бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Воспитание гражданственности и патриотизма

несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь патриотизм, но не

гражданственность- удел полноправных граждан- политесов. [13, с. 56]

С развитием империй и сословных монархий гражданственность

низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью

подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от

гражданственности значительно сужает возможность политического выбора.

Однако в условиях сословно- корпоративного политического устройства

отдельные стороны и черты гражданственности могут сохраняться, а также

получать развитие, особенно если они связаны с правами и свободами,

восходящими к общинному праву. [21, с. 98]

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей

гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются

лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав

человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и

вольностей подданных. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине,

выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную

совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине,

лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение

традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и

обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к

укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее;

воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и

национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов,

стремление к сотрудничеству с ними. [19, с. 91]

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как

«общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при

таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли,

продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней

войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и

прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой

Отечественной войне?

Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания

патриотизма и гражданственности в школе.

1.2 Сущность, функции и система гражданского воспитания.

Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение

коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области

внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое

сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления

общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов,

убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения

социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и

национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных

интересов людей, достижение общенародных целей. Политическое сознание – это

целостное, устойчивое социально-психологическое образование, включающие в

себя ряд психологических процессов и состояний человека. Его органической

частью является политическая сознательность, которая показывает, насколько

овладел человек мировоззренческим политическими установками, проявляет

стойкость в их проведении в жизнь. [22, 8, с. 117, 290]

Политическая сознательность немыслима без развитого политического

мышления, способности глубоко осмысливать политические события, давать им

оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно

направления гражданского общественного развития. Политическое гражданское

сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями,

политическими чувствами высшего порядка. Активно развивающиеся в процессе

общественных отношений политическое мышление и чувства формируют

политические потребности. Они проявляются как нужда человека в политическом

сознании, текущей информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к

общественно-политичекой деятельности. Политические потребности определяют

силу и направленность политической воли, такого психологического состояния

человека, когда он сознательно и целеустремленно совершает политические

поступки, действия, акции. Политическое общегражданское сознание влияет на

становление духовных потребностей и интересов, на нравственное,

эстетическое, правовое сознание и поведение, на художественные идеалы и

вкусы людей. [28, с. 176]

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической

культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского

сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления,

чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются

политическая грамотность и активность в политическом самообразовании;

умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и

классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические

убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия,

слова и дела. Политическая культура требует воспитания в детях

целеустремленности и активности, ответственности и организованности,

честности и сознательной дисциплинированности.

Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в

активном участии каждого человека в творческом созидательном труде,

выработке политического курса развития общества, в свободном политическом

диалоге.

Гражданское политическое воспитание представляет собой систему

общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным

группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной

жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными

общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями,

воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое

потому, что обеспечивает уяснения школьниками идеалов и целей,

стратегической и тактической линии строительства правового государства по

обеспечению коренных интересов большинства народов. [11,с. 149]

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-

функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения

общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и

формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных

организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи

противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные

критерии гражданской воспитанности.

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на

образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть

школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные

ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями

политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и

организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной

устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного,

аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у

школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского

сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии

и гласности.

Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми

проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-

гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника

таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также

высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической

чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию,

сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья,

критичности, способности исправить свои ошибки.

Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми

вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое

познание и деятельность формируют способность политического мышления,

умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового

политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в

потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять

манипулированию их сознанием. [27, с. 144]

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в

целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и

особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной

жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками,

оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в

этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий.

Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых.

Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей

детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и

событий.

Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию

конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает

их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего

отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся

заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков

лежат в основе требования самодеятельного характера общественных

организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского

воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности. [14,с. 87]

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных

идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни,

выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.

Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению

идеи гражданственности и политических демократических ценностей,

отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической

информации.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и

реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного

процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все

предметы учебного плана. Естественно-математические дисциплины сегодня

прямо выходят на проблемы глобальной политики. В свете глубоко

революционных научных открытий миролюбивая полтика России предстает перед

учащимися как политика борьба за выживание человечества, сохранение жизни

на Земле. Просчеты в воспитании, кризисные явления в жизни общества

порождают у некоторой части молодежи политическую инфантильность и

индифферентность, современную обломовщину, стремление замкнутся в кругу

узколичных эгоистических интересов. Переживание школьникам психологического

состояния отчуждения от общества, неполноценности, незрелости,

непричастности, непригодности, обусловленного плохой организацией трудового

и нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в

сознании молодежи благоприятную почву для воспитания антиобщественных,

антиконституционных влияний.

Кроме того, официальное, нередко формальное, принудительное

политическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно

складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение

школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в

неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств

массовой информации. Некоторые ребята, получая в школе гражданско-

политические знания, оценки политических событий, сталкиваются в семье с

равнодушным отношением к трагическим событиям в стране, с мещанскими

взглядами, аполитичными высказываниями, с эгоистическим укладом семейной

жизни.

1.3 Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания

патриотизма и гражданственности.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и

интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы,

единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в

себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за

исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с

интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех

стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает

формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих

народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к

проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом

процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной

правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и

интернационального сознания школьников занимает содержание образования.

Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и

интернациональными традициями народов России.

Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической

системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для

полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического

выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп;

обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и

народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах

интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок;

создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление

политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов

демократии и самоуправления. [25, с. 171]

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят

деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе

организации разнообразной познавательной и практической деятельности

школьников.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и

гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине

как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних

и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире

и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о

патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные

суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет

осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и

их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников

крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и

установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является

содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы.

Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитаниюу учащихся

патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю

логику.

Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть

направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к

осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к

Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем

местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие

эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень

хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе

представить Россию и мое отношение к ней».

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и

углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной

природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых

морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими

специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли

внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются

экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край»,

различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить

новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта

и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. [12, с. 329]

Существенной стороной развития патриотического и гражданского

сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о

героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его

безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь по мимо уроков русского

и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники,

литературные вечера посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя забывать так

же о интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов,

выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.

Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых

деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном

преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский

просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство

привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у

отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина,

декабристов, А.И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, классиках

«Серебряного и Золотого века», все это дает учащимся представление о

патриоте, носителе передовой идеи.

1.4Воспитание гражданина в современной школе.

Закончился XX век, который принес нашей стране великие бедствия:

революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства,

непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические

кризисы. Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет

государственную самостоятельность. Но на помощь всегда приходили

патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание.

Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим

мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим

преодоление трудностей и испытаний. Согласно И. Канту, самосознание и

осознания внешнего мира согласуются между собой: "Сознание моего

собственного бытия есть одновременно непосредственное осознания бытия

других вещей, находящихся вне меня". Не осознав себя представителем одного

из этносов, носителем одной из национальных культур, человек неизбежно

будет считать свою культуру, свой обычай и традиции единственно разумными и

верными. Все отличное будет казаться ему чуждым,враждебным.

Об особенностях российского патриотизма писал известный прозаик В.

Тендряков: "Все русское стало вдруг вызывать возвышению болезненную

гордость... Что не по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно.

Папиросы - гвоздики "Норд" стали "Севером", французская булка превращается

в московскую булку, В Ленинграде исчезает улица Эдисона: « Ходили слухи,

что один диссертант доказывал: Россия - родина слонов". Тендряков В.

объясняет такие настроения, взгляды особой психологией победителей, которая

была у советских людей в послевоенный период: невозможно одержать победу и

не ощутить самодовольстве, не проникнуться враждебной подозрительностью: а

так ли тебя принимают, как ты заслуживал? Для преодоления отрицательных

последствий державного патриотизма необходимо национальное самосознание,

которое является важнейшим шагом к принятию многообразия других культур.

[17, с. 190]

В период перестройки и после распада СССР обрушилась другая

крайность. В сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в

том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом

такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие

сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно

развитое чувство патриотизма. Эти мысли прослеживаются в сочинениях

учащихся: сейчас, наверное, не за что любить Родину, так как она ничего для

тебя не делает (Александр С.)", ": для меня патриотизм не имеет большого

значения (Олег Ч.)"; "Любить Родину надо, по-нашему поколению ее любить не

за что, она ничего нам не дала, почти ничего. Может это чувство возникает

оттого, что у нас такое правительство? И мы все время сравниваем наше

страну с Западом: « Я до сих пор не могу понять - люблю свою Родину или

нет. У наших родителей чувство любви к Родине угасает. Если правительство

будет работать в интересах людей, то мы будем любить свою Родину и

гордиться ей (Лена Т)». Ситуация, сложившаяся в России за последние

десять лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой,

идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой

идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система

переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка

ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое

Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем:

нищета, безработица, высокие цены, война в Чечне. Это тоже любить? Это тоже

Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения

правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.