|
Влияние климатического фактора на развитие древних цивилизацийМардуком и сотворение мира из его останков - аллегорическое переосмысление покорения первозданной пустыни и сотворения земли Сеннаара. Рассказ о Потопе символизирует бунт Природы, восставшей против вмешательства человека. Болота, образовавшиеся на территории Нижнего Ирака между Амарой на Тигре, Эн-Насирией на Евфрате и Басрой на Шатт-эль-Арабе, остаются нетронутыми с момента возникновения до настоящего времени, ибо на исторической сцене так и не появилось ни одного общества, которое хотело бы и было в состоянии их освоить. Болотные люди часто посещающие эти места, пассивно, приспособились к ним, однако они никогда не обладали достаточной потенцией, чтобы повторить подвиг отцов шумерской цивилизации, живших в непосредственном соседстве с ними какие-нибудь пять или шесть тысяч лет назад. Они даже не пытались преобразовать болота в сеть каналов и полей. Памятники шумерской цивилизации хранят молчаливое, но точное свидетельство о тех динамических актах, которые, если обратиться к шумерской мифологии, были совершены богом Мардуком, убившим Тиамат. ИНДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, по названию реки, в долине которой она возникла (ныне в основном территория Пакистана). Она может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две - в Месопотамии и Египте, - расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия. Расположена Индия на Деканском полуострове (полуостров Индостан) и части материка. На севере эта страна ограничивается системой величайших в мире гор — Гималаями. На востоке от стран Индокитая (Индокитайского полуострова) Индию отделяют невысокие, но труднопроходимые горы. На западе границы Индии определяют отроги Гималаев и другие горные хребты. К западу от этих отрогов находятся пустынные или полупустынные области, преимущественно с горным ландшафтом. Полуостров Индостан вдается глубоко в Индийский океан, образуя на западе Аравийское море, а на востоке — Бенгальский залив. Берега Индии изрезаны мало, островов рядом тоже немного, а океан большую часть года остается бурным. Конечно, эти обстоятельства не содействовали раннему развитию мореплавания. Географическая обособленность Индии тоже затрудняла контакты ее народов с внешним миром. Тем не менее, народы этой страны, особенно жители северо- западной части, на протяжении многих тысячелетий осуществляли многосторонние связи со своими соседями. Географически Индия отчетливо делится на две основные части: южную — полуостровную и северную — материковую. Границей между ними служат горы, состоящие из широтных хребтов (Виндхья — крупнейший из них), покрытых в древние времена дремучими лесами. Упомянутая горная область была значительным препятствием для сообщений между севером и югом страны, что явилось причиной некоторой исторически сложившейся обособленности их друг от друга. Западная часть Северной Индии — это Пенджаб (Пятиречье) — долина реки Инд и пяти крупных рек, которые сливаются и общим потоком впадают в Инд. Поскольку климат здесь засушливый, существовала необходимость в орошении. Районы, лежащие в бассейнах рек, впадающих в Инд, могли орошаться водами речных разливов. Родиной земледелия был Восток, и отсюда земледельцы расселялись во все стороны света, разнося вместе с драгоценными семенами свою культуру. Почувствовав нехватку земли, новые поколения шли осваивать дальние поля за линией горизонта, шли на запад и на восток - потому что восточнее Востока тоже были земли, реки и горы! Там, на другом краю света, располагались другие миры, почти что неведомые людям Запада, загадочные миры Индии и Китая. Об этих мирах ходили легенды, где сказочное переплеталось с реальным. Легенды говорили, что в Индии вечное лето, что там растут огромные деревья с листьями в щит воина, что гигантские слоны вырывают эти деревья с корнем, что они могут встать передними ногами на крепостную стену и раскачивать хоботом башни. Говорили, что два летних месяца там идут ливни и грозы, страну затопляют потоки воды, и, спасаясь от потопа, десятки змей заползают в дома - так что людям приходится уходить из своих жилищ. Рассказывали, что там так тепло, что люди могут ходить нагими и жить под деревьями - как во времена райской жизни; что повсюду растут благовонные травы, воздух наполнен ароматом и, наверное, где-то там, поблизости, расположен рай. Должно быть, первые земледельцы действительно приняли эту страну за рай; они пришли из выжженных степей Средней Азии, преодолели покрытые снегом горы и в VI тысячелетии вступили на благодатные берега Инда. Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием, так как эти почвы образовывались из речного ила. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тыс. до н.э. - древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Дальше на юго-восток начиналась страна джунглей, там бродили редкие охотничьи племена и царил еще каменный век, там не было больших поселений и лишь маленькие деревни колонистов постепенно продвигались в глубь тропического леса. Освоение джунглей было трудным делом: только сильная родовая община могла расчистить участок влажной, переплетенной лианами чащи. Такие общины вместе возделывали землю и поровну делили урожай между сородичами: они жили так же, как древние охотники, которых нужда приучила к равенству и братству. Сопротивление джунглей затрудняло продвижение земледельцев на юг и поначалу люди теснились в долине Инда; здесь вырастали города, дворцы и могучие крепости. Только вначале I тыс. до н.э., освоив технику добычи и обработки железа, индийцы стали вырубать джунгли и осушать болота. Ценой огромного труда на протяжении многих веков люди осваивали долину Ганга. Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (с 20-х годов нашего века), и по разным причинам известна она хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т.е. древнего гражданского общества и государственности. Открытие городов III тысячелетия до х.э. в долине Инда было столь неожиданным, что в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне (предположительно из Шумера). Лишь в последнее время в результате многолетних археологических раскопок начинает проясняться древнейшая история данного региона. На территории к западу от р. Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до х.э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до х.э. выделяется несколько типов земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и изображения на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия - богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали. Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона. Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра - Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда Хараппской). Затем были открыты менее значительные городища - Чанху-Даро, Калибанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал - важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. Об этом свидетельствуют раскопки верфи, связанной каналами с рекой, впадающей в Камбейский залив. Хронологически Хараппская культура определяется в границах 2300-1700 гг. до н.э., но для разных зон и отдельных центров датировки могут совпадать не полностью. Наиболее ранние хараппские памятники находят в западной и центральной зонах ее распространения. Южные области были колонизованы в эпоху расцвета городов долины Инда. Городским поселениям типа Хараппы здесь предшествовали примитивные охотничьи стоянки. Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Это так называемая цитадель, которая была предназначена для общегородских построек - административных и религиозных.. Неподалеку находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений. В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. В цитадели Хараппы найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Мохенджо-Даро. Возле кирпичной площадки для помола зерна расположены параллельными рядами небольшие помещения, в которых могли жить работники. Другая часть – это собственно городское поселение, которое занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров. Здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириной, использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямым углом, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров. Дома были нередко высотой в два этажа и состояли из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Более всего поражает уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира. Раскопки городских центров не дают сколько-нибудь полного представления о сельском хозяйстве (хотя, несомненно, значительная часть горожан также принимала участие в сельскохозяйственных работах). Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Азии, начали возделывать хлопчатник (недавно установлено, что он был известен здесь даже до возникновения Хараппской культуры). В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур). Более полное представление можно составить о городском ремесле. В строительстве так широко применялся обожженный кирпич, что его изготовление должно было стать важной отраслью производства. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество изделий из бронзы, золота и серебра. О широких внешних связях (по морю и по суше) городов Индской цивилизации говорят находки изделий Хараппской культуры (в основном печатей) на городищах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе). Все это говорит о том, что в период своего расцвета Мохенджо-Даро и Хараппа поддерживали широкие внешние связи и входили в систему ранних цивилизаций древнего Востока. Некоторые виды сырья (преимущественно для изготовления предметов роскоши) должны были поступать в индские города благодаря торговым операциям по суше и по морю. Широко использовалась посредническая торговля. Не исключена возможность и военных экспедиций, особенно в более отсталые районы, например южноиндийского побережья. Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь, а одно из помещений рассматривают как крытый рынок. Можно предполагать и систему раздач продуктов из общественных складов. Трудно сказать, в какой мере ремесленное производство могло быть ориентировано на рынок. По поводу социального и политического строя Индской цивилизации могут быть сделаны лишь самые общие замечания. Наличие цитадели и городской планировки, по-видимому, говорит о существовании государственной власти. Находки зернохранилищ и помещений для работников вызывают ассоциации с храмово-государственным хозяйством древней Месопотамии. Уровень развития производства, наличие городов и письменности заставляют думать о социальном неравенстве, что подтверждается различиями в размерах и типах жилых помещений. Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская цивилизация. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий, приходили в упадок некогда цветущие города Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели Хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Таким образом географическое положение и изменение климата сыграло роковую роль в судьбе Индской цивилизации. КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Зарождение и развитие древней цивилизации Китая происходило в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ). Зарождение цивилизации здесь было ответом на вызов, возможно более суровый, чем вызов Междуречья, Нила или Инда. В пустыне, ставшей колыбелью китайской цивилизации, испытание заболачиванием и наводнениями было дополнено испытанием холодом, ибо сезонные климатические изменения в том районе весьма существенны - от сильной жары летом до редких холодов зимой. История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III - II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.). Исходя из экономико-географических особенностей, Китай делится на восточный и западный. Территория Западного Китая включает в себя обширное плоскогорье с мощными горными системами (Гималаи, Куньлунь, Тянь-Шань). Самые высокие в мире горные Гималайские хребты достигают более восьми километров в высоту над уровнем моря и образуют естественный барьер между Индией и Китаем. Что такая разделенность на протяжении многих веков была практически непреодолимой, свидетельствует расовая и культурная разность этих стран. В отличие от Западного Восточный Китай не имеет таких мощных горных хребтов. Здесь большую часть территории составляют низменности, равнины приморья, к которым примыкают средних размеров горы и горные плато. Восток Китая имеет более благоприятные природные условия: довольно мягкий климат, разнообразная растительность. Эти условия способствовали тому, что именно в этой части страны появилась древнейшая земледельческая культура и первые очаги китайской цивилизации, а также само государство. Китай обладает большой сетью водных артерий, но главные реки сосредоточены, в основном, на востоке страны; они берут свое начало на западе и текут в восточном направлении. Понятно, что долины рек являются самыми плодородными и наиболее населенными районами страны. Древние жители Китая тоже предпочитали речные долины. Суровые естественные условия нередко служат мощным стимулом для возникновения и роста цивилизации. Например, если сравнить долины Янцзы и Хуанхэ, то первая значительно более приспособлена для циклического сезонного земледелия, чем вторая. Казалось бы, древняя китайская цивилизация должна была возникнуть именно в долине Янцзы. Но она возникла в долине Хуанхэ. Хуанхэ — главная река Северного Китая. Она несет свои воды более четырех тысяч километров. Ее бассейн был центром древнейшей китайской цивилизации. Хуанхэ — бурная река; несколько раз она меняла свое русло, затопляла огромные пространства, принося неисчислимые бедствия населению. Однако самой большой рекой Китая является Янцзы (Янцзыцзян), которая имеет более пяти тысяч километров в длину. Центральный Китай — это и есть бассейн Янцзы. Около двух тысяч километров тянется главная водная артерия Южного Китая — Сицзян. В древности почти весь Китай был покрыт лесами. Недра страны изобилуют полезными ископаемыми. Моря, озера и реки богаты рыбой. Весьма благоприятен для сельского хозяйства климат восточной части Китая, так как на лето приходится наибольшее количество атмосферных осадков, а осень теплая и сухая. Западный Китай отличается коротким знойным летом и долгой холодной зимой. В древние времена основными районами расселения китайцев были области среднего и нижнего течения реки Хуанхэ и равнина, которая примыкает к Чжилийскому (Бохайскому) заливу. Здесь преобладали плодородные аллювиальные почвы. Иными словами, почвы наносные, образовавшиеся из речного ила. Они, да еще умеренный климат Великой Китайской равнины, способствовали развитию земледелия. Огромные пространства в Северном и Северо-Западном Китае занимают лессовые почвы. Здесь древние племена находились в менее выгодном положении. Лесс — это отложения минеральной пыли, которую сдувают с гор зимние муссоны. Частицы-путешественницы содержат питательные вещества, например, органические остатки или легкорастворимые щелочи. Это позволяет обходиться без удобрений. К сожалению, в районах лессовых плато дождей выпадает мало, что для успешного земледелия требует искусственного орошения. Именно в силу указанных природно-климатических различий племена, жившие в районах лессовых плато, имели менее развитое земледелие, чем племена, обитавшие в нижнем течении Хуанхэ. ФИНИКИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Древняя Финикия, самая древняя приморская цивилизация, занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по- финикийски — Цур) — “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из- за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием. Большую роль в торговле играло высококачественное вино. Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “ви-нум”, греческому “ойнос” и хеттскому “вийана”, восходит к финикийскому “йайн”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами. Перед египетскими моряками, плававшими сюда за благоуханным кедровым деревом, Финикия представала в таком виде. Кое-где на скалистых утесах или прибрежных островах виднелись городки с гаванями и крепостными башнями. Они мало чем отличались от древних городов Двуречья - как обычно, в центре города стоял храм и располагалась площадь народных собраний. Но города шумеров располагались среди плоской колосящейся равнины, а здесь прямо у стен города плескалось море. Здесь было мало плодородной земли, и море заменяло пашни и пастбища: большинство горожан были рыбаками, моряками или купцами. Море кормило людей и открывало путь к хлебородным землям: когда наступал голод, многие горожане садились на корабли и плыли на запад - основывать колонии и поднимать целину на пустынных берегах Африки или Сицилии. Благодаря морской колонизации финикийская культура распространилась по всему Средиземноморью; её следы встречаются даже в далекой Англии. С другой стороны, эмиграция спасала города от голода и революций - поэтому здесь не было самодержавных царей; финикийские "цари" были всего лишь выборными вождями-жрецами - как в древнем Двуречье. Море определяло жизнь людей; те, кто не хотел переселяться в колонии, должны были искать пропитание на просторах моря. Древнейшим после рыболовства морским промыслом было пиратство, разбойные набеги на прибрежные деревни, похищение людей. Потом появилась посредническая торговля - к примеру, рабов, купленных в Малой Азии, везли продавать в Египет. Сохранились описания меновой торговли финикийцев с африканскими племенами: купцы выгружали свои товары на берег и разводили сигнальный костер; местные жители, завидев дым, приходили к морю, брали товары и оставляли золото. Финикийцы хранили в тайне свои морские пути и карты побережья - поэтому до сих пор неизвестно, как далеко заплывали эти отважные мореходы. В середине II тысячелетия они нашли где-то далеко на западе народ, богатый серебром и не знавший его истинной ценности. Эта сказочная серебряная страна называлась Таршиш и располагалась на берегу Океана за "Геракловыми Столпами" - Гибралтарским проливом. Оказалось,чтоТаршиш богат не только серебром, но и оловом, которое в сплаве с медью давало твердую бронзу - металл войны, из которого делали панцири и мечи. Финикийцы стали поставщиками олова для воинственных царей Азии; в финикийских портах тюки с оловом перегружали на спины ослов, и огромные караваны уходили через горы по степной дороге в Ашшур и дальше в города Вавилонии. Огромные прибыли от посреднической торговли положили начало преуспеванию городов Финикии - но настоящий расцвет был ещё впереди. Вслед за торговлей финикийцы освоили экспортное ремесло - если раньше они просто покупали, везли и продавали, то теперь они стали покупать сырье, обрабатывать его и продавать ремесленные изделия. В городах стали создаваться бронзоволитейные мастерские, в которых работало множество литейщиков, кузнецов, чеканщиков. Ещё большее развитие получило ткачество; финикийцы покупали шерсть у живших за горами пастушеских племен, ткали ее и окрашивали свои ткани пурпуром. Это был удивительный и редкий краситель, добывавшийся из береговых улиток; пурпурные ткани сохраняли свою свежесть столетия; это была одежда для царей и жрецов. Наконец, финикийцы сделали еще одно удивительное открытие - они изобрели стекло.. Ткани, стекло и бронза принесли необычайное процветание финикийским городам. Купцы и ростовщики жили во дворцах, над берегом возносились огромные храмы, в портах собирались сотни судов. Богатые города Финикии, Тир, Библ, Сидон, напоминали своей жизнью великий Вавилон. Посланцы финикийской цивилизации, ремесленники и строители, разносили её славу по окрестным странам; они учили ремёслам пастушеские народы и возвели Великий Храм в Иерусалиме. Для своих тайных записей купцы и мореходы изобрели алфавит, в котором каждый знак соответствовал одному звуку, а комбинации знаков слагались в слова. Это было великое изобретение; теперь, чтобы научиться грамоте, уже не нужно было несколько лет учить тысячи иероглифов. Очень скоро тайна перестала быть тайной, и алфавит распространился по всему Средиземноморью; его позаимствовали греки, римляне, а потом и многие другие народы. Так постепенно в глазах людей формировался облик первой морской цивилизации: лес мачт на рейде, многолюдье рынков, богатство городов, купцы и ростовщики, считающие прибыль в своих конторах, ремесленники, создающие удивительные товары. Все это стало возможным благодаря морю, благодаря парусным кораблям, приходящим из дальних стран. Один корабль привозил товаров больше, чем караван верблюдов - в те времена настоящая торговля была возможна только по морю и торговые города возникали только у моря. Это был мир, непохожий на мир континентальных империй: торговое преуспевание, ввоз зерна и возможность эмиграции снижали демографическое давление, и в приморских городах сохранялась буржуазная демократия и свобода в сочетании с властью денег. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Территория материковой Греции и острова были обитаемы задолго до 4000 лет до н.э., здесь обнаружены стоянки и орудия, относящиеся к среднему и верхнему палеолиту. К началу II тысячелетия до н.э. культура эгейской области достигла высокого уровня развития, особо выделялся тесно связанный с египтянами и народами Малой Азии очаг минойской цивилизации на острове Крит. Именно на Крите на месте города Кносса в неолитическом слое археологами обнаружен самый древний след материальной культуры человеческого общества - на архипелаге. Крит представляет собой узкий остров, расположенный почти на равном расстоянии от Европы, Азии и Африки. Остров длинной в 250 и шириной от 12 до 57 км. Почти весь остров покрыт горными хребтами и их отрогами, доступными только пешеходам и вьючным животным. Небольшая плодородная равнина имеется лишь на юге центральной части острова. Заселение Крита началось со времён неолита, но тесные связи между жителями различных районов устанавливаются только в конце раннеминойского периода. Вплоть до середины II тысячелетия Крит не знал вторжений иноземных племен, и минойская культура, насколько можно судить по имеющимся данным, на протяжении примерно полутора тысяч лет развивалась самостоятельно. На острове появилась даже собственная, сугубо местного происхождения письменность. Но внешние связи, несомненно, существовали и оказывали известное воздействие на развитие культуры древнейшего Крита. Основным занятием жителей были рыбная ловля, скотоводство и частично земледелие. В течение восьми веков, охватывающих раннеминойский период, на Крите постепенно распространяется употребление металлов, в основном меди. Местные жители в то время пользовались медными кинжалами, топорами, ножами. Применение металлических орудий повлекло за собой улучшение техники обработки каменных сосудов и развитие других отраслей ремесла. Значительную эволюцию прошло гончарное дело. В первой половине II тысячелетия экономическое и социальное развитие Крита продвинулось далеко вперёд. Характерной чертой этого времени является распространение бронзы. Широкое применение бронзы отрыло путь к общему подъему производства. Развивается строительство крупных зданий, иногда в несколько этажей. Возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте и Маллии. Царский дворец в Кноссе имел грандиозные размеры и сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений. Значительный рост производительных сил наряду с усилением имущественного неравенства даёт основание полагать, что именно в среднеминойский период критское общество, по крайней мере, в ведущих, “дворцовых”, центрах, становится обществом классовым. Отсутствие сколько-нибудь значительного количества ввозных вещей указывает на то, что первые критские государства, несомненно, возникли вследствие постепенного внутреннего социально-экономического развития общества Крита, а не в результате какого-либо внешнего воздействия. Минойская держава находилась в зените своего могущества, когда силы ее неожиданно оказались подорванными вулканической катастрофой, за которой последовало вторжение на Крит около 1450 г. до н.э. многочисленных пришельцев с близлежащего материка. Крит имеет большую социальную значимость не только в силу исторических причин как центр минойской цивилизации, но и в силу причин географических. Крит являлся самым большим островом Эгейского архипелага и лежал на пересечении важнейших морских путей эллинского мира. Каждое судно, идущее из Пирея в Сицилию, проходило между Критом и Лаконией, а суда, идущие из Пирея в Египет, неизбежно проплывали между Критом и Родосом. Примерно в 19 в. до н.э. в центральную Грецию и на Пелопоннес началось вторжение индоевропейских племен с севера. Пришельцы – ахейцы, эолийцы, ионийцы и, наконец, ок. 1100 до н.э. дорийцы – говорили на разных диалектах греческого языка. В 16 в. до н.э. в Греции расцвела ахейская цивилизация, обычно именуемая микенской; первоначально она пребывала под властью минойского Крита или во всяком случае испытывала значительное влияние с его стороны. В ходе широкомасштабных раскопок Микен, Тиринфа и Пилоса в Греции, Трои в Малой Азии, Кносса и других мест на Крите были обнаружены ювелирные изделия, оружие, керамика, глиняные таблички с иероглифами и линейным письмом. Период ахейского господства носит также название героического или гомеровского, и имена многих правителей этого периода, например Агамемнона в Микенах и Нестора в Пилосе, продолжали жить в преданиях и песнях. История Троянской войны, которая лежит в основе двух великих эпических произведений Гомера – Илиады и Одиссеи, несомненно, отражает события одной из многочисленных кампаний, предпринятых ахейцами и другими греческими племенами в ходе завоевания побережья Эгейского моря в начале 12 в. до н.э. Несмотря на то, что Эгейская область охватывает районы, расположенные на двух материках и множестве островов — их насчитывают несколько сотен,— географически и исторически она представляет собой, в известной мере, единое целое. Эгейская область в древности распадалась на четыре района: южную часть Балканского полуострова (материковую Грецию), островной мир, Крит и узкую прибрежную полосу Малой Азии. Материковая Греция в свою очередь делится на три части: Северную, Среднюю и Южную (Пелопоннес). От остальной части Балканского полуострова она отделена отрогами Балканского хребта, которые заходят и на территорию Греции, где горы занимают наибольшую часть поверхности. Важнейшей частью Северной Греции является плодородная Фессалийская долина, орошенная рекой Пенеем. Через узкий Фермопильский проход путь ведёт в Среднюю Грецию, которая включает ряд более или менее значительных по своим размерам долин, окруженных горами, и полуостров Аттику. С востока к Средней Греции примыкает остров Эвбея. Пелопоннес со всех сторон, за исключением Коринфского перешейка (Истма), омывается водами Эгейского и Ионического морей и их заливами. Здесь, как и в Средней Греции, страна состоит из многих, по большей части изолированных горами областей. Горы в Греции — их высота редко превышает 2 тыс. м — не были неодолимым препятствием для человека, но в древности они все же немало способствовали разобщённости отдельных областей. Кроме того, в Греции не было ни крупных рек, ни возможности для создания разветвлённой оросительной системы, характерной для многих древневосточных стран. Западные берега материковой Греции изрезаны сравнительно мало. Они большей частью круты и гористы. Зато на восточном побережье море образовало извилистую береговую линию. Если горы разобщали племена Эгейского бассейна, то острова соединяли их друг с другом. Моряки в Эгейском море никогда не теряли из виду землю, даже если их путь лежал от берегов Европы к побережью Малой Азии. При обычной здесь ясной и безоблачной погоде острова, расположенные, как правило, не далее 50 км друг от друга, никогда не исчезали из поля зрения моряков. Это способствовало развитию мореходства и всех промыслов, связанных с морем. Особой областью Эгеиды было побережье Малой Азии с удобными многочисленными мелководными бухтами, заливами и устьями рек. К побережью примыкали обширные равнины с плодородной почвой. Климат побережий Эгейского моря, за исключением многочисленных горных районов, может быть определен как субтропический; только в северной части материковой Греции он переходит в умеренный. Лето здесь жаркое и засушливое. Снег даже зимой выпадает редко и обычно сразу же тает. В зимний период, когда дуют южные и юго-западные ветры со стороны тёплого Средиземного моря, выпадает большая часть годовых атмосферных осадков. Поэтому вегегациониый период приходится на позднюю осень, зиму и весну, когда выпадают осадки; быстрые, с непостоянным режимом реки, обычно пересыхающие летом, не могут снабдить достаточной влагой поля и сады. Плодородной земли в Греции немного. Со склонов гор почву смывают дожди, и только приморские равнины и долины внутри страны покрыты характерными для субтропической зоны краснозёмными и желтозёмными почвами. В поймах рек почвы наносные (аллювиальные), иногда заболоченные. В глубокой древности Греция была покрыта обширными лесами и зарослями колючего кустарника. Племена материковой Греции занимались, в основном, земледелием и скотоводством. В их селениях найдены пшеница, ячмень, просо, лук-норой, горох, бобы, чечевица и горшки с желудями, вероятно, употреблявшимися в пищу. Во многих минийских домах встречаются светильники, в которых горючим материалом служило оливковое масло. Обнаружены также кости быков, овец, коз и ослов, что свидетельствует о развитии скотоводства. Минии занимались и рыбной ловлей. В Филакони, на острове Мелос, найдена ваза XVIII или XVII в. до н. э., на которой изображена вереница идущих вдоль ручья людей, держащих в каждой руке по рыбе. Для населения гористых островов, обладавших скудными полевыми угодьями, усиленное развитие морского дела было издавна жизненно необходимым: в обмен на свое минеральное сырье (например, обсидиан и мрамор) они привозили с материка и крупнейших островов недостававшее им продовольствие. Интенсивность натурального обмена возрастала по мере роста населения и развития ремесел. В III тыс. заметные достижения характеризовали материальную культуру населения Кикладских островов. Традиционные морские промыслы и меновая торговля у этих племен получили особое развитие благодаря быстрому подъему судостроения и мореходного дела. Это нашло отражение в произведениях искусства кикладян. Уже в 2800-2400 гг. обитатели островов строили многовесельные корабли с высоким носом. Их вытянутые, имевшие иногда до 17 рядов гребцов суда могли развивать быстрый ход. Бесспорно, постройка и управление столь крупным судном предполагали основательное знание многих правил навигации. Находки кикладских изделий свидетельствуют о том, что к XXII в. мореходы из Эгейского моря плавали и в Адриатическом море, а к 2000 г. их суда достигали Балеарских островов и Восточной Испании. Киклады, наряду с Критом, были центром предшествовавшей минойской цивилизации. Вследствие засушливости климата и недостатка удобной земли земледелие, как основная отрасль хозяйства, развилось только в немногих районах страны. Хлеба в материковой Греции в период развитие рабовладельческого общества обычно не хватало, и его приходилось уже тогда ввозить из других стран. Так как пастбища и обрабатываемые угодья постепенно истощались, народ переходил от животноводства и земледелия к выращиванию винограда и возделыванию оливковых плантаций. Это феноменальное дерево не только способно выжить на голом камне, но еще и обильно плодоносить. Афиняне стали обменивать оливковое масло на скифское зерно. Транспортировали масло морем, предварительно расфасовав его в глиняные кувшины, а это в свою очередь стимулировало гончарное ремесло и развивало искусство мореплавания. Скифский рынок повлиял и на серебряные рудники Греции, поскольку международная торговля требует денежной экономики и тем самым стимулирует разработку полезных ископаемых. Страна богата разнообразными природными ископаемыми: прекрасным мрамором, превосходной глиной; из металлов здесь добывали серебро, медь, свинец, позже железо, на острове Фасос — золото. Золото добывалось также во Фракии (на территории современной Болгарии). Но некоторых металлов не хватало или было ничтожно мало (олово), и их приходилось ввозить. Все это вместе взятое – экспорт и импорт, промышленность, торговые суда и деньги вызвало к жизни развитие военно- морского флота. Таким образом, оголение почвы в Греции компенсировалось освоением моря.. Неизвестный греческий писатель, живший еще до Платона, так описывал преимущества власти над морем для греков: "Плохие урожаи - бич самых могущественных держав, тогда как морские державы легко их преодолевают. Неурожай никогда не бывает повсеместным, а поэтому хозяева моря направляют свои корабли в те места, где нива была щедра... я бы добавил, что господство на море позволило афинянам... благодаря обширным внешним контактам обнаружить новые источники богатства. Деликатесы Сицилии, Италии. Кипра, Египта, Лидии, Черного моря, Пелопоннеса или любой другой страны становятся доступны хозяевам моря". ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы изучить проблему влияния климатического фактора на развитие цивилизаций, мы рассмотрели самые древние цивилизации. Этот выбор обусловлен тем, что в силу примитивности орудий труда, именно на древние цивилизации , как на их зарождение и развитие так и на гибель, самое большое влияние оказывала природная среда. Люди в огромной степени зависели от окружающей среды. Если она создавала слишком большие препятствия, это замедляло развитие (например, освоение долины Ганга в Индии). Но отсутсвие «вызовов», согласно теории А.Тойнби, означает отсутствие стимулов к росту и развитию.Традиционное мнение, согласно которому благоприятные климатические и географические условия, безусловно, способствуют общественному развитию, оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста. В работе мы рассмотрели зарождение и развитие шести древних цивилизаций: Египетской, Шумерской, Индской, Китайской, Финикийской и Древнегреческой. Одни из них можно назвать речными, другие – приморскими. Они развивались в разных природных условиях, но образование всех этих цивилизаций сопровождалось суровыми испытаниями природы, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершенствовать природу и самих себя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. –М.: Аванта+, 1996. С.:46—50, 55—61, 64—67, 90—94, 114—115. 2. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Т.8. Из истории человеческого общества. –М.:Просвещение, 1967. С.: 32—35, 56—59. 3. А. Дж. Тойнби. "Постижение истории". Электронная версия. http://gumilevica.kulichki.net/Toynbee/index.html 4. История Европы с древнейших времен до наших дней (в восьми томах). АН СССР. Институт всеобщей истории .Институт истории СССР. Институт славяноведения и балканистики. Электронная версия.http://gumilevica.kulichki.net/HEU/index.html 5. С.Нефедов . История древнего мира. Электронная версия книги, вышедшей в издательстве "Владос" в 1996 г. http://hist1.narod.ru/IHFW/index.htm 6. http://www.ancient.holm.ru/topics/maps/index.htm 7. http://www.ancient.holm.ru/topics/data/egypt/index.htm 8. http://ww http://www.rubricon.ru 9. http://www.ancient.holm.ru/topics/data/shumer/index.htm 10. http://www.ancient.holm.ru/topics/data/india/index.htm 11.http://www.ancient.holm.ru/topics/data/china/index.htm 12. http://www.ancient.holm.ru/topics/data/finikia/index.htm 13. http://www.krugosvet.ru/articles/63/1006305/1006305a1.htm Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |