|
Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.гитлеровской Германией. Опираясь на сознательность, инициативу и организованность трудящихся масс, наше государство проявило себя в войне как наилучшая организационно-политическая форма защиты народа, вынужденного взяться за оружие. Необходимость напряжения всех материальных и духовных сил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить все функции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков. Многогранность функций Советского государства сохранилась и во время войны. Однако соотношение между ними существенно изменилось. Первостепенное значение приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире по содержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства по организации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешное осуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партии и усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организаций трудящихся города и деревни. Выдвижение на передний план военной функции требовало в первую очередь самой напряженной оперативной работы Коммунистической партии, Советского государства и общественных организаций по созданию и развитию большого и хорошо слаженного военного хозяйства. Естественно поэтому, что военная функция нашего государства очень тесно переплеталась с хозяйственно- организаторской его деятельностью, подчиняя работу всех органов и учреждений Советской власти интересам защиты социалистического Отечества. После нападения фашистской Германии на СССР участие всех слоев населения, всех наций и народностей нашей страны в делах государства, и прежде всего в вооруженной защите Родины, стало еще более активным и решающим. Снова подтвердилась мысль В. И. Ленина о том, что рабочий класс, осуществляющий руководство обществом, обладает чудесным средством быстро увеличивать мощь своего аппарата власти путем невиданно смелого вовлечения народных масс в государственное управление. Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительно большие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такие организационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть эти трудности и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим изменения отдельных сторон общественно-политической жизни, относились: создание Государственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставление военным властям особых полномочий в области обеспечения обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности; отсрочка выборов в Советы депутатов трудящихся и народные суды; ограничение принципа коллегиальности в деятельности органов власти и управления; нерегулярное проведение сессий местных Советов; уменьшение гласности в государственной работе. Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения. Все это вызывалось условиями чрезвычайной обстановки, особенно в местностях, объявленных на военном положении. Но частичные ограничения демократизма не исключали необходимого функционирования законодательных, правительственных и судебных органов Советского государства. Высшим органом государственной власти в годы войны, как и в мирное время, являлся Верховный Совет СССР, который, осуществляя законодательную деятельность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственный бюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР, ратифицировал отдельные международные договоры. Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была недостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности Сталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. За время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в 1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 гг. На этих сессиях рассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства, военно-хозяйственные планы и государственный бюджет. Что касается Президиума Верховного Совета, то он издавал указы по вопросам хозяйственной жизни, оборонного строительства и культурно- просветительной работы, давал толкование действующих законов и определял порядок проведения их в жизнь, назначал и освобождал от должности народных комиссаров СССР, определял необходимую реорганизацию наркоматов и ведомств, учреждал военные ордена и медали и награждал ими за заслуги, устанавливал почетные и воинские звания, ратифицировал международные договоры и соглашения, вводил в отдельных местностях военное положение и объявлял, когда это требовалось, общую и частичную мобилизацию. Верховный Совет СССР состоял из 1388 депутатов. В Верховных Советах союзных и автономных республик насчитывалось около 7 тыс. депутатов. Многие депутаты Верховных Советов занимали руководящие государственные посты, а когда началась война, большинство из них ушли в действующую армию. В местностях, не объявленных на военном положении, особенно на востоке страны, сессии Верховных Советов республик и местных Советов созывались более регулярно, здесь продолжали функционировать обычные административные и хозяйственные органы. Однако новые задачи, вставшие перед нашим государством, потребовали значительных изменений в отдельных звеньях его аппарата. Необходимо было перестроить работу государственных органов в связи со свертыванием мирного хозяйственного и социально-культурного строительства и сужением деятельности соответствующих наркоматов и ведомств, упразднением одних из них и созданием других. При этом изменения в государственном аппарате, оформленные и закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во- первых, приспособить органы государства к условиям и задачам войны; во- вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного в ходе войны. Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был образован Государственный Комитет Обороны. Основанием для этого послужила статья 49 Конституции СССР, предоставляющая Президиуму Верховного Совета право объявлять состояние войны в случае агрессии против СССР или в связи с необходимостью выполнить международные договорные обязательства по взаимной обороне от агрессии. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941 г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии и правительством СССР. Государственный Комитет Обороны получил всю полноту власти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные организации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в нашей стране. Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решена при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своих уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды войны. За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни, государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и общественными организациями. В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные комитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе, Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.). Они состояли из председателя (секретарь обкома или горкома партии), заместителя (председатель исполкома облсовета или горсовета), командующего округом (фронтом), члена Военного совета округа (фронта), представителя НКВД. Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местными Советами и общественными организациями. На граждан и учреждения возлагалась обязанность беспрекословно выполнять решения и распоряжения этих чрезвычайных органов военного времени. Совет обороны был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету, он согласовывал свою деятельность с Совнаркомом, который осуществлял над ним общее руководство. ВЦИК и СНК имели право отменять или приостанавливать решения Совета по протесту наркоматов и по своему усмотрению. Взаимоотношения ГКО с верховным органом социалистического государства— Президиумом Верховного Совета СССР — ограничивались представлением ему, для издания соответствующих указов, отдельных важных решений законодательного характера. Отчеты ГКО в верховные органы партии и государства не поступали, а его права и полномочия не были четко определены. В деятельности Сталина, возглавлявшего Государственный Комитет Обороны, допускались серьезные ошибки. Так, в годы войны, вопреки Конституции и с превышением полномочий ГКО и Президиума Верховного Совета СССР, были лишены национальной государственности калмыки, балкарцы, черкесы, чеченцы, ингуши. Сталин, как председатель ГКО, необоснованно отменил социалистическое соревнование в армии, допустил массовые репрессии в отношении военнослужащих, возвращавшихся из вражеского плена. В августе 1941 г. ГКО чрезмерно расширил полномочия Народного комиссариата внутренних дел в области охраны общественного порядка. Этим воспользовалась банда Берия, которая, грубо нарушая социалистическую законность, учинила массовые репрессии над невинными людьми. Известно, например, что в начале войны появился указ об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, сеющих тревогу и панику среди населения. Однако к лицам, подпадавшим под действие этого указа, необоснованно применялся законе наказании за антисоветскую агитацию с контрреволюционным умыслом. Председатель ГКО Сталин единолично санкционировал в 1943—1944 гг. введение чинов и рангов для работников различных ведомств, а также персональных военизированных званий и погон для личного состава железнодорожного транспорта и работников других наркоматов и ведомств. Эти и подобные им ошибочные решения, свидетельствующие о превышении Сталиным своих полномочий, были впоследствии по инициативе ЦК партии отменены. Отсутствие четкого разграничения между функциями ГКО и других государственных органов вело к тому, что и Президиум Верховного Совета созывался на заседания весьма редко, а его указы обычно подписывались лишь несколькими членами Президиума или согласовывались опросным порядком. Даже в последний период войны, когда боевые действия Красной Армии развернулись на территории врага, верховные органы власти созывались нерегулярно. Все это затрудняло мобилизацию широких масс на выполнение государственных решений и мероприятий. Одновременно с чрезвычайными органами нашего государства в годы войны функционировали и его постоянные конституционные органы — Советы и их исполкомы. Однако практическая работа Советов максимально была подчинена задачам ведения войны. Совет Народных Комиссаров СССР, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, во время войны объединял и направлял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции, занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, а также сельского хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок и охрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении, осуществлял общее руководство сношениями с иностранными государствами, руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально- культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета, руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых районах страны. В союзных и автономных республиках высшие органы государственной власти и управления строились и функционировали аналогичным образом. В связи с необходимостью усиленного производства вооружения и создания новой боевой техники перед войной и вначале ее были созданы новые органы по руководству военным хозяйством: наркоматы боеприпасов, вооружения, танковой промышленности, минометного вооружения и их управления на местах. Наряду с этим была значительно изменена структура некоторых существовавших наркоматов и ведомств. Например, в рамках наркоматов путей сообщения, социального обеспечения, торговли, связи, здравоохранения и других создавались военизированные управления и отделы для обслуживания Вооруженных Сил (Управление военно-дорожного строительства, Отдел эвакогоспиталей, Главвоенторг и пр.). Во время войны государство увеличило число управлений и комитетов, организация которых вызывалась преимущественно нуждами военной экономики и задачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главные управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами, лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны, главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучения населения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а на местах — в прифронтовой полосе — эвакуационные комиссии при исполкомах. Функционировали также Государственный комитет по учету и распределению рабочей силы и его местные органы. В результате деятельности всех этих органов, при активном участии трудящихся и их общественных организаций, было налажено материальное снабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большого количества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилось трудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятков миллионов рабочих и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства. В оккупированных районах Советского Союза гитлеровцы чинили массовые злодеяния и грабежи. В связи с этим действовала созданная в ноябре 1942 г. Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, а также ущерба, причиненного ими нашей стране. Коммунистическая партия и Советское правительство еще в ходе войны проявили большую заботу о возвращении на родину советских граждан, насильственно угнанных фашистскими оккупантами в Германию и другие страны. Выражением этой заботы явилось создание органов репатриации. В октябре 1944 г. при правительстве СССР было создано Центральное управление по делам репатриации во главе с уполномоченным Совета Народных Комиссаров СССР. Группы представителей уполномоченного СНК СССР находились во всех европейских странах (за исключением Испании и Португалии), в Египте, Иране и США. Отделы репатриации были учреждены при СНК РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы и при всех действующих фронтах. При областных, уездных и районных исполкомах, территория которых подвергалась вражеской оккупации, были также созданы отделы репатриации и 249 приемно-распределительных пунктов. Заграничные группы и фронтовые отделы репатриации занимались выявлением, материальным и медико-санитарным обслуживанием, а также перевозкой репатриируемых. В обязанности республиканских отделов репатриации и приемно-распределительных пунктов входило бытовое и трудовое устройство советских граждан, вернувшихся в места своего прежнего жительства. Одновременно с работой по возвращению в СССР советских граждан наше правительство в январе 1945 г. возложило на органы репатриации обязанность собирать и отправлять на родину освобожденных Красной Армией из фашистской неволи граждан союзных и нейтральных государств. Для этого были организованы сборные пункты и транзитные лагеря. О масштабах работы наших репатриирующих органов можно судить по следующим данным. К 1 января 1953 г. на родину возвратились 5 457 856 советских граждан. Все расходы, связанные с их репатриацией, Советское правительство приняло на себя. К тому же времени было репатриировано 4059736 иностранных граждан, освобожденных Красной Армией, а также военнопленных фашистской Германии, ее сателлитов и Японии. Затраты нашего государства на их репатриацию составили 2 328 456 200 рублей. В связи с войной перестраивалась работа местных Советов депутатов трудящихся. Под руководством партии они организовывали массы на выполнение задач, связанных с защитой страны. В краях, областях, округах, районах, городах и селах Советы насчитывали более 1 млн. депутатов, которые, работая среди населения, объединяли вокруг себя около 7 млн. активистов-общественников. Сотни тысяч депутатов и несколько миллионов человек из советского актива влились в действующую армию. В районах, не объявленных на военном положении, деятельность местных Советов в основном протекала в соответствии с конституционными нормами. Советы руководили подчиненными им органами управления, обеспечивали охрану общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местный бюджет, содействовали усилению военной мощи государства. Исполнительными и распорядительными органами Советов являлись исполкомы, которые вели всю государственную работу на местах, опираясь на поддержку десятков миллионов граждан. При местных Советах и их исполкомах имелись в соответствии с Конституцией отделы: здравоохранения, культуры, народного образования, социального обеспечения, сельского и коммунального хозяйства, финансовый, дорожного строительства, связи, местной промышленности и торговли. Все они действовали в уменьшенном составе и были превращены в максимально оперативные органы, приспособленные к работе в условиях военного времени. В период войны структура местных органов управления претерпела некоторые изменения. Для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей в прифронтовой полосе и в освобожденных от врага районах при исполкомах Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. При краевых, областных и городских Советах имелись комиссии по трудоустройству инвалидов войны. Одновременно при областных, городских и районных Советах создавались отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы занимались выдачей пособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслуживанием и правовой защитой, устройством детей в детские дома. В местностях, объявленных на военном положении, деятельность Советов во многом регулировалась законами военного времени и осуществлялась в тесном контакте с военными властями. Советы развертывали огромную работу по мобилизации людских и материальных ресурсов, а также финансовых средств. Они помогали военным органам формировать и обучать пополнения для фронта, строить оборонительные сооружения, снабжать продовольствием и снаряжением армию, создавать местную противовоздушную оборону, налаживать всеобщее военное обучение населения. Очень важным участком работы местных Советов являлось руководство сельским хозяйством. В условиях войны значительно повысилась роль сельских Советов в проведении сельскохозяйственных работ. В ряде восточных районов страны перед Советами встали новые ответственные задачи по руководству местным хозяйством и культурным строительством, так как районы с преобладанием сельского хозяйства обогатились промышленностью, а промышленные районы расширили свое сельское хозяйство. Благодаря разносторонней активной деятельности Советов, руководимых Коммунистической партией, наша страна преодолела огромные трудности со снабжением населения, многие миллионы эвакуированных граждан и инвалидов войны были благоустроены. Была предупреждена массовая безнадзорность детей, оставшихся без родителей, успешно проводилась трудовая и военная мобилизация населения, проявлялась большая забота о семьях фронтовиков. Таким образом, все местные советские учреждения как в городе, так и в деревне своей напряженной, кропотливой работой служили делу нашей победы. Деятельность государственных органов в местностях, не объявленных на военном положении, также была перестроена. Она стала более четкой и оперативной, упростилось делопроизводство. Внимание государственных органов сосредоточилось на военно-хозяйственных задачах, в связи с чем |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |