|
Военное искусство в России 2-й половины XVIII века.узел сообщений Северной Италии. Моро стал отступать на Геную, опасаясь вторичной встречи с Суворовым. 15 мая союзные войска вступили в Турин и Алессандрию.Вся Северная Италия была в течение месяца очищена от французов, сохранивших лишь Геную и Ривьеру. Тем временем армия генерала Макдональда спешила на выручку армии Моро.У Макдональда было свыше 30000, Моро усилился до 25000 солдат. Оба французских генерала должны были соединиться у Тортоны. Суворов мог сосредоточить против них 34000 солдат, главным образом русских (остальные войска союзников отвлечены были, по требованию венского двора, для более или менее бесполезных осад крепостей). Фельдмаршал решил разбить французских генералов порознь. В первую очередь он обрушился на армию молодого и энергичного Макдональда, перевалившую 31 мая через Апеннины. 4 июня Суворов выступил из Алессандрии навстречу Макдональду. Молниеносным маршем его чудо-богатыри прошли 85 верст за 36 часов и обрушились на противника, совершенно не ожидавшего такого стремительного подхода главных русских сил. В последовавшем четырехдневном ожесточенном бою (6 - 9 июня) на реке Треббии армия Макдональда была наголову разбита и бежала. Моро, устрашившись, отступил. За Треббией была взята Мантуя. Император Павел даровал полководцу титул князя Италийского. Сардинский король, которому Суворов вернул престол, наградил его чином фельдмаршала сардинских войск и титулом потомственного принца и брата королевского. Зато австрийский двор делал все, чтобы поставить русского полководца в невыносимые условия. У Вены были свои виды на Пьемонт. Поэтому военный совет стал задерживать поставку продовольствия, фуража, обмундирования и боеприпасов для русских войск, а австрийские генералы стали выказывать неповиновение главнокомандующему. Суворов обратился даже в Петербург с просьбой об отзыве его из армии. Однако просьбы шли в Петербург, а полководец делал свое дело. 4 августа 1799 года он стремительно атаковал, разбил и рассеял у городка Нови французскую армию генерала Жубера. Обе стороны дрались одинаково доблестно, и победа досталась лучше управляемой гению Суворова. От преследования пришлось отказаться, чтобы не погубить голодом солдат. Да и военный совет задержал австрийские войска. Отношения между союзниками испортились окончательно.Было решено, что австрийцы останутся в Италии, а русские перейдут в Швейцарию. 28 августа русская армия выступила из Алессандрии, а 4 сентября была уже в Таверне, у подножия Альп. Суворову и его чудо-богатырям предстояло совершить немыслимое: осенью перейти высочайшие вершины Альп, одновременно сражаясь с превосходящими силами французов, занявших заранее выгодные позиции. При этом русские храбрецы были страшно утомлены, голодны и оборваны.По совету австрийцев, Суворов избрал кратчайший путь на Беллинцону, Сен-Готард, долину Рейссы к озеру Четырех кантонов. Однако подлые союзники утаили главное :вдоль озера дорог не было, и русская армия попадала в тупик. Фельдмаршал отдал приказ о выступлении. В авангарде шли дивизия Багратиона (8 батальонов, 6 горных пушек), далее главные силы Дерфельдена (14 батальонов, 11 орудий), в арьергарде дивизия Розенберга (10 батальонов, 8 орудий). Всего у Суворова было 32 батальона и казаки (20000). 12 сентября армия вышла из Таверны, 13-го в бою у Сен-Готарда Суворов, разгромив французскую дивизию Лекурба, открыл себе дорогу в Альпы. 14 сентября у Чертового моста на глазах пораженных ужасом французов была форсирована бурная Рейсса. 15 сентября армия достигла озера Четырех кантонов, и здесь полководец увидел, что дальнейшее движение невозможно. Дорог не было, русские оказались в мышеловке. Суворов узнал здесь о двух горных тропах. Выбора у него не оказалось. 16 сентября имел место труднейший двенадцатичасовой переход через Роштокский перевал. То под дождем проливным, то в метель двигались русские воины. Вместе с ними бодро ехал на казачьей лошади семидесятилетний полководец, одетый в ветхий плащ и легкую шляпу. Бывали минуты, когда его солдаты приходили в отчаяние и начинали роптать. В эти минуты Суворов не злился на них, а старался ободрить шутками, добрым отношением. Положение русских войск казалось безнадежным : сухарей не оставалось, мяса почти не было, сапоги разорвались у многих, люди истощены до крайности. А впереди предстоял бой с армией Массены, разбившей при Цюрихе русский корпус Римского-Корсакова. Собранный Суворовым военный совет постановил : вместо Швица (там находился Массена) идти на Гларус и Кенталь. На арьергард Розенберга выпала задача прикрыть отход армии от французов. Три дня 18, 19, 20 сентября вели неравный бой русские воины. 4000, затем 7000 русских оборванных, голодных, изнуренных разгромили 15 тысяч солдат Французской республики. В руках одного из чудо-богатырей генерала Махотина, схватившего было Массену, французский командующий оставил свой эполет. Но и теперь предстоял последний подвиг для русских войск перевалить через Роштокский хребет и закончить компанию. 19 октября А. В. Суворов привел свою армию в Баварию. В строю после двухнедельного перехода оставалось 15000 человек (1600 было убито, разбилось и замерзло, 3500 ранено). Здесь он получил от Павла I повеление вести войска в Россию. За изумительный подвиг Суворову был присвоен чин генералиссимуса. Вся Европа рукоплескала русскому полководцу, он был признан гением войны, ума, счастья и успеха. Однако русский император не забывал о конспирациях великого полководца. По пути из Праги Суворов узнал, что дома его ждет далеко не торжественная встреча, ему даже было запрещено въехать в столицу днем. В дорожном возке, под покровом сумерек прибил генералиссимус в Петербург. Ему запретили посещать Зимний дворец. Имя его исчезло со страниц газет. Напоследок отобрали любимых адьютантов. Заболев еще в пути, Суворов слег, и 6 мая 1800 года его не стало. Но и после смерти его преследовала царская немилость. Хоронили полководца не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. За исключением конногвардейцев, гвардию не нарядили на похороны. Ни царь, ни двор на погребении не присутствовали. Но многотысячные толпы народа явились на проводы своего любимца. Русские Мундиры Во второй половине XVIII века в период царствования императрицы Екатерины II (1762-1796) президентом военной коллегии становится ее фаворит Григорий Потемкин. Выдающийся государственный деятель и талантливый военачальник Потемкин в 1782 году предложил радикально изменить униформу Русской Армии, сделать ее простой, удобной, дешевой, максимально приспособленной к полевым условиям. Однако внешний вид формы опережал эпоху более чем на сто лет, и поэтому новая униформа встретила активное сопротивление офицерства и генералитета. Потемкин употребил весь свой авторитет, все свое влияние на императрицу. Однако после четырех лет борьбы новую униформу удалось внедрить только для солдат и унтер-офицеров. Офицеры и генералы отстояли свое право носить прежнюю униформу. Впрочем в частях, подчиненных непосредственно Потемкину и офицеры были вынуждены перейти на новую форму. Генералы же частично одели новую форму, частично нет. Потемкинскую униформу солдаты проносили всего десять лет, до воцарения императора Павла I. Одним из важных элементов любой армии является ее униформа, т.е. одинаковая для всех военнослужащих одежда . Основой любой армии является ее командный состав (унтер-офицеры, офицеры, генералы). Они как на поле боя, так и вне его должны отличаться от солдат с тем, чтобы последние могли распознавать и выделять своих командиров. Первоначально офицерская форма ничем от солдатской не отличалась. Каждый элемент военной формы имеет определенное предназначение и появляется на ней не случайно, а под воздействием определенных условий, в том числе и исторических. Можно сказать, что каждый элемент формы несет на себе как историческую нагрузку, так и утилитарное назначение. Офицерский шарф Первым элементом отличия офицеров от солдат в Русской Армии и явился офицерский шарф. Сразу же он стал не просто знаком отличия офицеров от солдат, но и вообще символом принадлежности военнослужащего к офицерскому корпусу. В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека того времени: " …я офицерский шарф не на полке нашел. Я его у судьбы зубами вырвал". Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нитки. Шарф одевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра. Сразу же было определено, что серебряные кисти имеет шарф обер- офицеров, золотые кисти шарф штаб-офицеров. Кроме того, в штаб-офицерских шарфах в белой полосе часть нитей была шелковая, а часть серебряная. Полковник, кроме того, имел в красной полосе золотые нити. Однако различить чины офицеров между собой по шарфу невозможно. Для различения чинов офицеров существовал горжет, а в пехотном строю еще и протазан (эспантон). Шарф так и останется только отличием офицеров от солдат, символом принадлежности к офицерскому составу. Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99 годах. Затем шарф стал принадлежностью формы всех офицеров Русской Армии. Очень быстро шарф переместился на пояс, и его стали завязывать подобно кушаку. Трудно сказать - было ли отдано соответствующее распоряжение или же это явилось самодеятельностью офицеров. Вероятнее второе. В русской одежде и ранее существовали кушаки, а вот черезплечных элементов одежды в Росси не встречалось, да и с плеча шарф постоянно сваливался, мешал действовать оружием. В 1796 году на престол восходит ярый противник расхлябанности и разболтанности император Павел I. Он вводит армию в рамки жесткой дисциплины, в том числе и дисциплины одежды. Всякая вольность исключается. Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром. Шарф для всех офицерских и генеральских чинов одинаковый - из серебряной нити с тремя узкими черно-оранжевыми полосами и черно-оранжевыми центрами кистей. Если покрой мундира скрывает шарф, то последний носится на мундире. Вместе с тем появляются формы офицеров, при которых не носят шарфов. Это гусары, кирасиры (при ношении кирасы), форма которых не предусматривала ношение шарфов. Вне службы офицеры также могли не надевать шарфы. Шарфов вовсе не имели офицеры фурштатских рот и другие нестроевые офицеры. В 1801 году гвардейские офицеры, подогретые интриганами из числа высшей аристократии убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории - именно офицерский шарф явился орудием убийства Павла I. Погоны Широко распространено заблуждение, что погоны как элемент военной формы происходят от рыцарских лат, точнее металлических наплечных пластинок, защищавших плечи воина от сабельных ударов. Это заблуждение из года в год, из издания в издание так часто повторяется, что даже многие военные поверили в это чисто умозрительное заключение людей, не утрудивших себя сколько-нибудь внимательным изучением военной униформы, древних лат, рыцарского снаряжения. Между тем даже беглый просмотр, не говоря уже о внимательном и тщательном изучении средств защиты и нападения, музейных экспозиций не позволит обнаружить ничего даже близко похожего на "защитные плечевые пластинки". Даже более или менее внимательное рассмотрение картин, иллюстраций, гравюр, образцов военной одежды прошлых веков позволяет сделать вывод - до конца XVII века на плечах воинов погон не было (ни металлических, ни иных). Еще стрельцы русского войска, имея четко регламентированную форму, погон на ней не имели. Погоны же, как элемент военной формы в создаваемой Петром I русской армии появляются между 1683 и 1699 годами. Погоны появляются на плечах фузилеров, гренадеров петровских полков, имея чисто утилитарную цель - удержание на плече лямки патронной, гренадной сумки или же сумы-ранца. Именно это утилитарное предназначение погона и предопределяет его размещение, форму. Погон-то солдаты носят один! И он располагается на левом плече. Нижний край погона вшивается наглухо в плечевой шов рукава, а верхний пристегивается на пуговицу, пришитую к кафтану. Офицеры же сумок и ранцев не носят и их форма погон не имеет вовсе! Более того, в кавалерии погон не имеют не только офицеры, но и солдаты. Сумки здесь являются элементом конского снаряжения и необходимости в погонах не возникает вовсе. Погон нет и в артиллерии. Довольно быстро этот очень заметный элемент формы стал использоваться и как декоративный элемент одежды. К 1762 году погон приобретает вторую утилитарную роль - по его расцветке различается принадлежность солдата к определенному полку. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона из парусного шнура было различным. В нижнем конце погона были свисающие вниз концы, что делало его несколько похожим на эполет. Это обстоятельство в ряде современных изданий приводит авторов к ошибочному утверждению, что это эполет. Однако конструкция эполета совершенно иная. Это именно погон. Император Павел I возвращает погонам чисто практическое назначение - удерживать лямку сумки на плече. Снова погон исчезает с офицерской и унтер- офицерской формы. Однако у офицеров и генералов на правом плече появляется аксельбант, верхняя часть которого очень напоминает гарусный погон. Эспантон, протазан, алебадра Эспантон, протазан (партазан), алебарда собственно являются старинным оружием древкового типа. Эспантон и протазан оружие колющее, а алебарда колюще-рубящее. К концу 17 века с развитием огнестрельного оружия все они уже безнадежно устарели. Трудно сказать, чем руководствовался Петр I, вводя на вооружение унтер-офицеров и офицеров пехоты вновь создаваемой Русской Армии эти древности. Вероятнее всего по образцу западных армий. Как оружие они не играли никакой роли, но сыграли свою роль в качестве определителя чинов, наряду с офицерским шарфом и горжетом Вероятно также, что они использовались и для подачи сигналов (команд) в строю. Очевидно, что алебарды и протазаны являлись ориентиром в строю, обозначая место унтер-офицера и офицера. Несомненно, что в строю это декоративное оружие играло и практическую роль, но для боевых условий не годилось, сокращая число военнослужащих, могущих вести огонь. В 1711 году император Петр I оставляет алебарды только сержантам, а остальные унтер- офицеры вооружаются ружьями. Тогда же Петр I повелел пехотным офицерам иметь протазаны только в мирное время в строю, а в военное по необходимости. В период правления Екатерины II под влиянием умного и толкового полководца князя Потемкина эспантоны, казалось, уходят в историю. Все они отменяются в гвардии и армии вообще, но Павел I возвращает алебарды и эспантоны (уже нового образца). После его смерти это оружие все реже появляется в пехотном строю и то, только в мирное время, а в 1807 году навсегда отменяются. Горжет Горжет представляет собой металлическую пластину в форме полумесяца размером примерно 20х12см., подвешиваемую горизонтально за концы на груди офицера возле горла. Предназначен для определения чина офицера. Чаще в литературе именуется как "офицерский знак", "шейный знак", "офицерский нагрудный знак". Однако правильное название этого элемента военной одежды - "горжет". В отличие от офицерского шарфа, который являлся знаком отличия офицеров вообще от солдат, горжет как и протазан (эспантон) имел предназначение различать между собой чины офицеров. Первыми получили горжеты в 1698 году офицеры Преображенского и Семеновского полков. В 1701 году форма горжетов изменяется и на горжетах обер-офицеров этих двух полков появляется памятная надпись"1700 NO19" . Несколько позднее горжет получили офицеры армейских полков. В 18 веке различению чинов офицеров значения придавалось мало. В большинстве случаев горжеты не надевались вовсе. Обычно горжеты надевали в торжественных и официальных случаях (смотры, парады, несение дежурств и караулов). В повседневной жизни обходились без них, ограничиваясь ношением офицерских шарфов. На протяжении 18 века размеры, форма горжетов, рисунок гербовых знаков, цвета ленты (на которой носился горжет) неоднократно менялись. Разные полки имели различный рисунок гербового знака. [pic] Первый горжет слева является самым первым образцом офицерского горжета; второй - горжет обер-офицеров с памятной надписью. В 1764 году определить чин офицера по горжету становится затруднительно. Велено иметь всем офицерам гербовый знак золоченым, поле горжета обер-офицеров остается серебряным, у капитанов золотится ободок горжета, у штаб-офицеров поле горжета по прежнему золотое. В 1775 году полковые гербовые знаки заменяются государственным гербом. Император Павел I в 1796 году превращает горжет из определителя чинов в чисто декоративный элемент офицерской формы. Он вводит единый для всех горжет и переименовывает его в "офицерский знак". Затем он 1797 году вообще отменяет горжеты офицерам егерских полков. На очереди была отмена горжетов во всей армии, но этому помешала смерть императора. Унтер-офицеры В современных армиях одним из важнейших элементов униформы являются знаки различия военнослужащих по их воинским званиям. Как правило, эти знаки в виде звездочек различного рисунка и размеров, или же иных значков, нашивок( по солдатски - лычек) размещаются на погонах. В ряде армий они дублируются на головных уборах, воротниках, реже на рукавах. Люди, мало знакомые с военной формой нередко полагают, что так было всегда, что вместо погон существовали на определенных исторических отрезках эполеты, или вообще какие-то иные знаки различия. Но им трудно себе представить, что весь 18 и первую четверть 19 века в России различению чинов придавалось очень мало значения. Так, например чины генералов между собой не различались вообще никак вплоть до 1827 года (исключая промежуток 1764-1797гг), а унтер-офицеров до 1843 года ( также исключая промежуток 1763-1797гг.). Вполне достаточным считалось отличать унтер-офицеров от солдат, обер-офицеров от унтер-офицеров и штаб-офицеров от обер-офицеров. С переходом в 1702 году на мундир "французского" образца унтер-офицеры стали отличаться от солдат серебряным галуном по краю шляпы и таким же галуном обшлагов рукавов. С 1763 года чины унтер-офицеров стали различаться следующим образом: капрал носил один ряд галуна на обшлаге; фурьер, подпрапорщик, каптенармус носили два ряда; сержант (старший сержант, фельдфебель) три ряда. Унтер-офицерский галун по краю воротника у всего унтер-офицерского состава был один и служил средством отличения унтер-офицеров от солдат. На рисунке слева изображен сержант. Различение чинов унтер-офицеров таким способом сохранялось до изменения униформы русской армии в 1797 году императором Павлом I . Ярый поборник одинаковости, стандартизации Павел в каждом роде войск форму солдат, унтер- офицеров, офицеров и генералов сделал практически одинаковой. Например, генерала от офицера можно было отличить лишь наличием белого плюмажа на шляпе. В новой форме фактически было уничтожено всякое различие чинов между собой. Генералы Генеральские чины появились в русском войске еще в первой половине XVII века. Само это слово было занесено из Европы наемными офицерами, которых русские цари приглашали для переустройства русского войска в соответствии с требованиями военной науки того времени. Император Петр I, создавая Русскую Армию, ввел в систему воинских чинов армии наряду с унтер-офицерскими и офицерскими, также и генеральские чины. Однако, если для солдат, унтер-офицеров и офицеров сразу же была установлена регламентированная военная униформа и знаки различия чинов (офицерский шарф, горжет, протазан, алебарда, галуны), то для генералов этого сделано не было. Генералы - иностранцы обычно носили одежду, принятую в их странах. Русские генералы обычно подражали иностранцам. Несколько позднее многие носили офицерскую форму (чаще те, кто выслужился из офицеров), но более богатую, значительно больше украшенную золотым шитьем, галунами. Есть исторические сведения, что генералы также носили офицерский шарф. Однако никакой регламентации генеральской формы не было. Естественно, что и о знаках различия генералов речи не могли идти. Первые упоминания о регламентации генеральской одежды появляются лишь в 1745 году в период правления императрицы Елизаветы Петровны, однако и тогда речи не шло о различении генеральских чинов. Речь шла лишь об установлении определенных расцветок мундиров и некоторого ограничения количества галунов и золотого шитья. В 1764 году одновременно с введением настоящей формы генералов вводятся и знаки различия генеральских чинов. Пехотные генералы получили кафтан зеленого цвет, кавалерии - синего, артиллерии и инженерных войск красного. Парадные кафтаны имели золотое шитье в виде гирлянд из дубовых или лавровых листьев по воротнику, обшлагам, карманным клапанам, по краям бортов и разрезам фалд. Шитье было двух ширин - узкое шириной в пол-вершка (2.2 см.) и широкое в вершок (4.4 см.). По числу рядов шитья и различались чины генералов: -бригадир - один ряд узкого шитья; -генерал-майор - один ряд узкого и один ряд широкого шитья; -генерал-поручик -два ряда широкого шитья; -генерал-аншеф - два ряда широкого и один ряд узкого шитья; -генерал-фельмаршал - аналогично генерал-аншефу и кроме того один ряд широкого шитья по всем швам кафтана. На рисунке вверху генерал-аншеф в парадном мундире. Хорошо заметны один узкий и два широких ряда шитья по борту кафтана. Можно заметить офицерский шарф на камзоле под кафтаном и край кисти шарфа. Эти знаки различия просуществовали до воцарения императора Павла I в 1796 году. Золотое шитье стоило очень дорого (ведь тогда на шитье шло настоящее золото, и ряды шитья покрывали едва ли не весь мундир). Стремясь облегчить нагрузку на казну, Павел радикально изменяет форму русской Армии. Заключение. Роль военной истории в национальной идее России. Важнейший урок истории нашего Отечества, убедительно подтверждённый событиями на рубеже веков, состоит в том, что в периоды кризисов социально- политического, общественного развития, в переломные моменты истории, будь то вторая мировая война или сегодняшний период, значительно возрастает функциональня роль исторической науки, в особенности такой её части, как военная история. В немалой степени потому, что в обстановке коренных изменений в условиях жизни людей резко обостряется их историческая память, возрасает интерес к минувшему – далёкому и близкому. Это происходит потому, что в переломные моменты жизни общества, когда утрачиваются или резко меняются привычные жизненные ориентиры, народы ищут ответы на вопросы современности в своём историческом прошлом. Поэтому богатейший опыт, накопленный поколениями, служит обществу на переломах эпох важнейшим практическим, нравственным и интеллектуальным арсеналом. Необычайно возросшая роль истории для сегодняшней России во многом объясняется тем, что привычные социально-политические, культурные, духовные ценности советского общества подверглись переоценке и отвергнуты на официальном уровне. Образовавшийся вакуум заполняется теориями, концепциями, версиями, зачастую западного происхождения, как правило, чуждыми русскому духу и российскому историческому сознанию. Пересмотр основных национальнах ценностей не обошёл стороной и историческую науку. Появились новые или модернизированные трактовки нашего исторического прошлого, часто почерпнутые из исторических концепций Запада. Дело в том, что новый анализ нашего прошлого часто выполняется не профессиональными историками, а людми не полностью компетентными в данном вопросе, отягчёнными своими субъективными взглядами на ту или иную проблему. Прагматизм, выгоды, решение личных проблем за счёт других людей, причём нередко любой ценой, оттесняют извечные ценности народов России, идеалы добра, справедливости, коллективизма, издавна присущие нациям, составляющим население нашего Отечества. Вследствие этих и ряда других обстоятельств из исторического сознания постепенно вымываются подлинные национально-государственные ориентиры. Можно сказать, что в этих условиях практически формтруется качественно новый гражданин, без той исторической духовности и того патриотического фундамента, на котором стояла и крепла Россия в прошлом. Значительная часть населения России сегодня не ведает, кто и где у неё враги и друзья, какие реально угрозы национальной и военной безопасности государства. Поэтому объективная, непредвзято трактуемая история России становится сегодня одним из главных краеугольных камней возрождения традиционного сознания и формирования национальной идеи, отвечающих требованиям российского общества на современном переходном этапе развития страны. объективная, непредвзято трактуемая история России становится сегодня одним из главных краеугольных камней возрождения традиционного сознания и формирования национальной идеи, отвечающих требованиям российского общества на современном переходном этапе развития страны. Список литературы: В.А.Золотарёв Военная безопасность государства российского Ростунов И. И. Генералиссимус А. В. Суворов: жизнь и полководческая деятельность. Б. И. Зверев Страницы военно - морской летописи России О.Михайлов. Суворов исторический роман Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России, М.: Междунар. отношения, 1994. – 448с. С.Охлябинин. Честь мундира. Чины, традиции, лица. Русская армия от Петра I до Николая II. ----------------------- Орден Андрея Первозванного |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |