|
Хроника подготовки войны в ИракеХроника подготовки войны в ИракеКомсомольск-на-Амуре KOST & AKRED COST@AMURNET.RU Хроника подготовки к войне в Ираке. Отправной точкой новой волны политической эскалации конфликта, приведшей, как теперь становится очевидно, к неизбежной и давно задуманной агрессии, мы взяли 11 сентября 2001 года. Практически сразу после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне руководство США заявило о наличии «убедительных доказательств» того, что Ирак поддерживает активные связи с террористами. Вскоре после теракта министр обороны США Доналд Рамсфелд утверждает, что в Ираке, «в том числе в Багдаде», находятся члены «Аль-Каиды» и что он располагает достоверными разведданными о контактах на высоком уровне между Ираком и международной террористической сетью. Руководство США выступает с регулярными заявлениями о том, что имеются заслуживающие доверия доказательства того, что лидеры «Аль-Каиды» искали контакты с иракскими представителями, «которые могли бы помочь им приобрести оружие массового поражения» и, возможно, подготовить специалистов по химическому и биологическому оружию. В это же время муссируются слухи о том, что за рассылками по офисам США конвертов с веществом, содержащим бациллы сибирской язвы, стоит Багдад. Официальный представитель американской администрации заявляет, что ЦРУ изучает информацию о связях одного из участников теракта во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке Мохаммеда Атты со спецслужбами Ирака. 19 сентября 2001 годаМинистр иностранных дел Ирака Наджи Сабри заявляет о непричастности своей страны к террористическим актам, совершенным 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне: «Соединенные Штаты, Великобритания, западные государства и весь остальной мир прекрасно знают, что Ирак даже косвенно не связан с нападением на Америку». 26 сентября 2002 года Выступая перед журналистами в Пентагоне, министр обороны США Доналд Рамсфелд заявляет, что сообщения о присутствии «Аль-Каиды» в Ираке поступали в течение всех последних десяти лет. 11 октября 2001 года Министр иностранных дел Великобритании Джек Строу заявляет в интервью телерадиокомпании «Би-Би-Си», что в Лондоне не располагают информацией о причастности Ирака к террористическим актам 11 сентября в США. Министр сообщает, что Лондон не занимается планированием каких-либо военных операций, кроме той, что уже осуществляется в Афганистане, однако, «если обстоятельства изменятся», может поменяться и позиция британского руководства. 28 октября 2001 года Вице-премьер иракского правительства Тарик Азиз в интервью британскому еженедельнику «Санди Телеграф» утверждает, что вооруженные силы США и Великобритании готовятся использовать около 1 000 ракет для поражения 300 целей на территории Ирака для свержения президента Саддама Хусейна под предлогом борьбы с терроризмом. Если США и Великобритания решат напасть на Ирак, то это будет сделано «ради их собственных интересов» и с целью заменить независимое от них правительство этой страны, а «не из-за того, что происходит в Соединенных Штатах», подчеркивает Тарик Азиз. По его словам, подобной агрессии арабский мир не потерпит. 29 ноября 2001 года Вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан заявляет, что руководство страны готовится к нападению со стороны США. 21 декабря 2001 года По словам министра иностранных дел Великобритании Джека Строу, решения, принимаемые американской администрацией в рамках контртеррористической операции, до сих пор были осторожными и обдуманными, и нет причин предполагать, что в будущем ситуация изменится. В связи с этим единственным театром военных действий, проводимых антитеррористической коалицией, пока остается Афганистан. 24 декабря 2001 года Американский журнал «Ньюсуик» сообщает, что Объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США разрабатывает план по вторжению в Ирак с целью свержения режима президента Саддама Хусейна. Согласно этому плану, группировка в составе 50 000 американских военнослужащих должна пересечь иракскую границу на севере, и еще столько же военных войдут на территорию страны с юга. Предполагается, что обе армии двинутся на Багдад, однако специалисты сомневаются, что общего количества солдат хватит для того, чтобы овладеть иракской столицей. По некоторым данным, для того, чтобы взять Багдад и свергнуть Хусейна, американской армии потребуется не менее 169 000 человек. 30 января 2002 года Президент США Джордж Буш в своей речи перед членами Конгресса заявляет, что режимы Северной Кореи, Ирана и Ирака, пытающиеся обзавестись оружием массового поражения, представляют все большую и большую опасность. В частности, по его словам, Ирак, также оказывающий поддержку террористам, уже более десяти лет пытается производить химическое, биологическое и ядерное оружие. Это утверждение получает огромный резонанс. В тот же день лидер демократического большинства в Сенате Томас Дэшл заявил, что Конгресс США может одобрить идею военных операций против Северной Кореи, Ирана или Ирака. 2 февраля бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт указывает на явную опрометчивость заявления Буша, пояснив, что приравнивать друг к другу названные им страны было «большой ошибкой» со стороны американского президента. При этом она отметила, что намек Буша на то, что указанные государства могут стать следующими объектами контртеррористической операции, не принесет американской администрации никакой пользы, а напротив, может стоит ей потери ряда союзников. Реакция Белого дома не замедлила себя ждать. Уже 3 февраля после встречи в Мюнхене с главой российского оборонного ведомства Сергеем Ивановым заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц пытается внести ясность в ситуацию: американская администрация пока «далека от решения» иракской проблемы, - заявляет он. По его словам, заявив, что Ирак, Иран и Северная Корея образовали «ось зла», Джордж Буш лишь «обозначил проблему». 7 февраля 2002 года Министр обороны Германии Рудольф Шарпинг опровергает сообщения о том, что администрация США разработала план военной операции против Ирака. В интервью одной из частных немецких телекомпаний Шарпинг заявляет, что подобный план требует многих месяцев подготовки, и «его практически невозможно сохранить в тайне. Глава немецкого оборонного ведомства также уверен, что Вашингтон вряд ли пойдет на односторонне вторжение в Ирак. 10 февраля 2002 года Министр иностранных дел Ирака Наджи Сабри направляет генеральному секретарю ООН Кофи Аннану послание, в котором сообщает, что после установления более десяти лет назад так называемых северной и южной бесполетных зон над территорией Ирака, в результате авиаударов ВВС США и Великобритании по иракским объектам 1 476 человек погибли и 1 330 получили ранения. Глава иракского внешнеполитического ведомства призывает ООН и лично Кофи Аннана потребовать от властей США и Великобритании, а также от содействующих им Кувейта, Саудовской Аравии и Турции немедленного прекращения агрессии против Багдада и вмешательства в его внутренние дела. Ирак считает незаконным создание бесполетных зон, расположенных к северу от 36-й и к югу от 33-й параллелей, поскольку они были установлены без соответствующих санкций со стороны ООН. 23 февраля 2002 года В ходе встречи в Багдаде с высокопоставленными иракскими военачальниками, комментируя информацию о возможном начале администрацией США военной операции против Багдада, президент Ирака Саддам Хусейн заявляет, что предпочтет свержение правящего режима страны «разрушительной войне», в которую может быть втянута его страна. 4 марта 2002 года Премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявляет в эфире австралийского телеканала «Найн Нетуорк», что мировое сообщество должно принять меры, чтобы помешать Ираку накопить арсенал оружия массового поражения. В то же время глава британского правительства отказывается уточнить, станет ли Ирак следующим этапом контртеррористической операции, проводимой международной коалицией во главе с США. 11 марта 2002 года Советник президента США по вопросам обороны Ричард Перл призывает европейские страны поддержать Вашингтон в его борьбе против режима иракского президента Саддама Хусейна. В интервью британской радиокомпании «Би-Би-Си» Перл заявил, что в период, когда угроза для европейских держав исходила с территории Советского Союза, США в рамках НАТО делали все для того, чтобы обезопасить Европу. Сегодня, по его словам, когда угроза нависла над США, Вашингтон «оценил бы взаимность» со стороны европейских партнеров. 15 марта 2002 года Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов в интервью британской газете «Таймс» заявляет, что Россия не намерена выходить из международной антитеррористической коалиции, если США в одностороннем порядке начнет военную операцию против Ирака. В то же время глава российской дипломатии отмечает, что подобная операция нанесет серьезный удар по коалиции и что Москва будет против нее возражать. По его словам, только ООН может санкционировать военную акцию такого рода. Игорь Иванов также высказывается за возврат на иракскую территорию инспекторов ООН по вопросам разоружения. 15 марта 2002 года Ссылаясь на президента США Джорджа Буша, премьер-министр Канады Жан Кретьен заявляет, что в ближайшее время США не планируют предпринимать против Ирака каких-либо акций военного характера. 19 марта 2002 года По результатам социологического опроса, проведенного для телесети «Си- Эн-Эн» и журнала «Тайм», 70% граждан США поддерживают идею проведения Вашингтоном военной операции по свержению президента Ирака Саддама Хусейна, против выступают лишь 23%. Аналогичный опрос, проведенный в Великобритании газетой «Гардиан» и институтом социологии ICM, показал, что 51% граждан этой страны выступают против оказания Лондоном содействия американской администрации в осуществлении подобной операции. 8 апреля 2002 года Британская газета «Таймс» сообщает, что премьер-министр Великобритании Тони Блэр и президент США Джордж Буш рассчитывают провести военную операцию против Ирака не ранее чем через год. По информации издания, в ходе переговоров в Кроуфорде (штат Техас), Буш и Блэр утвердили план по свержению режима иракского президента Саддама Хусейна. Операция состоит из трех этапов: на первой формируется коалиция с участием соседних с Ираком государств, на втором проводится военная операция против Хусейна, а на третьем в Ираке формируется новый государственный режим, способный управлять страной. «Таймс» сообщает, что Джордж Буш намерен осуществить свои планы в отношении Ирака до президентских выборов 2004 года. 21 июня 2002 года Очередной опрос общественного мнения показывает, что сторонников военной операции против Ирака в США стало гораздо меньше - 59% граждан, а противников - больше (34%). При этом 83% опрошенных полагают, что свержение режима Саддама Хусейна должно быть приоритетом внешней политики Вашингтона. 1 октября 2002 года Джордж Буш настаивает на принятии Конгрессом США резолюции, не «связывающей ему руки» в отношении действий против Ирака. «Мне не нужна резолюция, связывающая мне руки»,- заявил Буш, комментируя предложенный двумя сенаторами - республиканцем Ричардом Лугаром и демократом Джозефом Байденом - текст альтернативной резолюции конгресса по Ираку. Согласно предложению сенаторов, из перечня «грехов» Багдада можно исключить обвинения Саддама Хусейна в угнетении иракского народа, поддержке им терроризма и угрозе в адрес государств - соседей. По инициативе президентской администрации в американском конгрессе и среди членов СБ ООН активно «проталкиваются» две резолюции по Ираку. Первая, в случае принятия законодателями, полностью развяжет руки президенту США в отношении Ирака. Вторая вносит жесткие, и, по мнению многих экспертов, нереальные временные рамки для проведения международных инспекций в Ираке и санкционирует применение международным сообществом «всех необходимых средств» для принуждения Ирака к выполнению решений Совбеза. 1 октября 2002 года По данным опроса общественного мнения, проведенного телекомпанией Эй- Би-Си и газетой «Вашингтон пост», популярность президента США Джорджа Буша упала до самой низкой, с 11 сентября 2001 года, отметки. Однако в вопросах борьбы с терроризмом население США доверяет Бушу на 70%. Между тем уже 52% высказывают опасение, что президент «слишком торопится с силовым решением иракского вопроса». Посол Ирака в РФ Аббас Халаф заявляет, что Багдад готов открыть для инспекций любые объекты на территории Ирака. «Ирак настроен сотрудничать с Комиссией ООН по наблюдению, контролю и инспекциям», - сообщает посол. К этому времени иракская делегация в Вене уже должна передать представителям комиссии переданную Ираком информацию по так называемым объектам двойного назначения. 2 октября 2002 года США официально представляют трем остальным постоянным членам Совбеза - России, КНР и Франции - проект «жесткой» резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку, подготовленный США и Великобританией. Проект предусматривает расширение числа подлежащих проверкам международных инспекторов объектов на территории Ирака и включение в этот список восьми президентских дворцов, общая площадь территории которых достигает 30 кв. км. Ираку отводится семь дней с момента принятия резолюции СБ ООН и оповещения об этом Генсека ООН на то, чтобы согласиться с ее требованиями и 30 дней - на передачу ООН списка всех объектов, имеющих отношение к военным программам по созданию или складированию оружия массового поражения. В случае невыполнения хотя бы одного из требований резолюции любое государство-член ООН имеет право применить все необходимые средства для ее реализации, что на деле может означать одностороннее силовое решение в отношении Ирака, чей статус «нарушителя предыдущих резолюций СБ ООН» также зафиксирован в американо- британском документе. Основным камнем преткновения на пути принятия резолюции остается позиция РФ, Франции и КНР в отношении «карт-бланша» на одностороннее применение силы против Ирака, который предоставляет резолюция. Для принятия резолюции необходимы 9 из 15 голосов поданных «за» при отсутствии вето со стороны одной из стран- постоянных членов СБ ООН. Бюджетное управление Конгресса США составляет смету военной операции против Ирака, которая может обойтись американским налогоплательщикам в сумму от 9 до 13 млрд. долларов. Рассматривалось два варианта военной акции. Согласно первому, - оцененному в 13 млрд. долларов, - рассматривалась возможность отправки Соединенными Штатами в район Персидского залива 370 тысяч военнослужащих. Предполагается, что на вооружении данной группировки должно быть 1500 самолетов, 800 боевых и транспортных вертолетов, 800 танков и 60 кораблей. Второй вариант, предусматривающий массированное использование бомбардировочной авиации, оценивается в 9 млрд. долл. Согласно этому плану, предполагается отправка в регион 250 тысяч военнослужащих. Для проведения боевой операции группировка должна располагать 2500 боевыми самолетами, 500 боевыми и транспортными вертолетами, 300 танками и 60 кораблями. В докладе также указывается, что стоимость ведения боевых действий в течение одного месяца будет составлять от 6 до 9 млрд. долларов. Что касается послевоенной оккупации Ирака, то расходы на эти цели могут достигать 4 млрд. долларов в месяц, в том числе на содержание 75-тысячного миротворческого корпуса. Спикер палаты представителей конгресса США Деннис Хастерт заявляет, что Конгресс США не будет требовать от президента Буша получения согласия ООН на применение силы против Ирака: «Если президент решит, что он должен предпринять односторонние шаги для защиты американского народа, он может сделать это». 10 октября 2002 года Подавляющим большинством голосов палата представителей конгресса США голосует за специальную резолюцию, разрешающую президенту США Джорджу Бушу использовать американские вооруженные силы против Ирака. В соответствии с «Совместной резолюцией, разрешающей использование вооруженных сил США против Ирака» «президенту США разрешено использовать вооруженные силы Соединенных Штатов как он решит необходимым и подобающим для защиты национальной безопасности США от продолжающейся угрозы со стороны Ирака и осуществления всех соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН по Ираку». Президенту США предписано не позднее 48 часов после принятия им решения об использовании силы против Ирака уведомить о своем решении конгресс и подтвердить его руководству, что «дальнейшие дипломатические или иные мирные средства не могут адекватно защитить национальную безопасность США от продолжающейся угрозы со стороны Ирака и, вероятнее всего, не приведут к реализации всех соответствующих резолюций СБ ООН по Ираку». В документе также указано, что глава Белого дома обязан не менее чем через 60 суток после принятия резолюции уведомить конгресс США о предпринимаемых им действиях в рамках содержащегося в ней разрешения на использование вооруженных сил против Ирака. 11 октября 2002 года Вслед за палатой представителей Сенат Конгресса США подавляющим числом голосов голосует за резолюцию # 114, разрешающую президенту США Джорджу Бушу использовать вооруженные силы против Ирака. По данным газеты «Вашингтон пост», столь мощную поддержку законодателей и столь широкие полномочия для ведения боевых действий президент США получал последний раз в 1964 году, когда конгресс США принял резолюцию о ситуации в Тонкийском заливе, положившую начало расширению войны США во Вьетнаме. 8 ноября 2002 года Совет Безопасности ООН единогласно принимает резолюцию по Ираку. Резолюция открывает дорогу к возобновлению международных инспекций и последующему снятию санкций международного сообщества против Багдада. Резолюция предлагает «последний шанс» правительству Ирака по возобновлению безоговорочного сотрудничества с Комиссией ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) и МАГАТЭ, которые должны приступить к работе в Ираке до 23 декабря. Подтверждается уважение суверенитета Ирака и подчеркивается возможность снятия режима санкций международного сообщества в случае полного сотрудничества Багдада с международными инспекторами в области его разоружения. Согласно принятому документу, через 60 дней своей работы в Ираке международные инспекторы должны доложить СБ ООН о результатах. Финальный вариант резолюции, выдвигавшейся США и Великобританией, претерпел радикальные изменения. Главную принципиальную роль в выработке компромиссного варианта резолюции сыграли РФ и Франция. 9 ноября 2002 года Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявляет, что новая резолюция Совета Безопасности ООН по Ираку «отводит реальную угрозу войны» и «открывает путь к политическому урегулированию ситуации» вокруг этой страны. 12 ноября 2002 года Иракский парламент отклоняет резолюцию Совета Безопасности ООН, назвав ее «агрессивной, самой жесткой и нарушающей суверенитет и национальное достоинство Ирака». Заместитель пресс-секретаря Белого дома Скотт Макклеллан подтверждает, что в случае, если Ирак откажется выполнять требования резолюции СБ ООН или допустит какие-либо нарушения в выполнении ее условий, администрация Джорджа Буша снова обратится в Совет Безопасности. При этом Макклеллан отметил, что любое искажение Ираком информации о своих вооружениях или недостаточность представленных им сведений будет считаться «нарушением» условий резолюции. 13 ноября 2002 года Иракское руководство полностью и без всяких условий принимает резолюцию СБ ООН # 1441, обязывающую его полностью ликвидировать оружие массового уничтожения. Несмотря на то, - говорится в письме министра иностранных дел Ирака Наджи Сабри Генсеку ООН, - что авторы резолюции преследовали другие цели, а не ликвидацию оружия массового уничтожения, которого нет в Ираке, Багдад «согласен принять эту резолюцию и сотрудничать с международными инспекторами». 27 ноября 2002 года Инспекторы ООН приступают к инспекциям объектов в Ираке. 8 декабря 2002 года На день раньше установленного резолюцией 1441 СБ ООН срока власти Ирака передают международным инспекторам Декларацию о военных программах Ирака. 19 декабря 2002 года Постоянный представитель США в ООН Джон Негропонте заявляет по окончании закрытых консультаций в Совете Безопасности ООН, что США «глубоко разочарованы» представленной Ираком декларацией военных программ, но готовы предоставить Багдаду возможность доказать международному сообществу непредумышленный характер «пробелов и пропусков» в документах. 20 декабря 2002 года Джордж Буш «разочарован» представленным накануне Ираком отчетом по вооружениям, однако заявляет о приверженности США миру. 22 декабря 2003 года Багдад приглашает представителей ЦРУ США участвовать в инспектировании объектов, которые якобы связаны с производством оружия массового уничтожения. «Мы не против того, заявил научный советник Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |