|
Северное и Южное общества декабристов, их программы. Восстание декабристовСеверное и Южное общества декабристов, их программы. Восстание декабристовСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Формирование мировоззрения декабристов 4 ГЛАВА 2. Ранние тайные общества декабристов. 5 2.1. Союз спасения. 5 2.2. Союз благоденствия. 5 ГЛАВА 3. «Северное» и «Южное» общества декабристов. 7 3.1. Возникновение новых тайных обществ. 7 3.2. Политическая программа Южного общества. «Русская Правда» П.И.Пестеля 8 3.3. Политическая программа Северного общества. «Конституция» Н.Муравьева 11 3.4. Борьба за объединение Северного и Южного обществ 14 ГЛАВА 4. Восстание декабристов. Следствие и суд. 16 4.1. Междуцарствие. 16 4.2. Восстание декабристов 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов. В 1810-х годах в первом сословии России стали происходить вещи, немыслимые при Екатерине II или Павле I. Люди все более стали ценить друг друга не по чинам, званиям или капиталам, а по образу мыслей и по родству душ. На смену картам, вину, танцам пришли книги, журналы, шахматы, споры по социальным и политическим вопросам. История декабризма начинается с 1810-1811 гг., когда в гвардейских полках стали возникать офицерские артели. В них не было еще ничего политического, оппозиционного правительству, они противостояли, скорее, привычному образу жизни и мышления Декабристы с полным основанием называли себя «детьми 1812-го года». Действительно, войны с Наполеоном не только дали толчок росту самосознания общества, не только заставили дворян осознать себя защитниками Отечества, показали им народ во всей его патриотической силе, но и позволили сравнить условия и порядки жизни в России и Европе, познакомили дворянскую молодежь с новейшими идеями века. Идеология декабризма была «верхним этажом» дворянского свободолюбия, протеста против казенщины в мыслях, чувствах и поступках. Она базировалась на философии Просвещения. Либерализм и революционность в ней были еще тесно переплетены. ГЛАВА 1. Формирование мировоззрения декабристов. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказал патриотический подъем в Отечественной войне 1812г. Победа русского народа в войне способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Именно война 1812г. глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах России, путях ее развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от иноземного нашествия, рано или поздно должен был найти в себе силы сбросить ярмо крепостного рабства. Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главные цели своей деятельности. Они формировали свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих крепостных имений, которую с детства хорошо знали, в события Отечественной войны 1812г., на полях которой они проливали кровь, защищая Родину от вторгшегося Наполеона, в заграничных походах, освобождавших Европу, где они воочию увидели «войну народов и царей» против феодального угнетения. Движение декабристов проходило в русле общемирового революционного процесса, составляя его органическую часть. «Нынешний век, - писал в своих показаниях П.И.Пестель, - ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать…Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».[1] Возрастал интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений западноевропейских и русских мыслителей, к изучению политэкономии, древней и новой истории. Они интересовались новыми книгами, передовыми иностранными газетами и журналами. Идеи Западной Европы и Америки облегчили и ускорили развитие русской освободительной идеологии. ГЛАВА 2. Ранние тайные общества декабристов. 2.1. Союз спасения. Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания не более 10 – 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30 человек. Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель. Основные цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Одной из основополагающих идей Просвещения являлся тезис о том, что мнение правит миром, что порядки в стране соответствуют господствующему в ней общественному мнению. Задачей революционеров поэтому является не подготовка заговора, не захват и удержание власти, а воспитание прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, сметет старое правительство. 2.2. Союз благоденствия. В соответствии с новыми тактическими установками, революционеры в 1818 г. образовали новое общество — Союз благоденствия, который отличался от прежнего более сложной организационной структурой, и должен был охватить все сферы жизни страны — армию, чиновничество, образование, журналистику, суд и т.д. Союз благоденствия провозглашал цели, во многом совпадавшие с устремлениями, пусть не обнародованными, Зимнего дворца, его членам трудно было предъявить официальные обвинения. В силу этого Союз был полулегальной организацией, привлекавшей в свои ряды не только радикалов-революционеров, но и людей, придерживавшихся либеральных взглядов. Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение «законно-свободного» представительного правления. Важно отметить тот факт, что Союз благоденствия оформился организационно и развернул большую работу над своей программой, которая была закреплена в «Зеленой книге». Устав состоял из двух частей. В первой части излагались основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия была означена во второй части. Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была составлена позже. «Вот его программа: уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, гласность судопроизводства, уничтожение винной монополии, уничтожение военных поселений, улучшение участи защитников отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет, улучшение участи членов нашего клира, в мирное время уменьшение численности нашей армии».[2] В январе 1820 года состоялось Петербургское совещание, на котором был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?». «В заключении приняли все единогласно республиканское правление».[3] Таким образом, Союз благоденствия является той организацией в истории русского революционного движения, которая впервые приняла решение бороться за республиканскую форму правления в России. Разумеется, изменение программы вело за собой и изменение тактики. Через год после Петербургского совещания 1820г. состоялся Московский съезд. В связи с происходившими в мире, и в частности в России (восстание Семеновского полка в октябре 1820г.) событиями, надо было по-новому организовать тайное общество, разработать новую программу (в тесной связи с конституционными проектами), в корне изменить тактику и критерий отбора членов, выработать общий план открытого выступления. Новые программа и устав вновь созданного тайного общества были надлежащим образом оформлены и подписаны. Московский съезд решил отсечь от движения как его колеблющуюся, нестойкую часть, так и наиболее радикальные его элементы. Пестелю и его единомышленникам объявлялось, что общество распущено. ГЛАВА 3. «Северное» и «Южное» общества декабристов. 3.1. Возникновение новых тайных обществ. По новому уставу намеревалось создать четыре руководящих центра, названных думами: в Петербурге, Москве, Смоленске и Тульчине. Против Павла Пестеля выступили ряд членов, представителей умеренного крыла общества. Квартира Пестеля в Тульчине стала центром, куда сходились недовольные постановлением съезда. Кабинет Пестеля стал местом рождения в 1821г. Южного общества декабристов. На первом же своем учредительном заседании Южное общество подтвердило требование республики и подчеркнуло, что тайное общество не уничтожено, действия его продолжаются. Пестель поставил вопросы о цареубийстве и о тактике военной революции, которые были приняты единогласно. Сразу же за первым заседанием было созвано второе, главным образом посвященное организационным вопросам. Пестель избран был председателем, Юшневский блюстителем общества. Оба избирались и в директорию общества. Третьим членом директории был избран Никита Муравьев. Главное же было в том, что Южное общество, приняв революционный способ действия посредством войск, считало начало военных действий в столице основным требованием успеха. Власть можно было захватить лишь в столице, сломив сопротивление царизма, свергнув его. Но начинать действия на окраине было бы просто бессмысленно. Таким образом, в момент зарождения Южного общества декабристов уже был принципиально решен вопрос о необходимости возникновения Северного общества. Успех столичного выступления решал дело. Основным вопросом, разрешенным на втором заседании общества, был вопрос о диктаторской власти избранных начальников. Повиновение избранной директории было принято безоговорочно. В связи с принятием тактики военной революции в общество нужно было привлекать военных, более всего тех, кто командует отдельной воинской частью. После избрания директоров Тульчинская директория «подразделилась на две управы: Васильковскую и Каменскую. Они управлялись: первая – С.Муравьевым, который присоединил к себе впоследствии Михаила Бестужева- Рюмина, вторая – Василием Давыдовым. Полковник Пестель и С.Муравьев были стержнем, на котором вращался весь мятеж Южного общества. Они привлекали многочисленных последователей».[4] Ежегодно в январе, начиная с 1822г., в Киеве собирались съезды Южного общества для обсуждения организационных, тактических и программных вопросов. В марте – апреле 1821г. возникло Северное общество. Первое время оно состояло из двух групп: первая – группа Никиты Муравьева, который написал свой проект программы и устава нового тайного общества в духе более радикальном, чем постановления Московского съезда 1821 г.; второй была группа Николая Тургенева, которая была солидарна с программой Московского съезда. Северное общество также имело ряд управ-отделений в гвардейских полках столицы. Во главе общества стояла Дума. В 1823г. помощниками Никиты Муравьева «были сделаны князья Трубецкой и Оболенский».[5] После отъезда Трубецкого в Тверь на его место был избран Кондратий Рылеев. В составе Северного общества находилась и ее Московская управа, в которой видное место занимал И.И.Пущин. 3.2. Политическая программа Южного общества. «Русская Правда» П.И.Пестеля Годами трудился Павел Пестель над проектом своей конституции. Он был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Его конституционный проект «Русская Правда есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может».[6] Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».[7] Свой проект Пестель назвал «Русской Правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. Он хотел этим названием почтить национальные традиции и подчеркнуть связь будущей революции с историческим прошлым русского народа. Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта. Особенно тщательно разработал он мысль о временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была гарантией от «народных междоусобий», которых он хотел избежать. В «Русской Правде намечалось 10 глав: первая глава – «о земельном пространстве государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»; третья – «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая – наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.[8] Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса политической идеологии декабристов. Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. В своем аграрном проекте Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Вся обрабатываемая земля в каждой волости делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия». Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его, но он не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать. Землю можно прикупить лишь из второй части земельного фонда. Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, а также безвозмездное отчуждение, конфискация. Таким образом, помещичье землевладение (при полном уничтожении крепостного права!) все же частично сохранялось. Иными словами, Пестель не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам. Считая землю общественным достоянием, Пестель нигде не говорил о выкупе крестьянами той земли, которую они получат от государства после революции в порядке общинной собственности. Помещики получали от государства, а не от крестьян вознаграждения деньгами за отходящую крестьянам землю. Пестель проектировал лишь некоторые виды крестьянских работ на помещика во время переходного периода. Пестель предполагал наличие банков и ломбардов в каждой волости, которые давали бы крестьянину ссуду на первоначальное обзаведение. Пестель – убежденный противник самодержавия, тирании. Самодержавие в России по его проекту решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом. «Русская Правда» провозглашала республику. Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским».[9] Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах. Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения. Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели). Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью. Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания», т.е. местные органы власти, а именно:1) в свое наместное волостное собрание, 2) в свое наместное уездное собрание, 3) в свое наместное окружное ил губернское собрание. В эти три органа власти выборы были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний – «выборные посадники». Окружные наместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече. Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе. Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Никто не имел права роспуска Народного веча, т.к. оно «представляет волю в государстве, душу народа».[10] Державная дума состояла из пяти членов, избранных народным вечем на пять лет. Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами. Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных пределов». Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами.[11] Но не все в программе Пестеля было реалистично. Нельзя, например, было ликвидировать тогда в России сословия. Это привело бы к разрушению социальных структур общества, могло вылиться в развал и хаос. Россия мало была готова к тому, чтобы перестроиться по проекту Пестеля. 3.3. Политическая программа Северного общества. «Конституция» Н.Муравьева Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Классовая дворянская ограниченность сказалась прежде всего в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними».[12] По проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики своих товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |