бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Великий шелковый путь на территории Казахстана

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Глава 2.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД И СТЕПЬ

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти

связи были налажены в связи с разработкой месторожде-

ний лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в

районе Хотана.

В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь,

протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в

Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших

район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха

и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.

В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и

скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал

в Центральную Азию и Средиземноморье.

В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как

регулярная дипломатическая и торговая артерия.

Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинался в Чаньани

— древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу,

далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской

стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя

с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан,

Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через

перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в

Бактрию, Индию и Средиземноморье – это так называемый «Южный путь».

«Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару,

Мерв и Хамадан в Сирию.

В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на

запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно

объяснить несколькими причинами. Во-первых, в Семиречье находились ставки

тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию.

Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-

третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными

потребителями заморских товаров.

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в

VII—XIV вв. В течение столетий он претерпевал изменения: одни участки

приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и

торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной

была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская

долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан.

Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из

Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье —

Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему

был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в

Византии. В IX—XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью,

чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в

Сирию, Египет и Византию, а в XIII—XIV вв. вновь оживляется. Политическая

ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и

другими путешествующими людьми'.

Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н.

э. — первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно

функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский

шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки

из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи

формируются городские центры, предтечей которых явились земледельческие

поселения, окруженные стенами с башнями.

Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав

Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до

Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке

Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской

культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда

городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту

городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье

функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к

гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к

его угасанию.

§ 1. Направления и трассы Великого Шелкового пути

Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на

восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам

(Сарьям). Название древнего города сохранилось до сих пор. Его носит

поселок рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остатки

средневекового городища, бывшего одним из крупнейших центров на Шелковом

пути. Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и

железо.

Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и

Будухкет.

Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в.

Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое

посольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратигом

Земархом. Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он был

столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.

Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в.

Развалины Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Джамбыла, на

правом берегу реки Талас, напротив с. Михайловки. Развалины его называются

сейчас Костобе — Двойной бугор.

В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого произошла в

751 г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от

Тараза на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города

Адахкет и Дех Нуджикес. В горной части Таласской долины находились также

известные

города Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли вблизи серебряных

рудников.

В Таласскую долину караваны попадали также по дороге из Ферганской долины

через перевал Чанач на Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау.

Этот отрезок дорог соединил «Ферганское» и «Семиреченское» направления

Шелкового пути.

Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и Куланом

принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через города

Касрибас, Куль-Шуб и Джудь-Шуб. От Кулана далее на восток на расстоянии

четырех фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара. Затем караваны

шли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога вела в

Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в Кирмирау.

Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья

Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия переводятся как Новгород. Навакет

был резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев.

Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога приводила в крупнейший

город Семиречья Суяб — столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков).

О нем пишут китайские и арабские путешественники вплоть до Х в. Роль

столицы переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо,

было Беклиг или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затем

Каракитаев, которые его и разрушили в начале XIII в. Город был заново

отстроен, но уже в XIV в. лежал в развалинах. Местоположение этих городов

находится неподалеку от современного "г. Токмака и соответствует двум

известным средневековым памятникам — городищам Акбешим и Бурана.

Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам

Иссык-Куля. На южном отрезке караваны проходили крупный город Верхний

Барсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, названия

которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, и

через него либо Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

Из Иссыккульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь вел

в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и

Хоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через

оазисы Хами и Турфан — к Дунхуану и в Китай.

В X—XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую

долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате,

затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны

Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесь

приметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж. Трасса проходила через

небольшие городки в предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на месте

Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира),

который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор

на правом берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового

городища. Тальхиз (Тальхир) был крупным центром транзитной торговли.

В Илийскую долину попадали и другим путем: от Кулана, Аспары либо Нузкета

к городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на

северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль северных склонов Заилийского

Алатау.

В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южная часть шла через Иссык,

Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по

правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом,

шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалины

небольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По правому

берегу Или дорога шла через современные поселения Кок-Тал и г. Джаркент. В

районе Кок-Тала располагался Илиба-лык.

Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р. Талгар до переправы на р.

Или в районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем

через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала

города Икиогуз, находившегося на месте современного с. Дунгановка.

Вильгельм Рубрук называет город Эквиусом. Именно здесь обнаружено одно из

крупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует

посетивший его в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранские

купцы).

Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) — столице карлукских джабгу.

Город славился своими базарами. В нем кроме мусульман жили христиане,

имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город посол Людовика IX к

монгольскому хану Мункэ монах Вильгельм Рубрук. Кулык был столицей

карлуков, которым в IX — начале XIII вв. принадлежала северовосточная часть

Илийской долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с.

Антоновского. Неподалеку от Каялыка, судя по записке Рубрука, находилось

христианское селение, через которое также проходил Шелковый путь. Далее он

следовал в долину Тентека и, обогнув Алакуль, через Джунгарские ворота

приводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний

Китай.

На юго-восточной оконечности Алакуля стоял город, который путешественники

XIII в. называли «Столицей области».

Из Исфиджаба шла также караванная дорога в Арсубаникет на Арыси, в Отрар-

Фараб и далее вниз по Сырдарье — в Приаралье.

На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными

городами были Отрар-Фараб и Шавгар. Название первого сохранилось до сих пор

в имени крупного городища, находящегося неподалеку от впадения Арыси в

Сырдарью.

Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога вела в

Шавгар, а другая — на переправу через Сырдарью к городу Васиджу. Из него

шел путь вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаш, а вниз — в

Дженд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, Ургенч, а

оттуда — в Поволжье и на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особенно

оживленным в XIII в. и проходил через Дженд, Сарайчик, Сарай-Бату и Каффу.

Шавгар известен в источниках уже в VIII в., ему соответствует городище

Чуй-Тобе, расположенное рядом с Туркестаном. На месте современного

Туркестана рядом с Шавгаром в X—XII вв. сформировался город Яссы, где жил и

проповедовал известный поэт, суфий Ахмед Ясави.

Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту — столице государства огузов.

Отсюда шла также дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм.

Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан дорога выходила на

северные склоны Каратау и шла параллельно той, что тянулась вдоль Сырдарьи.

На этом пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент. Выводила же

она либо в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таразу, либо шла

вдоль западного берега озера Бийликуль через города Берукет-Паркет и

Хутухчин также к Таразу.

От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Казахстан и

Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы

Центрального и Восточного Казахстана в степь Деш1'-и Кыпчак, позднее

известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесь

проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников.

Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстана

были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и

включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.

Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды, Чаяна, перевалив

невысокие горы Каратау, из Шавгара и Яссы через перевал Турлан, из Саурана

и Сыгнака, из Янгикента дороги выходили в степи Центрального Казахстана и

достигали берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты остатки

средневековых городищ: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-Дарасы, Домбгаул,

Милы-Кудук, Ормамбет. Видимо, именно здесь следует локализовать упомянутые

в средневековых источниках города .Жубин, Конгликет, летовки Ортаг и

Кейтаг, рудные разработки Гарбиана и Бакирлытага.

Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес шел торговый путь на Иртыш

— к резиденции хакана кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисей.

Илийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, которая

шла вдоль северных склонов Чуилийских гор, затем по Чу в ее низовьях и

затем к берегам Сарысу.

Другая трасса отходила от северо-илийской в районе Чингильды и через

перевалы Коктал и Бояулы — в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или

Ортасу, где находятся остатки городища Актам и почти соединяются южный и

северный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Караваны

переходили пролив вброд и выходили к устью р. Токрау, а затем по ее берегам

шли к предгорьям Улутау.

От 'северо-илийского пути отходило направление, огибавшее Алакуль с

западной стороны и через Тарбагатай приводившее на Иртыш, в земли

государства кимаков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались

кимакские города Банджар, Ханауш, Астур, Сисан и «столица хакана» —

огромный город, окруженный укрепленной стеной с железными воротами. Города

кимаков были связаны торговыми дорогами с городами кыргызов на Енисее,

уйгуров в Монголии и оазисами Восточного Туркестана.

Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского

шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата,

а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и

амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна,

красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая

кость и «рыбьи бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и

стрелы, мечи и копья и многое др. По Шелковому пути везли на продажу

знаменитых «потокровных»\ коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов,

верблюдов и ' слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов,

павлинов, попугаев и страусов.

По Шелковому пути распространялись культурные растения:

виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень.

Однако главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он был

международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье

наемному войску и государственные долги.

Шелк и часть товаров, провозимыхйо Шелковому пути, оседала в городах

казахстанского участка. Археологические находки — яркое тому

свидетельство2.

К числу редкостных по назначению находок, важных для изучения

международной торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему

составу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем

представлены монетные дворы восточнотуркестанских городов — Алмалыка,

Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма; малоазиатских —

Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки монет

относится ко второй половине 60-х гг. XIII-в. Клад содержит своего рода

«визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути3.

По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на

художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на

подготовленную почву в определенную этнокультурную среду, получали широкое

распространение.

§ 2. Взаимодействие и взаимообогащение культур

Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех

царств мира, которые символизировали обширные регионы и страны. Каждое из

этих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только ему

преимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властью

династии Суй (589-618), а затем Тан (618—907), царства индийских

владетелей; объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии и

Византии, послужили основой идеи четырех

мировых монархий, расположенных по четырем сторонам света:

империи царя слонов на юге (Индия), царя драгоценностей на западе (Иран и

Византия), царя коней на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке

(Китай). Та же идея перешла и к мусульманским авторам4.

Выражением этой концепции являются росписи в селении Кушания вблизи

Самарканда, покрывавшие стены здания, где на одной были изображены

китайские императоры, на другой — турецкие ханы и индийские брахманы, на

третьей — персидские цари и римские императоры5.

Современники тех далеких событий писали не только об успехах своих

государств, но и об освоении ценностей чужих культур, и в этом было

основное содержание одной из реальных форм всемирной культуры.

Наряду с распространением товаров, культурных образцов и aTanoHqe в

прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по странам Востока и

Запада распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления6.

Иностранные оркестры входили в состав придворного персонала. Известно,

что царственный меломан Сюань Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов.

Сохранились описания приемов послов тюркским каганом в ставке вблизи Суяба.

«Каган, — пишет очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь, —

приказал поставить вина и начать музыку... Все это время раздавалась

иноземная музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя это была

музыка варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли». Известно,

что наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного Туркестана и

Средней Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда,

Индии под официальным покровительством слились с музыкальной китайской

традицией.

Иранские, согдийские и тюркские актеры много внесли и в хореографическую

культуру Китая. Например, в Константинополе часто «гастролировали» артисты

с Востока. Так, на знатном обеде у византийской императрицы в честь русской

княгини Ольги присутствующих развлекали шуты и эквилибристы, а на

празднествах, устроенных Мануилом I в честь сельджукского султана Арсла-на

II, выполнял рискованное сальто тюркский акробат. Давались также

представления в масках.

Эти традиции сохранялись и в более позднее время в мусульманских странах.

Известно, что во время празднования навруза в Багдаде устраивались

представления в масках перед Халифом7.

В разных местах при раскопках памятников на Шелковом пути найдены

многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения

культуры: коллекция терракот танского времени, изображающая танцоров и

танцовщиц, актеров в масках, музыкальные ансамбли, уместившиеся на

верблюжьих горбах. Лица многих из этих артистов принадлежат представителям

народов Средней Азии. На степных росписях, сохранившихся в парадных залах

Пенджикента, Варахши, Топрак-Калы и в городах Восточного Туркестана,

изображены музыканты, актеры. Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы

найдена в Пенджикенте. Глиняная маска артиста X—IX вв. — при раскопках

сырдарьинско-го города Кедера.

Пути религий. По Шелковому пути распространялисть и религиозные идеи, а

миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю

Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии

— христианство, а затем ислам.

По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло

через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н.

э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль

принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности

согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активное

во II—III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанского

государства на Востоке.

В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя

согдийцы. Именно они сыграли важную роль в распространении буддизма в

Центральной Азии. Анализ терминов из тюркских буддийских текстов Восточного

Туркестана свидетельствует о том, что они были заимствованы при

посредничестве согдийцев. Буддийские памятники обнвружены в ряде городов на

трассе Великого шелкового пути8.

Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние буддизма. Сюань-Цзян пишет о

благожелательном отношении к буддизму кагана западных тюрков. По мнению

исследователей, в первой половине VII в. некоторые правители западных

тюрков стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано

с переходом их к оседлости и городской жизни.

На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое

распространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийских

сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-

Бешиме, Красной речке, Новопок-ровском, Новопавловском: храмы, монастыри,

часовни, а также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами и

сценами.

Достаточно широко среди случайных находок представлен индийский импорт:

бронзовые и серебряные с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями

статуэтки будд и бодисатв, бронзовые бляшки и пластины, каменные рельефы в

виде мелких поделок и стелы с сюжетами буддийской иконографии, составлявшие

некогда иконостасы и реликварии буддийских храмов и монастырей.

К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь,

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.