|
Этапы и национальные особенности промышленной революцииЭтапы и национальные особенности промышленной революцииП Л А Н Введение ……………………………………………………………3. 1. Промышленный переворот в Англии ……………………………..4-9. 1. Предпосылки промышленного переворота ……………………….4-5. 2. Развитие промышленного переворота ……………………………..5-9. 2. Особенности промышленного переворота во Франции ………..10-14. Заключение ……………………………………………………..15-16. Список литературы ………………………………………………..17. ВВЕДЕНИЕ В XVIII в. в Западной Европе все еще продолжали господствовать феодальные отношения или их довольно заметные пережитки. Но завершение перехода к капиталистическому хозяйству было близко и очевидно. Главными событиями этой эпохи в социально-экономической сфере стали: зарождение и становление буржуазных экономических отношений, господство конкуренции при бурном росте промышленности, промышленная революция в Англии, рост экономического и политического значения буржуазии, усиление антифеодального движения, подчинение деревни городом, почти полная замена традиционных связей между людьми денежными отношениями. В экономическом отношении Западная Европа в XVIII в. явила собой образец относительно быстрых темпов промышленного развития. Уже в начале столетия европейская мануфактура вошла в завершающую стадию своего развития и в ряде стран (Англии, Голландии, некоторых отраслях производства во Франции) стала преобладать над ремеслом.1 В большинстве же других европейских стран (Франции, Германии) развитие мануфактуры сдерживалось пережитками феодализма, цеховыми привилегиями, узостью внутреннего рынка. Наибольше зрелости достигла английская мануфактура и к середине XVIII в. в Англии сложились необходимые социально-экономические и политические условия для проведения промышленного переворота. Основным содержанием этого процесса стал переход от мануфактуры к фабрике. От мелкого производства, опирающегося на ручной труд, - к ручной машинной индустрии, с начала в легкой промышленности. Коренная революция затронула технику, технологию и организацию производства. Система машин с общим двигателем обеспечила непрерывность трудового процесса. Более дешевая и качественная фабрично-заводская продукция вытесняла изделия промыслов, ремесла и мануфактуру. Произошло окончательное отделение промышленности от сельского хозяйства. Возникли крупные города и капиталистически промышленные центры. Окончательно оформился класс буржуазии – фабрикантов и наемных рабочих – промышленного пролетариата. XVIII в. был веком торговли с преобладанием до последней трети столетия внешних экономических связей. Порою темпы роста внешней торговли были выше роста промышленного производства. Такова общая характеристика эпохи XVIII в., эпохи начала промышленных революций. В данной же работе рассмотрим каковы были предпосылки и этапы промышленного переворота в Англии, а также как проходил по сравнению с Англией промышленный переворот во Франции. 1. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ 1. Предпосылки промышленного переворота В 60-е гг. в XVIII в. в Великобритании, раньше чем в других странах, начался промышленный переворот. Одной из предпосылок промышленного переворота стало значительное накопление капитала, которое проходило различными путями, в том числе и посредством роста государственного долга, а следовательно, и роста налогового обложения. Причем крупный капитал концентрировался в руках небольшого количества людей, которые были способны предоставить государству средства для ведения войны. Накопление капитала происходило благодаря быстрому развитию торговли, а также открытому ограблению Индии. Важными факторами процесса накопления капитала явились окончательное уничтожение класса крестьянства и полный переход сельского хозяйства на капиталистический путь. К числу важнейших предпосылок промышленного переворота относится Английская буржуазная революция, устранившая последствия для развития капиталистических отношений. Она открыла путь для быстрого роста производительных сил, утвердила буржуазную собственность на землю, дала мощный толчок аграрному перевороту и ускорила образование национального рынка. Произошел переход от средневековой феодальной монархии к монархии буржуазной. Сложившийся политический союз земельной и финансовой аристократии был долговременным и сравнительно прочным. Этот союз, превратившийся в дальнейшем в союз землевладельцев и всего класса буржуазии, обеспечивал относительную устойчивость английской монархии. При этом аристократия, сохранив монополию политической власти, учитывала интересы буржуазии. Несомненно важным фактором, стимулировавшим промышленную революцию в Англии, была иностранная конкуренция. В частности, в этот период Англия испытывала определенные трудности в сбыте на мировом рынке своего металла и хлопчатобумажных тканей, где серьезную конкуренцию ей составляли Россия, Швеция и Индия с ее традиционно качественными и ярко окрашенными естественными красителями ситцами. Победить конкурентов можно было только при условии налаживания фабричного производства и выпуска более дешевой и качественной, а значит и более конкурентноспособной продукции. Все большее накопление капитала сопровождалось увеличивающимися возможностями его выгодного использования. Войны XVIII в. почти все сопровождались захватом новых колоний: в ранее приобретенных колониях росло богатство и увеличивалось население. В американских колониях насчитывалось около 200 тысяч жителей в 1700 г. и от 1 до 2 млн. – через 50 лет. В 1734-1773 гг. белое население британской Вест-Индии возросло с 36 тысяч до 58 тысяч, возросло и количество рабов. Вест-Индия была наиболее выгодным из всех британских владений. В 1790 г. в нее было вложено 70 млн.ф.ст. прости 18 млн.ф.ст. на Дальнем Востоке и торговля Вест-Индии с Англией почти вдвое превышала импорт и экспорт Ост- Индийской компании. Такое беспрерывное увеличение колониального богатства и торговли обеспечивало все расширяющийся рынок для британских товаров, который уже не мог быть насыщен домашней промышленностью из-за ручных методов производства. Крупные же затяжные войны 18 в., которые велись регулярными армиями не только приводили к беспрерывному спросу на британские товары, но и вызывали спрос на специальные, стандартизированные товары. Технические изобретения были сделаны в конце 18 в. именно потому, что условия того периода заставляли людей искать разрешения проблем массового производства товаров, что накопление капитала достигло уровня, при котором стало возможным полностью использовать методы массового производства. А также в Англии сложилась и действовала достаточно стройная для того времени система образования и подготовки специалистов, поэтому не случайно, конечно, что крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике, сделанные в XVIII – первой половине Х1Х в., принадлежали именно англичанам. В Англии XVIII в. складываются все необходимые условия для развития изобретательской мысли: 1) достаточное количество денежных средств, позволявших субсидировать научные исследования; 2) достаточное образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки; 3) конкуренция со стороны других государств мира.1 Поэтому не случайно первые изобретения были сделаны именно в отраслях хлопчатобумажного производства, чтобы уничтожить хлопковую отрасль Индии, а затем в металлургической промышленности, так как металла требовалось все больше для развития собственной промышленности. 1.2. Развитие промышленного переворота С полным превращением Индии в колонию Англии предприниматели увеличивают вывоз хлопка, перерабатывая его непосредственно в метрополии. Так как производство хлопковых тканей было достаточно новым делом для английских предпринимателей, а внутренний рынок требовал вытеснения традиционной отрасли – производства шерстяных и суконных тканей, хлопковые ткани должны были быть дешевыми и достаточно качественными, что было возможно только при условии их массового, т.е. машинного, производства. Так, в 1733 г. механик Дж.Кей изобрел летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое. В 1785 г. Э.Картрайт изобрел механический ткацкий станок, производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача, работавшего вручную. Параллельно шло быстрое развитие механизации и в другой составной части хлопчатобумажного производства – прядении. Уже в 1738 г. была создана первая прядильная машина, в которой был механизирован процесс прядения, хотя вся машина приводилась в действие еще вручную. Ткач Д.Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную механическую прялку, на которой можно было работать сразу многими веретенами (до 20), но и эта механическая прялка в движение приводилась рукой человека. Следующим важным шагом на пути технического прогресса явилось создание первой фабрики с прядильной машиной, работавшей на водяном двигателе. У основателя фабрики Д.Аркрайта появилось много последователей, и если в 1780 г. в Англии было 20 прядильных фабрик, то в 1790 г. их насчитывалось уже 150. Фабрики обычно строились на берегах рек, так как двигателем пока еще оставалось водяное колесо. Однако бурное развитие техники тканей и широкое применение машин не могли быть удовлетворены такой механизацией. Поиски эффективного и универсального двигателя производились и в XVII в., и в первой половине XVIII в. История создания паровой машины представляет огромный интерес. Эта машина, с одной стороны, произвела подлинную революцию в развитии производства, с другой - в работе над этим великим изобретением впервые проявилось единство теории и практики науки и производства. Так, в 1769 г. лаборант университета в Глазго Дж.Уатт (1736- 1818) изобрел паровую машину. Продолжая работать над ее усовершенствованием, он в 1784 г. создал паровую машину «двойного действия», в которой пар, расширяясь, оказывал давление то на одну, то на другую сторону поршня. Это была подлинно универсальная машина, применяемая в самых различных областях производства, а впоследствии с некоторыми усовершенствованиями и на транспорте. Ее великая революционизирующая роль в развитии производства заключалась в способности паровой машины играть роль двигателя практически в любых условиях. Созданные Дж.Уаттом совместно с фабрикантом Дж.Болтоном заводы по производству паровых машин должны были, по замыслу изобретателя, «снабдить весь мир машинами всевозможных размеров». В первую очередь паровая машина была применена на хлопчатобумажных фабриках, что привело к резкому увеличению производства. Так, с 1788 по 1803 г. хлопчатобумажное производство утроилось, что дало возможность назвать этот период его «золотым веком». Широкое производство машин не только потребовало усилий рабочих, техников и ученых, но и развития такой отрасли, как металлургическая. Выплавка железа – один из древнейших видов производства – находилась в конце XVII в. почтив таком же состоянии, как и три тысячи лет тому назад, она производилась по-прежнему с применением древесного топлива, запасы которого в Англии быстро истощались. Лишь в начале XVIII в. кузнецы начали применять для плавки металла, в частности чугуна, кокс. Решающего успеха в этом добился инженер А.Дерби, который к железной руде стал примешивать во время плавки на каменном угле негашеную известь и получил чугун высокого качества. В 1756 г. он основал чугуноплавильный завод, который давал свыше 8 тыс. т чугуна в год (в 1700 г. во всей Англии было произведено 18 тыс. т чугуна). Важным результатом открытия А.Дурби было увеличение спроса на уголь, который наряду с железной рудой стал главной сырьевой основой промышленности. Угольная промышленность быстро развивалась. В Южном Уэльсе, Шотландии, Ланкашире и Йоркшире началась разработка новых угольных копей, угледобыча возросла с 26 млн т в 1700 г. до 6 млн т в 1790 г. и превысила 10млн т в 1795 г. Уголь не мог служить эффективной заменой леса до тех пор, пока средства сообщения внутри страны находились в таком примитивном состоянии, в каком они были в начале XVIII в. Таким образом, наличие угольной промышленности и начало развития тяжелой послужили стимулом к улучшению транспорта и прежде всего к строительству каналов. В 1700 г. было лишь небольшое количество дорог, пригодных для гужевого транспорта во всякое время года. Легкие товары обычно перевозились в тюках; перевозить таким же образом тяжелые громоздкие предметы было невозможно, так как это стоило бы слишком дорого. Перевозка угля из Манчестера в Ливерпуль стоила 40 шиллингов за тонну. Даже после того как между некоторыми важными центрами были проложены более усовершенствованные дороги, стоимость транспорта все же оставалась высокой. Проблема была решена следующим образом. В 1795 г. герцог А.Бриджуотер поручил инженеру Т.Бридли прорыть канал между принадлежавшими Бриджуотеру копями в Уэрсли и Манчестером длиной в 17,6 кв. Эта идея оказалась настолько удачной, что по окончании строительства канала цены на уголь в Манчестере упали ровно наполовину. Двумя годами позже канал удлинили до портового города Ранкорна, благодаря чему Манчестер получил выход к морю. Затем его соединили с рекой Трент и районом гончарного производства. Когда строительство Большого соединительного канала было закончено, транспорт стал в 4 раза дешевле; в связи с этим очень развилась гончарная промышленность, а в Ченшире значительно увеличились разработки залежей соли. Вскоре вся страна была охвачена лихорадкой строительства каналов и покрылась сетью водных путей. На протяжении только четырех лет (1790-1794) через парламент было проведено не менее 81 акта о строительстве каналов. Вся внутренняя часть Англии, вынужденная до того времени сама потреблять и производить большую часть требовавшихся ей предметов первой необходимости, теперь могла вести торговлю. Пшеница, уголь, гончарные и железные изделия из центральных графств быстро нашли путь к морю. Несмотря на то, что в конце XVIII – начале Х1Х в. повсеместно были улучшены дороги, каналы все же оставались главным средством перевозки тяжелых и нескоропортящихся товаров, ока через 40-50 лет на смену им не пришли железные дороги. В конце XVIII в. Ж.Макадом разработал и предложил способ твердого покрытия поверхности дороги, что дало возможность осуществлять перевозки на конной тяге значительно быстрее в любую погоду. Развитие внутреннего рынка и необходимость быстрой передачи информации на значительные расстояния привели к открытиям в области связи. Так, в 1837 г. У.Кук и Ч.Уинстон получили патент на электромагнитный телеграфный аппарат, а в 1847-1852 гг. была проложена телефонная линия между портами Дувр и Кале. Развитие транспортной системы и средств связи дало еще более мощный толчок экономическому развитию всей страны. Так, значительно увеличилось производство металла – с 68 тыс. т в 1788 г. до 250 тыс. т в 1806 г. – и продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность в центральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо стали использовать в самых разнообразных областях. 1779 г. был построен первый железный мост через р.Северн в Колбрукдейле, изготовленный целиком из литых чугунных деталей. Выплавка более высококачественных сортов железа и уменьшение примесей в нем дали возможность изготовлять более усовершенствованные инструменты. Во второй половине столетия был изобретен токарный станок с суппортом, а также строгальный станок, благодаря чему механики получили возможность обрабатывать детали с точностью до малых долей дюйма. Без достижений технического прогресса нельзя было бы изготовлять сложные машины, столь необходимые на крупных производствах, и именно благодаря ему оказалось возможным вести взаимозаменяемость деталей, которая стала характерной чертой массового производства полвека спустя. Подлинно революционным событием в области транспорта явилось изобретение механика-самоучки Д.Стефенсона, усовершенствовавшего паровую машину и создавшего паровоз, который двигался с колоссальной для того времени скоростью 0 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон добился на первой в мире железнодорожной линии Стоктон – Дарлингтон в 1825 г., и с этого момента начинается строительство железных дорог сначала в весьма ограниченных масштабах, а затем с лихорадочной скоростью. Век железных дорог положил начало огромному росту всех отраслей промышленности, он ознаменовал собой укрепление монополии британских фабрикантов и начало развития современной тяжелой промышленности. Экспорт возрос с 69 млн ф.ст. в 1830 г. до 157 млн ф.ст. в 1850 г.; началось усиленное развитие некоторых главных отраслей промышленности, особенно угольной и металлургической. В 1830 г. выплавлялось 678 тыс. т чугуна, в 1852 г. – до 270,1 тыс. т. Добыча угля возросла с 10 млн т в 1800 г. до 100 млн т в 1865 г. Англия не только являлась первой страной, создавшей у себя необходимую ей железнодорожную сеть, она вскоре начала также строить железные дороги, получая от этого огромные барыши во всех странах мира, особенно в колониальных и полуколониальных, не имевших достаточно плотного населения или достаточной концентрации капитала для того, чтобы строить их самостоятельно.1 В этих странах железные дороги не только строились британскими подрядчиками, но и финансировались займами, получаемыми из Лондона. Началась новая фаза британской торговли. Приблизительно до 1850 г. экспорт преимущественно состоял из предметов широкого потребления и главным образом хлопчатобумажного текстиля. Хотя текстиль и оставался самой крупной статьей экспорта, но наряду с ним за границу начали вывозить все большее количество рельсов, паровозов, железнодорожных платформ, а также всевозможных машин. Железная дорога и развивавшееся попутно пароходство дали также возможность осуществить второй вид эмиграции, принявшей гораздо более крупные размеры, чем раньше. В 1837 г. началась колонизация Новой Зеландии. Много людей эмигрировало в Канаду. Таким образом, промышленная революция, продолжавшаяся в Англии с 60-х гг. XVIII в. и до 30-х гг. Х1Х в., преобразовала страну в индустриальную державу. Великобритания все больше превращалась в индустриальную «мастерскую мира». Установилась английская мировая промышленная и торговая монополия. В ходе промышленного переворота из пестрой массы обезземеленных крестьян, разорившихся ремесленников и мануфактурных рабочих складывался индустриальный пролетариат. Специфической формой борьбы рабочих во второй половине XVIII – начале Х1Х вв. было движение разрушителей машин – луддитов. В 1782 г. правительство провело через парламент специальный закон, каравший за умышленное повреждение машин. В 1799 и 1800 гг. были приняты закон о запрете всяких рабочих союзов, принадлежность к последним и участие в стачках карались как уголовное преступление. Однако, несмотря на жестокое законодательство, рабочее движение не прекращалось и особенно сильная волна луддистского движения прокатилась по Англии в 1811-1812 гг, захватив Йоркшир, Ноттингемпшир и Ланкашир. Рабочие разгромили ряд фабрик особенно ненавистных им хозяев. В 1813 г. правительство проводит через парламент закон о смертной казни за разрушение машин. К завершающему периоду промышленного переворота резко возрастает численность рабочих – 4,8 млн человек в 1851 г., при общей численности населения Великобритании (без Ирландии) около 21 млн человек. Для того чтобы загнать на фабрики разорившихся ручных ткачей и мелких ремесленников, в 1834 г. был издан новый «Закон о бедных», который ликвидировал денежные пособия и учредил так называемые работные дома с тюремным режимом, куда помещались бедняки, обращавшиеся за помощью. 30-40-е гг. Х1Х в. ознаменовались вступлением английского пролетариата на путь самостоятельной политической борьбы. Движение английских рабочих проходило под лозунгом борьбы за проведение «Народной хартии». Одним из основных требований этого документа было введение всеобщего избирательного права. Данное движение получило название чартизм. Главными центрами чартистского движения были промышленные районы Северной и Западной Англии, Шотландии и Уэльса. Чартисты впервые в истории создали в 1840 г. массовую пролетарскую партию – Национальную чартистскую ассоциацию и использовали метод массовых политических компаний. Чартистское движение вынудило правящие классы Великобритании провести дальнейшие реформы парламента, расширить фабричное законодательство, ввести 10-часовой рабочий день для женщин и несовершеннолетних (1847 г.). Важным следствием промышленного переворота явилось также резкое снижение удельного веса сельского населения. Так, если в 1811 г. оно составляло 35%, то к 1817 г. сократилось до 14,2%. Быстро росли первые промышленные центры – Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, Лидс и др. Англия стала страной городов и фабричных поселков. Таким образом, Великобритания, первой из стран мира пережившая промышленную революцию, к середине Х1Х в. превращается в самую могущественную державу, обладающую самой большой колониальной империей, Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |