бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Семь чудес

оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

История возобновления храма и события последующих лет стали

предметом сплетен, пересудов и слухов во всем античном мире. Друзья и

недоброжелатели эфесцев скрещивали словесные копья на площадях...

“После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли

другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав

свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма”,- пишет

Страбон. Его информация шла из благожелательных источников. А вот Тимей из

Тавромения утверждал, как сообщает Артемидор, что “эфесы строили храм на

средства, отданные им персами на хранение”. Тот же Артемидор с гневом

отвергает подобное подозрение. “У них не было в это время никаких денег на

хранении! - восклицает он.- А если бы они и были, то сгорели бы вместе с

храмом. Ведь после пожара, когда крыша была разрушена, кто захотел бы

держать деньги под открытым небом?”

В разгар этих событий к Эфесу подошел Александр Македонский. Он

умел поспевать вовремя. Взглянув на строительство и желая

засвидетельствовать свое уважение святилищу, а заодно и заработать

политический капитал, Александр тут же предложил покрыть все прошлые и

будущие издержки по строительству при одном условии: чтобы в посвятительной

надписи значилось его имя. Положение было деликатное. Как откажешься от

благодеяния, за которым стоят закаленные фаланги македонцев? А любимые

женщины ходят без украшений, да и серебряная посуда продана соседям... Надо

полагать, что в городе лихорадочно шли тайные совещания: как ни хорош

македонец, честь города дороже.

И нашелся один хитроумный гражданин в славном Эфесе. “Александр,

не подобает богу воздвигать храмы другим богам” - сказал он, на что великий

полководец улыбнулся, пожал плечами и ответил: “Ну, как знаете...”

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя

и Скопаса, но еще более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую

очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за

исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала,

была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить

отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую

превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии,

не дошедшая до наших дней,- одна из самых больших и горьких потерь, которые

пришлось понести мировому искусству.

Чтобы загладить обиду, нанесенную Александру, эфесцы заказали для

храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с

молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно,

они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом

(казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору

двадцать пять золотых талантов - пожалуй, за последующие три века ни одному

из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.

Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке

безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погруженных

в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна...

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались

точными. Храм простоял еще половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его

и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий

Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием

храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших

праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена

раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не

желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали

из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не

могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших

святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало

ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против

этого олицетворения прошлого, но храм все еще стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил

следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на

разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И

когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что

спасало храм от гибели ранее. А еще через несколько десятилетий под жижей и

наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где

он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы

отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент

храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожженного

Геростратом.

Галикарнасский мавзолей

Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды.

Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и

украшении их. Лучшие мастера того времени.

Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как

Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд

ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем

думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в

отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме,

говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что

там родился Геродот, писал: ”Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему

народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже

стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на

погребение он установил особый налог... Он ввел налог на волосы. Он накопил

огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев

с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к

семи чудесам света”.

Но в Карии был все-таки один человек, любивший царя,- его родная

сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте)

Артемиссия., и когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер,

Артемиссия была убита горем.

“Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную

любовь,- писал Авл Геллий,- любовь, не поддающуюся описанию, любовь

беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и

проливая над ним слезы, приказала перенести его с невероятной

торжественностью в гробницу, где он и был сожжен. В порыве величайшей

горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь

в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того,

ее пламенная любовь к усопшему выразилась еще иначе. Не считаясь ни с

какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга

замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света”.

Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что

Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы ее

царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной

военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии,

окруженной врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно,

что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола,

ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми

переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее

предположить, что мавзолей начали строить еще при жизни Мавсола и

Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было

занять несколько лет.

В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий

Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и

строительные приемы, несет в себе явное влияние восточной архитектуры -

прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея

оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в

разных районах Ближнего Востока.

Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде

почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей

Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью

5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами

белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху

первого этажа шел фриз - битва эллинов с амазонками - “Амазономахия” работы

великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар,

Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились

жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной

квадригой: в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола

и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих

всадников.

Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого

искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-

настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же

тяжелым и статичным, как персидские гробницы,- в нем больше Востока, чем

Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены

нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три

знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими

колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние -

ионическими.

Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати

пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие

либо меньшие цифры.

Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с

моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами

Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса,

которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.

По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в

Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому

вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все

крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и

обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб,

известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о

последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.

“В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на

родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких

рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно

воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда

Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением

подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из

которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая

глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались дол какой-то пещеры.

Они увидели прекрасную четырехугольную залу, украшенную мраморными

колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами

были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке

виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые

сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим

материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли еще

другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели

четырехугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нем урною.

Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно

светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там

дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой

день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были

разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их

предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и

нашли много драгоценностей...”

Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального

зала мавзолея, сделанного со слов археологов “наоборот” - последних, кто

видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не

осталось.

В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали

внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из

ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб,

сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда

служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и

туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна:

неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.

Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он

приехал в Будрун и после долгих переговоров и множества взяток купил

разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский

музей. Английские ученые по сохранившимся описаниям и отзывам современников

вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса -

“Амазономахии”.

Убедившись в том, что Галикарнасский музей надо искать в Будруне,

сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он

увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену

крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы

крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром.

Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя “ворованные” плиты и статуи.

В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал

искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться

недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда

плиты и глыбы.

За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки

мавзолея, а под слоем земли и мусора - еще четыре плиты Скопаса. Когда же

раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые

на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие

прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти

целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой

позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что

голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряженные

в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-

то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и

снизу.

Колосс Родосский

Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды.

Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители

небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на

истерзанных долгой осадой стенах, смотрели, как скрываются в море корабли

одного из наследников державы Александра Македонского - сына правителя

Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета.

Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привез к городу осадные машины

- последнее слово весьма развитой для того времени военной техники.

Гордость осаждавшей армии была гелеополида - осадная башня с таранами и

перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Гелеополиду,

обитую железом, приводили в движение три тысячи четыреста воинов.

Покидая после неудачной осады остров, Полиоркет бросил на берегу

огромную гелеополиду - это в некотором роде чудо света,- не выполнившую

своего предназначения. Она-то и принесла городу не только выгоду, но и

славу. Купцы, собравшиеся в городе после победы, предложили купить

гелеополиду “на металлолом”, предлагая за железо триста талантов -

сказочную по тем временам сумму. В знак избавления города и на деньги от

продажи башни решено было возвести статую Гелиоса - покровителя Родоса.

Родосцы верили, что остров поднят со дна моря по просьбе этого бога.

Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа.

Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее

до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь в даль. Правда,

такая поза не соответствовала канонам, на Харес понимал, что колосс не

удержится, если бог протянет руку вперед.

Основой тридцатишестиметровой статуи послужили три массивных

каменных столба, скрепленные железными балками на уровне плеч. Основания

столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы

соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный

каркас, который покрыли чеканными листами бронзы.

Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором

искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как

только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали

окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И

только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя,

голову которого украшал лучистый венец.

Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре

молва о нем распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека

сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым

уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение “колосс

на глиняных ногах”.

Родосцы пытались поднять колосса. Известны благородные попытки

соседей помочь им в этом деле. Египетский царь прислал несколько сот

талантов меди и мастеров. Но ничего не вышло.

Так и лежал на берегу бухты колосс - главная туристская

достопримечательность острова. Поверженного гиганта видел Плиний Старший,

приезжавший туда в первом веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то,

что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.

Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В

рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В

римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался

над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу

корабли.

Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году

нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец,

чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил

бронзой 900 верблюдов.

Александрийский маяк

Последнее из классических чудес, так или иначе связанных с именем

Александра Македонского,- Александрийский маяк.

Александрия, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в

дельте Нила, на месте Египетского городка Ракотиса. Это был один из первых

городов эпохи эллинизма, сооруженных по единому плану. В Александрии стоял

саркофаг Александра Великого, здесь же находился мусейон - обиталище муз,

центр искусств и науки. Так вот и прокладывается этимологическая ниточка от

муз к современному слову “музей”. Мусейон - сразу и академия наук, и

общежитие для ученых, и технический центр, и школа, и величайшая в мире

библиотека, в которой было до полумиллиона свитков. Страстный книжник и

тщеславный человек, царь Птоломей II страдал оттого, что в библиотеке не

было некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Он направил

посольство в Афины, чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать.

Спесивые Афины потребовали баснословный залог - 15 талантов, почти полтонны

серебра. Птоломей принял вызов. Серебро было доставлено в Афины, и пришлось

скрепя сердце выполнять договор. Но Птоломей не простил такого недоверия

его библиофильским наклонностям и его честному слову. Он оставил залог

афинянам, а рукописи - себе.

Гавань Александрии, пожалуй самая деловитая и оживленная во всем

мире, была неудобной. Нил несет массу ила, на мелководье среди камней и

мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было

построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии. В 285 году до

нашей эры остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат

Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет:

Александрия была передовым техническим центром и самым богатым города

тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни и

достижения мусейонских академиков. Маяк получился в виде трехэтажной башни

высотой 120 метров (первый и самый опасный “соперник” египетским

пирамидам). В основании он был квадратом со стороной тридцать метров,

первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и

поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым

мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесенной колоннами башне, вечно

горел громадный костер, отражавшийся сложной системой зеркал . Дрова для

костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой,

что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным

постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того,

как тот приближался к городу.

На башне находилось множество остроумных технических

приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.

Маяк был настолько великолепен, что Сострат Книдский, страшась

забвения, пошел на рискованное нарушение указов Птоломеев. В основании

маяка он высек надпись: “Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-

спасителям ради мореплавателей”. Надпись он прикрыл слоем штукатурки, на

которой было вырезано имя Птоломея Сотера. Сострат не надеялся дожить до

того времени, когда осыплется штукатурка, да и не в его интересах было

узнать реакцию правителя на этот поступок. Но в будущем...

Надпись Сострата видели римские путешественники. В то время маяк

еще функционировал. С падением римской империи он перестал светить,

обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго еще стояли стены

нижнего этажа, которые разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины

древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.

Реконструкции Александрийского маяка немного похожи на нью-

йоркский небоскреб Эмапайр Стейтс Билдинг.

Статуя Зевса Олимпийского

Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся

на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания

чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не

святилище, а только статую, стоявшую внутри.

Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест

отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного

своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся

их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов:

всегда найдется добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона,

Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил.

Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.

Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих

братьев и сестер. Аида, Афину, Посейдона...

Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого

события и начинались жертвоприношениями Зевсу.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы

великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но

и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом

Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого

обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами

скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали

скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при

сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды

внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным,

чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в

Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по

описаниям и изображениям на монетах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64

метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров.

Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до

пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой,

теплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал

золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зев

был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к

статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: “Ты

доволен, Зевс?” В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул.

Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами

из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были

расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми

предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами,

рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги

языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на

первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому

удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого

соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V

веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал

добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки

расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто

мотивированный) приписать его существование человеческому воображению.

Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не

сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно

такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные

свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия.

Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его

многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса

- не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии,

привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую

христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно

здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее

по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда

скульпторов и ювелиров и остатки литейного “цеха”. Но самые интересные

находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих

сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там

удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой

кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем,

полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий

изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в

довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко

кувшина, на котором были выцарапаны слова: “Принадлежу Фидию”.

Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам

света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора,

высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в

Индии, Китае,- следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с

лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а

зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных

открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные

росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто

никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала

о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные

капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в

Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...

Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется,

что вряд ли один из ста дожил до наших дней.

К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток

построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и свое время в

высоком искусстве.

И то немногое, что сохранилось до наших дней, дает возможность

представить себе искусство Востока, дает нам право гордиться великими

мастерами прошлого, где бы они не творили - в Индии, Сирии, Японии, Бирме,

Эфиопии...

Список использованной литературы:

1. “Детская энциклопедия”, т. 8, 1968 г.

2. “Большая советская энциклопедия”, т. 37, 1958 г.

3. И. Можейко “7 из 37 чудес”, 1983 г.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.