|
Шпоры по историиШпоры по истории1)Предмет и задачи курса в системе эк образования. Совр. Концепции высшего обр-я в России предусм. Его гуманизацию и гуманитаризацию. Перед вузами стоит задача общекультурного и патриотич. Воспитания. В современной сист. обр-я необх. Уделять внимание гуманитарным наукам. Социогуманитарная подготовка студентов осущ-ся за счет подбора гуманитарных дисциплин, дающих общ. Представления об общ-ве, месте в нем индивида (науки: философия, социология, культурология, социология, история, политология) Знание всех этих наук должны опираться на историческую подготовку, историч материал, иначе они стан-ся беспредметными. Любой грамотн. Чел-к должен знать ист-ю своего отечества, те более экономист. Изучение истории дает возможность получения системных знаний об общ. Принципах и ос-тях ист. Развития России в контексте мировой цивилизации. Знание исторического опыта своей страны необходимо для выбора ориентиров и путей развития в настоящее время 2) Сущность исторического знания. Под историч. Знанием понимается совокупность представлений общ-ва и его соц. Групп в отдельности, о своем прошлом, о прошлом всего чел-ва. Осмысление историч. Опыта-необх. усл-е для поиска соц. и нравств. ориентиров в совр. Жизни. Задачи курса: *изуч-е осн. тенденций мирового разв-я, *осмысление опыта становления циваилизаций, *поиск путей и альтернатив общ. Прогресса, *изучение прошлого для познания настоящего и предсказания будущ. Основной целью предлагаемого курса явл. Формирование полного представления об ист. пути России, показ становления и развития страны, являющейся цивилизац неоднородным обществом, а также выявление воздействия на Россию цивилизионноформирующих центров (Восток и Запад) « Уважение к минувшему – вот черта отличия образованности от дикости.» А.С.Пушкин. Для того, чтобы познать настоящее надо познать историю. Предметом изуч-я И. явл. Чел-к как единств творец и носитель И. *И- повествование, *И-событие, *И-процесс развития, *И-обозначение жизни общ- ва, законов общего разв-я., *И-прошлое, *И-наука, изучающая прошлое История- ничто иное как деятельность преследующего свои цели чел-ка. Историч. Сознание вкл. 4 уровня: *низший(на осн. накопления непоср. Жизн. Опыта, чел- к наблюдает события своей жизни, стан-ся их участником.), *2-й ур-нь (под вл. Худ. лит-ры, кино, радио, театра, живописи и т. д.), *3-й ур-нь(на основе собственно историч. Знаний), *высший ур-нь (форм-е историч созн-я на осн. осмысления прошлого, выявления тенденций историч. разв-я) И-элемент обществ. Сознания. И-ю нужно изучать системно. Формирование историч. Знания для сохр-я историч. Памяти народа. Знание И обесп. Духовное единство донного народа, их нац. Самосознания (культура, традиции). 3) Концепции исторического развития в историографии… Нестор: «Повесть временных лет. Субъективистская методология: историч. Процесс объяснялся действием великих людей(правителей, полководцев и др.)-приверж.-Карамзин, Соловьев, Ключевский. Карамзин говорил, что власть- самое главное для развития гос- ва. Соловьев: «История Р-и есть история страны, кот-я колонизируется», С вел хронологию «от царя до царя» Ключевск. Уделял внимание развитию Р-и в контексте мировой истории, но большую роль он отводил не власти, а народу. Два осн. подхода к изуч. Истории – цивилизац. и формац. Формац. Подход(Маркс, Энгельс)-материалистич. Объяснение истории Согл. Марксистско-Ленинск. Точки зр-я, Россия шла по формац. Коридору, но с отставанием от зап. Европы. Несмотря на существ. Недостатки, эта теория была единственно приемлимой т. зрения в истор. Науке СССР Цивилизац. подход (*школа «Анналов»- Блок, Февр, Бродель *Тойнби, Шпенглер, *Данилевский, Леонтьев, сорокин)-осн. структурной единицей историч. Процесса явл. Цивилизация. Цивилизац. и формац. Подходы имеют как преимущ-ва, так и недостатки. 4) Понятие цивилизации. Стартовый период разв-я чел-ва –первобытно-общинный строй. Он хар-ся сходством всех сфер жизни чел-ка. В наст. Время картина мира очень пестра. Соц., политич., культурн., экономич. Структуры разл. Стран весьма разнообр.=>мир, народы и страны развивались неравномерно. Чтобы разобраться во всем этом разнообразии историками было введено понятие Ц как осн. типологич. единицы истории. Факторы опр-я Ц: *прир. Среда, *сист. ведения –хоз-ва, *соц. Организация, *религия, *духовн. Ценности, *политич. Индивидуальность. Ц -сообщ-во людей, объединенных общ. Духовн. Ценностями, имеющее опр. Черты соц.-политич. Организации, культуры, эк-ки и психологич. Чувство причастности к этому сообществу.Менталитет-особенность общественного сознания и поведения того или иного народа, совокупность опр. Ценностей, особое мировоззрение. Тип цивилизации = тип развития Сущ мн-во цивилизаций (осн. деление- Вост. И Зап.) Признаки типа Ц: *общность исторической и полит. Судьбы и экономич. Разв-я, *взаимопереплетение культур, *общ. Цели и задачи с т . зрения перспектив развития. 3 осн. типа Ц: *природное сообщество, *циклический тип, *прогрессивный тип (Зап.) Осн. приверженцы- Тойнби, Шпенглер, журн. «Анналы» 5) природные сообщества. К этому типу разв отн народы, жив в рамках прир годового цикла, жив в гармонии и единстве с прир. Важн категорией общ-го сознания явл представление о времени и цели сущ чел общества. Важность ее определ уже тем, что истор есть только там, где есть время. Эти народы сущ вне истор времени. Отсутств понятие пр, буд, нет идей о необход изменения правил. Для них сущ лишь время текущее и время мифическое, в кот живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптир к окруж среде, видят свою цель, смысл сущ-я: сохранен хрупкого равновесия м/у чел и пр, т.е. тчательно сохраняют сложив традиции, приемы труда, обычаи. Вся жизнь общ подчин пр циклу (сезон охоты, сбор плодов). Они ведут кочевой или полукочевой полуосед обр жизни. Господ община. Гос-ва у них нет ,но без власти нельзя и властные отнош осущ вожди, т.к. процессы надо регулировать _координ перекочевок, разреш внутр конфликтов). Здесь нет разв –это замкнут круг в единстве с пр – сущность данного общ-ва. Самое строж табу на измен. Жизнь полностью завис от пр от изм пр условий. Разорвать этот замкн круг можно только извне: пр катоклизмы или встреча с людьми др цив-ий. Всреднем живут 35-37 лет, в их организме нет фермента для переработки совр продуктом, т.е. на «рельсы» др цив-ии их перевести невозможно. Ценность в том, что когда чел-во вплотную подошло и столкнулось с эк проблемами, то опыт этих народов возрос в цене. 6) феномен востока. Дан тип развития сущ в рамках категорий времени. Вост тип разв возник в глуб древности. Он сущ в рамках истор времени, но представление о врем имеет свои особенности: время земное и небесное текут одновременно. Неб силы рассм как часть живой пр, они влияют на чел-ка и наст, и пр и буд сущ одноврем, т.к. на вост душа считается бессмертной. Хар-ой чертой вост цивилиз явл традиционализм. Обществ жизнь вост цив построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личн интересы подчин общим:общинным, гос-ым. Коллектив общин определял и контролир все стороны жизнедеят. Это общ-во где нет рыночн эк-ки, оно не рассматривается, но есть богатые и бедные, а собственников нет, т.к тип гос-ва диспотия, т.е. ограничен, безконтрольн власть. Гос-во здесь предстает как сила,стоящая над чел. Оно рег всемногообр чел отнош. Глава гос-ва (фараон,халиф) обл всей полнотой законад и судебн власти). В таком общ-ве развитие идет циклами. Его истор путь выглядит в виде пружины где каждый виток –один цикл: как только власть ослабевает идут конфликты- соц взрыв- упадок власти и ослабл гос-ва – соц катастрофа:бунт народа, нашествие иноземцев. При таком развитии общ-во имело богатую дух жизнь, высокоразвит науку, культуру. 7) античный тип об-ва и гос-ва. Тип прогрес развития связан с пост измен жизни чел-ка. Больш изм происходят в жизни одног поколения. Она так резко меняет свое содержание, что быт старшего покел быстро устарев и отвергается молодыми. Возникает проблема отцов и детей. Прошлое восприним как материал изучения уроков и новое поколение не ориентируется на эти уроки. Этот тип разв начал возникать на берегах Средиземного моря. В ант цив нпервый план входят частно-собственич отн, проявл господство частного товарного произ-ва, оно ориентир на рынок. Именно здесь появилась демократия-республ форма правления, впервые возникла и была обоснована в др Греции-этот фактор один из гл, кот отличал ЕВр от Азии. Диспотия превращ людей в неорган толпу. Все кто не счит с греками варварами не заслуживают чел звания. Хар-но, что греко-латинск цив впервые поставила и решила : нужны хорошие законы. Они должны оранять граждан и соблюдаться как гражданами так и правителями. Правовое гос-во как теория и практика сущ уже античности. В антич мире заложены основы гражд общ-ва- право каждого участв в управлении признания его личных достоинств, прав, свободы. Гос-во не вмешивалось в частную жизнь. Дем-ия носила огранич хар- ер (рабы, иностр гражд искл из сфер деят-ти). Антич мир был светским, потому что развитие науки привело к появлению атеизма. У этой цив не сложилось мощной дух основы. 10)стан совр евр цив. В эк-ки евр стран нач процесс формир нового уклада. Одновр шел процесс первонач накоплен капит, источник кот стали внутренняя межд торговля, ограбление колоний, экспуат крестьянства, мелких гор и сельск ремесленников. Товарно-денеж отнош в 15-17вв перераст в рыночн систему хоз- ва. Они проникли во все сферы эк-ки, а с развит морского судоходства и вел геогр открытиями создают базу для формир мир рынка. Произ изн в соц структуре общ-ва. Соц перелом феод общ стали рушится. Нач формир нов общ обостр отнш между соц группами, классами. Утвержд особая ценность разума, прогресса науки и техники. В экон сфере происх становл кап отнош. В комплексе факторов приведших к нач переменам в евр общ и способств нов типу цив развития, важную роль страны два явления в ее культуре: ренесанс и реформация. Реформ разруш представлен о дух власти церкви, о ее роли между богом и чел. Главное новшество сост из утвержд что между чел и богом возн только непосред личные отнош. 12) модернизац обществ вост типа. В 19 в в странах вост типа начались реформы, с кот связаны надежды, что вост впишется в евр стандарты. Процесс модерн не принял широкого масштаба, и вост страны продолж сущ в век опроб опыте. Дальше всех в реф 19в продвин Япония, кот не была затронута колонист-ами. Я открывает для себя путь частной предприн деят, защищен юридически, что спос прон развит страны. 1889г в Я прин конституц от имени императора. Я стала конституц монархией, в ней обр парламент. Начало мод обществ вост типа совпало с мир цив криз, идет процесс проникнов культур, но каждая страна сохр особенности своего цив разв как происх мод обществ вост типа. Наиболее масштабно мод на В развер после 2 мир войны. Цель: 1. Ускорение развит, индустриал-ии 2. Общ в т сохр свои фундаментальные ценности, добиваясь сохр общ-ва. После 2 мир войны продолжился процесс деколонизации, и каждая из стран В выбирала свой путь мод-ии: сущ 3 пути мод-ии: 1.внедрение и приспособлен элементов прогрессивн типа разв в полном объеме с сохр или приспособл к собств условиям. Успех мод во многом зависел от того, что именно после 2 мир войны было заметно обновл з т разв 2. Внедрение организ-технолог элементов индустриал общества, рыночных отнош при сохр общ системы 3. Превносятся организ-техн структуры без рынка и демократии. Созд индустр научн базы, созд высококвал кадры. Этот вар относ прем к соц. На 1-й план выдвиг тезнократы. Произв ради произв. Нет саморазв обществ, нужен регулятор-гос- во. Несмотря на то что эл зап типа проникли в эл вост типа, общ-ва вост типа начин быть менее зависимы от зап. Наметился процесс обратного проникновен:прогрессивный может быть не только индивид, но и коллектив. Происходит изм в общ сознании: попытка одухотв зап меркантильную жизнь. Т.о идет поиск материала для новации. 13) проблемы ед мир цив. Цив-я-это опред ступень в развитии общ-ва. Развитие ее циклами. Представление об истории как всеобщем процессе имеет широкое распростр. Считается, что такой подход предполаг выделение явлений фактов, кот стан всеобщими. Совр взгляд дает веские аргументы в подтверждение этого понимания. рынок, правовое, демокр гос-во, гражд общ-во. Разн страны стрем освоить эти механизмы, втягиваясь в рын отнош, внедряя эл-ты демократии. На базе этих мнений появилось утверждение, что складыв единая мир цив, т.е. цив-ми считаются страны, кот развиваются, скадыв по зап типу разв-я. Сов экономист Кондратьев говорил и цикличности разв-я об-ва. Значит, цив-это опред ступень разв общ-ва. Совр-сть дает дополнит аргументы. Н.т прогресс ведет к сотрудничеству, создает систему информац, связи тр-та, торговли, об угрозе ядерной, эконом катастрофе, можно теперь говор о террорист угрозе. Все это дает основание утверждать идею об един чел цив-и. Аргументы в пользу един мир цив-ии веские, но говорить об един цив-ии преждевременно. Это скорее всего мечты. Само об-во неоднородно, его истор невозможно понять. Ее надо знать, понять и правильно оценить. Истор свид-т, что жизнь многообразно. Разв истор идет по пути усложнения, увелич, многообраз. Важно понять, что сущ не только европ зап взгляд на истор, но и др совершенно. В 1992г проходило празднование 500-летия открыт Америки Колумбом под знаком вступлении народов открытого континента в общеистор жизнь. Однако для истр масс коренного нас Амер это время восприним как катастрофа крушения их собствен мира. исто-ии опыт гов, что нельзя перевести об-ва одного типа разв в др-ой, новый. Личность можно. Она через 2-3 поколения адаптируется в новой среде. Но сообщества людей –нельзя, оно разруш. Напр индейцы в США. Это гос-во преврат в высокоразв витрину зап мира. Но индейцы, корен жители- чужие на этом празднике жизни. Они вымирают. Видимо 21 век увидит больш изменения. Тойнби писал, что «тезис о единстве цив-ий чвл ложной концепцией». Запад доминирует в эконом и полит-х планах, но он не смог лишить народы своих исконных собствен-ей. 14) совр дискуссии о месте Р в мир ист проц. Среди известн мир цив рус цив принадлеж особое место. Оно было уготовано ее истор судьбой и феноменом развития культуры рус народа, впитавшего в себя традиции зап и вост, а также восприятия культ достижений оседло-землед и кочевого миров Евраазии. Уже в 18в в отеч истрориографии стояла проблема истрор Р в контексте мир истр, поднимался вопрос об особом ее развитии. Среди совр историков в ходе полемики о путях развития Р взгляды раздел-сь. Одни отстаивали общеевроп путь ее развития, а др-особый, самобытный, кот привел к сложению уник цив. Славянофилы признавали истор разв Р и ее истор судьбу загадкой. Многие великие писатели и философы прощлого и нашего столетия (как Достоевский, ссСоловьев, Бердяев) видели особый божественный путь Р и как место приложения Божьей воли, а рус народ – как избранный богом. Идея особой миссии рус народа в защите и сохранении христ-го мира зародиласьна Руси очень рано, еще в правлении Ярослава Мудрого. Свящ история распадается на 2 эпохи: Ветхого Завета-закона, хранителем кот был Израиль, и эпохи Нового Завета-т.е. благодати., нести и оберегать кот должен рус народ. А Рим и Византия рассматрив лишь как связующее звено между “старым” и “новым”, кот будет лидером на ист арене. В сов время в марксистской идеологии проблему особого пути развития уникальной цив не рассматривали. В конц 20в полемика о месте Р в мир цив поднялась на гос уровень. В наст время в об-ве возраст потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей родины, в освещении осн этапов становл и разв, как одного из крупн гос-в средневек и совр мира. 15) вост славяне в древности. История ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с. занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места. Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э. славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила община соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли старейшины, облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений. Появл неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц групп. Род власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во главе племени стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины. В 8- 9вв идет интенс разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в идет пост процесс складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с. Ее истоки уходят в индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе: Сварог-бог вселенной, его сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана с миром сверхьест существ, за кот стояли силы прир. Это был мир фантастики и поэт он входил в каждодн жизнь каждой славянской семьи. 16) Проблемы происх древнерусской госуд-ти. По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории: 1. Норманская ( о завоевании Руси варягами) 2. Антинорманская 3. Теория о призвании варягов Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер. Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва 2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян. Доводы 1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э. 2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин- бюр апп-т 3. 1-е киевск князья были варягами 4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны. Антинорманская теория Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва Доводы: 1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан 2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии 3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во. Теория о призвании: Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности. В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов. Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок. Признаки гос-ва: 1. единая терр-рия 2. наличие чиновнич апп-та 3. армия 4. наличие суд системы К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции. Причины оформления гос-ти у В сл-н: 1. усложнение эк жизни 2. отделение ремесла от с/х 3. выделение воен сословия 4. появление эк нерав-ва Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг: 1. варяги - хорошие воины 2. у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва 3. нейтральная фигура 17) Образование Древнерусского государства. 980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |