|
Беларусь на международной арене в период с 1945 по 1985 годанекоторых соглашений. 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах: атмосферы, космосе, под водой. Беларусь подписала и ратифицировала его в числе первых. До конца 70-х лет годов его подписало около 120 стран мира. БССР принимало участие в разработке и принятии в 1968 г. ХХII сессией ООН Договора об не распространении ядерного оружия. По условиям этого договора все неядерные государства обязались не производить, не размещать, не использовать ядерное оружие. Свои обязательства Республика выполняет последовательно. В 1991 г. она известила о статусе без ядерного государства, а в 1994 г. закрепило его в новой Конституции РБ. Учитывая угрозу использования ядерного оружия, Беларусь присоединилась до ряда между народных договоров, в их числе: “о принципах деятельности государств по изучению и использованию космического пространства, включая Луну”(1967), “о запрещении размещения на дне морей и океанов, в его недрах ядерного оружия и др. средств массового уничтожения людей”(1971), “конвенция о запрещении бактериального (биологического) и токсичного оружия” (1972), “конвенция о запрете военного и всякого другого использования средств воздействия на природную среду”(1997), и др. Караибский кризис 1962 г. показал значительный перевес США над СССР в стратегических вооружениях, в первую очередь ядерных. Потому руководство СССР вынуждено было быстро отыскать меры по обеспечению военно- стратегического паритета США. Был осуществлен ряд мероприятий по усилению обороноспособности СССР, особенно в области стратегических ядерных и военно- морских сил. На территории Беларуси и др. регионов было размещено стратегическое ядерное оружие. Запуск ракет мог осуществляется через радиотехнические средства с любой местности СССР. Уничтожение вначале 70-х годов отставание СССР в стратегических вооружения вынудило США пойти на заключение различных соглашений между западом и востоком. В 1972 г. были подписаны Советско-Американские договора об разграничении систем противоракетной обороны, соглашения о разграничении стратегических наступательных вооружений и др. Свой вклад в это дело вносила и Беларусь. В 1974-75 гг. БССР выбиралось постоянным членом совета безопасности ООН. Она являлась членом межправительственной организации ЮНЕСКО – одного из специализированных органов ООН. Главной целью этой организации, кроме развития образования, науки и культуры было содействие укрепления мира и безопасности. Представители Белоруского комитета обороны мира в 1973, 1979 гг. участвовали в рейдах мира по странам Восточной Европы. Они встречались с жителями дальней Норвегии и др. стран. Особое внимание на Беларуси уделялось проведению мероприятий, связанных с трагическими событиями второй мировой войны, сохранением мира в Европе. В 1972 в республики произошла международная встреча представителей гражданских организаций Дании Норвегии ФРГ Японии и др. стран. Она происходила под девизом: “пусть никогда не повторится трагедия Хатыни, Лидицы, Арадура, Хиросимы, Сонгми”. Значительным достижением стран – участниц ООН, в том числе и Беларуси явилось проведение в 1975 г. совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, на которой присутствовали руководители 33 европейских государств, США и Канады в соглашении о мерах по укреплению доверия и некоторых аспектов безопасности и разоружения предусматривалось представление первоочередных известий о проведении любых маневров военнослужащих, осуществление системы наблюдения за ними, контроля, за вооружением и т.д. Это имело непосредственное отношение к Беларуси, на территории которой находились многочисленные военные формирования, проводились различные маневры войск. Хельсинкское руководство оповестило о вступлении Европы в новый исторический период разрядки международной напряженности. Беларусь как член ООН и одна из Европейских стран содействовала этому. В 1979 г. она поддержала решение СССР об одностороннем умещении его войск в Восточной Европе и выводе из ГДР 20 тыс. военнослужащих и 1 тыс. танков, а в 1980 г. – меморандум “за мир и разоружение”. На рубеже 1970-80 гг. разрядка международной напряженности сменилась обострением отношений между США и СССР. В 1979 г. США начали размещение в странах западной Европы своих ядерных ракет, которые по дальности полеты могли достичь Урала. США отказалось ратифицировать договор о ограничении стратегических вооружений (АСУ-2), ввели экономические санкции против СССР и соц. стран, вступили на путь обновления “холодной войны”. Со свой стороны СССР приняло решение, которые противоречили интересам международного сообщества. В 1979 г. он ввел свои войска в Афганистан. По сути, Афганистан, который раньше Кореи или Вьетнам, был переделан в военный полигон, где осуществлялось испытание новых видов вооружений стран с разным социально-экономическим положением. Делегация БССР была в числе тех, кто не поддержал требования ООН о выводе Советских войск из этой страны. Представители Беларуси в числе военнослужащих Советской Армии участвовали там в боевых действиях, возникновение новой мировой войны. Поэтому не случайно в конце 1981 г. очередная сессия генеральной Ассамблеи ООН приняло предложенную делегациями Беларуси и Украины декларации о предотвращении ядерной войны. В ней определялось, что те государства и их органы власти, которые первыми начнут боевые действия с использованием ядерного оружия, будут оповещены мировым сообществом военными преступниками и понесут всю ответственность за свои действия. Делегации Беларуси в ООН предназначалось вместе с другими вести борьбу за остановку использования космического пространства в военных целях. Это было связано с тем, что с приходом да управления президента Р. Рейгана США начало осуществлять программу “звездных войн” с использованием ядерного оружия. Потому в 1981-85 гг. белорусская делегация вместе с украинской и другими в разных редакциях выносили на обсуждение ООН почти одни и те же предложения о запрете использования космического пространства в военных целях. Однако это проблема не решилась. Только в 1993 г. США приняло решение о остановлении программы “звездных войн”. Во внешнеполитической деятельности в Беларуси история зафиксировала и такой шаг. В 1984 г. БССР сумела с Украиной внести предложение, по которому Генеральная Ассамблея ООН приняло резолюцию “о не недопустимости политики государственного терроризма и других действий стран, направленных на подрыв гражданско-политического устройства в других суверенных государствах”. Это было символично в мире дальнейших исторических событий: развал соц. системы и СССР. Таким образом, в заключении можно сказать, что хотя Беларусь и входила в состав СССР и во многих важных решениях она не могла отстаивать свою точку зрения, все-таки она внесла свой вклад в дело мира и сотрудничества между народами. Являясь постоянным членом ООН, БССР на протяжении 1945-1985 гг. принимало активное участие в разработке и осуществлении решений этой организации по самым разнообразным проблемам жизни мирового сообщества. Входя в состав многих комитетов и организаций ООН, республика делала все возможное, чтобы сохранить мир и безопасность между народами, уменьшить военное противостояние, предотвратить вооруженные конфликты и войны, остановить испытания и распространения ядерного оружия. Особое внимание притягивали события на Европейском континенте. Белорусский народ расширял и закреплял свой связи с мировым обществом, прилаживал усилия в решении сложных проблем, сто волнуют человечество. [7, стр. 345 – 350; 6, стр. 430-441; 3, стр. 105,106] 2. Развитие торгово-экономических отношений БССР с зарубежными странами. Важное место в международной деятельности БССР занимало развитие экономических связей с зарубежными странами. Говоря об этом, необходимо учитывать геополитическое положение Беларуси. Через ее территорию проходили пути сообщения с Востока на Запад и с Севера на Восток. Широкая сеть автомобильных, железнодорожных, воздушных, водных путей сообщения довало возможности вести разностороннее торгово-экономическое сотрудничество как с бывшими республиками СССР, так и с Европейскими странами. На территории республики располагались многочисленные предприятия общесоюзного подчинения, которые занимались производством продукции для нужд военно-промышленного комплекса. Они оснащались новейшим отечественным и зарубежным оборудованием, выпускали продукцию мирового уровня. Тут концентрировались наиболее квалифицированные кадры инженеров, техников и рабочих. В республике, особенно в Минске, была создана сеть академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских организаций и лабораторий, которые занимались научно-исследовательской работой, укоренением итогов ее в производство. Многие фундаментальные теоретические и технические разработки отвечали мировому уровню или превосходили его. Нельзя не учитывать и тех обстоятельств, что предприятия республики почти всегда выполняли пятилетние планы развития народного хозяйства по всем основным показателям. Здесь была лучшая трудовая и договорная дисциплина. В тоже время существовала широкая кооперация. Только на нужды беларуских заводов по выпуску тракторов и самосвалов работало более 2 тыс. предприятий из других союзных республик. Поэтому конкурентно способность белорусских машин и оборудования от тысяч поставщиков комплектующих деталей. Беларусь, как и другие союзные республики бывшего СССР, не имела самостоятельного выхода за границу в экономических отношениях. Реализация товаров, созданных на экспорт предприятиями республики, занимались Министерство зарубежной торговли СССР и его внешнеторговые объединения. Беларусь выступала в качестве поставщика товаров по заказам этих ведомств. Вступление в ООН, развитие экономики в послевоенный период позволили Беларуси выйти на путь широко экономического сотрудничества с социалистическими, капиталистическими и развивающимися странами. В августе 1945 г. БССР вступило в ряды ЮННРА (Администрации Объеденных Наций для оказания помощи и обновления пострадавших в годы войны стран). Учитывая очень тяжелое экономическое положение Беларуси после войны, ООН в декабре 1944 г. приняло решение об оказании ей помощи. Оно предусматривало экономическую поддержку деньгами в размере 61 млн. долларов. Эти средства выделялись на обновление хозяйства, обеспечение населения самыми необходимыми средствами существования: едой, одеждой, обувью, лекарствами и т.д. Размер этой помощи был мизерный. В пересчете на душу населения он составлял 5,8 долларов, в то время как на долю одного жителя Греции выходило 46,7 долларов помощи. Однако и эта поддержка белорусскому народу была чрезвычайно необходима. Совет республики высказал благодарность в адрес ООН. В 1996 г. Комитет помощи детям-сиротам обратился в ЮНРРА с просьбой о выделении средств. В ответ ООН направило в качестве гуманитарной помощи детям-сиротам 10 млн. долларов. США со своей стороны выделили на эти цели 100 тыс. долларов. Вторая мировая война откинула хозяйственное развитие Европы на десятилетия назад. Чтобы отстроить разрушенное, необходимо было опереться на помощь и поддержку более экономически мощной державы. Страны Восточной Европы получали такую помощь со стороны СССР, который сам был разрушен войной. Страны Западной Европы, и самая первая Западная Германия, опирались на поддержку США. Была создана единая экономическая система сотрудничества западных стран Европы (ЕС). США являлись самым мощным государством. На протяжении более чем 200 лет на ее территории не велось войн. Во время второй мировой войны доход ее монополии составил 117 млрд. долларов, в то время как за пять предвоенных лет – 17 млрд. долларов. США подчинили себе многочисленные мировые пути торгово-хозяйственных отношений, места добычи сырья, энерго-топливные, денежные и др. средства, более чем ѕ золотого запаса стран мира. Поэтому главной целью управляющие круги США в после военный период видели в установлении не только геополитического, но и геоэкономического господства в мире. В 1945 г. в Мексике на конференции стран Латинской Америки была принята “Экономическая Хартия”, которая снимала все препятствия и ограничения для проникновения американского капитала в странны Латинской Америки. С 1947 г. США начали осуществлять “План Маршала” – план экономической помощи и преобразований в странах Европы и Японии. После начала “холодной войны” США стали резко отходить от политики сотрудничества с СССР. Они потребовали от него вернуть долги по ленд-лизу, приостановили всяческую экономическую поддержку и торговлю. В 1951 г. конгресс США законом запретил странам, которые получали их помощь, иметь любые хозяйственно-экономические связи с СССР. Это привело к сокращению товарооборота между СССР и капиталистическими государствами с 1948 по 1955 на 35 %. В январе 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В него вошли СССР, Польша, Болгария, Венгрия и другие страны Восточной Европы. Позже присоединились ГДР, Куба, Вьетнам. Главной целью деятельности СЭВ являлось развитие экономического сотрудничества, обмен производственным опытом, передачача научно-технической информации, промышленная кооперация, расширение экономической интеграции в разных отраслях производства и т.д. С этого момента начинается новый период внешнеэкономических отношений Беларуси с зарубежными странами. Экономика республики как составная часть единого хозяйственного комплекса СССР была включена в внешнеэкономические связи с разными странами мира. В 40-х годах экономическое сотрудничество было ограниченным. Хозяйство республики было полностью разрушено. Экономическая помощь шла ей главном образом из тех союзных республик, которые не подверглись немецко-фашисткой оккупации. В то же время сельскохозяйственная продукция, сырью, изделия промышленности Беларуси направлялись в соц. страны, в первую очередь в те, где находились советские войска. Боле значительные изменения в развитии экономического сотрудничества с соц. странами Восточной Европы начинается с середины 50-х годов. В 1952 г. в Минске было создано отделение Всесоюзной торговой палаты, через которую осуществлялась целенаправленная политика в отрасли внешнеэкономических отношений. Увеличились поставки машин и промышленного оборудования из республики в первую очередь соц. странам Европы. Большим спросом пользовалось продукция таких предприятий, как Маз, Гомсельмаш, МТЗ, станкостроительных заводов Минска, Витебска и др. На долю стран СЭВ приходилось более 2/3 экспортных поставок из БССР. ВО второй половине 50-х годов продукция более 120 предприятий республики поставлялась на экспорт. Значительно расширились поставки автомобилей, самосвалов, тракторов, металлообрабатывающих станков, снегоочистителей, подшипников, электрооборудования, радиотехники, швейной продукции. Главное место в структуре экспорта занимала продукция машиностроения и металлообработки, которая увеличилась почти в 3 раза. В 1957 г. белорусские тракторы экспортировались в 20, а автомобили в 21 страну мира. Станки покупали почти все соц. страны, а также Австрия, Индия, Финляндия. Наравне с автомобильной, тракторной, станкостроительной продукцией, значительно большее значение получает выпуск на экспорт радиоприемников, электроизмерительных и магнитно-электронных приборов, генераторов, амперметров, вольтметров и др. Электротехническим оборудованием из Беларуси оснащались новые предприятия, которые строились с помощью СССР в разных странах мира. В том числе Бхилайский металлургический комбинат в Индии, Ассуанская ГЭС в Египте и др. Развитию экономических связей способствовало участие предприятий в международных ярмарках, торгово-промышленных выставках которые происходили ежегодно в разных странах. В 1956 г. Белорусские товары демонстрировались на 15 международных выставках. На Брюссельской выставке 1958 года премией “Гран-при” и Золотые медали получили самосвал МАЗ–530, трактор МТЗ-70, самоходный сельскохозяйственный комбайн и др. Продукция белорусских предприятий. Беларусь не только поставляла продукцию на экспорт, но и получала импортную продукцию. В первую очередь это были сельскохозяйственная техника, средства транспорта и связи, медицинское оборудование промышленные и пищевые товары, сырье для легкой и пищевой промышленности. В 50-х годах Беларусь получала из Египта, Сирии, Ирана, Афганистана, Пакистана хлопковое сырье, из Индии, Марокко, Аргентины, Уругвая – овечью шерсть, из Индонезии и Малайзии натуральный каучук, из Ганы, Нигерии, Бразилии, Эквадора – сырье для кондитерской промышленности и т.д. Однако экономические отношения с кап. странами в это время были сложными. С одной стороны, это объяснялось противостоянием двух социально- политических систем не желанием кап. стран утрачивать свои традиционные рынки сбыта. С другой низким техническим уровнем части продукции соц. стран. Не всегда прозорливою политику проводили правящие круги СССР, отдавая предпочтение экспорту сырья, энергетическо-топливных ресурсов вместо улучшения качества товаров. В другой половине 60-х годов увеличивается объем торговых поставок белорусских товаров в капиталистические страны, особенно по долгосрочным соглашениям. Значительным спросом пользовались металлообрабатывающие станки, которые покупали фирмы 14 кап. стран. Экспорт тракторов увеличился больше чем в 3 раза. Они поставлялись в 11 кап. стран. Большим спросом среди зарубежных покупателей белорусские велосипеды, часы, фотоаппараты, стекло и другие товары. Хорошо шла на экспорт продукция швейных предприятий. В 1968 г. Продукцию белорусской промышленности покупали более 60 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Республика оказывала помощь в строительстве заводов: металлургических в Египте, Индии, Иране, машиностроительного в Алжире, цементного в Йемене и др. Начиная с 1965 г. развивающиеся страны получили право ввозить свои товарв в СССР без пошлины в том числе и в Беларуси. Участие в международной торговле позволяло республике увеличивать импорт необходимого сырья, машин, промышленного оборудования для нужд своих предприятий только с 1959 по 1965 г. импорт машин и оборудования увеличился более чем в 3 раза. Им было оснащено более 100 предприятий разных отраслей промышленности. В 70-е годы экономика Беларуси все больше и больше интегрировалась не только во всесоюзную, но и в экономику соц. европейских стран. Республика являлась активным участником создания единой энергетической системы “Мир”, строительство нефтепровода “Дружба”, газопровода в Западную Европу. Из Беларуси в соц. страны поставлялось новейшее оборудование для строительства энергетических объектов, предприятия металлургической и металлообрабатывающей отраслей производства, минеральные удобрения, товары народного потребления и т.д. В начале 70-х годов на долю белоруского экспорта в соц. страны приходилось: ЭВМ - 91%, мотоциклов – 88, металлорежущих станков – 70, грузовых автомобилей – 56, тракторов - 54. Всего более чем 300 предприятий беларуси поставляли свою продукцию примерно в 100 стран мира. В свою очередь, из соц. стран республика импортировало разнообразное промышленное, торговое, медицинское оборудование, средства транспорта и связи, с/х технику, пищевые товары, сырье, медикаменты. Расширению торговых международных отношений способствовало и то, что в 1972 г. Минское отделение Всесоюзной торговой палаты было преобразовано в Торгово- промышленную палату БССР. С конца 70-х годов палата поддерживала деловые связи почти с 500-ми зарубежными фирмами и объединениями 23 стран мира. За особый вклад за развитие международного сотрудничества в 1985 г. она была отмечена международной премией “Золотой Меркурий”. В 70-е года было налажено широкое торгово-экономическое сотрудничество Беларуси с развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, на долю которых приходилось около 10% экспортных поставок из БССР. В частности, продукция Могилевского лифтостроительного завода направлялась в Иран, Пакистан, Турцию. Свою продукцию в страны Азии отправляли также Минский завод шестеренок, Березовский металлоконструкций, Минский часовой заводы, Гомсельмаш и др. В латиноамериканские страны Беларусь поставляла промышленную продукцию. Станки покапали Аргентина, Бразилия, Колумбия, Мексика, Уругвай, тракторы – Колумбия и др. Кроме машин и оборудования в страны Латинской Америки экспортировались холодильники, инструменты, часы радиоприемники и др. продукция. Более чем 80% процентов экспорта в развивающиеся страны приходилось на создание и развитие их национальной промышленности и связанных с ней отраслей производства. Поэтому в белорусском экспорте значительное место занимали поставки технологического оборудования, приборов, узлов для строительства и оснащения новых предприятий. Беларусь являлась надежным рынком сбыта товаров из развивающихся стран. Только 1978 г. импорт из стран Азии и Африки составил больше чем 9% от общего импортного объема. В республику поступали товары из 23 развивающихся стран. В 70-е годы для всех развитых кап. стран действовала система ограничения на экспорт их продукции в СССР и др. соц. страны. Через фирмы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |