|
Шпоры по историиIII госдума 1907-12; 442 депутата , председатели Хомляков , Гусков , Родзянко ( октябристы ) IV госдума 1912-17 председатель Родзянко , дума распущена временным правительством всвязи с началом выборов в учредительное собрание Деятельность III думы : 3.06.07 изменение избирательного закона 2 большинства в думе : право-октябристское и октябристско-кадетский блок партийный состав : октябристы , черносотенцы , кадеты , прогресисты , мирнообновленцы , социал-демократы , трудовики , беспартийные , мусульманская группа , депутаты от Польши Наибольшее кол-во депутатов имела партия октябристов ( 125 человек ) . За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов Основные вопросы : 1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин.фин. Коковцева ( о страховании , о конфликтных комиссиях , о сокращении рабочего дня , о ликвидации закона караюшего за участие в забастовках ) . Приняты в 12 году в ограниченном виде . 2) национальный вопрос : холмский ( вражда между основным населением - православными и господствуюшим классом -католики) , о земствах в западных губерниях ( вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку ; закон был принят относительно 6 губерний из 9 ) , финляндский вопрос ( попытка политических сил добиться независимости от России , принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими , закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности , закон об ограничении прав финского сейма ) , еврейский вопрос ( не было принято законов , толчок - дело Бейлиса 1911 ) 3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию . Выборы: многоступенчатые ( по 4 неравноправным куриям ) : землевладельческой , городской , рабочей , крестьянской . Половина населения ( женщины , студенты , военнослужащие ) были лишены избирательного права Внешняя политика СССР в первое послевоенное десятилетие. 1). Общая хар-ка международных отношений после II мировой войны. Основные противоречия: победители - побежденные. Складывается новая геополитическая ситуация: превращение СССР в крупнейшую мировую державу, резкое изменение в восточной европе, распад в колониальной системе. Новая геополитическая ситуация между бывшими союзниками. 2). СССР - США США: планы атомных бомбардировок СССР, доктрина сдерживания и отбрасывания социализма. СССР: ликвидация атомной монополии США. 1949 испытана первая атомная бомба. 1953 испытана первая водородная бомба. 1949 испытана первая советская баллистическая ракета. 3). СССР - Западная Европа. План маршала: западная европа как противовес ссср. Раскол германии и берлинский кризис 1949. НАТО. Сеть военных баз у границ СССР в Греции и Турции.. Итог: холодная война. 4). СССР и страны центральной и ю-в европы. Период народной демократии. Переход к строительству социализма по советскому образцу. СССР и Югославия - первые кризисы. СССР и развивающиеся страны: образование КНР, корейская война. Причины обострения международной ситуации: идеологическая и политическая ограниченность СССР и США, претензии США на мировое господство, стремление СССР расширить свое влияние в мире, слабость миролюбивых сил. Билет 9 1. Культура России в начале 20 века (1900-1917) Культура. Общая хар-ка: эпоха бурного расцвета культуры; народность, гуманизм, революционность, демократизм, интернационализм; глубоко национальный характер русской культуры; традиционализм и новаторство. Мировое значение отечественной культуры: поиск и открытия русских ученых во многом определили основные направления всей мировой культуры, мощный импульс ее развития. просвещение: к 17 в России было 30% грамотных, но темпы роста образованности и грамотности высокие. Начальное образование: накануне войны дума подняла вопрос о всеобщем начальном образовании (был отложен). Среднее образование: в гимназиях было ослаблено классическое направление, расширены права выпускников реальных училищ, создана сеть коммерческих училищ. Печать: 17 окт 1905 была отменена цензура. 1912 в Р выходила 1131 газета на 24 языках.. издательская деятельность: 1913 издано 106 млн экземпляров книг. 1916 отмечено 50-летие просветительского издательства Сытина. Основные достижения культуры. Общественные науки: Ковалевский (работы в области права и социологии). История: Ключевский, Милюков, Покровский ( выдающиеся работы по истории). Философия: Бердяев, Булгаков, Розонов (развитие мировой философии). Технические науки: Циолковский (создатель теории ракетного двигателя, основоположник космонавтики), Жуковский, Сикорский (авиаконструктор), Павлов (автор идеи об условных рефлексах), Мечников (изучение деятельности головного мозга). Литература: Толстой, Чехов, Бунин, Брюсов, Есенин, Цветаева. Живопись: Репин (заседание госсовета), Серов. Нестеров, Шагал, передвижники. Скульптура: Андреев, Галубкина, Коненков. Театр: Мхат(1890 основан Станиславским и Немировичем-Данченко), Мариинский театр, Большой театр, тв-во Шаляпина. Музыка: Римский-Корсаков (золотой петушок), Скрябин, Стравинский (петрушка, жар-птица). Билет 10 1. Россия в первой мировой войне. 2. Попытки социально-экономических реформ в СССР в 50-60 годы. Причины войны . Причина: крайнее обострение противоречий между двумя военно-политическими блоками и невозможность их разрешения мирными средствами Повод : 28.07.1914 сербский патриот Гаврило Принцип выстрелами из пистолета убил наследника А-В престола экс-герцога Фердинанда . Цели сторон Германия : ослабление позиции Англии на море , захват колоний , анексия французских и русских территорий . А-В : захват Сербии , утверждение господства на Балканах , захват российских территорий. Турция: восстановление своих позиций на балканах , захват закавказья .Англия : сохранение колоний и господства на море , претензии на Месопотамию и часть аравийского плуострова. Франция : присоединение левого берега Рейна , захват Рурского угольного бассейна . Россия : сохранение влияния на балканах , присоединение Голиции. Япония : захват японских территорий в китае. Общая цель: стремление ослабить классовую борьбу пролетариата и нац. освобод. движений в колониях. Условия реализации принципов: пропаганда оборонительного характера войны , игра на патриотических чувтвах . Масштаб и х-р войны : 1)масштаб : мировая ; приняло участие 38 гос-в ( 34 + 4 ) ; охватила Европу , Азию , Африку ; огромные разрушения ; бесчисленные жертвы . 2)х-р : захватнический , несправедливый , империалистический с обоих сторон ( искл Сербия Бельгия ) Германия спешила с войной , чтобы успеть , пока не выросли силы России и Франции . 3) крах II интернационала . Начало войны: 28 июня убийство Фердинанда. 23 июля Ультиматум А-В к Сербии ( допущение следственных органов А-в в себию).28 июля А-в объявляет войну Сербии. 1 августа Г. объявляет войну России. 3 авг Г. объявл. войну Франции. 4 августа Англия объявляет войну Г. 6 авг. А-В объявляет войну России Соотношение сил накануне войны Антанта : 5.8 млн. чел, 221 пехотная и 41 кавалл. дивизия , 12 тыс орудий , 600 самолетов, 300 крейсеров. Тройственный : 3.8 млн чел , 10 тыс орудий , 300 самолетов, 62 крейсера . Кампания 14 года: Германия длительно готовилась к войне ; главный театр - европейский ; главные фронты - западный и восточный ; Г. и А-В. воюют на 2 фронта; Западный фронт : 2 авг. Г. оккупирует Люксембург ; 4 авг. Г. вторглась в Бельгию , 20 авг. занят Брюссель ; 21-25 авг. развернулось приграничное сражение между Г. и Францией (Г. вторгается на территорию Ф.); Ф. - наступление во что бы только не стало ( стратегия Наполеона ) ; упорное сопротивление бельгийцев , французов и англичан ; Р. приходит на помощь Ф; авг. 1914 наступление в восточной Пруссии и Голиции; 5-9 сент. битва на Марне . Состояние экономики и обострение соц. отношений в воюющих странах . 1) формирование ВГМК - всеобъмлющее гос. регулирование соц-экон отношений , вызванное условиями войны а) создание гос. военноэконом. управлений , которые осуществляют контроль над финансированием , распределением гос. заказов и доходов , обеспечение сырьем б) правительственные комитеты по продовольствию в) введение карточной системы г) регулирование рынка труда д) гражданский мир и трудовые мобилезации 2) кризис гражданского мира . Резкое снижение жизненного уровня населения , рост антивоенных выступлений 3) нарастание политического кризиса : февральская революция в России , братания на восточном фронте . Итог года : Г. в 17 переходит к стратегической обороне на всех сухопутных фронтах , главное внимание уделяет подводной войне , но союзники находят против нее эффективное противодействие ( система конвоев ) , авантюра германии провалилась . Окт. револ. в России и Брестский мир 7.11.17 победа вооруженного восстания в Петрограде. 8.11.17 декрет о мире ; публикация тайных договоров. 15.12.17 перемирие между Россией и Г. 22.12.17 мирные переговоры российской делегации ссо странами Четверного союза. Антанта предлагает свою программу окончания войны. 5.01.18 мирная декларация Лллойд Джорджа. 8.01.18 “ 14 пунктов “ президента США Вильсона . Г. отвергает “14 пунктов” усиливает давление на Росссию , предъявляя ей ультиматум. 3.03.18 Россия подписывает мирный договор с Г. в Брест-Литовске . Р. теряет Польшу , Прибалтику , часть Белоруссии , выодит войска из Украины и из Финляндии , армия и флот демобилезовыаются , выплачивается контрибуция 6 лрд. марок. Антанта не признает Брестский мир и начинает интервенцию против России ( Мурманск , Архангельск , Закавказье , Владивосток ) Итоги и Уроки первой мировой Итоги : материальные и людские потери , участвовало 38 гос-в , численностть населения которых более 1 млрд человек , материальные потери 360 млрд. долларов , людские потери : убито 10 млн. , ранено и искалечено более 20 млн. Потери Антанты: россия - 1.8 млн франция 1.3 млн, англия 715 тыс италия 578 тыс, сша 114 тыс всего 5 млн 413 тыс. Потери Четверной союз: германия 2 млн 37 тыс, а-венгрия 1.1 млн турция 804 тыс, болгария 88 тыс итого 4 млн 29 тыс. Территориально-государственные и революционные перемены в Европе и мире . Изменение соотношения сил . Рост революционного и демократического движения . Переоценка ценностей в послевоенном мире . Сохранение противоречий между империалистическими державами . Окончание 1-ой мировой войны стало началом новой эпохи - истории новейшего времени . СССР в середине 50-х начале 60-х Хрещевская оттепель. Социально-экономическое развитие. 1). Начало реформ. Реформы начинаются во второй половине 1953 года. Экономические реформы, начатые в этом году , благотворно отразились на развитии н/х. Первым объектом реформ стало с/х. Сельское хоз-во. С инициативой реформ выступил Маленков в августе на сессии верховного совета и Хрущев в сентябре 1953 на пленуме ЦК. 2). Содержание реформ: освоение целинных и залежных земель (освоено 42 млн га), направление специалистов и партработников на село для поднятия с/х пр- ва, резкое повышение цен на с/х продукцию, списывание долгов прошлых лет, авансирование труда колхозников, отмена налогов на личное подсобное хоз-во и увеличение его размеров, введение пенсий для колхозников, выдача паспортов, право колхозам на изменение устава, реорганизация МТС (в 58 они ликвидированы - перешли к колхозам за выкуп). 3). Значение реформ: укрепление с/х, раскрепощение крестьян. 4). Непоследовательность реформаторов. К концу 50-х вновь усиливается администрирование и вновь обозначается курс на свертывание личного подсобного хоз-ва. Кукурузная эпопея, рязанская афера, 1962 повышение цен на мясо и масло(события в Новочеркасске), 1963 хлебный кризис (начало закупки зерна за рубежом). Промышленность.Во второй половине 50-х годов страна вступает в эпоху НТР (освоение космоса, развитие атомной пр-ти, развитие химической пр-ти). 1954 открытие первой АЭС (обнинская). 4 октября 1957 - первый искусственный спутник земли. 12 апреля 1961 - первый пилотируемый полет в космос. Начинается создание ракетно-адерного щита (короленко). преимущественное развитие группы А. Среднегодовые темпы прироста более 10%. Негативные факторы: административные методы руководства, отставание в области НТР, несбалансированность групп А и Б. Реформы управления н/х. Переход от отраслевого к территориальному управлению - осздание совнархозов 1957.(+ децентрализация управления-- рост местничества). Переход к семилетнему планированию (принято на 21 съезде партии в 1959, здесь же утвержден семилетний план 59-65). 1962 - создание госкомитетов по внедрению новой техники - двоевластие в пр-ти: госкомитет и совнархозы. 1962 - разделение партийных организаций на промышленные и сельскохозяйственные, подмена гос органов партийными. 1963 - создание ВСНХ - курс на возрождение централизма. Итоги реформ: за годы реформ страна достигла впечатляющих успехов, за 7 лет промышленный потенциал увеличился на 80%. Впечатляющие успехи достигнуты в социальной сфере - развернуто жилищное строительство, динамичное развитие здравоохранения и образования, введение семичасового рабочего дня. Успех реформ связан с возвращением к экономическим методам руководства, продвижение по этому пути было остановлено командно-административной системой и реформы были свернуты. Билет 11 1. Февральская революция 1917 года и установление двоевластия. 2. Культурная жизнь в СССР в 50-60 годах. Февральская революция. Х-р революции: б-д т.к. преследовала б-д цели. свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, сословного строя, неравенства наций, установление демократической республики, обеспечение различных демократических свобод, облегчение положения трудящихся. Причины революции: крайнее обострение всех противоречий российского общества, усугубленных войной, хозяйственной разрухой и продовольственным кризисом. Движущая сила: рабочий класс, крестьянство, либеральная буржуазия, демократические слои населения, интеллигенция, студенчество, служащие, представители угнетенных народов, армия. Ход событий: Февраль: забастовки и демонстрации петроградских рабочих. Вызваны недовольством экономическим положением, продовольственными трудностями, войной. 14.02 открытие сессии думы. Родзянко и Милюков осторожничают в критике самодержавия. Прогрессисты и меньшевики форсируют противостояние с правительством. Итог: сделан вывод о необходимости смены правительства. 20-21.02 император колеблется, обсуждает вопрос об ответственности министерства, собирается в думу, но неожиданно уезжает в ставку. 22.02 путиловцам объявляют локаут. 23.02 стихийный революционный взрыв - начало революции. 24-25.02 стачки перерастают во всеобщую забастовку. Войска держат себя нейтрально, подчас даже дружелюбно. Приказа стрелять нет. 26.02 стычки с полицией перерастают в бои с войсками. Приказ стрелять опоздал на 3 дня. 27.02 всеобщая забастовка переходит в вооруженное восстание. Начался переход войск на сторону восставших. Восставшие занимают важнейшие стратегические пункты города и правительственные здания. В этот же день царь прерывает сессию думы. Восставшие приходят к Таврическому дворцу. Авторитет думы в народе был высок. Дума оказалась центром революции. Депутаты думы создают временный комитет государственной думы, а рабочие и солдаты формируют Петросовет. 28.02 министры и высшие сановники арестованы. Родзянко соглашается взять власть в руки временного комитета думы. Вооруженное восстание победило. 2.03 отречение Николая 2 от престола 3.03 великий князь Михаил Александрович отрекается от престола. Фактически в стране устанавливается республиканский строй. Март: революция побеждает по всей стране. Вывод: февральская революция победила. Революция и проблема власти Революция решила вопрос о власти в форме двоевластия: Временное правительство, петросовет. Временное правительство не имело главного атрибута власти- вооруженной силы. Приказ Петросовета №1: создание солдатских комитетов, офицеры лишились права доступа к оружию. Дисциплина рухнула, а советы приобрели огромную военную мощь. Первые шаги временного правительства (2.03-25.08 1917) Учреждение специального юридического совещания для решения законодательных вопросов. Деятельность в области экономики: хлебная монополия, твердые цены, нормированное снабжение. Земельный и военный вопрос решить сразу не удалось. Взят курс на учредительное собрание, которое должно было решить все главные вопросы. Итоги февральской революции. Свержение самодержавия, начало экономического и социально-политического реформирования, формирование двоевластия, обострение проблем в России. Культура и духовная жизнь в 50-60-е годы. 1). 20 съезд КПСС и культура: общественная атмосфера связана с решениями 20 съезда. По данным ЮНЕСКО в 1960 СССР делил 2-3-е место в мире по интеллектуальному потенциалу. 2). Наука и техника: успехи наших фундаментальных школ (Шоффе, Благонравов), ядерной физики (Курчатов, Сахаров). В 1962 Ландду удостоен нобелевской премии за создание теории жидкого гелия. В 1964 Прохоров и Басов удостоены нобелевской премии за работы в области квантовой электроники - создатели первого лазера. Математика - Келдыш, Виноградов. Динамично развивается математическая логика, анализ, теория инфригации, что позволило создать более совершенные вычислительные машины (Лебедев, Лякунов, Пириков). Химия (фундаментальная школа Семенова, Жаворонская). В 60-е годы возрождается генетика и молекулярная биология. Продолжается активное освоение космоса (Титов, Николаев, Терешкова, Попович). 12 октября 1964 первый групповой полет. В 1965 Леонов впервые вышел в открытый космос. Авиация (Туполев, Антонов, Яковлев).Общественные науки: крупные успехи в области философии. Удалось обосновать антологические корни случайностей, обосновали теорию относительности, выпущена философская энциклопедия. В истории обозначились новые подходы либерального характера. Литературный процесс в 50-60 определяли три журнала: новый мир, октябрь, юность. 1958 нобелевская премия для Пастернака. 1962 нобелевская премия для Солженицына. Музыка (Хачатурян, Шостакович, Прокофьев). Бурно развивается советский кинематограф. Народное образование: в 1958 - школьная реформа. Введена 11- ти летка, старшеклассники должны были совмещать учебу и профессиональную подготовку (работать). Политехническое образование заменили профессионализацией. В 1954 в Москве 4 млн. студентов. Резко расширился прием студентов в области физики, химии, биологии. Основные итоги: уверенное шествие НТР, изменение характера отношений между советским руководством и интеллигенцией, формирование общественного мнения, позиция интеллигенции по отношению к Хрущеву - интеллигенция предала Хрущева и либерализация не состоялась. Билет 12 1. Общественно-политические процессы в России от февраля до октября 1917 2. XX съезд КПСС и начало процесса десталинизации. Россия между двумя революциями. март-октябрь1917 - нарастание общенационального кризиса. Свержение самодержавия породило хаос в стране. Двоевластие: 2.03-5.06. 1917. июль-октябрь - диктатура временного правительства. Апрельские тезисы Ленина. 3.04 1917 Ленин возвращается из эмиграции. 4.04 выступает с речью перед большевиками о задачах нашей революции. Речь получила название апрельских тезисов. Курс на социалистическую революцию. Ситуация в стране до июня 1917. Май- 1 правительственный кризис. Произошли столкновения между сторонниками петросовета и временного правительства.(жертвы). Временное правительство предложило Петросовету войти в его состав. Сформировано первое коалиционное правительство Положение в городе, деревне, армии. Город: падает пр-во, растет безработица, с 17.06 вводится карточная система. Деревня: ширятся аграрные беспорядки. Армия: нарастает движение против войны. В стране в целом нарастает хаос и усталость от беспорядков.Неудачное наступление на фронте. Первый всероссийский съезд советов (3-24.06). Решались вопросы о войне и об отношении к временному правительству. Борьба двух демократий: буржуазной и социалистической - усиливает хаос в стране и постепенно в общественном мнении формируется установка на диктатуру. Конец двоевластия. 4.07 в связи с неудачами на фронте в Петрограде состоялась несанкционированная демонстрация. Войска применили оружие. 700 человек убитых и раненых. Устанавливается диктатура временного правительства. Закрываются левые газеты , арестовываются ряд большевиков, на фронте вводится смертная казнь.8.07 формируется 2-е коалиционное правительство во главе с Керенским. Но Керенский слабо контролирует ситуацию и кадеты ищут кандидата в диктаторы. Находят его в лице Корнилова. 26.07-3.08 состоялся 6 съезд РСДРП, который взял курс на вооруженное восстание. 3-5.08 2 съезд торгово-промышленной буржуазии и принимает курс на твердую власть. Корниловский мятеж Попытка военного переворота. 12.08 Корнилов выступает в Москве на гос. совещании и провозглашает курс на диктатуру. 26.08 Корнилов предъявляет ультиматум Керенскому. Требует передать всю полноту военной и гражданской власти в его руки. 27.08 Корнилов обращается с манифестом к русскому народу. Разгром корниловщины. Керенский отстраняет Корнилова от должности командующего о объявляет его вне закона. Эсеры и меньшевики становятся на сторону временного правительства. Большевики тоже выступают против Корнилова. Петросовет создает рабочие дружины. Против Корнилова двинуто 40 тыс солдат и рабочих. За неделю мятеж разгромлен. Корнилов арестован. Правая диктатура не состоялась. Кульминация общенационального кризиса (сентябрь-октябрь). 1-25.09 в России управляла директория.( орган гос. управления, состоящий из 5 директоров во главе с Керенским). Цель создания- обеспечить правопорядок и политическую стабильность( не была достигнута). 25.09 3-е коалиционное правительство во главе с Керенским. 1.09 Россия официально провозглашена республикой. 14.09 созывается демократическое совещание из представителей партий, городских дум, советов и профсоюзов, которое создает предпарламент или Временный совет республики. Политические силы и классы резко поляризуются, поэтому судьба демократии оказалась предрешенной. Правительственная точка зрения: положение исключительно тяжелое, растут беспорядки, анархия и бесчинство. Правая точка зрения: начинается последний акт всероссийской трагедии; ясно, что сила перешла в руки крайне левого элемента революции - большевиков. Левая точка зрения: кризис назрел, все будущее русской революции поставлено |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |