передавали своё умение от поколения к поколению. Подобная передача секретов производства бумаги была одной из причин её высоко сортности на протяжении многих веков. К концу Х в. самаркандская бумага заменила папирус и пергамент в восточных странах, и даже когда её производство распространилось на запад, самаркандская бумага не имела себе равных. Бухара славилась изделиями золотых дел мастеров. Значительное место в её экспорте занимали также ковры, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, дублёные кожи, конские сёдла масла, конопля, сера, грецкие орехи и, конечно, знаменитые бухарские арбузы и дыни. Область Шаша, или Чача, славилась в эту пору выделкой кож и кожаных изделий, что обуславливалось прежде всего соседством с кочевой степью. Из Шаша вывозились; высокие сёдла из лошадиной кожи, колчаны для стрел, палатки; кроме того: плащи, молитвенные коврики, луки, иголки и ножницы. Торговая активность X—XII вв. была особенно благоприятна для Хорезма: Этот оазис в нижнем течении Амударьи, южнее Аральского моря, выступал посредником в степной торговле между Волгой и кочевниками. От главного города Хорезма Ургенча караваны могли следовать до Отрара и затем в Китай, или же главная дорога могла соединяться в Бухаре и вести к югу. Отсюда дорога шла на восток, в Китай или же южнее через Гиндукуш в Индию. Известно, что Хорезм "специализировался" на кондитерских изделиях из миндаля и великолепных дынях, которые экспортировались упакованными в свинцовые формы со снегом или льдом. Кроме того особенно ценились Хорезмские луки, натянуть которые могли только сильные люди; а также: лодки, рыбий клей, рыбьи зубы: не говоря уже о большом количестве рыбы, которая вылавливалась в низовьях Амударьи и вывозилась в солёном виде. Купцы, конечно, не могли вести караванную торговлю в индивидуальном порядке, так как расходы на отправку даже самого небольшого каравана были значительны. Как и в предшествующие времена, купцы были объединены в определенные торговые компании, ставившие целью ведение торговых операций караванным путём. В торговых операциях в Х в. часто использовались чеки ("чек" — персидское слово, обозначавшее в данном случае — "документ"). Можно было не возить с собой большие суммы денег, а дать их в каком-либо городе одному из достойных коммерческого доверия саррафов (менял), взять у него соответствующий документ — чек и, по предъявлении его в другом городе, получить полностью сданную сумму. ВШП и Чингизхан Следует сказать, что в периоды политических конфликтов трассы Великого шелкового пути имели еще одну функцию, весьма неблагоприятную. Именно Великий шелковый путь использовал в своих целях в XIII в. Чингизхан, покоряя народ за народом. Но завоевание — это один из способов, хотя и неблагоприятный, установления контактов между народами. Покоряя страны, подчиняя себе народы, завоеватели не могли покорить жизнь. Жизнь всё равно продолжалась. Продолжал существовать и Великий шелковый путь, хотя его торговые функции были ограничены, и он несколько изменил своё направление. Когда Чингизхан покорил Среднюю Азию, Хорезм разделился на две части; северную со столицей в Ургенче, . которая была включена в улус Джучи (владение старшего сына Чингизхана) и впоследствии ставшая частью Золотой Орды (территория от Сибири до Восточной Европы, правителем которой был внук Чингиз—хана — Берке): и южную — со столицей в Кяте, ставшей частью чагатайского улуса (владение второго сына Чингиз—хана — Чагатая, территория Средней Азии). Монгольское господство стимулировало караванную торговлю между Китаем и странами Средиземноморья. Но выгода от этой торговли доставалась не Средней Азии, из-за её внутренних неурядиц, а Золотой Орде. Многие из караванов обходили стороной Мавераннахр. проходя прямо к Волге севернее Каспия, а оттуда шли к Чёрному морю. Хорезм был южным отрезком на этом северном пути, он продолжал играть роль связующего звена в региональном и межконтинентальном торговом обмене. Крупным торговым центром был Ургенч, базары которого были переполнены. ВШП и А. Темур Особо покровительствовал международной торговле Амир Темур, ставший правителем Мавераннахра в 1370 году. Он выступал за сохранение Великого шёлкового пути и восстановление его трасс через территорию Мавераннахра. С присоединением Хорезма торговля, которая потоком шла через базары Ургенча, теперь вновь была направлена через Самарканд — столицу империи Амира Темура. В конце 70-х годов Темур направляет свой взор на Хорасан. Через него шёл магистральный путь из Мавераннахра и Китая, с которым в Балхе соединялась дорога из Индии. Вдоль этих дорог были богатые рынки, особенно в Герате, где можно было найти товары Средиземноморья и Хорасана: шёлк и хлопчатобумажные ткани, парчу и платки, войлок и ковры; великолепную бирюзу из Нищапура, ароматические вещества: гранаты, виноград, фисташки и миндаль; а также сталь, изготавливаемую в Герате, хорасанское золото и серебро. рубины и ляпис-лазурь из Мавераннахра. На этих рынках можно было купить лошадей, мулов, овец и верблюдов. В 80-е годы XIV века Хорасан и Герат вошли в состав империи Амира Темура. А с 1389 по 1395 гг. Темур совершил три 'похода против хана Золотой Орды Тохтамыша, & результате которых была разрушена столица Золотой орды — Сарай Берке (город в низовье Волги), а караванные пути, проходившие через её территорию, перестали функционировать. После падения Сарая Берке северная межконтинентальная дорога была практически заброшена. Вместо дороги через Сарай, Ургенч и Отрар. караваны вновь взяли путь через Герат, Балх и Самарканд. Все последующие походы Амира Темура в Иран, на Кавказ, в Индию и Турцию были направлены на восстановление торговых магистралей Великого шёлкового пути, которые действовали в до монгольское время (т.е. до Чингиз—хана). В годы правления Амира Темура происходит укрепление торговых отношений с Китаем. Караванная торговля между Средней Азией и Китаем получила новый стимул. По данным, содержащимся в китайском источник: "Мин шилу" ("Записки о событиях в годы правления минских императоров"), в период между 1368—1398 гг. посольства от Амира Темура прибыли в Китай девять раз. В качестве даров в Китай были отправлены лошади, верблюды, бархат, мечи и доспехи. Со своей стороны китайский император отправил подарки из драгоценных камней. Также известно, что в 1394 г. Амир Темур отправляет императору Китая письмо с добрыми пожеланиями в сопровождении "подарка" в качестве 200 лошадей. В 1404—1405 гг., когда Темур предпринял поход на Китай, обстановка несколько обострилась. Однако уже при его преемниках Шахрухе и Улугбеке наметилось восстановление и активное развитие дипломатических отношений. Правители в своих посланиях Друг Другу подчеркивали необходимость укрепления дружеских отношений, развития взаимовыгодной торговли и обеспечения безопасности торговых путей. За период 1403—1449 гг. в Китай прибыли 33 посольства из Самарканда и 14 из Герата. Прибывавшие в Китай послы различных государств освобождались от уплаты пошлин, кроме того, им бесплатно предоставлялся ночлег, оказывались необходимые услуги и устраивались различные увеселения в течение всего времени их пребывания в Китае. Даже тогда, когда в результате открытия морских путей основная часть товаров из Китая и Индии стала поставляться по морю, участие среднеазиатских купцов в торговле между Дальним Востоком и странами Передней Азии продолжалось, хотя в значительно меньших объемах. В Среднюю Азию и в период позднего феодализма продолжали поступать китайская шелковая одежда, шелковая ткань и фарфоровые изделия. По данным Р.Г.Мукминовой, одним из предметов экспорта из Средней Азии по Великому шёлковому пути в этот период являлась ткань занданачи — продукция мастерской, располагавшейся в селении Зандана недалеко от Бухары. Получившая название по месту выработки, она поставлялась Через Бухару в ряд стран, в том числе на Кавказ и в Россию. С XVI в. торгово-дипломатические связи Средней Азии и Китая начали заметно ослабевать. Причинами тому явилось открытие морских путей, усиление межфеодальных войн, обострение политических отношений между государствами Шейбанидов в Средней Азии и Сефевидов в Иране, междоусобицы в Семиречье. Изоляция среднеазиатских городов от торговых центров других стран имела последствием значительный упадок караванной торговли. В XIX в. когда внимание Европы было обращено на Туркестан, Великий шёлковый путь уже давно стал легендой. Его "повторное открытие" было случайным результатом политических обстоятельств. В этот раз с тайной миссией по заданию королевы Англии . через заснеженные перевалы Каракорума в Среднюю Азию был отправлен индиец Мухаммад—и Хамид. Он должен был разведать оазисы в Такла—Макане. Это был период столкновения интересов колониальных держав — России и Англии, которые соперничали в укреплении своих владений и расширении сферы влияния в Азии, И первой задачей была разведка местности и составление карт. У англичан появилась интересная идея: использовать индийцев, которые под видом купцов могли без особого труда пересекать границы по пути в Туркестан. Так Мухаммад—и Хамид получил своё задание и отправился в Яркенд. Он не смог довести своё задание до конца, так как заболел и скончался, Однако ему удалось сделать кое-какие записи, в которых содержались сведения о маршруте через Такла Макан, считавшемся легендой, и о заброшенных, засыпанных песчаными дюнами, городах в пустыне, недалеко от Хотана. Должно было пройти ещё три десятилетия, прежде чем этим сведениям было уделено более серьезное внимание. С 1900 г. начинаются археологические исследования на Шёлковом пути (на "Южном шёлковом пути", в Хотане). В них участвовали английские, немецкие, французские, русские и японские ученые. Были найдены многочисленные шедевры искусства, рукописи на не менее чем семнадцати языках и двадцати четырёх шрифтах, хранящиеся в настоящее время в самых известных музеях мира. Начало первой мировой войны внезапно оборвало эти исследования. Конец XX века характеризуется уникальными по геополитической значимости и масштабам изменениями в мире, Весь мир становится целостной и взаимозависимой системой. XXI век, очевидно, будет веком глобализации в международных отношениях. В этих условиях процесс интеграции государств Центральной Азии, расширения участия в международных программах необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощный фактор устойчивости, стабильности как отдельных регионов, так и всей планеты. Одним из непременных условий развития общества является активный обмен информацией между народами и цивилизациями. Достижения культуры распространялись 'благодаря контактам между народами — через торговлю, завоевание, переселение. На благодатную почву пересаживались целые культурные пласты, и здесь начинался новый цикл развития в условиях новой исторической действительности: изменение, приспособление, приобретение местных черт, дополнение новым содержанием, развитие новых форм. Особую роль в этом процессе играли караванные дороги, в частности Великий : шёлковый путь, который связывал в древности и раннем средневековье Китай, Индию, Среднюю Азию, Средний и Ближний Восток, Средиземноморье. В свете этой концепции возрождение традиций Великого шелкового пути имеет важное значение не только для Центральной Азии, но и для всего мира. Программа «Шелковый путь» Учитывая уникальную в истории цивилизации роль Великого шёлкового пути, международная организация ЮНЕСКО приняла в 1987 году программу "Шелковый путь". Основная идея программы — показать, как наряду с войнами на протяжении многих столетий протекали процессы общения между странами и народами, а главными факторами этого процесса служили торговые отношения и культурный взаимообмен, осуществлявшиеся по трассам Великого шелкового пути. За её исполнение взялись международные группы, составленные из самых разных специалистов. Важнейшее место в реализации программы отводится республикам Центральной Азии, в памятниках культуры которых сплелись воедино как местные, так и иноземные традиции. В узловых точках Великого шелкового пути проведено полтора десятка научных семинаров. Откликом учёных Узбекистана на программу ЮНЕСКО стал сборник "На Среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и культуры", вышедший в свет в 1990 году. Итоговая конференция программы "Великий шелковый путь" прошла в Париже в 1997 году. Там же состоялась уникальная выставка, которая показала культурные достижения азиатских народов разных столетий. А двумя годами ранее, в" 1995 году, в Штутгартском Linden—Museum, затем в Берлине и Роттердаме была организована выставка "Наследники Шёлкового пути -Узбекистан", способствовавшая более близкому знакомству с историей и традициями Узбекистана. В ноябре 1998 года в Ташкенте состоялось заключительное заседание'155—и сессии исполнительного совета ЮНЕСКО. На нём выступил Президент нашей республики И. А. Каримов, который выразил искреннюю признательность руководству ЮНЕСКО за содействие и поддержку в восстановлении исторической памяти и, в частности, отметил, что "результатом программы ЮНЕСКО "Шелковый путь — путь диалога" явилось создание в Самарканде Международного института центрально—азиатских исследований, который призван внести свой вклад в изучение истории цивилизации Центральной Азии..." (Народное слово — 7 ноября 1998 г.). Великий шелковый путь несомненно имел важное экономическое и политическое значение в жизни народов Азии и Европы. Он служил своеобразным мостом между Востоком и Западом, благодаря которому происходило взаимодействие и сотрудничество народов как на торговом, так и на культурном поприще. Он свидетельствует ещё и о том, что самым прекрасным способом контактов и общения народов является путь торговли, культуры и науки. И именно поэтому в наше время, на пороге XXI века актуальным стал процесс восстановления традиций Великого шелкового пути. Следует особо подчеркнуть, что наша республика предпринимает практические шаги в осуществлении этого процесса. Узбекистан принимает участие в реализации программы ООН "Расширение торговли посредством развития сотрудничества в транзитных перевозках", в рамках которой вырабатываются совместные шаги стран Центральной Азии в области создания транзитных транспортных коридоров, которые обеспечат им выход к морским портам и будут способствовать возрождению Великого шёлкового пути. В мае 1993 г. в Брюсселе Европейской комиссией была организована встреча представителей государств Центральной Азии и Кавказа, а также Европейского Союза. Целью встречи было рассмотрение возможности интеграции в мировую • экономику новых независимых государств — стран Центральной Азии и Кавказа. Этот вопрос прежде всего был связан с развитием транспортной и коммуникационной систем. На Брюссельской встрече был рассмотрен вопрос создания ТРАСЕКА - транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. Эта встреча была первым практическим шагом в возрождении Великого шёлкового пути. На ней был заключен межправительственный договор республик Центральной Азии, других стран Организации экономического сотрудничества (ЭКО), согласно которому осуществляется строительство железнодорожной линии Теджен—Серахс—Мешхед, являющейся составной частью Трансазиатской магистрали, соединяющей Пекин со Стамбулом. Важным шагом на пути его реализации стала стыковка в 1996 г. в местечке Серахс железнодорожных магистралей Центральной Азии и Играна. Завершение строительства планируется к 2000 году. Открытие этого транспортного коридора будет способствовать дополнительному увеличению внешнеторговых отношений Узбекистана как на Восток - в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на Запад ~ в Турцию и дальше — в Европу. 8 сентября 1998 г. Президент нашей Республики Ислам Каримов принял участие в международной конференции, 'посвященной возрождению Великого шёлкового пути, которая состоялась в столице Азербайджана. В конференции приняли участие представители 32 стран мира, а также представители ООН, Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка. На Бакинской конференции её участники одобрили предложение о создании Комиссии по осуществлению проекта ТРАСЕКА, учреждении постоянного секретариата с главной резиденцией в Баку. Наряду со строительством железных дорог Узбекистан участвует в строительстве и реконструкции автомобильных дорог Андижан— Ош—Иркаштам—Кашгар, дающих выход в Китай и Пакистан, а также Бухара — Серахс — Мешхед — Тегеран и Термез — Герат — Кандагар — Карачи, позволяющих выйти к Индийскому океану. Функционирование этих трансконтинентальных магистралей, которые практически совпадают с направлением Великого шелкового пути, обеспечит благоприятные возможности для осуществления внешнеэкономических связей Узбекистана и стран Центральной Азии, расширения транзитных перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Индии и Китая в страны Ближней Азии, Турцию, а также в Европу, и установление регулярных культурных и туристических отношений со многими странами мира. Великий шелковый путь возрождается. В столичной гостинице «Интерконтиненталь» 20 сентября 1999 года началась Международная конференция по реабилитации Великого шелкового пути. Она организована по инициативе концерна «Узавтойул» в сотрудничестве с Международной дорожной федерацией. Заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Юнусов, открывая конференцию, зачитал поздравление Президента Ислама Каримова к участникам встречи: «Уважаемые участники конференции! Дорогие зарубежные гости! Я сердечно приветствую всех вас на древней, прекрасной и благодатной земле Узбекистана. Еще в глубокой древности более двух тысяч лет назад, через наш край пролегал Великий шелковый путь, соединявший страны Востока и Запада. На всем обширном пространстве Великого шелкового пути, на протяжении всей истории его существования активно шла торговля, взаимное обогащение различных культур, что сыграло огромную роль в экономическом и культурном развитии многих стран и целых народов, в развитии общечеловеческой цивилизации. И сегодня, в век глобализации, в век динамичного развития процессов интеграции между странами и целыми регионами, реализация идеи возрождения Великого шелкового пути бесспорно служит делу укрепления мира и стабильности, развитию общественного прогресса, экономического роста и повышения благополучия людей. Создание современного транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия открывает новые перспективы для развития экономического, научно- технического, культурного и духовного сотрудничества между многими странами и народами Евразии. Открывает исключительную возможность альтернативного, более устойчивого доступа стран к трансевропейским и трансазиатским транспортным сетям. Открывает новые возможности в активизации взаимовыгодной внешнеторговой деятельности стран-участниц проекта. И что особенно важно, осуществление этого грандиозного проекта будет способствовать укреплению взаимопонимания и взаимного доверия между людьми, принадлежащим к разным национальностям и конфессиям, что служит гарантом мира и безопасности в нашем общем доме – на планете Земля. Узбекистан придает огромное значение участию в реализации проектов по возрождению Великого шелкового пути. Целенаправленно ведутся работы по строительству и реконструкции всех участков транзитных автомобильных дорог, связывающих восточные и северо-западные регионы республики. В рекордно короткие сроки уже в текущем году заканчивается строительство двух высокоскоростных тоннелей на перевалах Камчик и Резак. Уверен, что предпринимаемые странами-участницами проекта совместные усилия по развитию транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия дадут свои плоды в самое ближайшее время. Уверен, что настоящая конференция, обсуждаемые на ней вопросы придадут новый импульс в реализации имеющего исключительно важное значение для судеб наших народов транснационального проекта по восстановлению и развитию древнего Великого шелкового пути. Желаю всем участникам конференции успешной и плодотворной работы».[5] Интерес и внимание к восстановлению Великого шелкового пути стал еще более возрастать после обретения Узбекистаном независимости. Ибо Узбекистан в прошлом считался и поныне остается сердцем этого древнего караванного пути. И поэтому наше государство является главным инициатором международных мероприятий по восстановлению древнего пути. В нашей стране под руководством Президента ускоренно ведутся экономические реформы, процесс международной интеграции. А такую актуальную задачу трудно осуществить, не развивая местные и международные пути сообщения. Потому что процесс ускоренной интеграции нашего государства в мировую экономику непосредственно связан с эффективной работой дорожной системы. На сегодняшний день в Узбекистане имеется 138 тысяч километров автомобильных дорог с твердым покрытием, соединяющих друг с другом все населенные пункты, народнохозяйственные объекты нашей республики. В этом Узбекистан занимает ведущее место среди стран СНГ. Восстановление Великого шелкового пути было начато в 1993 году на Брюссельской встрече созданием ТРАСЕКА – Транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия. Тогда была принята и декларация по данному вопросу. Восстановление Великого шелкового пути стало одной из самых актуальных задач нашего времени. И Узбекистан активно участвует в укреплении этого крупного международного проекта. В первый день конференции был заслушан отчет стран-участниц об общем развитии сети дорожного транспорта, а также дана оценка существующей инфрастуктуре. Информация показывает, что восстановление Великого шелкового пути одинаково важно для всех государств, и они намерены активно сотрудничать. Одним словом, все более увеличивается уверенность в том, что возрождение Великого шелкового пути это не только идея, а международная программа, которая в скором времени будет осуществлена. Дороги, по которым тысячу лет тому назад шли караваны, на пороге XXI века заново привлекают внимание человечества. Мировое сообщество вновь ощущает потребность в этих древних дорогах. Потребность, в свою очередь, дает толчок развитию. Возрождение Великого шелкового пути, безусловно, даст возможность поднять на новый уровень развитие экономики государств региона, увеличить благосостояние народов, использовать плоды прогресса. Нет сомнения, что прошедшая в Ташкенте конференция станет достойным вкладом в осуществление этого масштабного дела. [6] Заключение На пороге третьего тысячелетия человечество столкнулось с необходимостью искать новые пути сотрудничества, или восстанавливать забытые, занесенные песками времен. Всеобъемлющие, комплексное изучение и восстановление Великого шёлкового пути как "пути диалога" вполне соответствует такой необходимости. Великий шёлковый путь на протяжении многих столетий служил сближению различных народов, обмену идеями и знаниями, взаимному обогащению языков и культур. Конечно, и в те далёкие времена случались политические конфликты, вспыхивали войны, но Шёлковый путь неизменно возрождался. Неистребимая тяга к общению, к разумной выгоде и более высокому благосостоянию постоянно брала верх над политической и религиозной конфронтацией. Поэтому при создании модели будущих взаимоотношений народов и сотрудничества необходимо использовать столь убедительный пример. История Великого шёлкового пути — это история широкого культурного взаимодействия и взаимообмена между народами Востока и Запада. Она доказывает, что только тесное сотрудничество и взаимообогащение культур являются основой мира и прогресса для всего человечества. ЛИТЕРАТУРА: — Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Т.; Узбекистон, 1997. — Каримов И.А. Жамиятимиз мафкураси халкли-халк, миллатни-миллат килишга хизмат этсин. - Т.: Узбекистон, 1998. — Каримов И.А. Тарихий хотирасиз келажак йук. - Т.: "Шарк" нашриёт —матбаа концерни бош тахририяти, 1998. — Каримов И.А. Выступление на заключительном заседании 155-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО //Народное слово — 1998, 7 ноября. — Аскаров А.А. История Узбекистана (с древнейших времён до V в.н.э.) - Т.; Узбекистон, 1997. — Бабадясанова Т.И. По древним городам Узбекистана. — М,: Профиздат, 1988. — Березиков Е. Легенды и тайны Узбекистана. Т.: Изд. литераты и искусства им. Г. Гуляма, 1991. — На среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и культуры. — Т.: Фан, 1990. — Наследники Шёлкового пути. Узбекистан — Штутгарт, Лондон: Изд. edition hansjorg mayer», 1997. — Радкевич B.A. Великий шёлковый путь, — М.: Агропромиздат, 1990. — Сагдуллаев А.С. Бактрийская легенда. — Т.: Узбекистон, 1990. — Сагдуллаев А.С. Огненные стрелы. — Т.: Университет, 1993. — Сагдуллаев А.С., Костецкий В.А., Норкулов Н.К. История Узбекистана (с древнейших времён до V в.н.э.): Учебник для учащихся 6 класса. — Т.: "Шарк", 1998. — Хукхэм X. Властитель семи созвездий. - Т.: Адолат, 1995. — Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. - М.: ГРВЛ, 1981. . Озерова Н.Г. Великий шелковый путь: формирование и развитие (научно- методическое пособие) – Т.: Изд. ТЭИС, 1999 . Газета “Деловой партнер Узбекистана” за 9 сентября 1999 г. . Газета “Народное слово” за 21,22,23 сентября 1999 г. ----------------------- [1] Озерова Н.Г. «Великий шелковый путь: формирование и развитие» (научно- методическое пособие). Т.: издательство ТЭИС. Стр. 2-8 [2] «Деловой партнер Узбекистана», 1999, 9 сентября [3] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр. 48 [4] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр. 49 [5] «Народное слово», 1999, 21 сентября [6] «Народное слово», 1999, 23 сентября Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |