бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Военная реформа Милютина 1860-1870 гг.

условия для развития отечественного сталепушечного производства. В 1863 г.

началось строительство сталепушечных заводов в С-Петербурге и Перми, начали

отливать орудия в Петрозаводске и Александровском заводе.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 г. На

вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки

калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые, как по дальности

стрельбы, так и по точности.

В первой половине 60-х годов большое внимание уделялось вопросу

изготовления орудий, заряжающихся с казенной части. В 1863 г. в Германии

было закуплено 100 полевых пушек, заряжающихся с казенной части. В течении

ряда лет группа ученых артиллеристов - Маиевский, Гадолин (профессоры МАА)

разрабатывала улучшенные системы орудий, пытаясь устранить недостатки,

присущие немецким орудиям.

В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по

которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные,

заряжающиеся с казенной части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть

вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная

артиллерия - 4-фунтовыми.

Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. В связи

с тем, что заводы не могли в короткие сроки перейти к массовому выпуску

стальных стволов, было принято решение добиться выпуска бронзовых орудий,

заряжающихся с казенной части. Во второй половине 60-х начале 70-х годов

под руководством А.С.Лаврова проводились дальнейшие опыты по улучшению

артиллерийской бронзы. К 1870 г. перевооружение полевой артиллерии было

полностью завершено, а к 1871 г. в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были приняты

скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-стволльные Барановского

со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на

вооружение 2,5 дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были

осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий. За

границей такие орудия были изобретены лишь в начале 1890-х годов.

Опыт франко-прусской войны 1870-1871 гг. привел к необходимости

увеличения количества батарей полевой артиллерии. В 1873 г. было принято

решение усилить состав артиллерийских бригад до 6 батарей (две вновь

формируемых батареи вооружались 9-фунтовыми орудиями). В 1870 г.

профессором Маиевским была спроектирована 4-фунтовая утяжеленная пушка с

начальной скоростью 1700 футов в сек. (против 1000 у обычной). Но на

вооружение она принята не была, в связи с отсутствием финансирования. По ее

образцу на заводах Круппа для германской армии выпускалось аналогичное

орудие.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874 гг.) количество

батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г.

в запасе находилось 851 орудие, был осуществлен переход от деревянных

лафетов к железным.

Большое значение в совершенствовании тяжелой крепостной и осадной

артиллерии имело изобретение в начале 70-х годов полковником Семеновым

железных поворотных и башенных лафетов. Несмотря на ряд мер, предпринятых

Военным правительством, дело перевооружения крепостной артиллерии

производились крайне медленно. На 1.01.1875 г. количество крепостных орудий

составляло лишь 72% к штату.

.

Рождение русского винтового флота в годы Крымской войны было связано с

развитием тесных отношений верфями и заводами Петербурга и Москвы с Морским

министерством. В 1859 г. морское ведомство заключило контракт на

изготовление двух двигателей мощностью по 800 л.с. для фрегатов “Дмитрий

Донской” и “Александр Невский”.

Послевоенное сотрудничество военно-морского ведомства с частной

промышленностью, в 1860-е годы переросло в тесный союз, т.к. в этот период

морское министерство оказалось перед очередным переворотом в военно-морской

технике - строительстве броненосцев. В октябре 1861 г. была спущена на воду

270-тонную канонерку “Опыт”, с 4,5-дюймовой носовой броней, которая была

выплавлена в Англии. Первый 3277-тонный броненосец “Первенец” был построен

в Лондоне, где группа русских морских инженеров, посланная для надзором за

постройкой, одновременно и вела разведку с целью ознакомления с новейшей

технологией постройки броненосцев. В 1862-63 гг. был заключен контракт с

английским кораблестроителем Митчелом на постройку двух броненосцев “Не

тронь меня” и “Кремль” уже в России. За три года Морское министерство

смогло перейти от закупок броненосцев за рубежом к постройке их в России. В

1864 г. Морское министерство приняло программу на строительство 8

броненосных кораблей с завершением в 1869 г. В 1870-е годы был построен

броненосный корабль “Петр Великий” общей стоимостью 5,5 млн. руб., после

чего , вследствие скудности флотских ресурсов и финансового кризиса в

государстве, броненосцы сооружались лишь в малом количестве.

В начале 60-х годов в армиях Европы возник вопрос о переходе к

нарезному стрелковому оружию, заряжающемуся с казенной части. Таким образом

перед Военное министерство, едва закончив к середине 60-х годов

перевооружение армии нарезным оружием заряжающимся с дула, вынуждено было

снова изыскивать новые системы стрелкового вооружения. Первоначально было

принято решение на переделку стоящих на вооружении 6-линейных винтовок. В

1866 г. этот образец, (со скорострельностью 5-6 выстрелов в мин.)

принимается на вооружение, как временный.

Наряду с изготовлением новых и переделкой старых 6-линейных ружей, в

конце 1868 г. на вооружение принимается малокалиберная винтовка системы

Бердана, усовершенствованная полковником Горловым и капитаном Гуниусом,

калибром 4,2 линии. К 1874 г. оружейные заводы окончательно освоили

производство малокалиберных ружей, однако к началу русско-турецкой войны

лишь третья часть пехоты была перевооружена на малокалиберные винтовки.

В Ы В О Д Ы :

n Преобразования в области перевооружения ставили своей задачей

обеспечить армию современным оружием и были рассчитаны на создание

отечественной военной промышленности.

n Изобретения и открытия русских ученых и инженеров Обухова, Гадолина,

Маиевского, Чернова, Лаврова, Горлова и др. В значительной степени

способствовали реализации программы перевооружения.

n Однако, экономическая отсталость страны, являлась непреодолимым

препятствием в деле перевооружения. Эти трудности усугублялись

преклонением Александра II и придворных перед иностранным, в ущерб

развития собственной промышленности.

n В силу этих обстоятельств, к середине 70-х гг. перевооружение армии

далеко не было закончено. Многосистемность вооружения, отсутствие

должного количества тяжелой и осадной артиллерии, а также

дальнобойных орудий полевой артиллерии, представляли серьезный

недостаток, обнаружившийся во время войны 1877-1878 гг.

3. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК.

Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей

системы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки

солдат: готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на

плацу, нужно было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более

осмысленно.

Вследствие этого с конца 50-х годов в отдельных частях войск боевая

подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированы

учебные батальоны для подготовки учителей “искусной стрельбы”, вошло в

практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат

пехоты, для обучения их стрельбе из орудий. Обращена было внимание на

физическую подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 г.

создаются учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки

инструкторов гимнастики и фехтования.

Были приняты меры для распространения грамотности в войсках. В 1858 г.

помимо войск гвардии, обучение письму, чтению и арифметике осуществлялось в

гренадерском, 4,5 и 6 АК.

В 1863 г. издается специальный приказ военного министра об обучении

рекрут, в котором указывалось на необходимость обучения рекрут строго

практическим целям - обучению тому, что необходимо на войне, с главным

упором на осмысленном усвоением солдатами приобретаемых ими знаний.

Большое развитие получает новая отрасль военного образования -

обучение саперному делу. С этой целью к саперным бригадам

прикомандировывались на месячный срок команды для обучению саперному делу

инструкторов.

На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы.

Основные положения боевой подготовки войск наиболее полно были раскрыты в

учебнике тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены три

условия обучения: 1.Учить войска в мирное время только тому, что

необходимо на войне. 2. Учить солдат боевому делу необходимо в той

последовательности, чтобы они получали ясное понятие о назначении предмета

обучения. 3. Учить преимущественно примером. Придавалось большое значение

одиночной подготовке солдата. Устанавливалось 2 вида боевого построения

войск: рассыпной (при применении огнестрельного оружия) и сомкнутый (при

применении холодного оружия).

“Устав строевой пехотной службы” был разработан в 1866 г. Общий

характер этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения

боя: развитии огня пехоты в сочетании с действием холодным оружием,

совершенствованием рассыпного строя, развитием гибкости построения рот и

батальонов.

Строевые уставы пешей и конно-артиллерийской служб были изданы в 1859

г. В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац - парадным

приемам. Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишь

определял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно

вводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии,

явно не соответствовал новым видам вооружений.

Однако более чем недоработанные уставы, подготовке артиллеристов

препятствовали непрерывные изменения в материальной части артиллерии,

отсутствие должного количества боеприпасов и отсутствие разработанной

теории стрельбы из нарезных орудий. Лишь в 1874 г. был принят способ

пристрелки путем захвата цели в “вилку”. Причиной невысокого уровня огневой

подготовки являлся так же недостаток строевых офицеров - артиллеристов (так

в Виленском военном округе некомплект офицеров - артиллеристов составлял

72%). Несмотря на все эти недостатки, общая тактическая подготовка

артиллерии значительно повысилась. Наиболее серьезным недостатком являлось

отсутствие должного взаимодействия с пехотой.

Устав о кавалерийской строевой службе был издан в 1869 г. По которому

состав полка определялся 4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на

4 взвода, по 16 рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилось

одиночному обучению всадников, был значительно расширен раздел “Об атаке”.

Как недостаток можно отметить то, что значение оружейного огня для

кавалерии по-прежнему отрицалось. Новый устав был направлен на обучение

кавалерийских частей тому, что необходимо на войне, однако плац - парадные

традиции, действовавшие в кавалерии сильнее, чем в пехоте, являлись

серьезным тормозом внедрения новой системы обучения, что обуславливало

слабую подготовленность отдельных частей кавалерии к действиям в боевых

условиях.

Распространение грамотности являлось “вспомогательной отраслью

военного образования”. Приток в армию новых командных кадров, окончивших

военные и юнкерские училища, и подготовка значительного количества

грамотных унтер-офицеров, способных обучать солдат чтению и письму -

обусловило в конце 60-х, первой половине 70-х годов определенные успехи в

распространении грамотности в войсках. Во всех полках, бригадах и

батальонах в начале 70-х г. создаются ротные библиотеки, в ряде частей были

открыты солдатские чайные.

Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки

офицерского и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебные

команды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-

офицеров в пехоте и кавалерии со сроком обучения 2 года. В команды

выделялись по 4-5 чел. от каждой роты и эскадрона ежегодно.

В 1874 г. было принято решение о создании учебных команд в

артиллерийских и инженерных частях. Учебные команды в артиллерии

создавались 2-х типов: при батареях, парках и крепостных ротах - для

подготовки бомбардиров, наводчиков и лаборатористов - со сроком подготовки

1 год (в программу подготовки включались строевое образование, знание

караульной службы, гимнастика, грамота, арифметика и артиллерия). В учебных

командах этого типа обучались 10% состава батарей. И второго типа - при

артиллерийских бригадах и крепостях для подготовки фейерверкеров со сроком

обучения 2 года (в программу подготовки включались русский язык,

арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация, коневодство). В эти

команды включались 50% успешно окончивших батарейные команды.

Для сокращения некомплекта унтер-офицеров в 1871 г. было принято

положение о приеме на сверхсрочную службу чинов унтер-офицерских званий. В

1874 г. им было увеличено денежное содержание : фельдфебелям и ст.

вахмистрам - 84 р., унтер-офицерам - 60 р.

В качественном отношении состав офицерского корпуса, в середине 60-х

годов был чрезвычайно низок. Большинство офицеров не имело никакого

военного образования (около 70%). В 1872 г. Военным министерством был

принят ряд мер к улучшению материального положения офицеров (значительное

увеличение жалования, установление квартирных окладов, выдача жалования

ежемесячно, а не 3 раза в год). Вместе с этим вводятся офицерские собрания

и устраиваются библиотеки. Эти меры, в сочетании с регулярными занятиями с

офицерами, введенными в 1873 г. способствовали уменьшению некомплекта и

повышению образованности офицеров.

В Ы В О Д Ы :

n Серьезным препятствием в деле боевой подготовки являлось

недостаточное финансирование Военного министерства.

n Второй причиной, значительно влияющей на боевую подготовку являлось

отсутствие казарм (в них было размещено чуть больше четверти солдат,

а остальные расквартировывались среди населения и собирались в свои

части только во время летних лагерей)..

n Реформы в области обучения войск являлись следствием развития новых

тактических принципов, внедрения новых образцов вооружения и были

направлены на обучение войск тому, что необходимо на войне.

РЕФОРМЫ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

В 1862 г. существовало четыре военных академии - Николаевская

Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медико-хирургическая.

Серьезные изменения в программе АГШ произошли в 1865 г. На первое

место были вынесены вопросы подготовки высокообразованных офицеров

Генерального штаба, хорошо знакомых со всеми сторонами военной организации.

Число принимаемых слушателей было ограничено 50 офицерами в год. Приему

подлежали офицеры, прослужившие в войсках не менее 4-х лет, причем не менее

2-х из них на строевых должностях.. Продолжительность обучения составляла

2,5 года.

В 1863 г. Артиллерийская и Инженерная академии были переподчинены

соответственно артиллерийскому и инженерному ведомствам. Комплектование

Артиллерийской академии существенно изменилось. Если ранее в академию

принимались выпускники артиллерийских училищ, то теперь лишь офицеры,

прослужившие в войсках на строевых должностях не менее 2-х лет. В 1862 г.

было произведено разделение академии на 2 факультета: строевой с

продолжительностью обучения 2 года и технический с продолжительностью

обучения 3 года. В 1865 г., в связи с преобразованием Михайловского

артиллерийского училища, разделение на факультеты было упразднено.

Контингент слушателей не превышал 60 чел. которые предназначались

преимущественно “к занятию мест в артиллерийских учебных заведениях, в

главном и окружных артиллерийских управлениях”. В 60-70-х гг. качество

преподавания в академии значительно повысилось. Ее профессора Маиевский,

Гадолин, Чебышев и др. превратили академию в подлинный центр русской военно-

технической мысли.

В 1867 г. была создана еще одна академия - Военно-юридическая.

В 1863 г. были упразднены кадетские корпуса а на их месте было открыто

3 военных училища - Константиновское, Павловское и Александровское.

Продолжительность обучения в них составляла 2 года, а количество юнкеров в

каждом составляло 300 чел. Оканчивающие училища по 1 разряду получали чин

подпоручика, а по 2-му - прапорщика. В строевом отношении каждое училище

составляла батальон, подразделяющийся на роты.

В 1864 г. Николаевское училище гвардейских юнкеров было преобразовано

в Николаевское кавалерийское училище с контингентом юнкеров в 240 чел.

Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища также

подверглись серьезной реорганизации. С 1865 г. Михайловское артиллерийское

училище было переведено на 3-х годичный срок обучения. Контингент юнкеров

составлял 160 чел.

Помимо перечисленных училищ военные кадры готовились в Военно-

топографическом училище, созданном в 1860 г. и в специальных школах: военно-

фельдшерских и артиллерийских.

В общем, подготовка офицеров в военных училищах значительно

повысилась, по сравнению с дореформенными кадетскими корпусами, однако

полностью вопрос подготовки и укомплектования войск офицерами решен не был.

Вследствие того, что военные училища не могли обеспечить потребности в

офицерских кадрах, возник вопрос о создании юнкерских училищ. Таким

образом, основной контингент офицеров должны были давать юнкерские училища,

создаваемые при военных округах. Осенью 1864 г. были созданы первые четыре

училища: Московское, Виленское, Гельсингфорсское и Варшавское. В

последующие 2 года были открыты еще 8 юнкерских училищ, в том числе 2

кавалерийских.

Первоначально юнкерские училища создавались для подготовки к

офицерскому званию войсковых юнкеров и вольноопределяющихся из дворян, а с

1869 г. в них принимались и унтер-офицеры, призванные по рекрутскому

набору. Поступление в юнкерские училища для всех вышеперечисленных

категорий было не обязательно, но никто теперь не мог быть произведен в

офицеры, не окончив юнкерского училища, т.е. не получив определенной

общеобразовательной и военной подготовки.

Учебный курс юнкерских училищ был рассчитан на 2 года. Окончившие

юнкерские училища делились на 2 разряда. Окончившим по 1 разряду

присваивалось офицерское звание в войсках не зависимо от имеющихся

вакансий, окончившие по 2 разряду - по мере открытия вакансий.

К концу рассматриваемого периода, количество юнкерских училищ достигло

17, в т.ч. пехотных - 11, кавалерийских - 2, казачьих - 4. На 1.01. 1877 г.

в штатах юнкерских училищ числилось 4750 чел., и было выпущено 11536 чел.

Юнкерские училища обеспечили потребности армии в офицерах. Приток в

войска офицеров из числа не имеющих образования недорослей из дворян был

остановлен.

В Ы В О Д Ы :

n Разработанная и внедренная Военным министерством система военного

образования явилась значительным шагом вперед.

n Реорганизация военных академий способствовала лучшей подготовке

офицерских кадров высшей категории, однако количество выпускников

академий было ничтожно мало.

n Серьезным недостатком, являлось отсутствие краткосрочных курсов

переподготовки старших офицеров.

n Создание военных училищ значительно подняло уровень подготовки

офицеров, однако из-за недостаточного количества выпускников, не

удовлетворялись потребности армии офицерами даже по штату мирного

времени. Если для пехоты и кавалерии этот вопрос решался за счет

юнкерских училищ, то для артиллерии и инженерных войск этот вопрос

остался не решенным.

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АРМИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЙСК В 70-е

ГОДЫ.

Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаяся

значительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала от

России увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой

протяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действий

в регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована.

Путь увеличения постоянной армии не мог быть больше приемлем, из-за

больших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей по

штату военного времени так же отвергалось Милютиным, т.к. во-первых не

давало ощутимых результатов (введение по войне во всех полках четвертых

батальонов увеличило бы армию всего на 188 тыс. чел.), а во-вторых это

привело бы к “увеличению численности армии в ущерб ее достоинству”, при

отсутствии должных условий увеличения. Отвергнув эти пути, Милютин приходил

к выводу о необходимости формирования резервной армии. Которая должна

формироваться из числа лиц, прошедших военную службу. При этом

планировалось изменения порядка воинской повинности и сокращение сроков

действительной военной службы.

Основным направлением в формировании резерва пехоты было развертывание

на базе местных батальонов (численностью 500 чел.) резервных полков

(численностью до 3050 чел.) и местного батальона, остающегося на месте для

несения караульной службы, обучения рекрут и формирования из них маршевых

батальонов. Таким образом, на базе 120 местных батальонов, в случае войны

формировалось 120 полков (30 дивизий подвижного резерва), 120 новых местных

батальонов и 240 ополченских дружин, общим числом 660 тыс. чел. Эти

предложения были изложены в записке Милютина Александру II “О развитии

наших вооруженных сил” в ноябре 1870 г. и был положен в основу

реорганизации армии.

В августе 1871 г. Милютин составляет новую записку, в которой освещает

новые соображения о увеличении вооруженных сил в случае войны, не прибегая

к формированию новых частей.

Предполагалось увеличить число пехотных дивизий в мирное время до 64

(без гвардейских и гренадерских), т.е. на 10 дивизий причем половину их,

расположенных в пограничных районах - с укомплектованностью 75% военного

времени, а вторую половину, расположенных во внутренних округах - с

укомплектованностью 56% военного времени. Одновременно с этим сокращались

армейские стрелковые бригады, в итоге общая численность войск возрастала

всего на 80 батальонов. 2

Состав артиллерии усиливался формированием новых 10 бригад (по числу

дивизий) и увеличением до 6 числа батарей в существующих бригадах. Конно-

артиллерийские бригады расформировывались, а их батареи включались по одной

в состав кавалерийских дивизий.

Планировалось увеличить с 10 до 19 количество кавалерийских дивизий,

за счет ограничения их состава 4-мя полками: драгунским, уланским,

гусарским и казачьим.

Таким образом, общее количество полевых действующих войск в мирное

время должно было составлять 651 тыс. чел. (увеличение на 113 тыс. чел.), а

в военное 1095 тыс. чел. (увеличение на 119 тыс. чел.).

Резервные или вспомогательные войска должны были формироваться только

в военное время. При каждом из запасных батальонов, создавался отдельных

резервный батальон. Таким образом общее количество этих резервных частей

должно было составлять 200. Резервные артиллерийский части предполагалось

формировать при запасных артиллерийских батареях.

28 февраля 1873 г. открылось секретное совещание, под председательством

Александра II. На совещании была окончательно утверждены организация и

состав действующих войск. Количество пехотных дивизий осталось без

изменений, за исключением формирования одной дивизии в Кавказской армии.

Каждая дивизия разделялась на 2-е бригады. Организационно дивизия включала

4 полка, полк - 4 батальона, по 4 роты в каждом.

В кавалерии существующие дивизии, состоящие из 6 полков, было принято

разделить пополам, образовав 16 дивизий 4-полкового состава, для чего

каждой из них придавалось по одному донскому казачьему полку. Каждая

дивизия так же разделялась на 2-е бригады.

Состав артиллерийских частей определялся 8-батарейными бригадами, из

расчета на 1 пехотную дивизию - 1 артиллерийская бригада пешей артиллерии,

а на 1 кавалерийскую дивизию - 2 конно-артиллерийских батареи.

Создавались армейские корпуса в приграничных районах в мирное время.

Корпусные командиры подчинялись главнокомандующим и командующим войсками

округов.

Сокращался срок действительной военной службы до 6 лет (в 1856 г. срок

действительной военной службы был официально уменьшен до 15 лет, в 1859 г.

- до 12 лет, а в 1868 г. - до 10 лет. В результате этих мероприятий

численность армии была сокращена с 2,3 млн. в 1856 г. до 700 тыс. человек в

1868 г. Еще 500 тыс. подготовленных резервистов могли быть призваны из

запаса в любой момент. Но по численности солдат, способных в случае войны

сразу встать под ружье, Россия еще отставала от ведущих европейских

держав).

.

Переходя к рассмотрению вопроса о подготовке всесословной повинности,

остановимся на записке “О главных основаниях личной военной повинности” от

7 ноября 1870 г. В ней излагался проект положения о личной военной

повинности:

Все лица от 21 до 41 года, независимо от сословной принадлежности, состоят

в одном из 4-х разрядов ВС: а) в регулярной армии или флоте, б) в войсках

иррегулярных, в) в запасных войсках, г) в ополчении.

Зачисление на действительную службу решается жребием.

Льготы по семейному положению - освобождение от жеребьевки предоставляются:

а) единственному сыну (внуку - не имеющим сыновей) вдовы (вдовца), б) брату

круглых сирот, в) единственному сыну, оставшемуся после смерти родителей,

если он имеет семейство, хозяйство или дом.

Льготы по образованию - отсрочки предоставляются лицам, обучающимся к

моменту призыва в средних и высших учебных заведениях.

В мирное время допускалось замещение призыва выкупной суммой с зачислением

в ополчение.

Общий срок службы устанавливался в 10 лет, из них срок действительной

службы определялся необходимостью государства, после чего военнослужащий

состоял 5 лет в запасных войсках и далее до 41 года в ополчении.

Лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения предоставляется право

поступать в армию вольноопределяющимися, и по окончанию службы, выдержав

экзамен, зачисляться в запас офицерами.

17 ноября было опубликовано “высочайшее повеление” о создании комиссии для

разработки Положения о воинской повинности. 5 января комиссия приступила к

работе. Остановимся на разработке ею важнейших разделов проекта устава.

Воинская повинность распространялась на все население Империи и Царства

Польского, за исключением Закавказского края, Туркестанского военного

округа, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской,

Тобольской и Томской губерний.

Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутных войсках в 15 лет

(6 лет действительной и 9 запаса) и по ее окончании - пребывание в

ополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Ежегодный

контингент призыва определялся в 30% от числа лиц, достигших призывного

возраста, остальные зачислялись прямо в ополчение. Вопрос о призыве

определялся наличием льготы, а при ее отсутствии - жеребьевкой.

Льготы по семейному положению определялись: 1 разряда - единственному сыну

при неработоспособном отце или матери - вдове и при смерти отца при наличии

нетрудоспособных членов семьи. 2 разряда - единственному сыну, при

работающем отце. 3 разряда - для лиц, непосредственно следующих за

братьями, находящимися на действительной военной службе.

Льготы по образованию устанавливались 2-х видов: отсрочка от призыва до

окончания высших и средних учебных заведений; и сокращение срока

действительной службы, соответственно полученному образованию. Для лиц с

высшим образованием - 1,5 года (при общей продолжительности службы в запасе

до 36 лет). Для лиц, окончивших прогимназии и училища - 3 года, в запасе -

12 лет. Для лиц, окончивших начальные училища - 4 года, в запасе - 11 лет.

Льготы по имущественному положению предоставлялись бессемейным одиночкам,

владеющим и управляющим земельным участком с хозяйством или торговыми или

промышленными заведениями - отсрочка на 1 год.

Льготы по роду занятия предоставлялись: полное освобождение -

священнослужителям всех христианских вероисповеданий; с зачислением в запас

- медицинским и ветеринарным врачам, фармацевтам, пансионерам академии

художеств и артистам императорских театров, преподавателям.

В середине апреля 1873 г. проект Устава о воинской повинности поступил на

обсуждение в Особое присутствие Государственного совета. В результате чего

в проект Устава был внесен ряд изменений, не коснувшихся основных

принципиальных положений.

1 января 1874 года Устав о воинской повинности был утвержден Александром

II.

В Ы В О Д Ы :

Обширная программа преобразования армии утвержденная секретным совещанием

1873 г. в течении ближайших 3-4 лет реализована почти не была в основном из-

за отсутствия средств.

В деле разработки мобилизационного плана был предпринят ряд серьезных мер.

В конце 1875 г. был создан мобилизационный комитет, который с 1875 по 1877

гг. привел в надлежащую систему все сведения о готовности армии по всем

отраслям ее личного и материального снабжения.; обсудил и указал на меры,

которые должны быть приняты управлениями для наилучшего распределения

имеющихся средств и пополнения недостающих предметов. В мае 1876 г. он

приступил к составлению общего мобилизационного плана, однако осложнение

политической обстановки весной 1876 г. заставила отказаться от этой работы

и приступить к подготовке ряда неотложных мер, связанных с угрозой войны.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е .

Лучшей проверкой военных преобразований является война. В этом отношении

огромное значение имела война 1877 - 1878 гг., приведшая к освобождению

балканских народов от турецкого гнета.

Однако выводы, сделанные по результатам этой войны не могут быть абсолютно

точными, т.к. ряд реформ либо еще не был полностью реализован, либо не мог

еще принести своих результатов. С другой стороны, русско-турецкая война не

потребовала всеобщей мобилизации.

Милютинские военные реформы в период 60 - 70-х гг. XIX века составляли

неразрывную часть буржуазных реформ, проводимых Александром II.

Организация войск, принятая в 60-е гг., ставила своей задачей сокращение до

минимума состава армии в мирное время и максимальное ее увеличение в период

войны.

Реорганизация Военного министерства и введение военно-окружной системы

создали относительное единство управления, ликвидировали излишнюю

централизацию.

Мероприятия в области перевооружения армии сводились к обеспечению ее

новыми видами вооружения, однако эта задача осуществлялась крайне медленно

и к началу 80-х гг. не была полностью завершена.

Преобразования в области боевой подготовки были направлены на обучение

войск тому, что необходимо на войне, внедрение новой техники и развитие

личной инициативы солдата.

Реформы военно-учебных заведений существенным образом изменили всю систему

подготовки офицерских кадров, был решен вопрос об укомплектовании войск

офицерами в мирное время.

В результате введения всесословной воинской повинности в основном был

создан мобилизационный резерв.

Стремление к сохранению плац - парадных традиций мешало боевой подготовке

войск

Тяжелое финансовое положение страны обусловило крайне незначительную

реализацию решений секретного совещания 1873 г.

Военная реформа 1860-1870-х гг. сыграла важную роль в реорганизации

вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения,

однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания

прочных основ обороноспособности государства.

СЛУШАТЕЛЬ 3111 УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

подполковник В.

СЫСКОВ

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.